Учебная практика: что это?

Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.

Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, формируются в первую очередь в процессе практического обучения в мастерских колледжа и на предприятиях в период производственного обучения студентов.

Прежде чем приступить к производственному обучению разрабатывается рабочая программа на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

В ней рассматриваются: профессиональный модули и составляющих их профессиональных компетенций (ПК), а также общих компетенций (ОК).

Все это предусматривает подготовку студентов к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.

Для приобретения практического опыта при изучении профессиональных модулей планируется и организовывается учебная и производственная практика.

Учебная практика предполагает выполнение сварочных видов работ и направлена на:

— формирование у студентов практических профессиональных умений;

— приобретение первоначального практического опыта, для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной специальности;

— на освоение рабочей профессии в соответствии с ФГОС СПО по специальности, с получением квалификации по рабочей профессии.

Учебная практика организовывается и проводится в сварочной мастерской, а в теплое время года на сварочном полигоне, в соответствии разработанному плану КТП и тематическому плану.

Сварочная мастерская оснащена следующим производственно-техническим оборудованием:

-приспособления;

сварочное оборудование:

— Aurora ULTIMATE 350 -полуавтомат-инвертор, вид сварки: ручная дуговая (ММА); полуавтоматическая;

— BRIMA- инверторный сварочный аппарат;

— KEMPPI Master TIG -сварочный аппарат для аргонодуговой сварки;

— KEMPPI KЕMPACT 323R-сварочный полуавтомат, высокого качества.

Кроме оборудования в мастерской имеются инструменты, макеты, плакаты и типовые стенды «Виды сварных соединений и швов», «Разделка кромок», «Газовая сварка» и «Сборочно-сварочные приспособления», «Измерительные инструменты и приспособления» необходимые для качественного проведения уроков производственного обучения.

Задачей учебной практики является формирование у студентов первоначальных практических профессиональных умений.

По результатам учебной практике был проведен мониторинг качества знаний, за последние 3 года обучения.

Рассмотрим процент качества знаний по учебной практике (группа 3-14).

2014г.-2015г-85%

2015г.-2016г.- 91%

2016г.-2017г.-96%

Можно сделать вывод: что в процессе обучения повышается уровень практических и профессиональных умений студентов при освоении специальности.

Говоря о учебной практики видно что сам процесс организации и проведения в колледже находится на достаточно высоком уровне, о чем говорит и качество знаний студентов.

Вслед за учебной практикой организовывается производственная и преддипломная практика для студентов на предприятиях. Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе практического обучения, производительного труда на предприятии в период прохождения производственной практики.

Целью производственной практики является подготовка студентов к самостоятельной высокопроизводительной работе на предприятии.

Основные задачи производственной практики:

адаптация учащихся в конкретных производственных условиях,

воспитание сознательной дисциплины, товарищеской взаимопомощи, уважения к традициям предприятия и стремления приумножить их,

закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по избранной профессии,

накопление опыта самостоятельного выполнения работ,

изучение технической документации, новых производственных технологий.

приобретение навыков работы на современном оборудовании.

В процессе производственной практики формируются такие профессионально-ценные качества, как

  • быстрота реакции,
  • аккуратность,
  • согласованность действий,
  • наблюдательность.

Результатом освоения рабочей программы профессиональных модулей является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными компетенциями.

Программа рекомендует прохождение практики в цехах предприятий, на строительстве и в частных предприятиях, занимающихся выполнением электросварочных и газосварочных работ.

Сегодня назначение производственной практики возросло. Оно заключается не только в формировании готовности выпускников к непосредственной профессиональной деятельности на предприятиях и их адаптации к реальным производственным условиям, но и формировании профессионально важных качеств личности специалиста, которое невозможно без тесной связи образовательной организации с работодателями, без создания ими педагогических условий для успешной реализации программы производственной практики на предприятии.

Студенты «ЛИСК» проходят производственную практику в организациях по профилю специальности на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями, в которых отражаются сроки проведения производственной практики условия обеспечения безопасности выполнения работ.

На предприятии студент приходит с определенной задачей отработать практические навыки по профессиональным модулям.

Группы проходят практики на предприятиях г. Липецка:

ООО «МЕТАЛЛИСТ»,

ООО «Огнеупорстрой Липецк»,

ЗАО » Липецк Коксохиммонтаж»,

ООО «Ремстроймонтаж»,

ООО «Европрофиль»,

ООО «Стройгарант»,

ООО «ЗМК Форвард».

По результатам мониторинга процент качества знаний по учебной практике за 3 года в группе 3-14.

2014г.-2015г-81%

2015г.-2016г.- 90%

2016г.-2017г.-96%

Однако существует и ряд проблем, связанных с организацией и проведением практик студентов.

  1. Студент, попавший впервые в учреждение, не всегда готов быстро адаптироваться к новым социальным условиям, осознать и принять требования, накладываемые профессиональным статусом и эффективно включиться в деятельность данного предприятия. Студент — практикант находится в сложной психологической ситуации и не всегда получает адекватную поддержку со сторону руководителей практики, которые порой предъявляют завышенные требования к уровню его подготовки, особенно, как это раньше было на первом году обучения в колледже, сейчас вся производственная и преддипломная практика проходит на 3 курсе.
  2. Мало уделяется внимания подготовке студентов к адаптации в рабочей среде. Зачастую студент, «погруженный в профессию» на две недели, оказывается в ситуации профессиональной дезадаптации, что может привести к разочарованию в выборе специальности.
  3. К сожалению, существует и ряд сложностей в вопросах организации взаимодействия со специалистами учреждений. Предприятия не всегда готовы предоставить возможность для реализации задач той или иной практики, однако, взаимодействие с этим учреждением может предоставить большие возможности студенту в получении профессионального опыта.
  4. Отдельного внимания заслуживают вопросы методического руководства такой практикой и вопросы охраны труда студентов, т.к. зачастую руководство предприятий использует студента в качестве бесплатной рабочей силы, не учитывая при этом ограничения, накладываемые КЗОТом т.е студенты не совсем работают по своей специальности, особенно несовершеннолетние.
  5. Так же возникает и ряд трудностей при организации практик для сельских ребят. Чаще всего это связано с невозможностью отслеживания качества работы студента на практике в районах проживания студентов, так как они самостоятельно выбирают предприятия для прохождения практики в районе проживания ( рассказать про ИП).
  6. Плохо берут руководители предприятий студентов, не достигших совершеннолетия, объясняя большой ответственностью за них, при соблюдении техники безопасности на производстве.
  7. Наставничество. Раньше были на каждом производстве наставники, которые закреплялись за практикантами и соответственно уделяли им больше внимания, помогая при адаптации на производстве и в рабочем коллективе, передавая свои профессиональные навыки практического опыта по осваиваемой специальности, проверку профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности. В настоящие время наставники на предприятиях отсутствуют, руководители объясняют это тем, что не хватает опытных кадров которые готовы взять эту ответственность на себя и отсутствие оплаты за наставничество.
  8. Отсутствие стимулирования и новых способов мотивации работодателей, участвующих в подготовке специалистов со стороны государства.

Подводя итог вышесказанному можно выделить общие проблемы в организации производственной практики:

  • спад производства и закрытие предприятий ограничили возможность получения студентами опыта практической деятельности;
  • учреждения и организации не берут на себя ответственность за создание необходимых условий для прохождения производственной практики студентов;
  • во многих случаях предприятия в практикантах видят бесплатную дополнительную рабочую силу для подсобной деятельности;

Мало того, что нужно пройти практику. Нужно еще написать по ней отчет. Но и этого опять мало! Написанный отчет нужно сдать на проверку и защитить.

Жизнь студента нелегка, но мы по мере сил делаем ее проще. В этой статье расскажем о том, как проходит защита отчета по учебной практике, как к ней готовиться и чего от нее ждать.

Защита отчета по практике

Подготовка отчета

Обычно процедура защиты отчета назначается через две недели после непосредственного прохождения практики. Это срок, за который студенты пишут работу.

Как видите, времени на подготовку вполне достаточно. Не стоит тянуть время и делать все в последний момент. Хотя, даже отчет, написанный за ночь, может получить хороший балл. Все дело в вашем умении выступать перед публикой.

Важный момент, о котором нужно помнить: чтобы вас допустили к защите, нужно предъявить подписанную руководителем характеристику с места прохождения практики.

Защита перед преподавателями

Для идеальной защиты идеального отчета по учебной практике собирается весь преподавательский состав кафедры. К счастью, мы живем не в идеальном мире, и чаще всего студенты защищаются перед одним, максимум двумя-тремя преподавателями со своей кафедры.

Кстати, это не повод расслабляться! Ведь любой преподаватель может задать каверзный вопрос, который может поставить вас в тупик.

Если хотите расслабиться, учтите: для всех наших клиентов действует скидка 10% на любой вид работы.

Конечно, вам может повезти, и вся защита будет состоять просто из того, что вы отдадите напечатанный отчет и забудете о нем навсегда. Но что, если нет?

Тоже ничего страшного. Нужно просто кратко (5-7 минут) рассказать преподавателю о том, как проходила практика и что вы там делали.

Чтобы это сделать хорошо или хотя бы удовлетворительно, достаточно просто перечитать свой отчет и запомнить основные пункты:

  • название предприятия;
  • обязанности практиканта;
  • выводы и результаты, достигнутые в ходе работы.

Презентация для отчета по практике на предприятии

Презентация – хороший помощник на защите отчета по учебной практике. Она сделает ваше выступление более эффектным и убедительным.

Полагаем, вы уже знаете, как сделать хорошую презентацию. На всякий случай, помните: меньше слов, больше иллюстраций. 10 слайдов – более чем достаточный объем презентации для защиты отчета по практике.

Перед защитой отчета по учебной практике многие ленятся делать презентацию. А зря, и вот почему:

  1. В презентацию можно добавить графики и цифры, вместо того, чтобы держать данные в уме.
  2. Подготовленная презентация покажет преподавателю, какой вы ответственный студент (даже если это не так).
  3. Вам начислят +1 балл за старания.

Секреты успешной защиты отчета по учебной практике

Вот советы по подготовке от наших экспертов:

  1. Несколько раз перечитайте свой отчет и найдите его слабые стороны. Можно попробовать предугадать вопросы преподавателя и заранее ответить на них.
  2. Уделите внимание не только содержанию, но и оформлению отчета по ГОСТу.
  3. Напишите речь (небольшой доклад) для защиты отчета по практике и потренируйтесь дома перед зеркалом.

Чаще всего оценку снижают из-за оформления работы и лишней «воды» в тексте. Уделяйте внимание оформлению и пишите по делу. Так преподаватель точно не подумает, что вам нечего сказать.

Ни пуха вам на защите! Если нужна помощь в подготовке отчета – профессиональный студенческий сервис всегда к вашим услугам. А тем, кто хочет быть в курсе студенческой жизни и актуальных новостей, рекомендуем подписываться на наш телеграм-канал.

Роль производственной практики

в профессиональном становлении студентов колледжа

Мастер производственного обучения

Тесленко Ирина Михайловна

СПБ ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды»

Для студента производственная практика – неотъемлемая часть учебного процесса, помогающая сориентироваться и найти себя в профессии (специальности). Для предприятий производственная практика хоть и связана с рядом трудностей, однако, является прекрасной возможностью присмотреть себе персонал заранее и привлечь в компанию ценные молодые кадры. Производственная практика – это практическая часть образовательного процесса в среднеспециальном учебном заведении, происходящая в организациях в режиме реальной рабочей деятельности. Практика призвана закрепить полученные теоретические знания и навыки, необходимые для присвоения квалификации и итоговой аттестации студента, как специалиста.

Производственная практика для студента часто становится отправной точкой его профессиональной карьеры. Наиболее распространенная ошибка студентов – это формальное отношение к процессу прохождении практики, как к еще одному учебному заданию. Чтобы извлечь из практики максимум пользы, необходимо иметь правильный настрой и понимать, что это уникальная возможность «прощупать почву», находясь при этом еще под крылом своего образовательного учреждения.

Какие возможности дает практика студенту:

  • закрепить теоретические знания;
  • применить знания и навыки на практике;
  • сориентироваться в реальном рабочем процессе и увидеть подводные камни выбранной специальности, которые не видны в теории;
  • непосредственно контактировать с профессиональным сообществом;
  • получить навык поиска работы и общения с работодателем;
  • получить опыта взаимодействия с опытным профессионалом-наставником;
  • как можно раньше понять, что специальность или даже область выбраны неверно и не соответствуют вашим требованиям к профессии;
  • сориентироваться в профессии и определиться с направлением дальнейшего роста;
  • «прощупать» рынок и понять, что востребовано и чему еще нужно подучиться;
  • подыскать себе рабочее место, подходящее для старта карьеры;
  • получить начальный опыт, которого так не хватает молодым специалистам при устройстве на работу после обучения, и сделать свою первую запись в трудовой книжке;
  • добиться первых успехов и проявить способности в выбранной специальности перед будущим работодателем.

Во время практики студент колледжа должен вести дневник, который подписывается руководителем его практики. По окончании практики ее итоги оцениваются наравне с экзаменами и дифференцированными зачетами и отмечаются в зачетной книжке. Также работу студента оценивает руководство практической базы, на которой он трудился, и выдает характеристику. Направление производственной практики может быть технологическим (непосредственно практическая работа, приобретение навыков) или преддипломным (проведение научных исследований на практическом материале, разработка и изготовление коллекций моделей одежды).

Несмотря на то, что студенты-практиканты – довольно хлопотное дело для организации, в производственной практике есть неоспоримые плюсы и для компании. Становясь базой практики и взаимодействуя с профильным образовательным учреждением, организация получает возможность:

  • присмотреть себе ценные молодые кадры заранее;
  • «воспитать» молодых специалистов под себя, обучая их в соответствии с необходимыми именно вашей организации требованиями и спецификой;
  • скорректировать образовательные программы профильных вузов, взаимодействуя с ними.

Правовая сторона процесса оформления практиканта имеет ряд трудностей, которые, впрочем, вполне преодолимы.

Список литературы:

1. ФГОС СПО по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

2. Кучерова А.В. Методика развития творческого мышления студентов в процессе профессионального становления в системе педагогического колледжа // Омский научный вестник. — 2010. — №4. — С. 196-198.

Практика – вид внеурочной работы студента, предусмотренный профессиональной образовательной программой, закрепление полученных теоретических знаний.

В зависимости от курса, на котором учится студент, практика бывает следующих видов:

Учебная практика. В ходе прохождения студентам прививают практические навыки по выбранной ими профессии, заранее полученные в теоретическом курсе.

Чаще всего учебную практику студенты проходят группой в университете и под курированием преподавателя с кафедры. Студентам ставят цель, которую необходимо достичь в ходе практики.

Ознакомительная практика. Знакомит студента с базовыми основами работы с деловой документацией и общими обязанностями. Студент не обязан выполнять какую-либо работу на данном этапе, а руководство организации должно предоставить возможность свободного знакомства с организацией труда, с документами, отвечать на возникшие вопросы.

Производственная практика. Студент приступает к порученной работе на правах полноценного сотрудника организации, придерживается трудового распорядка и устава организации.

Преддипломная практика. Главные обязанности практиканта найти и проанализировать информацию, которая впоследствии будет необходима для написания дипломной работы.

Первоначальные профессиональные навыки обучающиеся колледжа по основным профессиональным образовательным программам получают во время прохождения учебных и производственных практик. Согласно определению, данному в Законе об образовании, практика — это вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью (п. 24 ст. 2).

Прохождение практики студентами регламентировано в колледже Порядком прохождения практики обучающимися, осваивающими основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 N 291. Колледж организует два вида практики — учебная и производственная.

Учебная практика направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

Производственная практика в колледже предусматривает два этапа: — практику по профилю; — преддипломную практику.

Практика по профилю направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности.

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности.

Учебная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях колледжа либо в других организациях в специально оборудованных помещениях на основе договоров между колледжем и этой организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля.

Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.

Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между колледжем и организацией. В период прохождения такой практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы практики. Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную и производственную практики в организации по месту работы, если осуществляемая ими профессиональная деятельность соответствует целям практики.

Организацию и руководство практикой по профилю специальности (профессии) и преддипломной практикой осуществляют руководители практики от образовательного учреждения и от организации.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *