Трудовое право

§ 2. Первые законодательные акты о труде

Первым фабричным законом был Закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах». Согласно ему дети до 12 лет к работе не допускались, а с 12 до 15 лет не могли работать более 8 часов в сутки. Они также не допускались к вредному и изнурительному труду. Наконец, для надзора «за исполнением постановления о работе и обучении малолетних» учреждалась особая фабричная инспекция, подчиненная Министерству финансов. Деятельность этой инспекции регламентировалась Инструкцией чинам фабричной инспекции, введенной распоряжением Министра финансов в 1884 г. В отличие от стран Запада, где появление первых актов фабричного законодательства и создание фабричных инспекций были разделены десятилетиями, в России это произошло практически одновременно. Это свидетельствует в том числе о том внимании, которое уделяли российские ученые и общественные деятели зарубежному опыту. За образец была взята практика Великобритании, где инспекция была создана еще в 1834 г. Российская фабричная инспекция первоначально занималась надзором за трудом и обучением малолетних.

Закон от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» воспрещал в виде опыта на три года для женщин и подростков, не достигших 17 лет, ночные работы (с 21.00 до 5.00) на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Министру финансов по согласованию с МВД надлежало распространить эти меры на другие промышленные заведения с «предварением о том фабрикантов до срока обычного найма рабочих».

Закон от 3 июня 1886 г. «Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции» определял, во-первых, порядок найма, увольнения и оплаты труда рабочих. Каждому из них не позднее семи дней по допущению к работе должна была выдаваться расчетная книжка, что признавалось актом заключения договора о найме на условиях, предложенных в этой книжке. До окончания сроков заключенного договора (если он срочный) или без предупреждения за две недели для рабочих, нанятых на неопределенный срок, воспрещалось понижать зарплату, изменять число рабочих дней в неделю и другие его условия. Равным образом и рабочим запрещалось до окончания договора требовать каких-либо изменений в условиях оного. За врачебную помощь плату взимать с рабочих запрещалось. Во-вторых, в целях поддержания должного порядка предписывалось заводским и фабричным управлениям составлять Правила внутреннего распорядка. За нарушение этих правил рабочими заведующим заведениями предоставлялось право налагать на них штраф в размере 1 рубля за каждый случай или увольнять с работы. В-третьих, закон возлагал надзор за соблюдением фабричного порядка на местное губернское начальство. Осуществлять его должны были губернские по фабричным делам присутствия, чины фабричной инспекции и полиции.

По сути, закон от 3 июня 1886 г. заложил правовые основы формирования института трудового договора. Самовольное оставление работы до истечения срока запрещалось и каралось штрафом в размере суммы, вдвое превышающей зарплату за все неотработанное время. Тут мы имеем дело с гражданско-правовой конструкцией, аналогичной задатку. Минимальный размер зарплаты закон не устанавливал, но периодичность ее выплаты не должна быть менее одного раза в месяц. Ранее ее выплаты приурочивались к большим праздникам и могли иметь периодичность всего несколько раз в год, а в отдельных случаях расчет производился при увольнении. Рабочие получили право через суд требовать не выплаченную своевременно зарплату и расторжения заключенного с ними договора. Если суд признавал обоснованность иска, то в пользу рабочего присуждалось сверх должной суммы особое вознаграждение в размере, не превышающем двухмесячного заработка (в случаях срочного договора) и двухнедельного заработка при договоре на срок неопределенный.

Закон установил максимальные пределы штрафов за нарушения трудовой дисциплины в одну треть заработка. Обжалованию штрафы не подлежали, но штрафные деньги должны были поступать в особый фонд при каждой фабрике и употребляться с разрешения фабричной инспекции только на удовлетворение нужд самих рабочих. По Правилам, изданным 4 декабря 1894 г., штрафные деньги должны были расходоваться на пособия рабочим, потерявшим навсегда способность к труду или временно нетрудоспособным по болезни, роженицам за две недели до и две недели после родов. Размер пособия не должен был превышать половины зарплаты. Закон от 3 июня 1886 г. с незначительными изменениями вошел в Устав о промышленном труде (изд. 1913 г.).

Ответственность работодателей и работников за необоснованное расторжение договора была неодинаковой. Для первых все ограничивалось штрафом. Для рабочих с 1886 г. в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, предусматривалось следующее: лиц, виновных в самовольном отказе от работы до истечения срока найма или без предупреждения хозяина (при бессрочном договоре), подвергать аресту на срок до одного месяца. В Уложение о наказаниях 1886 г. в целях борьбы с забастовками и стачками была внесена специальная статья об уголовной ответственности «за беспорядки скопом».

Закон от 12 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности» заложил правовые основы формирования института рабочего времени и времени отдыха. Дневное рабочее время не должно было превышать 11,5 ч в сутки, а по субботам и накануне праздников 10 ч. Там же определялось 66 обязательных дней отдыха в году: 52 воскресных и 14 общегосударственных праздников. В 1900 г. было добавлено еще три праздничных нерабочих дня. Закон от 7 июня 1899 г. завершил организацию системы фабричного надзора. Были установлены фабричные округа и главное фабричное присутствие для высшего руководства органами фабричного надзора.

Закон от 10 июня 1903 г. о фабричных старостах представлял собой первый шаг в области организации рабочих и их самостоятельности на началах представительства. Суть Закона сводилась к представлению фабрикантам права разрешать своим рабочим выбирать особых старост для сношения с властями и с фабричной администрацией по делам, возникающим в сфере трудовых отношений. Это создавало нормативную основу для легализации деятельности постоянных выборных представителей рабочих.

Революция 1905 — 1907 гг. сделала рабочий вопрос одним из наиболее актуальных в политике Правительства. 2 декабря 1905 г. в царском Указе Правительствующему Сенату с оговорками признается свобода коалиций и стачек, отменяется уголовная ответственность за экономические забастовки. «Временные правила о профессиональных обществах» (4 марта 1906 г.) позволяли создавать рабочие организации путем уведомительной регистрации, но со значительными ограничениями политического характера. Отметим, что в 1904 г. на бакинских нефтепромыслах был заключен первый коллективный договор, но эта практика не получила широкого распространения, а данный институт так и не был легализован.

Историк и литератор В.И. Штейн писал о русском фабричном законодательстве: «Созданное едва ли не исключительно в целях охранения порядка, оно с положительною помощью рабочим выступает лишь там, где это совпадает с полицейскими целями или где сама жизнь особенно настойчиво выставляет свои властные требования» <1>. Отсюда постоянные попытки подчинить фабричную инспекцию МВД, превратив ее в подобие фабричной полиции. Позиция МВД была понятна, так как именно действия фабричной инспекции позволяли предотвратить рабочие беспорядки, подавлять которые приходилось полиции и жандармам. Министерство финансов вследствие этого находилось в перманентном конфликте с МВД, но смогло отстоять свое детище. Впрочем, согласно Закону от 1 февраля 1899 г. учреждается новая фабрично-заводская полиция, общий штат которой доходил до 3 тыс. человек. Отсутствие профессиональных союзов и иных легальных объединений работников не позволяло выявить и учесть их корпоративные интересы. Тем более не допускалось их участие в коллективно-договорных отношениях. Рабочие в связи с этим были вынуждены бороться за улучшение своего положения незаконными методами, так как законные практически отсутствовали. Это вынуждало работодателей идти на уступки, а государство принимать законодательные меры. Но это обедняло и усложняло законодательный процесс, придавало мерам Правительства вынужденный и половинчатый характер.

<1> Штейн В.И. Зубатовщина. Странички из истории рабочего вопроса в России. М., 1913. С. 7.

Всего к началу 10-х гг. XX в. в России было принято 10 основных фабричных законов, которые регламентировали ограничение эксплуатации женщин и детей, определяли максимальную продолжительность рабочего дня, вводили перечень обязательных выходных и праздничных дней и касались ряда других вопросов. Если учитывать законодательные акты, где напрямую в той или иной мере затрагивался рабочий вопрос, в том числе права и интересы рабочих, то с 1866 г. до начала 1907 г. их число достигло 36. К началу XX в. сформировался также довольно обширный массив подзаконных актов, регулирующих трудовые отношения. Они исходили в основном от Министерства промышленности и торговли, МВД, Главного по фабричным и горнозаводским делам присутствия.

Роль и функции трудового права (стр. 1 из 2)

Основная роль трудового права — это урегулирование своими нормами поведения людей в процессе их труда на производстве так, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства в данный период его развития, охраняло бы труд работников, способствовало бы улучшению их условий труда и быта и, наконец, укрепляло бы социальное партнерство, консенсус между ними, т.е. социальный мир. А ныне актуальна необходимость гражданского мира, взаимоуступок, терпимости и сдержанности не только в сфере труда между работниками и работодателями, но и всеми слоями общества и всеми тремя ветвями власти. В сфере труда социальный мир ныне призваны укреплять социально-партнерские соглашения.

Цели, задачи, роль и функции трудового права РФ тесно взаимосвязаны. Все они отражают интересы общества, государства, а также работников и работодателей.

Задачи трудового права — одна из разновидностей социальных задач общества. Эти задачи направлены на достижение целей правового регулирования труда и их осуществление. В ст. 1 КЗоТ РФ эти задачи законодатель указал, предусмотрев, что КЗоТ “регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека”, что КЗоТ РФ “устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав работников”. Эта формулировка Кодекса закрепляет именно основные цели и задачи всего трудового законодательства РФ, т.е. указывает цель применения норм КЗоТ и определяет задачи действия этих норм. В то же время в ст. 1 КЗоТ РФ кратко выражены и основные функции трудового права. Каждый институт трудового права имеет свои определенные цели в правовом регулировании, свои задачи. Нормы какого-либо конкретного института трудового права могут выполнять не одну, а две, три функции этой отрасли одновременно. Все трудовое законодательство призвано всемерно защищать, охранять трудовые права особенно наиболее слабо защищенной стороны трудовых отношений — работников.

Функции трудового права — это основные направления воздействия его норм на поведение (сознание, волю) людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства. Конечно, трудовое право выполняет и такие общие для всего российского права функции, как регулятивная и охранительная. Эти функции свойственны почти всем отраслям права, поэтому их не рассматриваем. Надо знать, какие специфичные для трудового права функции направлены на достижение целей и задач норм данной отрасли права.

В современный переходный к рынку период выделяются пять функций российского трудового права.

1. Социальная функция отражается в нормах по обеспечению занятости, реализации свободы труда и других трудовых конституционных прав, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, охраны труда: ограничению рабочего времени, меры труда, оплаты и компенсаций и т.д.

2. Защитная функция выражается в установлении высокого уровня условий труда, в непрерывном его повышении договорным методом, в надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда, в порядке разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых прав. Эта функция трудового права действует на всех стадиях правового регулирования труда, т.е. при создании норм трудового законодательства, при их применении, при профилактике их нарушения и приразрешении трудовых споров, восстановлении нарушенных прав. Поэтому защитная функция трудового права отражается в нормах большинства институтов трудового права: института обеспечения занятости и трудоустройства, трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, охраны труда, надзора и контроля, рассмотрения трудовых споров.

3. Хозяйственная, производственная функция проявляется в нормах по рациональному использованию трудовых ресурсов, стимулированию качественной и производительной работы, в нормах трудовой дисциплины, определяющих обязанности работников по выполнению производственных заданий и др. Эта функция конкретизируется в нормах институтов трудового договора, рабочего времени, дисциплины труда, оплаты труда.

4. Воспитательная функция отражается в нормах о поощрениях, стимулировании высокопроизводительного труда, а также в нормах о дисциплинарной и материальной ответственности за ущерб (вред), причиненный по вине работника производству или работнику по вине работодателя.

5. Функция развития производственной демократии выражается в нормах о праве работников на участие в управлении предприятием, учреждением, организацией, о правах и гарантиях деятельности профсоюзов, о полномочиях трудовых коллективов, в дополнительных юридических гарантиях права на труд для представителей работников, профсоюзов, трудовых коллективов.

Все эти пять функций российского трудового права в разные периоды развития страны проявлялись по-разному и в неодинаковой степени. Так, если в 80-е годы функция развития производственной демократии быстро и активно отражалась в нормах трудового законодательства, то ныне в период перехода к рыночным отношениям эта функция значительно сужена и продолжает сужаться. При этом, к сожалению, в трудовом законодательстве не учитывается опыт развитых стран (Германии, Франции и др.) с рыночной экономикой, которые, наоборот, в послевоенные годы неизменно расширяют производственную демократию. Ослабло в последние годы также действие и воспитательной функции трудового права, что связано с растущими простоями производства в его кризисном состоянии.

Система отрасли трудового права и система науки трудового права

Каждая отрасль права, в том числе и трудовое, имеет свою систему норм, т.е. определенную их группировку, последовательность расположения в структуре отрасли. Система отрасли трудового права представляет его структуру как совокупности в определенном порядке расположенных правовых норм, сгруппированных в подразделения (институты) в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

Система отрасли трудового права, система трудового законодательства и система науки, учебного курса “Трудовое право” — это взаимосвязанные, но разные понятия. Они имеют определенное сходство, но не идентичны, а различаются. Все указанные системы строятся по их целям и предмету, а предметы и цели этих систем разные. Так, предметом и целью системы отрасли являются построение самого здания трудового законодательства, создание структуры расположения его норм внутри отрасли. Система науки, учебного курса своим предметом и целью имеет изучение норм трудового права, их развития, правовых связей, т.е. правоотношений сферы трудового права. Наука изучает не только российское, но и зарубежное трудовое право и международно-правовое регулирование труда, следовательно, ее предмет выходит за рамки российского действующего трудового законодательства, а система науки шире системы отрасли.

Систематизация трудового законодательства может быть различна в зависимости от того, для каких целей и категорий работников она предназначается. Одна будет для кадровых работников и совсем другая — для руководителей производств.

Система отрасли трудового права — это и классификация его норм по предмету отрасли в однородные группы (институты и подынститу-ты), и последовательность их расположения внутри структуры отрасли. Все его нормы располагаются внутри отрасли по взаимосвязанной системе.

Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную. В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, недействительность условий договоров, разграничение компетенции Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию труда. Следовательно, к Общей части трудового права относятся нормы Конституции РФ по указанным вопросам труда, нормы общих положений — (гл. I) КЗоТ РФ и других российских законов по упомянутым вопросам, глава VIII КЗоТ РФ об установлении дифференциации норм для некоторых категорий работников.

Особенная часть отрасли трудового права строится по институтам как совокупности однородных групп правовых норм. При этом институты располагаются последовательно в соответствии с динамикой воз-никновения и развития трудового отношения. Особенная часть отрасли начинается с института обеспечения занятости и трудоустройства. За ним следует центральный институт — трудовой договор (контракт), в котором сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке его заключения (приема на работу), изменения (перевода) и прекращения (увольнения).

Далее идут институты, в которых сгруппированы нормы, регулирующие другие вопросы трудовых отношений: институт рабочего времени и времени отдыха, институт оплаты труда, институт гарантийных и компенсационных выплат, институт трудовой дисциплины и институт охраны труда.

За ними располагаются последовательно семь институтов, регулирующих другие, тесно связанные с трудовым, отношения. К ним относятся: институт материальной ответственности сторон трудового отношения за ущерб, причиненный друг другу, институт прав профсоюзов в сфере труда, институт полномочий трудового коллектива, институт социально-партнерских соглашений и коллективного договора, институт подготовки кадров и повышения квалификации на производстве, институт трудовых споров и порядка их разрешения и институт надзора и контроля за трудовым законодательством и охраной труда.

5. Роль и основные функции трудового права

Основная роль трудового права — урегулирование его норма­ми поведения людей по их труду на производстве так, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства в данный период его развития, охраняло труд работников, способствовало улучшению условий их труда и быта и, наконец, укрепляло со­циальное партнерство, согласие, а следовательно, социальный мир. В настоящее время особо актуальны необходимость граж­данского мира, взаимоуступок, терпимости и сдержанности не только в сфере труда между работниками и работодателями, но и между всеми слоями общества и всеми тремя ветвями власти. В сфере труда социальный мир призван укреплять социаль­но-партнерские соглашения, коллективные договоры и коллек­тивные переговоры.

Функции трудового права — это основные направления воздействия его норм на поведение (сознание, волю) людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства. Конечно, трудовое право выполняет и такие общие для всего российского права функции, как регулятивная и охранительная.

1. Социальная функция. Она отражается в нормах по содействию занятости, реализации свободы труда и права на труд и других трудовых прав, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, охраны труда, ограничению рабочего времени, меры труда, оплаты труда, компенсаций и т. д.

2. Защитная функция. Она выражается в установлении нормального уровня условий труда, в непрерывном его повышении договорным методом, в надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда.

3. Хозяйственно-производственная функция, проявляемая в нормах по рациональному использованию трудовых ресурсов, стимулированию качественной и производительной работы, в нормах трудовой дисциплины, определяющих обязанности работников по выполнению производственных заданий, и др.

4. Воспитательная функция. Она отражается в нормах о поощрениях, стимулировании высокопроизводительного труда.

5. Функция развития производственной демократии. Она выражается в нормах о праве работников на участие в управлении организацией, о правах и гарантиях деятельности профсоюзов, в дополнительных юридических гарантиях права на труд для представителей работников, профсоюзов, коллективов работников.

6.Цели и задачи трудового права

Основная роль трудового права регулятивная, т.е. в процессе труда на производстве устанавливаются такие правила поведения людей, которые отвечают задачам производства, охраняют труд работников, обеспечивают гарантии основных их трудовых конституционных прав. Трудовое право призвано способствовать повышению производительности труда, эффективности производства, укреплению дисциплины труда и улучшению условий труда и быта трудящихся.

Трудовое законодательство призвано защищать, всемерно охранять трудовые права наиболее слабо защищенной стороны трудовых отношений – работников.

Статья 1 ТК, определяя цели и задачи законодательства о труде, указывает,

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (указывает на регулятивную функцию)

Функции–Регулятивная и охранительная. Также:

– социальная, обеспечивающая занятость, реализацию и гарантию права на труд, безопасные условия и охрану труда;

– защитная (установление высокого уровня условий труда, надзор и контроль за исполнением норм трудового законодательства, охраны труда, порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров, восстановление реально нарушенных трудовых прав);

– хозяйственная, производственная, направленная на обеспечение эффективности производства, улучшение качества его продукции, рациональное использование трудовых ресурсов, укрепление трудовой дисциплины; конкретизируется в нормах институтов обеспечения занятости, трудового договора, дисциплины и оплаты труда, рабочего времени;

– воспитательная, отражаемая в нормах о дисциплине труда, поощрениях за труд, дисциплинарной и материальной ответственности;

– развития производственной демократии путем участия работников в управлении предприятием, организацией, обеспечении прав профсоюзов и полномочий трудовых коллективов.

> Понятие трудового права (предмет, метод правового регулирования, система)

Понятие трудового права

Трудовое право – одна из важных отраслей права, регулирующая трудовые отношения работников и работодателей, а также иные, непосредственно связанные с трудом отношения.

Труд – это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ (создания материальной основы общества).

Замечание

Однако не каждый труд связан с трудовой деятельностью и нормами трудового права. Так, труд на личном садовом участке, труд домохозяйки по уборке собственной квартиры, стирке, приготовлению еды для себя и своей семьи, труд учащегося по освоению знаний – всё это общественно-полезный труд. Но он не регулируется нормами трудового права.

Труд может быть индивидуальным и в общественной кооперации труда.

Общественная организация труда – это совместный труд как кооперация труда для получения определенного продукта данного производства, в том числе и духовного (оркестровая музыка, театр и т.д.), деятельности по управлению или оказанию определенных услуг сферы обслуживания населения (медицина, образование и т.д.). Общественная организация труда в любом обществе имеет две стороны:

  1. техническую;
  2. социальную.

Трудовое право не регулирует техническую сторону (технологические процессы, работу техники, машин) — здесь применяются технические правила, которые в разных странах могут быть одинаковыми.

Трудовое право — это совокупность норм, регулирующих общественные (социальные) отношения по труду на производстве, по социальной (общест­венной) организации труда во всем ее многообразии, по защите трудовых прав и законных интересов физических и юридических лиц, и конкретных правоотношений в данных сферах.

Предмет трудового права

В систему об­щественно-трудовых отношений входит широкий круг отношений, но каркасом этой системы являются именно трудовые отношения, связанные с применением наемного труда.

Индивидуальный предприниматель (без наемных рабочих), являясь собственником средств производства и одновременно обладая рабочей силой, которой распоряжается, трудится самостоятельно, индивидуально. Здесь нет места трудовым отношениям, отсутствует совместный (коллективный) процесс труда.

Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

Предметом трудового права являются не все отношения, связанные с трудом, а лишь общественно-трудовые отношения, воз­никающие в связи с непосредственной деятельностью людей в про­цессе труда, выполнением работы. Будучи связанными с использо­ванием наемного труда, они возникают между наемными работника­ми и работодателями (в некоторых случаях в этих отношениях могут принять участие представители работников и работодателей, а так­же государство в лице своих органов).

Предмет трудового права включает:

1) собственно трудовые от­ношения;

2) другие, тесно с ними связанные и производные от них общественные отношения (ст. 1ТК РФ):

    • по организации труда и управлению трудом;
    • по трудоустройству у данного работодателя;
    • по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
    • по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
    • по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
    • по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
    • по государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    • по разрешению трудовых споров;
    • по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Эти отношения имеют как общие черты, так и существенные признаки, характерные только для них и отличающие их от других отношений, так или иначе связанных с применением труда наем­ных работников.

Отличие предмета отрасли трудового права (как системы отношений, регулируемых нормами трудового права), от предмета науки трудового права и учебного курса: у них предметом является изучение самих норм трудового законодательства, не только российского, но и международного, а также их истории и учений о правоотношениях сферы трудового права.

Метод трудового права

Если предмет трудового права указывает на род, вид общественных отношений, которые регулируются нормами трудового права, то метод трудового права показывает, как и какими правовыми приемами и средствами производится регулирование трудовых отношений.

Метод трудового права — совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования трудовых и производных от них отношений.

Метод каждой отрасли права имеет свои особенности, т.е. присущий только ей комплекс способов правового регулирования труда. Специфика метода трудового права отличает эту отрасль от других отраслей права.

Подробнее

Исходя из общей теории права, метод правового регулирования трудовых отношений выражается в следующих признаках:

    1. в своеобразии оснований возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений;
    2. в юридически общем положении участников трудовых правоотношений;
    3. в характере установления прав и обязанностей;
    4. в способах защиты прав и средствах обеспечения обязанностей сторонами трудовых правоотношений.

Первый признак метода трудового права проявляется в договорном возникновении трудовых правоотношений, в том числе в случаях и порядке, установленных законодательством или иным нормативным актом, содержащим нормы трудового права, или уставом (положением) организации: избрания на должность; избрания по конкурсу; судебного решения о заключении трудового договора и др.

Второй признак метода трудового права проявляется в особенности общего юридического положения субъектов трудовых правоотношений – их равенстве при заключении трудового договора; в подчинении работников в процессе выполнения ими трудовых функций правилам внутреннего трудового распорядка, с одной стороны, а с другой – в обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, или иным нормативно-правовым коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Третий признак метода трудового права характеризуется сочетанием централизованного (общего и отраслевого) регулирования трудовых отношений с локальным регулированием при участии трудовых коллективов и профсоюзов в данном процессе. Централизованное регулирование трудовых отношений выражается в издании государством законодательных актов и иных правовых норм в области труда. Среди локальных нормативных актов о труде важнейшее место занимают коллективный договор, различные соглашения.

Четвертый признак метода трудового права связан со спецификой защиты трудовых прав и обеспечения исполнения обязанностей. При нарушении трудовых прав работника со стороны работодателя вопрос об их восстановлении решается специальным органом (комиссия по трудовым спорам), при участии профсоюзов или в судебном порядке. Надлежащее исполнение работниками трудовых обязанностей обеспечивается специфическими для трудового права средствами – мерами дисциплинарной и материальной ответственности.

К этим общим признакам метода трудового права можно добавить еще два признака метода, отражающих специфику трудового права:

  1. участие работников через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда (в установлении и применении норм трудового права), контроле за соблюдением трудового законодательства;
  2. единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда.

Единство выражается в общих для всех производств на всей территории страны, закрепленных в ст. 2 Трудового кодекса, принципах правового регулирования труда и в единых для всех работников основных трудовых правах и отражается в общих нормах трудового законодательства (общая норма означает распространение ее на всех работников).

Дифференциация правового регулирования труда (т.е. различие) выражается в специальных нормах, применяемых лишь к определенным работникам, и проводится законодателем, учитывающим в нормах права ее основания. Такими основаниями дифференциации, создающей специальные нормы (льготы, ограничения), являются следующие:

    • вредность и тяжесть условий труда;
    • климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему мест;
    • субъектные основания: физиологические особенности женского организма (его детородная функция и материнская роль), а также социальная роль одинокой матери (одинокого отца), лиц с семейными обязанностями, психофизиологические особенности неокрепшего организма и характера подростка, ограниченная трудоспособность инвалидов;
    • специфика краткой трудовой связи временных и сезонных работников;
    • особенность трудовой связи членов производственных кооперативов, членов коллегиального исполнительного органа юридического лица;
    • особенности труда в данной отрасли (отраслевая дифференциация), сочетание труда с обучением;
    • специфика содержания труда и ответственный характер труда государственных служащих, судей, прокуроров, специфика и ответственность труда работников транспортных отраслей, значение и роль труда в руководстве производством руководителей организаций.

Специальные нормы дифференциации трудового права – трудовые льготы (их большая часть), нормы приспособления (в отраслевой дифференциации) и нормы-изъятия (по специфике трудовой связи) – позволяют с учетом указанных ее оснований для всех работников равно с другими осуществлять основные их трудовые права и обязанности.

Рассматривая вопрос о методе трудового права, следует иметь в виду, что существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений:

    1. публично-правовой (императивный);
    2. частно-правовой (диспозитивный — заключение гражданско-правовых договоров).

Если граждане России реализуют конституционное право на труд в качестве наемных работников, заключая трудовой договор, то возможна (и чаще всего она имеет место) комбинация методов.

Поскольку трудовые отношения охватывают три элемента: иму­щественный, управленческий и охранительный, то особенности каж­дого из этих элементов оказывают свое влияние на метод трудового права. В результате он оказывает различное воздействие на разные институты данной отрасли права. Предметный признак трудового права, обладающий вполне определенной спецификой, наклады­вает своеобразный отпечаток на его метод.

Особенности ме­тода правового регулирования трудовых отношений (метода трудо­вого права):

    • сочетание централизованного и децентрализованного (в первую очередь, локального) регулирования;
    • сочетание единства и дифференциации правового регулирова­ния, характеризующееся наличием, как норм общего характера, так и норм, учитывающих особенности труда различных категорий ра­ботников (по объективному или субъективному критериям);
    • договорный способ установления и изменения трудовых отно­шений (за исключением тех параметров, которые устанавливаются в централизованном порядке);
    • социальное партнерство (достаточно широкое участие предста­вителей работников в регулировании многих аспектов трудовых отношений);
    • специфику защиты трудовых прав участников трудовых отноше­ний, находящую свое отражение в механизме осуществления над­зора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, а также в механизме разрешения трудовых споров.

Система трудового права

Система отрасли права – это ее внутренняя структура, обеспечивающая наилучшее расположение правовых норм для четкого и правильного понимания. В ней нормы классифицируются по предмету отрасли в однородные группы (институты, подинституты) и последовательно располагаются по динамике возникновения и развития трудового отношения.

Трудовое право — это совокупность взаимосвя­занных правовых норм, составляющих определенную целостную сис­тему, которая обусловлена всем комплексом регулируемых этой от­раслью права общественных отношений.

К трудовым отношениям относятся следующие правовые институты:

    1. трудового договора;
    2. рабочего времени;
    3. времени отдыха;
    4. оплаты и нормирования труда;
    5. гарантий и компенсаций;
    6. охраны труда;
    7. институт особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, составляют следующие правовые институты:

    • трудоустройства и занятости у конкретного работодателя;
    • трудового распорядка и дисциплины труда;
    • профессиональной подготовки и повышения квалификации непосредственно у работодателя;
    • материальной ответственности сторон трудового договора;
    • защиты трудовых прав работников.

Система отрасли трудового права делится на части:

    1. Общую (ТК РФ);
    2. Особенную (ТК РФ);
    3. Специальную (международные договоры и т.д.).

Общая часть трудового права включает правовые нормы, определяющие:

    • предмет и метод трудового права;
    • цели и задачи правового регулирования;
    • принципы правового регулирования трудовых отношений;
    • правовой статус работников как субъектов трудового права;
    • источники трудового права;
    • социальное партнерство в сфере труда;
    • общие положения, касающиеся всех правовых институтов трудового права.

К Особенной части трудового права относятся нормы, регулирующие трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения.

Система трудового права, ее Общая и Особенная части, закреплена в различных формах, и прежде всего, в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Специальная часть системы трудового права включает принципы и нормы международного права и международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией. Международные договоры, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как приоритетные перед внутренним трудовым законодательством в области трудовых отношений.

Метод трудового права

Закрепление равенства сторон трудового договора (контракта) и властных полномочий администрации, указанных в правилах внутреннего трудового распорядка, является методом трудового права.

Трудовое правоотношение состоит из трех компонентов:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. характер прав и обязанностей участников;
  2. правовое положение участников;
  3. договор, как основание возникновения трудового правоотношения.

Замечание 1

То есть, трудовое правоотношение – это общественное отношение, складывающееся между работником и работодателем. Причем, одна сторона (работник) обязана выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а вторая (работодатель) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором и соглашением сторон.

Как правило, в качестве субъектов трудового правоотношения выступают физические лица, а также предприятия и организации. Впрочем, подобные отношения могут возникать и непосредственно между физическими лицами.

Трудовая дееспособность граждан возникает с $16$ лет (как исключение с $14$ лет). Россияне, достигшие этого возраста, вправе самостоятельно вступать в трудовые правоотношения. А в качестве работодателей могут выступать различные субъекты права.

Объектом трудового правоотношения является выполнение работ по определенной специальности или квалификации.

Содержание трудового правоотношения составляет совокупность прав и обязанностей его участников. Например, каждый работник имеет право на:

  1. условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
  2. равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты;
  3. отдых, гарантированный установленной предельной продолжительностью рабочего времени, и оплачиваемый ежегодный отпуск;
  4. социальное обеспечение по возрасту, а также возмещение ущерба при утрате трудоспособности, связанной с работой;
  5. судебную защиту своих трудовых прав.

В то же время, работник обязан:

  1. добросовестно выполнять трудовые обязанности;
  2. соблюдать трудовую дисциплину;
  3. бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения или организации;
  4. выполнять установленные нормы труда.

Основанием возникновения трудовых правоотношений являются трудовые договоры и различные юридические факты, предусмотренные нормами права.


Рисунок 1.

Принципы трудового права

Определение 2

Принципами трудового права называют основополагающие начала, связанные с организацией труда работников. Эти принципы установлены Конституцией РФ. Давайте перечислим их:

  1. право на труд;
  2. право на оплату труда;
  3. право на отдых;
  4. принцип охраны здоровья граждан;
  5. право работников на объединение в профсоюзы и участие в управлении предприятиями, учреждениями и организациями;
  6. принцип соблюдения трудовой дисциплины;
  7. право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.

Остановимся на каждом из вышеперечисленных принципов более подробно.

  1. Право на труд в современной России реализуется путем заключения контракта или трудового договора. В соответствии с Конституцией РФ, граждане имеют право на получение гарантированной работы, выбор профессии, места и рода деятельности, образования в соответствии со своими способностями и предпочтениями.
  2. Право на оплату труда предполагает денежное вознаграждение в соответствии с количеством и качеством проделанной работы, но не ниже установленного государством минимального размера. Это стимулирует граждан на повышение трудовой квалификации, проявление активности в общественном производстве, личной заинтересованности в результатах труда.
  3. Право на отдых также относится к числу конституционных прав. Оно обеспечивается ограничением рабочего времени, которое не должно превышать $40$ часов в неделю, согласно действующему в России законодательству. Ежегодный оплачиваемый отпуск, сокращение продолжительности труда представителей отдельных профессий, уменьшение длительности работы в ночное время суток, – все это также способствует реализации права на отдых.
  4. Принцип охраны здоровья граждан предполагает не только оказание медицинской помощи работникам, но и развитие техники безопасности и производственной санитарии, проведение профилактических мероприятий на предприятии. Этот принцип включает в себя и меры по защите окружающей среды от различных загрязнений.
  5. Право работников на объединение в профсоюзы и участие в управлении учреждениями и организациями закреплено в статье $97$ Основ законодательства о труде. Работники могут проводить общие собрания (конференции) трудовых коллективов, производственные совещания, а также создавать общественные органы, действующие на предприятиях. Они вправе вносить предложения об улучшении работы организаций, социально-культурного и бытового обслуживания.
  6. Принцип соблюдения трудовой дисциплины – это конституционная обязанность каждого трудоспособного гражданина. Все работники должны подчиняться правилам коллективного труда, установленным правовыми нормами различных институтов трудового права. Добросовестный труд, бережное отношение к имуществу предприятия, учреждения или организации, выполнение установленных нормативов, повышение качества выпускаемой продукции, – все это входит в обязанности работников.
  7. Право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца также закреплено в Конституции РФ. Оно гарантировано социальным страхованием работников, выплатой пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и другими формами социального обеспечения.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *