Трудовая инспекция полномочия

Государственная Трудовая инспекция. Что это такое и что она проверяет

Когда человек устраивается на работу, у него возникают с работодателем трудовые отношения, которые регулируются нормами ТК РФ. У обеих сторон есть свои права и обязанности по отношению друг к другу, которые они должны соблюдать.

В ТК РФ приведены точные и обязательные условия, которым должно соответствовать рабочее место сотрудника, его график работы и отдыха, социальные и прочие условия, которыми должен быть обеспечен каждый работник. Обеспечение входит в обязанности работодателя. Если он игнорирует свои обязательства по отношению к своим сотрудникам, он нарушает их права.

Очевидно, что необходим контроль за тем, чтобы работодатель добросовестно исполнял свои обязанности. Постановлением Правительства РФ № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30.06.2004 года, исполнительным органом в сфере надзора трудовых отношений был назначен Роструд. Другое название этого контролирующего органа – Государственная трудовая инспекция.

Это государственная организация, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением норм действующего трудового законодательства со стороны работодателей, а также работает с гражданами, которые являются участниками трудовых отношений.
Инспекция по труду имеет территориальное подразделение в каждом субъекте федерации, которое подчиняется непосредственно Федеральной службе по труду и занятости.

У Федеральной службы по труду и занятости есть свой официальный сайт, на котором указана вся необходимая информация о полномочиях инспекции, а также о задачах, которая она призвана выполнять. Каждое территориальное отделение также имеет свой официальный сайт, на котором можно взять информацию о режиме работы инспекции, а также о правилах подачи жалоб.

Трудовая инспекция проводит работу с обращениями граждан. Для этого уполномочены работники. Они обрабатывают эти обращения и направляют их в соответствующие ведомства, в том числе и в прокуратуру. Подать жалобу можно несколькими способами, но наиболее востребованный сейчас – это электронная форма подачи. На сайте каждого территориального отделения есть форма для электронного обращения граждан.

Задачи трудовой инспекции

Так как трудовая инспекция – это государственный орган, то она создавалась с определёнными целями и задачами.

К основным задачам инспекции по труду относятся:

  • контроль над тем, чтобы права и интересы, а также свободы граждан, работающих у российских работодателей, полностью соблюдались. Сюда же можно отнести контроль над тем, чтобы условия труда были безопасные. Ранее говорилось о том, что трудовая инспекция помогала только работникам, а теперь говорится, что «гражданам». Например, если гражданину незаконно и без оснований отказывали в приёме на работу, то инспекцию по труду отказывала ему в защите, мотивируя свой отказ тем, что он официально не трудоустроен. Теперь же такого нет! Гражданин, которому потенциальный работодатель немотивированно отказал в приёме на работу, может пожаловаться в инспекцию по труду, и жалобу от него примут и рассмотрят;
  • контроль над тем, чтобы все работающие граждане своевременно и в полном объёме получали материальное вознаграждение за свой труд;
  • контроль над тем, чтобы работникам, пострадавшим в результате несчастного случая на рабочем месте или во время пути на работу и обратно, была своевременно и полностью выплачена компенсация.

Кроме того, инспекция по труду должна обеспечивать:

  • соблюдение работодателем всех прав и свобод граждан, которые уже вступили в трудовые отношения или только собираются;
  • своевременное информирование работников и работодателей о современных, новейших и наиболее эффективных методах и средствах соблюдения норм трудового законодательства, а также иных правовых актов, которые имеют отношение к трудовой деятельности;
  • своевременное доведение до сведения уполномоченных государственных органов фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но при этом имеющих место быть на рабочих местах.

Из задач вытекают полномочия инспекции по труду, которые прописаны в ст. 356 ТК РФ. К ним можно отнести:

  • осуществление надзора над тем, как работодатель соблюдает нормы трудового законодательства. Надзор осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях;
  • проведение всестороннего анализа обстоятельств и причин, при которых происходит нарушение трудовых прав, свобод и интересов граждан;
  • разработка и принятие мер по ликвидации причин и обстоятельств нарушений трудовых прав граждан;
  • рассмотрение дел об административных правонарушениях по вопросам трудового права;
  • своевременное направление соответствующей информации в органы исполнительной власти, в органы местной власти, а также в правоохранительные органы и в суды;
  • проверка установленного порядка проведения расследований по несчастным случаям, а также правильный учёт таких случаев;
  • обобщение общей практики применения норм трудового законодательства;
  • анализ правил применения трудового законодательства;
  • разработка и продвижение мер по улучшению некоторых направлений трудового законодательства;
  • анализ причин производственного травматизма;
  • разработка и внедрение мер по минимизации производственного травматизма;
  • участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
  • проведение самостоятельных расследований несчастных случаев на рабочих местах;
  • приём заявлений от граждан, а также их рассмотрение в установленные законом сроки;
  • разработка и принятие мер по устранению уже выявленных нарушений;
  • своевременное консультирование и информирование работников и работодателей по вопросам соблюдения норм Трудового Кодекса, а также иных нормативных актов, которые содержат в себе нормы трудового права;
  • проверка того, насколько полно, правильно и своевременно соблюдаются требования по выплате пособий работникам по линии обязательного социального страхования от несчастных случаев или от полученных во время трудовой деятельности профессиональных заболеваний;
  • проверка правильности начисления этих пособий, а также их назначения и выплат.

Что проверяет трудовая инспекция

Инспекция по труду проверяет тех работодателей, у которых есть хотя бы один наёмный работник. Инспекция проводит плановые и внеплановые проверки. Плановые осуществляются в соответствии с графиком, который утверждается каждый год территориальным отделением инспекции. Внеплановые проводятся в тех случаях, если на работодателя поступила жалоба.

Также инспекция проводит выездные и камеральные проверки. Выездные – документы проверяются по месту нахождения работодателя. Камеральные – работодатель сам привозит в инспекцию те документы, которые у него потребовали.

Плановая проверка осуществляется в несколько этапов:

  • оповещение. Инспекторы направляют по юридическому адресу работодателя письменное уведомление о проведении проверки. Сделать это они должны не позднее чем за 3 дня до даты предполагаемого приезда. Работодатель, в свою очередь, имеет право запросить сведения о тех инспекторах, которые будут проводить проверку;
  • собственно сама проверка документов. Сначала инспекторы составляют запрос по подготовке тех или иных документов. Но, прежде чем делать запрос, инспектор должен предъявить удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • по результатам будет составлен акт в 2-ух экземплярах. Один будет храниться у работодателя, а другой в инспекции;
  • если будут обнаружены нарушения, то инспектор выдаст предписание, в котором будут содержаться следующие сведения:
    • описание нарушения и дата, когда оно было точно или предположительно совершено;
    • ссылка на действующий закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права;
    • сроки устранения нарушений. Если по истечении этих сроков повторная проверка покажет, что нарушение не было устранено, предприятие ждёт административная ответственность.

Если работодатель не согласен с результатами проверки, их можно обжаловать через вышестоящую инспекцию или же через суд.

Существуют максимальные сроки, в течение которых может проводиться проверка:

  • для филиалов – 2 месяца;
  • для малого бизнеса – 50 часов;
  • на микропредприятиях – не более 15 часов;
  • остальные работодатели – 20 дней.

В некоторых случаях, инспекторы могут продлить сроки проверки. Но, они должны составить соответствующий акт, а также уведомить об этом работодателя.

При проведении проверки, инспектор вправе потребовать, а работодатель обязан будет представить, следующие документы:

  • трудовые договоры, личные карточки сотрудников и другие данные о них;
  • трудовые книжки работающих на предприятии и журнал их учета;
  • рабочий график и табель учета отработанных часов;
  • больничные листы, документы о медосмотрах сотрудников;
  • график отпусков, а также прочие связанные с ним документы (заявления сотрудников);
  • расчетные листы;
  • бухгалтерские ведомости, индивидуальные счета сотрудников и прочие сведения о выплатах сотрудникам;
  • устав компании и правила внутреннего распорядка;
  • оформление работы с гражданами других государств и льготниками;
  • положения о заработной плате, о премировании, о персональных данных сотрудников;
  • доказательства (личные подписи) того, что все работники ознакомлены с вышеперечисленными документами.

В ходе проверки, инспекторы вправе:

  • проводить проверку в любое время суток, но только при наличии удостоверения и приказа;
  • получать документы, как от работодателя, так и от органов федеральной или местной власти;
  • брать на анализ пробы различных веществ, но только после составления соответствующего акта, и ознакомления с ним работодателя;
  • вести самостоятельное расследование произошедших на предприятии несчастных случаев;
  • предъявлять работодателю предписания об исправлении конкретных нарушений;
  • направлять в суд материалы;
  • принимать участие в заседании в качестве представителей инспекции или экспертов.

Не имеют права:

  • запрашивать информацию, документы, материалы или образцы, которые не имеют отношения к целям данной проверки;
  • изымать у работодателя оригиналы документов.

Когда обращаться в трудовую инспекцию

К сожалению, довольно часто встречаются недобросовестные работодатели, нарушающие права своих наёмных работников. Поводы для конфликтов могут быть разные:

  • между работником и работодателем может возникнуть личная неприязнь, а это может привести к предвзятому отношению со стороны работодателя. Субъективная оценка действий работника не является правонарушением, хотя может привести к неправомерному привлечению к административной ответственности;
  • работодатель постоянно и систематически нарушает нормы действующего трудового законодательства, а работник не может с этим смириться.

Трудовая инспекция рассматривает споры, которые могут возникнуть между работником и работодателем. К ним относятся:

  • несоблюдение работодателем норм и правил приёма нового сотрудника на работу. К наиболее распространённым причинам обращения относится немотивированный отказ в приёме на работу соискателя. К другим аналогичным нарушениям можно отнести:
    • в договоре не указана сумма оклада и иных выплат, которые сотрудник будет получать при выполнении своих обязанностей;
    • приём с испытательным сроком беременной женщины. При этом сама беременная должна должным образом оповестить работодателя о своём положении. Сделать это нужно, представив ему справку из медицинского учреждения, в котором женщина состоит на учёте. Справка должна быть подписана лечащим врачом, заведующей женской консультации, а также главным врачом медицинского учреждения;
    • работодатель не ознакомил своего нового работника с правилами внутреннего распорядка и иными локальными нормативными актами. Если этого не произошло, то работодатель не может привлечь работника к дисциплинарной ответственности.
  • в процессе работы к работнику применялась дискриминация, в частности:
    • работодатель отказал в предоставлении ежегодного отпуска;
    • выплата заработной платы осуществляется с нарушением норм ТК – несвоевременно и не в полном объёме;
    • работодатель не выплатил компенсации – за отпуск, по болезни, выходное пособие и прочее;
    • принуждение работника к оформлению отпуска «за свой счёт» вместо оплаты ему больничного листа;
    • принуждение к работе сверхурочно, в выходные и праздничные дни;
    • перевод на работу с более тяжёлыми условиями труда, в противоречие нормам ТК РФ.
  • работодатель неправильно оформляет начавшиеся трудовые отношения. Например, он предлагает работнику «пока не заключать договор» по причине того, а «вдруг ты решишь уволиться через месяц»;
  • работодатель незаконно устанавливает нормы рабочего времени и периоды отдыха, не соблюдая при этом трудовое законодательство. Наиболее частое нарушение – это работа без обеда;
  • изменений условий трудового договора в одностороннем порядке, без предупреждения. Часто работодатель поступает именно так – «не нравится – увольняйся»;
  • неправильное начисление заработной платы и иных выплат, которые имеют трудовое значение, в том числе и компенсационных. Заработную плату положено выплачивать 2 раза в месяц, но многие работодатели игнорируют эту норму, продолжая платить лишь раз в месяц. Другое «популярное» нарушение – это выплата «серой» зарплаты, с которой не уплачиваются налог и взносы;
  • задержка финансовых расчётов со своими работниками. Дни выдачи заработной платы должны быть прописаны во внутренних документах, и производить выплаты нужно именно в эти дни;
  • незаконное и неправомерное привлечение работников к дисциплинарной ответственности;
  • условия труда у работодателя нельзя назвать безопасными, то есть работодатель нарушает условия техники безопасности, а работники подписывают её лишь «для галочки»;
  • работодатель не соблюдает законные условия для увольнения сотрудников. Речь идёт о таких правонарушениях, как настаивание на том, чтобы работник написал «по собственному желанию» в тот момент, когда идёт сокращение штата или ликвидация предприятия. Делается это для того чтобы сэкономить средства на компенсационных выплатах, а также на оформлении необходимых документов;
  • трудовой договор расторгается в одностороннем порядке лишь по желанию работодателя, не учитывая мнение работника, и не оформляя всех необходимых документов.

Если налицо есть эти нарушения, то нужно обращаться в инспекцию по труду с индивидуальной или коллективной жалобой.

Как обратиться в трудовую инспекцию

Обращаться в трудовую инспекцию с жалобой можно несколькими способами:

  • при личном посещении. Для этого нужно лично прийти в территориальное отделение инспекции по месту нахождения работодателя и передать секретарю жалобу, составленную в письменном виде и в двух экземплярах. На одном экземпляре секретарь инспекции ставит номер входящего документа и дату принятия заявления на рассмотрение. Этот экземпляр остаётся у заявителя, а другой – отдаётся на рассмотрение;
  • по почте. Отправлять жалобу нужно заказным письмом с уведомлением. В этом уведомлении будет указана дата доставка обращения в инспекцию и подпись того лица, который это письмо принял. Уведомление не стоит выкидывать, оно будет являться доказательством того, что обращение было доставлено в инспекцию;
  • через представителя. Он должен иметь на руках доверенность, которую нужно будет предъявить секретарю при подаче обращения. Порядок подачи жалобы через посредника точно такой же, как и при личном обращении – подаётся 2 экземпляра, на одном ставится штамп с датой принятия и номером входящего документа;
  • через электронную приёмную. Наиболее популярный сегодня способ обращения в инспекцию. На сайте каждого территориального отделения есть соответствующая вкладка.

Чтобы подать жалобу в инспекцию по труду с помощью онлайн – приёмной, необходимо:

  • посетить официальный сайт государственной инспекции труда в регионе проживания заявителя;
  • найти вкладку «подать жалобу онлайн». Она может называться и по-другому – «онлайнинспекция. рф»;
  • выбрать вкладку «сообщить о проблеме»;
  • перед заявителем появится список нарушений трудового законодательства, по которым можно обращаться в инспекцию, нужно выбрать необходимый;
  • в выбранном разделе может быть ещё несколько подразделов, из которых также необходимо выбрать нужный;
  • затем нужно выбрать результат, которого желает добиться заявитель;
  • затем нужно либо зарегистрироваться на портале «Госуслуги» либо авторизироваться;
  • далее нужно заполнить форму сообщения. Это несложно! Система подскажет все правильные шаги;
  • нужно обязательно указать данные о работодателе. Данные о заявителе появятся автоматически, так как они есть в системе «Госуслуг»;
  • нужно также указать способ, которым нужно сообщить ответ по жалобе. Его выбирает сам заявитель.
  • Инспекции даётся 30 дней на рассмотрение жалобы от работника. Способ доставки претензии роли не играет. Если претензия, направленная в инспекцию труда находится не в компетенции этого надзорного органа, она в течение 7 дней после получения будет перенаправлена в соответствующий государственный орган. Он впоследствии и займётся её рассмотрением. Обо всех «передвижениях» жалобы заявителя будут уведомлять указанным способом.

    В некоторых случаях инспекторы могут продлить время рассмотрения жалобы, но об этом они должны уведомить заявителя.

    Закон не предусматривает унифицированной формы обращения в Государственную инспекцию труда. Она может быть написана в свободной форме. Но чтобы жалоба была рассмотрена инспекторам в установленном порядке, в ней нужно указать следующую информацию:

    • реквизиты инспекции. К ним относится:
      • название – Государственная инспекция труда;
      • адрес, по которому направляется сообщение.
    • сведения о заявителе:
      • полностью ФИО;
      • адрес места постоянной или временной регистрации;
      • контактная информация о заявителе – телефон или адрес электронной почты. Это необходимо для получения ответа, а также для связи инспектора с заявителем, если возникнет такая необходимость.
    • данные о работодателе:
      • полное или сокращённое название;
      • адрес места нахождения;
      • ФИО руководителя.
    • суть претензии. Здесь не стоит проявлять лишних эмоций. Обращение должно быть написано «по делу», содержать в себе только факты нарушения трудовых прав, а не домыслы и рассуждения.
    • подпись заявителя и её расшифровка, а также дата составления обращения.

    Когда заявитель описывает суть претензии, он должен придерживаться правил деловой переписки, не должен допускать оскорблений. Информация должна быть изложена «сухим» языком.
    В обращении нужно указывать только достоверные и проверенные факты. Оно должно быть объективным, а не выражать отношение заявителя к руководителю, нарушившему его трудовые права. События должны быть изложены в хронологическом порядке.

    Как сохранить анонимность, и можно ли отозвать обращение

    Жалоба обязательно должна быть подписана. Многих заявителей интересует именно вопрос анонимности, так как многие опасаются мести со стороны работодателя. Но если жалоба будет подписана, то как сохранить анонимность?

    В тексте жалобы можно указать просьбу о сохранении конфиденциальности. То есть при посещении работодателя с внеплановой проверкой инспектор может оповестить работодателя о том, что к нему пришли по причине жалобы, но самого заявителя могут не называть.

    А как быть, если работник передумал жаловаться на работодателя или его конфликт, уже после обращения, полностью исчерпан? Можно ли отказаться от своего обращения? Можно, для этого нужно снова обратиться в ту же инспекцию, в которую и писалось сообщение. Если нарушения ТК РФ всё-таки будут обнаружены, отказ от жалобы несколько смягчит наказание для работодателя.

    По форме отказ от жалобы должен быть оформлен точно так же, как и сама жалоба. Только в тексте нужно указать реквизиты той, первой жалобы, и указать просьбу отозвать её, указав причины. Наиболее распространённая причина:

    • конфликт исчерпан;
    • разногласия ныне недействительны.

    По факту первичной жалобы будет инициирована проверка. Если нарушений обнаружено не будет, то и никакие санкции к работодателю применены не будут. Если же нарушения будут выявлены, и именно по факту жалобы, то отказ от неё несколько смягчит наказание. Если же будут обнаружены другие правонарушения, не описанные в обращении, это никак не смягчит наказание за правонарушение.

    Каждый работник имеет право на самозащиту своих трудовых прав. Самая первая инстанция, куда следует обращаться — это инспекция по труду.

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале.

Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Федеральная инспекция труда является единой централизованной системой, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации полномочия по осуществлению функций по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).

Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель Роструда — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Осуществление федерального надзора за соблюдением трудового законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — не единственное направление деятельности Роструда.

Кроме этого на Роструд возложены полномочия в сфере занятости населения, альтернативной гражданской службы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Специализированным структурным подразделением Роструда, созданным для реализации функций по методологическому обеспечению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также для организации деятельности государственных инспекций труда, является Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости, возглавляемое начальником Управления, являющимся заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации.

Справка. По состоянию на 1 января 2012 г. в ведении Федеральной службы по труду и занятости находились 82 государственные инспекции труда.

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Федеральная инспекция труда руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минтруда России.

В соответствии с положениями ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются:

1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Нормативные правовые акты, определяющие правовой статус и полномочия федеральной инспекции труда:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Положение о Федеральной службе по труду и занятости (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, в ред. от 19.06.2012);
  • Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» (в ред. от 28.01.2011);
  • Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости (утверждено Приказом Минздравсоцразвития России от 01.07.2009 № 378н, в ред. от 25.08.2010);
  • Регламент Федеральной службы по труду и занятости (утвержден Приказом Роструда от 11.09.2007 № 211, в ред. от 24.05.2010).

Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и полномочия федеральной инспекции труда по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • Конвенция № 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 11.07.1947, ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ);
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.07.2012);
  • Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010).

ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Исходя из возложенных задач, в соответствии с положениями ст. 356 ТК РФ, федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

  • осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и суды;
  • осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
  • осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
  • принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
  • запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
  • осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и т. д.

Согласно ст. 216.1 ТК РФ федеральная инспекция труда уполномочена на осуществление государственной экспертизы условий труда, осуществление контроля за результатами проводимой работодателями в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в целях формирования объективных сведений о состоянии условий труда работников, в том числе занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Федеральной инспекции труда предоставлено право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Органы федеральной инспекции труда в субъектах Российской Федерации осуществляют надзорные мероприятия, направленные на обеспечение хозяйствующими субъектами соблюдения требований трудового законодательства в отношении привлекаемых ими в установленном порядке иностранных работников, а также контроль за соблюдением ограничений по использованию иностранной рабочей силы, ежегодно устанавливаемых Правительством РФ.

Подпункт «а» п. 4 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 22.06.2010).

Положение о Федеральной службе по труду и занятости (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, в ред. от 19.06.2012), Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» (в ред. от 28.01.2011).

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н), Приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (в ред. от 22.11.2011).

Пункт 6.5 Положения о Федеральной службе по труду и занятости.

Статья 32 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012), Постановление Правительства РФ от 12.11.2010 № 895 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2011 год», Приказы Минздравсоцразвития России от 08.12.2010 № 1081н (в ред. от 14.12.2011), от 08.12.2010 № 1080н (в ред. от 14.12.2011).

Задачи, функции и полномочия Федеральной службы по труду и занятости

«Государственную службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы государственные службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости и своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда, созданной в 1919 году, а также соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.

На деятельность этих служб государство возложило следующие задачи:

1) оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;

2) предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;

3) организовывать профессиональное обучение и профессиональное консультирования незанятых граждан;

4) оплачивать обучение, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;

5) регистрировать безработных;

6) выплачивать пособия по безработице и других видов материальной помощи; 7) оформление досрочного выхода на пенсию;

8) разрабатывать программы занятости и мероприятия по социальной защите различных групп населения»

Таким образом, федеральный институт выполняет главные задачи по труду и занятости.

«В соответствии с «Положением о Федеральной службе по труду и занятости», Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Функции Федеральной службы по труду и занятости:

1. Осуществление государственного надзора и контроля за выполнением трудового законодательства работодателями;

2. Оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

3. Разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

4. Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;

5. Организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

6. Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.»

Федеральная служба по труду и занятости наделена следующими полномочиями:

— осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

— осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения;

— осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее, расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;

— регистрирует в уведомительном порядке отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;

— регистрирует в уведомительном порядке коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

— рассматривает дела об административных правонарушениях;

— информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— обобщает практику применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, а также подготавливает соответствующие предложения по их совершенствованию;

— анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике;

— реализует федеральные программы в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;

— реализует меры активной политики занятости населения;

— осуществляет подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;

— содействует урегулированию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

— ведет базы данных по учету трудовых арбитров;

— информирует о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

— осуществляет государственную экспертизу условий труда;

— формирует и ведет регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

— анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

— участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;

— организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;

— взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.»

Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.»

Таким образом, Федеральная служба по труду и занятости призвана осуществлять государственный надзор, контроль за выполнением работодателей трудового законодательства и содействие гражданам в поиске работы.

занятость население труд государственный

Полномочия органов и должностных лиц Федеральной инспекции труда

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из

    • федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и
    • его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ст. 354 ТК РФ).

Основные задачи федеральной инспекции труда:

    1. обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
    2. обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    3. обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    4. доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

    • осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства;
    • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
    • осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях;
    • направляет соответствующую информацию в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
    • проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
    • обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
    • анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
    • ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
    • осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    • проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.

См. также Приказ Роструда от 10.11.2017 N 655 «Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Основные права государственных инспекторов труда установлены ст. 357 ТК РФ.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

    1. в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
    2. запрашивать и безвозмездно получать документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
    3. изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
    4. расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
    5. предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
    6. направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
    7. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
    8. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
    9. составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    10. выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *