Унитарные предприятия капитал

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Оно находится в собственности РФ или субъекта РФ (тогда мы имеем дело с государственным унитарным предприятием – ГУП), либо в собственности муниципального образования (муниципальное унитарное предприятие — МУП) и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Деятельность унитарных предприятий регламентирована Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о ГУП (МУП)).

Если имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения, это означает, что предприятие самостоятельно осуществляет права владения и пользования этим имуществом, а право распоряжения им носит ограниченный характер. Последнее заключается в том, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или распоряжаться иным способом без согласия собственника.

Если имущество закреплено за предприятием на праве оперативного управления (это касается казенных предприятий), то оно осуществляет право владения этим имуществом, а пользоваться им может только в соответствии с целями своей деятельности и заданием собственника. Право распоряжения имуществом в данном случае носит еще более ограниченный характер, чем при праве хозяйственного ведения: казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, а самостоятельно может распоряжаться лишь производимой им продукцией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

На дату регистрации государственного предприятия размер его уставного фонда должен составлять не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Для муниципального предприятия размер уставного фонда не должен быть менее 1000 МРОТ. В казенном предприятии уставный фонд не создается.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

· Имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

· Доходов унитарного предприятия от его деятельности;

· Иных не противоречащих законодательству источников.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, равно как последний не несет ответственность по обязательствам ГУП или МУП. За исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.

Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

ГУП (МУП) ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов или иных обязательных платежей в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Так, порядок и сроки перечисления в бюджет части прибыли федеральных предприятий, остающейся у них после налогообложения, определены Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 г. №228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий.».

За счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, оно может создавать резервный и иные фонды. Средства резервного фонда расходуются только на покрытие убытков, средства иных фондов – на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом ГУП (МУП) распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом такого предприятия. Данное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим им имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником его имущества.

Размер чистых активов унитарного предприятия не может быть менее размера уставного фонда. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев она не будет восстановлена до его минимального размера, собственник имущества ГУП (МУП) должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

К числу денежных фондов относится добавочный капитал, который является источником увеличения стоимости имущества организации. Он создается за счет:

1) дооценки внеоборотных активов, т.е. за счет прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки (увеличение первоначальной стоимости на дату переоценки до восстановительной стоимости объектов основных средств.

2) суммы разниц, образовавшихся в результате превышения суммы начислений амортизации на дату переоценки основных средств над суммой амортизации основных средств полученной путем индексации или прямого пересчета.

3) эмиссионного дохода акционерного общества, полученного при оплате акций, т.е. эта сумма полученная акционерным обществом сверх номинальной стоимости размещенных акций (за вычетом издержек по их продаже).

4) за счет курсовых разниц по уставному капиталу оплаченному иностранной валютой. Организации, приходующие имущество, включая денежные средства в счет вклада в уставный капитал организации и оцененное в учредительных документах в свободно-конвертируемой валюте возникающие суммовые разницы по счету 75 «расчеты с учредителями» относят на добавочный капитал.

5) за счет возврата лизингодателю имущества с полной погашенной стоимостью (п. 7 приказа Минфина РФ от 17.02.97. №15 «Об отражении в бухучете операций по договору лизинга»)

До 2001 года нераспределенная прибыль, направления на достройку, дооборудование и реконструкцию основных средств, т.е. на капитальные вложения относилась к добавочному капиталу в соответствии с ПБУ 6/97. с 01.01.2001 введено в действие ПБУ 6/01 и в нем такого порядка не предусмотрено. Значит всю прибыль, которая в 2001 году пошла на капитальные вложения, нужно учитывать в составе нераспределенной прибыли.

До 2000 года безвозмездно полученные ценности относились на увеличение добавочного капитала. С 2002 года безвозмездная передача учитывается в составе доходов будущих периодов периодичным отнесением сумм начисленной амортизации на прочие доходы. Снижение величины добавочного капитала возможны в случае:

1) погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов выявившихся по результатам его переоценки (т.е. в связи с уменьшением первоначальной стоимости объектов основных средств на дату переоценки до восстановительной стоимости).

2) погашения суммы разницы, образовавшейся от превышения суммы амортизации основных средств, которая получена путем пересчета в установленном порядке над суммой амортизации учтенной на дату переоценки основных средств.

3) погашения убытка, выявленного по результатам деятельности организации, как за отчетный год, так и прошлых лет (за исключением сумм прироста имущества по переоценке).

4) направления средств на увеличение уставного капитала

5) направления средств на выплату доходов учредителям (сумма добавочного капитала, распределенная между учредителями).

6) списания сумм дооценки выбывающего объекта основных средств (при продаже, безвозмездной передаче, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях и при списании основных средств, | вследствие морального или физического износа).

Резервный капитал — это денежные фонды, которые образуются в соответствии: с требованиями действующего законодательства РФ для акционерных обществ, в соответствии с учредительными документами и положением по учетной политике для других организационно-правовых форм собственности.

С 2002 года величина резервного капитала должна составлять не менее 5% уставного капитала. Конкретные размеры отчислений от чистой прибыли общества до тех пор, пока его величина не достигнет установленных учредительными документами размеров. В соответствии со статьей 35 Закона РФ «Об акционерных обществах» средства этого фонда в первую очередь используются на покрытие убытков от хозяйственной деятельности, а в акционерных обществах (в случае отсутствия средств для погашения облигаций и выкупа собственных акций). Не на какие другие цели его использовать нельзя.

Нераспределенная прибыль (убыток) — это конечный финансовый результат, выявленный за определенный период за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогах и других аналогичных и обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения. После распределения чистой прибыли (на выплату дивидендов, на образование резервного капитала) суммы нераспределенной прибыли предназначены для финансирования капитальных вложений (прироста основного капитала).

Создание фонда потребления и фонда социальной сферы в 2001 году предусмотрено. Расходы, производимые в настоящее время за счет средств этих; фондов относятся на счет 91 «прочие расходы и доходы» или на счет учета затрат на производство в зависимости от их характера. В соответствии с приказом Минфина РФ от 31.03 2001, в соответствии с новой редакцией ПБУ 10/99 «Расходы организации» в состав прочих расходов включаются взносы, выплаты, связанные с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера.

Услуги учреждений, находящихся на балансе организаций, оказываемой ее работником и сторонним клиентом в области культуры, отдыха, развлечений, коммунального хозяйства, т.е. услуги непроизводственной сферы должны отражаться как доходы от обычных видов деятельности (выручка от продаж). Следовательно затраты на оказание этих услуг отражаются в составе расходов от обычных видов деятельности, т.е. результат деятельности этих учреждений должен формировать общий финансовый результат по организации. Создание фонда накопления на счете 84 «нераспределенная прибыль» допускается на уровне аналитического учета.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муни­ципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности государству (Российской Федерации), субъекту Российской Федерации или муниципальному образова­нию. Формирование уставного фонда унитарных предприятий осуществляется в соответ­ствии с требованиями Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Устав унитар­ного предприятия утверждается уполномоченными государственными органами РФ, госу­дарственными органами субъекта РФ или органами местного самоуправления.

Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку, и его размер определяется в рублях.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен состав­лять не менее чем 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федераль­ным законом на дату его государственной регистрации.

Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату его государственной регистрации.

Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Имущество, передаваемое унитарным предприятиям, принадлежит им на праве хозяй­ственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не мо­жет быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками уни­тарного предприятия.

Для учета операций по формированию уставного фонда унитарного предприятия также, применяется субсчет 75–1 к счету 75 «Расчеты с учредителями», который применительно к унитарным предприятиям именуется как субсчет 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».

На этом субсчете унитарные предприятия учитывают расчеты с государственным орга­ном или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Регистрация уставного фонда унитарного предприятия отражается по кредиту счета 80 «Уставный капитал» и дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».

Учетные записи по субсчету 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу» производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью:

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Определено имущество, причитающееся унитарному предприятию от государственного(муниципального) органа в соответствии с учредительными документами

Отражена стоимость объекта основных средств, полученного унитарным предприятиемот государственного (муниципального) органа

Далее: принят к учету объект основных средств, полу­ченный от государственного(муниципального) органа

То же, при получении объекта нематериальных активов

Отражена стоимость оборудования к установке, полу­ченного унитарным предприятиемот государственного (муниципального) органа

То же, при получении сырья и материалов

То же, при получении животных на выращивании и откорме

То же, при получении товаров

То же, при получении денежных средств в кассу, на расчетный или валютный счет

50, 51, 52

Если передача имущества (например, объекта основных средств) в хозяйственное ве­дение (оперативное управление) осуществляется сверх суммы уставного фонда унитарно­го предприятия, определенного учредительными документами, то такая операция отража­ется в бухгалтерском учете следующими проводками (приведенные проводки применяются в том случае, когда уставный фонд унитарного предприятия не был увеличен в установ­ленном законодательством порядке):

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Отражена стоимость объекта основных средств, подле­жащая получению унитарным предприятием сверх сум­мы уставного фонда, определенного учредительными документами

Отражена стоимость объекта основных средств, полу­ченного унитарным предприятием сверх суммы установ­ленного уставного фонда

Принят к учету объект основных средств, полученный от государственного (муниципального) органа сверх суммы установленного уставного фонда

По решению государственного (муниципального) органа уставный фонд унитарного предприятия может быть увеличен или уменьшен.

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия осуществляется в установленном законодательством порядке на основании решения государственного (муниципального) органа.

Увеличение уставного фонда допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному унитарному предприятию недвижимого и иного имущества.

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия может быть произведено за счет дополнительной передачи ему имущества или за счет доходов, полученных им в результа­те своей деятельности.

Решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.

В то же время размер уставного фонда государственного или муниципального пред­приятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.

Увеличение уставного фонда предприятия за счет дополнительной передачи ему иму­щества отражается в учете по кредиту счета 80 «Уставный капитал» и дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу».

Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия осуществляется в установлен­ном законодательством порядке на основании решения государственного (муниципально­го) органа. Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия может быть произведе­но за счет изъятия имущества. Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия производится органом, принявшим решение об его создании.
Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия за счет изъятия государствен­ным (муниципальным) органом имущества отражается в учете по дебету счета 80 «Устав­ный капитал» и кредиту субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу». Непосред­ственное изъятие имущества у унитарного предприятия отражается по дебету субсчета 75–1 «Расчеты по выделенному имуществу» и кредиту счетов учета денежных средств и иму­щества.

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Уменьшен уставный фонд унитарного предприятия на сумму денежных средств и/или имущества, изъятого государственным (муниципальным) органом

Отражено изъятие объекта основных средств государст­венным (муниципальным) органом

То же, при изъятии объекта нематериальных активов

То же, при изъятии оборудования к установке

То же, при изъятии сырья и материалов

То же, при изъятии животных на выращивании или от­корме

То же, при изъятии товаров

То же, при изъятии денежных средств

50, 51, 52

Изъятие имущества, полученного сверх суммы установленного уставного фонда уни­тарного предприятия, отражается в бухгалтерском учете в обычном порядке с использова­нием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше указанного выше минимального размера уставного фонда.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собствен­ник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера ус­тавного фонда государственного (муниципального) предприятия до размера, не превы­шающего стоимости его чистых активов.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстанов­лена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственно­го (муниципального) предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганиза­ции такого предприятия.

Стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия определя­ется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном норматив­ными правовыми актами РФ.

В заключение отметим, что в пассиве баланса по разделу «Капитал и резервы» (строка 410 «Уставный капитал») показывается в соответствии с учредительными документами вели­чина уставного (складочного) капитала организации, а по государственным и муниципаль­ным унитарным предприятиям — величина их уставного фонда (сальдо счета 80).

В этом же разделе после строки 410 по статье «Собственные акции, выкупленные у ак­ционеров» показываются фактические затраты организации по выкупу собственных акций и долей (сальдо счета 81).

< Предыдущая

Габбасов Руслан

Эксперт службы Правового консалтинга

специально для ГАРАНТ.РУ

Можно ли сохранить соотношение долей участников в уставном капитале ООО в ситуации, когда один из учредителей намерен внести дополнительный вклад, разъясняет эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Руслан Габбасов.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ) увеличение уставного капитала общества может осуществляться в том числе и за счет дополнительных вкладов его участников. Согласно п. 2 ст. 19 Закона № 14-ФЗ уставный капитал может быть увеличен за счет дополнительных вкладов не всех, а одного или нескольких из участников общества на основании поданных ими заявлений и решения общего собрания его участников, принятого единогласно.

В таком заявлении должны быть указаны размер и состав вклада, порядок и срок его внесения, а также размер доли, которую участник общества хотел бы иметь в уставном капитале общества. Одновременно с решением об увеличении уставного капитала ООО на основании подобного заявления должны быть приняты решение о внесении в устав общества изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, а также решение об увеличении номинальной стоимости доли участника общества, подавшего заявление о внесении дополнительного вклада, и в случае необходимости решение об изменении размеров долей участников общества. Такие решения принимаются всеми участниками общества единогласно. Номинальная стоимость доли каждого участника общества, подавшего заявление о внесении дополнительного вклада, увеличивается на сумму, равную или меньшую стоимости его дополнительного вклада (абз. 2 и абз. 3 п. 2 ст. 19 Закона № 14-ФЗ).

Напомним, что уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества. Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли (ст. 14 Закона № 14-ФЗ).

Как видно из приведенных норм, при увеличении уставного капитала ООО номинальная стоимость доли участника, внесшего дополнительный вклад, увеличивается в любом случае. А поскольку размер доли участника в уставном капитале ООО определяется соотношением ее номинальной стоимости к размеру уставного капитала, увеличение номинальной стоимости доли одного из участников на основании п. 2 ст. 19 Закона № 14-ФЗ всегда влечет увеличение и размера его доли.

Другими словами, несмотря на желание участников ООО сохранить существующее соотношение долей в уставном капитале общества, доля участника после внесения им дополнительного вклада в уставный капитал ООО должна увеличиться.

Дополнительно отметим, что имеющаяся в абз. 3 п. 2 ст. 19 Закона № 14-ФЗ оговорка «в случае необходимости», касающаяся принятия решения об изменении размеров долей участников, на наш взгляд, лишена практического смысла. Данный вывод основан на том, что процедура увеличения уставного капитала, предусмотренная указанным пунктом, по своей сути направлена на предоставление участникам ООО возможности увеличить долю участия в обществе за счет дополнительных инвестиций. Именно поэтому участник общества, намеревающийся внести дополнительный вклад, в своем заявлении должен указать размер доли, которую он «хотел бы иметь» в уставном капитале общества. В свою очередь, размеры долей участников общества могут остаться неизменными в одном случае – если всеми участниками вносятся дополнительные вклады, соответствующие частям общей стоимости дополнительных вкладов, пропорциональным размерам их долей. Однако увеличение уставного капитала на таких условиях урегулировано нормами п. 1 рассматриваемой статьи и преследует иные цели.

Настоящее Положение устанавливает порядок увеличения (уменьшения) уставного фонда муниципальных унитарных предприятий муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (далее — МУП) и определяет компетенцию органов, участвующих в данном процессе.

1. Основные термины и понятия

Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины и понятия:

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости муниципального имущества.

Имущество — материальные и нематериальные объекты, которые могут быть предметами владения, пользования или распоряжения.

Муниципальное унитарное предприятие – коммерческая организация, созданная муниципальным образованием и не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней муниципальным образованием.

Стоимость чистых активов — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.

Уставный фонд муниципального унитарного предприятия — минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

2. Правовые акты, регламентирующие процесс внесения средств в уставный фонд муниципальных унитарных предприятий

Увеличение (уменьшение) уставного фонда МУП осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 01.01.2001 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Уставом муниципального образования Сосновоборский городской округ и иными правовыми актами Российской Федерации, Ленинградской области, муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области и настоящим Положением.

3. Увеличение уставного фонда муниципальных унитарных предприятий

3.1. Способы увеличения уставного фонда муниципальных унитарных предприятий

Увеличение уставного фонда МУП может осуществляться за счет:

— имущества, дополнительно передаваемого собственником (в т. ч. денежные средства, ценные бумаги, движимые и недвижимые вещи, имущественные и неимущественные права, имеющие денежную оценку);

— доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.

3.2. Увеличение уставного фонда муниципального унитарного предприятия за счет имущества, дополнительно передаваемого собственником

Решение об увеличении уставного фонда МУП за счет имущества, дополнительно передаваемого собственником, принимает Администрация Сосновоборского городского округа на основании рекомендаций Наблюдательного совета при Администрации Сосновоборского городского округа.

Оформление документов по увеличению уставного фонда МУП за счет имущества, дополнительно передаваемого собственником, осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (далее – КУМИ Сосновоборского городского округа).

Передача дополнительного имущества оформляется актом приема-передачи имущества, содержащим конкретный перечень имущества, имеющего денежную оценку и предназначенного для повышения размера уставного фонда, по сравнению с его размером, закрепленным в уставе МУП.

Стоимость имущества, дополнительно передаваемого собственником для увеличения уставного фонда МУП, определяется на основании отчета об оценке в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

3.3. Увеличение уставного фонда муниципального унитарного предприятия за счет доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия

Решение об увеличении уставного фонда МУП за счет доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия, принимает Администрация Сосновоборского городского округа на основании письменного обращения директора МУП, после рассмотрения данного обращения на Наблюдательном советом при Администрации Сосновоборского городского округа.

Доходами МУП признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением вкладов собственников имущества.

Не признаются доходами предприятия поступления от других юридических и физических лиц, а именно суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей; по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.; в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; задатка; в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

3.4. Порядок формирования уставного фонда вновь создаваемого муниципального унитарного предприятия

Уставный фонд МУП может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Решение о формировании уставного фонда вновь создаваемого МУП принимается одновременно с решением Администрации Сосновоборского городского округа о создании такого предприятия на основании экономического обоснования, подготовленного профильным отраслевым органом, согласованного с заместителем главы администрации Сосновоборского городского округа, курирующим данную отрасль, и КУМИ Сосновоборского городского округа.

Уставный фонд МУП должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение 3 (трех) месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке МУП иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

3.5. Порядок увеличения уставного фонда действующего муниципального унитарного предприятия

Увеличение уставного фонда МУП допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи МУП недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.

Решение об увеличении уставного фонда МУП может быть принято только по истечении финансового года, по окончании которого осуществляется подведение итогов финансово-экономической деятельности предприятий.

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Первым отчетным годом для вновь созданных предприятий считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для предприятий, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

По итогам финансового года МУП в порядке, установленном постановлением главы муниципального образования, мэра города от 01.01.2001 г. № 000, представляет в КУМИ Сосновоборского городского округа бухгалтерскую отчетность (годовой баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об использовании прибыли и др.).

Решение об увеличении уставного фонда МУП принимает Администрация Сосновоборского городского округа на основании письменного обращения предприятия, содержащего обоснование необходимости пополнения уставного фонда предприятия, а также данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности муниципального унитарного предприятия за истекший финансовый год.

Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.

Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда муниципального унитарного предприятия Администрация Сосновоборского городского округа принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия, а также необходимости проведения МУП государственной регистрации указанных изменений.

Государственная регистрация увеличения уставного фонда МУП осуществляется только при представлении предприятием соответствующих документов, о внесенных в устав МУП изменениях в связи с увеличением его уставного фонда, а также документов, подтверждающих увеличение уставного фонда МУП.

4. Уменьшение уставного фонда муниципальных унитарных предприятий

Собственник имущества МУП вправе, а в случаях, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 01.01.2001 г. , обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия.

Решение об уменьшении уставного фонда МУП принимает Администрация Сосновоборского городского округа одновременно с принятием решения о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.

Уставный фонд МУП не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 г. минимального размера уставного фонда.

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов МУП окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда МУП до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном Федеральным законом от 01.01.2001 г. порядке.

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов МУП окажется меньше установленного Федеральным законом от 01.01.2001 г. на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение 3 (трех) месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества МУП должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

Стоимость чистых активов МУП определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если в случаях, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 01.01.2001 г. , собственник имущества МУП в течение 6 (шести) календарных месяцев после окончания финансового года не принимает одно из следующих решений:

— об уменьшении уставного фонда,

— о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда,

— о ликвидации или реорганизации МУП,

кредиторы вправе потребовать от МУП прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

В течение 30 (тридцати) дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда МУП обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы МУП вправе в течение 30 (тридцати) дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение 30 (тридцати) дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств МУП и возмещения им убытков.

Уменьшение уставного фонда МУП требует внесения соответствующих изменений в устав предприятия, которые подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 01.01.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда МУП осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном Федеральным законом от 01.01.2001 г. .

исп.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *