Уведомление по контролируемым сделкам

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Уведомление о контролируемых сделках

Контролируемые сделки — это определенные сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами.

Права и обязанности налогоплательщика

Действующее налоговое законодательство РФ представляет контролируемую сделку как особую форму сделок, в которой основным предметом контроля является ее непосредственная стоимость. Данная форма сделок преследует главную цель – обеспечение максимального контроля процедур исчисления и уплаты налогов при возникновении правовых отношений между взаимозависимыми лицами.

Во время непосредственного проведения и участия в контролируемых сделках, у физических лиц, выступающих в роли налогоплательщиков, появляются определенные права и обязанности.

Основной обязанностью налогоплательщиков, безусловно, можно назвать своевременное уведомление налогового органа о ранее совершенных контролируемых сделках.

Уведомление происходит по месту регистрации налогоплательщика. Установленные налоговые нормы предполагают, что форма, содержащая данные сведения, обязательно должна быть письменной.

В основной список прав налогоплательщиков во время их участия в контролируемых сделках, можно включить следующие:

  • своевременная уплата налогов и сборов, точные размеры которых устанавливаются действующими налоговыми нормами;
  • право уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, а также перечисление НДС за те временные периоды, которые заканчиваются в течение одного календарного года;
  • право самостоятельного корректирования налоговой базы, и внесения туда требующихся дополнений, самостоятельный подсчет и доплата налогов в том случае, если по причине несоответствия цен произошло занижение налоговой базы. При этом все необходимые корректировки должны быть осуществлены одновременно в тот момент, когда происходит представление декларации по налогу на прибыль.

Форма и порядок представления уведомления о контролируемых сделках

Законодательство РФ устанавливает особую форму и порядок, соблюдение которых необходимо при составлении, оформлении и подачи уведомления, содержащего данные о контролируемых сделках.

Все налогоплательщики, совершившие контролируемые сделки в определенном календарном году, должны уведомить об этом налоговый орган, расположенный по месту нахождения, либо регистрации юридического лица.

Уведомление о контролируемых сделках должно быть передано налоговой организации не позднее 20-го мая года, следующего за тем, в котором были проведены контролируемые сделки. Срок, в который данное представление документа должно быть осуществлено, подлежит обязательному соблюдению.

Действующий порядок устанавливает, что уведомление о контролируемых сделках может быть передано в налоговый орган, как на бумажном носителе, так и в предусмотренной электронной форме. Форма и порядок заполнения данного документа, а также его подготовка, определены действующим приказом Министерства Финансов РФ.

Форма и содержание документа предусматривают определенные сведения, которые обязательно должны быть там указаны. Сюда относятся: отчетный календарный год, данные о непосредственных предметах сделок, сведения об их участниках, а также о полученных суммах доходов и соответствующих расходов.

Уведомление о контролируемых сделках может быть направлено налоговой инспекции, как самим налогоплательщиком, так и его официальным представителем, а также налоговым агентом.

В тех случаях, когда налогоплательщик подает недостоверные сведения, за данное правонарушение может быть установлена предусмотренная ответственность, например денежный штраф. Помимо этого, непредставление документа в установленный срок также может повлечь за собой определенные санкции, в том числе, штраф, пени и т.д.

Особенности уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках представляет собой важный налоговый и правовой документ, содержащиеся сведения в котором направлены на обеспечение максимального контроля процедур налогообложения юридических лиц.

Установленная форма заполнения документа и обязательные сведения, которые должны содержаться в нем, являются важнейшими нюансами и не допускают каких-либо нарушений.

Любая проверка поданного документа сможет выявить даже мельчайшие нарушения, именно поэтому подготовка уведомления в допустимый срок играет большую роль.

К основным особенностям уведомления и заполнения данного документа можно отнести часто возникающие вопросы по поводу группировки однородных контролируемых сделок. Контролируемые сделки представляют собой отдельные операции, к примеру, поставку определенных товаров покупателю.

Следовательно, крупная компания может заключить достаточно большое количество подобных сделок за один календарный год. Именно для этого предусмотрена возможность объединения и группировки однородных сделок, для более простого и быстрого заполнения необходимой документации, а также для верного заполнения уведомления.

Форма заполнения уведомления предусматривает, что в однородные могут быть объединены те сделки, предметом которых являются идентичные товары, работы, либо услуги. При этом действующее требование предусматривает, что данные сделки должны быть проведены в примерно идентичных или близких по значению финансовых, либо коммерческих условиях.

Содержание сведений о контролируемых сделках

Действующие положения, применяемые к порядку составления уведомлений о контролируемых сделках, предусматривают указание всех необходимых сведений. Эти сведения должны иметь следующие содержание:

  • отчетный календарный год, в котором были совершены сделки;
  • предметы сделок, например, продажа или поставка товаров, оказание услуги т.д.;
  • полные сведения об участниках сделок – их ФИО, наименование организации, адрес, номер регистрации и т.д.;
  • общая сумма полученных по данным контролируемым сделкам доходов, а также указание размера расходов;
  • иные дополнительные сведения, которые имеют прямое отношении к проведенным ранее контролируемым сделкам.

Отсутствие данной информации, либо указание недостоверных сведений, выявленных во время проведения проверки документа, влечет за собой определенные последствия в виде санкций, штрафов и т.д.

Форма извещения и порядок ее направления

Действующая форма извещения о контролируемых сделках устанавливается налоговым законодательством РФ и соответствующими нормативно-правовыми актами. Представление извещения осуществляется в налоговый орган, по месту нахождения юридического лица, либо по месту жительства гражданина – если в качестве налогоплательщика выступает физическое лицо.

Организации и предприятия, которые могут быть отнесены к крупнейшим налогоплательщикам, подают документ в тот налоговый орган, в котором они числятся таковыми. Перед подачей большое внимание следует уделить и таким важным этапам, как подготовка и проверка.

Все данные, представленные в документе, должны полностью совпадать с реальными цифрами и со сведениями, находящимися в соответствующей отчетности, например, в договорах о контролируемых сделках.

Следующим этапом после подачи извещения, форма которого установлена НК РФ, является его проверка. Осуществляемая проверка затрагивает все сведения документа, помогает выявить недостоверные данные. Нередко ее результатом становится штраф за непредставление всех необходимых данных, либо за иные нарушения. Проверка документа длится несколько дней, согласно положениям налогового законодательства РФ.

Установленная заполненная форма извещения может быть передана налогоплательщиком лично, в соответствующий отдел налоговой инспекции. Вторым вариантом передачи выступает направление отчетности путем электронной передачи. Здесь следует уделить особой внимание существующим формам и установленному порядку передачи.

Если налогоплательщик подавал данный документ в электронной форме, но он, по каким-либо причинам не был получен специалистами налоговой инспекции, ответственность за своевременную передачу и представление сведения по-прежнему будет лежать на налогоплательщике. В этом случае штраф за просрочку, скорее всего, все равно будет назначен.

Законодательство РФ требует от организации и предприятий предоставления отчетности по контролируемым сделкам. Передача необходимых сведений должна производиться в виде специального уведомления.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк уведомления о контролируемых сделках .docСкачать образец уведомления о контролируемых сделках .doc

Что относится к контролируемым сделкам

Перечень контролируемых сделок определяется законом. В частности к ним относятся:

  • различные операции с ценными бумагами;
  • сделки, совершаемые и связи с исполнением кредитных договоров;
  • строительные сделки;
  • аренда;
  • получение имущества в дар и т.д.

Нужно отметить, что не все получаемые организацией доходы признаются результатом контролируемых сделок и нуждаются в том, чтобы их вносили в документ. Например, не требуют уведомления:

  • сделки, касаемые драгоценных металлов, валюты, ценных бумаг;
  • дивиденды;
  • прибыль от долевого участия и т.д.

Куда передавать уведомление

Заполненный по всем правилам и подписанный должным образом бланк необходимо передавать в территориальное отделение налоговой службы (по месту регистрации фирмы или месту жительства физического лица).

Какие санкции последуют, если не подать уведомление

Уведомление относится к обязательным документам, поэтому если организация или гражданин уклоняются от его подачи, им грозит административное наказание в виде достаточно крупного штрафа.

Сроки подачи уведомления

Период, в который налогоплательщики должны передать уведомление о контролируемых сделках в государственные надзорные органы строго установлен – он продолжается до 20 мая года, следующего за отчетным.

Как передать заполненный бланк

Уведомление можно передать несколькими способами:

  1. Самый простой и быстрый: лично из рук в руки специалисту местной налоговой службы.
  2. Отправить через представителя, при условии, что у него имеется актуальная нотариально заверенная доверенность.
  3. Допустимо переслать уведомление через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Если организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись, она может отправить уведомление через электронные средства связи – такой метод подачи уведомлений в последнее время получает все большее распространение.

Правила заполнения документа

Бланк уведомления имеет строго унифицированную форму, применение которой обязательно. Составляется оно один раз в году, в конце отчетного периода.

При формировании уведомления следует помнить о нескольких простых, но важных правилах:

  • данные в него вносить нужно заглавными печатными буквами, слева, направо;
  • в пустые ячейки ставятся прочерки;
  • если вносятся единицы измерения, то их данные должны соответствовать официальным кодам.

Заполнять бланк можно как от руки (с использованием ручек любого темного цвета), так и на компьютере.

Ошибки, помарки и исправления в бланке недопустимы.

Поэтому все вносимые в уведомление данные должны быть актуальными и проверенными, если же так случилось, что неточность вскрылась уже после отправления уведомления в налоговую службу, следует сформировать и переслать туда уточненный отчет.

В тех строках, где речь идет о суммах, значения нужно указывать в рублях (цифры до 50 копеек не учитываются, после 50 — округляются до рубля).

Вносить информацию в рублях нужно даже о тех сделках, которые проводились с использованием иностранной валюты.

Каждую страницу документа надо пронумеровывать и подписывать (причем подпись должна быть только «живой»).

Проштамповывать бланк следует только в том случае, если применение печатей или штампов прописано во внутренних нормативно-правовых бумагах фирмы. Листы уведомления скреплять между собой не нужно.

Титульный лист

Вначале документа находится титульный лист. Сюда вносятся сведения о налогоплательщике:

  • его реквизиты (ИНН, КПП, ОКАТО);
  • номер отделения территориальной налоговой инспекции;
  • фамилия-имя-отчество представителя компании, подающего документ;
  • контактная информация;
  • год, за который формируется отчетность.

Если уведомление пишется от имени физического лица, не зарегистрированного как ИП, то ИНН ставить не надо, достаточно внести на титульный лист персональные данные, в том числе сведения из паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

Раздел 1А

Этот раздел уведомления нужно заполнять, предварительно, при необходимости, разделив сделки на группы по признакам однородности и идентичности. При этом, разделяя сделки не нужно полагаться на интуицию, следует руководствоваться конкретными нормами НК РФ (п. 5 ст. 105.7, 105.5).

По каждой группе сделок прописываются совокупные сведения о них, а также о размерах доходов, полученных в результате их реализации (берутся из бухгалтерской отчетности). Если разделения на группы нет, то число заполненных блоков в этом разделе должно быть равным числу исполненных контролируемых сделок.

Раздел 1Б

Тут число заполняемых блоков находится в прямой зависимости от предыдущего раздела. Связано это с тем, что он является дополнительным, и сюда вносится информация о выполненных работах или оказанных услугах, поставках товарно-материальных ценностей, отгрузках-погрузках и т.п.

В этой части документа прописывается:

  • ссылка на договор, в ходе исполнения которого совершилась та или иная сделка (номер и дата заключения);
  • место сделки;
  • количество товаров;
  • цена за одну единицу;
  • полная стоимость контролируемой сделки.

При этом приплюсовывать проходящие по одной контролируемой сделке товары друг к другу нельзя, они должны быть указаны отдельно.

Разделы 2, 3

Эта часть уведомления дает представление о сделках в отношении предприятия (при этом информация раздела 1Б не принимается во внимание). В случаях если у налогоплательщика отсутствовали сделки с контрагентами, подлежащие учету, эти листы можно оставить пустыми.

Срок представления уведомления о контролируемых сделках за 2019 год истекает 20 мая 2020 года (на 21.04.2020). Эксперты 1С в статье рассказывают о новых критериях для признания сделок контролируемыми и о том, как в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» редакции 3.0 подготовить уведомление за 2019 год с учетом актуальных изменений законодательства.

В соответствии с разделом V.1 НК РФ государство контролирует сделки, с помощью которых недобросовестные налогоплательщики могут уменьшить налог на прибыль организаций за счет манипулирования ценой в сделках:

  • с взаимозависимыми лицами;
  • товарами мировой биржевой торговли;
  • с лицами, зарегистрированными в офшорах.

Налогоплательщики (юридические и физические лица), которые в 2019 году совершали сделки подобного рода, должны не позднее 20.05.2020 представить уведомление о контролируемых сделках в налоговую инспекцию по месту своего учета. На основании таких представленных уведомлений налоговые органы проверяют контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки. Под контроль могут подпадать как сам предмет сделки и его цена, так и условия поставки товаров (работ, услуг, имущественных прав).

За непредставление уведомления в установленный срок или недостоверное заполнение уведомления НК РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

1С:ИТС

Подробнее о том, какие лица признаются взаимозависимыми и какие сделки признаются контролируемыми, а также к каким последствиям может привести заключение указанных сделок, см. в раздела «Консультации по законодательству».

Новые критерии для контролируемых сделок

С 01.01.2019 правила признания сделок контролируемыми изменились. С одной стороны, количество контролируемых сделок сократилось. С другой стороны, появились новые основания контроля.

Сделки по деятельности, облагаемой НДД

В 2019 году появился новый налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), а в Налоговом кодексе РФ — одноименная новая глава 25.4, введенная Федеральным законом от 19.07.2018 № 199-ФЗ. Этот налог уплачивают компании, которые добывают нефть на отдельных участках недр и у которых есть лицензия на добычу и разведку нефти.

НДД начисляется в размере 50 % от дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья по каждому участку недр (места расположения участков описаны в НК РФ). Дополнительный доход определяется как разница между расчетной выручкой от реализации углеводородного сырья и фактическими и расчетными расходами на его добычу. При этом главой 25.4 НК РФ установлена сумма минимального налога, которая зависит от конкретного участка недр.

Если кто-либо из участников сделки является плательщиком этого налога и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по НДД, то данная сделка должна контролироваться с учетом суммового критерия (п.п. 10 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ). При формировании уведомления о контролируемых сделках сделка с такой особенностью должна отражаться в Разделе 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)» с кодом 138 (Приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ в ред. приказа ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@).

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» указанное изменение поддерживается. Для удобства работы с контролируемыми сделками в программе предназначен Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках, доступ к которому осуществляется по гиперссылке Помощник подготовки уведомления (раздел Отчеты — Контролируемые сделки).

Подготовка уведомления о контролируемых сделках состоит из трех основных этапов:

  • ввод необходимых сведений и заполнение первоначального списка контролируемых сделок;
  • указание дополнительных сведений для объектов, которые попали в список контролируемых сделок, созданный на первом этапе;
  • анализ сводной информации, формирование списка сделок с учетом суммовых критериев, проверка и выгрузка уведомления о контролируемых сделках в электронном виде для передачи в налоговую инспекцию.

Для заполнения уведомления в программе пользователю достаточно выполнить все действия, последовательно переходя по гиперссылкам, которые сгруппированы в форме Помощника в соответствии с перечисленными этапами. Подробнее о Помощнике подготовки уведомления о контролируемых сделках см. в статье .

Особенности отнесения сделок к контролируемым регистрируются в программе на втором этапе Помощника через отчет Сведения о контрагентах контролируемых сделок. Данный отчет предназначен для проверки полноты заполненных реквизитов в регистрах сведений Участники контролируемых сделок и Договоры участников контролируемых сделок. Для сделки, доходы (расходы) по которой учитываются при определении налоговой базы по НДД, в карточке договора с участником контролируемой сделки следует установить флаг Сделка относится к деятельности, облагаемой налогом на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (рис. 1).

Рис. 1. Сделка, относящаяся к деятельности, облагаемой НДД

Если на третьем этапе Помощника сделки с указанным контрагентом пройдут отбор по суммовому критерию, то сделка по деятельности, облагаемой НДД, попадет в документ Лист 1А с кодом 138 (рис. 2).

Рис. 2. Лист 1А для сделки, относящейся к деятельности, облагаемой НДД

Сделки с российскими взаимозависимыми лицами

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ внес поправки в статью 105.14 НК РФ, согласно которым с 2019 года изменились критерии признания сделок контролируемыми. Новые критерии применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора (письмо ФНС России от 25.10.2018 № ЕД-3-13/7636@).

Теперь внутрироссийские сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми при одновременном выполнении двух условий:

  • сделки имеют особенности, изложенные в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ (например, по признаку уплаты НДПИ, применения спецрежимов, признаку применения инвестиционного налогового вычета и т. д.);
  • сумма доходов по сделкам с особенностями за соответствующий календарный год превышает суммовой порог в 1 млрд руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Таким образом, сделка между взаимозависимыми российскими лицами не признается контролируемой, если она не имеет особенностей. При этом для всех видов контролируемых сделок действует только одна граница контролируемости, и ее размер существенно вырос. Напоминаем, что раньше граница рассчитывалась по каждому признаку отдельно. Теперь же сумма всех контролируемых сделок складывается и сверяется с границей в 1 млрд руб.

По отношению к плательщикам налога на прибыль организаций изменились признаки определения контролируемости. Раньше отдельно контролировались сделки по признакам:

  • применения ставки 0 %;
  • резидентов особых экономических зон (или участников свободных экономических зон), налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль;
  • участников региональных инвестиционных проектов, применяющих пониженные ставки по налогу.

В 2019 году для взаимозависимых плательщиков налога на прибыль контролируется только одно обстоятельство: применяет ли другая сторона другую ставку по налогу к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена сделка (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

В программе данное обстоятельство отражается в карточке договора с участником контролируемой сделки с помощью флага Стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль (рис. 1).

Если на третьем этапе Помощника сделки с указанным контрагентом пройдут отбор по суммовому критерию, то сделка с разными ставками налога на прибыль попадет в документ Лист 1А с кодом 131 (Приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ в ред. приказа ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@).

Изменения коснулись и сделок, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами, а именно сделок, совершенных с участием независимых формальных посредников. К таким посредникам относятся лица, не выполняющие никаких дополнительных функций и не принимающие на себя никаких рисков (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Законом № 302-ФЗ для таких сделок установлен суммовой порог в размере 60 млн руб. Напомним, ранее в статье 105.14 НК РФ непосредственно для сделок с участием невзаимозависимых посредников пороговая сумма не была установлена, что порождало различные толкования. По мнению Минфина России, такие сделки признавались контролируемыми независимо от суммы доходов (письмо от 04.09.2018 № 03-12-12/1/62949). А по мнению Верховного Суда РФ, суммовые пороги должны были устанавливаться в зависимости от того, кто являлся действительными сторонами сделки (без учета посредника) (п. 5 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 НК РФ, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017). Теперь же данная неопределенность устранена.

Сделки с иностранными взаимозависимыми лицами

С 2019 года сделки с иностранными взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. (п. 3. ст. 105.14 НК РФ). Напомним, ранее в статье 105.14 НК РФ для сделок между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не являлась налоговым резидентом РФ, не было предусмотрено суммового критерия. Поэтому все такие сделки признавались контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов (письмо Минфина России от 24.01.2018 № 03-04-06/3828). Теперь же отменено безусловное включение в уведомление всех сделок с иностранными взаимозависимыми лицами.

Для сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, а также для сделок с контрагентами, зарегистрированными в офшорах, суммовые критерии не поменялись и по-прежнему составляют 60 млн руб. (п. 7. ст. 105.14 НК РФ).

Таким образом, с 2019 года все внешнеторговые сделки, удовлетворяющие условиям пункта 1 статьи 105.14 НК РФ, будут контролироваться, если сумма доходов по ним за календарный год превышает 60 млн руб.

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» суммовые критерии различаются в зависимости от года, за который составляется уведомление, и хранятся в регистре сведений Границы включения сделок в уведомление, просмотр которого доступен по соответствующей гиперссылке на третьем этапе Помощника. Как видно из рисунка 3, список границ на 2019 год существенно сократился.

Рис. 3. Суммовые критерии на 2019 год

1С:ИТС

О подготовке уведомления о контролируемых сделках в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0) см. в разделе .

Новое уведомление о контролируемых сделках

По сделкам, совершенным начиная с 2019 года, уведомления представляются по обновленной форме (в новом формате), утв. приказом ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@. Поправки носят технический характер, в том числе претерпели изменения коды основания отнесения сделки к контролируемой.

В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» поддержана обновленная форма и формат уведомления о контролируемых сделках, а также возможность его автоматического заполнения.

Помощник позволяет как напечатать сформированное уведомление, так и выгрузить уведомление в формате, соответствующем приказу ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@.

Для отправки уведомления через сервис 1С-Отчетность следует открыть форму уведомления (раздел Отчеты — Уведомления о контролируемых сделках) и использовать команду Отправка — Отправить в ФНС.

В случае обнаружения ошибок в переданном в ИФНС уведомлении, организация вправе подать корректировочное уведомление, для заполнения которого также используется Помощник.

В заключение отметим, что вступившие в силу изменения законодательства позволили упростить подготовку уведомления за 2019 год в программе за счет уменьшения:

  • объема уведомления;
  • признаков контролируемости;
  • границ контролируемости.

От редакции. В 1С:Лектории на лекции от 16.04.2020 В.И. Голишевский, заместитель начальника Управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России, рассказал об актуальных изменениях, внесенных в статью 105.14 НК РФ, об обновленной форме и порядке представления уведомления о контролируемых сделках за 2019 год. Эксперты 1С продемонстрировали, каким образом можно подготовить и проверить уведомление о контролируемых сделках в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0. С видеозаписью лекции можно ознакомиться на сайте 1С:ИТС на странице .

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *