Удержано по исполнительным листам проводка

Следует учитывать, что 70 процентов — это максимальный размер удержания только по конкретным, перечисленным в законе основаниям, поэтому если такие удержания составляют менее 70 процентов заработной платы, удерживать по остальным исполнительным документам из оставшейся до этого размера части нельзя (письмо Роструда от 30.05.2012 № ПГ/3890-6-1).

Например, если на работника поступило несколько исполнительных листов, один из которых связан с взысканием алиментов на детей, 70-процентное ограничение удержаний из заработной платы работника применяется только к этому исполнительному листу, а для удержаний по другим исполнительным листам действует 50-процентное ограничение размера удержаний.

Также следует помнить, что при наличии нескольких листов работодатель обязан учитывать очередность удовлетворения требований (ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ). Согласно этой норме, например, требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь, требования по взысканию недоимки по налогам — в третью, а требования по возмещению материального вреда, причиненного в результате ДТП — в четвертую.

📌 Реклама

При этом при распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме (ч. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ). Если удовлетворить все требования одной очереди в полном объеме невозможно, они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе (ч. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Удержания по исполнительным листам в бухучете

В бухгалтерском учете удержание из заработной платы работника на основании исполнительного документа отражается записями по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», при этом целесообразно открыть отдельный субсчет, например «Расчеты по исполнительным листам». Этот субсчет следует зафиксировать в рабочем плане счетов бухгалтерского учета, являющемся составной частью бухгалтерской учетной политики организации (п. 4 ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). 📌 Реклама

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по исполнительным листам» — произведено удержание из заработной платы работника на основании исполнительного документа;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по исполнительным листам» КРЕДИТ 50 (51) — удержанная сумма выплачена взыскателю.

Сумма задолженности плательщика перед работодателем, возникшая в связи с переводом взыскиваемых сумм их получателю, признается расходом по совершению исполнительных действий (п. 3 ч. 2 ст. 116 Закона № 229-ФЗ). Указанные расходы, связанные с удержаниями по исполнительным документам (например, почтовый сбор, плата банку за перевод средств), отражаются по счетам учета следующими проводками:

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 76 субсчет «Расходы, связанные с удержаниями по исполнительным документам» — удержаны из заработной платы расходы, связанные с удержаниями по исполнительным листам;

Александра Кривошеева,
Добрый день! Большое спасибо, что не оставили без внимания.
Дело в том, что пример в статье не подходит, поэтому и возник вопрос…
В статье пример такой:
«Поскольку размер удержания из зарплаты исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, то в данном случае все суммы будут определяться исходя из 9 064 руб. (10 000 – (10 000 — 1 400 × 2) × 13%). Соответственно удержать по обоим исполнительным документам можно не более 4532 руб. (9064/2). Из них во исполнение требований по уплате алиментов (первая очередь) будет удержано и перечислено 3021,33 руб. (9064 × 1/3). И при этом организация удержит дополнительно 35 рублей на перевод. Соответственно, по второму исполнительному документу компания сможет удержать только 1 475,67 руб., но т.к. из этой суммы еще нужно «изъять» еще 35 рублей на перевод, то фактически взыскатель по второму исполнительному документу получит 1 440,67 руб.»
У нас задача другая. Возмьем того же работника, что и в примере. Только у него не два ребенка, следовательно, алиментов не одна треть. А трое детей — следовательно алиментов 50%. Следовательно, у него сразу же удерживается 4532 руб. Это удержание первой очереди. По тому же исполнительному листу у него еще и долг по алиментам, который удерживается в размере 20%. Следовательно у работника выплат первой очереди — 70%. В цифрах данного примера у работника выплат — 6344,8 руб. И у нас еще одно удержание — 35 руб. за банковский перевод, которое относится к удержаниям второй очереди.
Встретила мнение, что в этом случае сначала у работника удерживается первая очередь. Одновременно у работника проводкой Д73.03 — К91.01 формируется задолженность перед организацией в размере 35 руб., которая постепенно или сразу погашается тогда, когда у работника выплат первой очереди становится менее 50%. При таком подходе предлагается переводить алименты взыскателю в полном объеме — 6344,8 руб. (кстати это соответствует вышеприведенному примеру — алименты по нему также выплачиваются в полном объеме). Но так как (как в примере из статьи) дополнительно удержать 35 руб. невозможно — так как лимит удержаний исчерпан, то эти удержания откладываются на более поздний срок. Вижу здесь одну проблему — если у работника трое малолетних детей, то это «накопительство» задолженности может растянуться на годы….
Буду признательна за подсказку от практиков, как все-таки решается этот вопрос. Или часть 20%-ую часть удержания уменьшать на 35 руб. (что как мне кажется неверно и нарушит порядок очередности), или-таки ежемесячно формировать долг перед организацией… К тому же как только будет погашен долг по алиментам в размере 20%, то выплата 50% (при трех детях) все равно будет предельной, и 35 руб. все равно надо будет как-то удерживать.

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо Администрации муниципального образования (далее — Администрация) по вопросу отражения в бюджетном учете начисления обязательств по уплате штрафов, исполнительных сборов, исполнительных документов, в том числе с учетом превышения размера лимита бюджетных обязательств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162, подпунктов 3, 5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований.

В случае отсутствия у Администрации ассигнований, предусмотренных для исполнения судебных актов, в соответствии с пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо внести соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В соответствии с пунктом 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Таким образом, в бюджетном учете Администрации бюджетные (денежные) обязательства необходимо отразить в момент возникновения требования к субъекту учета (с момента получения исполнительного документа).

В то же время, в случае, когда Администрация не является участником арбитражного процесса по исковым требованиям, по которым поступил исполнительный документ, при признании бюджетного обязательства у него может отсутствовать точная информация об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета муниципального образования по исполнению исполнительного документа.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений муниципального образования, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета муниципального образования по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Указанные обязательства в течение срока, предусмотренного бюджетным законодательством для выяснения характера образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета муниципального образования по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года, не могут быть однозначно определены для целей бюджетного учета как по их характеру (виду бюджетных ассигнований), так и по величине (например, вследствие их частичного исполнения). Такие обязательства следует для целей бюджетного учета признавать отложенными обязательствами.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента финансов Российской Федерации, бюджетный учет данных обязательств до момента выяснения Администрацией, как получателем средств бюджета, источника образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета муниципального образования по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года, а также величины обязательства, подлежащего исполнению по поступившему в рамках субсидиарной ответственности исполнительному документу (далее — мероприятия по уточнению характера обязательства), необходимо осуществлять на счете 0 502 99 000 «Отложенные обязательства» с одновременным формированием резерва предстоящих расходов (1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов») с отражением в 15-17 разрядах указанных счетов кода вида расходов (КВР) 830 «Исполнение судебных актов», в 24-26 разрядах — кода операций сектора государственного управления (КОСГУ) 290 «Прочие расходы» (с целью обособления указанных обязательств).

Дальнейший учет указанных обязательств, признанных в учете по результатам проведенных Администрацией мероприятий по уточнению характера обязательства, осуществляется с последующей реклассификацией обязательства: отложенного обязательства в принятое обязательство, и далее в принятое денежное обязательство, с отражением в 15-17 разрядах указанных счетов КВР и в 24-26 разрядах — КОСГУ по бюджетной классификации Российской Федерации, соответствующих характеру принятых денежных обязательств.

Необходимые изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» внесены приказ# Министерства финансов Российской Федерации от 27.09.2017 N 148н «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Тексты приказов размещены на сайте сайта# Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» — http://www.minfin.ru).

При этом по факту произведенных в бюджетном учете указанных операций сумма обязательства, КВР и КОСГУ уточняются по соответствующим счетам бюджетного учета в соответствии с характером требования по исполнительному документу путем отражения по счетам бюджетного учета внутреннего перемещения.

В случае отзыва документа (например, в связи с ранее произведенной полной или частичной оплатой) операции по отражению признания отложенного обязательства сторнируются (соответственно полностью или частично).

Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии и финансовой
отчетности в государственном секторе
С.В. Сивец

Какие документы имеют силу исполнительных
Какой документ важнее
Как работники хитрят и что делать бухгалтеру
Каков максимум для удержания

Несколько взысканий разной очерёдности
Алименты на детей и взрослых
Лимиты и плата за перевод сумм взыскателю

Удержания из больничных в «пилотных» регионах

Какие документы имеют силу исполнительных

Кроме судебных приказов, исполнительных листов или постановлений приставов в бухгалтерию могут поступать иные документы — заявления работников на удержания или нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов.

Такие документы могут приносить примерные отцы семейств, состоящие в браке и проживающие совместно с супругой и детьми. Делается это, чтобы «заблокировать» удержания из зарплаты по другим исполнительным документам — от банков, налоговой, ЖКХ.

Обязан ли бухгалтер удерживать из зарплаты алименты на основании таких документов или документы госорганов имеют приоритет? Давайте разбираться.

Удержания из зарплаты возможны только в случаях, которые предусмотрены ТК РФ и федеральными законами (ст. 137 ТК РФ). Удержать можно не более 20 %, а в отдельных случаях — не более 50 % зарплаты. Удерживать до 70 % зарплаты можно только в исключительных ситуациях (ст. 138 ТК РФ). Но ограничения действуют только тогда, когда деньги удерживаются по решению работодателя или уполномоченных органов.

Заявление работника об удержании из заработной платы — это не исполнительный документ, даже если там поручается удерживать алименты (ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, далее — Закон № 229-ФЗ).

Если работник пишет заявление об удержании, то это не удержание, а добровольное распоряжение зарплатой, и ограничения по удержаниям тут не действуют.

Отсюда следует два вывода.

  • Раз ограничения не действуют, по заявлению работника можно изымать из зарплаты любые суммы и в любых целях — хоть 100 % зарплаты (письмо Роструда от 16.09.2012 № ПР/7156-6-1).
  • Раз заявление — это не исполнительный документ, то деньги по заявлению можно изымать только тогда, когда будут произведены все «официальные» удержания по исполнительным листам и судебным приказам.

Раз по «добровольным» удержаниям никакие ограничения не действуют, работник после всех удержаний вполне может получить «на руки» 1/6, 1/8 и даже 1/10 заработной платы. Никакого нарушения в этом не будет. И всё же при появлении «официального» исполнительного документа мы бы рекомендовали уточнить у сотрудника, сохраняет ли силу его заявление на добровольное перечисление денег.

У Ивана большой долг по налогу на недвижимость: несколько лет он не платил за дом в деревне. Поняв, что скоро его «догонит» исполнительный лист, он написал по месту работы, в бухгалтерию ООО «Радуга», заявление на удержание 80 % зарплаты в счёт алиментов. В тот же месяц на него же поступил исполнительный лист: приставы требовали удержать половину жалования в счёт задолженности по налогам. Бухгалтерия «Радуги» удерживала деньги по постановлению, а уже из оставшейся части вычла деньги по заявлению работника.

Другое дело, если в бухгалтерию поступает не заявление, а нотариально удостоверенное соглашение (или его копия) об уплате алиментов. Это полноценный исполнительный документ (ст. 12 Закона № 229-ФЗ). Он имеет такую же силу, как судебные приказы, исполнительные листы и постановления приставов.

Какой документ важнее

Вопросы возникают, и когда на одного сотрудника поступает несколько исполнительных документов. Нужно ли брать в работу все документы сразу или правильнее организовать «очередь» и начинать исполнения по каждому следующему только после того, как закончено исполнение предыдущего?

Прямого ответа на этот вопрос в Законе № 229-ФЗ нет. Но есть два правила:

  • Начинать удержания надо с даты получения исполнительного документа (ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Это правило действует независимо от того, первый это документ по работнику или нет.
  • Работодатель распределяет взысканные суммы между взыскателями без учёта того, когда какой исполнительный документ поступил (п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, не нужно ставить исполнительные документы в очередь: они должны исполняться одновременно. Как только поступает новое постановление, нужно сразу проводить по нему удержания наравне с уже имеющимися исполнительными листами.

Как работники хитрят и что делать бухгалтеру

Итак, дано. Максимальный размер удержания ограничен по ТК РФ. А сами исполнительные документы ранжируются: требования второй очереди удовлетворяются после того, как будут полностью удовлетворены требования первой очереди. Очевидно, что если сумма требований больше лимита, кто-то из кредиторов второй-третьей очереди останется ни с чем.

В какой очерёдности удовлетворяются требования взыскателей (ст. 111 Закона № 229-ФЗ)

Очередь Что взыскивается
1 очередь
  • Взыскание алиментов
  • Возмещению вреда, причиненного здоровью
  • Возмещение вреда в связи со смертью кормильца
  • Возмещению ущерба, причиненного преступлением
  • Компенсация морального вреда
2 очередь
  • Выплата выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору
  • Выплата вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности
3 очередь Требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды
4 очередь Прочие требования

Зная это, работники хитрят: приносят в бухгалтерию судебный приказ или нотариальное соглашение об уплате алиментов с суммой взысканий минимум 50 % от зарплаты и блокируют удержания в пользу банков и налоговой. Всё удержанное получает супруга сотрудника в качестве алиментов на детей.

Разводиться для этого не обязательно. Семейный кодекс не связывает право детей на алименты с совместным проживанием и семейными отношениями матери и отца. Супруги могут быть женаты и жить вместе — и в любой момент обратиться за алиментами в суд. Или пойти к нотариусу и заключить соглашение об уплате алиментов. При этом размер алиментов по соглашению может быть больше, чем установил бы суд, — 50 или даже 70 % от заработка.

Это типичное злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ). Но у бухгалтерии нет полномочий переоценивать судебные решения или нотариальные соглашения. А значит, пока они не отменены, бухгалтер имеет полное право не удерживать деньги по исполнительным документам 2-4 очереди, если лимит взыскания (ст. 137 ТК РФ) уже достигнут при удержании алиментов.

Каков максимум для удержания

Несколько взысканий разной очерёдности

В общем случае можно удерживать по исполнительным документам до 50 % зарплаты (ст. 138 ТК РФ и ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Но есть 4 ситуации, когда удержать можно до 70 % заработка (ст. 138 ТК РФ):

  1. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей;
  2. Возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица;
  3. Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;
  4. Возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Если на одного работника поступило несколько исполнительных документов, в том числе из «льготных» категорий, руководствуемся правилом очерёдности: сначала удовлетворяем требования первой очереди, потом второй и так далее (ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

На работника ООО «Лидер» Василия поступило два исполнительных листа. Один требует взыскать треть заработка в качестве алиментов на двух детей, а второй — половину в счёт задолженности по ЖКХ.

Начинаем с выплат первой очереди: бухгалтер удерживает треть заработка и направляет эту сумму на уплату алиментов. Требование выполнено, а лимит ещё не выбран, значит, можно удовлетворить требование второй очереди.

Требование второй очереди — долг по ЖКХ — удовлетворяется из неизрасходованного лимита, и это ⅙ заработка: ½ -⅓ = ⅙.

Бухгалтерия будет удерживать так деньги каждый месяц, пока не будет выплачен весь долг поставщику коммунальных ресурсов — или пока не прекратится взыскание алиментов (п. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Алименты на детей и взрослых

Алименты могут устанавливаться не только на несовершеннолетних детей, но и на содержание родителей, братьев, сестёр, бывшего супруга (ст. 87, 90, 93 Семейного кодекса РФ). Отличить такие алименты просто: они всегда устанавливаются не в проценте к заработку, а в твердой сумме.

Нюанс в том, что все алименты относятся к первой очереди. Но алименты на несовершеннолетних детей можно взыскивать в пределах 70 % от заработка (ст. 138 ТК РФ, п. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). А алименты на родителей и бывших супругов взыскиваются в пределах 50 % от жалования. Это вызывает проблемы, если с работника надо одновременно удержать оба типа алиментов.

Если взысканной суммы не хватает, чтобы удовлетворить всех взыскателей одной очереди, она распределяется пропорционально причитающейся каждому из них сумме, указанной в исполнительном документе (п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ). Это значит, что при взыскании двух типов алиментов сначала надо удержать половину заработка и распределить ее между детьми и взрослыми, т. к. взрослые получатели алиментов не могут претендовать на сумму заработка за пределами 50 %. А потом еще раз произвести удержание уже в пределах 70 % и отправить все взысканное детям.

Но поскольку алименты на взрослых всегда устанавливаются в твердой сумме, а на детей чаще всего в виде процента от заработка, то перед началом удержания оба требования надо привести к общему знаменателю — посчитать сумму на каждого из детей в этом месяце с учётом заработка и доли алиментов.

На Ивана Григорьевича имеется три исполнительных документа на взыскание алиментов: на сына в размере ⅙ заработка, на дочь в размере ¼ заработка и на бывшую супругу в размере 5000 руб. ежемесячно. Заработная плата сотрудника составляет 20 000 руб., и он имеет право на стандартный вычет по обоим детям. Рассчитаем удержания.

Теперь начнем расчёт.

Итого супруга получит 3580,97 руб., дочь 4441 руб., сын 2690,67 руб. А работнику к выплате причитается 6951,36 руб. И при этом у него появится задолженность по алиментам в пользу супруги в размере 1419,03 руб.

Если бы удержанной в пределах 70 % от заработка суммы не хватило для полного расчета с детьми, то соответствующая сумма также делилась бы между ними пропорционально их требованиям.

Лимиты и плата за перевод сумм взыскателю

Иногда с работника взыскивается также плата за перевод денег в пользу взыскателя: банковские и почтовые комиссии (п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Удерживать их в пределах лимитов или сверх того?

Взыскивать эти суммы за пределами лимитов нельзя (ст. 138 ТК РФ). А значит, если работник не согласен добровольно компенсировать стоимость перевода (например, подать заявление на добровольное удержание из зарплаты), то бухгалтеру придётся уменьшить сумму взыскания по исполнительному документу. В результате на стоимость перевода за работником будет образовываться задолженность по исполнительному листу — её нужно будет удержать из последующих выплат.

Удержания из больничных в «пилотных» регионах

С больничных удержания по исполнительным листам тоже проводятся: в перечне исключений — необлагаемых госпособий — пособия по временной нетрудоспособности не значатся (пп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ). Вопрос в другом — как удерживать.

Если пособие выплачивает сама организация и принимает потом к зачету при расчётах с ФСС, то проблем не возникает. Но в регионах, где действует пилотный проект ФСС «Прямые выплаты», деньги в оплату больничного поступают работнику и от работодателя (за первые три дня нетрудоспособности), и от ФСС (за остальные дни).

Как поступать с удержаниями в этом случае? Должен ли работодатель сам рассчитать все суммы по исполнительным листам, исходя из полного размера пособия? Нужно ли удерживать деньги из пособия за три дня? А если нужно, то какую сумму — исходя из суммы пособия за все время болезни или только за три первых дня? И если удерживать только из расчёта первых трех дней, то кто, как и когда доудержит остальное?

Если строго следовать нормам Закона № 229-ФЗ, бухгалтерия должна удерживать деньги только из тех выплат, которые проводит сама организация (ст. 98 Закона № 229-ФЗ). К удержаниям с «основного» пособия, которое перечисляет ФСС, работодатель никакого отношения не имеет. А значит, рассчитывать удержание нужно только по выплачиваемой сумме — за первые три дня болезни.

Этот вывод подтверждают разъяснения территориальных отделений ФСС. Специалисты ФСС по Тамбовской области поясняют, что ФСС удержит деньги из пособия, если в отделение поступит исполнительный лист, судебный приказ или соглашение об уплате алиментов. Обратиться в отделение Фонда должен получатель алиментов или служба судебных приставов. Работодатель не обязан ни уведомлять ФСС об исполнительных листах, ни пересылать в отделение ФСС их копии.

Если Фонд не проведёт удержание, работодатель не обязан исправлять эту ошибку. Такая обязанность появится, только если в компанию придёт официальный документ от приставов, где будет указано, что по «больничному» за счёт ФСС возникла задолженность и её надо удержать из текущих выплат в пользу работника-должника.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не все руководители фирм проинформированы о том, что удержания из зарплаты по исполнительному листу производятся с соблюдением лимита, который устанавливает российское законодательство. Многие неопытные бухгалтеры также не располагают информацией о том, сколько процентов можно удерживать по исполнительному листу.

Удержание из заработной платы по исполнительному листу должно осуществляться работодателем должника сразу после получения соответствующих исполнительных документов.

Лимит удержаний составляет и 20, и 50 и 70 процентов. Меньше всего сложностей возникает при расчете порядка выплаты по исполнительному листу в единственном экземпляре. Гораздо больше проблем возникает, когда на сотрудника пришло сразу несколько исполнительных листов. Еще одной проблемной ситуацией является необходимость вычета из заработной платы не только суммы, указанной в исполнительном листе, но и долга перед компанией, где он работает.

Удержание денежных средств приставом исполнителем

После того, как судья вынесет решение, ответчик имеет возможность обжаловать его в течение 10-ти дней. Когда решение не обжаловано, оно вступает в законную силу по истечении одного месяца. С этого момента ответчик становится должником, а процедурой взыскания начинает заниматься представитель службы судебных приставов.

Как вариант, истец сможет, минуя службу судебных приставов, направить исполнительный лист по месту работы должника, где в дальнейшем из его зарплаты будут удерживаться средства для погашения имеющегося долга. Это действие регламентирует статья 98 (часть 3) закона «Об исполнительном производстве». Здесь ответчику нелишним будет узнать, какой процент с зарплаты удерживают по исполнительному листу.

О размерах удержаний из заработной платы работника

Размер удержаний с заработной платы по исполнительному листу на работника зависит от ситуации. Проценты удержания из заработной платы по исполнительному листу устанавливаются согласно Трудовому кодексу РФ (статья 138). Существует три варианта таких удержаний.

Чтобы узнать, сколько могут удержать из зарплаты по исполнительному листу, необходимо обратиться к Трудовому кодексу РФ.

Минимальный процент удержания с заработной платы по исполнительному листу – 20%. Часто 20 процентов из зарплаты удерживается в тех случаях, когда нужно возместить долг работника перед компанией (для возмещения ущерба, принесённого работодателя, в случае неправильно рассчитанной заработной платы). Сколько по минимуму можно удержать из зарплаты по исполнительным листам, прописано и в ФЗ №255 (статья 15, пункт 4) на случай излишне выплаченных средств при оплате пособий по беременности и родам.

Другой лимит удержаний из заработной платы сотрудника – 50 процентов. Такой процент удержания из заработной платы по исполнительному листу применим в большинстве случаев. Этот процесс регулирует ФЗ №119 (статья 66). Размер удержаний с заработной платы по исполнительным листам в 50 процентов от заработной платы проводится по исполнительным листам, алиментным соглашениям (при наличии нотариального заверения), за исключением алиментов на детей до 18 лет, постановлениям на случай административных правонарушений, постановлениям судебных приставов.

При поступлении на место работы должника исполнительного листа, его нельзя игнорировать. Работодатель обязан вычитывать из заработной платы работника указанную в исполнительном документе сумму. Размер удержаний на заработную плату по исполнительному листу не должен превышать указанный лимит в 50%. Если за один раз погасить сумму, указанную в исполнительном листе, не получится, то удержание переносится на последующие выплаты заработной платы. Все это повторяется до того момента, пока сумма долга не будет погашена за счет таких отчислений полностью.

Существуют категории доходов, из которых удержания по исполнительным листам недопустимы. Их исчерпывающий перечень содержится в ст. 101 закона № 229-ФЗ.

Максимальный размер удержания по исполнительным листам – 70 процентов. Такой лимит распространяется на отдельные виды удержаний. Максимальное удержание из заработной платы по исполнительному листу в 70 процентов производится только при наличии исполнительного листа. В отдельных ситуациях допускается удерживать в таком объеме от заработной платы алименты на детей, не достигших 18 лет (это максимальный процент удержания по исполнительному листу).

Максимальное удержание из заработной платы по исполнительным листам на алименты – 70 процентов от зарплаты должника. Сумма удержаний из заработной платы по исполнительному листу будет аналогична и при нанесении вреда здоровью, на сумму ущерба лицам, потерявшим кормильца, на сумму ущерба при совершенном преступлении. Удержания по исполнительным листам не могут превышать 70 процентов.

Существуют ситуации, когда можно удерживать из зарплаты в счет погашения задолженности неограниченную сумму. Производить такие удержания можно тогда, когда на это есть заявление самого работника. В таком случае работнику необходимо написать заявление с указанием всех условий по удержанию денежных средств из его зарплаты.

В видео рассматривается особенности удержаний из заработной платы

Процент удержаний из заработной платы по исполнительному листу без учета НДФЛ

Бухгалтеры часто допускают ошибку, полагая, что размер удержаний из заработной платы по исполнительному листу рассчитывается уже с учетом НДФЛ. Этот момент не прописан в Трудовом Кодексе.

То, сколько могут удерживать из зарплаты по исполнительному листу, и в каком порядке это делается без учета НДФЛ, прописано в статье 65 ФЗ№ 119. Удержания по исполнительному листу будут производиться только после того, как будет вычтен НДФЛ из зарплаты. Удержание из заработной платы по исполнительному листу без учета НДФЛ выгодно руководителям компаний. Такой подход позволяет взыскивать удержания в большем размере, чем это происходило бы без вычета НДФЛ.

Как это происходит на практике

Некоторые факты Лица, осуществляющие выплату должнику зарплаты или иных периодических платежей, обязываются законом в течение 3 дней с момента перечисления зарплаты совершать удержания в пользу взыскателя в соответствии с требованиями исполнительного листа с даты получения такого исполнительного документа (п. 3 ст. 98 закона № 229-ФЗ).

Как пример того, сколько можно удержать из зарплаты по исполнительному листу из зарплаты работника, можно привести ситуацию, когда бухгалтер по ошибке при расчёте трудового стажа работника начислил ему пособие на 5000 больше. После проверки из ФСС компании в возмещении переплаты было отказано.

Работодатель, знающий, сколько можно удерживать из зарплаты по исполнительному листу, вправе вернуть эти деньги, удерживая их из зарплаты работника. Эту процедуру регламентирует ФЗ №255. На момент удержания зарплата работника составляет 27 000 рублей. Сначала из этой суммы будет удержан налог в 13 процентов – 3510 рублей. После этого из оставшейся суммы 23 490 рублей будет рассчитан максимальный размер удержания в этом случае – 20 процентов.

В итоге из зарплаты работника будет удержано 4698 рублей. Оставшаяся сумма долга перед компанией – 302 рубля должна быть удержана из зарплаты сотрудника в следующем месяце. Если бы удержание из зарплаты производилось с учетом НДФЛ, то взыскание переплаты растянулось бы на более длительный срок. Аналогично рассчитывается и размер удержаний из заработной платы по исполнительному листу.

Об удержаниях по исполнительному листу с больничного листа читайте по ссылке https://cashfacts.ru/3394-poryadok-uderzhaniya-po-ispolnitelnomu-listu-s-bolnichnogo-lista.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *