Установка приборов учета
Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 апреля 2012 г.
Регистрационный N 23933
В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168) приказываю:
1. Утвердить:
критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 г.
3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.
И.о. Министра В. Токарев
Приложение N 1
Содержание
-
- Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального,общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета
- Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета
- Требования к монтажу ИПУ Э/Э
- Правовые и законодательные нормы
- Что входит в понятие срока пользования и интервала между поверками
- Факторы, влияющие на продолжительность годности приборов
- Что делать после того, как закончился срок эксплуатации?
- Когда нужна досрочная замена прибора учета и что для этого нужно
- Некоторые нюансы
- Законодательная основа
- Монтаж приборов учета в различных помещениях
- Причины установки нового счётчика
- Кто осуществляет работы?
- Особенности самостоятельной установки электросчетчика
- Порядок обслуживания ПУЭ в частных домах, СНТ и на улице
- Полезное видео
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального,общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета
1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее — прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.
2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.
5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, N 29, ст. 4288, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 49, ст. 7061, N 50, ст. 7344, 7359, N 51, ст. 7447) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.
6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Приложение N 2
Приложение N 3
Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета
1. В пункте 1 акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее — акт обследования) указываются полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также контактные данные такого юридического лица (индивидуального предпринимателя): адрес (место нахождения (постоянного места жительства) и контактный телефон.
2. В пункте 2 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого лица — представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (доверенность, поручение, наряд и т.д.).
3. В пункте 3 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе:
— представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица);
— собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета;
— иных лиц, участвующих в обследовании.
4. В пункте 4 акта обследования указывается вид прибора учета, на предмет установки которого проводится обследование наличия (отсутствия) технической возможности его установки:
— индивидуальный или общий (квартирный) или коллективный (общедомовой);
— прибор учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии.
5. В пункте 5 акта обследования указывается адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование на предмет технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.
6. В пункте 6 акта обследования указывается способ проведения обследования: путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений.
В случае применения при проведении обследования инструмента указывается его наименование и характеристики.
В случае применения при проведении обследования средства измерения указываются его наименование, метрологические характеристики и дату истечения очередного межпроверочного интервала.
7. В пункте 7 акта обследования указываются результаты проведенного обследования, а именно наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.
8. Пункт 8 акта обследования заполняется в случае, если при проведении обследования будет установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.
9. Пункт 9 акта обследования заполняется в случае, если у кого-либо из присутствующих при проведении обследования лиц имеется особое мнение относительно хода проведения и результатов обследования.
В этом случае в пункте 9 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество присутствующего лица, имеющего особое мнение, а также содержание особого мнения.
10. В пункте 10 акта обследования указывается количество экземпляров составленного акта, которое должно соответствовать количеству присутствующих при проведении обследования лиц.
Составленные акты вручаются каждому из присутствующих при проведении обследования лиц.
Уберем в сторону досужие домыслы, частные мнения и эмоции и обратимся к фактам, изложенным в действующих законодательных актах Российской Федерации.
1.Что такое ИПУ?
«индивидуальный прибор учета» — средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме; («Правила предоставления коммунальных услуг гражданам…», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)
2. Для чего нужен ИПУ?
Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов… (п.1 ст.13 ФЗ 261 от 01.01.2001г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»)
3. Обязательность установки ИПУ
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. (п.5 ст.13 ФЗ 261 от 01.01.2001г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»)
Потребитель обязан:
в) в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; (ст.52 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам…», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)
4. Кто является собственником ИПУ и несет затраты на его установку и замену?
I.Определение состава общего имущества
2. В состав общего имущества включаются:
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. (глава I «Правила содержания общего имущества в МКД…», утвержденные ПП РФ 491 от 01.01.2001г.)
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; (п.5.6.2. «Правила и нормы тех. эксплуатации жил. фонда», утвержденные Постановлением Госстроя № 000 от 01.01.2001г.,)
Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом. (ст.140 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. (Ст. 210 Гражданского кодекса РФ)
«…по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии». (ст.539 Гражданского кодекса РФ)
«Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии» (ст.543 Гражданского кодекса РФ).
5. Требования к ИПУ
…Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации… (п.1 ст.13 ФЗ 261 от 01.01.2001г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»)
…Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.(ст.138 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)
Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше…(ст.141 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)
Требования к монтажу ИПУ Э/Э
1. Каждый установленный расчетный электрический счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке — пломбу энергоснабжающей организации.
На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 месяцев, а на однофазных счетчиках с давностью не более 2 лет.
2. Расчетные электросчетчики, находящиеся в эксплуатации должны проходить государственную поверку в сроки указанные в техническом паспорте счетчика, но не реже одного раза в 16 лет.
3. Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0°С.
Допускается размещение электрических счетчиков в неотапливаемых помещениях, а также в шкафах наружной установки при условии соответствующих паспортных характеристик их эксплуатации. Иначе должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20°С.
4. Счетчики должны устанавливаться в шкафах, на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.
Допускается крепление электрических счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.
Высота от пола до коробки зажимов электрических счетчиков должна быть в пределах 0,8-1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.
5. В местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц (проходы, лестничные клетки и т. п.), для счетчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата.
6. Конструкции и размеры шкафов, ниш, щитков и т. п. должны обеспечивать удобный доступ к зажимам счетчиков. Кроме того, должна быть обеспечена возможность удобной замены счетчика и установки его с уклоном не более 1°. Конструкция его крепления должна обеспечивать возможность установки и съема счетчика с лицевой стороны.
7. В электропроводке к расчетным счетчикам наличие паек и скруток не допускается.
8. Минимальное сечение медных проводов, присоединяемых к счетчикам — 2,5 мм кв., минимальное сечение алюминиевых проводов — 4мм кв.
9. При монтаже электропроводки около счетчиков необходимо оставлять концы проводов длиной не менее 120 мм. Изоляция или оболочка нулевого провода на длине 100 мм перед счетчиком должна иметь отличительную окраску.
10. Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 вольт, должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 метров коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к счетчику.
6. Расчеты за потребленные КУ
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. (п.2 ст.13 ФЗ 261 от 01.01.2001г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»)
В целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. (ст.147 «Правил функционирования розничных рынков эл. энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)
При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. (ст.16 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам…», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)
В случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил. (ст.31 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам…», утвержденные ПП РФ № 000 от 01.01.2001г.)
В общем как ни крути, а замена электросчетчика выгодна прежде всего самим собственникам жилых помещений. Выгодна как из соображений безопасности, так и из материальных соображений.
7. Какой счетчик выбрать?
На сегодняшний день право выбора ИПУ принадлежит потребителю. Он, по своему усмотрению, может выбрать для установки счетчик любого типа, удовлетворяющий требованиям нормативных документов и включенный в Государственный реестр средств измерений.
Тем не менее, в целях снижения платы за потребленную эл. энергию рекомендуем устанавливать 2-х тарифные ИПУ электроэнергии, позволяющие вести раздельный учет потребленного ресурса в зависимости от времени суток.
Технический директор Ресурс»
Согласно жилищному законодательству, обязанностью граждан является своевременная оплата жилых помещений и коммунальных услуг. Сюда входит потребление электроэнергии, водоснабжение, отопление, газоснабжение.
Как такового обязательного требования в категоричной форме установки счетчиков для горячей и холодной воды нет. В связи с увеличением тарифов и необходимостью оплаты, в зависимости от количества зарегистрированных в квартире (доме) жильцов, люди сами предпочитают с помощью приборов учета контролировать, сколько израсходовано в месяц воды, и оплачивать по факту.
Как долго можно использовать приборы учета потребления воды и что делать по окончании сроков их службы, на другие вопросы, касающиеся досрочной замены счетчиков, постараемся ответить в данном материале.
Правовые и законодательные нормы
Правила предоставления коммунальных услуг, права и обязанности потребителей, порядок учета коммунальных услуг при использовании соответствующих счетчиков, а также порядок проведения поверок их технической исправности и прочие вопросы регулируются принятым Правительством в 2011 году Постановлением № 354, в редакции с изменениями, вступившими в силу с 12.01. 2019.
В соответствии с нормами ст. 9 ФЗ № 102, в действующей редакции от 13.07. 2015, с целью обеспечения единства измерений, приборы учета должны быть утвержденного типа, допускаются к применению при соблюдении сроков их поверки от даты изготовления и предыдущего.
В техническом паспорте, прилагаемом к любому прибору при его приобретении, указаны эксплуатационные сроки службы и гарантии (как правило, не менее 1, 5 года).
Методика, как происходит распределение между абонентами количества потребленных объемов горячей и холодной воды, при наличии общедомовых счетчиков в многоквартирных домах, утверждена Правительственным Постановлением Москва № 77-ПП, в последней редакции от 25. 02. 2014.
Организация и порядок проведения государственных испытаний средств измерений осуществляется согласно ГОСТ 8.001-80 ГСИ.
Общие технические условия крыльчатых счетчиков питьевой воды должны соответствовать нормам государственного стандарта РФ — ГОСТ Р 50601-93.
Периодичность поверок, чтобы не сделали перерасчет без учета показаний счетчика по установленным нормам оплаты, составляет:
- · для учета потребления холодной воды – 6 лет;
- · для горячей – 4 года.
Промежуток времени проведения очередной поверки для горячей воды на два года меньше объясняется воздействием высоких температур на более быстрое изнашивание деталей прибора.
Методы и средства поверки счетчиков холодной воды применяются, руководствуясь, ГОСТ 8.156-83, утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 19.07.1983 № 3355, который носит сегодня рекомендательный характер.
Что входит в понятие срока пользования и интервала между поверками
Время эксплуатации прибора учета потребления горячей, холодной воды определяется в зависимости от технических характеристик. Согласно установленным стандартам крыльчатые счетчики могут прослужить – 12 лет; для других видов этот срок может составить 12-20 лет. При этом важно понимать:
- · счетчик может выйти из строя раньше по различным причинам, которые во многом зависят от качества самой воды, ее напора, наличия фильтров, и прочих;
- · установленные заводом-изготовителем сроки эксплуатации прибора не снимают общеобязательность его периодической проверки, в противном случае полномочные организации не примут их показания.
Так, если через 4 года или 6 лет (в зависимости от горячего или холодного водоснабжения) пользования прибором его не поверить, счетчик снимут с официального учета и его показания при расчете стоимости коммунальных услуг не будут учтены. В то же самое время неважно, сколько лет прошло после установки прибора, даже если не закончился срок его эксплуатации, согласно техпаспорту, но в результате поверки будут выявлены отклонения в его работе, счетчик нужно заменить.
Понятие гарантийного срока подразумевает, что в этот период, если будет выявлено, что прибор работает некорректно, вы имеете право его заменить.
Факторы, влияющие на продолжительность годности приборов
Проводя периодическую поверку прибора, как сам пользователь, так и организация, принимающая к учету его показания для начисления положенных платежей за потребленное количество кубометров воды, могут удостовериться в технически исправном состоянии счетчика или отклонениях, которые не позволят в дальнейшем принимать его показания в качестве действительных.
Важно!
Если водомер работает исправно, не стоит покупать заранее новый прибор, чтобы лежал дома на тот случай, когда понадобится заменить.
Не все знают (или забывают) о том, что срок поверки счетчиков устанавливается не со дня, когда его установят, а с числа, месяца, года выпуска изготовителем, указанных в техническом паспорте. Поэтому, если вы не обратите внимания на этот нюанс, при покупке, если прибор, например, пролежал несколько лет на складе или положите его дома на длительный срок, то, не успев его установить, придется в скором времени сдавать на поверку.
Внимательность при покупке измерительного прибора поможет избежать преждевременных затрат и потери времени на хождение по инстанциям.
Можно назвать ряд причин, непосредственно оказывающих влияние на срок службы водомера, независимо от того, какой эксплуатационный период предусмотрен изготовителем. Устройство выходит из строя раньше истечения срока годности:
- · в связи с негативным влиянием воды, содержащей твердые примеси и частицы, которые приводят к быстрому износу внутренних деталей прибора, а в дальнейшем и к повреждению счетчика;
- · если в жилом помещении давно не менялась система водопровода и в трубах появились засоры;
- · из-за перебоев с поставкой воды, также пересыхания механизмов во время отключения системы горячего водоснабжения в летние периоды;
- · когда сам потребитель, пытаясь уменьшить реальные показания используемой воды, нарушает работу счетчика, применяя например, специальные магниты.
Для проведения поверки можно обратиться:
- · в водоканал, предварительно подав заявление, демонтируя прибор;
- · в специальную организацию, имеющую соответствующую лицензию, документы, подтверждающие пройденную аттестацию и выдачу разрешения на проведение лабораторных испытаний, оборудование.
Примечание
Поверка специализирующимися организациями удобна тем, что специалисты компании выезжают по указанному адресу, где установлен счетчик, и выполняют все необходимые измерения у собственника на дому. Если прибор отправляют в лабораторию для испытаний, до его установки и опломбирования платить придется по установленным тарифам.
Что делать после того, как закончился срок эксплуатации?
Даже если вам кажется, что прибор работает исправно, по окончании его эксплуатационных сроков, во избежание неприятностей, чтобы не стало неожиданностью при внесении платежей за потребление горячей или холодной воды, что сделан перерасчет по нормативам с учетом количества жильцов, необходимо его заменить. При выборе нового водомера нет обязательных требований, что он должен совпадать по модификации с прежним прибором.
Закон не ограничивает права пользования счетчиком по марке изготовителя, стоимости и другим техническим условиям.
Ответственность за замену прибора учета холодной и горячей воды после истечения срока эксплуатации на новый несет сам пользователь. При этом необходимо вначале подать заявление на замену счетчика, приложив копии документов, подтверждающих право собственности или пользования жильем, технический паспорт на водомер. Переустановить устройство можно:
- · самостоятельно;
- · воспользовавшись услугами, предоставляемыми некоторыми ЖКХ.
Перед тем как поставить новый прибор, как правило, работник управляющей компании снимает последние показания счетчика, фиксирует сведения о целостности пломбы. В ситуациях, когда переустановку производит сотрудник управляющей компании, по окончании он опломбирует новое устройство.
Если с проблемой замены счетчика вы справились самостоятельно или с помощью сторонних специалистов, нужно договориться о дне и времени, когда представитель компании придет и опломбирует новый прибор.
Примечание
Опломбировка приборов является бесплатной процедурой. Как показывает практика, управляющая компания требует предварительно погасить имеющиеся долги за воду. Законодательно это нигде не установлено, но до тех пор, пока счетчик не зарегистрируют после опломбировки, насчитывать оказанные услуги будут по действующим нормативам, не принимая к учету показания прибора.
Когда нужна досрочная замена прибора учета и что для этого нужно
Причины, когда, несмотря на то, что согласно техническим характеристикам срок эксплуатации еще не истек, но водомер необходимо заменить, могут быть разные, например:
- · прибор вышел из строя, это проявляется в том, что крыльчатка продолжает крутиться при закрытом кране и естественно показатели потребления воды значительно увеличиваются;
- · после очередной поверки водомер не прошел испытаний, и запретили его дальнейшее использование;
- · водомер поврежден при случайном механическом воздействии на него (например, во время ремонта в ванной комнате).
Кроме того, собственник жилья по личной инициативе может досрочно поменять счетчик на новый. Так, если, к примеру:
- · подошел срок поверки водомера, вместо ожидания заключения его пригодности к дальнейшей эксплуатации, он имеет право установить новый прибор, что занимает меньше времени;
- · делает перепланировку в квартире.
Процедура переустановки водомера досрочно аналогична замене счетчика по окончании срока его эксплуатации.
Некоторые нюансы
Несмотря на то, что на первый взгляд, покупка счетчика кажется вполне простым делом, следуя нашим советам, вы сможете избежать дополнительных затрат.
Рекомендуем:
- 1) приобретать приборы учета в специализированных компаниях, что поможет, даже в случае обнаружения в последующем при их установке брака, без проблем поменять на исправный водомер;
- 2) совершая сделку купли-продажи, убедиться в наличии технического паспорта, поскольку без этого документа прибор окажется бесполезной вещью, которую сотрудники водоканала откажутся опломбировать и принимать к учету показания при начислении оплаты;
- 3) проверять дату производства, которая должна быть указана как на самом изделии, так и в техническом паспорте.
Напомним, что периодичность для приборов учета холодной и горячей воды разная.
Никто не может запретить собственнику поверять приборы одновременно, то есть через 4 года, установленные для водомера, измеряющего потребление горячей воды, вы, раньше положенных 6 лет для холодного водоснабжения, имеете право сдать их вместе для проведения испытаний.
Возникают вопросы о том, зачем вообще нужен прибор учета.
Оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства для многих граждан является значительной статьей расхода. Установленный водомер поможет осуществлять четкий контроль оплаты за потребляемое количество воды. Причем, согласно Правительственному Постановлению № 344 от 16.04.2013, были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальных услуг.
Начиная с 2015 года, при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) в жилых помещениях определяется с учетом повышающего коэффициента, который сегодня составляет -1, 6. Поэтому, поставив водомер, вы сможете существенно сэкономить, оплачивая лишь фактически потребленное количество воды.
Если эта страница была вам полезна, посоветуйте её своим знакомым:
Электроснабжение дома создает в нем комфортные и безопаснее условия проживания. Электроэнергия подается на платной основе, расчет платежей ведется на основании показателей, которые дает электросчетчик.
Установку электросчетчика выполняют в квартирах и частных домах, каждый прибор учёта имеет свой срок службы и со временем требует замены. Новые жилые здания обеспечиваются современными моделями, рассчитанными на большой объём энергии.
А в домах более раннего срока постройки необходима установка индивидуальных приборов учета электроэнергии нового образца. Такую работу имеет право выполнять профессионально подготовленный электрик от компании, имеющей разрешение на выполнение данных услуг.
Потребителю, который хочет заказать работу, нужно точно знать, кто должен устанавливать счетчики на электроэнергию. Также полезной будет и информация о том, кто проводит замену прибора при его повреждении, пломбировку, проверку показателей.
Законодательная основа
Есть перечень законодательных документов, регламентирующих проведение работ, они определяют, кто может установить счетчик, кто несет ответственность за данное электрооборудование. В этом перечне – Гражданский кодекс, Жилищный кодекс.
Касается вопросов электроснабжения и Постановление Правительства №530, подписанное от 31.08.26, Постановление Правительства №491, подписанное 13.02.2006. Также нужно брать во внимание и Федеральный закон №261, который вступил в силу 23.11.2009.
ВНИМАНИЕ! По закону основную ответственность за электроснабжение несет поставщик или управляющая компания. Их задача – наладить стабильную поставку электричества потребителю.
В сфере ответственности поставщика и УК – обслуживание электрооборудования, в том числе и электросчетчиков, контроль технического состояния, проверка, ремонт.
Монтаж приборов учета в различных помещениях
Имеет значение, электрик счетчик устанавливает в квартире приватизированной или муниципальной, в подъезде, на лестничной площадке. Возникает много вопросов о том, кто должен устанавливать и подключать прибор, за чей счет.
По мнению компаний, занимающихся энергосбытом, ставить счетчики нужно за средства потребителя, так как он является владельцем квартиры или дома. Он должен оплатить стоимость ИПУ и работ по установке.
Но существуют нормативные правила установки многоквартирном доме электросчетчиков, которые должны соблюдать УК и Энергосбыт.
- На лестничной площадке счетчик должен быть установлен управляющей компанией. Основанием для выполнения работы служит договор между УК и жильцами дома. Услуга по установке будет бесплатная или с учетом условий договора.
- Кто оплачивает монтаж электросчетчика в квартире? Это зависит от того, чьей собственностью является устройство. Если прибор учета стоит на балансе компании по энергоснабжению или на балансе УК, эти инстанции и занимаются монтажом.
- В данной ситуации также следует отталкиваться от договора, который определяет, кто обслуживает ИПУ. В обслуживание входит и установка счетчика.
- Бесплатно УК меняет устройства, которые ведут учет расхода электроэнергии в подвале, на чердаке, в подъезде, на площадке перед домом. Обязательно учитывается свет на улице возле подъездов. В таком случае счетчики относятся к перечню общедомового имущества. Домовой счетчик обслуживается по договору.
Часто условия соглашения между поставщиком и потребителем скрыты, жильцы квартир и домов не вчитываются в текст договора. И на основании этого УК может включить плату за установку прибора учета в ежемесячный платеж за электроэнергию.
ВАЖНО! Если счетчик на площадке, при подписании договора с поставщиком обязательно нужно указать в тексте этот факт.
В выигрышном положении находятся владельцы квартир, чьи счетчики находятся на лестничной площадке, в нежилом помещении. По закону данные приборы могут располагаться за пределами квартиры.
В последствии потребитель не будет нести ответственность за состояние устройства. И не будет возникать вопрос, нужно ли платить за его установку, замену – это проблема УК и поставщика электроэнергии.
Причины установки нового счётчика
Договор с поставщиком должен оговаривать причины замены прибора учета. Если управляющая компания берет на себя ответственность обслуживать технического состояния прибора, она должна менять его по истечению срока службы.
Также электросчетчик меняется в случае, когда он дает неточные показатели. Возможно поставщик решил модернизировать оборудование и поменять ИПУ на новые модели. По данной причине может выполняться замена в частном доме или квартире. Потребители не обязаны оплачивать такие работы.
Кто осуществляет работы?
Общий счетчик на дом, ИПУ на лестничной площадке – ответственность УК. Но как закон определяет требования к установке прибора учета внутри квартиры?
Порядок выполнения работ должен соблюдаться, при нарушении регламента собственник жилья несет наказание.
ВАЖНО! Такую ответственную работу, как установка ИПУ электроэнергии, выполняют только квалифицированные специалисты.
Они должны иметь разрешение на выполнение услуг, а владелец жилья должен обеспечить доступ в помещение. Удобное время потребитель может оговорить с мастерами.
Для монтажа используются только разрешенные модели, поэтому, если вы хотите самостоятельно подобрать устройство, нужно посоветоваться с электриками УК.
Чтобы осуществить работы по замене, нужно подготовить документы для этой работы – заявление на установку нового прибора, постановление для замены, паспорт электрического счетчика.
В заявлении следует указать, для чего нужен монтаж прибора (причина замены), тип выбранного устройства. Заявление следует отнести представителям организации, обслуживающей дом, или в компанию, поставляющую электроэнергию.
ВНИМАНИЕ! Новые ИПУ программируются в особом порядке, поставить программу должны специалисты сетевой компании. В этой же инстанции следует получить разрешение на монтаж.
Если квартира коммуналка, и комнаты не приватизированы, работу будет выполнять обслуживающая компания, услуга должна быть бесплатной.
Особенности самостоятельной установки электросчетчика
Если жильцы обычной или коммунальной квартиры решили самостоятельно поставить новый прибор учета внутри жилого помещения, они должны выполнить ряд обязательных требований:
- Для учета используются только определенные модели счетчиков, выяснить это вопрос нужно в управляющей компании. Цена устройства зависит от модели, все расходы на покупку несет потребитель.
- После монтажа обязательно следует пригласить представителя УК или Энергосбыта. Он должен опломбировать прибор, запустить его в работу, составить акт пуска с указанием первоначальных показателей.
- У него можно точно узнать, сколько стоит электричество, как подсчитывать оплату по показателям.
ВНИМАНИЕ! На основании акта ввода в эксплуатацию составляется договор с поставщиком электроэнергии. Этот документ регулирует вопросы обслуживания, проверок, замены.
Порядок обслуживания ПУЭ в частных домах, СНТ и на улице
По законодательству техническое обслуживание счетчиков, в том числе и установку, в частных домах должны выполнять обслуживающие организации, поставляющие электроэнергию. Но при повреждении прибора по вине потребителя ответственность несет владелец жилья.
Иногда поставщики энергии настаивают на монтаже счетчика на внешней стене дома, чтобы иметь доступ к нему для проверки показателей. Но по ПУЭ прибор должен находиться в сухом помещении, поэтому нет никаких оснований выносить его на улицу.
Приборы учета в многоквартирном доме, расположенные на лестничной площадке, в подъезде, относятся в общедомовому имуществу. Их устанавливает и меняет обслуживающая компания.
Жильцы муниципальных квартир не обязаны оплачивать монтаж счетчиков, которые будут учитывать расход электроэнергии в их жилье. Если квартира приватизирована, и прибор учета находится внутри жилья, расходы по обслуживанию – ответственность собственника недвижимости.
Члены СНТ также могут заключать договора о поставке электроэнергии на свой участок. Они могут выступать как индивидуальные потребители. Для заключения договора нужно предоставить доказательства технологической возможности подключения.
Счетчик должен находиться на территории участка, даже если руководство СНТ требует установить его на столбе, близко расположенном к дороге. Условия обслуживания приборов учета на территории садовых товариществ оговариваются в договоре с поставщиком, нужно требовательно подходить к составлению каждого его пункта.
Полезное видео
Данный ролик представляет собой отрывок телепрограммы «Утро с Вами» и посвящен вопросу нашей статьи.