Трудовая инспекция проверки

Содержание

Вопрос 43: Порядок проведения проверки работодателей государственной инспекцией труда

Статья 360

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

поступление в федеральную инспекцию труда:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации

Порядок проведения проверки (из приказа администрации Ростовской области)

Государственные инспекторы труда имеют право, при наличии удостоверения установленного образца, посещать в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства организации любой организационно-правовой формы. При осуществлении проверок госинспекторами труда строго соблюдаются требования федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г. № 294 — ФЗ в ред. Федерального закона от 27.12.2009г. № 365 — ФЗ. При поступлении в государственную инспекцию труда заявления о нарушении трудовых прав работника госинспектору труда выдается распоряжение о проверке данного предприятия по вопросам, поставленным в обращении работником. Распоряжение о проведении проверки предъявляется руководителю, иному должностному лицу организации или индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. В ходе проверки госинспектор труда имеет право запрашивать и безвозмездно получать от руководителя и иных должностных лиц организации документы, объяснения и информацию, необходимую для осуществления проверки. За непредставление необходимых сведений (информации) для осуществления законной деятельности государственному инспектору труда статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей. По результатам проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах, в котором указываются сведения о результатах проверки. При выявлении в ходе проверки нарушений трудового законодательства государственным инспектором труда выдается обязательное к исполнению предписание, в котором указываются конкретные нарушения со ссылкой на статьи Трудового Кодекса РФ или иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, а также срок устранения нарушений. За невыполнение в срок законного предписания также предусмотрена административная ответственность на граждан. В случае выявления в ходе проверки совершения должностным лицом административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении. Статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа. В случае если должностное лицо ранее подвергалось административному взысканию за аналогичное административное правонарушение и вновь нарушило законодательство о труде и охране труда, то это влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Нашел в лекции по ТП преподавателя МГУ

Виды проверок

Согласно ст. 7 Закона № 134-ФЗ проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в два года. Малые предприятия запрещается проверять первые три года их деятельности с момента государственной регистрации. О назначении плановой проверки инспектор может предупредить должностных лиц, но он также может явиться с проверкой и без предупреждения, если посчитает, что подобное уведомление может сказаться на результатах контрольного мероприятия. Плановая проверка может быть комплексной. В этом случае проверяется, как в организации соблюдается трудовое законодательство в целом. Могут быть проверены отдельные разделы трудового законодательства, например оплата труда, отпуска. Внеплановая проверка назначается независимо от того, когда проходила плановая проверка и для нее не предусмотрено ограничений в периодичности проведения. Такая проверка проводится в том случае, если инспекторы обнаружили нарушения по результатам плановых мероприятий. Она осуществляется с целью проверки выполнения организацией предписаний сотрудников ГИТ. Целевые внеплановые проверки проводятся не только для контроля, но и в случаях, если: из внешних источников поступает информация о происшествиях, которые могут причинить вред окружающей среде, жизни и здоровью людей; от работников (как правило, «бывших») поступают жалобы на организацию; в ГИТ поступила информация от государственных органов, в том числе от налоговых органов или внебюджетных фондов.

Порядок проведения проверки

Прежде чем приступить к проверке, инспекторы обязаны показать свои служебные удостоверения и распоряжение о проведении проверки (или его копию, заверенную печатью). Распоряжение должно быть подписано руководителем региональной инспекции труда или его заместителем. Требования к содержанию распоряжения о проведении проверки установлены в ст. 7 Закона № 134-ФЗ. В нем должны быть указаны: номер и дата распоряжения (приказа); наименование органа государственного контроля (надзора); фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; дата начала и окончания мероприятия по контролю. Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. При отсутствии данных документов организация вправе не допускать инспекторов к проверке. В случае если проверка проводится несколькими инспекторами, то в целях безопасности организации необходимо выяснить, все ли они указаны в распоряжении, так как осуществлять проверку может только то должностное лицо, чья фамилия содержится в этом документе. Инспекторам, которые не указаны в распоряжении, можно отказать в проходе на территорию организации. Если с документами все в порядке, то организация обязана выполнять требования сотрудников ГИТ и не чинить препятствий в ходе проведения проверки, в противном случае руководителя или иное должностное лицо организации могут привлечь к административной ответственности по п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ — от 500 до 2000 руб. В общем случае продолжительность ревизии не должна превышать один месяц. Если контролерам требуется выполнить дополнительные процедуры, например экспертизу, то руководитель региональной инспекции труда или его заместитель могут продлить срок проверки, но не более чем на месяц.

Документы, которые проверяют инспекторы в ходе проверки

В первую очередь инспекторы требуют представить учредительные документы организации и решения о назначении руководителя организации, приказ о назначении главного бухгалтера и инспектора кадров. Далее в зависимости от предмета проверки они запросят локальные документы организации, касающиеся трудового регулирования и охраны труда в организации, а также кадровую документацию.

Порядок оформления результатов проверки

По окончании проверки предприятию должен быть представлен акт, в котором указываются те же сведения, что и в приказе (распоряжении) о назначении проверки, а также: о лицах, присутствующих при проведении проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях и их характере; сведения о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений; об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи; подпись должностного лица, осуществившего мероприятие по контролю. К акту по результатам проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю (п. 1 ст. 9 Закона № 134-ФЗ). Один экземпляр акта с копиями приложений вручается должностному лицу организации (руководителю) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении. Обнаружив недочеты, инспектор ГИТ оформит предписание устранить их. Если руководство организации устранило допущенные ошибки, инспекторы могут прекратить производство по делу. В противном случае контролеры привлекут к административной ответственности и должностных лиц, и организацию. Ответственность за нарушение трудового законодательства установлена ст. 5.7, 5.27-5.34, 5.39 КоАП РФ. Как правило, организацию и должностных лиц привлекают к ответственности по ст. 5.27 «Нарушения законодательства о труде и охране труда» КоАП РФ, согласно которой представителей организации могут оштрафовать на сумму от 500 до 5000 руб. а фирму — на сумму от 30 000 до 50 000 руб. Кроме штрафов в судебном порядке деятельность организации может быть приостановлена на срок до 90 суток, а руководителя могут дисквалифицировать на срок от 1 года до 3 лет. привлечь к административной ответственности организацию и должностное лицо можно только в том случае, если с момента, когда инспекторы обнаружили нарушение, не прошло двух месяцев (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

44. Самозащита работниками трудовых прав, формы самозащиты.

Под самозащитой трудовых прав можно понимать систему действий, реализуемых работником в установленных законом пределах без обращения в государственные или общественные органы по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде, а также юрисдикционные органы для предупреждения нарушения или восстановления нарушенных трудовых прав.

В теории трудового права нет единой точки зрения относительно способов самозащиты. Дело в том, что в ст. 379 Трудового кодекса РФ говорится о формах самозащиты, в то же время законодатель в ст. 380 Трудового кодекса РФ приводит понятие «способы самозащиты». По мнению М.В. Лушниковой, следует вести речь о способах самозащиты, предусмотренных законом, а также трудовым договором и коллективным договором.

Статья 379 ТК РФ предусматривает, что работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, вправе отказаться от исполнения трудовых обязанностей, во-первых, если работа, выполнения которой требует работодатель, не предусмотрена трудовым договором. Одностороннее изменение работодателем трудовой функции нарушает закрепленное в ч. 2 ст. 21 ТК РФ право работника на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором, а также запрет 60 ТК РФ для работодателя требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

В соответствии со ст. 379 ТК РФ работник также вправе отказаться от исполнения трудовых обязанностей, если работа непосредственно угрожает жизни и здоровью работника. В случаях, если исполнение трудовых обязанностей создает непосредственную угрозу жизни и здоровью работника, то очевидно, что он должен незамедлительно прекратить работу, не дожидаясь распоряжений работодателя или государственных органов по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства.

К иным формам самозащиты можно отнести отказы работника от выполнения любых незаконных распоряжений работодателя, например о переводе на работу, противопоказанную работнику по состоянию здоровья (ст. 72-72.2 ТК РФ), о досрочном выходе на работу из отпуска без согласия работника (ст. 125 ТК РФ) или о привлечении к сверхурочной работе, в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 99, 113 ТК РФ) и т.п.

Так, согласно ст. 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора в срок, указанный в заявлении работодателя.

В соответствии со ст. 220 ТК РФ в случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с ТК РФ. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Согласно ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу (за исключением некоторых работ) на весь период до выплаты задержанной суммы и отсутствовать на рабочем месте.

Необходимо обратить внимание на то, что законодатель устанавливает ограничения при осуществлении самозащиты трудовых прав, предусмотренной ст. 142 Трудового кодекса РФ. Не допускается приостановление работы:

— в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

— в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно — спасательных, поисково — спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

— государственными служащими;

— в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

— работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

В соответствии со ст. 379 ТК РФ на время отказа от работы за работником сохраняются все права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, иными законами и другими нормативными правовыми актами.

Если же самозащита стала следствием обстоятельств, за наступление которых работодатель не отвечает, — невозможность выполнения трудовых обязанностей вследствие катастрофы, аварии или других чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера,— время такого простоя должно оплачиваться в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада) (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).

При этом работодатель обязан в соответствии со ст. 236 ТК РФ выплатить заработную плату с с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Самозащита – это отказ от выполнения работы в целях защиты индивидуальных трудовых прав работника (право на определенность трудовой функции, закрепленной трудовым договором, права на своевременное и в полном объеме получение заработной платы, права на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности). Забастовка же представляет собой отказ выполнять трудовые обязанности (полностью или частично) с целью разрешить коллективный спор, т.е. является способом разрешения коллективного трудового спора и направлена на отстаивание коллективных интересов или коллективных прав. Право на самозащиту реализуется работником самостоятельно, независимо от других работников. Решение об объявлении забастовки может быть принято только коллективным — общим собранием (конференцией) работников организации или профсоюзной организацией.

45. Понятие и виды трудовых споров. Причины возникновения трудовых споров.

Трудовые споры – это неурегулированные разногласия между сторонами трудового договора по вопросам применения норм трудового законодательства, установления новых или изменения существующих условий труда.

Классификация трудовых споров: 1. по субъектам :

  • Индивидуальные- (это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.)

  • коллективные трудовые споры- (неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов ).

2. по содержанию :

  • споры об установлении условий труда (спор об установлении норм выработки);

  • о применении установленных условий труда (споры об увольнении, об оплате сверхурочных работ);

3. по юридической сути :

  • споры искового характера, предметом которых является требование работника или группы работников о восстановлении или признании трудовых прав, которые нарушены;

  • споры неискового характера, предметом которых являются вопросы установления новых условий труда или изменения существующих.

Причины трудовых споров – это негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности.

Причины возникновения трудовых споров могут иметь субъективный, объективный, организационно-правовой и организационно-хозяйственный характер.

К причинам субъективного характера относятся: недостаточное правовое сознание работников; правовая неосведомленность как работников, так и руководителей предприятий, учреждений, организаций (далее — предприятие) ошибки одной из сторон в споре — существуют или не существуют фактические обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений.

Причины объективного характера — разногласия между относительно стабильными нормами права и динамическими конкретными жизненными ситуациями, к которым они применяются.

Причины организационно-правового характера — причины, связанные с последствиями в нормотворческой деятельности, пробелами в действующем законодательстве, двусмысленностью трактовки отдельных норм, с тем, что нет кодификации всех существующих норм трудового права.

К причинам организационно-хозяйственного характера принадлежат отрицательные явления современной экономики Украины: разрыв хозяйственных связей, недостаточное количество собственных энергоносителей, спад производства и массовые увольнения работников, задолженность по выплатам заработной платы, разрушение социальной структуры и т. д.

Трудовой инспектор на пороге: все ли готово к проверке?

Государственные инспекторы труда в целях выполнения своих должностных обязанностей контролирует любые организации на всей территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Проверка в организации может быть плановой или внеплановой. Внеплановая инспекция может проводиться на основании заявления работников о нарушении их прав. Осуществляется проверка в основном по двум направлениям: четкое соблюдение организацией трудового законодательства и законодательства об охране труда. Но контроль может проводиться совместно с другими ведомствами, тогда цели проверки могут охватывать разные области права. При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. Остановимся подробнее на плановой проверке, когда государственный инспектор обычно уведомляет о предстоящем мероприятии.

Права и обязанности государственных инспекторов труда

Государственный инспектор труда (по правовым вопросам и по охране труда) — представитель органов федеральной инспекции труда РФ. Данное должностное лицо государство наделило полномочиями осуществлять контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Поэтому права и обязанности у него жестко регламентированы.

Обязанности инспектора перечислены в ст. 358 ТК РФ, в Федеральном законе от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также в Конвенции МОТ № 81 (1947 г.), которую Россия ратифицировала Федеральным законом от 11.04.1998 г. № 58-ФЗ.

Прав у трудовых инспекторов несколько больше. Закреплены они в ст. 357 ТК РФ. Все права, перечисленные в этой статье, государственные инспекторы должны реализовывать в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законодательство также определяет порядок реализации любого из нижеперечисленных прав для создания возможностей объективного получения информации о нарушениях трудового законодательства. Государственные инспекторы имеют право:

Предупрежден, значит — вооружен, или Где стелить соломку

Наверное, каждому работодателю хочется пройти проверку без претензий со стороны Государственной инспекции труда. Плановые проверки — это заранее известная информация, которую можно получить в открытых источниках, например, на сайте Государственной инспекции труда, зайдя в директорию своего региона, а также на сайте прокуратуры своего региона, где сконцентрирована вся информация о плановых контрольных мероприятиях для работодателей. В основном в качестве предмета проверки указано «Соблюдение требований Трудового кодекса РФ». Если с трудовой инспекцией в проверке участвуют другие органы государственного контроля, то предмет проверки может быть более обширным.

Как узнать, что же конкретно будут проверять трудовые инспекторы? Наверное, можно позвонить в инспекцию и спросить, но сотрудники как-то не спешат делиться тайнами мастерства. Исключая этот вариант, воспользуемся еще двумя источниками информации: отчеты о состоявшихся проверках в других организациях и проекты добровольной сертификации предприятий и индивидуальных предпринимателей, реализуемые профсоюзными организациями и Государственной инспекцией труда почти в каждом регионе РФ.

При анализе статистики отчетов можно сделать выводы, что слабое место почти у всех проверяемых компаний — охрана труда. Именно нарушения в этой области лидируют в общем списке нарушений. Первые три места занимают следующие позиции:

  • обучение и инструктаж работников по охране труда,
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты,
  • проведение аттестации рабочих по условиям труда.

Надо помнить, что при выявлении этих нарушений трудовая инспекция может отстранить работников от работы.

Следующие направления проверки, которым уделяется пристальное внимание, — вопросы легализации трудовых отношений субъектов трудового права. Первые три места занимают следующие позиции:

  • задолженность по заработной плате,
  • формы и виды оплаты труда,
  • оформления трудовых отношений.

Таким образом, анализируя материалы, можно сделать вывод, что при плановой проверке государственный инспектор будет обращать внимание и запрашивать документы, подтверждающие следующие вопросы:

Предписание инспекции по труду

Вопросы

1. Отличие предписания от постановления, вынесенное инспекцией по труду.

1.1. Добрый день, уважаемый посетитель!
Предписание — требование об устранении нарушений. Постановление — документ о привлечении к ответственности
Всего доброго, желаю удачи.

1.2. Здравствуйте, Марина Николаевна! Предписание обязывает принять конкретные меры для устранения допущенных нарушений и обязательно для исполнения, в случае необходимости предписание может быть обжаловано и отменено в целом или его отдельные пункты; по результатам проверки работодатель может быть привлечен инспектором к административной ответственности на основании соответствующего постановления, которое также может быть обжаловано.
Из любой ситуации всегда можно найти выход. Удачи Вам и всего самого хорошего в Ваших делах.

1.3. Добрый день. В Предписании Вам сообщают, какие нарушения необходимо устранить, и дают срок для выполнения; в Постановлении — привлекают к ответственности за выявленные ранее нарушения.

1.4. Добрый день. Это два разных процессуальных документа. Постановлением привлекают к ответственности. Предписанием — обязывают устранить нарушения.

2. Я проживают в г.Братске, Иркутской обл, хотелось бы обратиться в Новосибирский суд за помощью, ситуация такая. Я обращалась в Гос инспекцию труда по вопросу нарушения трудовых прав (мне до сих пор не выплачен расчёт с СКДП), я уволилась ещё в апреле месяце, в отношении СКДП была проведена проверка и им было выписано предписание выплатить мне зарплату (от 01.07/20019), но до сих пор они этого не сделали, теперь хочу обратиться в суд, чтобы в судебном порядке их обязали это сделать.

2.1. Добрый день. Исковое заявление вы можете направить в суд заказным письмом. Для грамотного составления искового заявления можете обратиться к любому выбранному юристу сайта в личные сообщения.

2.2. Здравствуйте.
Новосибирский суд по месту нахождения работодателя? Вы можете направить иск почтой.
Также пишите в трудовую инспекцию новую жалобу о неисполнении предписания.
Обратите внимание, что иск о взыскании заработной платы возможно подать в течение одного года с момента увольнения.

3. Прошу разьяснить положение ст.356 ТК РФ в части полномочий Государственной инспекции труда, а именно обязана ли она давать ответы на вопросы заявления или жалобы по существу. Обязана ли она в связи с этим осуществлять выездную проверку работодателя с вынесением предписания в случае обнаружения нарушенных прав? Получена отписка от Госинспекции труда на заявление в прокуратуру региона с рекомендацией обращаться в суд. Что это за «футбол»?

3.1. Нужно смотреть ответ инспекции труда, чтобы дать нормальный ответ на ваш вопрос. Лучше обратиться за индивидуальной консультацией, но она будет платной.

3.2. Инспекция труда ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав. Поступившие от работников заявления или обращения о нарушении работодателем их трудовых прав являются основанием для проведения внеплановой проверки. Решения государственных инспекторов могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному инспектору труда РФ и/или в суд. Просто письмо прокуратуры в трудовую инспекцию не является основанием для проведения внеплановой проверки, только требование прокурора о проведении внеплановой проверки. Поэтому лучше писать заявление/обращение непосредственно в инспекцию труда, а если они не проведут проверку, тогда можно жаловаться и в прокуратуру.

4. Как поступить работодатель не исполнил предписание труд инспекции в указанный срок. 2? на рассмотрение административного протокола ни пришли в назначенное время ни руководитель ни представитель, но через месяц принесли объяснение на протокол и ходатайство о ненаказании руководителя униго по одному и то мужу имеется на рушение по з/п? имеют ли инспекция отменить наказание об административном наказании и ни дать штраф. Какие действия мои как истца.

4.1. Пишите жалобы в прокуратуру и суд. Желаю удачи. В.

4.2. В соответствии со ст. 361 ТК РФ, решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность (ст. 364 ТК РФ). Отменить свое же предписание, госинспектор труда лично не может.

5. Суд не принял во внимание предписание Инспекции по Труду об отмене приказа об увольнении правомерно ли это так как это сыграло решающую роль в суде; на момент вынесения решения приказ был отменен по предписание И по Труду.

5.1. Обжалуйте решение суда.

6. Мне выплатили не до выплаченную заработную плату. По предписанию инспекции труда. Теперь требуют вернуть так как она была выплачена с денег которые должны быть выплачены в качестве пенсии. Отдавать или нет?

6.1. Подождите подачи иска в суд. Там предъявите предписание и всё. НО! Если в назначении перевода неправильно указали, то вернуть придется, но сначала они должны перевести Вам заработную плату, а затем Вы пенсию им вернёте. Ну либо неправильно сформулировали вопрос.

7. Как отменить временно предписание инспекции по труду о внеплановой спецоценки если не согласны работодатель и организация которая проводила СОУТ, была проведена экспертиза, на нее написана жалоба в Минтруд.

7.1. Добрый день! Отменить «временно» предписание трудовой инспекции нельзя. Можно обратиться в районный суд по месту нахождения государственного органа с заявлением о признании незаконным и отмене предписания госинспекции труда.

7.2. Предписание выдаётся на основании акта, если Вы не согласны с данным решением Вы его можете оспорить в претензионном порядке и в судебном порядке.

8. Работодатель после увольнения не выплачивает расчётную сумму. Написано заявление в инспекцию по труду. Выписано предписание выплатить до 26.07.18. В случае невыплоты какими должны быть мои действия?

8.1. Добрый день! Необходимо будет после истечения срока выплаты, указанного в предписании трудовой инспекции обратиться в суд с этим предписанием, иными платежными документами, о взыскании заработной платы в судебном порядке.

Порядок обжалования результатов проверки трудовой инспекции

Закончив проверку (независимо от ее вида), трудовой инспектор оформляет акт. Если в результате проверки обнаружится, что компания нарушила нормы трудового законодательства, то трудовая инспекция составляет предписание и постановление. В каком порядке обжалуются результаты проверки трудовой инспекции?

ЮРИСТ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ

Напомним, что основной функцией государственной инспекции труда (далее по тексту – ГИТ) является надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. I ст.353 ТК РФ).


Планируемые ГИТ планы проверок не являются секретной информацией, а находятся в открытом доступе сайтах Роструда РФ, территориальной инспекции по труду, Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ. При проведении проверок ГИТ руководствуется (в том числе) и положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту — Закон №294-ФЗ).

В последнее время законодатели усилили порядок проведения проверок, введя чек-листы для плановых проверок работодателей. Сейчас действует 107 проверочных листов, необходимых для проведения плановых трудовых проверок компаний (Приказ Роструда РФ от 10.11.2017 г. №655).

По окончании проведения проверки трудовым инспектором составляется акт по форме, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 г. №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

  • предписание об устранении нарушений (вручается работодателю одновременно с актом проверки);
  • протокол об административном правонарушении (составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения или в течение двух суток, если требуется дополнительное расследование);
  • постановление о привлечении к административной ответственности или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Обжалование акта, предписания трудового инспектора

Как уже было отмечено, при нарушении компанией трудового законодательства трудовой инспекцией, как правило, составляется предписание и постановление (п.1 ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, абз.6 части первой ст.357 ТК РФ, ст.218 КАС РФ).

Возражения необходимо подать в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания в трудовую инспекцию, работники которой проводили проверку. К возражениям компании необходимо приложить подтверждающие ее правоту документы (ч.12 ст.16 Закона №294-ФЗ).

Важно! Предписание — это распорядительный документ, который обязывает работодателя устранить обнаруженные нарушения в конкретные сроки (ст.16 Закона №294-ФЗ, ст.361 ТК РФ, ст.218 КАС РФ и п. 113 Административного регламента №354н).

В том случае, если компания не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения в отношении документа в целом или отдельных ее частей (ст.361 ТК РФ, абз.2 п.113 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 г. №354н).

По итогам рассмотрения возражений, акт проверки либо предписание может быть полностью или частично изменен либо вообще отменен.

Важно! Но на практике не часто удовлетворяются возражения работодателя (досудебный порядок обжалования), а поэтому работодателю, уверенному в своей правоте нужно обращаться в суд. В случае судебных баталий, компаниям следует руководствоваться гл.12 и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ст. 218 КАС РФ).

Обжаловать в судебном порядке можно только предписание инспектора.


Отметим, что одновременно подавать жалобу в вышестоящий орган и исковое заявление в суд не запрещено (тем более, что законодательством не предусмотрен досудебный порядок обжалования предписания трудового инспектора для обращения в суд). При этом следует помнить, что при обжаловании предписания в контролирующем органе (трудовой инспекции), законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений, тогда как судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе.

В порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» (Кассационное определение ВС РФ от 01.06.2017 г. №74-КГ17-6).

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение 10 дней со дня получения работодателем или его представителем предписания трудового инспектора (п.2 ст.357 ТК РФ). К исковому заявлению прикладываются копии документов, с помощью которых работодатель сможет подтвердить свою правоту.

Однако, если анализировать судебную практику по вопросам отмены предписаний трудовой инспекции, то процент отмены предписаний не очень высок.

Важно! Работодатель зачастую не учитывает ограниченные сроки обжалования предписания. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

Например, представителю работодателя вручено под расписку предписание 5 марта 2019 г. вручено под расписку. Для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в районный суд не позднее 15 марта 2019 г. включительно.

Чаще всего по результатам проверки работодателя привлекают к административной ответственности. Постановление о назначении административного наказания руководитель также вправе обжаловать и (п.1 ст.30.1 КоАП РФ).

КАДРОВЫЙ АУДИТ

Обжалование постановления о назначении административного наказания

Постановление оформляют на основании протокола об административном наказании.

Работодатель также вправе обжаловать постановление соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.361 ТК РФ).

Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд РФ), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня ее поступления (п.1.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Жалоба должна подаваться в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п.5 ст.30.2 КоАП РФ).

УСЛУГИ КАДРОВОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (п.1 ст.30.7 КоАП РФ):

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда — в вышестоящий суд (п.1 и п.2 ст.30.9 КоАП РФ).

Важно! А вправе ли суд снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результатам проведенной проверки? Да, если суд установит, что трудовой инспектор установил необоснованно высокий штраф (п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).

Судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве.

Например, в одном из споров, работодатель был привлечен к административной ответственности по п.4 ст.18.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 500 000 рублей (за нарушение миграционного законодательства). Судом отмечено, что сумма штрафа, назначенная обществу, является чрезмерной и не отвечает целям административного наказания. А наложение на общество наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с учетом установленных обстоятельств дела отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 г. № А41-24800/14).

Из положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ следует, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением компании, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа , предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей.


Поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 17.7 КоАП РФ для юридических лиц, составляет менее 100 тысяч рублей, то правовых оснований для обсуждения вопроса о снижении размера административного штрафа не имеется (Постановление Центрального районного суда г. Калининграда от 26.06.2018 г. №5-480/2018).

Окончательный размер штрафа не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение (п.3.2-3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

То есть, если размер штрафа находится в диапазоне — от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет максимально снизить его размер до 125 000 руб. (250 000 рублей/2 = 125 000 рублей).

КАДРОВЫЙ КОНСАЛТИНГ

К чему приводят жалобы сотрудников

Заявить о нарушении работодателем трудового законодательства сотрудник может в различные государственные органы: и в прокуратуру, и в трудовую или налоговую инспекцию, и во внебюджетные фонды.

На жалобы и заявления граждан госорганы реагируют проведением проверок их работодателей.

Если работник проинформирует о «зарплатных» проблемах на предприятии, проверяющие, скорее всего, потребуют трудовые договоры, приказы по личному составу (о приеме на работу, увольнении, переводах), все, что касается оплаты труда и выплат при увольнениях (положения о премировании, о надбавках или другие локальные нормативные акты), расчетные листы, различные журналы учета, ведомости выплаты заработной платы и другие документы по ситуации. И в случае выявления нарушений в ходе проверки могут оштрафовать как компанию, так и ее руководителя.

Если выяснится, что работодатель не выплачивает вовремя зарплату (или пособия), то, кроме задержанной зарплаты (или пособия), его обяжут выплатить работнику компенсацию в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования, действующей в период просрочки, от не выплаченной в срок суммыст. 236 ТК РФ. Обязанность такой выплаты возникает независимо от наличия вины работодателя. То есть от ответственности не спасут ни приказы о выплате зарплаты позже срока (даже если они подписаны работниками), ни тяжелое финансовое положение организации, ни любые другие «уважительные» причинып. 55 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2.

А вот найти в компании серые зарплатные схемы и доказать факт их применения достаточно проблематично. Ведь подтверждающие документы (например, неофициальные расчетно-платежные ведомости с неучтенной зарплатой) будут тщательно скрываться. А у пожаловавшегося работника (например, при увольнении он получил только сумму, указанную в трудовом договоре, а ежемесячную доплату «в конверте» — нет) никаких документов на руках, вероятнее всего, тоже не будет.

Кто может прийти с проверкой

Прокуратура

Поводом для прокурорской проверки может стать любая жалоба сотрудника. То есть в прокуратуре могут одинаково заинтересоваться как задержкой выплаты зарплаты или пособия, так и теневыми зарплатами. Во многих городах России на базе органов прокуратуры даже действуют телефоны горячей линии, принимающие обращения граждан, связанные с нарушениями трудового договора и выплатой зарплаты «в конверте».

При рассмотрении обращений граждан прокуратура вправе запрашивать у руководителей организаций (и других должностных лиц) любые документы и объяснения, необходимые для разрешения вопросов по жалобеп. 1 ст. 22 Закона от 17.01.92 № 2202-1 (далее — Закон № 2202-1); п. 4.2 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45. Требуемые документы необходимо представить в течение 15 календарных дней с момента получения запросап. 2 ст. 10 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Прокуратура также может провести проверку на территории предприятияп. 4.3 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45; п. 2 ст. 9 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Как правило, вы узнаете об этом только в момент появления в офисе сотрудника прокуратуры, предъявляющего служебное удостоверение. Больше никаких документов (постановлений, распоряжений, приказов) о начале проверки прокурорский работник вам не предъявит (и оснований их потребовать у вас тоже нет). Предварительно о такой проверке организации не сообщаетсяп. 1 ст. 22 Закона № 2202-1.

Поскольку заранее неизвестно, что послужило поводом для проверки, подстелить соломку не получится. Какие документы нужно подготовить, вы узнаете только от проверяющих. Ведь, придя с проверкой по конкретной жалобе, прокурор может проверить все что угодно. Единственное ограничение — наличие времени и желания самого прокурора.

По результатам проверки прокурор не составляет акт, как это делается при проверке другими контролирующими органами. Работодателю остается только дожидаться мер прокурорского реагирования.

В случае выявления нарушений закона прокурор может:

  • принести руководителю протест на противоречащий закону локальный акт организациист. 23 Закона № 2202-1. Например, руководитель издал приказ, в соответствии с которым зарплату выплачивают один раз в месяц. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 календарных дней с момента его поступления. О результатах его рассмотрения компания должна сообщить прокурору в письменной форме. Это может быть приказ руководителя об отмене или внесении изменения в документ, который был опротестован. Если же руководитель не согласен с протестом, то в эти же сроки нужно подготовить письменный мотивированный ответ;
  • внести представление с требованием устранить допущенные нарушенияст. 24 Закона № 2202-1. И устранить их нужно в течение месяца. О результатах принятых мер также необходимо письменно сообщить прокурору. В этом документе нужно отразить, что именно было сделано для устранения нарушений (например, погашена задолженность перед работниками по зарплате);
  • вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП. Далее это постановление для его рассмотрения прокуратура направляет в уполномоченный на то органст. 25, п. 3 ст. 27 Закона № 2202-1. Дела по вопросам нарушения законодательства о трудеч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ рассматриваются государственными инспекторами трудаст. 23.12 КоАП РФ, а также судамич. 2 ст. 23.1 КоАП РФ.

Если же это повторное аналогичное нарушениеч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, то по таким делам трудинспекторы составляют протоколып. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, а рассматривают эти дела судьич. 1 ст. 23.1 КоАП РФ.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочийст. 22 Закона № 2202-1, подлежат безусловному исполнению в установленный срокп. 1 ст. 6 Закона № 2202-1. Умышленное их невыполнение грозит штрафомст. 17.7 КоАП РФ; Постановление Архангельского облсуда от 03.04.2013 № 4а-139/13:

  • организациям — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • должностным лицам — от 2000 до 3000 руб.

Хочется заметить, что по поступившим обращениям проверка не обязательно будет проводиться самой прокуратурой — это могут сделать и другие органы (например, трудинспекция) по требованию прокурора.

Трудинспекция

Если гражданин написал жалобу о нарушении своих прав в трудинспекцию, то может быть назначена внеплановая выездная проверка. По общему правилу трудинспекция уведомляет организацию о внеплановой выездной проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способомч. 16 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Однако в случае если от работника поступило обращение о нарушении его трудовых прав или о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства, которые повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, уведомление работодателя о проверке не допускаетсяч. 9 ст. 360 ТК РФ. Невыплата зарплаты относится к нарушениям, представляющим угрозу здоровью гражданп. 5.3 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 № 14. Такая внеплановая проверка может быть проведена незамедлительно, без согласования с прокуратуройч. 8 ст. 360 ТК РФ.

При визите трудинспектор обязан предъявить работодателю свое служебное удостоверение, а также приказ (распоряжение) о проведении проверки. В нем должны быть четко установлены предмет проверки и срок ее проведения.

Придя на внеплановую проверку, инспектор будет проверять изложенные в жалобе факты, так как эта проверка является целевойп. 5.2 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 № 14.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“В случае поступления жалобы работника предметом внеплановой проверки будут факты несоблюдения работодателем требований законодательства о труде в отношении этого работника. Проверяться при этом будут документы, относящиеся именно к этому работнику. Поскольку государственные инспекторы труда не имеют права требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

Если в ходе проверки инспектор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, это может стать поводом для инициирования еще одной внеплановой проверки. Ведь основанием для ее проведения может являться информация (в том числе полученная от должностных лиц федеральной инспекции труда) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников”.

Здесь хотелось бы отметить, что жалоба на серую зарплату трудинспекцию вряд ли заинтересует. Поскольку при поступлении такой информации проверить придется исключительно этот вопрос. Однако, как мы уже говорили выше, выявить и доказать подобные нарушения довольно сложно. Поэтому предметом внеплановой проверки трудинспекции будет являться проверка сведений скорее о задержках выплаты зарплаты, чем о зарплатах «в конверте».

А вот проверить инспекторы могут любой временной период деятельности компании, не ограничиваясь привычными 3 годами, и любые документы, связанные с трудовыми отношениями, но только в пределах предмета проверки.

По результатам проверки инспектор составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения. К акту проверки прилагается предписание об устранении нарушений, которое подлежит обязательному исполнению. За его неисполнение грозит штраф по ст. 19.5 КоАП РФ.

Также инспектор труда может оштрафовать организацию и руководителя по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФст. 357 ТК РФ; ст. 23.12 КоАП РФ.

Обратите внимание, что если в ходе проверки трудинспектор выявит задержку выплаты зарплаты нескольким сотрудникам, то это будет расцениваться как разные нарушенияПостановление ВС от 15.08.2014 № 60-АД14-11. Допустим, в компании работает 20 человек. Тогда общая сумма штрафов может оказаться немаленькой — минимум 600 000 руб. (30 000 руб. х 20 нарушений).

Чтобы проверить исполнение работодателем выданного предписания, трудинспектор может позже прийти в организацию с внеплановой проверкойп. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Возможно, если вы исполните предписание в срок и представите в трудовую инспекцию подтверждающие документы, это спасет вас от повторного прихода инспекторов.

Налоговая инспекция

Налоговики всегда проявляли интерес к размеру зарплат в организациях. Получив информацию о выплате компанией заработной платы «в конверте», без внимания налоговики ее не оставятп. 5 Общедоступных критериев оценки рисков, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. То есть на жалобу работника ИФНС среагирует, но не так, как прокуратура или трудинспекция. Из достоверных источников мы узнали алгоритм действий инспекции.

Прежде чем прийти с проверкой (или хотя бы включить компанию в план проверок), налоговики будут изучать поступившую информацию. Для этого в инспекцию вызовут пожаловавшегося работника (а может быть, и других сотрудников компании) для проведения опроса. Заметим, что суды нередко отказывают налоговикам в поддержке доначислений, основанных только на допросах в качестве свидетелей работников организацииПостановления ФАС ПО от 08.08.2012 № А12-12839/2011, от 05.03.2013 № А65-18177/2012. Однако имеются судебные решения и в пользу проверяющих, особенно если есть и иные доказательстваПостановления ФАС МО от 18.01.2012 № А40-71623/10-111-46; ФАС ДВО от 11.04.2012 № Ф03-501/2012.

Для дачи пояснений на «зарплатную» комиссию вызовут и руководителя компании.

А далее будут проводиться иные контрольные мероприятия. Ведь если не будет очевидным, что можно доначислить суммы каких-либо налогов, то выездную проверку не назначат.

Если работник пожалуется в УФНС, то шансы организации быть проверенной в таком случае значительно повышаются.

В случае включения компании в план проверок, скорее всего, будет назначена комплексная выездная проверка по всем налогам, а не только по НДФЛ.

Если налоговики выявят и докажут, что компания не выполняла свои обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с серой зарплаты, с организации могут взыскать штраф в размере 20% от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию или перечислениюст. 123 НК РФ, а также начислить ей пенист. 75 НК РФ.

Но на практике в налоговую не часто поступают жалобы на выплату серой зарплаты. Ведь многие знают, что и для самих работников, получающих зарплату «в конверте», тоже предусмотрена ответственность. ФНС разъяснялаПисьмо ФНС от 02.12.2009 № 3-5-04/1774, что работник, получивший доход, с которого не был удержан НДФЛ, обязан самостоятельно подать декларацию о доходах и уплатить налогподп. 4 п. 1, п. 4 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ. Если этого не сделать, налоговый орган вправе взыскать с работника НДФЛ, исчисленный с неофициальной части зарплаты, и начислить пени и штрафст. 75, п. 1 ст. 119 НК РФ; ст. 198 УК РФ.

А заинтересует ли налоговиков информация о задержках выплаты зарплаты или пособия? Скорее всего, нет. Инспекцию волнует поступление налогов, а именно то, что НДФЛ должен быть перечислен в установленные сроки. Обязанность по перечислению в бюджет НДФЛ возникает у налогового агента только после фактического удержания налога из доходов, выплачиваемых работникуПисьмо ФНС от 25.07.2014 № БС-4-11/14507@. Поэтому пока не выплачена зарплата, не может быть уплачен НДФЛ.

ФСС и ПФР

Также пожаловать к вам с проверкой могут инспекторы из внебюджетных фондов, контролирующие уплату страховых взносов. Ведь выплата зарплаты «в конверте» означает, что компания занижает базу для начисления взносов. Такая информация наверняка заинтересует органы ПФР, и она может быть учтена при планировании выездных проверок.

ДАШИНА Тамара Николаевна Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

“Если в ПФР поступит жалоба от работников на выплату зарплаты «в конверте», это может послужить поводом для включения компании в план проверок. Проверка в таком случае бывает обычной, ничем не отличается от других по способу проведения и оформления результатов. В то же время хочу заметить, что на предмет выявления серых схем выплаты заработной платы ПФР сотрудничает с налоговыми органами. И в большей степени мы проводим проверки на эту тему с ними”.

А вот ФСС, получив жалобу работника на невыплату пособия или на его неправильный размер, вправе провести внеплановую выездную проверку (без участия ПФР)ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ). При этом ФСС проверит только правильность расходов на выплату пособий, а начисление и уплату взносов — нетч. 3 ст. 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ).

ИЛЬЮХИНА Татьяна Митрофановна Начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ

“ФСС РФ имеет правоп. 1 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ проверять правильность выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения на возникающие в ходе проверок вопросы.

Как правило, при поступлении жалобы от застрахованного лица на невыплату пособий по обязательному социальному страхованию проводится тематическая проверка”.

Нам также пояснили, что конкретно будут проверять, если назначена тематическая проверка.

ПОЗДНЯКОВА Ирина Владимировна Заместитель начальника отдела организации обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ

“При проведении внеплановой выездной проверки по жалобе работника на неправильный расчет пособия по обязательному социальному страхованиюч. 3 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ проверяется правильность начисления и выплаты пособий работодателем в отношении обратившегося работника или лиц, указанных в жалобе. Одновременно закон не ограничивает право исполнительного органа страховщика проверить по этой жалобе правильность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по другим работникам, в том числе в ходе данной внеплановой выездной проверки.

Также эта организация может быть включена в совместный с ПФР план выездных проверокст. 33 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)”.

О проверке вы можете и не узнать заранее, так как извещать вас органы ФСС не обязаны.

В ходе проверки контролеры запросят все документы, касающиеся выплаты пособий. Однако проверяемый период не должен превышать 3 лет.

По ее результатам составляется акт. В итоговой части акта проверяющие указывают предложения по устранению выявленных нарушений.

Если, например, ФСС в ходе проверки выявит выплату пособия в меньшем размере, работодателя обяжут:

  • доплатить неправильно выплаченное пособие;
  • отразить расходы в расчетной ведомости по форме-4 ФСС за период, в котором будет произведена доплатаабз. 16 п. 18 Методических указаний, утв. Постановлением ФСС от 07.04.2008 № 81. При этом оштрафовать за задержку выплаты пособий или за их выплату в меньшем размере по ст. 5.27 КоАП Фонд не может, это привилегия трудинспекции.

Если в ходе проверки ревизоры из внебюджетных фондов выявят неуплату страховых взносов из-за занижения расчетной базы (скажем, в случае выплаты серой зарплаты), то компании придется заплатить штрафст. 47 Закона № 212-ФЗ. При этом размер санкций составит 20% от неуплаченной суммы страховых взносов. Если же инспекторы сочтут, что организация занизила страховые взносы умышленно, то размер штрафа увеличится до 40%ч. 1, 2 ст. 47 Закона № 212-ФЗ. Кроме того, контролирующие ведомства начислят компании пенич. 1 ст. 25 Закона № 212-ФЗ.

***

От слова «проверка» бросает в дрожь даже самых опытных бухгалтеров. И не только из-за боязни нахождения ошибок, но и из-за огромного объема документов, которые в определенный срок нужно подготовить для проверяющих. Если руководитель сообщает вам, например, о задержке зарплаты в этом месяце, расскажите ему о последствиях несоблюдения трудового законодательства.

В каких случаях проводится внеплановая проверка трудовой инспекции

Основаниями для внеплановой проверки ГИТ являются обращение граждан: не только бывших работников, затаивших на работодателя обиды, но и продолжающих работать в организации. Также такую жалобу могут инициировать сторонние лица – доверенные представителя работников.

Скачать ходатайство о продлении срока исполнения предписания

Поводами для обращений могут служить любые вопросы, которые не удалось урегулировать. Например, несправедливое, с точки зрения работника или членов его семьи, расследование несчастного случая, выплата гарантий и компенсаций не всем работающим на рабочих местах с вредными условиями труда, а только работникам со стажем.

Отдельная категория жалоб – на нарушение требований охраны труда, которые влекут за собой угрозу жизни и здоровью работников предприятия. Угрозу представляют неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, оборудования и машин, выполнение работ повышенной опасности без применения средств индивидуальной защиты, недостатки в технологическом процессе, плохое санитарно-гигиеническое оснащение рабочих мест и мест отдыха, или их отсутствие.

Внеплановая проверка ГИТ по жалобе работника

Работник вправе обратиться за защитой своих трудовых прав в государственную инспекцию по труду.

Сделать это можно тремя способами.

1. Обратиться лично.

2. Направить жалобу в письменной форме.

3. Направить онлайн-обращение.

У каждого способа есть свои преимущества и недостатки. Обратиться в инспекцию лично работник может, но не всегда возможно это реализовать. Если недовольный сотрудник придет напрямую в инспекцию, его могут не пропустить к инспектору. Для этого он обязан записаться на личный прием. На этот случай на стенде в ГИТ и на сайте висит график приема. Запись ведется по телефону. Нужно записаться, кратко пояснить предмет обращения и прийти на прием в указанный день.

Можно подать жалобу в письменном виде, изложив все факты в письме. Отправить такое письмо нужно с почтовым уведомлением, чтобы оно не потерялось. Отправителю придет уведомление с указанием получившего это письмо должностного лица. В течение 30 дней будет дан ответ. Скорее всего, придется приехать в день, назначенный в письме, для дачи детальной информации.

Для подачи жалобы онлайн на сайте инспекции потребуется регистрация на сайте госуслуг. Без этого жалоба принята не будет. Срок рассмотрения жалобы такой же – 30 дней.

Все указанные способы равнозначны и обязывают надзорный орган отреагировать на обращение. Срок рассмотрения отличается в разных регионах. В небольших районах и городах работодателя могут известить о предстоящей внеплановой проверке в течение 3 дней с момента получения жалобы от работника.

Инспекция обязана сообщить заявителю о принятых мерах в течение 30-ти дней с даты получения обращения. В этот период осуществляется проверка и решается вопрос о привлечении работодателя к административной ответственности.

Но сначала отдел по обращениям граждан должен провести предварительную проверку жалобы. Необходимо выяснить, если у письма реальный адресат. Анонимные письма должны отбраковываться. Затем проверяется информация по организации, допустившей нарушения с точки зрения гражданина. Устанавливается, действует ли данное юридическое лицо или ИП в настоящий момент. Для этого подается запрос в налоговую инспекцию.

Далее ответственный за работу с обращениями Роструда проверяет суть письма, устанавливает, действительно ли трудовые права работника были нарушены, и передает обращение в государственную инспекцию по труду по территориальному признаку, согласно сведениям в письме и полученным данным налоговой инспекции из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Что проверяют, этапы проведения и сроки

Внеплановая проверка ГИТ должна быть согласована с органами прокуратуры. Если же в обращении содержится информация об угрозе жизни или здоровью работников, уведомление прокуратуры не требуется. Это указано в ч. 8 ст. 360 ТК РФ и в ч. 5. ст. 1 294-ФЗ.

Внеплановая проверка может быть как выездной, так и документарной. При выездной инспектор приезжает к работодателю, но проверочные листы не используются. Инспектор проверяет вопросы, касающиеся поступившего обращения.

Если работник пожаловался на работодателя и не написал отдельное заявление с просьбой о сокрытии своих данных, по запросу руководителя или его представителя инспектор обязан сообщить ФИО обратившегося. При этом работодателю запрещается выяснять у инспектора, кто на него пожаловался, если такая информация была скрыта по просьбе обратившегося. Если инспектор все же раскроет данные жалобщика, он может лишиться своей работы.

Проверка вне плана отличается от плановой сроком уведомления – он составляет не 3 дня до начала, а сутки. В любом случае издается приказ (распоряжение о проверке). Без такого приказа проверка является незаконной.

Инспекторы приедут к работодателю без всякого уведомления, если в обращении работника усмотрят наличие угрозы жизни или здоровью, а также серьезность нарушения с точки зрения таких угроз. Поэтому, если работнику не выплатили отпускные или не дали расчетный листок, работодателя, скорее всего, предупредят о визите. Если в обращении будет указано, что на стройплощадке происходит постоянные несчастные случаи, которые не расследуются, то никакого предупреждения за сутки не будет.

Что проверит ГИТ после несчастного случая

Если на предприятии произошел тяжелый, групповой или смертельный несчастный случай, внеплановой проверки ГИТ не избежать. Редакция журнала «Справочник специалиста по охране труда» попросила инспектора ГИТ рассказать, чего ждать от таких проверок и какие документы могут запросить у работодателя.

В распоряжении на проверку указывают цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, а также правовые основания. Например: проверка соблюдения трудового законодательства по обращению № 2344543455 от 21 июля 2018 года от гражданина Ильинского В.И. по факту несвоевременной выплаты заработной платы. Предмет проверки: проверка расчета и выплаты заработной платы в ООО «Кремень». Срок проведения проверки – с 19 августа по 26 августа 2018 года. Инспекторы Фарков А.В., Мокроусов В.А., привлеченный эксперт Полотнягина В.И.

Неправомерна проверка организации инспекторами, которых нет в приказе (распоряжении). Поэтому, если привлеченный эксперт не будет указан в уведомлении о проверке, работодатель вправе не пустить такого эксперта на свою территорию и подать жалобу на инспекторов.

Обратите внимание: проверять могут только те факты, которые послужили причиной обращения гражданина. Инспекторы не имеют права требовать документы и изучать факты, не имеющие непосредственного отношения к предмету проверки. Если жалоба была на невыплату отпускных, инспектору запрещается проверять, как работник обеспечен СИЗ, или прошел ли он медицинский осмотр вовремя.

При документарной проверке инспектор не выезжает к работодателю, ему привозят все запрошенные документы в копиях, которые заверяют печатью организации и подписью руководителя. Если печати в организации нет, достаточно подписи руководителя. Никаких нотариальных заверений не требуется. Если у инспектора возникнут вопросы, он запросит пояснения в письменном виде. Их нужно подать в течение 10 рабочих дней. Если же ГИТ не получит ответ на свой вопрос, то инициирует выездную проверку.

Откройте для себя возможности карьерного роста!

Пройдите обучение в Высшей школе охраны труда.Получите официальный диплом или удостоверение Получить диплом

Выездная проверка проводится по месту нахождения рабочего места сотрудника, обратившегося с жалобой. Запрещается препятствовать проникновению инспектора в любое здание, сооружение, транспортное средство, если это мешает расследованию обращения.

Нельзя проводить выездную проверку без руководителя организации. Но если в обращении содержится указание на угрозу жизни и здоровью работников, или риск аварии или ЧС, присутствие руководителя не является обязательным.

Выездная проверка не может длиться более 20 рабочих дней. Она не проводится во время проведения учений, тренировок, контртеррористических операций, ликвидаций ЧС.

Результат внеплановой проверки по обращению граждан записывается в журнал проверок. Также по итогам составляются акт, предписание, протокол и постановление о привлечении к административной ответственности. Акт и предписание вручается в день окончания проверки, постановление – чуть позже. В предписании указана дата выполнения. Необходимо дать ответ на предписание раньше этой даты. Если выполнение мероприятия требует времени и значительных финансовых затрат, нужно заранее согласовать с инспектором возможность отсрочки. Но не стоит делать это в день, когда нужно было отчитаться о полном выполнении.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *