Трудоустройство инвалидов

Трудовое законодательство, действующее в нашем государстве, призвано обеспечивать всем гражданам равные права и возможности. Это позволяет реализовать себя в трудовой деятельности такой категории граждан, как инвалиды.

На сегодняшний день существуют государственные программы, позволяющие инвалидам адаптироваться в реальных трудовых условиях. Как правило, когда речь идет о трудоустройстве, это относится к таким категориям, как инвалиды 3-й или инвалиды 2 группы. Могут ли работать люди с данными ограничениями здоровья, во многом зависит от степени ограничения трудоспособности.

Справедливости ради можно сказать, что всем без исключения людям, признанным инвалидами, оказывается государственная помощь, в том числе и финансовая, в виде пенсии по инвалидности и ряда прочих выплат. Но приходится признать, что размер пенсии для этой категории граждан более чем скромный. Это одна из причин, почему большинство людей с инвалидностью принимают решение трудоустроиться. В этом случае нелишним будет знать, какие ограничения существуют для инвалида, желающего найти работу, а также какие права и обязанности имеют работники-инвалиды и можно ли работать со 2 группой инвалидности?

Содержание

Кто признается инвалидом 2-й группы

Согласно действующим законам, инвалидом признают человека, имеющего стойкое расстройство функций организма, в связи с которым имеется ограничение к жизнедеятельности. Человек с ограниченными возможностями приобретает вторую группу инвалидности в случае, если его полноценная жизнедеятельность ограничена по причине нарушений здоровья или у него имеются стойкие расстройства каких-либо функций организма, полученных вследствие травмы или заболевания. Также лицу, имеющему необходимость в реабилитации, мерах социальной защиты присваивается статус инвалида второй группы

Медико-социальной экспертизой (МСЭ) может быть признан инвалидом 2-й группы человек, у которого в ходе освидетельствование выявлены следующие заболевания умеренной степени выраженности:

• Расстройства функций организма, причина которых — физическая неполноценность.

• Нарушения речи, возникшие из-за дисфункции голосообразования или заикания.

• Психические нарушения.

• Поражения системы кровообращения или дыхательной системы организма.

• Сенсорные расстройства, то есть нарушения функций органов чувств.

Инвалидность 2-й группы устанавливается на срок 1 год, в дальнейшем инвалид обязан проходить повторное освидетельствование для определения состояния здоровья.

Бюро МСЭ выдает подтверждающую инвалидность справку с указанием информации о группе инвалидности и заключения о том, можно ли работать инвалиду 2 группы. Людям, имеющим инвалидность, которым разрешено осуществлять трудовые функции без противопоказаний, дополнительно к справке выдается Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) с рекомендациями по организации труда.

Обязанность трудиться: должен ли работать человек с инвалидностью 2-й группы

Люди старшего поколения, разумеется, могут помнить времена, когда обязанность трудиться и приносить пользу государству и обществу лежала на каждом трудоспособном жителе нашей страны. Касалось это и инвалидов так называемых рабочих групп. А как обстоит дело на сегодняшний день? Обязан ли работать инвалид 2 группы и может ли кто-то ограничить в правах неработающего инвалида данной категории?

На сегодняшний день даже при условии, что 2-я группа инвалидности законодательно признана рабочей, то есть предполагает, что инвалид может трудоустроиться, не существует законодательной обязанности работать у человека с ограниченными возможностям. Более того, государством оказывается целый ряд мер социальной помощи для инвалидов, в том числе для людей с инвалидностью 2-й группы. Помощь включает в себя выплату пенсии по инвалидности, пакет льгот на проезд в общественном транспорте, на приобретение необходимых инвалиду медикаментов, возможность санаторно-курортного лечения, а также ежемесячные денежные выплаты из Пенсионного фонда РФ. В дополнение к этим мерам предусмотрены в некоторых субъектах РФ региональные субсидии для инвалидов, а при низком уровне доходов семьи инвалида – субсидии на оплату ЖКУ.

Но приходится признать, что даже оказываемой инвалидам поддержки от государства часто бывает недостаточно для достойного уровня жизни инвалида и его семьи. Зачастую человек с ограниченными возможностями готов трудоустроиться, начать по возможности полноценную трудовую деятельность, согласившись даже с условием, что для этого придется лишиться права на часть льгот и гарантий от государства. Так может ли работать инвалид 2 группы и какого рода ограничения и противопоказания существуют для этой категории сотрудников?

Право трудиться для человека с инвалидностью

Действующее законодательство не просто дает право на осуществление трудовых функций инвалидам 2-й группы. Законодатели предусматривают и тот факт, что граждане, имеющие инвалидность, нуждаются в поддержке и особых условиях труда. Поэтому Трудовым кодексом РФ и законами, касающимися людей с инвалидностью, работающим инвалидам наравне с общими правами предоставляется ряд дополнительных гарантий. Также государством определены льготы на поступление в учебное заведение для инвалидов, желающих получить профессию.

Поддержать конкурентоспособность инвалидов на рынке труда в немалой степени помогает обязанность работодателей создавать квоту приема работников, имеющих инвалидность для приема на работу. На практике это означает, что компании, в которых трудится не менее 35 человек, обязаны заключить договора с работниками, имеющими инвалидность, предоставив им при этом условия труда, соответствующие индивидуальным трудовым рекомендациям МСЭ. Сведения о наличии вакантных квотных рабочих мест работодатели должны ежемесячно предоставлять в базу Центра занятости.

Какие документы требуются при трудоустройстве инвалида 2-й группы

Ещё один вопрос, который часто возникает при трудоустройстве: обязан ли человек с ограниченными возможностями предъявлять документы, подтверждающие инвалидность, работодателю?

Трудовой кодекс, а конкретно статья 65, указывает исчерпывающий список обязательных для трудоустройства документов:

• документ, удостоверяющий личность работника, чаще всего паспорт;

• трудовая книжка (если работник не устраивается в первый раз и не принимается по совместительству),

• СНИЛС;

• документ об образовании, если работа требует специальных профессиональных навыков;

• документ воинского учета (военный билет), только для военнообязанных (и) или подлежащих военному призыву.

Иные документы при трудоустройстве работник предоставлять не обязан. Однако у человека с ограниченными возможностями есть право подтвердить документами имеющуюся инвалидность.

Документы для подтверждения инвалидности при трудоустройстве

Для подтверждения имеющейся инвалидности сотрудник обязан предоставить следующие документы:

• Справку из бюро МСЭ, подтверждающую проведение медико-социальной экспертизы, по результатам которой была установлена группа инвалидности и, если имеется, степень ограничения трудоспособности.

• Индивидуальную программу реабилитации инвалида.

ИПР содержит для работодателя следующую информацию: какие противопоказания предполагает у данного сотрудника инвалидность 2 группы, можно ли работать ему на имеющейся квотируемой должности, нужно ли создание на рабочем месте дополнительных специальных условий или приобретение специального оборудования.

Работодатель обязан соблюсти все указанные в ИПР рекомендации к условиям труда и рабочему месту для работника-инвалида. Очень часто именно требования трудового законодательства к созданию приемлемых трудовых условий для инвалидов являются причиной того, что работодатели не слишком охотно заключают трудовые договора с людьми, имеющими инвалидность. На деле создание условий или оборудование рабочего места, соответствующих трудовым рекомендациям в ИПР, не обязательно будут слишком сложным или дорогостоящим делом. В большинстве случаев речь идет лишь о нескольких не самых затратных мероприятиях, позволяющих облегчить работнику-инвалиду доступ к рабочему месту или снизить воздействие негативных факторов. Например, установка пандусов или установка в рабочем помещении приемлемого уровня освещенности или вентиляции.

Кроме того, сам сотрудник, имеющий инвалидность, имеет право официально отказаться от соблюдения всех или части рекомендаций, указанных в его программе реабилитации.

Можно устроиться на работу на общих основаниях, без справки об инвалидности и ИПР, но при этом все дополнительные гарантии инвалиду предоставляться не будут. Это касается даже тех категорий работников, которые имеют явные признаки инвалидности. В этом случае ответственность, предусмотренная за несоблюдение гарантий и законных прав инвалида, с работодателя снимается.

Но стоит иметь ввиду, что если инвалид 2 группы работает на общих основаниях, без подтверждения существующей инвалидности, законом предусмотрено право в любой момент подать работодателю подтверждающие документы. В этом случае в трудовое соглашение (договор) работника-инвалида должны быть внесены изменения с предоставлением всех положенных по закону льгот и гарантий, а для работника потребуется создать условия труда, соответствующие его ИПР.

Ограничения для человека с инвалидностью 2-й группы

Несмотря на то что люди, имеющие инвалидность, имеют право на трудовую деятельность, всё же работа не должна быть противопоказана инвалиду по медицинским показаниям и состоянию здоровья.

Противопоказания, имеющиеся для трудоустройства человека с ограниченными возможностями, зависят от того, какое заболевание имеют инвалиды 2 группы. Могут ли работать на предлагаемой должности инвалиды, работодатель должен определить, исходя из характера работы и рекомендаций ИПР.

На что должен ориентироваться работодатель, принимая сотрудника-инвалида на работу или отказывая ему, чтобы не нарушить закон? И как самому работнику получить информацию, имеет ли он право претендовать на трудоустройство по какой-либо специальности? Например, может ли инвалид 2 группы работать водителем, грузчиком, мастером ремонтных работ?

Так, например, большие физические и нервные нагрузки, возникновение стрессовых ситуаций при выполнении трудовых функций противопоказаны инвалидам с расстройством органов внутренней секреции, пищеварительной или кровеносной систем, с психическими расстройствами.

Кроме этого, нарушения здоровья, связанные с психическими расстройствами, предполагают запрет на работу, связанную с повышенным шумом, токсическими веществами, опасным оборудованием, активным общением с людьми. Запрещено выполнять работу на высоте, работу в высоком темпе или монотонную, требующую постоянного внимания. Эти ограничения исключают для инвалидности, связанной с психическими нарушениями, работу водителя, выполнение трудовых функций в цехах химических предприятий или на конвейере.

При инвалидности, связанной с заболеваниями зрительного аппарата, работа должна исключать любое перенапряжение зрения, а рабочее место не должно находиться в запыленных или плохо освещенных помещениях. Особое внимание работодателю следует уделить безопасности зрительного аппарата, полностью исключив возможность травматизма зрения.

При речевых нарушениях инвалида запрещено занимать на работы, связанные с постоянным словесным общением с людьми или с подачей речевых команд и сигналов, работы в условиях сильного шума или предполагающих нервное (психическое) перенапряжение.

Работнику-инвалиду с нарушениями слуха полностью противопоказаны виды работ в неблагоприятных климатических условиях, работы, предполагающие постоянное воздействие сильного шума, химических и (или) токсических веществ, вибрации, низкочастотных или высокочастотных звуков, а также работы, требующие наличия хорошего слуха.

Отдельно стоит рассмотреть такое спорное, но довольно часто встречающееся противопоказание, как работа в ночной период. Наличие запрета на данный вид работ или его отсутствие в ИПР является решающим фактором при принятии решения, сможет ли инвалид 2 группы работать сторожем, охранником или вахтером в ночную смену. Это противопоказание указывается инвалидам с расстройствами пищеварительной или дыхательной системы, нарушениями работы органов внутренней секреции и обменных процессов организма, кровообращения.

Часто возникает такой вопрос: при противопоказаниях к работе в ночное время можно ли инвалиду 2 группы работать охранником или сторожем в дневное или вечернее время суток? Сотрудник, имеющий такое противопоказание, может работать в период с 6:00 ч до 22:00 ч, если его рабочее место и условия труда соответствуют всем трудовым рекомендациям МСЭ, указанным в ИПР.

Кроме уже указанных противопоказаний для работы человека с ограниченными возможностями, имеется и ряд других ограничений, которые в зависимости от расстройства здоровья могут иметь работники-инвалиды 2 группы. Могут ли работать сотрудники этой категории на вакантной должности, в первую очередь зависит от степени ограничения трудоспособности, указанной в ИПР.

Степени ограничения трудоспособности

Степень ограничения трудоспособности указывается в справке МСЭ, которой подтверждается инвалидность 2 группы. Можно ли работать, если в данном разделе справки есть указание на степень ограничения?

3-я степень – самая тяжелая. Она присваивается тем людям с ограниченными возможностями, которые по решению комиссии МСЭ не имеют возможности трудиться. Принимать на работу официально сотрудника, имеющего справку с указанием 3-й степени, незаконно, вне зависимости от желания самого работника. По этой причине 3-я степень вызывает немало споров. Правозащитные организации настаивают на том, что ограничения такого типа дискриминируют людей, имеющих инвалидность, лишая их не только права на труд, но и поддержку Центра занятости.

2-я степень ограничения трудоспособности предполагает выполнение трудовых функций в условиях созданных с учетом рекомендаций ИПР или (и) на специально оборудованном рабочем месте, с применением дополнительных средств или оборудования. Определить, может ли работать инвалид 2 группы 2 степени на предлагаемой ему должности, можно, руководствуясь графой «Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда» в Индивидуальной программе реабилитации. Заключение трудового договора с сотрудником-инвалидом, имеющим данную степень ограничения, накладывает на работодателя обязанность создать трудовые условия для этого работника в строгом соответствии с ИПР. Исключение составляют только случаи, когда инвалид добровольно в письменной форме отказывается от части условий.

Самая «легкая» степень ограничения – первая – устанавливается для работников-инвалидов, которые способны выполнять трудовые функции без специальных условий, но с уменьшением объемов профессионально-производственной деятельности и (или) со снижением квалификации. Также к 1-й степени относятся случаи, когда работник не имеет возможности выполнять работу по своей профессии.

В случае если инвалиды 2 группы могут работать без ограничений, в данном разделе справки МСЭ об инвалидности делается отметка «Не имеется».

Возможно ли изменить степень ограничения трудоспособности

Можно ли работать со 2 группой инвалидности, зависит в первую очередь от присвоенной степени ограничения трудоспособности. Но всегда ли 3-я степень, особенно присвоенная бессрочно, будет означать, что у человека с ограниченными возможностями нет шанса трудоустроиться официально? Могут ли при желании изменить степень ограничения трудоспособности инвалиды 2 группы? Могут ли работать, например, на специально оборудованном рабочем месте и (или) при создании необходимых трудовых условий?

Даже бессрочно установленная 3-я степень ОСТД не обязательно является для инвалида «окончательным приговором». 3-ю степень ОСТД можно изменить на 2-ю, обратившись в бюро МЭО с заявлением. Для этого необходимо:

• Получить направление на МСЭ (форма 0-88/у) в поликлинике.

• С направлением обратиться в бюро МСЭ, приложив заявление на имя руководителя данной организации. В заявлении необходимо поставить отметку о том, что освидетельствование проводится с целью разработки и выдачи Индивидуальной программы реабилитации инвалида. Обязательно следует указать в графе «Другое» просьбу изменить 3-ю степень ОСТД на 2-ю степень ОСТД.

По результатам проведенного освидетельствования комиссия МСЭ может принять решение об изменении 3-й степени ОСТД на 2-ю степень и выдать рекомендации в ИПР или отклонить данную просьбу.

Как может отразиться официальное трудоустройство на пенсии по инвалидности

Имеет ли право инвалид 2 группы работать по трудовому договору, получая при этом пенсию по инвалидности и прочие выплаты в том же размере, что и до трудоустройства? Пенсия, назначенная инвалиду 2-й группы, после трудоустройства не будет отменена или уменьшена. Но изменения могут коснуться других выплат. Например, некоторые виды региональных субсидий или субсидии на жилищно-коммунальные услуги могут быть отменены в связи с улучшившимся материальным положением инвалида и членов его семьи. Отмена обязательно коснется и доплаты к пенсии до размера прожиточного минимума, если такая имелась, и пенсии по безработице.

Льготы для работающего инвалида

Получение всех положенных по закону льгот напрямую зависит от того, устраивались ли работать инвалиды 2 группы официально, с предоставлением работодателю всех документов, подтверждающих инвалидность.

Наряду с общими правами и гарантиями, для работника-инвалида трудовое законодательство предусматривает ряд дополнительных льгот:

• Сокращенная продолжительность рабочего времени.

• Противопоказания к работе в ночную смену.

• Запрет на привлечение к любым видам сверхурочной работы без официального письменного согласия.

• Ограничение на привлечение к работе в выходные и праздничные дни для сотрудника, имеющего инвалидность. Можно ли работать инвалиду 2 группы в праздничные или выходные, определяется только в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья работника.

• Ежегодный отпуск на период от 30 календарных дней.

• Право на ежегодный отпуск без сохранения заработной платы на срок до 60 дней.

Кроме того, работник-инвалид, устраиваясь на вакансию, выделенную по квоте для инвалидов, может претендовать на трудоустройство без прохождения испытательного срока. При расторжении трудового договора (увольнении) инвалиду 2-й группы также предоставляются дополнительные гарантии.

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара.

Большое количество инвалидов в нашей стране неизбежно создает проблемы их трудоустройства и занятости, в силу разных обстоятельств. В первую очередь это отсутствие физической способности осуществлять некоторые функции, присущие здоровому человеку.
В соответствии со ст. 1, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В толковом словаре даются их следующее понятие трудоустройства:
Трудоустройство – «устройство кого-нибудь на работу, содействие в таком трудоустройстве”.

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и не менее важной. Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов к их различным видам. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает «ненужными” огромное количество людей.

Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности. Она не только является способом экономически обеспечить своё существование, но и возможностью реализации своих способностей, в том числе и творческих. Трудовая деятельность является фактором приобщения человека к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На сегодняшний день в обществе существует определённый стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако нельзя забывать о том, что среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми.

Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

Причинами инвалидности признаются:
1. Общее заболевание
2. Инвалидность с детства
3. Трудовое увечье
4. Профессиональное заболевание
5. Заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий.
6. Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте.

Отклонения от нормы в жизнедеятельности инвалида разнообразны. Среди них: нарушение двигательной функции, нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии; нарушение зрения, слуха ,обаяния или осязания; Психические расстройства, нарушение памяти, внимания, речи, мышления.

Каждое ограничение имеет свою степень выраженности:
1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности.
2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств.
3 степень – неспособность к трудовой деятельности.

Критерием для определения группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты и помощи.
Для установления первой группы инвалидности – способности третьей степени. Для второй группы – способности второй степени. Для третьей группы – способности первой степени.

Работодатели часто отказываются принимать на работу инвалидов: в связи с лишними затратами; психологическими особенностями инвалидов, а также в связи с необходимостью лечения. Так же важным фактором является отсутствие возможности привлечения к дополнительным. Отсутствие желания понять проблемы людей, имеющих инвалидность и войти в их ситуацию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения.

В Российской Федерации решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением проф. ориентационных услуг и проводит ознакомление с имеющимся банком вакансий. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить «Индивидуальную программу реабилитации” при условии отсутствия у него третьей степень ограничения к трудовой деятельности.

Человек, имеющий инвалидность обладает рядом психологических факторов, отражающих его положение на рынке труда, а также формирующих их отношение к обществу. Инвалиды относятся к категории мало мобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, по причине имеющихся недугов и в результате неприспособленности к окружающей среде. Важную роль играет отсутствие специализированного оборудования для инвалидов, разрыв привычного общения. Это влечёт за собой ряд последствий, а именно, наступление одиночества, возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменения в поведении.

Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Инвалид, имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства. Поэтому, инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1) Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение минимального количества специализированных рабочих мест для них;
2) Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
3) Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;
4) Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям.
Для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные рабочие места со специализированным техническим оснащением с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия:
1. Профориентация;
2. Психологическая поддержка профессионального самоопределения;
3. Обучение или переобучение;
4. Повышение квалификации;
5. Содействие трудоустройству;
6. Квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,
7. профессионально-производственная адаптация.

Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. Если доступ инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью будет ограничен, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества.

Для инвалидов, которые не способны участвовать в основном процессе занятости создаются специализированные предприятия. В России в настоящее время существует около 1,5 тысяч таких предприятий. Специализированные предприятия обычно предназначены для определенных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма: нарушение зрения, умственного развития и двигательного аппарата. Однако трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению занятости инвалидов.

Инвалиды зачастую опасаются перемещения на основной рынок труда из-за возможной неудачи в трудоустройстве на обычные не специализированные профессии, после чего перед ними вновь встанет проблема получения специализированной работы. К тому же инвалиды бояться потери определенных льгот, которые они получают, работая на специализированном предприятии. Работники специализированных предприятий зачастую становятся важной рабочей силой , обладают высоким профессионализмом и положительно влияют на производительность, доходы и прибыль предприятия в следствии чего руководители таких предприятий обычно не хотят отпускать работников. Целью руководителей специализированных предприятий может являться достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в сохранении этих рабочих, какой бы ни была их производительность.

Таким образом можно сделать вывод: трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности. Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.

Обязанность работодателя принять на работу инвалида

В России трудоустройство инвалидов – дело проблематичное. Руководители организаций обычно ссылаются на различные негативные моменты, касающиеся обеспечения им особых условий, на присутствующие риски и т. п. А некоторые просто не знакомы с порядком трудоустройства этой категории граждан и отказывают им по иным причинам.

Однако многие работодатели попросту забывают о том, что отказ в трудоустройстве инвалиду по причине его физического недостатка является недопустимым, о чём прямо говорится в ст. 64 ТК РФ. Единственной причиной для отказа может стать недостаточный уровень профессиональной подготовки. Если инвалид обладает необходимым для работы уровнем знаний и навыками, работодатель обязан принять его на работу.

Инвалиду–претенденту на вакансию в случае отказа в заключении с ним трудового договора предоставлено право требовать от работодателя обоснования причин отказа в письменной форме. В случае несогласия с выводами работодателя за инвалидом сохраняется право на обращение в суд. Результатом обжалования решения работодателя может стать понуждение последнего к заключению трудового договора с гражданином, имеющим ограниченные физические возможности.

Обсуждая данную тему, стоит вспомнить и о положениях ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. В ст. 21 закреплена обязанность работодателей, в компаниях которых численность сотрудников превышает 100 человек, осуществлять трудоустройство инвалидов согласно предусмотренной в субъекте квоте. Эта квота может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности сотрудников организации. Что касается обязанности соблюдения квоты (действующей в конкретном территориальном образовании), то она ложится на все предприятия вне зависимости от формы их собственности.

Помимо этого, вышеназванный закон указывает, что субъекты РФ вправе устанавливать собственные квоты по трудоустройству инвалидов для предприятий, имеющих численность работников от 35 до 100 человек. В этом случае нужно сказать о том, что далеко не во всех территориальных образованиях на сегодняшний день разработаны и действуют правовые акты такого рода.

Что касается объединений инвалидов или предприятий, созданных ими (когда уставный капитал состоит из взносов общественного объединения инвалидов), у таковых обязанность по соблюдению квоты отсутствует.

Какие есть специальные рабочие места для людей с ограниченными физическими возможностями?
Помимо того, что работодателю законодательно вменяется в обязанность принятие на работу граждан с ограниченными возможностями, для него еще устанавливается обязанность соответствующим образом оборудовать рабочие места для данной категории лиц.
Согласно ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодателю надлежит создать специальные рабочие места, приспособленные для работы инвалидов.
Специальным рабочим местом считается то, в отношении которого работодателем были приняты дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию оборудования, дополнительного технического и организационного оснащения приспособлениями, позволяющими работнику-инвалиду осуществлять трудовую функцию, несмотря на какие-либо нарушения.

Подчеркнем, что технические и организационные приспособления, как и оборудованные рабочие места, должны соответствовать основным требованиям, которые разработаны федеральным органом исполнительной власти. Речь идет об органе, осуществляющем функции по выработке и реализации госполитики в сфере правового регулирования труда и соцзащиты россиян.
Помимо того, согласно положениям ст. 23 указанного ранее закона необходимые условия труда на предприятии (вне зависимости от формы его собственности) должны создаваться с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Особенности трудовых правоотношений с инвалидами
В ст. 23 федерального закона № 181-ФЗ указывается на то, что установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах с инвалидами условий труда, ухудшающих положение работника с ограниченными физическими возможностями по отношению к другим работникам предприятия недопустимо. Так, например, запрещено устанавливать во внутренних соглашениях пониженный размер зарплаты, уменьшать продолжительность ежегодного отпуска, создавать неблагоприятный режим труда и отдыха и т. д.

Не стоит забывать и о том, что для работников с ограниченными физическими способностями законодательно закреплены и дополнительные гарантии, имеющие место при трудоустройстве инвалидов. К таковым относятся:
— Меньшая продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II групп. На основании ст. 23 упомянутого закона и ст. 92 ТК РФ для данной категории граждан гарантируется 35-часовая рабочая неделя, без какого-либо снижения зарплаты.
— Инвалидам всех групп устанавливается увеличенный основной ежегодный отпуск, составляющий 30 календарных дней (ст. 23 ФЗ № 181).
— Вне зависимости от группы инвалидности каждый гражданин с ограниченными физическими возможностями осуществляет трудовую деятельность, дневная (сменная) продолжительность которой не превышает норматива, установленного в его медзаключении.

Законодатель предоставляет работнику с ограниченными физическими возможностями право воспользоваться дополнительным отпуском без сохранения зарплаты, суммарная продолжительность которого в год не должна превышать 60 календарных дней.
Инвалидам предоставлена возможность отказа от сверхурочных работ. Несмотря на то что в соответствии со ст. 99 ТК РФ у работодателя в определенных случаях имеется право привлекать работающих на предприятии лиц к работам такого рода, в т. ч. и без их согласия, на инвалидов это правило не распространяется. При любой ситуации привлечение работника с ограниченными физическими возможностями к сверхурочной работе допустимо только с его письменного согласия и только в том случае, если он под расписку был уведомлен о своем праве отказа.

Инвалиды могут отказаться и от работы в ночное время. Ситуация аналогична предыдущей: привлечь к работе в ночные часы инвалида можно только с его письменного согласия и только после ознакомления его под расписку с имеющимся у него правом отказаться от выполнения таких работ.
Более того, и в этом, и в предыдущем случае привлечение инвалидов к работам такого рода возможно только в случаях, когда они не запрещены работнику с ограниченными физическими возможностями в соответствии с имеющимся у него медзаключением.

Каковы дополнительные гарантии лицам с ограниченными физическими возможностями?
Из всего вышесказанного напрашивается закономерный вывод относительно того, что в трудоустройстве инвалидов есть свои особенности. Но помимо перечисленного ранее законодательно предусматриваются дополнительные гарантии для некоторых категорий лиц с ограниченными физическими возможностями в случае их сокращения.
В соответствии со ст. 178 ТК РФ преимущественное право на сохранение за собой рабочего места в период сокращения имеют:
— инвалиды ВОВ;
— лица, ставшие инвалидами во время участия в боевых действиях по защите Отечества.
— лица, получившие инвалидность ввиду воздействия радиации во время чернобыльской катастрофы из числа тех, кто принимал участие в ликвидации ее последствий;
— военнослужащие, военнообязанные и сотрудники ОВД и Государственной противопожарной службы, привлеченные к ликвидации последствий катастрофы (причем не имеет значения, в каком месте дислоцировалась часть и какие именно работы выполнялись этими лицами);
— лица, эвакуированные из зон отчуждения/отселения либо выехавшие из указанных зон самостоятельно после принятия решения о проведении эвакуации граждан, при условии что до своего отъезда они столкнулись с воздействием радиации, ставшим причиной их инвалидности;
— доноры, пожертвовавшие костный мозг для спасения людей, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы (в этом случае не имеет значения, сколько времени прошло с момента трансплантации органического материала и когда наступила инвалидность лица, связанная с таким донорством);
— лица, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации при аварии 1957 года на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча, который сопутствовал аварии.

Отметим, что преимущественное право сохранить рабочее место также распространяется на членов семей таких инвалидов и на семьи, потерявшие кормильца из числа указанных лиц с ограниченными физическими возможностями, если их смерть явилась следствием вышеназванной аварии и сброса радиоактивных отходов.

Изменения в законодательстве
Говоря о соцзащите инвалидов, стоит упомянуть про последние изменения в законодательстве, внесенные законами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 № 419-ФЗ и «О внесении изменений в ст. 169 ЖК РФ и ст. 17 ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ»» от 29.12.2015 №399-ФЗ. Данные изменения, в первую очередь, направлены на обеспечение доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями.

На предприятия всех форм собственности теперь возложена обязанность по обеспечению:
свободного доступа инвалидов;
— свободы в получении информации;
— оказания помощи инвалидам при получении услуг и приобретении товаров.
Если говорить об изменениях в Жилищном кодексе, то они затрагивают вопросы предоставления инвалидам I и II групп, а также детям-инвалидам и семьям, в которых они проживают, субсидий на оплату капремонта общего имущества в многоквартирном доме в размере, не превышающем 50% минимального размера взноса за капитальный ремонт дома, установленного за 1 квадратный метр жилой площади и действующего на территории соответствующего субъекта РФ.

Юрист Вячеслав Егоров

Нередко люди с ограниченными возможностями и присвоенным статусом инвалида проявляют желание к трудовой деятельности. Официально по законодательству РФ только 3 группа считается рабочей, а 1 и 2 нетрудоспособными. Однако это не значит, что законы Российской Федерации ограничивают желание и возможность трудоустройства инвалидов с 1 и 2 степенью в ту или иную организацию. Тем более, что сегодня существует множество направлений деятельности, в которых физические возможности не имеют значения, а также есть большое количество вакансий для удаленной работы из дома.

Законодательная база

В первую очередь при трудоустройстве инвалидов нужно обратиться к ТК РФ (статья 64), где четко прописано, что любая организация не имеет права отказывать им в рабочем месте по следующим причинам:

  • национальность/раса/оттенок кожи кандидата;
  • возраст/пол будущего сотрудника;
  • место жительство;
  • другие причины, которые не связаны с трудовыми характеристиками кандидата.

Состояние здоровья относится как раз к последнему пункту, то есть при наличии необходимых знаний, умений и навыков для данного рабочего места, кандидат с инвалидностью считается таким же полноценным претендентом на место работы, как и другие люди.

При отказе руководителя о приеме на работу по вышеперечисленным причинам его ждет административный штраф в размере 2-3 тысяч рублей.

Дополнительно для защиты интересов этой категории граждан создан федеральный закон №181 «О соцзащите инвалидов РФ», который гласит, что в различных организациях должна существовать определенная квота рабочих мест для занятости людей с ограниченными возможностями. От этих требований свободны лишь организации, непосредственно созданные инвалидами, а также небольшие компании с численностью сотрудников не более 35 человек или те, которые непосредственно связаны с инвалидными сообществами и объединениями.

Контролируют данные квоты региональные ЦЗН, через которые как инвалиды рабочей 3 степени, так и признанными нерабочими 1 и 2 группы, могут обратиться за направлением на работу на предприятии.


В Центре занятости, зачастую проходит профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов непосредственно на те вакансии, для которых проводилась данная подготовка граждан

То есть, можно сказать, что занятость людей с ограниченными возможностями при достижении ими 18 лет проводится на общих основаниях. Помимо этого существует определенная квота для приема на работу инвалидов для социальной поддержки этой категории граждан.

Процесс и особенности трудоустройства

Несмотря на огромное количество свободных вакансий на бирже труда, работодатели на практике берут инвалидов, особенно с нетрудоспособными группами, крайне неохотно. В Москве насчитывают более 1 миллиона трудоспособных инвалидов, однако из них имеют места работы менее трети.

Поэтому на практике основная задача по трудоустройству инвалидов и расчет квоты ложится не на организации региона напрямую, а на рабочие места, предоставленные для них через Центры Занятости населения. Таким образом, если у инвалида возникли проблемы при самостоятельном поиске свободной вакансии, он может рассчитывать на предложенную ЦЗН работу по квоте.

Для того, чтобы встать на учет и получить возможность обучения и поиска дальнейшего варианта трудоустройства в Центре, необходимо подготовить ряд бумаг.

К ним относятся следующие документы:

  • паспорт;
  • диплом об образовании или школьный аттестат при отсутствии специального среднего или высшего образования;
  • всевозможные сертификаты и документы, подтверждающие прохождение дополнительных курсов, семинаров и других обучающих мероприятий;
  • трудовую книжку или иные сведения о предыдущих местах работы, если таковые были;
  • ИНН;
  • медицинский полис;
  • СНИЛС;
  • пенсионное удостоверение, справка или другой документ, подтверждающий прохождение медицинской экспертизы и присвоение статуса инвалидности.

Обычно уже в ходе первого приема в ЦЗН граждане получают консультацию и исчерпывающую информацию о перспективах дальнейшего трудоустройства, а также получают профессиональные рекомендации от сотрудников Центров о прохождении предоставляемых курсов переподготовки или получения дополнительного обучения в рамках государственной помощи для инвалидов.

Договор с инвалидом

Трудовой договор, заключаемый между работодателем и сотрудником с инвалидностью, строится на общих основаниях, однако имеет некоторые специфические особенности.

Например, для инвалидов 3 степени прописывается исключение возможности работы в опасных и вредных условиях труда и отсутствие большого количества командировок. Для инвалидов 1 и 2 группы дополнительно предполагается уменьшение количества рабочего времени до 35 часов в неделю, при этом их ежемесячная заработная плата остается неизменной. Также для работодателя становится невозможным вызов данного работника в праздничные и выходные дни.

Ежегодный отпуск для инвалидов рассчитывается по отдельным нормам (30 оплачиваемых дней и до 60 неоплачиваемых организацией, но идущих в стаж, отпускных дней в году). Испытательный срок людям с ограниченными возможностями предлагать не принято, они трудоустраиваются сразу с первого дня на общих условиях трудового договора.

Льготы для работодателей

При предоставлении места инвалиду в организации и заключении с ним трудового договора работодателю положены определенные льготы. Он направляет все положенные документы о занятой вакансии в ФСС и налоговую службу, после чего получает возможность послабления на налоговые взносы.


Отчисления в Фонд Социального Страхования снижаются только при условии того, что на работу приняты инвалиды 1 или 2 группы

Однако на практике работодатели в один голос твердят о том, что предлагаемые государством налоговые льготы и уменьшение страховых взносов для них практически не ощутимы, значит, мотивацию организаций для приема на работу людей с ограниченными способностями нельзя назвать достаточной.

Если дополнительные меры по стимуляции работодателей в этой сфере не будут вводиться, то ситуация в стране не поменяется еще на протяжении долгого времени.

Более того, при принятии инвалида на работу на руководителя ложится обязанность по адаптации рабочего места для человека с ограниченными возможностями. После проведения этих мер и выполнения всех условий комфорта будущего сотрудника можно добиться от Минздрава финансовой помощи на данные мероприятия (от 30 до 50 тысяч рублей).

Для дополнительной защиты граждан с инвалидностью в 2019 году разработан законопроект, касающийся работодателей, которые по тем или иным причинам не предоставляют необходимое квотирование, а значит, по сути отказывают инвалидам в трудоустройстве. По данному проекту для них вводятся новые правила и компенсационные выплаты в Фонд Содействия Трудоустройству инвалидов, который по совместительству будет располагаться в нынешних ЦЗН. Рассчитывать конечную сумму выплат будут в каждом регионе по отдельности, пока озвучена только минимальная выплата – 7 800 рублей.

Центры занятости должны будут предоставлять данные о всех уплативших обязательные платежи организациях. Предполагается, что данный закон вступит в силу с начала 2019 года.

На сегодняшний день ситуация с трудоустройством инвалидов в РФ довольно спорная – с одной стороны, безработных граждан с ограниченными возможностями очень много, с другой стороны, работодатели не чувствуют мотивации и желания брать ответственность за таких особенных работников. В результате, несмотря на наличие квот на рабочие места для инвалидов и обязательства организаций перед государством на их занятость, на всей территории страны наблюдаются проблемы в данном направлении.

Инвалиды в Российской Федерации считаются одной из наиболее незащищенных категорий граждан, поскольку они в силу ограниченных физических возможностей не могут полноценно реализовать свои права и наладить жизнь.

В этих целях законодательством предусмотрен закон о защите прав инвалидов, нарушение норм, которого влечет за собой ответственность. В данной статье мы рассмотрим, каким образом осуществляется социальная защита прав инвалидов, и как можно ее реализовать.

Федеральный закон 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: новые постановления и поправки

Федеральный закон №181 определяет политику государства в сфере социальной защиты инвалидов, целью которой является реализация прав данной категории лиц.

Согласно Конституции РФ «инвалид» — это лицо, которое имеет стойкие нарушения здоровья, вызванные травмами или патологиями, приводящие к ограничению полноценной жизнедеятельности и требующие необходимость в социальной защите.

Федеральный закон о защите прав и свобод лиц с ограниченными возможностями состоит из следующих глав:

  1. Общие положения – статьи с 1 по 6.
  2. Освидетельствование – статья 7 и 8.
  3. Реабилитация – статьи с 9 по 12.
  4. Обеспечение нормальной жизнедеятельности и достойного уровня жизни – статьи с 13 по 32.
  5. Общественные организации людей с ограниченными возможностями – статья 33 и 34.
  6. Заключение – статья 35 и 36.

Данный закон в РФ был принят в 95 году, с того времени в него внесено большое количество поправок. Рассмотрим их:

  • дано новое определение понятия «инвалид»;
  • введены понятия о защите прав людей с ограниченными возможностями;
  • определены обязанности законодательного и исполнительного органов государства (№116 от 07/07/17);
  • введено понятие МСЭ (№419 от 01/12/14 и №122 от 22/08/14);
  • установлена недопустимость относительно дискриминации по признаку ограниченных возможностей (№419 от 01/01/16);
  • определены меры поддержания данной категории людей;
  • установлены трудовые права людей этой категории.

Исключительно в 2019 году были внесены изменения в законодательство, согласно которым недееспособные имеют право на осуществление первоочередного ремонта в жилище.

Виды социальной защиты инвалидов в России

Основной задачей представленного выше ФЗ является определение видов соцзащиты прав инвалидов РФ. Наряду с этим постановлением действует конвенция о защите прав людей с ограниченными возможностями. Она определяет следующие положения:

  • определение срока инвалидности при различных травмах и патологиях;
  • описывает основные свободы и права недееспособных граждан – личные, социальные, политические, право на равенство и жизнь, экономические культурные;
  • учреждает специальный комитет по правам этой категории лиц.

Обратите внимание! В состав комитета входит 18 человек, которые являются независимыми экспертами. Их обязанностями является контролирование выполнения норм конвенции. При этом все государства предоставляют в комитет доклады о выполнении обязанностей. Доклады изучаются комитетом и передаются стране-участнику в форме заключения. При несоблюдении норм и нарушении прав и свобод инвалидов комитет обязан провести служебное расследование и наказать виновных.

Основными видами защиты людей с ограниченными возможностями является:

  • уменьшение рабочего дня до семи часов в сутки;
  • выплата заработной платы в полном объеме;
  • бесплатное образование;
  • льготы на коммунальные услуги и жилье;
  • право на тридцатидневный отпуск ежегодно;
  • право на бесплатный отгул ежемесячно;
  • обеспечение надлежащего оборудования на рабочем месте;
  • право на бесплатное медицинское обслуживание и реабилитацию;
  • беспрепятственный доступ к информации;
  • запрет на труд недееспособных лиц в праздничные дни;
  • льготы на пользование общественным транспортом и налоги.

Рассмотрим эти виды социальной защиты прав инвалидов более детально в следующих пунктах.

Реабилитация и абилитация инвалидов

Самым важным направлением закона про защиту является абилитация и реабилитация. Эти сферы направлены на устранение патологий, которые препятствуют нормальной жизнедеятельности.

Закон про абилитацию и реабилитацию включают в себя:

  • протезирование, хирургические операции и другие медицинские мероприятия;
  • обучение, содействие в устройстве на работу;
  • культурную, педагогическую и психологическую реабилитацию;
  • оздоровительные и физкультурные мероприятия.

Реализовывают эти направления техническими средствами реабилитации и созданием необходимых условий для обучения и нормальной работы.

Медицинская помощь инвалидам

Закон о защите людей с инвалидностью предполагает льготы в области здравоохранения. Любой гражданин с этой категории имеет право рассчитывать на обеспечение необходимыми лекарственными средствами, предметами гигиены. Список этих средств для каждой группы индивидуален.

Если человек с инвалидностью нуждается в протезировании, то такая процедура производится за счет государства. Закон обязывает фонд страхования каждый год предоставить таким гражданам бесплатное санаторное лечение с питанием, проживанием и проездом.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

Людям с инвалидностью закон гарантирует обеспечение беспрепятственного доступа к информации. Для этого каждая библиотека РФ должна обеспечить читальный зал книгами на шрифте Брайля. На проводимых в данных учреждениях мероприятиях должен присутствовать сурдопереводчик.

Граждане этой категории имеют право получать беспрепятственный доступ в общественные места. Это касается концертов, театров, в залах которых обязательно должны присутствовать пандусы и кнопка вызова персонала. Как правило, на такие концерты недееспособным предоставляется скидка на покупку билета.

Образование инвалидов

На законодательном уровне государство предусматривает защиту прав инвалидов в сфере образования. Непосредственно это выражается в возможности недееспособными студентами получать технические средства для осуществления обучения. Также для этих лиц предусмотрена специальная программа обучения и дополнительные средства к стипендии.

Абитуриенты, которые признаны недееспособными, имеют возможность поступить в ВУЗ без конкурса. Это относится ко всем учебным заведениям Российской Федерации. Во время экзамена они имеют право рассчитывать на дополнительное время для подготовки и ответа.

Инвалиды детства имеют право посещать дошкольные и школьные учреждения, которые специализированы относительно их физических и умственных способностей. Для этого родителям потребуется отправить ребенка на медицинское освидетельствование представить соответствующую справку в дошкольное или школьное учреждение.

Обеспечение трудовой занятости инвалидов

Федеральный закон о защите свобод и прав инвалидов предусматривает специальные условия труда для этой категории граждан. Люди, которые официально трудоустроены имеют право осуществлять трудовую деятельность меньше семи часов в сутки, нежели здоровые люди. Недельная продолжительность рабочих часов в среднем в этом случае составляет около тридцати пяти часов.

Обратите внимание! При этом работодатель обязан выплачивать заработную плату в полном объеме, как для работника, который трудится на протяжении восьми часов в сутки.

Также частично недееспособное лицо имеет право на ежегодный тридцатидневный отпуск. Помимо этого человеку предоставляется каждый год тридцать дней бесплатно к отпуску. Рабочее место трудоустроенного гражданина с ограниченными возможностями должно быть обустроено надлежащим образом. Труд таких сотрудников категорически запрещено использовать в праздничные дни и сверхурочно, если нет соответствующего письменного согласия недееспособного.

Чтобы частично недееспособный гражданин имел возможность трудоустроиться без проблем, закон обязывает работодателей организовывать рабочие места для них. В таком случае установлены специальные квоты. Согласно им, при сокращении штата таких сотрудников запрещено увольнять.

Материальное обеспечение инвалидов

Матобеспечение людей с инвалидностью включает в себя финансовую помощь по определенным основаниям. Сюда входит страховая выплата, пенсия, компенсация согласно закону РФ и пособие.

Основная часть финансов представляется данной категории граждан в виде пенсии. Граждане с ограниченными возможностями имею право на государственную и трудовую пенсию. Некоторые категории могут получать социальную пенсию.

Социальное обслуживание

Социальным обеспечением называется помощь категории лиц, которая не имеет возможности в полной мере самостоятельно обеспечить свои основные потребности. К ним относятся следующие формы:

  1. Помощь по хозяйству. Приобретение продуктов, уборка в доме, покупка предметов первой необходимости.
  2. Психологические и юридические консультации.
  3. Содействие в получении специализированного медицинского обслуживания.

Для получения перечисленных услуг человек может обратиться в местный орган социальной защиты.

Пенсия и налоги

Законом предусмотрено большой спектр услуг в пенсионном обеспечении для людей с инвалидностью. Если такой человек не наработал требуемый стаж, то он имеет право получать социальные пенсионные выплаты до момента достижения пенсионного возраста. Помимо этого эта категория людей с хотя бы одним днем трудового стажа имеют право рассчитывать на определенную пенсию, размер которой будет определен в каждом конкретном случае отдельно.

Граждане с 1 и 2 группой инвалидности освобождены от имущественных налогов и обеспечены льготами на транспортный и земельный налог. Право на вычеты также сохраняются. Данная категория лиц при подаче иска в суд не обязана платить госпошлину, а при обращении в нотариальную контору имеет скидку в пятьдесят процентов на предоставленные услуги.

Жилье и коммунальные услуги

Инвалиды и их близкие родственники имеют право рассчитывать на следующие услуги:

  1. Без очередного получения земли для постройки жилища.
  2. Улучшение условий проживания. Если жилище потребует капитального ремонта или количество метров меньше, чем количество проживающих на них человек, то дается возможность встать в очередь на жилье.
  3. Льготы на оплату коммунальных услуг. Размер скидки определяется индивидуально в зависимости от группы инвалидности.

Транспортные льготы

Каждый год граждане с инвалидностью обладают правом получить бесплатные билеты на поезд или самолет к месту лечения и назад. Их получение предполагает оформление специального талона в Фонд защиты. При этом бесплатный проезд обеспечивает закон не только на льготную категорию, но и на его сопровождающего.

Также в РФ созданы специальные вагоны-купе, стоимость которых в два раза меньше, нежели обычных. Такая скидка отражается на портале РЖД при покупке билета.

На городской и придорожный транспорт введены специальные проездные для людей с ограниченными физическими возможностями, которые дают возможность пользоваться любым общественным транспортом бесплатно.

Если человек с инвалидностью обладает транспортным средством и сам пользуется им, то закон дает ему возможность получить бесплатное парковочное место. Для этого необходимо на стекло авто повесить соответствующую табличку.

Выплаты и льготы

Недееспособные всех категорий праве рассчитывать на социальную пенсию. В среднем такие выплаты на 2019 год составляют около тринадцати тысяч рублей. Некоторые категории имеют право на дополнительное пособие по уходу. Чтобы его получить потребуется найти трудоспособного гражданина, который не имеет официального дохода и обратиться в местный орган защиты. Размер такого пособия варьируется от 1,5 тыс. до 5,5 тысяч рублей.

Родители ограниченных с детства имеют ряд привилегий:

  • дополнительные бесплатные выходные;
  • ранний выход на пенсию.

Права людей с инвалидностью четко описаны в ФЗ и строго регулируются законом. При несоблюдении норм конвенции комитет обязан наказать виновную организацию или сотрудника госучреждения. Для этого необходимо обратиться в местный орган для написания жалобы, которая будет рассмотрена и урегулирована комитетом.

В соответствии со статьей 15.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7039) приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов.

Министр М.А. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 августа 2018 г.

Регистрационный № 51969

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 августа 2018 г. № 518н

Федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов

1. Настоящий федеральный государственный стандарт направлен на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов1.

2. Настоящий федеральный государственный стандарт устанавливает требования, обязательные при предоставлении государственной службой занятости населения2 государственной услуги.

II. Требования к порядку предоставления государственной услуги, к составу, последовательности и срокам выполнения административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги и критериям принятия решений

3. Информирование о государственной услуге и порядке ее предоставления осуществляется непосредственно в помещениях государственных учреждений службы занятости населения, а также с использованием средств массовой информации, электронной или телефонной связи, включая автоинформирование, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»3, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»4 и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций)5, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг6.

Порядок предоставления государственной услуги

4. Государственная услуга предоставляется государственными учреждениями службы занятости населения незанятым инвалидам, нуждающимся в оказании индивидуальной помощи в виде организации сопровождения при трудоустройстве, с учетом рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации7, разрабатываемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

5. Основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение инвалида с заявлением о предоставлении государственной услуги8, в котором указываются:

1) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии);

2) дата обращения.

6. Инвалидам обеспечивается возможность выбора способа подачи заявления: при личном обращении в государственное учреждение службы занятости населения, через МФЦ, почтовой связью, с использованием средств факсимильной связи или в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала, регионального портала или «личного кабинета» в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов».

7. При личном обращении инвалидов, впервые обратившихся в государственное учреждение службы занятости населения, государственная услуга предоставляется в порядке очереди.

Время ожидания в очереди не должно превышать 15 минут.

8. При направлении заявления в государственное учреждение службы занятости населения почтовой связью, с использованием средств факсимильной связи или в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала, регионального портала или «личного кабинета» в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов», обеспечивается возможность предварительной записи для предоставления государственной услуги.

Согласование с инвалидом даты и времени обращения в государственное учреждение службы занятости населения осуществляется с использованием средств телефонной или электронной связи, включая сеть Интернет, а также почтовой связью не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации заявления.

Время ожидания предоставления государственной услуги в случае предварительного согласования даты и времени обращения инвалида не должно превышать 5 минут.

9. При обращении инвалида в МФЦ обеспечивается передача заявления в государственное учреждение службы занятости населения в порядке и в сроки, установленные соглашением о взаимодействии между МФЦ и государственным учреждением службы занятости населения, но не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации заявления.

10. Предоставление государственной услуги осуществляется в отдельных специально оборудованных помещениях, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски.

11. Допускается осуществление сопровождения привлекаемыми органами службы занятости на договорной основе негосударственными организациями, в том числе добровольческими (волонтерскими) организациями, которые в установленном законодательством Российской Федерации порядке вправе оказывать соответствующие услуги.

12. Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Критерии принятия решений о предоставлении государственной услуги

13. Решение о предоставлении инвалиду государственной услуги принимается государственным учреждением службы занятости населения с учетом сведений, содержащихся в ЙПРА (об имеющихся у него ограничениях жизнедеятельности, о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности, рекомендуемых условиях труда) и рекомендации федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости, выданной по результатам анализа характера и условий труда в предлагаемых инвалиду вакансиях.

В целях получения рекомендации федерального учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении, государственными учреждениями службы занятости населения и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы обеспечивается информационное взаимодействие.

Информационное взаимодействие государственных учреждений службы занятости с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы населения при принятии решения о предоставлении инвалиду государственной услуги осуществляется в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 872н «Об утверждении Порядка, формы и сроков обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2015 г., регистрационный N 40035) (далее — приказ о Порядке обмена сведениями).

При личном обращении инвалид предъявляет паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства.

Инвалид вправе по собственной инициативе представить ИПРА, выданную федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

В случае непредставления ИПРА государственное учреждение службы занятости населения осуществляет запрос содержащихся в ИПРА сведений, которые представляются в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2018, N 24, ст. 3413) и приказом о Порядке обмена сведениями.

Состав, последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги

14. Государственная услуга включает следующие административные процедуры (действия):

1) анализ сведений об инвалиде, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения — физических лиц;

2) информирование инвалида о порядке предоставления государственной услуги;

3) определение ответственного за сопровождение работника государственного учреждения службы занятости населения либо подбор негосударственной организации, в том числе добровольческой (волонтерской) организации, осуществляющей оказание инвалиду индивидуальной помощи в виде сопровождения, которая в установленном законодательством Российской Федерации порядке вправе оказывать соответствующие услуги;

4) оформление приказа о назначении ответственного работника государственного учреждения службы занятости населения, непосредственно занимающегося сопровождением, либо заключение договора о сопровождении с негосударственной организацией, осуществляющей оказание инвалиду индивидуальной помощи в виде сопровождения;

5) оформление заключения о предоставлении государственной услуги, содержащего информацию о лицах (организациях), определенных для сопровождения9;

6) выдача инвалиду заключения и приобщение к его личному делу второго экземпляра заключения;

7) внесение результатов выполнения административных процедур (действий) в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения — физических лиц.

Сроки выполнения административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги

15. Максимально допустимое время предоставления государственной услуги — 60 минут.

Результат предоставления государственной услуги

16. Результатом предоставления государственной услуги является выдача инвалиду заключения.

Предоставление государственной услуги в электронной форме

17. Государственная услуга в электронной форме не предоставляется.

III. Требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги

18. Контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется в следующих формах:

1) текущий контроль за предоставлением государственной услуги10;

2) контроль за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения в части бесплатного содействия гражданам в подборе подходящей работы и трудоустройстве органами службы занятости11.

Порядок осуществления текущего контроля за предоставлением государственной услуги

19. Текущий контроль осуществляется руководителем государственного учреждения службы занятости населения или уполномоченным им работником.

20. Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения и исполнения работниками государственного учреждения службы занятости населения административного регламента предоставления государственной услуги, утверждаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, в установленном в субъекте Российской Федерации порядке в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 28, ст. 4154).

Порядок осуществления контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения

21. Контроль за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения, в рамках исполнения полномочия по надзору и контролю за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий в части социальной поддержки безработных граждан.

22. Контроль за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения осуществляется путем проведения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, плановых (внеплановых) выездных (документарных) проверок.

23. Перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, периодичность проведения плановых выездных (документарных) проверок определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения.

24. Результаты плановых (внеплановых) выездных (документарных) проверок подлежат анализу в целях выявления причин нарушений и принятия мер по их устранению и недопущению.

1 Далее соответственно — сопровождение, государственная услуга.

2 Далее — органы службы занятости.

3 Далее — сеть Интернет.

4 Далее — Единый портал.

5 Далее — региональный портал.

6 Далее — МФЦ.

7 Далее — ИПРА.

8 Далее — заявление

9 Далее — заключение.

10 Далее — текущий контроль.

11 Далее — контроль за обеспечением гарантий государственных гарантий в области содействия занятости населения.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *