Учетная политика бюджетного учреждения

Содержание

Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

  • на автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Для каждой из них есть и свой частный ПС:

  • для автономных организаций он утвержден приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н;
  • бюджетных — приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
  • казенных — приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).

План счетов бюджетного учета — 2020

Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.

ПС состоит из 5 разделов:

  1. Нефинансовые активы.
  2. Финансовые активы.
  3. Обязательства.
  4. Финансовый результат.
  5. Санкционирование расходов.

В нефинансовые активы входят:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • материалы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • наценка;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • нефинансовые активы в пути;
  • нефинансовые активы имущества казны;
  • расходы.

Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте. Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.

Финансовые активы включают в себя:

  • денежные средства в различных местах хранения;
  • финансовые вложения в виде различных ценных бумаг и участия в других организациях;
  • дебиторскую задолженность различных контрагентов, работников, налоговых органов и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.

В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.

Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.

Подробнее об одном из разделов плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:

  • ассигнований из бюджета;
  • лимитов обязательств, предоставляемых распорядителями бюджетов;
  • плановых доходов и расходов.

То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131–151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.

В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.

Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрен забалансовый счет 31. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.

Состав и структура счета бюджетного учета

Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.

Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Таблица 1

Номер разряда счета

1–17

19–21

24–26

Классификационный признак поступлений и выбытий

Код финансового обеспечения (деятельности)

Объект учета

(код ситнетического счета)

Группа объекта учета

(код аналитического счета)

Вид объекта учета

(код аналитического счета)

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Разряды 18-26 номера счета образуют код счета бухгалтерского учета.

Рассмотрим пример: счет КРБ (код расходов бюджета) 1 102 3 0 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения».

Номер разряда

Значение разряда

Расшифровка

1–17

КРБ

См. таблицу 2

За счет средств бюджета

19–21

Нематериальные активы

Иное движимое имущество

24–26

Увеличение стоимости НМА

Остановимся подробнее на составлении разрядов 1–17. Для этого используются коды бюджетной классификации. В инструкции к ПС бюджетного учета содержится отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой код аналитического учета по бюджетной классификации необходимо указать: код расходов бюджета (КРБ), код доходов бюджета (КДБ), код источников финансирования дефицита бюджета (КИФ) или 0. Причем для учреждений берутся 4–20-й разряды КБК, а для финансовых органов — 1–17-й.

КБК состоит из 20 разрядов. Как мы уже отметили, 4–20-й разряды КБК переносятся на место 1–17-го разрядов счета бюджетного учета учреждений. В указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, можно найти структуру кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). Для наглядности в таблице 2 приведен состав кода бюджетных расходов.

Таблица 2

Номер разряда КБК (кода расходов)

1–3

4–5

6–7

8–12

13–17

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

Группа

Подгруппа

Элемент

Приложение 2 к указаниям № 85н

Приложение 3 к указаниям № 85н

Приложение 4 к указаниям № 85н

Для финансовых органов КБК в счете отражаются по-другому. В 1–17-й разряды счета попадают 1–17-й разряды КБК, а на место 24–26-го разрядов счета ставятся 18–20-й разряды КБК. Общее количество цифр в КБК осталось неизменным (20), так как в коды были добавлены 3 цифры: подвид дохода в классификации доходов, целевой статьи в классификации расходов и вид источников финансирования дефицита.

Изменения, актуальные в 2020 году

В Единый ПС а также ПС бюджетного учета № 162н в 2019 году были внесены изменения, которые следует учитывать при формировании рабочего плана счетов с 01.01.2019 и на 2020 год (приказы Минфина от 28.12.2018 № 298н, от 28.12.2018 № 297н). Планы счетов приведены в соответствие с КОСГУ и федеральными стандартами бухучета в госсекторе, которые вступили в силу 1 января 2019 года.

В частности, в едином ПС согласно новой КОСГУ были детализированы счета 205 00, 206 00, 208 00 и 302 00. Например:

  • появились новые группы счетов 206 80 и 302 80 для учета безвозмездных перечислений капитального характера организациям;
  • скорректировано назначение групп счетов 205 50, 205 60, 206 40, 302 40.

Изменились и некоторые проводки. Кстати, в инструкции к бюджетному ПС на конкретных проводках показано, как формировать счета для ситуаций, которые не рассмотрены в КОСГУ.

Итоги

Государственные и муниципальные учреждения составляют рабочий ПС на основе уже утвержденных законодательно. В 2020 году необходимо внести соответствующие изменения в рабочий ПС и кодировку счетов, а также перенести на измененные счета остатки на начало года.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Формирование и утверждение учетной политики

Изменения в учетной политике в 2020 г. и ее корректировка

Изменения в налоговом учете и их отражение в учетной политике

Без учетной политики нельзя осуществлять ведение бухгалтерского и налогового учета. Рассмотрим особенности формирования этого внутреннего нормативного акта для бюджетных организаций на 2020 г. в связи с принятием новых федеральных стандартов.

ФОРМИРОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика бюджетного учреждения (УП) — основополагающий элемент учетного процесса, перечень правил, по которым ведется учет на предприятии.

Согласно Федеральному закону № 402-ФЗ учетная политика — совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. В настоящее время требования к составлению учетной политики бюджетных организаций определены Инструкцией № 157н, Инструкцией № 174н, Законом о бухгалтерском учете, Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ).

Кто утверждает учетную политику?

Бюджетные организации формируют учетную политику самостоятельно в зависимости от специфики отраслевой деятельности и своей структуры.

Учетную политику формирует главный бухгалтер, утверждает руководитель организации. Если бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерий, учредитель разрабатывает учетную политику, которую применяют организации, находящиеся в ведении данного учредителя, например филиалы, обособленные подразделения.

Разработка УП главным бухгалтером позволяет максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности организации и обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.

Какие требования предъявляются к учетной политике?

В учетной политике предусматриваются следующие обязательные разделы:

  • Рабочий план счетов, необходимый для ведения синтетического и аналитического учета.
  • Порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия с учета) объектов бухгалтерского учета, а также методы их оценки и порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности.
  • Формы первичных документов, которые применяются для оформления хозяйственных операций. Порядок документооборота и сроки предоставления первичных документов, обработка учетной информации.
  • Регистры учета.
  • Регламент и порядок инвентаризации активов и обязательств.
  • Применяемая система налогообложения. Методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).
  • Контрольные мероприятия (порядок организации внутреннего финансового контроля).
  • Методы учета по пунктам, в отношении которых закон предоставляет выбор или вообще не содержит какие-то нормы, в том числе методы оценки активов и обязательств.
  • Технология обработки учетной информации.
  • Другие принципы, иные решения, влияющие на учет.

Обратите внимание!

С 2020 г. все организации обязаны размещать применяемую ими учетную политику со всеми поправками и изменениями на своих сайтах, детально излагая ее положения.

ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ — 2020 И ЕЕ КОРРЕКТИРОВКА В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Учетная политика организации должна быть актуальной. Организация вправе изменять применяемые способы в бухгалтерском и налоговом учете. В этих случаях в УП вносятся изменения или дополнения.

Рассмотрим изменения, которые следует учесть в связи с выходом ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В нем предусмотрена обязанность бюджетных организаций вносить поправки в учетную политику в связи с изменением законов РФ и других правовых актов, регламентирующих ведение бухгалтерского и налогового учета.

Поправки и дополнения в учетную политику следует вносить на начало нового финансового года или на дату вступления в силу новых требований. Утверждает их своим приказом руководитель учреждения.

Поправки, которые нужно внести в учетную политику бюджетной организации на 2020 г.:

  • связанные с изменением или появлением новых федеральных стандартов (норм законов), изменениями в законодательстве РФ о бухгалтерском учете, нормативно-правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет;
  • новые правила и способы ведения бухгалтерского учета;
  • изменение условий деятельности организации, включая реорганизацию, изменение возложенных на нее полномочий и выполняемых функций,

Обратите внимание!

Не считаются изменением учетной политики:

  • применение способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от операций, имевших место ранее;

  • утверждение нового способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые.

С 2020 г. применяются семь новых федеральных стандартов. Введение одного из них — ФСБУ «Информация о связанных сторонах» — Минфин отложил до 2021 г.

ФСБУ «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» обобщает правила составления отчетности в отношении бюджетных и плановых назначений.

Некоторые положения этого ФСБУ учреждению потребуется прописать в учетной политике и применить на практике впервые; другие уже могли быть в ней отражены, поскольку они предполагались прежними правилами или им не противоречили. С такими положениями нужно лишь свериться и по необходимости внести коррективы.

С введением новых ФСБУ с 2020 г. следует внести изменения по следующим разделам:

1. Запасы.

2. Долгосрочные договоры.

3. Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах.

4. Непроизведенные активы.

5. Прочие изменения.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 26.07.2019; далее — Закон № 402-ФЗ).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 28.12.2018).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (в ред. от 28.12.2018).

Утвержден Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (в ред. от 19.12.2019).

Для чего оформлять учетную политику

Это основной документ, который устанавливает:

  • порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
  • круг ответственных лиц;
  • формы, регистры и бланки первичной документации;
  • документооборот;
  • порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.

В нем подробно раскройте все особенности ведения бухучета и налогообложения.

Документ утверждают на год или на несколько лет. Но в 2020 году всем учреждениям без исключения придется закрепить в нем большое количество изменений, установленных обновившимся законодательством.

При формировании следует опираться на действующее законодательство:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение.
  2. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определил исключительные положения для учреждений госсектора.
  3. Учетная политика учредителя — это новшество, введенное в действие ФСБУ. Теперь составлять основополагающий документ компании следует с учетом требований и положений учредителя.
  4. Налоговый кодекс РФ в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы.
  5. Приложение № 1 к Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/2008). В положении закреплены особенности составления учетной политики и обязательные требования к содержанию рабочего документа.
  6. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации.
  7. Инструкции от 01.12.2010 № 157н, от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают Единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются: адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы и те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.

В какие сроки утверждать

Ежегодно утверждать новый документ не нужно. УП должна применяться в учреждении из года в год. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.

Законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Речь идет о вновь созданных госкомпаниях. УП для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение. Для УП в части налогообложения следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Как правильно утвердить

Утверждает учетную политику руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.

Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.

Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для этой ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги такой категории. Обязательно пропишите:

  1. Номер и дату составления.
  2. Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
  3. Суть распоряжения.
  4. Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
  5. Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
  6. Определите лицо, ответственное за контроль за исполнением приказа.

Зачем и как делать общедоступной

С 2020 года положения УП стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять УП.

Все представители бюджетной сферы в 2020 году обязаны опубликовать положения учетной политики на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Простыми словами, учредитель уполномочен проконтролировать:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Рассмотрим порядок составления учетной политики в виде таблицы.

Наименование пункта

Ответственные лица за формирование и утверждение

Разрабатывает главный бухгалтер или другое лицо, ответственное за ведение бюджетного учета. Утверждает только руководитель.

Обратите внимание, что если в штате госучреждения отсутствует должность главный бухгалтер (бухгалтер), а ведение бухучета передано стороннему лицу, компании, централизованной бухгалтерии по договору на осуществление бухобслуживания, то составлением учетной политики в таком случае занимается тот субъект, на которого возложена обязанность по ведению бухучета. То есть на стороннего бухгалтера или компанию, централизованную бухгалтерию, аутсорсинговую организацию и т. д.

Информация об учреждении

Необходимо подробно указать не только полные регистрационные сведения об организации, ее видах и целях деятельности, но и данные об учредителе, обособленных подразделениях и прочую информацию.

Нормативная база

Определяется с учетом специфики учреждения. Указывается в виде перечня НПА, на основании которого осуществляется бухгалтерский и налоговый учет.

Обратите внимание, что в 2020 году бюджетники обязаны в состав нормативной базы включать не только положения новых федеральных стандартов, но и УП учредителя.

Положения УП учредителя доступны для ознакомления на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, либо запросите информацию напрямую.

Порядок внесения изменений

Законодательством установлено, что изменения следует вносить 31 декабря года, предшествующего году вступления изменений. Исключительные случаи: значительное изменение законодательства в течение финансового года. Пропишите нормы отдельным пунктом.

Обратите внимание, что новый ФСБУ № 274н определил исчерпывающий порядок внесения изменений, дополнений и корректировок в документ.

Организационно-техническая часть

Порядок ведения бухучета

Определяется круг ответственных лиц (бухгалтер в единственном лице, отдел бухгалтерии или сторонняя организация). Необходимо указать, каким способом ведется учет (вручную, с помощью программных продуктов или через интернет-ресурсы).

Формы первичных документов и регистров

На основании 402-ФЗ и ФСБУ, бюджетная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить бланки первички и регистров учета. Либо предусмотреть использование унифицированных форм. Это решение необходимо закрепить в учетной политике (либо указать номера и коды ОКУД унифицированных форм, либо приложить собственные бланки).

Право и порядок подписи документации

Отдельно пропишите, кто имеет право первой подписи, а кто — второй на всех финансовых документах. Обычно это директор и главбух. Но предусмотрите ответственных лиц на периоды отсутствия начальника и главного бухгалтера.

Также определите ответственных за подпись первичной документации, например, бухгалтер или другой специалист.

Рабочий план счетов

На основании Единого плана счетов разработайте свой. Указывайте только те счета, которые используются для учета. Пропишите корреспонденцию, если этого требует специфика учреждения.

Документооборот

Распишите порядок движения документации (первичка, регистры, отчетность, прочее) между структурными подразделениями бюджетной организации. Определите ответственных лиц в каждом отделе. Ознакомьте под подпись с готовым алгоритмом всех заинтересованных лиц.

Учет и инвентаризация активов и обязательств

Подробно распишите порядок учета и инвентаризации ОС и МЗ, обязательств. Учитывайте положения федерального стандарта «Основные средства». Напомним, что он введен еще в 2018 году.

Порядок выдачи денежных средств подотчет

Установите предельный лимит выдачи подотчет, определите максимальный срок, на который выдаются средства. Если расчеты ведутся через банковские карты (счета) сотрудников, укажите и это обстоятельство. Размеры суточных и командировочных расходов выделите в отдельное положение о командировании.

Исправление ошибок

Пропишите порядок исправления ошибок. Отдельно установите алгоритм для существенных ошибок в текущем и прошлом финансовых периодах. Пропишите последовательность исправления несущественных помарок, описок.

Обратите внимание, что для составления этого раздела учетной политики необходимо руководствоваться новым ФСБУ № 274н.

Формы отчетности

Определите перечень обязательных форм бухгалтерской отчетности и собственные отчеты, необходимые для управленческого учета организации. Собственные бланки разместите в виде приложений к учетной политике.

Внутренний финансовый контроль

Отдельно опишите порядок организации и ведения внутреннего финансового контроля в учреждении (по каждому этапу). Определите формы отчетности и периодичность ее предоставления руководителю.

Методологическая часть в части бухучета

Учет доходов

Определите способы учета доходов в разрезе видов предпринимательской деятельности и форм доходов. Пропишите особенности отражения поступлений по рабочим счетам плана.

Учет расходов

Установите алгоритм отнесения расходов на финансовый результат. Пропишите промежуточные счета бухучета. При необходимости распишите, что относится к основным, внереализационным и прочим расходам. Особое внимание уделите счетам, пропишите корреспонденцию отражения расходов.

Учет основных средств и материальных запасов

Обозначьте особые условия отражения амортизации и новой оценки основных фондов. Порядок применения нового классификатора для ОС.

Определите нормы расхода ГСМ на списание на каждый вид транспорта (при необходимости).

Учетная политика для целей налогообложения

Вид системы налогообложения

Закрепите выбранную систему налогообложения. Отдельно по каждому виду обязательств пропишите ставки, периоды, льготы и порядок их применения, порядок определения налоговой базы. Не забудьте дополнить положением об исчислении и уплате страховых взносов, НДС и налога на прибыль.

Подробнее: «Все изменения по налогам на 2020 год».

Налоговые регистры

Утвердите налоговые регистры в разрезе обязательств по налогам либо укажите унифицированные формы.

Как правильно внести изменения

Внесение изменений и дополнений в основополагающий документ требует соблюдения определенного алгоритма. В Приказе Минфина № 274н чиновники строго закрепили основания для проведения этой процедуры.

Изменения в учетную политику вносите только в трех случаях:

  1. Положения и нормы законодательства, которые устанавливают общие требования к организации и ведению бухучета, изменены. В таком случае организация обязана внести соответствующие изменения в учетную политику.
  2. Учреждением разработаны новые формы ведения бухучета, которые позволят формировать более достоверную и релевантную информацию об объектах бухучета.
  3. Условия деятельности экономического субъекта существенно изменяются. Например, госучреждение проходит стадию реорганизации либо возложенные на учреждение функции и полномочия изменены.

Во всех остальных случаях изменения и дополнения вносят в действующий документ с начала года.

ВАЖНО! При внесении изменений в течение финансового года учреждению необходимо согласовать все действия с учредителем и с финансовым органом. В противном случае нововведения расценят как нарушение действующего законодательства.

Новый стандарт определил ситуации, которые не рассматривают как изменение положений учетной политики. К таковым относят случаи, когда для отражения фактов хозяйственной деятельности, возникших впервые, определяются:

  • абсолютно новые правила по организации и ведению бухучета в рамках данного экономического субъекта;
  • способ бухучета, используемый для отличных по существу хозяйственных операций, имевших место ранее.

ВАЖНО! Новые положения ФСБУ не отличаются от положений Федерального закона № 402-ФЗ.

Следует учитывать, что некоторые корректировки потребуют ретроспективного анализа. К ним следует относить те изменения, которые повлияют или способны существенно повлиять на финансовый результат, финансовое положение, движение денежных средств субъекта.

Бухгалтер либо иное ответственное лицо обязано внести соответствующие корректировки:

  • изменить данные входящих остатков по статье «Финансовый результат учреждения»;
  • скорректировать значения статей отчетности, которые связаны с финансовым результатом субъекта.

Менять показатели прошлогодней отчетности не нужно. Но при формировании финотчетов за текущий период придется подать соответствующие данные о скорректированных сравнительных показателях.

Особенности учетной политики для УСН «Доходы»

Если учреждение применяет УСН «Доходы», то составление учетной политики для целей налогообложения не обязательно. Она необходима, когда предусмотрено несколько вариантов ведения налогового учета либо порядок не установлен законом. Это обусловлено тем, что для учреждения налоговой базой признаются все доходы, расходы не имеют значения.

Если организация применяет ЕВНД при УСН, то составлять учетную политику придется. Здесь необходимо прописать порядок раздельного учета имущества, принимаемых обязательств, финансово-хозяйственных операций.

При совмещении УСН и ЕВНД дополнительно предусмотрите раздельные налоговые регистры и формы учета, чтобы обеспечить полное и прозрачное разделение. Организацию, которая не осуществила такое разделение, оштрафуют налоговики.

Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Комментарий к Приказу Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, п. 6 Инструкции № 157н государственные (муниципальные) бюджетные учреждения обязаны самостоятельно сформировать свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждений и выполняемых ими в соответствии с законодательством РФ полномочий.

При формировании учетной политики учреждения должны руководствоваться законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Комментируемым Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – Стандарт «Учетная политика»), которым установлены единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправления ошибок.

Отметим, что стандарт начнет применяться при ведении бухучета в государственных (муниципальных) бюджетных учреждениях с 01.01.2019, а при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности – начиная с отчетности 2019 года. То есть применять положения стандарта необходимо при корректировке учетной политики в 2019 году.

Формирование и утверждение учетной политики

На основании п. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете совокупность способов ведения учреждением бухгалтерского учета составляет его учетную политику. В силу п. 6 Инструкции № 157н принятая учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя государственного (муниципального) учреждения.

Пунктом 8 Стандарта «Учетная политика» предусмотрено, что учетную политику должны формировать главный бухгалтер учреждения или иное физическое (юридическое) лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Напомним, что именно главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В свою очередь, утверждение учетной политики является обязанностью руководителя учреждения. При этом указанным пунктом также предусмотрено, что в случае, если функции по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности переданы другому государственному (муниципальному) учреждению, особенности организации ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливаются договором (соглашением), заключенным между ними. То есть таким соглашением может быть предусмотрен порядок формирования и утверждения учетной политики.

Отметим, что исходя из требований п. 7 Стандарта «Учетная политика» при формировании учетной политики следует руководствоваться не только положениями данного стандарта, иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и учетной политикой органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. При этом в случае, если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, учреждение по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности учреждения и (или) отчетности его учредителя, определяет учетную политику исходя из требований Федерального стандарта бухучета «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее – Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета»).

Согласно Письму Минфина РФ от 17.08.2016 № 02-07-10/48198 государственное (муниципальное) учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания как одного нормативного акта, так и совокупности отдельных нормативных актов. Такими актами должны быть утверждены (п. 9 Стандарта «Учетная политика»):

  • методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет), прекращения признания (выбытия с учета) объектов бухгалтерского учета и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

  • порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

  • формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные для них формы документов. При этом утвержденные формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным п. 25 Стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета»;

  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

  • правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена)) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией;

  • порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

  • порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;

  • иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.

Кроме того, учреждения, осуществляющие полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также осуществляющие на основании соглашений полномочия государственного (муниципального) заказчика, при формировании учетной политики предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных полномочий.

Также стоит обратить внимание, что Стандартом «Учетная политика» вводится обязанность учреждения по публичному раскрытию на официальном сайте в Интернете основных положений его учетной политики. Заметим, что в настоящее время перечень информации и документов, открытость и доступность которых должны быть обеспечены учреждениями, приведен в п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Утвержденная учетная политика должна применяться последовательно из года в год. То есть учреждению не нужно ежегодно утверждать новую учетную политику. В случае необходимости следует вносить изменения в существующую учетную политику.

Внесение изменений в учетную политику

Вносить изменения в учетную политику государственного (муниципального) учреждения можно в строго определенных случаях, установленных Законом о бухгалтерском учете. К таким случаям относятся (п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, п. 12 Стандарта «Учетная политика»):

  • изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет;

  • разработка или выбор учреждением способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию;

  • существенное изменение условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций.

Учетная политика меняется с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной ее изменения. Изменение учетной политики в течение отчетного года согласовывается с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения.

Обратите внимание. Не считаются изменением учетной политики (п. 14 Стандарта «Учетная политика»):

  • применение способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличаются по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;

  • утверждение нового способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые.

Стандарт «Учетная политика» предусматривает ретроспективный и перспективный способы применения изменений в учетной политике.

Перспективный способ

Ретроспективный способ

Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики

Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы она применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни. Ретроспективное применение измененной учетной политики выполняется путем корректировки сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год (предшествующие годы).

Ретроспективное применение измененной учетной политики не является практически возможным, если оценка в денежном выражении последствий такого изменения (п. 19 Стандарта «Учетная политика»):

  • не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за предшествующий год;

  • требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В случае ретроспективного применения измененной учетной политики утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующий год (предшествующие годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

Когда ретроспективное применение измененной учетной политики невозможно, учреждение применяет перспективный способ

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и иных нормативных правовых актов органов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом.

Если указанными нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению последствий изменения учетной политики, такие последствия приводятся в бухгалтерском учете и отчетности путем ретроспективного применения измененной учетной политики. При этом подлежат корректировке показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на начало отчетного периода (входящие остатки) по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также – в случае возможности корректировки – показатели связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний год, предшествующий году, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели. Информация о корректировке сравнительных показателей предшествующего года (предшествующих годов) раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года.

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются записями по счетам бухгалтерского учета в периоде, в котором изменилась учетная политика.

Раскрытие в отчетности информации о положениях учетной политики

В соответствии с п. 20 Стандарта «Учетная политика» в отношении последствий изменения учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается следующая информация:

1) обоснование изменения учетной политики;

2) содержание таких изменений;

3) порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный порядок, и дату, с которой применяется измененная учетная политика;

4) в случае ретроспективного применения измененной учетной политики:

  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели;

  • сумма корректировки, относящаяся к годам, предшествующим тем, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета раскрываются сравнительные показатели. Указанная сумма корректировки приводится в отношении сопоставимых показателей в случае, когда такие корректировки можно определить.

Необходимо отметить, что если информацию в отношении последствий изменения учетной политики невозможно раскрыть относительно сравнительных показателей по году (годам), предшествующему (предшествующим) году изменения учетной политики, то указанная информация отражается в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности одновременно с раскрытием информации о применении измененной учетной политики.

Обратите внимание: документы учетной политики, а также иные документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению учреждением не менее пяти лет с года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (п. 22 Стандарта «Учетная политика»).

Отражение изменения оценочных значений в отчетности

Напомним, что оценочное значение – рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения. К оценочным значениям относятся:

  • сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;

  • величины оценочных резервов;

  • величины амортизационных отчислений;

  • величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета;

  • иные аналогичные показатели, определяемые или рассчитываемые на основе профессионального суждения уполномоченных лиц в соответствии с требованиями законодательства РФ.

При этом перспективное признание результатов изменения оценочного значения – признание результатов его изменения в бухгалтерском учете и отражение их в бухгалтерской (финансовой) отчетности в том отчетном периоде, в котором произошло изменение, и будущих отчетных периодах, на которые указанное изменение оказывает влияние.

Обратите внимание: изменение оценочного значения не является изменением учетной политики, как и не является исправлением ошибки. В свою очередь, изменением учетной политики будет изменение метода определения (расчета) оценочного значения.

При этом, если изменение величины какого-либо показателя, используемого для ведения бухгалтерского учета или отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, не является следствием изменения учетной политики, для целей отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности такое изменение признается изменением оценочного значения.

Согласно п. 25 Стандарта «Учетная политика» изменение оценочного значения подлежит отражению в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • в периоде, в котором произошло изменение, если оно влияет на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности только данного отчетного периода;

  • в периоде, в котором произошло изменение, и будущих периодах, если оно влияет на бухгалтерскую (финансовую) отчетность данного отчетного периода и будущих периодов.

При этом в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается следующая информация об изменении оценочного значения:

  • описание изменения оценочного значения, повлиявшего на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период, с указанием денежных (стоимостных) значений такого изменения;

  • описание изменения оценочного значения, которое повлияет на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности за периоды, следующие за отчетным, с указанием денежных (стоимостных) значений такого изменения. Когда определить влияние изменения оценочного значения на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности за будущие периоды в денежном (стоимостном) значении не представляется возможным, это отражается в пояснениях к отчетности.

Исправление ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности

В Стандарте «Учетная политика» разъясняется, что признается ошибкой в бухгалтерской отчетности, приводятся порядок ее исправления в зависимости от периода, когда ошибка была обнаружена, а также порядок раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности. Так, ошибкой в бухгалтерской (финансовой) отчетности считаются пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении бухгалтерского учета и (или) формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности и должна была быть получена и использована при подготовке отчетности. При этом датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности является дата подписания в установленном порядке полного комплекта отчетов (п. 27 Стандарта «Учетная политика»).

Выявленная ошибка исправляется в бухгалтерском учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной способом «красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью. Приведем в таблице порядок исправления ошибок в зависимости от периода их обнаружения.

Период обнаружения ошибки

Порядок исправления

Ошибка отчетного периода, выявленная в ходе осуществления внутреннего контроля после даты подписания бухгалтерской отчетности, но до предельной даты ее представления

Отражаются записи по счетам бухгалтерского учета на последнюю отчетную дату отчетного периода.

Вносятся исправления в бухгалтерскую отчетность, исправленная отчетность подписывается в установленном порядке

Ошибка отчетного периода, выявленная в ходе камеральной проверки бухгалтерской отчетности после предельной даты представления, но до даты ее принятия уполномоченным органом

Ошибка исправляется по решению уполномоченного органа исходя из ее существенности:

  • путем выполнения записей по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода;

  • путем исправления бухгалтерской отчетности и подписания в установленном порядке исправленной бухгалтерской отчетности.

Исправленная бухгалтерская отчетность повторно направляется уполномоченному органу, а также иным пользователям, которым была представлена первоначальная отчетность. В пояснениях к исправленной отчетности приводится информация о том, что данная отчетность заменяет первоначально представленную, отражаются причины внесения исправлений и их содержание.

Датой принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности уполномоченным органом считается дата проставления им отметки (направления уведомления) о принятии отчетности по результатам проведения ее камеральной проверки.

Датой утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности является дата утверждения отчета об исполнении бюджета соответствующего публично-правового образования или дата утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с бюджетным законодательством РФ

Ошибка отчетного периода, выявленная в ходе осуществления внутреннего финансового контроля, внешнего финансового контроля, а также внутреннего контроля или внутреннего финансового аудита после даты принятия бухгалтерской отчетности, но до даты ее утверждения

Ошибка отчетного периода, выявленная после даты утверждения квартальной бухгалтерской отчетности

Ошибка исправляется по решению уполномоченного органа исходя из ее существенности:

  • путем отражения записей по счетам бухгалтерского учета в периоде (на дату), когда обнаружена ошибка;

  • путем раскрытия в пояснениях к бухгалтерской отчетности информации о существенных ошибках, выявленных в отчетном периоде, с описанием ошибки (ее содержания и суммы), а также с указанием суммовых значений выполненных корректировок отчетности

Ошибка отчетного периода, выявленная после даты утверждения годовой бухгалтерской отчетности (далее – ошибка предшествующего года)

Ошибка исправляется по решению уполномоченного органа исходя из ее существенности:

  • путем выполнения записей по счетам бухгалтерского учета в периоде, в котором обнаружена ошибка;

  • путем ретроспективного пересчета бухгалтерской отчетности. Корректировке подлежат сравнительные показатели, раскрываемые в бухгалтерской отчетности за отчетный год, начиная с предшествующего года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда это практически невозможно.

При этом ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности не является практически возможным в случаях, аналогичных перечисленным в п. 19 Стандарта «Учетная политика».

При ретроспективном пересчете бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержденная отчетность за предшествующий год (предшествующие годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

Если ошибка была допущена ранее предшествующего года, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, корректировке подлежат входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в отчетности раскрываются сравнительные показатели.

В случае, когда однозначно отнести суммы корректировок к конкретному предшествующему году не представляется возможным, корректировке подлежат входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний предшествующий год, к которому такие корректировки можно применить, либо на начало отчетного года

Предельной датой представления бухгалтерской отчетности является последний рабочий день срока направления отчетности субъекту консолидированной отчетности или органу, уполномоченному принимать бухгалтерскую отчетность, установленного субъектом консолидированной отчетности в целях организации формирования им такой отчетности.

В отношении ошибок предшествующих годов в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год раскрывается следующая информация (п. 34 Стандарта «Учетная политика»):

  • описание ошибки;

  • сумма корректировки по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в отчетности приводятся сравнительные показатели, в той степени, в которой это практически возможно;

  • общая сумма корректировки на начало самого раннего из предшествующих годов, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели;

  • описание причин, по которым корректировка сравнительных показателей отчетности за один или несколько предшествующих годов не является практически возможной, а также описание способа отражения исправлений с указанием периода, в котором отражены исправления.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *