Входит ли в?

Служба в армии входит в трудовой стаж

Служба в армии – закрепленная в конституции обязанность каждого российского мужчины в возрасте от 18 до 27 лет (ст. 59 Конституции РФ). Более того, граждане РФ имеют возможность проходить службу в составе Вооруженных сил РФ на контрактной основе.

Как в первом, так и во втором случае у защитников Отечества возникает вполне закономерный вопрос относительно сочетания службы в армии и трудового стажа, поскольку нередко им приходится покидать рабочее место для выполнения своего конституционного обязательства перед государством.

Входят ли армейские годы в трудовой стаж? Безусловно, входят, причем вне зависимости от того, служит гражданин по призыву или по контракту. Более того, службу в армии включают также и в страховой стаж, который играет главную роль в вопросе начисления пенсии с 2002 года.

Существует важное условие учета армейской службы в составе трудового стажа: в период до и после пребывания в армии работник должен работать официально на основании трудового договора, гражданско-правового контракта, патента, регистрационного свидетельства (осуществлял страховые взносы в ПФР).

Важно учесть такие документальные аспекты учета армейской службы работника:

  • После возвращения из армии он обязан представить в отдел кадров предприятия справку от командования части о демобилизации;
  • На основании этого документа в трудовую книжку вносится запись о периоде пребывания сотрудника на военной службе;
  • После этого в трудовой книжке указывают факт возвращения работника к выполнению трудовых обязанностей или его увольнения.

Стоит добавить, что трудовой стаж работника, который отлучался от выполнения трудовых обязанностей на службу в армию, будет считаться непрерывным только в том случае, если он вернется к обычной трудовой деятельности в течение года после демобилизации.

Служба в армии включается в состав основных разновидностей трудового стажа, однако существуют некоторые особенности учета времени службы в трудовом стаже, которые будут подробно рассмотрены в данной статье.

Служба в армии – для каких видов стажа она имеет значение?

Российское трудовое законодательство традиционно выделяет несколько разновидностей трудового стажа. При этом служба в армии РФ учитывается в основных из них, обеспечивая фактическую непрерывность трудовой деятельности работника.

1. Включение службы в армии в общий трудовой стаж (ОТС)

ОТС является ключевым основанием для начисления пенсионных выплат работнику. В его состав армейская служба включается в обязательном порядке. Стоит отметить, что законодательно с 2002 года этот вид стажа утратил свое значение, однако учитывая тот факт, что на протяжении многих лет советские и российские граждане нарабатывали именно его – он продолжает применяться в качестве основания для расчета пенсии.

2. Учет армейской службы в страховом стаже (СС)

Именно СС применяется для расчета величины пенсии с 2002 года. Более того, с 2007 год законодательно было установлено, что выплаты пособий сотрудников по болезни также осуществляются на его основании. Важно, что служба в армии в этот тип трудового стажа также включается.

3. Льготный стаж и служба в армии (ЛС)

Эта особая разновидность трудового стажа затрагивает работников, которые выполняют свои трудовые обязанности в особых условиях. ЛС гарантирует возможность досрочного выхода на пенсию. Если военнослужащий исполнял свою воинскую обязанность в условиях Крайнего Севера, горячих точках и т.д., то его армейская служба включается и в льготный стаж.

Каким образом подтверждается период пребывания работника на армейской службе? На основании таких документов как военный билет, справка о прохождении военной службы, трудовой книжкой, если в нее внесена соответствующая запись. Последнюю может внести отдел кадров организации на основании предъявленного специалистом документа о прохождении военной службы.

Как включается служба в армии в общий трудовой стаж?

Для начала следует обратить внимание на то, что общий трудовой стаж, который утратил свое значение с 2002 года, ныне применяется в качестве основания для начисления пенсионных выплат и иных привилегий в следующих случаях:

  1. Если работнику рассчитывается пенсия полностью или частично заработанная до 2002 года (ст. 30 №173-ФЗ);
  2. Если специалист выполнял свои трудовые обязанности в условиях Крайнего Севера и на приравненных к нему территориях, в связи с чем получил право на фиксированные выплаты к пенсии (ст. 17 №400-ФЗ);
  3. Если гражданин работал в сфере сельскохозяйственного производства и получил право на надбавки к пенсии (ст. 17 №400-ФЗ);
  4. Если пенсия устанавливается работнику досрочно (ст. 32 №400-ФЗ0;
  5. Если гражданину оформляется звание ветерана труда, которое открывает ему доступ к широкому перечню социальных льгот (ст. 7 №5-ФЗ);
  6. Ели речь идет о пенсии с учетом выслуги лет, каковая касается государственных служащих (ст.7 №166-ФЗ).

Любое из приведенных выше положений может коснуться и работника, который призван на армейскую службу. Следовательно, включение последней в трудовой стаж приобретает особое значение.

Выше было определено, что служба в армии входит в состав общего трудового стажа. На каких основаниях ее включают?

  • Во-первых, в общем случае армейская служба включается в строгом соответствии с ее календарной продолжительностью;
  • Во-вторых, период службы в армии может быть увеличен в два раза для служащих по призыву и в три раза для участников военных действий (повышенный риск для жизни и здоровья) для работников частных предприятий и организаций (ст. 30 №400-ФЗ);
  • В-третьих, продолжительность армейской службы по призыву удваивается для государственных служащих (ст. 3 №76-ФЗ).

Таким образом, в некоторых случаях именно служба в армии может послужить основанием для увеличения трудового стажа работника и уменьшения возраста выхода на пенсию, чего могло не произойти при условии обычной трудовой деятельности.

Как включают службу в армии в страховой стаж?

С 2002 года именно страховой стаж играет ключевую роль в вопросе начисления пенсии. При этом его календарная продолжительность оказывает влияние на два аспекта:

  • Размер начисляемых сотруднику пенсионных выплат;
  • Величина пособия, выплачиваемого в связи с болезнью сотрудника.

Каким образом в страховом стаже учитывается армейская служба? Она рассматривается в качестве стандартного страхового стажа, несмотря на то, что период выполнения работником воинских обязанностей перед государством является нестраховым (отчисления в ПФР за этот период не осуществляются ввиду отсутствия у сотрудника зарплаты).

Стоит также отметить, что в отличие от учета службы в армии в общем трудовом стаже, где она отражается в двух- и трехкратном размере, для страхового стажа важна исключительно календарная продолжительность периода выполнения сотрудником воинских обязанностей перед государством. Такой подход применяется при:

  • расчете итоговой величины пенсионных выплат работнику (ст.12 №400-ФЗ);
  • определении размера пособия по болезни специалиста или его пребывания в отпуске по беременности и родам (ст. 16 №255-ФЗ).

Стоит особо подчеркнуть тот факт, что как в первом, так и во втором случае армейская служба будет учитываться в трудовом стаже только в случае, если она примыкает ко времени трудовой деятельности работника.

Важно подчеркнуть, что в период пребывания сотрудника организации на военной службе за ним сохраняется его место и должность, а также оклад.

Каким образом армейская служба отражается в льготном стаже?

Как уже упоминалось ранее, не исключено включение службы в армии в льготный стаж работника Последний играет особую роль в вопросе отправки сотрудника на пенсию и начисления пенсионных выплат, поскольку:

  • может обеспечить работнику досрочный выход на заслуженный отдых в том случае, если его деятельность сопряжена с тяжелыми условиями (работа в органах ВД, под землей, на вредных производствах, в условиях Крайнего Севера и др.);
  • обеспечит верный подсчет пенсии по выслуге лет в том случае, если сотрудник имеет на это право на основании положений российского законодательства (ст. 3 №76-ФЗ).

Армейская служба также может быть сопряжена с тяжелыми условиями – выполнением воинских обязанностей в местах активных боевых действий, высокогорных регионах и районах Крайнего Севера. Это создает условия для включения ее в состав льготного стажа работника.

Таким образом, выполнение воинской обязанности перед Отечеством не предполагает в России прерывания трудового стажа. Служба в армии учитывается в ее календарной продолжительности в составе основных разновидностей трудового стажа. Более того, ее учет при оценке общего трудового и льготного стажа может сформировать условия для досрочного выхода на пенсию.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 июля 2015 г. N 48-КГ15-6

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего П.,

судей Г. и К.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2015 г. гражданское дело по иску С. к Главному управлению Министерства внутренних дел по Челябинской области, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Миассу Челябинской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет

по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области по доверенности И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П., объяснения представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области М. и И., поддержавших доводы кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее — ГУ МВД России по Челябинской области), Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Миассу Челябинской области (далее — ОМВД России по г. Миассу) о признании незаконным отказа в удовлетворении рапорта С. признании права на получение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет с 11 апреля 2014 г.

В обоснование заявленных требований С. указал на то, что в ноябре 1994 года он был призван на военную службу и в период службы с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. участвовал в ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике, является ветераном боевых действий. В дальнейшем он проходил службу в органах внутренних дел и 14 февраля 2014 г. подал рапорт об увольнении со службы по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, однако в удовлетворении рапорта ему было отказано ввиду отсутствия у него необходимой выслуги — 20 лет и более. Из расчета выслуги лет С. представленного работодателем, следовало, что периоды прохождения С. службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г. и с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. были включены календарно, поэтому выслуга лет составила 18 лет 7 месяцев 13 дней. С. считал отказ в удовлетворении рапорта незаконным, поскольку время его участия в боевых действиях в Чеченской Республике в указанные периоды подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении — из расчета 1 день службы за 3 дня, в связи с чем его выслуга по состоянию на 14 февраля 2014 г. составляет 20 лет 1 день и он имеет право на получение пенсии за выслугу лет.

Представители ответчиков иск в суде не признали.

Решением Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г. в удовлетворении иска С. о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г. решение Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г. отменено, по делу принято новое решение, которым за С. признано право на получение пенсии за выслугу лет с включением в выслугу лет для назначения пенсии периодов участия в боевых действиях с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. в льготном исчислении — из расчета 1 день службы за 3 дня. На ГУ МВД России по Челябинской области возложена обязанность назначить С. пенсию за выслугу лет с 11 апреля 2014 г. В остальной части исковых требований С. отказано.

Представитель ГУ МВД России по Челябинской области И. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г. как незаконного и оставления в силе решения Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации П. 20 марта 2015 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и ее же определением от 17 июня 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции истец С. не явился, направил письменные возражения на кассационную жалобу представителя ГУ МВД России по Челябинской области. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие С.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступившие на нее возражения С., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции и выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что С. в период с ноября 1994 года по ноябрь 1996 года проходил военную службу по призыву, при этом с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г. и с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. он участвовал в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, что подтверждается записью в военном билете.

С 16 июня 1997 г. С. проходил службу в органах внутренних дел, с 7 февраля 2013 г. — в должности … ОМВД России по г. Миассу.

10 апреля 2014 г. С. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 1 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по соглашению сторон.

В удовлетворении рапорта С. об увольнении со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) отказано в связи с недостаточностью выслуги лет для назначения пенсии.

При этом весь период прохождения С. службы в армии, в том числе спорные периоды с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г., были включены ему в выслугу лет в календарном исчислении (1 год 11 месяцев 15 дней), в связи с чем его выслуга лет на момент увольнения со службы в органах внутренних дел 10 апреля 2014 г. составила 18 лет 9 месяцев 9 дней.

Разрешая спор и отказывая С. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок льготного исчисления продолжительности военной службы (службы в органах внутренних дел) и основания его применения установлены в Постановлении Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее — Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы лицами по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Поскольку военная служба С. на территории Чеченской Республики проходила по призыву, а не по контракту (доказательств обратного суду представлено не было), суд пришел к выводу, что спорные периоды военной службы истца правомерно засчитаны ответчиком в выслугу лет в календарном, а не в льготном исчислении.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции и вынес по делу новое решение об удовлетворении иска С. исходя из следующих доводов.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (далее — Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.

Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (ч. 2 ст. 2 указанного Закона).

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, п. 5 которого предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее — срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

По мнению суда апелляционной инстанции, из содержания приведенных положений указанных нормативных правовых актов следует, что всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, и к которым, по смыслу ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, относится период выполнения задач военнослужащими, проходившими военную службу по призыву, в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического их участия в боевых действиях при вооруженном конфликте.

Принимая во внимание, что фактическое участие С. в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в периоды с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г., то есть прохождение им срочной службы по призыву в особых условиях, подтверждено в установленном порядке, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для зачета в выслугу лет для назначения пенсии С. за выслугу лет указанного периода прохождения им военной службы по призыву в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, на который в обоснование своих выводов ссылается суд апелляционной инстанции, не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.

В частности, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее — действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. «а» ст. 1 данного Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Абзацем первым п. 5 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее — срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481/1-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» указано на то, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, в отличие от суда апелляционной инстанции, правильно исходил именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, в связи с чем правомерно не засчитал в выслугу лет в льготном исчислении С. периоды его участия в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, поскольку он проходил военную службу по призыву.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований С. соответствующими положениям Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, поскольку правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, — в льготном исчислении в трудовой стаж.

Ввиду изложенного определение суда апелляционной инстанции, которым за С. признано право на назначение пенсии за выслугу лет с включением в выслугу лет для назначения пенсии периодов участия в боевых действиях с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. в льготном исчислении — из расчета 1 день службы за 3 дня, нельзя признать законным. Оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ГУ МВД России по Челябинской области, что, согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и оставления в силе решения Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г., при вынесении которого судом правильно применены нормы материального права к спорным отношениям.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г. отменить.

Оставить в силе решение Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г.

Примечание: Таким образом, определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 № 48-КГ15-6 закреплена правовая позиция, согласно которой периоды срочной военной службы по призыву, в ходе которой военнослужащие принимают участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона, КТО (боевых действиях), засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России в календарном исчислении. Указанные периоды зачету в выслугу лет на льготных условиях не подлежат.

Виды стажа и принципы включения службы в армии в каждый из них

Учёт службы в армии производится при вычислении суммарного размера большинства видов стажа:

Трудового/общего

Используется при проведении расчётов, связанных с определением размера пенсии. Раньше (до 1993 года) трудовой стаж имел решающее значение при определении размера пенсии.
Включение в этот показатель военной службы происходит с опорой на её фактическую продолжительность. Для некоторых групп граждан календарный стаж может быть увеличен:

  • вдвое для призывников (заносится в стаж госслужбы и трудовой, а также учитывается при оценке права на пенсию);
  • втрое для тех, кто принимал участие в боевых действиях (учитывается при оценке права на пенсию).

Также этот вид стажа используется для определения права на пенсию, которая была заработана до 2002 года и досрочное установление пенсии.

Страхового

Имеет решающее значение для определения возможности начисления пенсии, а также регулирует процент к начисляемым по болезни пособиям. В стаж данной категории армейская служба принимается в качестве нестрахового периода и имеет значение при начислении:

  • пенсии (при условии, что начало и окончание военной деятельности непосредственно примыкает к трудовым периодам);
  • больничного.

Льготного

Предоставляет возможность досрочного выхода на пенсию.
Получение льготного стажа для военнослужащего возможно только в случае, если его должность приведена в законе №76-ФЗ (пункт 3-й), содержащем утверждённый Правительством Российской Федерации список.

Необходимые документы для включения армейских лет в стаж

Для подтверждения факта пребывания в армии в течение определённого срока и начисления соответствующего стажа гражданину РФ потребуется предоставить:

  • Военный билет. Подробнее о том, как получить военный билет — .
  • Справки, выданные военно-лечебным учреждением.


Стаж начисляется не только за службу, но и за время, проведённое в военных учебных заведениях. В этом случае соискатель пенсии может предоставить диплом, свидетельствующий о том, что подобный факт действительно имел место. Подробнее о том входит ли учеба в ВУЗах в трудовой стаж — .
Вернувшийся из армии гражданин должен принести в отдел кадров той организации, в которой он работал ранее, справку о демобилизации. На основании этой бумаги в его трудовой книжке делают запись о том, как долго человек пребывал на военной службе.
Далее следует запись, указывающая на факт возвращения работника к исполнению своих обязанностей либо свидетельствующая о его увольнении.
Если ранее (до армии) мужчина не работал, то он должен устроиться на работу и предъявить новому работодателю чистую трудовую книжку и один из документов, подтверждающих факт несения военной службы.

Что еще нужно знать о включении лет службы в армии в стаж?

Основные моменты, связанные с начислением трудового стажа военнослужащим:

  • В подавляющем большинстве случаев служебный стаж соотносится с обычным трудовым как один к одному (1 день службы равняется 1 дню стажа). Однако записей о нём в трудовой книжке не будет.
  • Чтобы трудовой стаж до и после службы рассматривался как непрерывный, гражданин должен вернуться на работу в течение года с момента демобилизации.
  • Под военной службой при расчёте стажа понимается как призывная, так и контрактная (статья 2 Закона № 53-ФЗ).

Сохранение стажа идёт даже в том случае, если служба несколько раз прерывалась, а это важно, поскольку позволяет получить максимум предоставляемых государством компенсаций.
Служба в армии не становится причиной прерывания трудового стажа. Календарная продолжительность времени пребывания в армии учитывается практически во всех видах стажа. Она также может стать условием, достаточным для досрочного выхода на пенсию.


Вопросы, связанные с включением в общий стаж работы периода службы граждан в армии по призыву стали часто задаваться после опубликования нового закона о страховых пенсиях №400-ФЗ, введенного в действие с начала 2015 года. А все дело в том, что в тексте этого закона информация об этом стаже несколько завуалирована. Давайте разберемся, как военная служба по призыву будет включаться в стаж работы после 2015 года.

Нужно напомнить, что у тех граждан, которые служили до 1.01.2002 — срок военной службы включается в общий стаж работы в двойном размере. Это закреплено в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ, в котором записано:
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.

Аналогичная норма установлена и в пункте 3 статьи 10 закона «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ: «время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж как один день военной службы за два дня работы».
Так что граждане, отслужившие действительную службу до начала 2002 года, гарантировано имеют право на включение в общий стаж работы времени проведенного ими на военной службе по призыву с коэффициентом — 2. А у тех граждан, которые проходили военную службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, в соответствии постановления Совмина СССР от 17.01.83 №59-27 такой период будет учитываться в их стаже как 1 месяц службы за 3 месяца трудового стажа.

Начиная с 1 января 2015 года, завершил свое действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ вместо него теперь будет действовать Федеральный закон «О страховых пенсиях» №400-ФЗ. Теперь граждане нашей страны будут накапливать свои пенсионные права на основании этого закона, в том числе и граждане, призванные на срочную военную службу. Давайте разберемся, как же военная служба по призыву будет включаться в стаж работы для тех призывников, которых призвали служить Родине после 2015 года.

Открываем Федеральный закон №400-ФЗ, и находим в пункте 1 части 1 статьи 12 этого закона довольно лаконичную запись о стаже военнослужащих: «Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж — период прохождения военной службы». Однако в законе не уточняется характер военной службы, засчитываемой в страховой период, а ведь служба может быть и срочной по призыву и службой по контракту.

В новом пенсионном законе всё-таки имеется небольшое уточнение проливающее свет на то, включает ли законодатель в «период прохождения военной службы» военную службу по призыву. В пункте 12 статьи 15 имеется единственное маленькое уточнение: «Коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода, предусмотренного пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву) составляет 1,8 «. Это означает, что военная служба по призыву входит в указанный в пункте 1 части 1 статьи 12 «период прохождения военной службы» и она будет включаться в страховой стаж гражданина, а за каждый год такой службы на его лицевом счету будет учитываться по 1,8 пенсионных баллов.

Служба в советской армии стаж

Вопросы

1. Входил ли в непрерывный трудовой стаж срок службы в Советской Армии до 2001 года?

1.1. Служба в армии входит в трудовой стаж каждого человека, служившего в ней по призыву или контракту.

2. Входит ли служба в советской армии для начисления пенсии по северному стажу?

2.1. Если Вы служили в Северном районе то входит если нет то только в общий трудовой стаж.

3. Почему срочная служба в советской армии не входит в трудовой стаж?

3.1. Здравствуйте. На основании ФЗ РФ «О страховых пенсиях» Ст. 12 Иные периоды засчитываемые в страховой стаж.
1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
Теперь если служба а армии входит в страховой стаж, то в трудовой она засчитывается автоматически. Удачи.

4. Я не могу понять служба в Советской Армии входит в общий трудовой стаж или нет?

4.1. Здравствуйте! Входит.

5. Входит ли служба в советской армии 1980 1982 в общий трудовой стаж…

5.1. Если до этого была заведена ТК. То входит.

Входит ли служба в Советской армии и учеба в институте в советское время в общий трудовой стаж? Читать ответы (1)

6. При назначении пенсии не учли службу в армии и советский, стаж что делать?

6.1. Необходимо в пенсионный орган представить документы и подать заявление о включении в стаж соответствующих периодов. В случае отказа, вам необходимо обратиться в суд с заявлением в порядке особого производства «об установлении факта. Имеющего юридическое значение».

7. Входит ли в страховой стаж служба именно в Советской Армии?

7.1. Здравствуйте Игорь.
Период службы в армии до 1993 г. входит даже в спецстаж при условии поступления на работу в течение 3 мес. после окончания службы.
В страховой так же входит.

7.2. Да входит, а досрочно в общий стаж 42 года не учитывается.

8. Входит ли срочная служба в Советской Армии для получения звания федерального ветерана труда, т.е. в общий трудовой стаж (25 лет)?

8.1. Уважаемый Евгений г. Томск!
Срочная служба в Советской Армии входит в Общий трудовой стаж.
Но при этом, должны знать, что:
Согласно ФЗ «О ветеранах»
Для присвоения звания «Ветеран труда РФ» требуется:
— достижение пенсионного возраста, для мужчин — 60 лет;
— наличие Общего трудового стажа, для мужчин — 40 лет;
— наличие Трудовых наград СССР или России федерального уровня.
Согласно Общему положению об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. в систему государственных наград СССР входят:
1.Высшие степени отличия СССР
2.Ордена СССР
3.Медали СССР
4.Почётные звания СССР
Государственные награды РСФСР
1.Почётная Грамота Президиума Верховного Совета РСФСР
2.Почётные звания РСФСР
Государственные награды Российской Федерации
1.Звание Героя Российской Федерации
2.Ордена Российской Федерации
3.Медали Российской Федерации
4.Знаки отличия Российской Федерации
5.Почётные звания Российской Федерации.
По данному вопросу рекомендую вам обратиться в районный Отдел социального обеспечения по месту вашего постоянного жительства (регистрации).
Желаю вам удачи Владимир Николаевич
г.Уфа 14.08.2019 г.

9. Я офицер запаса, прослужил 16 лет в Советской и Российской Армии. Уволился в 1995 году.
Скоро пенсия, но мой работодатель делает перечисления в ПФ исходя из минимальной зар. платы. Т.е. и пенсия мне «грозит» минимальная. Слышал что для расчета пенсии берут какой-срок.
Могут ли для расчета пенсии взять мой стаж службы в ВС СССР (РФ) ?
Может так пенсия больше получится?

9.1. Весь стаж берется. Можете потренироваться на онлайн пенсионном калькуляторе ПФР.

10. Считается ли служба в Советской армии с 1968 по 1970 года в общий трудовой стаж, до армии ни где на работал.

10.1. ДА, конечно засчитывается в стаж.

11. Я служил в армии в советское время по призыву. Согласно фз № 76 о статусе военнослужащих период службы по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере. Мне же пенсионный фонд этот период засчитал в одинарном размере согласно п.3 ст 30 фз №173 В то же время этим законом №173 п 4 ст 30 этот период засчитывают в двойном размере Что делать и как поступать в этой явной дискриминации прав граждан относящихся к одной категории это противоречит конституции ст 19 ст 55

11.1. Здравствуйте! Напишите в суд.

12. Суть вопроса-я пенсионер, мне 61 год, служил в Советской Армии 1977-1979 года. До армии работал на вредном производстве, после службы так-же на вредном. Стоит ли мне обращаться за перерасчетом пенсии, а то попадаются публикации что если работал на вредном производстве, и служил в СА, то нужно обратиться в ПФ за перерасчетом. Кстати вредный стаж я полностью выработал. Так нужно-ли, и что мне это даст?

12.1. Если Вам Пенсионный Фонд откажет в разъяснении имеющихся у Вас вопросов по начисленной Вам пенсии и возможному пересчету, обращайтесь к юристам с вопросом, правомерен ли отказ ПФ дать разъяснения.
Вы считаете, что Пенсионный Фонд не учел то, что Вы работали на вредном производстве? Если Да, то Ваш вопрос должен быть сформулирован иначе.

13. Мужчина 1961 гр, имеет пять лет вредного стажа (список 2) (работал электромонтером по ремонту и обслуживанию… угольная промышленность) плюс два года службы в советской армии. (ушёл в армию, отработав 1,5 года, отслужил и продолжил работу) По настоящий момент работает, перерывов в общем стаже не было. Имеет ли право на льготную пенсию.

13.1. Нет однозначности. По тексту — если служба в армии была непосредственно до работы по 2 списку, то будет иметь, тогда в таком случае служба в специальный стаж засчитывалась. Если нет — не будет, не хватает специального стажа.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях»
Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии
1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

Где ты служил?

«Воинская служба в рядах вооруженных Сил СССР – почетная обязанность советских граждан.» (Конституция СССР.)

Вы помните, какие были любимые темы для разговора у мужиков «за рюмкой», в ТО время? Многие наверняка помнят. Их было три: женщины, работа и служба в армии. Вот именно – служба в Советской армии. Это была объединяющая тема для мужиков разных возрастов. Одним из первых вопросов, когда я приходил в новый мужской коллектив был – «где служил?». Обязательно в любом таком коллективе находился кто-нибудь, кто служил в таких же войсках, или в тех же местах, а если находился «однополчанин», при этом неважно, что он служил лет на 20 раньше – он становился почти родственником и опекуном новичка. Служба в армии, была тем самым началом, которое объединяло абсолютное большинство мужиков Советского Союза, несмотря на различие в возрасте, социальном положении и т.д. Мы все служили в армии или на флоте. Мы все исполняли «почетную обязанность». И, что все хотели служить и, просто рвались в армию? Да ничего подобного! Разве, что в детстве… Но чем ближе подходил призывной возраст, тем становилось страшнее. Наслушавшись ужастиков от отслуживших друзей о кошмарных учебках, многокилометровых марш-бросках и (самое жуткое!) – о дедовщине, которой не миновать, начинала колотить мелкая дрожь. Но мы харахорились, и не показывали своих страхов. Не хотелось идти в армию, ой не хотелось! НО! Мы знали, что армию надо пройти и ее не миновать. Редко кому в голову приходило мысль, «откосить» любыми способами. А знаете почему? Нынешнее поколение вряд ли поверит… Не отслужить в армии, было СТЫДНО! В той же компании мужиков, если выяснялось, что кто-то из нас не служил в армии, задавался бестактный вопрос – «больной, что ли?». Хотя причины могли быть совершенно другие и довольно веские, но… человек выпадал из «обоймы». Мужик он конечно хороший, но не служил… Неловко как-то.

А чего стоили проводы в армию!!! Да многие свадьбы бледнели на их фоне. Ох, и любили же у нас проводы. Два раза в год, в призывной период, по всему огромному Советскому Союзу гремели проводы в армию. И увидев утром в городе подгулявшую компанию, в центре которой брел очманевший от напутствий и водки, хлопец в несуразной одежке, с рюкзаком и рыдающей подругой на шее, абсолютно любому становилось понятно – в армию. Даже милиция, такие компашки не трогала, ну предупредят, разве что.

Армию, пафосно называли школой жизни, но несмотря на всю пафосность, большая доля правды в этом есть. Даже отъявленные разгильдяи, вынуждены были подчиняться дисциплине, нарушали конечно, но полностью игнорировать ее не могли, вчерашние «домашние мальчики», которым мамы-бабушки пришивали пуговицы и чистили ботинки, были вынуждены учиться ухаживать за собой самим, про физическую закалку я вообще молчу, лично я, до армии и подтягивался то с трудом, из армии же вернулся с разрядом по многоборью. И что самое примечательное, то чему научился в армии, закрепилось на всю жизнь (по сей день, я чемпион семьи по чистке картошки 🙂 ). Именно в армии происходило взросление пацанов. Служба в Советской Армии был тем самым рубежом, который должен был пройти каждый, уважающий себя, парень. Еще в школе, наша жизнь уже имела определенный план на ближайшее будущее. Те, кто собирался учиться дальше, ставили перед собой эту ближайшую цель, кто не чувствовал в себе силы для поступления в ВУЗ (к слову, в институты, в Советском Союзе принимали в основном за знания, а не за деньги), собирались идти работать (чаще всего на завод) или учиться в ПТУ, но и те и другие, знали – впереди армия. И только после армии, отслужив положенное, можно было строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. При этом, отношение к дальнейшей жизни, ой как отличалось от «доармейского». Именно после службы в Советской армии, многие ребята шли учиться, и поверьте, отношение к учебе у них было немного другое, чем у вчерашних школьников.

У парня отслужившего в армии возможности были гораздо шире нежели у «неслужившего». Многие из профессий и мест работы, для того кто не служил в армии, были просто недоступны. А девчонки! Вчерашний солдат, котировался в их глазах намного выше. После армии, можно уже и жениться, самое время… Сама служба у всех протекала по-разному, было много такого, что и вспоминать не хочется. Но, что самое поразительное, что это и не вспоминается, память загоняет эти воспоминания в самый дальний угол сознания, и оставляет на самом видном и почетном месте все самое лучшее и интересное о службе в Советской армии. И каждому мужику, отслужившему в армии есть что рассказать. А если еще малость приукрасить, да чуток приврать… Заслушаешься! Но это уже тема для другой статьи.

Расскажите друзьям о статье и сайте. Просто нажмите кнопочки… Спасибо!!!

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *