Трудовая инспекция, что это?

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

– в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;

– запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и другие права (ст. 357 ТК РФ);

— изымать для анализа образцы используемых (обрабатываемых) материалов (веществ), в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности отдельных подразделений;

— запрещать использование не имеющих сертификатов или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты;

— выступать в качестве экспертов в суде;

— составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

— предъявлять работодателям (их представителям) обязательные предписания об устранении нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

— выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным приемам и методам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

В соответствии со ст.76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника по требованиям органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций) (ст. 358 ТК РФ).

Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 363 ТК РФ).

×

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Трудовая инспекция – это система государственных органов для осуществления государственного надзора и контроля за выполнением и соблюдением работодателями требований трудового законодательства.

Государственный надзор и контроль осуществляется путем проведения проверок в отношении юридических лиц любой формы собственности и организационно-правовой формы, а также физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники.

Задачи трудовой инспекции

Основными задачами трудовой инспекции являются:

— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;

— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;

— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;

— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;

— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.

-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;

— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;

— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Основания для проведения проверки

Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:

— при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;

— при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:

— задержка выплаты или невыплата заработной платы;

— неверный расчет компенсаций при увольнении;

— невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;

— отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;

— некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;

— несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.

— при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;

— по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.

Формы и виды контроля

Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

— государственной регистрации;

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.

При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.

К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.

Внеплановая проверка

Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми поверками.

Основаниями для их назначения являются:

— истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

— поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан;

— обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

— запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

— распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

Документарная проверка

Документарная проверка проводится по месту нахождения территориальных органов трудовой инспекции.

В ходе данного мероприятия запрашиваются следующие документы:

— документы, которые подтверждают правильное оформление трудовых отношений (трудовые договоры, приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые книжки, книга учета движения книжек и т.д.);

— нормативные акты, утвержденные работодателем. К таким документам, например, относятся:

— коллективный договор;

-положение об оплате труда и премировании;

-правила внутреннего трудового распорядка;

— инструкции по охране труда;

— другие нормативные акты.

Причем представляются запрашиваемые документы в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

— документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);

— документы, связанные с оплатой труда. К таким документам относятся платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и т.д.

Выездная проверка

Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации проверяемого работодателя, или в случае, когда невозможно оценить, как выполняются нанимателем требования трудового законодательства.

При выездной проверке устанавливается, какие меры предпринимаются работодателем для выполнения требований трудового законодательства.

Также проверяются соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых оборудования, транспортных средств, территории, зданий, помещений и др.

Сроки проведения проверки

Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

При этом есть исключения из этого правила, которые относятся к малым предприятиям.

Так, для малого предприятия срок проведения плановой проверки составляет 50 часов.

Для микропредприятия срок проведения плановой проверки составляет 15 часов.

При этом при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки малых предприятий вышеуказанное правило не действует и применяется общеустановленное количество дней проверки — 20 рабочих дней.

Если организация имеет филиалы, то срок проверки устанавливается для каждого обособленного подразделения.При этом общий срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.

В случае необходимости трудовая инспекция может продлить срок проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.

При этом продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право :
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц ;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт ;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
абзац утратил силу с 12 августа 2005 года — Федеральный закон от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ ;
направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда ;
абзац утратил силу с 6 октября 2006 года — Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ ;
абзац утратил силу с 6 октября 2006 года — Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве ;
предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем .

Комментарий к статье 357 ТК РФ

В комментируемой статье перечислены права, сформулированные в Конвенции МОТ N 81.

Порядок осуществления государственными инспекторами труда закрепленного в комментируемой статье права расследовать несчастные случаи на производстве регламентирован Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 731.

Комментируемая статья фактически устанавливает общий свод прав должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, вне зависимости от специфики их надзорно-контрольной деятельности и занимаемых должностей. В то же время следует учитывать, что в федеральной инспекции труда существует внутреннее разделение направлений надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде по институтам трудового права, в соответствии с которым она фактически осуществляется государственными инспекторами труда по правовым вопросам и по охране труда.

В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекторы труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой о предоставлении ему копий отдельных документов. В целях наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют контролируемым органам соответствующие письма (вопросы) с конкретным указанием истребуемых материалов. При этом недопустим отказ работодателей и их представителей предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной (более подробно об ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда см. коммент. к ст. 363).

Актом реагирования государственного инспектора труда на нарушения, выявленные в ходе проверки, является выносимое им предписание об устранении вскрытых правонарушений, их причин и способствующих им условий. Предписание составляется в двух экземплярах: один экземпляр предписания с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) вручается работодателю или его представителю под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, остающемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда. В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см. ст. 76 ТК и коммент. к ней). Выполнение предписаний государственных инспекторов труда является обязанностью работодателя, возложенной на него ст. 212 ТК (см. коммент. к ней).

Государственные инспекторы труда наделены властными правами по привлечению к административной ответственности руководителей и иных должностных лиц организации, виновных в нарушении трудового законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, указанных в КоАП (см. ст. 419 ТК и коммент. к ней).

В соответствии со ст. 23.12 КоАП Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. ст. 5.28 — 5.34 КоАП.

Рассматривать дела от имени Федеральной инспекции труда и подведомственных ей территориальных инспекций труда вправе:

1) главный государственный инспектор труда РФ, его заместители;

2) главный государственный правовой инспектор труда РФ;

3) главный государственный инспектор РФ по охране труда;

4) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

5) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

6) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);

7) главные государственные инспекторы труда;

8) старшие государственные инспекторы труда;

9) государственные инспекторы труда.

Государственные инспекторы труда могут направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении работодателя и его представителей к уголовной ответственности в случаях, когда действия указанных лиц содержат признаки уголовно наказуемого деяния.

Следует иметь в виду, что Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2010) <1>, которым внесены изменения в комментируемую статью, прекратил внесудебную практику приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их структурных подразделений, в том числе производственных участков, агрегатов, а также эксплуатации зданий или сооружений, проведения отдельных видов работ. Согласно данному Федеральному закону уполномоченное должностное лицо в случае необходимости приостановления деятельности обращается в судебные органы для рассмотрения данного вопроса. В исключительных случаях указанное лицо в целях предотвращения непосредственной угрозы жизни, здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, а также причинения невосполнимого вреда природным объектам или состоянию окружающей среды и невозможности предотвращения указанных обстоятельств другими способами, имеет право выбрать меру обеспечения — временный запрет деятельности с немедленной передачей необходимых материалов на рассмотрение судьи.

———————————
<1> СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 23. Ст. 2380; N 27. Ст. 2878; N 50. Ст. 5279; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6248; 2010. N 30. Ст. 4002.

Другой комментарий к статье 357 ТК РФ

1. В целях эффективного осуществления полномочий, которыми наделены сотрудники Роструда и его территориальных органов, а также достижения целей и решения задач данного органа возникает необходимость наделения их должностных лиц не только обязанностями, но широким кругом прав, объем которых обусловливается реализуемым таким лицом полномочием. Права представляют собой меру возможного поведения, в отличие от обязанностей, являющихся мерой должного поведения. При этом они должны осуществляться таким образом, чтобы не нарушать и не ущемлять права третьих лиц, а также самого контролируемого лица.

Одним из основных полномочий должностных лиц Роструда является осуществление контроля и надзора за соблюдением норм трудового законодательства, в первую очередь, работодателями. Его реализация обусловлена необходимостью взаимодействия с работодателем. В связи с этим предусмотренные комментируемой статьей основные права государственного инспектора труда можно условно разделить на общие и специальные.

Общие права представляют собой совокупность возможностей поведения, необходимого при осуществлении контроля и надзора, т.е. их можно рассматривать в качестве обязательного условия осуществления деятельности инспектора. К числу общих прав можно отнести следующие права:
— запрашивать у работодателей, в отношении которых проводится проверка, необходимые документы и сведения. Объем истребуемой информации определяется с точки зрения критерия необходимости ее для принятия решения по результатам проверки. Инспектор может получать необходимую ему информацию и из других источников, например, посредством межведомственного взаимодействия, в том числе и электронного, с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В качестве одной из особенностей такого взаимодействия закон рассматривает безвозмездный характер предоставления информации. Учитывая, что органы государственной власти и органы местного самоуправления финансируются за счет средств соответствующего бюджета, оплата государственных пошлин при предоставлении информации может рассматриваться как перераспределение выделенного бюджетного финансирования, которое должно осуществляться специальными субъектами — распорядителями бюджетных средств. Истребование информации также осуществляется в объеме, необходимом для проведения проверки;
— право беспрепятственно посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц. Следует заметить, что данное право обусловлено специальной целью — проведением проверки, т.е. может осуществляться только в рамках проводимых контрольно-надзорных мероприятий. При этом на инспектора возлагаются обязанности по соблюдению установленного порядка проведения проверок, т.е. он обязан предъявить служебное удостоверение, представиться работодателю и изложить цель своего визита. Закон указывает на возможность проведения проверки в любое время суток, при этом следует заметить, что речь идет о работодателях, т.е. лицах, имеющих ограниченный период деятельности, определяемый рабочим днем. Привлечение работодателя в иное время суток может расцениваться как нарушение его прав и конституционных гарантий. В связи с этим данное положение изменено практикой деятельности государственных инспекторов, которые реализуют свои права без ущерба правам иных лиц в течение рабочего времени проверяемых. Проведение проверки в иное время может быть реализовано только в исключительных случаях, в том числе в случае необходимости незамедлительного выявления факта нарушения и его фиксации;
— предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Данное право представляет собой логический результат проверки и в большинстве случаев предписывает работодателям необходимость изменения порядка их деятельности с учетом выявленных нарушений, их устранения, а также недопущения в будущей деятельности. Предписания в настоящее время выдаются практически всем работодателям, в отношении которых проводится проверка, поскольку нормы трудового законодательства, и в частности нормы охраны труда, соблюдаются далеко не всеми работодателями, а те работодатели, которые соблюдают указанные требования, ограничиваются определенным объемом требований.

В случае выявления нарушений инспектору предоставлено право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Данное право гарантирует возможность государственному инспектору труда самостоятельно устранять правонарушение и применять меры ответственности к виновным лицам. Порядок осуществления указанных прав определяется соответствующим административным регламентом деятельности Роструда, определяющим порядок реализации соответствующих полномочий, предусмотренных ТК РФ. Если расследование и рассмотрение дел об отдельных видах правонарушений выходит за рамки компетенции инспектора, то его права ограничиваются необходимостью передачи такого дела по подведомственности иному уполномоченному субъекту. В подобной ситуации закономерно вести речь не о праве, а об обязанности инспектора по передаче материалов проведенной им проверки в целях дальнейшего расследования выявленных фактов нарушений трудового законодательства;
— выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве. Государственный инспектор труда в качестве специалиста обладает специальными знаниями в области трудового права и трудового законодательства. В связи с этим инспектор может быть привлечен в качестве эксперта в ходе судебного разбирательства по отдельным вопросам применения трудового законодательства. Он наделяется всеми правами и несет обязанности эксперта, установленные гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством РФ, т.е. сам факт предоставления указанного права обусловливает наделение инспектора дополнительными правами и обязанностями, связанными с осуществлением специального вида деятельности — привлечения в качестве эксперта.

Указанная совокупность прав государственного инспектора труда реализуется в большинстве случаев при проведении им проверки, при этом они представляют собой логическую последовательность действий, которые может совершать инспектор при осуществлении своих должностных обязанностей. В ряде случаев совокупность таких прав может изменяться применительно к условиям осуществления отдельных полномочий и выявленных в ходе проверки обстоятельств. В таком случае закономерно вести речь о специальных правах, которые предоставлены инспектору, но реализуются им исключительно при определенных обстоятельствах, регламентированных законом. Реализация специальных прав обусловлена выявлением отдельных видов правонарушений.

2. К числу специальных прав государственного инспектора труда можно отнести следующие права:
— выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда — данное право может быть реализовано при соблюдении ряда условий. Так, в отношении работодателя, не проведшего инструктаж, должна проводиться проверка соблюдения норм законодательства. В ходе такой проверки должны быть установлены указанные нарушения правовых норм. Одновременно положениями комментируемой статьи устанавливается и частный случай реализации данного права, который предусматривает необходимость и возможность выдачи предписания работодателю в случае выявления правонарушения трудового законодательства в ходе рассмотрения трудового спора. Реализация указанного права государственного инспектора допускается лишь в случаях поступления к нему обращения любого из участников такого спора. При этом закон гарантирует возможность обжалования выданного предписания в судебном порядке в десятидневный срок с момента его получения. Решение суда имеет высшую силу по сравнению с актами инспекции, в связи с чем порядок действий работодателя в случае обжалования предписания определяется именно решением суда. Передача трудового спора на рассмотрение суда указывает на невозможность реализации рассматриваемого права, т.е. права выдачи предписаний работодателю государственным инспектором. Такое исключение также обусловлено приданием большей силы судебному акту по сравнению с актами инспектора труда, т.е. факт принятия судебного акта по данному спору является препятствием для выдачи предписания государственным инспектором труда;
— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт. Реализация данного права возможна и необходима лишь в тех случаях, когда у инспектора имеются основания для предположений о фальсификации отдельных документов. Оно может быть также реализовано и при наличии сомнений инспектора в качестве используемых средств индивидуальной защиты и иных материалов. Такое изъятие осуществляется на основании акта, составляемого инспектором. Поскольку в данном случае речь идет об изъятии образцов, то данное право можно рассматривать в качестве подготовительного этапа экспертных или иных специальных исследований, направленных на установление качества изъятых образцов;
— расследовать несчастные случаи на производстве в соответствии с порядком расследования, установленным постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года N 73. Расследованию подлежат события, в результате которых работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, были получены увечья или иные телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другими лицами, включая: тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током (в том числе молнией); укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, повлекшие за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть. В большинстве своем реализация указанного права ограничивается лишь проверкой правильности проведения расследования специально уполномоченной комиссией и составления акта по форме Н-1;
— направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда, т.е. применять специальные последствия и санкции в отношении работодателей, допустивших нарушения норм трудового законодательства. В настоящее время указанным правом государственные инспекторы труда практически не пользуются, поскольку ликвидация организации или предпринимателя связана с необходимостью соблюдения иных условий, в том числе полного погашения долгов и т.п. Спектр полномочий инспектора охватывает собой широкий спектр санкций за нарушение установленных норм трудовой деятельности, в связи с чем ликвидация или прекращение деятельности зачастую не способны обеспечить достижения целей применения юридической ответственности. Наиболее распространены в настоящее время штрафные санкции, причем их размер может в значительной степени увеличиваться с учетом состава допущенного правонарушения, а также иных обстоятельств деятельности нарушителя;
— запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии с нормами действующего законодательства работодатель обязан обеспечить работников необходимыми средствами индивидуальной защиты, причем они должны быть сертифицированными. Наличие сертификата качества свидетельствует о возможности применения данного средства и его безопасности для жизни и здоровья работника. Несоблюдение требований о приобретении сертифицированных средств является одним из самых распространенных правонарушений в данной сфере, в связи с чем рассматриваемое право инспектора является достаточно востребованным и распространенным;
— предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда, в том числе Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». Рассматриваемое полномочие государственного инспектора труда призвано обеспечить соблюдение законодательства в сфере специальной оценке условий труда.

11 февраля 2013_http://mpra.info/news/russia/1026-Gosinspekciia-truda-funkcii-polnomochiia-kak-obratitsia
Федеральная инспекция труда (ФИТ) – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Государственная инспекция труда – территориальный орган ФИТ, осуществляющий контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства в соответствующем субъекте РФ.
Обращаться в инспекцию по труду могут как граждане, так и профсоюзы. Важнейшая задача инспекции – защита трудовых прав граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены, но с работодателем договориться не удалось, Вы можете обратиться в инспекцию. На основании письменного обращения работника инспекция проводит проверку соблюдения работодателем трудового законодательства РФ и принимает меры по восстановлению нарушенных трудовых прав.
Например, инспекция может выдать работодателю обязательное для исполнения предписание (распоряжение) об устранении нарушения, в том числе и о восстановлении незаконно уволенного работника на работе (об отмене незаконного приказа об увольнении). В отдельных случаях инспекция может приостановить работу организации или каких-то ее подразделений, привлечь виновных к ответственности (оштрафовать, отстранить от работы и т.д.).
Государственная инспекция труда создана при Федеральной службе по труду и занятости (Роструд) при Министерстве труда и социальной защиты РФ.
Сайт http://git77.rostrud.ru/
У государственных инспекций труда в других регионах РФ также есть свои интернет-сайты. На основании ч. 3 ст. 7 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» работник может направить обращение в государственную инспекцию труда в форме электронного документа. Для направления обращений в форме электронного документа следует использовать соответствующий раздел интернет-сайта инспекции, например, — http://git77.rostrud.ru/letter.shtml (обращение в инспекцию по г. Москве).
Функции ГИТ:
— контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства путем проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях,
— рассмотрение дел об административных правонарушениях – т.е. наложение на работодателей штрафов;
контроль за соблюдением работодателями установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
— прием и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав,
восстановление нарушенных прав граждан (на практике, как правило, инспекция дистанцируется от разрешения трудовых конфликтов и рекомендует гражданам обращаться в суд).

Как обратиться в инспекцию?
В инспекцию по труду может обратиться отдельный гражданин, группа людей, или профсоюз. Руководители и другие должностные лица в инспекции обязаны проводить личный прием граждан в специально установленное время, когда граждане могут прийти к инспектору, передать ему свое заявление, жалобу и, если нужно, дать какие-то пояснения.
Какого-то особого порядка и формы обращения в инспекцию по труду нет. Но если вы хотите, чтобы ваше обращение инспекция рассмотрела без заминок, соблюдайте следующие правила.
ЭТО ВАЖНО:
Во-первых, свое письменное заявление вы должны подписать лично, указав полностью фамилию, имя, отчество, а также информацию о месте жительства, работы или учебы. Иначе заявление будет признано анонимным, а анонимки инспекция не рассматривает. Все сведения, которые гражданин указал в заявлении, ни в коем случае не должны разглашаться. Инспекция обязана воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы (ст. 358 Трудового кодекса РФ).
Во-вторых, в заявлении вы должны изложить конкретные факты нарушения трудовых прав, либо сообщить о предполагаемых нарушениях. Не стоит подробно описывать свое возмущение по поводу действий работодателя, это может запутать инспектора, и он долго будет разбираться с вашим заявлением. Постарайтесь четко и по порядку перечислить факты нарушения ваших прав. Тем самым Вы поможете инспектору быстрее уяснить проблему и оперативно ее решить.
Сроки рассмотрения Вашего заявления
Обычно заявление (если оно не требует специальных проверок, документов и пр.) рассматривается безотлагательно, в крайнем случае не позднее 15 дней. В любом случае максимальный срок рассмотрения заявления или жалобы один месяц со дня поступления.
Следует иметь в виду, что в связи с возрастающей загруженностью государственных инспекторов труда и нехваткой кадров в этой службе обращения рассматриваются, как правило, дольше, особенно в крупных городах. Так, например, в г. Москве рассмотрение обращения в государственной инспекции труда может длиться более шести месяцев.
ЭТО ВАЖНО: Есть специальные сроки. Заявления и жалобы об увольнении инспекция рассматривает в течение 10 дней со дня их получения (ст.373 Трудового кодекса РФ).
Как найти инспекцию по труду?
Государственные инспекции труда образуются в субъектах Российской Федерации, т.е. действуют на уровне региона.
Это значит, что искать инспекцию в родном городе могут только жители Москвы и Санкт-Петербурга, а также жители городов-столиц регионов.
Так, инспекции труда есть, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Перми, Кирове, Владивостоке. Ульяновске, Новосибирске, Хабаровске и т.д.
А, например, в г. Электроугли Московской области инспектора по труду найти не удастся – ближайший территориальный орган Рострудинспекции будет находиться в Москве. Из этого правила есть исключения. Например, у Государственной инспекции труда в Самарской области есть отделы – в городах Сызрани и Тольятти.
Однако если даже Вы живете далеко от регионального центра и до инспектора далеко – попробуйте сначала обратиться в профсоюз!
Дело в том, что профсоюзы и инспекции труда проводят совместные проверки предприятий.
Адрес практически любого государственного органа можно найти в Интернете. Обращаться в инспекцию по труду не обязательно лично – можно отправить Ваше обращение по почте. Если хотите быть уверенным, что Ваше обращение дошло адресату – отправляйте его заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае Вы будете точно знать, когда орган Ростудинспекции получил Ваше письмо, и сможете интересоваться результатами рассмотрения письменно либо по телефону.
На сайте Роструда в подразделе «Территориальные органы Роструда» размещена информация о территориальных органах инспекции – в субъектах РФ: http://www.rostrud.info/structure/territory_agencies/kontrol/
Для того чтобы успешно защищать свои права важно знать, каким образом государственный инспектор труда может Вам помочь!
Ознакомьтесь с этими полномочиями инспекторов до обращения в инспекцию труда.
Во-первых, Вы лучше поймете, каких действий имеет смысл просить в Вашем конкретном случае.
Во-вторых, Вы узнаете, каких полномочий у инспектора по труду нет (например, инспектор не возбуждает уголовных дел, не накладывает арест на имущество и т.д.).
Итак, государственный инспектор труда имеет право:
беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, и другую информацию;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях;
ЭТО ВАЖНО:
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.
Что обязан сделать инспектор по труду (или другое должностное лицо), который принял у вас заявление?
Инспектор должен внимательно изучить ваше обращение, разобраться в допущенных нарушениях, принять решение и сообщить об этом вам в письменной или устной форме. Если ваше заявление будет отклонено (т.е. вы получите отказ), инспектор должен объяснить вам причины отказа.
ВНИМАНИЕ! Если причины отказа вас не убедят, вы имеете право обжаловать его, а инспектор обязан вам разъяснять порядок обжалования. (Правда, вы должны его попросить об этом). У вас есть право обжаловать решение инспектора, если вы с ним не согласны.
Решение государственного инспектора труда могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.
В административном порядке жалоба подается в вышестоящую инстанцию — Федеральную службу по труду и занятости при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ.
Адрес: 109012, Москва, Биржевая площадь, 1
Телефон: (495) 698-87-37
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Решения главного государственного инспектора труда РФ также можно обжаловать в судебном порядке. В судебном порядке решение обжалуется в суд по месту нахождения инспектора или по месту жительства человека, обратившегося с жалобой.
Ответственность работодателя за невыполнение требований инспектора
За невыполнение требований государственных инспекторов по труду работодатель наказывается предупреждением или наложением административного штрафа на граждан в размере от пятисот до тысячи рублей; на должностных лиц — от двух до четырех тысяч рублей (ст.19.4 КоАП РФ).
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной до двух тысячи рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти до двадцати тысяч рублей (ст.19.5 КоАП РФ).
Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех до пяти тысяч рублей (ст.19.6 КоАП РФ).
Таким образом, в случае, если работодатель не выполняет требования государственного инспектора труда, содержащиеся в его предписании, Вам следует сообщить об этом инспектору по труду и предложить ему решить вопрос о привлечении работодателя или должностных лиц работодателя к административной ответственности!
Подробнее: http://mpra.info/news/russia/1026-Gosinspekciia-truda-funkcii-polnomochiia-kak-obratitsia

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *