В кас

Современное информационное пространство и скорость коммуникаций позволяют гражданам легко находить единомышленников, формировать инициативные группы, коллективно обсуждать проблемы и пути их решения, выдвигать требования и добиваться их исполнения. Если урегулирование возникшего спора допустимо только в суде, то такие группы имеют все правовые основания обратиться в суд консолидированно.

Подают групповые иски с 01 октября 2019 года в соответствии с новым порядком (глава 22.3 ГПК РФ).

Содержание

При каких условиях возможна подача заявления группой лиц

Если в споре есть один, общий, ответчик и оспариваются однородные права, в основании прав лиц лежат общие фактические обстоятельства, а все члены группы выбрали одинаковый способ защиты своих прав, — коллективный иск, сколько нужно человек ко дню обращения в суд? Группа должна состоять из не менее 20 истцов. Присоединение новых истцов допускается до стадии судебных прений.

Для обращения в арбитражный суд коллективный иск возможен от группы, состоящей из не менее 5 человек. Подача заявления о присоединении новых членов группы разрешается через интернет — на официальном сайте суда или через ГАС «Правосудие».

Причины

Причинами консолидированного обращения в суд являются нарушения прав большого круга лиц, поэтому такие иски характерны для сферы защиты прав потребителей, защиты интересов дольщиков в строительстве, взысканий в сфере ЖКХ. Этот правовой институт применяют при рассмотрении любых категорий гражданских дел (за исключением дел особого производства).

Нередки споры, разрешение которых в суде невозможно без проведения экспертизы. При подаче группового обращения стоимость экспертизы (услуг нотариуса, оценщика, переводчика) делится на всех истцов, что гораздо дешевле и целесообразнее, чем проведение экспертизы каждым из истцов при подаче индивидуальных исков. В итоге подача коллективного заявления сокращает расходы на судебные издержки. Тем более что в делах, где нужны групповые иски, часто фигурируют небольшие суммы ущерба, из-за которых граждане индивидуально в суд не обращаются в силу их малозначительности.

На работодателя

Пока невозможно в России подавать на работодателя коллективные иски, с 1 октября изменений так и не случилось. Правовая возможность подачи иска отсутствует по положениям главы 61 Трудового кодекса РФ. Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из таких этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и(или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Даже при наличии однотипных требований к одному работодателю работники вынуждены обращаться в суд индивидуально, так как основания (трудовые договоры) и исковые требования (взыскание зарплаты, премии) будут существенно отличаться.

Яркий пример — закрытие известного автозавода в Ленинградской области. В период сокращения суд десятками рассматривал иски бывших работников, но все они были индивидуальными.

На управляющую компанию

Реальным в применении на практике выглядит подача «жилищного» коллективного иска в гражданском процессе, количество человек бывает значительным, так как речь идет о жильцах многоквартирного дома. Нарушения в сфере ЖКХ всегда затрагивают права большой группы лиц. Жильцы объединены не только общностью проживания и одинаковыми требованиями к качеству услуг, но и договор с УК, который является основанием для возникновения права на определенные услуги, у них стандартный.

При увольнении

При увольнении работников совместное обращение в суд затруднительно: кроме отсутствия правового механизма, как подать коллективный иск в суд, закрепленного в ТК РФ, обстоятельства каждого дела будут отличаться наличием льгот, специального стажа или особого статуса работника (руководитель, пенсионер, совместитель). Незаконно уволенные сотрудники подают заявления о восстановлении на работе в суды по своему месту жительства, что более целесообразно, нежели по месту нахождения компании-работодателя.

Куда и как подавать

Исковое заявление по гражданским делам подают в районные суды общей юрисдикции, корпоративные споры рассматривает арбитражный суд. Таким образом, на начальном этапе, исходя из предмета спора и особенностей группы лиц, чьи права нарушены, необходимо правильно определить подведомственность. Коллективное исковое заявление подается в обычном порядке лично одним из группы либо представителем группы на основании доверенности. В заключительной части иска от группы должны содержаться требования в отношении каждого из членов группы, присоединившихся к групповому заявлению.

Какие документы нужны при составлении

При составлении искового заявления понадобится стандартный пакет документов, а дополнительные документы перечислены в главе 22.3 ГПК:

  • доказательства принадлежности к группе каждого истца;
  • указание на граждан, являющихся членами группы, и основания такого членства; их персональные данные, включая место работы (или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя). Для организаций — наименование и адрес;
  • если иск подают не члены группы — документы, подтверждающие право органа, организации или гражданина на обращение в суд.

Процедура составления иска

Правила коллективного обращения идентичны подаче индивидуального иска (ст. 131 ГПК РФ), за исключением того, что консолидированное заявление подает представитель группы.

Шаг 1. Определить подсудность будущего судебного дела — групповые иски в гражданском процессе подают в суд только по месту нахождения ответчика.

Шаг 2. Выбрать лицо, которое будет вести дело в суде, или назначить представителя от группы истцов.

Шаг 3. Составить иск от группы лиц и опубликовать в сети Интернет объявление об этом.

Шаг 4. Принять решение по порядку оплаты государственной пошлины. Заверить у нотариуса достигнутое соглашение по оплате или распределению судебных расходов всеми истцами.

Шаг 5. Оплатить государственную пошлину.

Шаг 6. Подать иск в суд.

Учитывая дополнительные требования, образец коллективного искового заявления в суд выглядит следующим образом:

В ______________суд города ___________

Истец 1 (Ф.И.О., адрес):___________________

Истец 2 (Ф.И.О., адрес):___________________

Истец 3 (Ф.И.О., адрес):___________________

Истец 200 (Ф.И.О., адрес):_________________

Представитель: Ф.И.О., доверенность

Адрес Ответчика: ____________________

Коллективный иск о взыскании стоимости неоказанных услуг

Мнение эксперта Кузьмин Василий Станиславович Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

С управляющей компанией (далее — Ответчик) у всех членов группы лиц заключены договоры на обслуживание.

В течение 2018 года услуги дополнительной охраны и консьержей в МКД не предоставлялись, но в квитанциях они были указаны и оплачивались. Стоимость услуги — 500,00 рублей в месяц с каждого собственника. Услуга не предоставлялась 12 (двенадцать) месяцев. Составлены акты об отсутствии охраны и консьержей в предусмотренных для этого помещениях в указанный период (приложение). Жильцы неоднократно обращались к Ответчику с требованием о перерасчете квартплаты, однако Ответчик требования игнорировал, а 31.10.2019 управляющая компания сменилась на основании __________________.

Услуги должны оказываться качественно и в срок. Услуги так и не были оказаны Ответчиком, оплата неоказанных услуг не допускается. За пользование чужими денежными средствами, в соответствии со ст. 395 ГК РФ, взысканию подлежит неустойка (расчет — в приложении). За отказ от добровольного выполнения требований с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 50% от взысканной судом суммы в пользу группы лиц.

Группой лиц понесены судебные расходы — услуги юриста, оплата нотариальных услуг, в соответствии со ст. 100 ГПК РФ, судебные расходы подлежат компенсации.

На основании вышеизложенного,

1. Взыскать с ООО «Пион» стоимость неоказанных услуг в размере Истец 1 — 6000 рублей, Истец 2 — 6000 рублей, …Истец 200 — 6000 рублей (расчет — в приложении).

2. Взыскать с ООО «Пион» неустойку за пользование чужими денежными средствами: Истец 1 — 550 рублей, Истец 2 — 550 рублей, Истец 3 — 550 рублей, . Истец 200 — 550 рублей.

3. Взыскать с ООО «Пион» штраф в размере 50% от присужденной суммы в пользу истцов.

  1. Копия искового заявления.
  2. Заявления о присоединении к иску (№ от ….).
  3. Договоры с УК — копии (№ от….).
  4. Расчет исковых требований.
  5. Акты отсутствия охраны и консьержей.
  6. Требования о перерасчете квартплаты (№ от. ).
  7. Расчет судебных расходов.

«_____» ___________ 20___ г.________

Госпошлина

Статья 244.27 ГПК РФ позволяет заключить и предоставить в суд нотариальное соглашение группы лиц о порядке несения судебных расходов. Требования об изменении и о расторжении соглашения группы лиц предъявляют только в суд, который рассматривает дело о защите их прав и законных интересов.

Закон не выделяет специальных формул для расчета госпошлины, когда подается коллективный гражданский иск. Чаще всего оплата производится истцами в равных долях. Соответственно, при подаче иска 20 участниками каждый обязан уплатить 1/20 часть госпошлины по делу.

Сроки рассмотрения иска

Дело о защите прав и законных интересов группы лиц рассматривается судом в срок, не превышающий восьми месяцев со дня вынесения определения о принятии искового заявления к производству, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Минусы коллективного обращения

В некоторых случаях логичнее было бы определить иную подсудность иска, но ГПК РФ такой возможности не дает. Например, если иск подается жильцами многоквартирного дома к управляющей компании, юридический адрес которой находится в месте, отличном от адреса этого дома. Важно отметить, что судами коллективные иски 2019 года от жильцов пока еще не рассматривались, в связи с чем проанализировать судебную практику пока не представляется возможным.

Кроме того, этот способ решения споров в РФ пока имеет один главный недостаток — редкое практическое применение в российских судах. До сих пор граждане предпочитают подавать индивидуальные иски, как наиболее быстрый и эффективный способ защиты своих прав.

Последние изменения в законодательстве вполне способны подстегнуть развитие нового правового механизма — распространение и наработка судебной практики сделают его особенно популярным в сфере защиты прав потребителей и смежных сфер, россияне смогут подавать групповые гражданские иски чаще и эффективнее.

Производство по самостоятельному иску приостанавливается, если групповое исковое заявление предъявлено позже индивидуального обращения в суд. Судья сначала рассматривает групповой иск, ГПК РФ статьей 244.25 закрепил такую очередность рассмотрения дела для стимулирования объединения истцов и облегчения работы судов с однородными требованиями.

Суд за компанию

Напомним, что кодекс, принятый год назад, прописывает порядок рассмотрения споров граждан с государственными органами. Специальная процедура призвана уравнять шансы простого человека во время судебного разбирательства с чиновниками. Ведь у последних зачастую большие возможности. А за человеком подчас никто не стоит.

Одно из новшеств, введенных кодексом, — возможность подавать коллективные иски. Когда одна и та же проблема затрагивает большую группу людей, они могут объединиться и подать иск сообща. Не надо каждому ходить в суд по отдельности: добиться правды можно в ходе одного процесса.

Как пояснил Верховный суд, «лицо, ведущее административное дело в интересах группы лиц, действует в судебном процессе без доверенности, пользуется всеми правами и несет процессуальные обязанности административного истца, в том числе пользуется правом отказаться от административного иска, заключить соглашение о примирении».

Мнение эксперта Кузьмин Василий Станиславович Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Проще говоря, суду будет достаточно только одного представителя из числа истцов. И у него будут все права. Если он решит, что с ответчиком можно помириться, не надо решать вопрос голосованием среди всех истцов.

Если же представитель коллектива сам не входит в число истцов, он должен иметь адвокатский статус. Так что если в группе истцов не нашлось человека, готового взять на себя все тяготы процесса, они могут обратиться за помощью только к профессионалам.

При этом любой из коллектива истцов вправе знакомиться с материалами дела, снимать копии. Но, поскольку присутствие сразу всех на судебном заседании не обязательно, то извещения будет получать только официальный представитель коллектива. Остальных уведомлять о текущих заседаниях не будут.

— Постановление пленума Верховного суда России особо акцентирует внимание судов общей юрисдикции на необходимости соблюдения процессуальных прав лиц, обращающихся за защитой в порядке административного судопроизводства, не лишая при этом суды возможности применять современные технологии в процессе, — говорит адвокат Вячеслав Голенев. Например, участники процесса смогут получать смс-уведомления, если им так будет удобней.

Еще одно разъяснение: Верховный суд запретил рассматривать по упрощенной процедуре дела по принудительной госпитализации гражданина в психиатрическую лечебницу или направлении в туберкулезную больницу.

При упрощенной процедуре дела рассматриваются судьей в тиши кабинета без вызова сторон. Человек в мантии изучает материалы дела, взвешивает все «за» и «против» и выносит решение.

Подобная процедура хорошо зарекомендовала себя в арбитражных процессах. Она позволяет быстро решать несложные дела. Таким образом разгружаются суды, экономится время и сторон процесса. Однако, когда речь идет о принудительном направлении человека на лечение, дело никак нельзя назвать простым. Здесь судья должен лично увидеть человека. Закон запрещает рассматривать такие дела без присутствия ответчика или его представителя. Поэтому решаться такие вопросы должны по обычной процедуре.

Коллективный иск в гражданском процессе: особенности составления, как подавать в суд, образец иска

Коллективные иски становятся все более популярными. Причина заключается в изменении экономической ситуации, иных обстоятельствах, заставляющих обращаться в суд. С точки зрения государства такая правовая конструкция выгодна экономией ресурсов.

В чем суть коллективного иска

Привычный судебный спор – разбирательство между двумя субъектами, с неурегулированным спором. Если же субъектов несколько, проще провести один судебный процесс и решить проблему множества лиц за один раз. Например, подобное часто происходит в сфере защиты прав потребителей, санитарного благополучия населения и т. д.

Нормой становится подача таких исков против управляющих компаний, чьи нарушения затрагивают одновременно права и интересы десятков и сотен граждан одновременно. Ведь жильцы являются не только собственниками квартир, но и сособственниками общего имущества дома.

Примером служит правовая система США — там подобный правовой институт имеет несколько форм реализации.

Законодательное регулирование

Тонкости коллективного иска урегулированы процессуальными нормами. Несмотря на практику подачи подобных исков, в гражданском процессе они никак не выделены. В ст. 46 ГПК предоставлено право подать иски в пользу других граждан. В реальности чаще таким правом пользуются государственные органы прокуратуры. Однако и граждане, и их организации не лишены этого.

В КАС законодатель решил выделить коллективный иск. Насколько удачно — другой вопрос. Однако начало положено. Возможно, в будущем, после того как накопится судебная практика, изменения внесут и в гражданский процесс.

Особенность в гражданском процессе

Как подать коллективный иск в суд, защищая свои гражданские права? В шапке обозначается не один, а несколько истцов. Однако одного этого недостаточно. В суде надо обосновать общность интересов или прав, затронутых действиями ответчика.

Обратиться с подобным иском вправе как сами граждане, так и власти. Судьи, получив несколько однотипных исков к одному ответчику, также вправе объединить несколько дел в одно.

Элементы группового иска

Законодательство и теория предусматривают выделение нескольких элементов иска:

  • основание – фактические обстоятельства или причины, побудившие обратиться в суд;
  • предмет иска – требования, с которыми обращаются истцы.

Ответчиком является одно и то же лицо. Теперь изложим два взгляда на групповые или коллективные заявления в суд.

Согласно первому, особенность коллективных гражданских исков в статусе заявителя – он защищает чужие, а не собственные интересы.

Согласно второму, заявитель одновременно и потерпевшая сторона, и обращение уже не считается коллективным. В действие входят нормы о взаимодействии соистцов.

До конца на вопрос о том, какая позиция является правильной в гражданском процессе РФ, еще нет ответа. Как относятся к коллективным искам судьи? Несмотря на схожесть обстоятельств, судья может не согласиться с одновременным рассмотрением заявлений нескольких лиц.

Трудовые споры

Коллективный трудовой иск подается в случае спора по поводу и начисления заработной платы, может касаться условий труда, незаконного увольнения и иных ограничений, допускаемых работодателями.

Сроки давности в трудовых спорах — тема запутанная, и работники весьма ограничены. Например, у них есть всего 3 месяца на обращение в суд. Несмотря на имеющиеся разъяснения судебной власти, точности в понимании применения норм о сроках обращения в суд по поводу заработной платы нет.

Учитывая низкий уровень правовой грамотности граждан, многие работодатели совершают действия без каких-либо последствий. Иск, поданный прокуратурой, имеет серьезную документальную базу, полученную в результате собственных проверок или проведенных иными органами (трудовой инспекцией). Надо сказать, что без помощи государства самостоятельно граждане дела почти никогда не выигрывают.

Особенности оформления

Коллективный иск в гражданском процессе подается по тем же правилам. Разница в некоторых нюансах.

Не имеет значения, обращаются в мировой или районный суд. Не отменяется правило о месте расположения суда, где рассматривается заявление. Как правило, иск направляется в суд по месту расположения или проживания ответчика. В делах с участием потребителей разрешено подавать иски по месту их проживания.

  • В шапке указывается наименование суда.
  • Полностью указываются Ф. И. О. истцов, место проживания, иные сведения.
  • Полностью указывается название или Ф. И. О. ответчика или ответчиков (закон не налагает ограничение на их численность).
  • Орган или лицо, обращающееся в защиту истцов (его обычно именуют лицом с процессуальным интересом).
  • Изложение обстоятельств иска – нарушения, допущенные, по мнению истцов, ответчиком, ссылки на законодательство, доказательства и пр.
  • Обоснование участия в деле лица, выступающего в защиту прав истцов (в случае с прокуратурой — защита социальных прав и неспособность защищаться самим).
  • Требования иска.
  • Перечень приложенных документов (их копий).
  • Подпись и дата подачи.

Мнение эксперта Кузьмин Василий Станиславович Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Образец коллективного иска в суд может не содержать информации об истцах, что свойственно заявлениям, поданным органами прокуратуры и иными органами власти.

Если в иске не указаны конкретные лица, то способы защиты прав должны подбираться соответственно. Если отдельный гражданин желает возмещения материального и морального ущерба, ему остается подать заявление уже от собственного имени. В случае наличия оснований, прокурор или орган власти вправе вновь представить его интересы.

Представительство интересов

Судебная практика выработала позицию – подача коллективного иска возможна при условии жалобы граждан на ущемление их интересов. Также в жалобе или заявлении должна излагаться просьба о юридической помощи, прежде всего, о представлении интересов в суде. В противном случае участие в судебном процессе будет признано необоснованным. В особенности это затрагивает государственные органы, прокуратуру. Образец коллективного иска предусматривает соответствующий пункт.

Участие государственных органов ограничивается их компетенцией, обозначенной в законе. Из-за этого отчасти в суд чаще обращается прокуратура, нежели иные органы. Если же они выступают с исками, то в процесс все равно вовлекается прокурор в силу необходимости дать заключение (споры об опеке, трудовые дела и т. д.)

В ходе рассмотрения суд вправе предложить истцам, чтобы один из них представлял общие интересы. Согласие не лишает остальных возможности в любой момент обратиться с ходатайством к суду или воспользоваться иным правом, предоставленным процессуальным законом.

Административное судопроизводство

Коллективный административный иск подается:

  • гражданами;
  • организациями в случаях, указанных в федеральном законе.

При этом рассмотрение спора регулируется нормами КАС. Какими особенностями обладают подобные иски в рамках административного судопроизводства?

  • Лиц, которых затрагивает спор, много.
  • Рассмотрение спора путем одновременного привлечения нескольких истцов затруднительно.
  • Одинаковые обстоятельства и предмет требований.
  • Члены группы используют одинаковый способ защиты своих прав и интересов.

Каким образом формируется группа? Закон предписывает минимальное число истцов – 20 человек. Для присоединения к иску подается отдельное заявление либо ставится подпись под текстом заявления. Нужное число граждан должно набраться на момент подачи коллективного иска. Невыполнение требований приведет к оставлению иска без движения или к его возвращению с приложенными к нему материалами.

Если подается аналогичное заявление с теми же основаниями и требованиями, то суд может:

  • предложить заявителю присоединиться к первоначальному иску;
  • открыть дело и приостановить производство по нему до вынесения решения по первому иску.

Если в ходе рассмотрения дела с участием нескольких истцов выяснится, что оно подпадает под действие ст. 42 КАС, судья обязан начать рассмотрение сначала, уже с учетом положений этой статьи закона.

КАС и представительство в коллективном деле

Ст. 42 КАС уточняет, что лица, подписавшие текст заявления, должны указать непосредственно в иске, кому поручается ведение дела. Надобность в доверенности отпадает.

В разъяснениях отмечено: если заявитель не является одним из истцов, он должен иметь статус адвоката. В то же время закон разрешает принимать участие в деле лицу, не имеющему личного интереса, если оно является юристом.

В ходе процесса член группы совершает все действия от имени группы: подает ходатайства, заявления, иные действия. О дате следующего заседания сообщается уже ему, то же касается и всех действий, о которых объявляет суд.

Лица, подписавшие групповой иск, имеют право ознакомиться в любой момент с материалами дела.

Автор статьи Кузьмин Василий Станиславович Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации. Следующая Исковое заявлениеКоллективное исковое заявление в суд: образец 2020 года Отличная статья 0

Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации

Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации

Президент России подписал закон о введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ. Федеральный закон принят Государственной Думой 20 февраля и одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года.
Основные положения кодекса по плану вступят в действие с 15 сентября 2015 года, а положения, касающиеся электронного документооборота, — с 15 сентября 2016 года.

Предмет правового регулирования кодекса

Зачем нужен данный кодекс?
Основная причина введения данного кодекса — недостаточное правовое регулирование обжалования и сложности в обжаловании:
— неправомерных нормативных правовых актов:
— действий или бездействия органов власти;
— действий или бездействия органов военного управления, местного самоуправления, избирательных комиссий;
— невозможность обжаловать решения квалификационных коллегий судей.
Как говорилось в пояснительной записке к законопроекту, основные принципы судебного административного процесса основываются на нормах международного права, в том числе на положениях Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и на конституционных положениях об обеспечении судебной защиты нарушенных прав и свобод каждого, даже если нарушение допущено «лицами, действовавшими в официальном качестве», а также об общих принципах правосудия.
Таким образом, кодекс должен защитить физических и юридических лиц от нарушения и произвола чиновников, то есть лиц, действующих в официальном качестве.
Под действие кодекса также подпадают:
— некоммерческие организации, наделенные отдельными госполномочиями;
— приостановлении деятельности политической партии;
— приостановление деятельности общественного объединения;
— ликвидация религиозной или иной некоммерческой организации,
— прекращение деятельности СМИ.

Таблица

Предмет регулирования кодекса административного судопроизводства

Кодексом регулируется

Кодексом не регулируется

Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении:
— Верховным Судом Российской Федерации,
— судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел

Согласно Кодексу в порядке административного судопроизводства не могут рассматриваться дела, отнесённые к компетенции:
— Конституционного Суда Российской Федерации,
— конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации,
— арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации и в судах общей юрисдикции.
Положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.
Действие Кодекса не распространяется на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Кодекс логически условно разделен на 3 части:
— в первой содержатся общие правовые нормы;
— во второй представлены особенности рассмотрения дел различных категорий;
— в третьей части предусмотрено разрешение дел в упрощенном порядке.
Подведомственность судам установлена в Главе 2 Кодекса об административном судопроизводстве.

Таблица

Подведомственность дел

Вид суда

Подведомственность дел

Подведомственность административных дел судам

Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий

Административные дела, подсудные военным судам

административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются военными судами

Административные дела, подсудные районному суду

Административные дела, рассматриваемые в первой инстанции, которые не подведомственны военным судам, областным судам, судам округа, суду автономной области и суду автономного округа, дела, подведомственные Верховному Суду РФ

Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа

1) связанные с государственной тайной;
2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;
3) об оспаривании решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, за исключением решений о приостановлении или прекращении полномочий судей, о приостановлении или прекращении их отставки;
4) об оспаривании решений и действий (бездействия) экзаменационных комиссий субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и иных решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена

5) о приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации
6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территории одного субъекта Российской Федерации;
7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

8) об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;
9) об отмене регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
10) об отмене регистрации кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
11) в иных случаях, установленных Кодексом административного судопроизводства (статья 20)

Административные дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;
4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

1) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
2) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
3) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

4) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, регистрации федерального списка кандидатов, регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
5) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;
6) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
7) в иных случаях, установленных статьей 21 Кодекса

Следует обратить внимание, что подведомственность дел, рассматриваемых в разных судах, в других кодексах, регулирующих судопроизводство, не установлена. Это связано с тем, что кодексы рассчитаны на одну категорию дел, например, гражданские дела рассматриваются в рамках ГПК, административные — в рамках АПК, уголовные — УПК. В Кодексе административного судопроизводства фактически собрано несколько категорий дел.

Кто может обратиться за защитой в суд?

Лица, которые могут обратиться за защитой

Сроки судопроизводства

По общему правилу, все судопроизводство ведется в разумный срок.
В соответствии с требованием Европейского Суда по правам человека создать «национальное средство защиты от чрезмерной длительности судебного разбирательства и задержки исполнения решений судов» в связи с систематическим поступлением жалоб на Россию по поводу длительности судебного разбирательства (Письмо Секретаря Первой Секции (Палаты) Европейского Суда по правам человека Уполномоченному Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека от 7 мая 2010 года) в российские законодательные акты внесены условия о разумности рассмотрения дел в судах. Указанное требование содержится и в Постановлении Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 года по делу «Бурдов против России (N 2)».
В Кодексе также предусмотрен в том числе институт ускорения рассмотрения административного дела.
Аналогичная норма содержится в АПК РФ. Ч.7 ст.6.1 АПК РФ говорит, что «заявление об ускорении рассмотрения дела рассматривается председателем арбитражного суда в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. По результатам рассмотрения заявления председатель арбитражного суда выносит мотивированное определение, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть указаны действия, которые следует совершить для ускорения рассмотрения дела».

Виды судебных разбирательств

Судебное разбирательство может вестись открыто или в закрытом режиме. По общему правилу, любое судебное разбирательство является открытым.

Таблица

Виды судебных разбирательств

Открытое разбирательство

Закрытое разбирательство

Разбирательство административных дел во всех судах открытое

Назначается в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле
Назначается в случаях:
— необходимости сохранения коммерческой или иной тайны;
— содержащихся в административном деле сведений конфиденциального характера;
— в случаях, влияющих на неприкосновенность частной жизни граждан
— в иных обстоятельствах, гласное обсуждение которых может помешать правильному разбирательству административного дела

Аналогичная норма закреплена в статье 11 АПК РФ.

Иерархия нормативных актов

В нормативно-правовых актах, как правило, отсутствует иерархия актов, в этой связи гражданам и юридическим лицам достаточно сложно установить, каким актом им руководствоваться.
В этой связи иерархия нормативных актов позволяет:
— правильно применить норму права;
— оспорить нормативно-правовой акт, не соответствующий нормам законодательства.
Однако подобная иерархия установлена в статье 13 АПК РФ.
В статье 15 Кодекса административного судопроизводства представлена следующая иерархия нормативных актов.

Таким образом, нижестоящий в иерархии акт не должен противоречить вышестоящему и противоречащий нормативный акт, например, противоречащий международному договору, можно оспорить в порядке административного судопроизводства.

Куда подать исковое заявление?

Наиболее часто возникает вопрос, куда подавать исковое заявление? По общему правилу, например гражданского судопроизводства, иск нужно подавать по местонахождению истца.
В отношении административного судопроизводства заявление подается по месту нахождения административного ответчика (статья 22).

Общие случаи подачи иска

Существует также исключительная подсудность, то есть те случаи, которые рассматриваются в особом порядке.

Однако любое дело может быть передано в другой суд. В Кодексе определены 3 подобных случая:

1) административный ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче административного дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;

2) при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

3) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде стали невозможными.
Одна из сторон может подать ходатайство о переносе дела в другой суд. Передача административного дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи частной жалобы — после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения. Суд принимает решение или о переводе дела в другой суд или об отказе.
Аналогичные нормы имеются в ГПК и АПК РФ.
Суд первой инстанции рассматривает дело единолично, суд апелляционной инстанции — коллегиально.

Участие в деле

Как и в АПК РФ (статья 40), в ГПК РФ (статья 34) в Кодексе административного судопроизводства определены лица, которые участвуют в деле.
Лицами, участвующими в деле, являются:

1) стороны;

2) заинтересованные лица;

3) прокурор;

4) органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.
Обратите внимание!
В отличие от других кодексов административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.
Это связано со спецификой самого Кодекса, ведь Кодекс нацелен на обжалование неправомерных действий органов исполнительной власти и нормативно-правовых актов.
Как в и АПК (статья 46), в Кодексе административного судопроизводства допускается несколько истцов и ответчиков. При этом истец может обратиться в суд с коллективным административным исковым заявлением. Отличия соучастия и коллективного иска состоят в следующем.

Таблица

Отличия соучастия и коллективного иска

Соучастие

Коллективный иск

предметом спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (административного спора), являются общие права и (или) обязанности нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков

многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия)

права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений (нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков) имеют одно основание

однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований

предметом административного спора являются однородные права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений

наличие общего административного ответчика (административных соответчиков)

использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав

Во всех процессуальных кодексах прописаны права участников процесса. И Кодекс административного судопроизводства — не исключение, в нем в статье 57 определены права участников. Однако Кодекс устанавливает и новые возможности судопроизводства посредством сети «Интернет». Такое судопроизводство позволяет:
— отслеживать дела в режиме онлайн;
— быстро реагировать на процессуальные действия;
— получать копии судебных актов.
Исключение составляют случаи предоставления документов, содержащих информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен.
Документы подписываются усиленной электронной подписью. Конкретный вид электронной подписи, используемый для обращения за получением той или иной услуги, установлен постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 года N 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг». Документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными собственноручно подписанному бумажному документу (Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»).
Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным законом «Об электронной цифровой подписи»).
Лица, участвующие в деле, вправе подавать ходатайства, предоставлять документы по телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном Верховным Судом Российской Федерации. Четкий порядок размещения обращений в порядке административного судопроизводства будет еще определен Верховным Судом в рамках отдельного вида судопроизводства.

Этапы судопроизводства

В новом Кодексе используются устоявшиеся институты гражданского судопроизводства, как возбуждение производства по делу, возвращение искового заявления, оставление его без движения, отказ в принятии искового заявления, прекращение производства по делу, оставление заявления без рассмотрения.
Кроме того, по общему правилу, суды должны способствовать примирению сторон. Однако в некоторых случаях в рамках административного судопроизводства такое примирение невозможно.

Таблица

Возможность примирения сторон

Примирение сторон возможно

Примирение сторон невозможно

Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.

Если это противоречит Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц

УДК 34

Е.В. Михайлова*

О ЕДИНОЙ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ГРАЖДАНСКОГО, УГОЛОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВ

В статье исследуются проблемы, связанные с понятием, целью, задачами и основными принципами гражданского, уголовного, административного судопроизводств. Показано единство и взаимосвязь гражданской процессуальной, уголовной процессуальной и административной процессуальной форм, а также обусловленность процессуальной формы защиты права особенностями материального правоотношения, из которого возник правовой конфликт.

Ключевые слова: правосудие, суд, защита права, процессуальная форма, гражданский процесс, уголовный процесс, административное судопроизводство, принципы гражданского и уголовного процесса.

В процессуальной науке давно сформирован подход, в соответствии с которым правосудие рассматривается как особая разновидность государственной деятельности. Так, М.С. Строгович писал: «…правосудие — это государственная деятельность, выполняемая… судом, направленная на осуществление функций.государства, на разрешение стоящих перед ним задач. Правосудие имеет свои цели, которые закон ставит перед судом» .

Т.В. Сахнова правильно указывает, что «судебная защита неотделима от правосудия, ибо осуществляется в форме правосудия. Судебная защита осуществляется органом государственной власти — судом; это деятельность по применению в особой процессуальной форме норм материального и процессуального права к спорному материальному правоотношению. Подчеркнем процессуальный характер этой деятельности: она происходит перед лицом суда и в суде и тем самым подчинена требованиям публичного порядка, алгоритму гражданской процессуальной формы» .

Но любая деятельность имеет цель. Без осознания этой цели, ее четкого определения она не будет успешной. Целью правосудия, на мой взгляд, является «защита права». Осуществляя правосудие, суд, арбитражный суд осуществляет тем самым защиту нарушенных или оспариваемых прав Поэтому правильно отождествить понятие правосудия с понятием судопроизводства.

В ст. 46 Конституции РФ закреплено: каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Следовательно, правосудие есть защита права, осуществляемая государством в лице его специального органа — суда, который обладает властью осуществлять эту деятельность — судебной властью. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поэтому прав Г.А. Жилин, отметивший: «.в признаках правосудия содержатся и положения, с которыми нельзя согласиться по принципиальным соображениям. В частности, с тем, что правосудие может осуществляться только судом

* © Михайлова Е.В., 2014

Михайлова Екатерина Владимировна (e.v.mihailova@yandex.ru), кафедра гражданского процессуального и предпринимательского права, Самарский государственный университет, 443011, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

при рассмотрении гражданских, уголовных и арбитражных дел, а способом осуществления правосудия является судебное заседание, в котором участвуют заинтересованные в исходе дела лица и их представители. Действительно, правосудие осуществляется только судом, что применительно к российской правовой системе не может быть предметом спора. Однако в судебную систему… входят не только суды общей и арбитражной юрисдикции, но и Конституционный Суд РФ, а также конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Осуществляя судебную власть посредством конституционного судопроизводства, они рассматривают ряд категорий дел по спорам в публично-правовой сфере, преобладающими среди которых являются дела о проверке конституционности нормативных актов» . Думаю, что это вполне справедливое замечание, но хотелось бы отдельно отметить тот факт, что еще менее очевидным для многих является факт наличия административного судопроизводства. В настоящее время предпринимаются серьезные меры по приданию самостоятельного характера административной процессуальной форме и ликвидации той правовой неопределенности, которая порождается фактом «исторического слияния» гражданского и административного судопроизводств в нашем государстве.

Таким образом, гражданское, уголовное, административное и конституционное судопроизводства — это процессуальные формы осуществления правосудия как деятельности, направленной на защиту соответствующего права. В свое время М.С. Строгович очень четко определил это: «Разбирательство и разрешение уголовных и гражданских дел производится судом в определенных, установленных законом правовых формах, в определенном правовом, процессуальном порядке. Закон устанавливает детально регламентированные формы, в которых протекает деятельность суда. Разбирательство и разрешение уголовных дел производится судом в судебном заседании в форме проведения по этим делам уголовного процесса. Разбирательство и разрешение гражданских дел производится судом в судебном заседании в форме проведения по этим делам гражданского процесса». И далее, еще более категорично: «Уголовный процесс есть форма осуществления правосудия по уголовным делам. Таким же образом гражданский процесс — форма осуществления правосудия по гражданским делам. (…) Единство суда по уголовным и по гражданским делам обусловливает единство уголовного и гражданского процессов: единство правосудия и единство суда обусловливают единство процессуального права» .

Примечательно, что в новом ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации» от 29 января 2014 года использована правильная терминология, в частности, в ст. 2 указанного акта сказано, что Верховный суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах (курсив мой. — Е.М.) судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела (курсив мой. — Е.М.), подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Все сказанное вполне подтверждается положениями процессуального законодательства. Так, в ст. 2 ГПК РФ закреплено: задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. АПК РФ содержит аналогичную норму, а в ст. 6 УПК РФ провозглашено, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпев-

ших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Таким образом, цель правосудия есть защита нарушенного права (гражданского, уголовного, административного), а ее задача — это правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и административных дел. Очевидно, что решение процессуальной задачи приведет суд к реализации всей цели его деятельности. Важно то, что указанная цель и задача едины как при рассмотрении гражданских, так и уголовных и административных дел. Что же касается конституционного и административного судопроизводств, то и они имеют аналогичную цель и задачи, так как защита права осуществляется не только в виде устранения его нарушения, но и другими способами, например, путем признания нормативного акта недействительным .

Таким образом, правильное решение задач правосудия, или судопроизводства, приведет к достижению его цели. В этом проявляется процессуальная обусловленность категории «защита права».

Следовательно, для того, чтобы защита нарушенного или оспариваемого права была реализована, необходимо правильно и своевременно рассмотреть и разрешить гражданское, уголовное или административное дело. Это значит, что процессуальное законодательство должно базироваться на таких основных началах, которые, во-первых, будут иметь межотраслевой характер и, во-вторых, способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дел.

Применительно к гражданскому процессу прежде всего говорят о принципе дис-позитивности. Ее исток кроется в диспозитивном начале гражданского права. Поскольку гражданское судопроизводство представляет собой государственную деятельность по разрешению споров о праве гражданском, природа последнего не может не накладывать определенный отпечаток на правила этой деятельности — таким образом, говорят о процессуальной диспозитивности, которая, по словам А.Т. Боннера, хотя и не прописана в тексте отдельной статьи, однако закон буквально «пронизан» духом диспозитивности . Поскольку реализация субъективных гражданских прав полностью зависит от воли самого правонаделенного субъекта, то в случае нарушения данных прав или их оспаривания лишь сам правообладатель вправе решать вопрос о том, нарушено ли его право, каким лицом и как следует защитить свое нарушенное или оспариваемое право.

Таким образом, диспозитивное начало в реализации субъективных гражданских прав распространяется не только на сферу их реализации, но и на сферу их защиты. Диспозитивность в гражданском процессе должна быть рассмотрена в двух взаимосвязанных аспектах — допроцессуальном, представляющем собой проявление диспо-зитивной природы материального права и заключающемся в прямой зависимости возникновения, развития и завершения производства по гражданскому делу от воли заинтересованных лиц; и процессуальном, заключающемся в свободе участников спора в рамках возбужденного гражданского процесса пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и дозволениями сообразно их желаниям.

Но вместе с тем я бы не стала говорить о принципе диспозитивности как о неком «абсолюте» в сфере гражданского судопроизводства. Иными словами, я не думаю, что правильно возводить его в ранг правового принципа (да еще не «текстового», а «смыслового», то есть нормативно не закрепленного). На мой взгляд, свобода субъектов гражданско-правовых отношений в ряде случаев сильно преувеличена. Дело в том, что если право гражданское понимать как «право частное», то есть как право, регулирующее взаимоотношения субъектов, имеющих равные правовые статусы, то тогда, пожалуй, абсолютная диспозитивность оправдана. Казалось бы, так и есть: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области,

города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемыгх гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами (ч. 1 ст. 124 ГК РФ). Но это только на первый взгляд. В содержании ГК РФ можно отыскать немало норм, регулирующих не частные, а публично-правовые отношения субъектов гражданского права. К ним относятся, например, нормы о принудительном изъятии у частных лиц земельныгх участков для государственных и муниципальных нужд, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о порядке заключения и исполнения государственных контрактов и др. Отношения такого рода нельзя назвать частными, это — ярко вы1раженные публично-правовые отношения, основанные на неравном соотношении правовыгх статусов участвующих в них субъектов и, несомненно, их особенности прямо влияют на правоотношения процессуального типа, складытающиеся по поводу защиты соответствующих нарушенных или оспариваемых гражданских прав.

Не случайно в ст. 225 ГПК РФ указано, что по правилам производства по делам, возникающим из публично-правовыгх отношений, рассматриваются не только прямо перечисленные в ней дела, но и «иные публично-правовые дела». Не случайно и то, что обязанности по доказыванию распределяются в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, иначе, чем в исковом производстве. Как известно, обязанности по доказытанию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ч. 1 ст. 249 ГПК РФ). И это правило не является неким исключением из действия принципа состязательности, напротив — его «адаптацией» к иныш, чем в исковом производстве, спорным материальныш правоотношениям. Так что говорить о гражданском судопроизводстве как «цитадели» правовой свободы, по моему мнению, нельзя.

Сказанное касается гражданских прав. Природа уголовного судопроизводства, безусловно, определяет уголовную процессуальную форму точно так же, как природа права гражданского определяет правила гражданского судопроизводства .

Связь, существующая между уголовным правом и уголовным процессом, столь же пряма и очевидна, как и связь права гражданского и гражданского судопроизводства. Уголовно-процессуальные правоотношения связытают суд и участников уголовного процесса. Особенности соотношения правового статуса участвующих в исходном материальном правоотношении уголовного типа должны порождать и порождают соответствующие правила уголовного судопроизводства. Как точно отмечал М.С. Строго-вич, «связь и взаимная обусловленность уголовного процесса и уголовного права настолько тесна и неразрывна, как уголовный процесс немыслим без уголовного права, равно как уголовное право немыслимо без уголовного процесса» .

Предмет регулирования уголовного права — это, как известно, те отношения, которые возникают в связи с совершением преступления. Вообще уголовное правоотношение и его понятие — довольно слаборазработанный в науке вопрос . Но можно смело утверждать, что преступление представляет собой наиболее опасный тип правонарушения, порождающий юридическое отношение особого типа. Факт совершения преступления является основанием для возникновения особыгх уголовно-правовыгх отношений между лицом и органами суда, прокуратуры, следствия, дознания, представляющими государство . Ключевая часть этого определения —

«между лицом и органами государства». Иными словами, уголовно-правовое отношение есть публично-правовое отношение. Поэтому логично и показательно легальное использование понятия «государственное обвинение», которое поддерживает прокурор в процессе отправления правосудия по уголовному делу.

Теперь становится понятно, почему уголовно-процессуальное законодательство построено таким образом, что принцип диспозитивности в том якобы «абсолютном» виде, в каком он фигурирует в науке цивилистического процесса, отсутствует. Публичные правоотношения не предполагают возможности заключения его участниками гражданско-правовых соглашений (после утверждения их судом они именуются мировыми соглашениями), отказа от требования либо его признания. Кстати говоря, именно по этой причине мной неоднократно предлагалось исключить из АПК РФ указание на возможность судебного примирения по делам, возникающим из публичных правоотношений. А в ст. 42 УПК РФ, которая наделяет процессуальными правами потерпевшего, фигурирует лишь право «поддерживать обвинение».

Однако ст. 25 УПК РФ предусматривает возможность примирения потерпевшего и лица, совершившего преступление. Можно ли рассматривать это право как проявление диспозитивности в уголовном процессе? Многие авторы склонны оценивать данную норму именно как норму, содержащую диспозитивный элемент. Однако не могу с этим согласиться. Прежде всего в данном случае речь идет о причинении вреда небольшой или средней тяжести, а также о том, что причинитель вреда должен загладить причиненный потерпевшему вред. Иначе говоря, четко прописаны условия, рамки, внутри которых возможно примирение. Это значит, что свободы, диспозитивности в полном смысле этого слова здесь нет. Кроме того, если принять положение ст. 25 за проявление диспозитивного начала в уголовном судопроизводстве, то придется признать тот факт, что уголовное правоотношение складывается между потерпевшим и обвиняемым, а вовсе не между государством и обвиняемым. А это, как было показано выше, не так. Полагаю, что возможность примирения с потерпевшим связана не с действием диспозитивности, а с тем, что в случае компенсации причиненного вреда исчезает само основание исходного уголовного правоотношения. Соответственно, прекращаются и те процессуальные отношения, которые возникли на его основе.

Наконец, следует сказать и об административной процессуальной форме. Административное судопроизводство в нашей стране имеет, на мой взгляд, статус «правового фантома». Оно легально существует, названо в тексте Конституции в качестве самостоятельного, но в силу того, что осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в границах гражданского судопроизводства (в широком смысле), создается впечатление его «поглощения» гражданской процессуальной формой. И в данном случае это, к сожалению, не только впечатление. Противники создания независимых административных судов часто апеллировали к тому факту, что и уголовное судопроизводство реализуется в деятельности судов общей юрисдикции, и при этом никто не призывает к созданию судов уголовного права. Но ведь идея «административной юстиции» заключается вовсе не в создании отдельных судов (или специализированных коллегий, как угодно!), а в придании процессуальным правилам рассмотрения административных дел и иных дел публично-правового характера статуса самостоятельной процессуальной формы (как это сделано сфере уголовного судопроизводства), определении признаков публично-правовых дел. Это позволит судам (общей юрисдикции, или административным — не столь важно) грамотно решать свои задачи по правильному и своевременному рассмотрению дел и достигать цели правосудия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Боннер А.Т. Принцип диспозитивности советского гражданского процессуального права. М., 1987. С. 34.

2. Жилин Г.А. Правосудие по гражданским делам. Актуальные вопросы. М.: Проспект, 2010. С. 15.

3. Михайлова Е.В. О некоторых проблемах в сфере судебного нормоконтроля // Вопросы правоведения. 2013. № 3.

4. Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Уголовное право. Общая часть. Москва: Юрист, 1999. С. 11.

5. Сахнова Т.В. Курс гражданского процесса. Теоретические начала и основные институты. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 17.

6. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. М.: Наука, 1968. С. 10, 11.

7. Трещева Е.А. Субъекты арбитражного процесса. Ч. 1: Общие теоретические вопросы понятия и классификации субъектов. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006.

8. Трещева Е.А. Субъекты арбитражного процесса. Ч. 2: Правовое положение лиц, участвующих в деле, в арбитражном процессе. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007.

1. Bonner A.T. Principle of optionality of Soviet civil procedural law. M., 1987, p. 34.

2. Zhilin G.A. Civil justice. Issues of importance. M., Prospekt, 2010, p. 15.

4. Prokhorov L.A., Prokhorova M.L. Criminal law. General information. M., Iurist, 1999, p. 11.

6. Strogovich M.S. Course of Soviet criminal process. Vol.1. M., Izdatel’stvo «Nauka», 1968, p. 10, 11.

E.V. Mikhailova*

ABOUT SINGLE LEGAL NATURE OF CIVIL, CRIMINAL AND ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *