Транспортно экспедиционные

Рынок экспедиторских услуг является ключевой частью рынка транспортного обслуживания. Его главная задача – организация эффективной логистической цепи транспортировки грузов от грузоотправителей к грузополучателям и контроль над передвижением отправлений по всему пути следования.

Содержание

Организация транспортно-экспедиционного обслуживания и ее особенности

Транспортно-экспедиционное обслуживание предусматривает оказание комплекса услуг, осуществляемых при перевозке грузов от пункта отправки к пункту назначения. Сюда же относят и работы, которые могут выполняться до и после транспортировки грузов. Как правило, это:

  • подготовительные работы, включающие упаковку и сортировку отправлений, их взвешивание, а также их временное ответственное хранение
  • анализ транспортных средств и выбор оптимального варианта транспорта, разработка схемы расположения груза, выбор способов крепления
  • погрузочные работы
  • приемка груза в месте отправки, оформление всей необходимой документации
  • непосредственно транспортирование багажа, включая его сопровождение экспедитором
  • разгрузочные работы в точке грузополучателя
  • оформление и прием багажа
  • расчеты за перевозку

Организация транспортно-экспедиционного обслуживания также может включать таможенное оформление багажа и визовое обслуживание, если речь идет о международных перевозках. В круг обязанностей экспедиторов входят и такие услуги, как предоставление информации о местонахождении отправлений, выдача отчетности и других документов, страхование грузов и другие.

Для осуществления транспортно-экспедиционного обслуживания используется автомобильный, железнодорожный, водный, авиа транспорт.

  • Железная дорога – это доступная стоимость доставки, регулярность перевозок, хорошая пропускная способность
  • Морской путь оправдан при осуществлении межконтинентальных перевозок
  • Автомобильный привлекает внимание маневренностью, широким охватом территорий
  • Воздушный отличается дальностью полетов и скоростью доставки

Выбор варианта транспортировки оправления зависит от технических характеристик и особенностей грузов, а также от поставленных задач и ожидаемых результатов.

Транспортно-экспедиционное обслуживание в РФ

В России организация транспортно-экспедиционного обслуживания осуществляется на основе законодательных положений Гражданского Кодекса РФ, а также ряда документов Минтранса РФ. Полноценный рынок транспортно-экспедиционного обслуживания в нашей стране находится на стадии формирования. Пока еще недостаточное его развитие обусловлено рядом факторов, среди которых и недолжное финансирование этого направления, а также некоторые трудности с внедрением новейших разработок прогрессивных технологий, без которых профессиональная организация транспортно-экспедиционного обслуживания невозможна.

Транспортно-экспедиционное обслуживание, перспективы

Одна из главных особенностей функционирования рынка транспортно-экспедиционных услуг в развитых странах – высокая рыночная конкуренция. Поэтому компании, работающие в этом бизнесе, активно внедряют маркетинговые исследования, задача которых – определить факторы, которые помогли бы выжить в таких условиях. Среди таких факторов:

  • доставка груза в точно оговоренные сроки
  • обеспечение его сохранности
  • материально-техническая оснащенность компании
  • предоставление такой услуги, как доставка от двери до двери

Именно эти моменты оказались основополагающими при выборе отправителем грузов транспортно-экспедиционной компании.

Так что отечественным перевозчикам есть к чему стремиться, ведь качественный скачок в этой сфере возможен лишь при современном подходе к организации грузоперевозок в соответствии с высокими международными стандартами и привлечению к этому процессу профессиональных экспедиторов.

Закажите услуги или сообщите о Вашем тендере по нашей электронной почте [email protected]

Или можно написать нам на форму обратной связи и мы свяжемся с Вами в течение суток.

Если Вы предпочитаете общаться напрямую, то можете обратиться по контактам одного из наших филиалов.

Понятие транспортной организации. Виды и место транспортных организаций на рынке транспортных услуг. Экономика транспортной организации – объект, предмет и задачи изучения дисциплины. Нормативно-правовое регулирование деятельности транспортных организаций в РФ.

План:

1.1. Транспортная организация. Транспортная услуга. Виды и место транспортных организаций на рынке транспортных услуг.

1.2. Экономика транспортной организации – объект, предмет и задачи изучения дисциплины.

1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности транспортных организаций в РФ.

1.4. Характеристика ОАО «РЖД» (крупнейшей транспортной компании мира)

Транспортная организация. Транспортная услуга. Виды и место транспортных организаций на рынке транспортных услуг.

Для предоставления услуг по перевозке грузов и пассажиров, а также для оказания различных сопутствующих услуг, оказываемых до, в процессе или после осуществления перевозки, создаются соответствующие организации и предприятия, которые называются транспортными.

Понятие организация в РФ дается в Налоговом кодексе РФ:

«организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации);

Понятие предприятие пришло из делового оборота.

Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект экономики, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Производственное предприятие характеризуется производственно-техническим, организационным, экономическим и социальным единством.

Производственно-техническое единство определяется комплексом средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных производственных процессов, в результате которых используемые на предприятии сырье и материалы превращаются в готовую продукцию (работы, услуги)

Организационное единство определяется наличием единого коллектива и единого руководства, что находит отражение в общей и организационной структуре предприятия.

Экономическое единство определяется общностью экономических результатов работы (объемом реализованной продукции, уровнем рентабельности, массой прибыли, фондами предприятия и т.д.) и главное – извлечение прибыли выступает в качестве основной цели деятельности.

Социальное единство определяется тем, что предприятие – это коллектив людей различной квалификации, связанных определенными социально-экономическими целями и интересами, а извлечение прибыли служит основой для удовлетворения потребностей всего коллектива.

Предприятие – не только хозяйствующий субъект, но и юридическое лицо.

Понятие юридического лица определено в Гражданском кодексе РФ:

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, из определения можно вычленить следующие признаки юридического лица:

· Имеет обособленное имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;

· Отвечает имуществом по своим обязательствам;

· Может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;

· Может нести обязанности;

· Может быть истцом и ответчиком в суде;

· Имеет самостоятельный баланс или смету .

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и действует на основании Устава, Устава и учредительного договора или учредительного договора.

В Уставе отражаются организационная и правовая форма предприятия, наименование, почтовый адрес, предмет и цель деятельности, уставный капитал, порядок распределения прибыли, органы контроля, перечень и местонахождение структурных единиц, входящих в состав предприятия, условия её реорганизации и ликвидации.

В настоящее время часто используют термин фирма. Термин «фирма» широко используется в Западной Европе, США и Японии. Есть множество определений фирмы. Наиболее краткое и четкое определение было дано экономистами К.Р. Макконелли и С.Л. Брю : «Фирма – это организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями».

Возможно использование термина – компания

Компа́ния (фр. compagnie — 1) общество, группа; 2) фирма, рота, экипаж корабля, театральная труппа):

  • Компания — группа людей, проводящих вместе время. См. Общество.
  • Компания — коммерческая организация, основной целью которой является осуществление экономической деятельности (производственной, торговой, посреднической, финансовой, страховой или иной). Компании имеют статус юридического лица. Компании могут включать в себя предприятия (заводы, фабрики, шахты, торговые центры и т.п.).

В настоящее время в России существует множество транспортных компаний, готовых оказать различные транспортные и сопутствующие им услуги .

Транспортная компания – это организация, которая обеспечивает транспортный (перевозочный) процесс как самостоятельно, так и своими подразделениями или согласованно с другими организациями.

В дальнейшем будем использовать термин организация.

Целью функционирования любой организации (фирмы, компании, предприятия), в том числе и транспортной является удовлетворение потребностей общества (для транспортной – в перевозках грузов, пассажиров и багажа) и получение прибыли.

В зависимости от классификационного признака все транспортные организации можно разделить на следующие группы:

Таблица 1.

Классификация транспортных организаций

Классификационные признак Виды фирм (их продукция)
Вид деятельности Перевозка пассажиров, грузов и багажа Оказание различных видов сопутствующих услуг
Форма собственности Государственная Муниципальная Частная Прочие формы собственности
Размер Крупные Средние Мелкие
Уровень регулирования деятельности Объекты федерального значения Объекты регионального значения Объекты местного значения
Организационно-правовые формы Хозяйственные товарищества и общества Производственные кооперативы Унитарные предприятия

В соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ в России установлены три формы собственности государственная (федеральная и субъектов РВ), муниципальная и частная собственность. На рынке транспортных услуг присутствуют все формы собственности. Что касается государственной собственности, то она в большей степени представлена в сегменте железнодорожных перевозок, т.к. созданное в период реформирования железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» является компанией со 100% уставным капиталом, находящимся в собственности государства. По другим видам транспорта основная доля принадлежит частным компаниям.

По организационно-правовым формам наибольшую часть представляют компании созданы в форме открытых обществ с ограниченной ответственностью (ООО), акционерных обществ как открытых (ОАО), так и закрытых (ЗАО). В сегменте автомобильного транспорта, а также в сфере оказания дополнительных и сопутствующих услуг широко представлены индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Причем для развития предпринимательской деятельности на рынке транспортных услуг малым и средним бизнесом Министерством транспорта РФ разработана специальная ведомственная целевая программа «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта» на 2010 — 2012 годы, утверждено распоряжением от 21 июня 2010 г. № ИЛ-48-р. Целью программы является создание благоприятных условий для активизации предпринимательской деятельности в сфере водного транспорта, автомобильного и городского пассажирского транспорта, железнодорожного транспорта; снижение издержек субъектов малого и среднего предпринимательства в области транспорта; повышение доли российских международных перевозчиков – экспортеров транспортных услуг на рынке международных автомобильных перевозок России.

Основным видом деятельности транспортных организаций является оказанием транспортных услуг.

В современном гражданском праве России услуги признаются в качестве одной из ведущих категорий в системе объектов гражданских прав и значение этой категории, особенно в системе рыночных отношений возрастает с каждым годом.

Статья 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав, но определения данному понятию не даёт. Исходя из лексического толкования статьи работы и услуги составляют отдельную группу объектов гражданского права наряду с имуществом. По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, а проявляется в её эффекте.

Законодательное определение услуги дается в статье 38 (п.5) НК РФ – » услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

Одним из видов услуг являются транспортные услуги – услуги по осуществлению перевозки грузов и пассажиров.

Транспортная услуга представляет собой деятельность хозяйствующего субъекта, направленную на изменение местонахождения людей или партий грузов и осуществляемую по предварительному согласию производителя услуги и клиента.

В зависимости от видов транспортных услуг можно привести классификацию транспортных организаций

В первую очередь транспортные организации, которые оказывают все видов транспортных услуг в сфере транспорта общего пользования, которые выполняются и потребляются в соответствии с договорами (контрактами), заключенными между производителями этих услуг (перевозчиков, транспортных агентов и транспортных экспедиторов) и потребителями (пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями).

Все транспортные организации по виду объекта перевозки (грузы или пассажиры) можно разделить на грузовые и пассажирские. Кроме этого существуют транспортные организации, которые осуществляют перевозку как грузов, так и пассажиров.

Грузовые транспортные организации осуществляют: подготовку груза к перевозке, подачу подвижного состава, погрузку груза, оформление перевозочных документов, осуществление перевозки, выгрузка груза и т.п.

Пассажирские транспортные организации осуществляют: подачу пассажирского подвижного состава, обеспечение удобной посадки людей, перемещение пассажиров с необходимым комфортом, организация выхода пассажиров из подвижного состава по окончании поездки и др.

Каждому виду транспорта свойственна определенная специфика организации и обслуживания (предоставления услуг по перевозке) поэтому, по виду грузовые перевозки могут осуществляться организациями следующих видов транспорта: железнодорожного транспорта; автомобильного транспорта; морского транспорта; водного внутреннего транспорта; воздушного транспорта.

Аналогично подразделяются организации, осуществляющие деятельность в области пассажирского транспорта.

Кроме этого все транспортные организации могут выполнять различные сопутствующие услуги:

Они подразделяются на:

· объективно необходимыесопутствующие транспортные услуги, для выполнения железнодорожной перевозки определенного вида, обеспечивающие необходимое количество перемещения необходимого количества груза и определенного количества пассажиров;

· субъективно приемлемыесопутствующие транспортные услуги, для выполнения железнодорожной перевозки определенного вида, обеспечивающие приемлемое качество перевозки (своевременность, скорость, сохранность, экономичность доставки и др.)

· общественно необходимыесопутствующие транспортные услуги, для выполнения железнодорожной перевозки определенного вида, выполняемые по требованию государственных организаций (страхование груза, таможенный досмотр, безопасность окружающей среды и др.).

К Объективно необходимым сопутствующим услугам относят:

· оформление документов, сдача и получение груза – это виды работ, без которых не может состояться процесс перевозки от отправителя до получателя, т.к. в условиях функционирования рынка транспортных услуг, который регулируется, прежде всего, гражданскими правоотношениями, без сдачи груза публичному перевозчику и оформления соответствующих договорных документов перевозка груза железнодорожным транспортом общего пользования не может состояться;

· завоз-вывоз грузов – необходимость вытекает из предыдущего пункта, без доставки груза на указанном транспортном средстве от склада отправителя до станции физически невозможно осуществить перевозку железнодорожным транспортом общего пользования;

· погрузочно-разгрузочные работы.

К субъективно-приемлемым сопутствующим транспортным услугам относят:

  • складские услуги – сортировка грузов, комплектование отправок и укрупнение грузовых единиц, формирование и расформирование пакетов, погрузка грузов в контейнеры и выгрузка из них, маркировка грузов, упаковка, увязка, обшивка грузов, ремонт транспортной тары и упаковки;
  • информационные услуги – уведомление получателей об отправке грузов; уведомление о продвижении и подходе груза; слежение за грузом от отправления до назначения, уведомление грузополучателя или грузоотправителя о подходе автотранспорта; уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю; уведомление о пересечение грузом государственной границы, информация о прибытии груза в порт, уведомление о погрузке груза на борт судна и др.;
  • подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава – очистка вагонов и контейнеров от остатков груза и их промывка, обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования, обеспечение грузоотправителей хлебными щитами, оборудование вагонов печами и другими необходимыми для перевозки и погрузки устройствами и материалами, предоставление запорных пломбировочных устройств и др.;
  • платежно-финансовые услуги – оформление и оплата провозных платежей, сборов, и штрафов, проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов с отдельными станциями, портами и пристанями, оплата за проведение погрузочных и разгрузочных , складских и иных видов работ, выполняемых в начальных, перевалочных и конечных пунктах;
  • прочие услуги – разработка и согласование технических условий погрузки и крепления, контроль комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт контейнеров отправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров, сдача вагонов, контейнеров, складских помещений, земельных участков, погрузочно-разгрузочных площадок в аренду, хранение грузов на складах экспедиторов и др.

К Общественно приемлемым транспортным услугам относят:

  • страхование грузов – в условиях повышенного риска при перевозках транспортом общего пользования необходимым становится не только страхование пассажиров, но и добровольное страхование имущества (грузов);
  • таможенное оформление грузов и транспортных средств – компания ОАО «РЖД» выиграла конкурс на организацию и проведение таможенных работ на железнодорожных пограничных станциях и входных припортовых станциях. С августа 2007 года ООО «Таможенный брокерский центр» является единым железнодорожным таможенным брокером на территории РФ.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Теоретические основы транспортно-экспедиторской деятельности.

1.1 Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности»

1.2 Договор транспортной экспедиции (договор экспедирования)

1.3 Правила транспортно-экспедиционной деятельности

Приложение 1. «Гражданский Кодекс РФ». Часть 2. Глава 41.

Приложение 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

Приложение 3. ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»

Глава 1. Теоретические основы транспортно-экспедиторской деятельности

Интермодальной называется система доставки грузов несколькими видами транспорта. Это происходит по единому перевозочному документу, с их перегрузкой в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца.

К тому же для фирм, нерегулярно занимающихся экспортно-импортными поставками, нецелесообразно создавать собственные службы, которые занимались бы всей транспортной работой:

· проработкой транспортных условий контракта в части выбора наиболее оптимального маршрута перевозки и транспортных средств;

· изучением конъюнктуры мирового транспортного рынка;

· контролем за хранением и перевалкой грузов в портах и на пограничных переходах.

Вся эта работа требует специальных знаний, большого практического опыта и при большой удаленности от портов и пограничных переходах очень дорогостояща.

Выстраивание в логической последовательности договорно-правовых отношений между участниками транспортного процесса в ходе организации и осуществления доставки груза называется договорной логистикой.

Договор транспортной экспедиции или договор экспедирования (спор лингвистов, какой корень в определение термина заложить — латинский или немецкий, еще не завершен) занимает свое определенное, но не первостепенное место в логистической цепи правовых норм, определяющих право распоряжения грузом на пути его продвижения от продавца к покупателю или от поставщика к заказчику (во внутрипроизводственном грузообороте). По этой причине во многих странах экспедиторское законодательство еще формируется.

В товарно-денежных отношениях потребность в приобретении на рынке сервиса транспортных услуг возникает только после заключения между продавцом и покупателем договора купли-продажи товара.

Базисные условия поставки в таком договоре устанавливают, какая из сторон договора, т.е. продавец или покупатель или они оба в последовательности организуют доставку товара от отправителя к получателю. В транспортных условиях договора купли-продажи указываются виды транспорта и транспортных средств, содержится перечень транспортных услуг, которые стороны обязуются приобрести согласно заключаемым договорам перевозки, а некоторые из таких услуг на основе обоюдной ответственности за их цены и издержки оформить договорами об организации перевозок, договорами транспортной экспедиции и заключением хозяйственных сделок. (Например, для оформления передачи груза отправителем перевозчику, для сдачи груза получателю, по обработке груза на терминалах, хранения на складе заключаются договоры с терминалами, со стивидорными и тальманскими фирмами и др.).

Перечень транспортных услуг огромен. Каждая из них имеет свою потребительную стоимость, характеризующуюся ее особым назначением в процессе перемещения товаров, осуществляемого транспортом как отраслью экономики.

Транспортная услуга обладает меновой стоимостью, т.е. способностью обмениваться на другие товары (бартер) и на деньги.

Цена транспортной услуги, соответственно, выступает в виде:

— провозной платы, ставки фрахта, сбора за услугу транспорта необщего пользования (автомобильного, трампового судоходства, чартерного воздушного);

— тарифа на услугу транспорта общего пользования (содержащегося в прейскуранте, тарифном справочнике и др.) — железнодорожного перевозчика, линейного судоходства, регулярной авиации на основе публичного договора перевозки.

Цена транспортной услуги в зависимости от вида рынка, на котором она реализуется, может быть внутренней и международной (статьей «невидимого» экспорта или импорта). Цена услуги увеличивает стоимость товара, существовавшую до его перемещения. Таким образом, чем больше величина цены транспортной услуги, тем выше продажная цена товара.

Условие договоров на транспортные услуги, в отличие от условий договоров купли-продажи товаров, весьма регламентированы и не только нормами национального гражданского законодательства, но и нормами отраслевых Уставов и Кодексов, требованиями международных транспортных конвенций, в которых участвует государство, а также правилами перевозок и хранения грузов, утверждаемых транспортными ведомствами. Такая регламентация договорно-правовой базы на услуги отодвигает на второй план фактор имущественной принадлежности хозяйственных предприятий — производителей транспортных услуг. (В России инфраструктура железных дорог принадлежит государству, в США — находится в частной собственности. Более того, ряд американских дорог — имущество канадских железных дорог. Однако степень государственного контроля за деятельностью железнодорожного транспорта в США ни в коей мере не уступает российской). Сфера пользования государственной и частной собственностью на транспорте определена отраслевыми Уставами и Кодексами.

Транспортные услуги разделяются по сферам их реализации:

— на осуществление процесса физико-географического линейного перемещения транспортного средства с грузом и пассажирами;

— на осуществление процесса точечного стояния транспортного средства с грузом и пассажирами:

— на техническое обслуживание средств тяги и транспортных средств, включая связь и сигнализацию;

— на транспортно-экспедиционное обслуживание перевозимого груза;

— на социальное обслуживание пассажиров и работников транспорта.

На рынке транспортных услуг в каждой отрасли транспорта и в любой стране действуют несколько субъектов права:

— фактический или действительный перевозчик данной отрасли транспорта — любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку груза своим или арендованным транспортным средством;

— договорный перевозчик — любое физическое или юридическое лицо, возложившее на себя обязательство перевозчика, согласно договору перевозки;

— владелец инфраструктуры транспорта — любое юридическое или физическое лицо, имеющее на праве собственности или на иных законных основаниях такую инфраструктуру и предоставляющее услуги по ее использованию на основании любого вида хозяйственного договора, но не договора перевозки;

— приобретатели транспортных услуг:

ь транспортно-технического обслуживания и средств связи, средств тяги, подвижного состава, судов, самолетов и других транспортных средств; услуг пассажирского движенческого и социального обслуживания;

ь транспортно-экспедиционного обслуживания (отправителей и получателей грузов, перевозимых согласно договорам перевозки грузов, а также грузов договорных перевозчиков, перевозимых на основе условий соглашений фактических и договорных перевозчиков о прямых или о смешанных сообщениях);

ь услуг, связанных с производственной кооперацией инфраструктур и перевозчиков транспорта общего пользования и промышленного транспорта.

Производственные и хозяйственные мощности, объекты социального сервиса, обеспечивающие техническое, транспортно-экспедиционное и социальное обслуживание в основном сосредоточены на терминалах.

Наиболее частое определение термина «терминал» — это транспортное предприятие, на территории которого заканчивается одна транспортная сеть и начинается другая, выполняется цикл технологических операций по передаче груза из одного транспортного средства в другое, а также комплекс услуг экспедиционного сервиса и требований к грузу коммерческого и административного характера (таможенная очистка, санитарно-карантинный контроль, страхование и др).

К терминалам примыкают отрасли транспортного обслуживания (сервиса) общего пользования: бункеровочные базы, строительство и ремонт транспортных средств, буксировка, снабженческо-гостиничный сервис, аренда и ремонт контейнеров и др.

Реализация транспортных услуг производится в зависимости от их вида и назначения на локальном, региональном, национальном внутреннем и международном транспортном рынках. На каждом из них фактическому или действительному перевозчику оказывает, как правило, содействие в заключении хозяйственных сделок с владельцами инфраструктуры посредник — транспортный агент, а в оформлении договоров с грузоотправителями об организации перевозок, договоров фрахтования трампового и бронирования линейного тоннажа: фрахтовые брокеры (freight brokers), канвассеры, линейные букировочные агенты, аквизиторы, грузовые агенты ИАТА на воздушном транспорте.

Свои правоотношения перевозчики — принципалы и транспортные агенты строят на основе заключенных между ними агентских договоров в соответствии с нормами Гражданского права (Гл.52 ГК РФ), рекомендациями и проформами договоров агентирования «Федерации национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов» (ФОНАСБА), агентского договора ИАТА. Кодекс торгового мореплавания (КТМ) РФ содержит правовые основы морского агентирования (Гл.XIII) и договора морского посредничества (Гл. XIV).

1.1 Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности»

1.2 Договор транспортной экспедиции (договор экспедирования)

В принципе, законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности в России основывается на положениях Главы 41 Гражданского кодекса РФ «Транспортная экспедиция».

Прошедшие восемь лет ознаменовались дальнейшим становлением экспедиторского предпринимательства в стране, отмеченным созданием в 2001 г. наряду с региональными единой Ассоциации экспедиторов Российской Федерации (АЭР).

С принятием закона экспедитор получил право организовывать перевозки всеми видами транспорта и транспортно-экспедиционное обслуживание, в первую очередь, грузовладельца и защиту его интересов.

См. Правила транспортно-экспедиционной деятельности утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554.

1.3 Правила транспортно-экспедиционной деятельности

— перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договоров транспортной экспедиции);

— требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.

— «Транспортно-экспедиционные услуги» — возмездные услуги, связанные с организацией доставки груза любыми видами транспорта на основании договора транспортной экспедиции.

— составление экономических обоснований транспортно-технологических схем и маршрутов в соответствии с поручениями клиента;

— производство и контроль за экспедиторской (отправительской) маркировкой грузов и пломбированием перевозочных средств, включая контейнеры, а также хладокамер, бункеров и других помещений хранения;

— участие в оформлении документов, связанных со страхованием грузов, коммерческих и других актов в соответствии с установленными формами в случаях прибытия грузов и перевозочных средств с недостачей, порчей или повреждением;

— информирование грузовладельцев о движении грузов;

— производство в установленном порядке переадресовки грузов;

— получение специальных разрешений на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования Российской Федерации в международном сообщении.

Термину «клиент» соответствует его английский эквивалент в договоре транспортной экспедиции — «customer».

— «доставка груза от двери до двери» — условие экспедирования груза, при котором экспедитор принимает груз у грузоотправителя с обязательством передать его грузополучателю под расписку в пункте, указанном клиентом;

Соответственно «транспортно-экспедиционной деятельностью» является предпринимательская деятельность по организации доставки грузов любыми видами транспорта.

— в виде процентной ставки от общей стоимости доставки груза;

— в виде разницы между суммой, выплаченной клиентом экспедитору, и суммой, оплаченной экспедитором третьим лицам при выполнении им договорных обязательств.

Бланк поручения экспедитору предоставляется экспедитором клиенту, который заполняет его и выдает экспедитору. Поручение экспедитору должно содержать следующие основные параметры и условия перевозки груза:

— наименование груза, количество мест, вес груза, объем груза, особые свойства груза (для опасных, скоропортящихся и других грузов, требующих особых условий перевозок);

— перечень прилагаемых к поручению документов.

Выданное экспедитору поручение должно содержать все данные, необходимые для надлежащего его выполнения. За возможные убытки, вызванные предоставлением неправильных или неполных данных, экспедитор ответственность не несет.

Документы обеспечивают защиту экспедитора перед налоговыми и таможенными органами, поскольку оформленный документ выражает собой не только заключение договора транспортной экспедиции, но и его выполнение.

Приложение 1. «Гражданский Кодекс РФ». Часть 2. Глава 41

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Статья 804. Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору

Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

Приложение 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

Постановлением Правительства

от 8 сентября 2006 г. N 554

Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции.

«транспортно-экспедиционные услуги» — услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза;

«клиент» — лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором;

«груз» — любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции;

«грузополучатель» — лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки;

поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции.

Клиент на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с обязательным возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения.

Порядок и условия представления поручения экспедитору и отзыва клиентом выданного поручения экспедитору с использованием средств факсимильной или электронной связи определяются договором транспортной экспедиции.

— согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза, времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой и иных вопросов, необходимых для осуществления перевозки;

— расчеты за перевозку груза с перевозчиками как от имени клиента, так и от своего имени.

— полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя);

Экспедитор в случаях, предусмотренных договором транспортной экспедиции, при приеме груза от перевозчика в пункте назначения участвует в оформлении соответствующих документов.

Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются экспедитором только при представлении клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки.

11 сентября 2006 г.,

Приложение 3. ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»

30 июня 2003 года N 87-ФЗ

О ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Все транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые при перевозках разными видами транспорта, классифицируются по трем критериям: месту, времени их выполнения и виду выполняемых работ.

По месту выполнения различают услуги, предоставляемые на складе грузоотправителя (экспедитора), на станции (порт, пункт) отправления, в пути следования, на станции назначения и на складе грузополучателя (экспедитора).

По временя выполнения различают услуги, предоставляемые до приема груза к перевозке, в процессе (после) приема груза к перевозке, в процессе перевозки, до выдачи груза, в процессе выдачи груза, после выдачи груза.

По виду выполняемых работ можно выделить следующие услуги:

  1. заключение договора перевозки;
  2. предъявление грузов к перевозке на местах общего и не общего пользования станций
  3. заполнение и оформление документов;
  • получение груза на пунктах (место, станция) назначения;
  • завоз груза на места общего пользования пунктов отправления;
  1. вывоз груза с мест общего пользования пунктов назначения;
  2. подача-уборка транспортных средств (вагонов, контейнеров, трюмов судов и др.);
  3. выполнение погрузочно-разгрузочных и складских работ;
  4. информационное обслуживание (информационные услуги);
  5. подготовка к перевозке и дополнительное оборудование подвижного состава;
  6. страхование грузов;
  7. уплата провозных платежей, сборов и штрафов (платежно-финансовые);
  8. таможенное оформление грузов;
  9. прочие виды работ (прочие).

Услуги по заполнению и оформлению документов включают:

  1. заполнение заявок на перевозку груза;
  2. заполнение накладной;
  3. оформление переадресовки груза в пути следования и в пунктах первоначального назначения;
  4. раскредитование перевозочных документов;
  5. Оформление претензии по перевозке к железной дороге

Услуги, связанные с заключением договора перевозки:

  1. представление на железную дорогу заявок на перевозку грузов;
  2. согласование с железной дорогой заявки на перевозку грузов;
  3. получение от железной дороги согласованной заявки и передача ее грузоотправителю;
  4. предъявление накладной железной дороге на визирование;
  5. получение от железной дороги завизированной накладной и, передача ее грузоотправителю;
  6. предъявление накладной железной дороге после погрузки: груза в вагон (контейнер);
  7. получение квитанции о приеме груза к перевозке, от железной дороги и передача ее грузоотправителю.

Услуги, связанные с предъявлением грузов к перевозке:

  • на местах общего пользования станций отправления — сдача груз или контейнера с грузом приемосдатчику; установка запорно-пломбировочных устройств на контейнер;
  • на местах необщего пользования станций отправления — установка запорно-пломбировочных устройств на вагон (контейнер);
  • прием порожних и сдача груженых вагонов приемосдатчику железной дороги.

Услуги, связанные с получение груза на станции назначения:

  1. передача грузоотправителю раскредитованной накладной;
  2. получение у приемосдатчика железной дороги груза (контейнера) на местах общего пользования станции назначения
  3. прием груженых и сдача порожних вагонов железной дороге при выгрузке на местах необщего пользования;
  4. съем запорно-пломбировочных устройств, установленных на.вагоне (контейнере).

Услуги, связанные с завозом груза на места общего пользования станций, включают услуги по доставке грузов автомобильным транспортом от склада грузоотправителя до склада, расположенного на местах общего пользования станции отправления.

Услуги, связанные с вывозом груза с мест общего-пользования станций, включают услуги по доставке грузов автомобильным транспортом от склада, расположенного на местах общего пользования станции назначения до склада грузополучателя.

Услуги, связанные с подачей и уборкой вагонов:

  1. подача вагонов на подъездной пyть грузоотправителя (грузополучателя);
  2. уборка вагонов с подъездного пути грузоотправителя (грузополучателя);
  3. расстановка вагонов по грузовым фронтам;
  4. подборка вагонов для подачи на грузовые фронты.

Услуги, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных и складских работ:

Погрузка и выгрузка грузов из вагонов, контейнеров, автомобилей на складах грузоотправителей и грузополучателей, а также на станциях отправления и назначения;

  1. определение массы груза;
  2. хранение грузов в складских помещениях экспедитора;
  3. комплектование отправок и укрупнение грузовых единиц на складах грузоотправителей и грузополучателей;
  4. формирование и расформирование транспортных пакетов;

Отправительская маркировка грузов:

  1. крепление грузов в вагонах и контейнерах;
  2. упаковка, увязка, обшивка грузов;
  3. ремонт транспортной тары и упаковки.

Информационные услуги включают уведомления и извещения:

Грузополучателя об отправке в его адрес груза; грузополучателя о подходе груза (вагона) к станции назначения;

  1. грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю;
  2. грузоотправителя (грузополучателя) о пересечении грузом государственной границы;
  3. грузополучателя или грузоотправителя о прибытии груза в порт;
  4. грузоотправителя (грузополучателя) о погрузке груза на борт судна и прибытии к месту назначения;
  1. грузополучателя или грузоотправителя о подходе груженого или порожнего автотранспорта;
  2. грузоотправителя (грузополучателя) об обнаружении коммерческих неисправностей в пути следования;
  3. грузоотправителя (грузополучателя) о выполнении в процессе перевозки графика (срока) доставки груза.

Услуги, связанные с подготовкой к перевозке и дополнительным оборудованием подвижного состава:

  1. очистка вагонов и контейнеров от остатков грузов;
  2. обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования;
  3. установка съемного оборудования на вагоне;
  4. обеспечение грузоотправителей необходимыми для погрузки и перевозки устройствами и материалами.

Услуги по страхованию:

  1. подготовка и заключение договора страхования;
  2. оплата страховых взносов;
  3. оформление документов при наступлении страхового случая;
  4. получение страхового возмещения.

Платежно-финансовые услуги:

  1. оформление и уплата провозных платежей, сборов и штрафов;
  2. проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов с отдельными станциями, портами и пристанями за производство погрузочно-разгрузочных, складских и иных работ, выполняемых при отправлении и прибытии;
  3. расчет суммы претензии, проведение расчетных операций, связанных с претензиями;

Выполнение платежей, связанных с таможенными сборами и другими таможенными формальностями.

Услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств:

  1. проведение декларирования грузов;
  2. консультирование грузоотправителей и грузополучателей по вопросам, связанным с декларированием груза или иного имущества;
  3. оформление грузовой таможенной декларации (ГТД) и сопутствующих документов на отправляемый (прибывший) груз.

Прочие услуги:

  1. разработка и согласование чертежей, схем и выполнение расчетов на погрузку и крепление грузов, не предусмотренных техническими условиями;
  2. разработка и согласование местных норм загрузки вагонов;
  3. контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  4. обслуживание и ремонт собственных вагонов и контейнеров грузоотправителей и грузополучателей;
  5. обслуживание рефрижераторных контейнеров;
  6. выполнение работ по обслуживанию, ремонту и контрольным проверкам весовых приборов.

В предлагаемый перечень услуг и их классификацию могут быть включены и другие услуги, связанные с организацией перевозок на железнодорожном транспорте, а также с выполнением начально-конечных операций.

По признаку взаимосвязи с основной деятельностью транспортной организации транспортно-экспедиционные услуги делят на перевозочные и неперевозочные, по виду потребителя — на внешние и внутренние. По характеру деятельности делят на технологические, информационно-справочные, коммерческие, сервисные и организационные.

В свою очередь, технологические услуги включают в себя следующие виды услуг: операции и услуги по переработке и хранению грузов; выполнение ПРР; упаковывание (распаковывание) грузов; маркировка грузов; пломбирование грузов; организация работ по загрузке и (или) выгрузке грузов в контейнеры; пакетирование грузов; взвешивание груза и (или) ТС; пересчет, подгруппировка грузов; сортировка грузов; закрепление, укрытие и увязка грузов (предоставление необходимых для этих целей материалов и приспособлений); хранение грузов, в том числе промежуточное; предоставление складских помещений или открытых площадок для хранения грузов

Услуги, связанные с транспортированием грузов: сбор грузов у грузоотправителей и их доставка на терминал (склад экспедитора); развоз грузов с терминалов (складов экспедитора) грузополучателям; сопровождение груза в пути; проверка соответствия транспортных средств (ТС) и документов требованиям и нормам международных правил и соглашений (Рис. 1).

Рис. 1. Классификация услуг транспортно-экспедиционного обслуживания на предприятии

Операции и услуги по приему и сдаче груза: прием груза со склада или терминала грузоотправителя (перевозчика) с проверкой массы и количества мест, а также состояние груза, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции; сдача груза грузополучателю.

Услуги по оформлению документации на перевозку груза: оформление транспортных и других сопроводительных документов на груз в соответствии с международными нормами и правилами; оформление документов, необходимых для проведения фитосанитарного, ветеринарного и других видов контроля с целью подтверждения экологической безопасности транспортируемого груза; оформление документов, необходимых для перевозки опасных грузов (ОГ); оформление договоров на перевозку с транспортной организацией; выполнение таможенных формальностей при международных перевозках; оформление и предоставление таможенным органам гарантий доставки груза или транзита товаров; подготовка документов и получение лицензий и других разрешений для ввоза или вывоза товаров.

Информационно-справочные услуги могут включать в себя следующее: оказание консалтинговых услуг по различным вопросам доставки груза; предоставление информации о продвижении груза (уведомление о прибытии груза к исполнителю того или иного этапа доставки (на терминал, в порт и т. п.), уведомление об отправке груза в адрес грузополучателя, сообщение о текущем местонахождении груза и ожидаемом времени прибытия, средней скорости доставки груза и т. п.); предоставление информации о состоянии рынка услугах, тарифах и режимах работы других экспедиторов; предоставление консультаций по юридическим, административным и другим вопросам, предоставление информации о наличии груза у грузовладельцев; выполнение рекламы услуг.

Коммерческие услуги включают в себя выполнение следующих основных работ: выполнение расчетов с перевозчиками от имени грузоотправителя или грузополучателя; ведение учета и отчетности для клиента; страхование груза; продажа клиенту тары или упаковки; выполнение функций коммерческого посредника между изготовителями и потребителями, например, выкуп продукции оптом с последующей реализацией ее потребителям; продажа груза, который невозможно было доставить; продажа предупредительных знаков и других вспомогательных средств, необходимых для организации перевозок; установка доставленного получателю оборудования; предоставление в аренду техники.

Организационные услуги, направленные на минимизацию транспортной составляющей в цене товара за счет оптимального выбора маршрута транспортирования и вида (видов) используемого транспорта, могут включать в себя выполнение следующих работ: выбор и расчетное обоснование наиболее рационального способа доставки груза в соответствии с условиями, заданными клиентом; расчет рациональной загрузки ТС, размещение и крепление груза в ПС.

В условиях рыночной экономики эффективность того или иного варианта перевозки является важнейшим принципом выбора основного перевозчика.

Процесс доставки товаров сопряжен с процессом выполнения (помимо «чистой» перевозки) целого ряда работ, операций и услуг, комплекс которых обеспечит эффективное распределение товаров. Главным условием нормального функционирования торговых предприятий является организация транспортных перевозок, хранения товаров. В условиях рыночной экономики успех во многом зависит от стабильной и эффективной работы транспортной системы.

Это прежде всего: 1) ритмичность, регулярность, бесперебойность, надежность и высокая скорость доставки товаров; 2) соблюдение сроков доставки товаров без потерь массы; 3) сохранность качества товара с минимальными затратами на перевозку.

Транспортно-экспедиционные предприятия призваны осуществить задачу такого распределения. Под экспедиционной услугой следует понимать сопутствующие перевозочному процессу операции или работы. Эти операции включают доставку материалов, складирование и хранение, упаковку и агрегирование, а также перевозку любым видом транспорта. Одной из важных функций транспортной службы торговой организации является планирование перевозок.

Договор перевозки груза на предприятии регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов). Он наиболее детально урегулирован транспортным законодательством, но это отнюдь не означает, что он занимает центральное место в системе транспортных договоров. Напротив, при наличии долгосрочного договора об организации перевозок грузов перевозка их отдельной партии выглядит скорее в качестве исполнения (в весьма незначительной части) обязательства, вытекающего из договора об организации перевозок.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату

Форма договора перевозки груза

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза

  • — транспортной накладной,
  • — коносамента или иного документа на груз,
  • — предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК).

Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.

Установленный порядок заключения договора перевозки грузов имеет четко определенную последовательность действий.

  • 1. Заказчик (грузоотправитель) обращается к перевозчику с письменным обращением (заказом) на перевозку груза, которая пишется в произвольной форме. В ней указывается тип груза, его вес, габариты, а также требуемая дата и пункт доставки. В качестве заказчика может выступать как государственная или частная компания, так и отдельное физическое лицо.
  • 2. Перевозчик рассматривает данное обращение и в срок до трех дней обязан принять и переслать грузоотправителю решение в письменном виде о принятии этого заказа или его отклонении с указанием причины отказа.
  • 3. При принятии положительного решения на перевоз груза заказчик и перевозчик определяют и согласовывают условия будущего договора. При этом грузоотправителю при первом требовании представляются разрешительные документы на этот вид деятельности перевозчика (патент), прейскурант цен, порядок и способ оплаты услуг, список предоставляемых для перевозки различных грузов транспортных средств и другие необходимые документы.
  • 4. Оформляется форма договора перевозки грузов на определенный период (обычно сроком на один год) с заполнением всех имеющихся пунктов документа каждой из сторон (в трех экземплярах). В конце договора указываются юридические и домашние адреса, банковские реквизиты участников сделки, указывается дата оформления.
  • 5. Каждой стороной проверяется содержание договора перевозки грузов на соответствие предварительным соглашениям. И только после этого ставится оригинальная подпись заказчика и перевозчика.

В договоре экспедиции участвуют экспедитор и клиент. Основная функция экспедитора заключается в том, что он обязуется за определенное вознаграждение выполнить операции, связанные со сдачей груза органам транспорта в целях его отправки и принятием груза от органов транспорта по его прибытии в пункт назначения.

Основные функции клиента заключаются в предоставлении груза, принятии его от экспедитора после его прибытия и уплате экспедитору соответствующего вознаграждения за оказанные услуги.

Таким образом, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя, грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).

Из приведенного определения договора транспортной экспедиции можно сделать вывод, что это договор консенсуальный, взаимный и возмездный. Его консенсуальный характер заключается в том, что он признается заключенным в момент достижения соглашения между экспедитором и клиентом, а действия по сдаче и отправке, получению и принятию груза, а также расчеты между сторонами совершаются во исполнение уже возникшего обязательства. Взаимность этого договора обусловлена возложением прав и обязанностей на каждую из сторон договора: экспедитор за вознаграждение обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором условий, а клиент имеет право на такое обслуживание за счет оплаты услуг экспедитора.

Возмездность договора экспедиции очевидна, так как из определения договора усматривается, что экспедитор принимает на себя выполнение определенных операций за соответствующее вознаграждение. Особенность отношений, возникающих у сторон при заключении договора транспортной экспедиции, заключается в том, что экспедитор может не иметь лицензию на право осуществления этой деятельности.

Таким образом, экспедитором может быть любое юридическое либо физическое лицо, получившее статус предпринимателя.

Экспедиционные услуги подлежат обязательной сертификации. Объектами сертификации являются процессы предоставления услуг, оказываемых до приема и после выдачи груза, в пути следования при перевозке грузов на различных видах транспорта. Сертификации подлежат транспортно-экспедиторские услуги, к которым предъявляются требования обеспечения безопасности на транспорте, сохранности перевозимых грузов, охраны окружающей среды. Сопутствующие услуги, предоставляемые грузоотправителям, могут подвергаться добровольной сертификации.

Отказ экспедитора от обязательной сертификации экспедиционных услуг, отрицательный результат сертификационных услуг влекут за собой приостановление или прекращение транспортно-экспедиционной деятельности.

Факторы, влияющие на бесперебойность цепи поставок:

  • * наличие товара на оптовом складе, его состояние и подготовленность к перевозке;
  • * состояние (количество) транспортных средств;
  • * готовность потребителя к приемке товара.

Помимо указанной функции в обязанности транспортной службы входит аналитический учет перевозок, который позволяет оперативно отслеживать изменения ситуации на рынке. Аналитический учет призван изучать и решать такие вопросы, как:

  • * динамика изменения объема перевозок;
  • * «сортировка» клиентов на сезонных, постоянных и разных;
  • * составление схем маршрутов к потребителям;
  • * выбор транспортных средств для конкретных перевозок;
  • * группировка потребителей по направлению, дальности и объему перевозок;
  • * анализ изменения себестоимости перевозок (простои и поломки).

Сюда входят также сопряженные операции, такие, как фрахтование судов и расчеты по фрахту, расчетные операции по внешнеторговым контрактам, телексная информация, консультации по расчетным и экспедиторским операциям, таможенное декларирование грузов, выбор маршрута, разработка графика движения и техническое обслуживание транспортных средств, оформление транспортных документов, прием, сдача груза, погрузочно-разгрузочные работы, подъем (спуск) грузов на этажи, информирование заказчика о поступлении в его адрес груза и т.п. Целью этих операций является ликвидация территориального разрыва между производством и потребителем. Они обеспечивают надежную доставку грузов от места производства к местам потребления, перевозку, которая обеспечивает сохранность их потребительских качеств в те места, где они требуются, и тогда, когда они требуются.

Проблема выбора оптимального варианта транспортно-экспедиционных услуг с особой остротой встает на рынке смешанной, междугородной и международной доставки товаров. И прежде всего в тех ситуациях, когда услуги, например, перевозчика или складского терминала хотя и нужны покупателю, но сами по себе в отдельности не представляют ценности для потребителей. И только экспедиторы, объединив эти услуги, выставляют на продажу систему услуг, которая в состоянии удовлетворить реальные потребности покупателя.

К тому же для фирм, нерегулярно занимающихся экспортно-импортными поставками, нецелесообразно создавать собственные службы, которые занимались бы всей транспортной работой:

  • — проработкой транспортных условий контракта в части выбора наиболее оптимального маршрута перевозки и транспортных средств;
  • — изучением конъюнктуры мирового транспортного рынка;
  • — контролем за хранением и перевалкой грузов в портах и на пограничных переходах.

Вся эта работа требует специальных знаний, большого практического опыта и при большой удаленности от портов и пограничных переходах очень дорогостояща.

Эту работу выгодно поручить специальным транспортно-экспедиторским предприятиям (ТЭП), которые могут предоставить «большой комплекс услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию (ТЭО) грузов.

ТЭП, регулярно представляя большое количество грузов, пользуются скидкой за фрахт судов и других транспортных средств, что уменьшает фрахтовые расходы и затраты клиентов.

Этим компенсируется стоимость услуг ТЭП для экспортеров и импортеров.

Транспортное обслуживание определяется как деятельность транспортно-экспедиционных предприятий, связанная с процессом перемещения грузов в пространстве и во времени с предоставлением перевозочных, погрузочно-разгрузочных услуг, услуг страхования и услуг хранения.

Экспедиционное обслуживание является составной частью процесса движения товара от производителя к потребителю и включает выполнение дополнительных работ и операций, без которых перевозочный процесс не может быть начат в пункте отправления, продолжен и завершен в пункте назначения. При экспедиционном обслуживании предоставляются экспедиционные, коммерческо-правовые и информационно-консультационные услуги. Экспедиционные услуги призваны обеспечить эффективную связь между всеми элементами сложной современной инфраструктуры рынка.

Транспортно-экспедиционные предприятия могут выступать своего рода посредниками между организациями и предприятиями такого рода, помогая осуществлять многонациональным компаниям или компаниям, оперирующим на нескольких рынках, эффективную доставку и реализацию их продукции.

В процессе осуществления своей производственной деятельности у предприятия может возникнуть потребность в транспортно-экспедиционном обслуживании на следующих этапах организации их деятельности:

материально-техническое снабжение;

комплектование;

упаковка и пакетирование;

складирование;

учет;

перевозка;

складские операции;

сбыт.

Материально-техническое снабжение предусматривает приобретение оборудования, сырья и прочих материалов, необходимых для успешного выполнения всех функций фирмы. Материально-техническое снабжение может осуществляться с внутреннего рынка и с внешнего, в обоих случаях необходимо изучение инфраструктуры внутреннего и внешнего рынков, возможностей транспорта, связи, информации, коммуникаций. Ввиду постоянно меняющейся ситуации политика закупок регулярно должна полностью пересматриваться. Для компаний, функционирующих на каком-либо одном рынке, это не представляется затратным. Для многонациональных компаний, оперирующих сразу на нескольких рынках, комплексные исследования каждого из них и выработка общей концепции снабжения будут стоить огромных затрат, в то время, как экспедиционное предприятие, согласно своему комплексному функционированию, обладает всей необходимой информацией и может предложить наиболее эффективную, отвечающую современным требованиям и дешевую схему закупок.

Следующий важный комплекс работ транспортно-экспедиционных предприятий — это комплектование, упаковка и пакетирование, в принципе эти операции неразрывны, поэтому эффективно их комплексное выполнение одним предприятием.

Предварительная упаковка играет большую роль и сильно упрощает доставку товаров. Их компактность создает основу пакетирования (превращение множества отдельных небольших упаковок в одну большую) и современной механизированной погрузки-выгрузки, а массовая перевозка в контейнерах обеспечивает экономичность перевозок на дальние расстояния.

Складирование неотъемлемо от доставки по многим причинам. Товары часто производят сезонно, а потребляют непрерывно.

Другие товары изготовляют круглый год, а потребляют в отдельные моменты времени. Примером являются елочные украшения и фейерверк. Третьи могут быть изготовлены порциями, потому что потребность на какой-либо период может быть заготовлена за несколько дней. Почти каждый продукт может потребовать хранения в продолжении. некоторого времени по соображениям, не зависящим от самого продукта (забастовки, транспортные неурядицы или незначительное временное снижение спора). Складирование может включать много типов экспертизы, часто определяемой как «искусство” торговли. Каждый товар обладает своими специфическими свойствами, своими естественными недостатками, которые можно изменять соответствующей обработкой.

Склад существует главным образом как хранилище, где в безопасных условиях находятся грузы, не требуемые в данный момент, но которые понадобятся в будущем. Они, таким образом, сглаживают колебания в потребности и наличии грузов. Эти колебания могут быть вызваны естественными причинами, политическими событиями, коммерческой обстановкой и т.п.

транспортный экспедиционный деятельность груз

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *