Управление госторгинспекции

Правом осуществлять контроль (надзор) за ведением торговли наделены следующие федеральные службы:

• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

• Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

• Федеральная служба по труду и занятости.

• Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

• Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

• Федеральная налоговая служба.

• Федеральная миграционная служба.

• Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Компетенция названных федеральных служб в части осуще­ствления государственного контроля (надзора) за торговлей в Российской Федерации определена в соответствующих норма­тивных правовых актах, регламентирующих их деятельность.

Каждый из названных государственных органов в той или иной степени контролирует торговую деятельность в части своей компетентности и правомерности.

Вместе с тем ключевым контрольно-надзорным органом в торговле является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор. Этому ведомству переданы определенные функции:

• Министерства экономического развития и торговли РФ в сфере надзора на потребительском рынке;

• упраздненного Министерства здравоохранения РФ в сфере санитарно-эпидемиологического надзора;

• упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Роспотребнадзор находится в ведении Министерства здраво­охранения и социального развития РФ и наделен обширными полномочиями по контролю за соблюдением правил внутренней торговли, зашиты прав потребителей, ранее традиционно выпол­няемых Министерством экономического развития и торговли РФ.

Роспотребнадзор выполняет следующие функции:

• контроль за соблюдением правил продажи предусмотрен­ных законодательством видов товаров, выполнения работ,

оказания услуг;

• контроль за соблюдением законов, иных нормативных ак­тов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

• санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением са­нитарного законодательства РФ.

Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосред­ственно и через свои территориальные органы во взаимодейст­вии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами мест­ного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В целях реализации своих полномочий Роспотребнадзор имеет право:

• организовывать проведение контроля необходимых иссле­дований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, связанных с торговой деятельностью;

• пресекать факты нарушения законодательства РФ, а также применять меры ограничительного, предупредительного, профилактического, ликвидационного характера в установ­ленной сфере деятельности.

Контроль за торговлей осуществляется главным образом для защиты прав потребителей и обеспечения непрерывного поступ­ления в государственную казну (в соответствии с законодатель­ством) денежных средств от товарооборота на всех его стадиях. Такой контроль позволяет регулировать отношения как между покупателем и продавцом, так и между продавцом и государством.

Контроль за торговлей включает надзор за выполнением за­конов и установленных правил, а в случае их нарушения преду­сматривает применение соответствующих санкций в пределах компетенции проверяющего органа (организации).

Объектами контроля являются торговые предприятия (орга­низации) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющие непо­средственное отношение к производству, реализации товаров и услуг.

Контроль за деятельностью конкретных торговых предпри­ятий (организаций) осуществляют территориальные управления Роспотребнадзора самостоятельно, иногда во взаимодействии с другими органами исполнительной власти.

Самым высоким начальством в торговле является Комитет Российской Федерации по торговле и защите прав потребителей. Он осуществляет государственную политику в сфере торговли. Анализирует, прогнозирует, координирует межгосударственные торговые связи, объемы импорта и экспорта. Разрабатывает нормативные требования и рекомендации по организации торговли и общественного питания.

Надзор за соблюдением правил торговли осуществляет Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при Министерстве внешних экономических связей и торговли (Госторгинспекция). В ее задачу входит защита потребителей от недобросовестных продавцов и от поступлений некачественного товара. Госторгинспекция сотрудничает с другими органами, призванными следить за качеством товаров и услуг:

  • Госкомитетом по стандартизации, метрологии и сертификации. Министерством здравоохранения РФ.
  • Государственным антимонопольным комитетом и другими.

Госторгинспекция состоит из Государственного департамента и подчиненных ему территориальных управлений по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Территориальные управления Госторгинспекции осуществляют проверки качества товаров и услуг у продавца и изготовителя.

Совместно с Госкомитетом по стандартизации, метрологии и сертификации контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами и торговым оборудованием. Обеспечивают гласность результатов проверок, приостанавливают реализацию некачественных, нестандартных и вредных для здоровья граждан и сохранности имущества товаров. Работают с жалобами покупателей и потребителей.

Методы проверки включает в себя

Методы работы Госторгинспекции включают контрольные закупки товаров для исследования их качества.

  • Проверки наличия необходимой документации и сертификатов, проверки качества сертифицированной продукции по просьбе продавца или покупателя.
  • Составление рекомендаций по использованию продукции, изготовленной с отступлениями от стандартов. Изъятия ее из торговли, передачу материалов о нарушениях в следственные органы и суд.
  • В случае необходимости Госторгинспекция может прибегнуть к помощи органов внутренних дел.

Госторгинспекция проводит плановые проверки с участием представителей заинтересованных органов и внеплановые на основании сигналов и заявлений. Работники контролирующих органов проводят проверки по предъявлении служебного удостоверения. Во время проверки контролирующее лицо сопровождает представитель администрации торгового предприятия. На продовольственные предприятия контролирующим лицам разрешается доступ только в санитарной одежде. По результатам проверок составляются акты, заключения и другие документы установленного образца. Оригиналы документов вручаются руководителям проверяемых организаций. Результаты каждой проверки заносятся в контрольный журнал, находящийся в каждой торговой точке.

При несогласии с действиями должностных лиц предприниматель, привлекаемый к административной ответственности, вправе обжаловать их действия в вышестоящей организации или в суде. Юридические лица: обращаются в арбитражный суд, а частные предприниматели без образования юридического лица — в городской суд или к мировому судье.

Ликвидация и слияние с Роспотребнадзором

Организация Госторгинспекция ликвидирована: 31 марта 2005 г. Способ прекращения: Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме слияния.

Управление Роспотребнадзора по Челябинской области.

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по челябинской области. Адрес: 454092, Челябинская область, гор. Челябинск, ул. Елькина, 73

Понятие контроля торговли. Деятельность Министерства Торговли РФ

Торговля является основным средством товародвижения. Стоит отметить тот факт, что в настоящее время данный вид деятельности осуществляется в основном частным сектором. Как следствие Российская Федерация утвердило ряд правил по обмену товарами и услугами в целях удержания своего влияния на развитие торговли на прежнем уровне

В нашей стране существует Министерство Торговли РФ. Именно оно обладает необходимыми компетенциями для регулирования торговой деятельности. Приоритетной задачей данного федерального органа является снабжение населения товарами массового потребления таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения его основных потребностей на всей территории Российской Федерации. Это также включает в себя защиту интересов потребителей с помощью создания единых требований к торговле.

Таким образом, деятельность Министерства Торговли заключается в том, чтобы не допускать продажу некачественной и фальсифицированной продукции, произведенной как на территории России, так и за рубежом; определить требования к технологии производства и к розничной торговле на национальном рынке; назначать проведение оптовых ярмарок по торговле товарами массового потребления; проводить мероприятия по качественному контролю продукции.

К контролю торговли в Российской Федерации относятся мероприятия по проверке товаров на их соответствие нормам, которые утверждены законом (согласно ФЗ № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля»). Данные мероприятия осуществляются с применением экспертного и исследовательского методов, в результате которых выносится результат, включающий в себя обнаруженные нарушения. Следующим этапом является назначение мер по исправлению выявленных несоответствий.

Деятельность Государственной Торговой Инспекции РФ

Непосредственным надзором за тем, чтобы объекты контроля соблюдали правила торговли (о ценообразовании, безопасности товаров и их качестве) уполномочена осуществлять Государственная торговая инспекция при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Помимо задач, вышеизложенных, в обязанности данного государственного орган входит предотвращение поступления товаров, которые не отвечают данным правилам по тем или иным причинам.

К объектам, торговую деятельность которых Госторгинспекция должна контролировать, относят все учреждения в независимости от того, какой формой собственности они являются, а также все физические лица, которые занимаются производством или сбытом, то есть продавцы или изготовители.

Несколько слов о самой организации. В структуру Госторгинспекции входят Департамент и его территориальные управления, а главным инспектором является глава Департамента.

Полномочиями Департамента являются организация и контроль работы управлений; проверка документации предприятий торговли и выдача предписаний либо о снятии с производства или приостановке производства товаров, либо об обязанности выплатить штраф.

Компетенцией территориальных инспекций является непосредственное проведение проверок, задачами которых являются проверить:

  • соблюдение норм по ведению торговой деятельност;
  • качество продукции;
  • использование по назначению оборудования, необходимого для производства;

Затем территориальные инспекции обязаны принять необходимые меры по исправлению выявленных нарушений, исполнение которых обязательно для предприятий, продавцов или изготовителей товаров и обеспечить широкую огласку результатов. Также территориальные инспекции занимаются рассмотрением писем с жалобами о качестве товаров и о замеченных нарушениях в функционировании торговых учреждений.

Существуют иные права, которыми наделена Госторгинспекция являются:

  • сбор образцы для проверки качества производимой и сбываемой продукции;
  • выдача заключений по требованию покупателя или продавца о качестве проверенной продукции;
  • беспрепятственный доступ на предъявленные к проверке организации, которые осуществляют торговую или промышленную деятельность;
  • проверка наличия сертификатов на реализацию определенного товара и любых других документов на их соответствие установленным правилам.

Федеральные законы, регулирующие торговлю

В 2009 году появился основной источник регулирования торговой деятельности. Он получил название федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговои? деятельности в России?скои? Федерации». Не смотря на вступление данного закона в силу, базовые принципы организации функционирования торговых предприятий не подверглись изменениям. В данном законе утверждается, что деятельность в сфере торговли регулируется Гражданским кодексом РФ, законом от 1992 года «О защите прав потребителей», другими законами и нормативными актами как федеральными, так и разработанными государственными органами субъектов Российской Федерации. Но до 2009 года имело место принятие различное множество нормативных актов, которые так или иначе касались вопроса о регламентировании торговой деятельности. Причиной принятие данный актов было отсутствие необходимого закона, который бы включал в себя полную и комплексную информацию о регулировании отношений в сфере предпринимательства.

Необходимо подчеркнуть тот факт, что ФЗ-№381 заключает в себе нормы, которые необходимо выполнять при появлении в предпринимательстве двух типов отношений: которые касаются организации деятельности и которые связаны с ее осуществлением. Несмотря на схожесть вышеперечисленных видов отношений в сфере торговли, разница между ними состоит в том, что организация торговой деятельности подразумевает действия по подготовке к её осуществлению (например покупка необходимого оборудования, планирование, получение лицензии и так далее), в то время как осуществление торговой деятельности – это непосредственно операции по координированию действий персонала; покупка или продажа товаров, услуг, сайтов или труда квалифицированных работников; уплата налогов и премий в страховые организации и прочее.

Среди числа федеральных законов, которые регламентируют деятельность по организации деятельности в сфере предпринимательства, можно выделить закон «О государственнои? регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателеи?», Налоговый кодекс в двух частях от 1998 и 2000 года, закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Трудовой кодекс от 2001 года и другие.

К федеральным законам, которые связаны с осуществлением торговой деятельности, можно отнести в первую очередь закон «О техническом регулировании» от 2008 года. В дальнейшем принимались законы о техническом регулировании конкретных товаров, таких как лекарства, алкоголь, табак, соковая и молочная продукция.

В настоящее время также выделяют третью общую группу законов, которые относятся к обоим видам отношений в торговле, и к организации, и к её осуществлению. Базовым документом, который регулирует данный смешанный вид отношений является указ президента «О свободе торговли» и закон «О защите прав потребителей» от 1992 года со всеми положениями, которые он в себя включает.

Проверки исполнения закона о торговле осуществляются Федеральной антимонопольной службой. Последний мониторинг был проведен перед 2010 годом и показал, что из 10 000 договоров о поставке товаров и услуг в 7 000 были выявлены нарушения в связи с несоответствием договоров нормам, установленным в законе. Это в основном связано с тем, что договора до вступления в 2010 году нового закона на протяжении действия этих договоров никогда не менялись, а исключительно пролонгировались. Более того, ФАС обнаружил ошибки и в проектах договоров, что говорит о том, что предприниматели осознанно не стремятся осуществлять торговую деятельность легальным образом, в соответствии с существующими нормами и законами.

Санкции до настоящего времени не отличались строгостью, и компании, которые сознательно нарушали правила о ценовых ограничениях на производимые ими или сбываемые товары, зачастую получали от ФАС только рекомендации. Но в ближайшем будущем нарушения будут стоить предприятиям торговли в лучшем случае от 100 до 500 тысяч и в худшем до одного процента от ежемесячного товарооборота, в то время как сейчас ФАС использует штрафы в соответствии с законом «О защите конкуренции».

В большинстве случаев нарушения связаны с задержками уплаты денежных средств поставщикам (таких случаев насчитывается около 1 500). Кроме того, предприятия включают в договора расходы на проведение коммуникационной политики, издержки на доставку и замену бракованных изделий.

Статистика торговли

В данном разделе будут представлены графики, описывающие различные статистические показатели торговли РФ.

График № 1: «Внешняя торговля услугами РФ за период (2000-2012)»:

График №2: Доля продаж российских компаний через интернет в 2011 год.

Клюжин С.Д.

Мы — профессиональная консалтинговая компания. Мы ЭКСПЕРТЫ в том, что мы делаем! Основные направления работы консалтинговой компании Future Access:

Cтратегический консалтинг;

Управленческий консалтинг;

Оперативный консалтинг (автоматизация процессов управления предприятием);

Управление и развитие продаж (консалтинг продаж);

Бизнес-тренинги (бизнес-обучение и консалтинг персонала).

В соответствии с ФЗ » О торговле» контроль и надзор осуществляют:

1. Государственный контроль (надзор) за торговой деятельностью осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.Государственный контроль (надзор) — это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Порядок осуществления государственного контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля регулируется Федеральным законом № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 г. (ред. от 30.12.2006 г.).

Государственный контроль (надзор) — это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Мероприятие по контролю — совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю (табл. 9.1).

МВД РФ

Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами.

Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Надзор за выполнением установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

В пределах своей компетенции — контроль за экспортом, импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования

Ведение федеральной базы данных о выданных экспортных и импортных разрешительных документах в отношении продукции, подпадающей под экспортный контроль.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков

Контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в пределах своей компетенции — в области оборота сильнодействующих веществ.

Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Надзор и контроль за исполнением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка

Контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг

Надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд

Надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию РФ.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

Контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

Надзор за фармацевтической деятельностью, соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения, производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств, производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения

Организация экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), за исключением полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов РФ, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, использованием и охраной водных объектов

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, контроль за безопасностью лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов на всех стадиях производства и обращения

Федеральная антимонопольная служба

Контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе, соответствием антимонопольному законодательству соглашений между хозяйствующими субъектами, деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары и др.

Федеральная таможенная служба

Контроль таможенной стоимости товаров (совместно с Министерством финансов РФ)

Разработка обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения в целях обеспечения таможенного контроля

Контроль порядка взятия проб или образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля

Контроль правил приобретения акцизных марок для ввоза (импорта) алкогольной продукции и контроля за их использованием

Таможенный контроль

Федеральная служба по тарифам

Контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) на товары, цены (тарифы) по которым подлежат государственному регулированию

Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора):

— презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

— соблюдение международных договоров РФ;

— открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

— установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

— проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);

— соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

— периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

— учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

— возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю;

— признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

— устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

— ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РФ;

— недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

— недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Порядок проведения контрольных мероприятий

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:

— номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

— наименование органа государственного контроля (надзора);

— фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

— наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

— цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

— правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

— дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более, чем на один месяц.

В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) в случаях:

1. получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2. возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

3. обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Ограничения при проведении мероприятий по контролю. При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

2) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

3) требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

4) требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

5) распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

6) превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю. Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны:

— своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

— соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия;

— посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

— не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

— знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

— при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ.

При определении размера убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), также учитываются расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю. Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства РФ, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством РФ.

2. Муниципальный контроль (надзор) за соответствием торговой деятельности, осуществляемой на нестационарных торговых объектах, условиям договора на право размещения нестационарного торгового объекта, за соблюдением правил осуществления внемагазинной торговли, указанной в части 5 статьи 11 настоящего Федерального закона осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

3. Органы местного самоуправления, уполномоченные на проведение муниципального контроля (надзора) за торговой деятельностью с использованием нестационарных торговых объектов в соответствии с частью 2 настоящей статьи, в случае выявления нарушений хозяйствующим субъектом существенных условий договора на право размещения нестационарного торгового объекта, обращаются в суд с заявлением о расторжении договора на право размещения нестационарного торгового объекта.

4. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за торговой деятельностью, органы местного самоуправления, уполномоченные на проведение муниципального контроля за торговой деятельностью в объеме, определенном в части 1 настоящей статьи, проводят мероприятия по контролю (надзору) в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)».

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *