Виды мотивация персонала

Мотивация персонала

Мотивация персонала – ключ к повышению качества и результатов работы!

Мотивация персонала — это комплекс материальных и нематериальных стимулов, призванный обеспечить качественный и производительный труд работников, а также способ привлечь в компанию наиболее талантливых специалистов и удержать их.

Решаемые задачи при внедрении системы мотивации персонала

  • Удержание продуктивных сотрудников;

  • Вовлечение сотрудников в работу и раскрытие их потенциала;

  • Привлечение в компанию нужных сотрудников.

Виды мотивации персонала

Материальная мотивация персонала — зарплата, премии и бонусы.

Нематериальная (неденежная) мотивация персонала — социальные льготы, дополнительное пенсионное обеспечение, медицинская страховка, оплата проезда, обедов, мобильной связи, абонемента в бассейн и т.д. традиционно относят к способам нематериального стимулирования, поскольку сотрудник не получает на руки «живые» деньги, хотя компания и тратит на все это средства.

Когда необходимо пересматривать систему мотивации персонала?

  • Возврат инвестиций на человеческий капитал не оправдывает ожиданий менеджмента;

  • Оборот на одного сотрудника ниже, чем в целом по отрасли;

  • Общие затраты на персонал превышают оптимальные значения;

  • Численность персонала неоправданно завышена;

  • Низкая лояльность работников организации;

  • Высокая текучесть персонала;

  • Низкое качество работы.

Основные методы совершенствования мотивации персонала

  • Внедрение системы управления по целям, как метод мотивации персонала;

  • Создание надежной системы оценки эффективности сотрудника и определения потенциала его развития;

  • Разработка системы окладов, грейдирование должностей;

  • Финансовое моделирование и присвоение ставок по грейдам;

  • Разработка системы бонусов, завязанных на результат на основе ключевых показателей эффективности (KPI);

  • Формирование сдельно-премиальной части заработной платы;

  • Создание прозрачных и ясных маршрутов карьерного продвижения;

  • Создание «золотого» кадрового резерва, включая планы подготовки сотрудников входящих в кадровый резерв;

  • Обучение руководителей по теме «Мотивация персонала».

Мотивация персонала как проблема

Во многих российских компаниях занимаются разработкой и внедрением различных систем мотивирования персонала. И, тем не менее, сложность проблемы состоит в том, что не совсем понятно, как стимулировать людей к трудовым подвигам? Разберем последовательно основные вопросы, связанные с мотивацией.

Когда нужно заняться разработкой и внедрением новой или изменением существующей системы мотивации персонала?

Задуматься о решении проблемы мотивации персонала необходимо:

  • Если сотрудники оценивают свою работу как незначимую для компании;

  • Если у работников присутствует выраженная неудовлетворенность карьерным ростом и заработной платой;

  • Если они говорят о недостатке самостоятельности в работе;

  • Если присутствуют нечеткие требования со стороны руководства компании или подразделений;

  • Если в работу других сотрудников имеется недогрузка, как следствие, большой удельный вес неформальных разговоров, чаепитий, перекуров и т. п.

Разработка и внедрение системы мотивации становится необходимой, если у многих сотрудников проявляются симптомы профессионального «выгорания»: снижения энтузиазма и потеря интереса к работе, а также замещение профессиональных интересов другими интересами, не связанными с работой. Кроме того, если в компании резко повышается текучесть персонала, то в первую очередь нужно задуматься о его мотивации. Необходимо ориентироваться на такую «норму текучести»: от 4-7% до 12-15% обновления состава работников. В некоторых российских компаниях текучесть достигает от 100% до 250%! Следует заметить также, что если в компании возникают враждующие группировки между молодыми и зрелыми сотрудниками, или женщинами и мужчинами, то проблема также может состоять в неэффективной системе мотивации.

Наконец, необходимо подумать о разных факторах, в том числе и о разработке эффективной системы мотивации, если неформальный лидер активно борется против руководителя.

Заработная плата как мотивирующий фактор

Большинство российских руководителей считают, что к успешному труду людей побуждает, в первую очередь, заработная плата. Поэтому, если компания не может платить большие деньги, народ обычно работает «спустя рукава», и руководство с этим мирится, оправдывая такое положение дел лимитом в финансовых ресурсах. Конечно, на такое отношение к проблеме мотивации персонала со стороны руководства влияет традиционное для России преувеличение значения заработной платы как основного или единственного мотивирующего фактора. Проявляется также особое, чисто российское отношение самих сотрудников к деньгам. Это отношение выражается во мнении, что деньги должны платить за факт присутствия на работе.

Известно, что в умах российских работников присутствуют две установки: «Деньги платят» и «Деньги зарабатывают». Так вот, мы сейчас говорим про распространенность первой установки: «Деньги платят». К сожалению, такая установка проявляется не только у зрелых, но и молодых работников. А вот вторая установка «Деньги зарабатывают» еще не стала окончательно популярной среди российских работников.

Установка на получение денег за факт присутствия на работе, очевидно, является наследием советского времени. Но именно она создает первое противоречие в целях руководства и ожиданиях сотрудников: персонал хочет, чтобы ему платили, а руководители хотят, чтобы персонал зарабатывал. Есть и второе противоречие в целях руководства и ожиданиях сотрудников: руководство стремится платить как можно меньше, но чтобы сотрудники при этом работали как можно лучше, а сотрудники хотят, чтобы руководство платило как можно больше, но спрашивало с них как можно меньше.

На учебных семинарах руководители разных компаний, всегда задают такие вопросы: «Вы — психолог, скажите, кому из работников обязательно нужно повышать заработную плату, а кому — можно не повышать?», «Вы — психолог, скажите, на сколько и как часто нужно повышать, чтобы работник был мотивирован?»

Эти вопросы имеют под собой реальное основание, потому что влияние такого мотивирующего фактора, как заработная плата, далеко не однозначно. Так, если для одного сотрудника повышение на 100 у.е. — очень значимо, то для другого — незаметно. А у третьего работника, нацеленного на карьеру и повышение в должности, повышение оклада на 100 у.е. вызовет раздражение и желание подать заявление об уходе.

Как же нужно повышать заработную плату?

Общая рекомендация состоит в следующем: повышать заработную плату необходимо на сумму, составляющую от 15-20% до 40-50% оклада работника. Замечено, что эффект (значение) от повышения заработной платы длится от полугода до одного года, после чего падает. Падение мотивации от повышения заработной платы проявляется практически всегда, даже если существенно повысить оклад работника, например, в 2 раза. Высокая мотивация от повышения заработной платы имеется у молодых работников, которым необходимо решить важные жизненные задачи: организовать семью, купить квартиру, создать условия для рождения ребенка и т.п.

Высокая мотивация от повышения заработной платы присутствуют у руководителей, в работе которых есть выраженная ответственность и напряженность и заработная плата выступает в качестве фактора, компенсирующего высокие затраты времени и здоровья. Заработная плата может не выступать мотивирующим фактором для творческих и креативных работников, нацеленных на содержательные характеристики труда: самостоятельность, наличие творчества.

Заработная плата (или премиальные) не будет мотивирующим фактором, если существует большой временной разрыв между достижением высоких результатов в работе и получением денег. Поэтому заработная плата становится мотивирующим фактором только тогда, когда она напрямую связана с результатами труда.

В заработной плате должны быть отражены не только результативные, но и объективные характеристики работника: его образование, стаж работы в компании, продолжительность работы в данной профессии. Таким образом, зарплата должна состоять, как минимум, из трех частей: минимальной, но стабильной части, премиальных по результатам труда и денежной суммы, отражающей опыт и стаж работника.

Значительный разрыв в заработной плате между топ-менеджерами и линейными менеджерами многих российских компаний и банков, составляющий нередко десятки раз, снижает мотивирующее значение заработка у руководителей среднего звена. При большой разнице в оплате (чаще всего, премиальных) разных категорий работников, во всем мире практикуется принцип «черного конверта» — передача денег в конверте. Однако в российских компаниях этот принцип не всегда срабатывает, поскольку русские обычно легко спрашивают о том, кто и сколько получил денег, а также рассказывают о своих доходах. Люди вообще склонны сравнивать, кто и сколько зарабатывает. Эта склонность будет особенно сильно проявляться, если в компании нарушен принцип справедливости. Другими словами, если один работник видит, что другой, формально — такой же, как он, и за такую же работу, какую выполняет он, получает значительно больше, то первый будет считать, что ему не доплачивают. Если работник считает, что ему не доплачивают, то он или резко снизит свою производительность, или какой-то период будет стараться работать хорошо, чтобы повысить свой заработок. Тот работник, который считает, что ему переплачивают, будет стремиться к сохранению высокой интенсивности и эффективности своего труда. Вообще, на оценку размера своей заработной платы работником влияют два условия: сравнение того, сколько платят в других компаниях в этой отрасли за такую же работу и его сравнения своих усилий и времени, затраченных на работу и вознаграждения.

В одной небольшой компании сотрудница сказала мне примерно такие слова: «Раньше я очень старалась работать. Но потом, когда я увидела, что результаты моей работы абсолютно не влияют на мой заработок, перестала стараться. Теперь я работаю ровно на столько, на сколько мне платят».

Мотивирующие факторы кроме заработной платы (внеэкономическое стимулирование)

Несмотря на большое значение заработной платы в разработке системы мотивации персонала, все же, заблуждение думать, что заработная плата — единственный фактор мотивации персонала. Существуют еще немало факторов, влияющих на удовлетворенность работников и уровень их профессиональной мотивации.

Очень важным мотивирующим фактором выступает социально-психологическая атмосфера в компании и возможность общения с коллегами. При этом важно, чтобы отсутствовали неформальные разговоры в течение слишком большого рабочего времени. Например, считается, что для удовлетворения потребности в общении, кроме обеденного перерыва, достаточно дополнительного 10-15-минутного перерыва, организованного два раза в день: до обеда и после него. Мотивирующим фактором для работника выступает возможность получить и увидеть результат своего труда. И, наоборот, если в случае длительного периода интенсивной работы и усилий человек не видит результатов своего труда, он испытывает острую неудовлетворенность. Серьезным мотивирующим фактором практически для всех людей выступает возможность иметь уважение на работе и чувствовать себя значимым и нужным работником. Чрезвычайно важным фактором мотивации является возможность повышать свою профессиональную квалификацию полностью за счет компании или частично. В некоторых российских компаниях, например, оплачивают до 40% стоимости обучения ведущих сотрудников. Делегирование со стороны руководителя профессиональных задач, ответственности и полномочий нередко выступает мотивирующим фактором для амбициозных работников. Мотивировать могут также приглашения руководства на неформальные встречи, спортивные праздники, охоту или поездки, на которые приглашается узкий круг приближенных (удовлетворение потребности в причастности).

Индивидуальный подход к мотивации отдельных сотрудников

Поскольку проблема мотивации относится к разряду сложных, неоднозначных и противоречивых проблем, часто самый лучший способ построения эффективной системы мотивации персонала — это учет их профессиональных и индивидуальных особенностей (психотипов). Кратко опишу две основные идеи этого подхода: ожидания работника и диагностика его психологического типа.

  • Большое значение имеет субъективное ожидание работника: если он будет работать хорошо и с самоотдачей, то он получит желаемое для него вознаграждение. Руководителю важно знать, какое именно вознаграждение ждет работник — повышение в должности, увеличение размера заработной платы, направление на учебный семинар или второе высшее образование, получение дополнительного свободного времени, расширение бонуса и т.п. Если поощрительное вознаграждение совпадает с ожиданием работника, его мотивация повышается, если не совпадает, то понижается.

  • Положительная или отрицательная реакция работника на ту или иную форму вознаграждения зависит также от его характера и психотипа. Можно использовать разные классификации психологических типов и для каждого из них подбирать мотивирующие факторы. Ограничимся теми классификациями, которые отчетливо проявляются на работе. Итак, работники различаются по направленности, по этому критерию можно выделить три психотипа.

«Внутренние» люди — это те, кто направлены на содержание работы и эмоциональный комфорт. Для них важна возможность достижения значительного или выдающегося результата, они стремятся выбирать для себя интересную работу, связанную с общением с коллегами, они любят ощущать себя нужными и значимыми. Очень важной для них является потребность в самореализации своих способностей. Заработная плата для них стоит не на первом месте. Если будут хорошие деньги, но рутинная и неинтересная работа, они могут уйти в другую компанию на меньшие деньги, но туда, где есть возможность выразить себя и реализовать свои идеи.

«Внешние» люди — те, для которых важны внешние атрибуты труда и успешности. Они ценят заработную плату, возможность карьерного роста, похвалу со стороны руководства, они стремятся иметь символы успеха — хороший кабинет, классную машину, одежду, власть. «Смешанные» типы — это те, для которых важно и то, и другое. Несмотря на то, что смешанные психотипы существуют, все же в каждом конкретном случае нужно анализировать, какие условия работы выступают для человека на первый план, а какие — на второй. Если на первом плане — содержание работы, то мотивирующим фактором будет выступать такое задание, выполнение которого потребует от работника креативной активности. Если на первом плане — статус и положение, то мотивировать сотрудника будет карьерный рост и деньги.

Работники различаются по характеру (или темпераментным качествам)

Холерики — активные, общительные, открытые, амбициозные и вспыльчивые, любят риск, ценят продвижение и развитие во всем: в заработной плате, карьере, «наращивании» профессиональных знаний, опыта и благополучия. Их необходимо постоянно поощрять, не реже, чем один-два раза в год, соответственно результату и возможностям компании: повышать зарплату, должность, отправлять на обучение и проч. При этом, для них важно, не какой конкретный вид поощрения они получают, а что часто проявляется внимание начальства к результатам их работы.

Флегматики — спокойные, медлительные, замкнутые и стабильные люди. Больше всего они любят организации, в которых нет угрозы увольнения или банкротства. В заработной плате ценят не столько ее размер, сколько стабильность и регулярность.

Сангвиники — активные, энергичные люди с хорошим самоконтролем и эффективной саморегуляцией. В первую очередь, ценят карьерный рост, поэтому мотивировать их будет назначение на новую, более высокую должность.

Меланхолики — эмоциональные, чувствительные, тревожные, склонны к ведомой позиции, не любят рисковать, боятся конфликтов. Ценят хорошую атмосферу, позитивное отношение со стороны руководства, спокойствие и отсутствие конфликтов. Если все это есть на работе, переходить в другую компанию не будут даже тогда, когда там появится возможность карьерного роста и увеличения заработной платы. В этом случае они рассуждают примерно так: «Неизвестно, как я там смогу поладить с сотрудниками и руководством. А здесь меня уважают, я всех знаю. Останусь в этой компании».

Работники разделяются на разные психотипы по стилю мышления

Аналитики — ценят содержание работы, стабильность, возможность обучения и повышение квалификации. Мотивировать его может наличие развернутого времени для тщательного, детального выполнения задания, отсутствие спешки и стрессов, а также возможность учиться. Прагматики ценят карьеру и заработок. Если в компании есть возможности удовлетворить потребность прагматиков, они будут работать. Если таких возможностей нет, то прагматики легко меняют работу. Критики ценят возможность быть значимым экспертом и оценивать работу других сотрудников. Они любят свободу в высказывании своего мнения, не подчиняются авторитетам. Я заметила, что в случае сокращения персонала в первую очередь, увольняют критически настроенных сотрудников. Однако квалифицированных критиков нужно ценить, потому что именно они могут вовремя выявить ошибку, предсказать неудачу, ограничить власть зарвавшегося руководителя. Реалисты стремятся к лидерской позиции и управлению. Это — потенциальные руководители. Если в компании есть вакансии, они будут работать, если вакансий, соответствующих их профессионализму, нет, они уйдут.

И последняя классификация сотрудников на основе того, как по-разному они относятся к работе в организации. По этому критерию выделяют профессионалов, исполнителей, руководителей (лидеров) и нейтралов. Психологический тип работника, проявляющийся в его отношении к компании, тоже влияет на его мотивационные ожидания.

Профессионалы проявляют интерес к содержанию работы, любят трудные задачи, стремятся получать новую, профессионально значимую информацию, проявляют независимость и автономность, не любят ни руководить, ни подчиняться. Мотивировать профессионала можно тем, что он получит свободу в выборе проблемы, возможность работать самостоятельно, и за ним будет минимальный контроль или вообще отсутствие контроля. Ему нужно давать сложные задания, периодически отсылать на разные обучающие семинары и тренинги. Для профессионала важно периодически выбираться в свое профессиональное сообщество, чтобы его признавали и положительно оценивали «коллеги по цеху». Профессионалы поэтому любят конференции, публикации, выступление, награды, знаки отличия.

Исполнители любят работать в коллективе, вместе со всеми, они любят утром уходить на работу, а вечером приходить с работы, стремятся к распределению ответственности и функций на рабочем месте, ориентированы на выполнение приказов и поручений, избегают ответственности и лидерства. Мотивировать их будут положительная оценка со стороны руководителя, публичное поощрение морального характера, поручения по выполнение представительских функций.

Лидер стремится к влиянию и власти. Если его не назначают руководителем, как правило, он становится неформальным лидером, может сопротивляться решениям руководства, критиковать руководство компании. Мотивировать такого работника будет перспектива стать руководителем — ответственность и карьерный рост.

Нейтрал — самый сложный работник в плане его мотивации, потому что любая мотивирующая система может быть для него неэффективной, потому что его интересы лежат вне работы. Он может увлекаться чем угодно: религией, эзотерикой, бабочками, живописью, охотой, спортом, машинами и проч. Для него важны такие условия работы: четкая постановка рабочих задач, стабильный график без сверхурочных, понятная и несложная работа, дружеские отношения с коллегами, от которых он ждет принятие своих ценностей и интерес к его увлечениям. Заработная плата его интересует не в первую очередь.

Разработка эффективной системы мотивации

Чтобы разработать и внедрить эффективную систему мотивации, нужно реализовать три этапа: провести диагностику мотивационной среды компании, разработать сегментированную систему мотивации, в которой комплексно применять материальные и моральные средства мотивации, регулярно проводить мониторинг и коррекцию мотивационной системы.

Первый этап: диагностика мотивационной среды компании (системы стимулирующих условий). На этом этапе реализуются следующие мероприятия:

  • Разработка методов объективного и однозначного измерения результатов работы сотрудников.

  • Доступность для сотрудников официальной информации о желаемом результате (как нужно работать и какие результаты иметь).

  • Оценка степени достижимости желаемых результатов. При слишком трудной или слишком легкой задаче мотивация работников, как правило, снижается.

  • Учет принципов стимулирования: наличие общих для всех условий мотивации, обоснованная система оценки, наличие четких критериев измерения результатов, простота и понятность средств оценки результатов, связь результата и поощрения, измерение результатов и вознаграждение всех работников соответственно результатов их работы, упор на качество, контроль за нормативами, наличие механизма пересмотра нормативов, стимулирование способных и талантливых работников.

Второй этап разработки системы мотивации — это этап построения сегментированной мотивирующей системы и учет психологических особенностей работников.

На втором этапе необходимо провести именное анкетирование работников с целью выделения определенных групп и разработки сегментированной системы мотивации. Пример такой анкеты, направленной на получение информации для построения сегментированной системы мотивации, приведен в конце статьи.

На втором этапе можно также провести психологическое тестирование работников внутри каждой группы с целью учета их ожиданий и реализации индивидуального подхода соответственно психотипам отдельных работников. На втором этапе, учитывая выделенные группы работников и данные по их индивидуально-психологическим особенностям, необходимо ввести принцип комплексности, т.е., применять не только материальное, но и моральные средства стимулирования:

  • Оценка и признание личных заслуг отдельных работников: публичная оценка на совещаниях, улучшение интерьера кабинета способного руководителя, статьи во внутрикорпоративной прессе о достижениях, фотографии или сообщения на специальных стендах и «Досках почета», почетные поручения от высшего руководства, почетные знаки и награды.

  • Оценка и признание заслуг подразделения: информирование о достижениях подразделения на совещаниях и во внутрикорпоративной прессе, организация торжественных обедов в честь определенных сотрудников, направление сотрудников на определенную конференцию (семинары, выставки, встречи), направление группы на обучение, поездка группы на экскурсию или в туристическую поездку, вручение знаков отличия.

  • Личное признание заслуг сотрудников со стороны руководства: устное выражение благодарности, письменное выражение благодарности, подарки, беседа с руководителем.

Третий этап разработки системы мотивации — это проведение мониторинга и коррекции. На этом этапе проводится постоянное анкетирование сотрудников, примерно раз в полгода и изменение мотивирующих факторов в соответствии с получаемой информацией об их отношении к условиям работы в компании.

Виды и формы мотивации труда. Мотивация и эффективность труда

⇐ Предыдущая12345

Мотивация трудовой деятельности — совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Методы мотивации персонала — совокупность приемов и способов мотивирующих, персонал на результативный труд. В кадровой работе различают методы мотивации персонала: — экономические методы; — психологические поощрения; — методы партисипативности; — методы расширения и обогащения работы; — методы устранения отрицательных стимулов; — целевой метод;

— дисциплинарные методы.

определенного поведения, приводящего к успешности действий. Для закрепления самого факта успеха, необходимо его признание и соответствующая реакция руководства. Результаты труда не должны быть безликими, то есть работа, идея, предложение должны иметь автора и это имя должно быть оглашено. Вознаграждение, как и наказание должно быть неотвратимо (по принципу стимул-реакция).

В соответствии с различными мотивационными теориями (Маслоу, Мак Клеланда, Герцберга, Портера, Лоулера и т.д.) выявлены следующие закономерности: изначально идут первичные потребности (физиологические), то есть чистый воздух, вода, пища, тепло; потребность в безопасности и постоянстве обеспечения. Далее идут вторичные потребности (духовные), то есть потребность в принадлежности к значимой референтной группе, социальном общении; потребность в признании, престиже и уважении; потребность в самовыражении. Соответственно можно предложить следующие виды мотивации:

1. Денежная: оклад, премии, гратификация, компенсации, больничный, отпускные

2. Карьерная: участие сотрудников компании в конкурсе на замещение вакантного места, конкретное продвижение по службе, наличие символов служебного статуса (наименование должности, а/м, мобильная связь, отдельный кабинет и его месторасположение в офисе),ощущение причастности (совещания, благодарность за помощь, грамоты)

3. Обучение: регулярные тренинги и повышения квалификации, курсы повышения квалификации, предусматривающие получение диплома, второе высшее образование, получение научной степени, обучение и переобучение, связанное с карьерным ростом (введение в должность)

4. Ценные именные подарки: за выслугу лет, за выполнение планов компании, за большой личный вклад в развитие компании, дни рождения

5. Отдых: отпуска, путевка полностью выкупается сотрудником, поощрение за что-то (награждение конкретной путевкой). Полностью за счет компании.

6. Медицинское страхование

Позволяет заботиться о здоровье сотрудников за достаточно минимальные деньги, экономит время сотрудников и руководителей.

7. Соревнование.

Возможность цивилизованными способами выяснить кто «круче».

27. Вознаграждение персонала- это оплата исполненной работы, система оценки труда каждого работника и персонала в целом. Она должна быть справедливой и, по возможности, удовлетворять персонал и п/п, нанимателя и служащего, включающая:

— материальные формы оплаты за определенное кол-во и качество труда;

— виды морального поощрения, общ-ного признания трудового вклада

На размер вознаграждения влияют факторы:

— обстоятельства, не зависящие от воли хозяина и ценности служащего; — дороговизна жизни, избыток и недостаток персонала, общее состояние дел; -экономическое положение предприятия и т.д; — ценность служащего; -принятая форма заработной платы.

28.Маркетинг персонала- вид управленческой деятел., направленной на определение и покрытие потребности в персонале. В последнее время в работе с персоналом стал преобладать предпри-ко-рыночный подход, при котором труд, его условия и рабочие места рассматриваются как продукты маркетинга. Существует 2 основных принципа пониманию состава и стр-ры маркетинга персонала. Первый предполагает рассмотрение задач персонал-маркетинга в широком смысле. Под маркетингом персонала в данном случае понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами. Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к фирме. Фактически — это «продажа» фирмы своим собственным сотрудникам. Принцип маркетинга персонала в его широком толковании опирается на рыночное мышление, что отличает его от традиционных административных концепций управления кадрами. Второй принцип предполагает толкование персонал-маркетинга в более узком смысле — как особую функцию службы управления персоналом. Она направлена на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах.

30. 31.Управление конфликтами. Основные методы управления конфликтами-это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации)причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д. Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации)причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта. При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах. К.Томас и Р.Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: приспособление, уступчивость; уклонение; противоборство; сотрудничество; компромисс. Основу классификации составляют два независимых параметра: 1) степень реализации собственных интересов, достижения своих целей. 2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны. Существует достаточно много методов управления конфликтами. Их можно представить в виде нескольких групп, каждая изкоторых имеет свою обл. применения: 1.Внутриличностные- методы воздействия на отдельную личность, заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Использовать способ «я-высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение. 2.Структурные — методы по устранению орг-ных конфликтов т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К ним относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения. 3.межличностные методы или стили поведения в конфликте; переговоры; ответные агрессивные действия, эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп. Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Они представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон. Для того чтобы переговоры стали возможными, надо выполнение опр. условий: существование взаимозависимости сторон, участвующих и конфликте; отсутствие значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта; соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров; участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.

32. Понятие и основные элементы организацииЭлементы орг-ции — подструктуры, части, составляющие орг-ции, задающие ее неповторимость, отличие от всех других. Рассматривая организацию как социальный институт, мы можем выделить несколько элементов, составляющих ее струк­туру и определяющих ее как особое образование, отличное от многих других. Цель Ни одна организация (как формальная коммерческая струк­тура, так и неформальное общественное объединение) не смо­жет сформироваться и тем более далее существовать, если не будет определена ее цель — то, ради чего данная организация формируется и будет действовать в дальнейшем.Миссия, мы наблюдаем, что все большее количество орга­низаций начинают свои презентации и рекламные кампании с представления собственной миссии — цели деятельности орга­низации, ориентированной в будущее.Видение, для описания цели организации важен такой ас­пект, как видение, т. е. то, как организация предполагает дви­гаться к достижению стратегических целей, как она видит пути и этапы достижения целей. СтруктураСледующий важный элемент, без которого не может суще­ствовать ни одна организация, — ее структура. Под структурой организации понимается ее архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жестко­сти/гибкости организационной конфигурации, типы взаимо­действий между внутренними элементами. В литературе и управленческой практике выделены три основных типа органи­зационных структур: • линейная; • функциональная; • адаптивная.Технология — это способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы организации по превра­щению исходных элементов труда в итоговые результаты, яв­ляющиеся целью деятельности организации. Финансыпод ними понимают все денежные и другие ср-ва, которыми располагает или которые может привлечь орг-ция для выполнения собственной деятельности. При­нято выделять три основные функции финансов: • распределительную; • стимулирующую; • контрольную.УправлениеСовременное понятие «управление» означает процесс коор­динации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации.Персоналпод ними понимают совокупность всех чело­веческих ресурсов, которыми обладает организация. Это со­трудники организации, а также партнеры, которые привлека­ются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разра­ботки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.

33. Сущность и типы организационных структурВыделены три основных типа органи­зационных структур: • линейная; • функциональная; • адаптивная. Линейная организационная структура, которая часто называ­ется пирамидальной, бюрократической, — строго иерархически организованная, характеризующаяся разделением зон ответст­венности и единоначалием. Выделяются два подтипа линейных организационных струк­тур: плоские и высокие, различающиеся количеством иерархи­ческих уровней по отношению к общему числу работников. Преимущества линейных организационных структур: • четкая система взаимных связей; • быстрота реакции в ответ на прямые приказания; • согласованность действий исполнителей; • оперативность в принятии решений; • ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения. Основная проблема организационных структур этого типа — ограниченность количества подчиненных, которые могут «замы­каться» на одного руководителя, т. е. ограниченность диапазона (сферы) контроля. Функциональная орг-ная структура построена по принципу распределения функций внутри организации и соз­дания сквозных подструктур по управлению функциями. Преимущества функциональных организационных структур: • более глубокая проработка решений по функциональным направлениям; • высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение функций; • высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями. Одним из вариантов функциональной структуры является дивизионная (департаментная), которая может быть построена по продуктовому, региональному (географическому), потреби­тельскому (группе потребителей, обладающих общими свойст­вами) принципам. К основным проблемам функциональных организационных структур можно отнести ориентацию на реализацию в основ­ном закрепленных функций, отсутствие инновационности и гибкости при изменении ситуации как в организации, так и во вне ее. Адаптивная орган-ная структура — гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффек­тивные аспекты линейных и функциональных структур, успеш­но функционировать в постоянно изменяющемся мире. Выделяются следующие типы адаптивных организационных структур:1. проектная — временная структура, создаваемая для ре­шения конкретной задачи. Смысл этой структуры состоит в том, чтобы для решения задачи собрать в одну команду всех специалистов, осуществить проект качественно и в короткий срок, после чего проектная структура распускается; 2.матричная — функционально-временно-целевая структу­ра. Это особый вид организации, целиком построенной по проектному типу, действующей длительное время, что харак­терно для организаций, постоянно

34.Особенности и типы трудовых организаций.Существует два типа трудовых организаций: п/п (организации, выполняющие производственные и распределительные функции) и учреждения (организации, выполняющие управленческие, научные, образовательные, лечебные, проектные, культурные функции). Социальную основу трудовых организаций составляют трудовые коллективы, или трудовые общности, -объединения людей, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Предметом взаимодействий и отношений между членами трудовой общности являются заданные извне трудовые цели, функции и роли. Поэтому складывание трудовых коллективов — это сложный, противоречивый и не всегда упорядоченно протекающий социальный процесс. Эффективность трудовой орг-ции как целевой группы прямо зависит от таких хар-к трудового коллектива, как разделяемые его большинством ценности, сплоченность, конфликтность, уровень квалификации и общей культуры его членов, ответственность, трудовая. Искусство управления трудовой орг-ей во многом заключается в умении сформировать трудовую общность и использовать творческий потенциал, содержащийся в солидарных трудовых действиях сплоченного и ответственного трудового коллектива. Важно уметь находить эффективные способы взаимодействия неформальной и формальной подсистем трудовой организации. Признаки и особенности

1.Трудовые организации стремятся к повышению благосостояния тех, кто в них участвует и развитию всей экономики в целом руководителей.

2.Они берут на себя весь производстный и коммерческий риск. В трудовых организациях руководство «распылено» между всеми их членами, которые следуют принципу демократического участия в управлении.

3.Трудовые организации по-разному используют труд, капитал и природные ресурсы как факторы производства, в них капитал является средством повышения качества труда. Рационального природопользования и улучшения условий жизни каждого члена.

4. Деятельность трудовых организаций направлена на то, чтобы обеспечить сохранение, расширение занятости и отстоять, таким образом, трудовые интересы их членов.

5. Трудовые организации в первую очередь сориентированы на индивидуальные запросы потребителей.

6. Трудовые организации имеют условия для возникновения, становления, сохранения и укрепления трудовой морали, то есть жизненной заинтересованности у каждого участника трудового процесса в добровольном, добросовестном, инициативном труде, заботливом отношении к средствам и результатам труда, как к своим, так и к чужим.

7. Трудовым организациям присущ дух солидарности, проявляющийся в традиционных формах культурной и социальной деятельности.

35, 36. Понятие организационной структуры управления персоналом Характеристика основных видов организационных структур системы управления персоналомПодразделения — носители функций управления персоналом — могут рассматриваться в широком смысле как служба управления персоналом. Конкретное место и роль указанной службы в общей системе управления организацией определяются местом и ролью каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и орган-ным статусом его непосредственного руководителя.

Этот организационный статус подтверждается набором полномочий и ответственности. Их объем и иерархический ранг во многом определяются позицией первого руководителя организации по отношению к кадровой службе. Они также формируются по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала. В зависимости от степени развития и особенностей организации структурное местоположение кадровой службы может быть различным. В зарубежной практике выделяются несколько таких вариантов. Вариант 1: структурная подчиненность кадровой службы руководителю по администрированию. Основная посылка этого варианта состоит в сосредоточении всех центральных координирующих служб в одной функциональной подсистеме. Выполнение задач службой персонала рассматривается в рамках его роли как штабного подразделения. Вариант 2: структурное подчинение службы управления персоналом в качестве штабного отдела общему руководству организации. Вариант 3: структурная подчиненность кадровой службы в качестве штабного органа высшему руководству. Данный вариант наиболее приемлем на начальных этапах развития организации, когда первый руководитель пытается таким образом поднять статус и роль кадровой службы, хотя иерархический уровень заместителей руководителя еще не готов к восприятию отдела персонала как подразделения, равнозначного второму уровню управления. Вариант 4: организационное включение службы управления персоналом в руководство организацией. Данный вариант можно рассматривать как наиболее типичный для достаточно развитых фирм с выделением сферы управления персоналом в качестве равнозначной подсистемы управления в ряду остальных подсистем управления.

⇐ Предыдущая12345

Сущность и виды мотивации труда

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации .

Отношение человека к труду определяется различными побудительными силами. Они могут быть внутренними и внешними. К внутренним относятся потребности, интересы, желания, стремления, ценности, мотивы; к внешним — разнообразные средства экономического и морального воздействия (стимулы), используемые государством, организациями для повышения трудовой активности работников. Следует различать социально-психологическую и социально-экономическую мотивации.

Первая формируется под воздействием на работника таких факторов, как социальные ожидания, нормы, ценности, образцы поведения и т.д.

Вторая — определяется более широким кругом факторов: отношениями собственности, предпринимательской средой и условиями для конкуренции, принципами оплаты труда и формирования доходов, критериями подбора и выдвижения кадров, системой организации труда, производства и управления. Выделяют также перспективную и текущую мотивацию. Если мотивы деятельности человека и поставленная им цель относятся к отдаленному будущему, причем мотивы предусматривают стратегию поведения, то такая мотивация относится к перспективной. Если же мотивы связаны только с ближайшим будущим, то они определяют тактику поведения. Такая мотивация рассматривается как текущая .

Выделяют три типа мотивации труда: прямую, косвенную и побудительную.

Прямая мотивация формирует интерес к работе и ее результатам. В качестве факторов такой мотивации выступает содержание труда, сознание своих достижений для общества, признание их окружающими, чувство ответственности и самореализации, приносит удовлетворение. Человек трудится не только для получения заработка. Он испытывает интерес к содержанию самой работы, творчеству. Поэтому нет необходимости контролировать труд таких работников.

Косвенная мотивация основана на материальной заинтересованности. Факторами этого типа мотивации являются формы оплаты труда, уровень напряженности норм труда, уровень инфляции, цены на продукцию. В данном случае труд выступает в форме цены на рабочую силу, как «инструментальная» ценность, которая обменивается на производимые товары и услуги.

Побудительная мотивация базируется на страхе и обязанностях. Она определяется властью, уровнем безработицы и отсутствием гарантий сохранения рабочего места, социальной напряженностью, неуверенностью в завтрашнем дне .

Трудовая мотивация — это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ .

Сотрудники в современных организациях гораздо более образованы, чем раньше. Поэтому их мотивы являются сегодня более сложными и трудными для воздействия на них в процессе управления. Мотивация в психологии обозначает совокупность побуждений, формирующих и определяющих активность индивида, как систему факторов, детерминирующих поведение, и как процесс образования мотивов, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на заданном уровне. Это понятие описывает отношение, существующее между действием и причиной, его объясняющих или оправдывающих. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость ценностей деятельности, направленной на достижение определенной цели .

Под мотивом понимаются причины поведения человека, вследствие которых он поступает именно так, а не иначе. Мотивы носят индивидуальный характер, поддаются воздействию и выполняют многообразные функции: ориентирующую, смыслообразующую, опосредствующую, мобилизующую, оправдательную. Глубинными источниками мотивации являются потребности — нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма личности, социальной группы; это то, что возникает и сосредоточивается в содержании человека, достаточно общее для разных людей, но в то же время, имеющее индивидуальное проявление. Мотивы, потребности и цели образуют мотивационную сферу человека Мотивы преобразуются в потребности, которые формируют цели, которые отображены на рисунке 1.

Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних ученых, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий .

Рисунок 1 — Мотивационная сфера человека

Выделяют первичные (в еде, отдыхе и т.п.) и вторичные (уважение, успех) потребности. Также потребности классифицируют: материальные (физиологические, биологические), в безопасности существования, духовные (в знаниях, приобщении к науке, культуре, искусству, религии), социальные (в общении, в причастности к определенной социальной группе, в самоуважении, свободе, творчестве). Когда потребности осознаются человеком, они становятся его внутренним побудителем и регулятором, приобретая форму интереса, стремления к их удовлетворению. Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку то, что он считает для себя ценным. «Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда; «внешнее» — это зарплата, продвижение по службе.

Повседневная трудовая деятельность мотивируется материальной заинтересованностью работника (мотивы обеспечения), стремлением реализовать собственный потенциал (мотивы признания), свою социальную роль принятием участия в общественно значимой деятельности (мотивы престижа). Для отдельных социальных групп приоритеты в установках различны. Так, для руководителя — чаще всего мотивы признания, престижа, установка на сохранение занимаемой должности .

Мотивация труда — это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена — издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.

Мотивы труда формируются, если:

в распоряжении общества (или субъекта управления) имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека;

для получения этих благ необходимы трудовые условия работника;

трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности .

Поведение человека всегда мотивировано. Традиционный подход к мотивации основывается на понимании того, что сотрудники — это ресурсы организации, которые необходимо эффективно использовать. Задача менеджера — заставить сотрудников эффективно работать. Он должен проводить специфическое управление, направленное на развитие осознанного эффективного труда сотрудников для достижения целей организации. В этом состоит главная задача функции мотивации .

Мотивационный процесс можно представить в виде следующих одна за другой стадий, показанных на рисунке 2:

Рисунок 2 — Стадии мотивационный процесса

Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового и поощрения процесса и цели организации.

Современный уровень производства не может развиваться без эффективных мотивационных систем персонала, которые должны постоянно совершенствоваться под влиянием экономических и политических условий. Сегодня на рынке можно купить конкурентный товар, но купить на рынке конкурентоспособность и стимулы к ней невозможно. Поэтому отечественным предприятиям приходится самостоятельно искать наиболее подходящие и действенные методы организации труда .

Мотивация работников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом. Ориентация их на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства. Мотивация труда формируется до начала профессиональной трудовой деятельности — в процессе социализации индивидуума путем усвоения им ценностей и норм трудовой морали и этики, а также посредством личного участия в деятельности в рамках семьи и школы. В это время закладываются основы отношения к труду как к ценности и формируется система ценностей самого труда, развиваются трудовые качества личности: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, инициативность и т.д., приобретаются первоначальные трудовые навыки управления. Наиболее эффективной считается такая система мотивации, при которой в соответствии с возможностями компании и потребностями сотрудников разработаны и реализуются разнообразные формы мотивации.

Среди методов мотивации персонала имеется широкое разнообразие и зависимость от проработанности системы мотивации на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Имеются такие методы мотивации эффективного трудового поведения как: материальное поощрение; организационные методы; морально-психологические.

Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых работников.

Организационные способы мотивации: участие в делах организации (обычно в социальных); перспектива приобрести новые знания и навыки; обогащение содержания труда (обеспечение более интересной работой с будущей возможностью должностного и профессионального роста).

Морально-психологические методы мотивирования: создание условий для формирования профессиональной гордости, личной ответственности за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха); присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде; признание (личное и публичное, а так же ценные подарки, почетные грамоты, Доска почета и т.п.). За особые заслуги — награждение орденами и медалями, нагрудными знаками, присвоение почетных званий и др.; высокие цели, воодушевляющие людей на эффективный труд (любое задание должно содержать в себе элемент вызова); атмосфера взаимного уважения, доверия.

Оригинальным комплексным методом мотивации является продвижение в должности. Тем не менее, этот метод внутренне ограничен, ввиду того, что:

1) в организации число должностей высокого ранга ограничено;

2) продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.

В практике управления, обычно, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для более эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов.

Таким образом, мотивация труда — сложный социально-экономический механизм, который отражает множество связей, складывающихся в процессе управления в связи с необходимостью побуждения работника к труду. В условиях рынка экономические методы управления, обязательно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических мотивов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность полнее сочетать личные интересы с рабочими целями. Тем не менее, акцентирование внимания на экономических методах мотивирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально-психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.

Типы мотивации работников

Тип мотивации — это преимущественная направленность деятельности человека на удовлетворение определенных потребностей. Мотивацию можно определить как структуру, систему мотивов деятельности и поведения субъекта. Цель — это желаемый продукт деятельности. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.

Мотив — это совокупность внутренних побуждений к активности, основанных, в основном, на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, на интересе, на представлениях о ценностях. Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы.

Как правило, человек совершает действия под воздействием ряда мотивов, представляющих собой их диспозицию. Диспозиция мотивов и ведущий мотив непостоянны, на их сущность влияет внешняя среда и особенности личности. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.

Чтобы использовать ресурсы организации эффективно, необходимо искать для выполнения каждого задания такого работника, чья мотивация соответствовала бы особенностям этого задания. Существует несколько мотивационных типов, которые можно условно разделить по преобладающему виду мотивации на действия «от» — избегательная мотивация, когда человек стремится избежать нежелательных для себя последствий деятельности; и действия «к» — мотивация достижений. Человек ведет себя так, чтобы достичь определенных целей, к которым он стремится.

Под мотивацией труда понимается стремление работника удовлетворить потребности в процессе трудовой деятельности. Это предполагает наличие потребности, которую человек хочет удовлетворить; блага, способного ее удовлетворить; трудового действия, необходимого для получения блага, и цены, включающей издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия. Люди стараются выбирать наиболее короткий путь к желаемому результату, сознательно оценивая возможные варианты поведения и определяя для себя предел допустимой интенсивности своего труда. Стимулом трудовой активности будет выступать благо, которое можно с ее помощью получить, а мотивом труда — побуждение человека к этому.

Мотивация оказывает воздействие на такие характеристики деятельности, как усилие; старание; настойчивость; добросовестность; направленность. Так, одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные усилия: он может работать в полную силу, а может работать вполсилы; может стремиться брать работу полегче, а может браться за сложную и тяжелую работу и пр. Все это отражает то, какие усилия человек готов затратить, что зависит от того, насколько он мотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.

Типы мотивации работников делят на три основных вида:

  • 1. Работники, ориентированные на общественную значимость и содержательность труда.
  • 2. Работники, для которых главное оплата труда и другие материальные ценности.
  • 3. Работники, значимость ценностей у которых сбалансирована.

Из этого можно сделать вывод, что создание рабочих мест с более сложными задачами имеет положительный мотивационный эффект для многих работников, но вовсе не для всех. Руководитель всегда должен иметь в виду, что для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что эффективно для мотивации одних людей, совершенно не действует на других.

Существует и другая квалификация типов мотивации работников, разработанная В.И. Герчиковым .

1. «Профессионал». Сотрудники этого типа считают важнейшим условием деятельности реализацию своих знаний, возможностей и профессиональных способностей.

К этой группе относятся люди, занимающиеся творческой работой. Это ученые, программисты, музыканты, художники. Хотя и среди этих категорий встречаются люди, ориентированные в своей деятельности на признание окружающих и успех. Но большинство людей этих профессий творят ради самого процесса творчества независимо от внешней реализации своих творений.

  • 2. «Инструменталист». Мотивация этих людей ориентирована на голый заработок, незамедлительно и наличными. К профессиям такого мотивационного типа относят: грузчиков, водителей такси и др.
  • 3. «Хозяин». Этот тип мотивации основан на приумножении капитала, богатства, собственности. Это класс людей в основном предпринимателей, которые идут на риск ради того, чтобы увеличить собственное богатство, при этом принося реальную пользу обществу путем предоставления новых рабочих мест, создания новых продуктов. Потребности таких людей не ограничены.
  • 4. «Патриот». Его мотивация основана на высоких идейных и человеческих ценностях. Этих людей преследует цель принести людям добро и гуманизм. В советское время в любой сфере деятельности было много таких представителей. В наше время их значительно меньше, это преподаватели вузов, учителя школ, врачи, военные, руководители детских кружков. Работники этого типа трудятся на благо людей и при этом получают от государства и общества очень скромное материальное вознаграждение.
  • 5. «Люмпен». Этот тип работников предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности. Он не любит индивидуальных форм труда и ответственности. К таким людям, как правило, относятся неудачники, которым по каким либо причинам не удалось занять подобающее место в обществе.

Поскольку стремление к удовлетворению вызывают у человека потребности, то руководители должны создавать такие ситуации, которые бы позволяли людям удовлетворять свои потребности посредством определенного типа поведения, приводящего к достижению целей организации. Знания основных мотивов поведения работника поможет избежать возможный конфликт в коллективе и потерю хорошего специалиста.

Следует помнить, что тип мотивации работника не постоянен и со временем может измениться.

Основной вывод из теории мотивации Герчикова — нельзя подходить к персоналу с единой системой мотивации.

Выделим квалификацию форм стимулирования.

  • 1. Денежные — заработная плата, все виды надбавок и премий.
  • 2. Негативные — наказания, угроза потери работы.
  • 3. Натуральные — предоставление автомобиля, покупка жилья и др.
  • 4. Организационные — организация работы, условия работы.
  • 5. Моральные — моральные формы вознаграждения, награды грамоты, почетные знаки, доска почета.
  • 6. Патернализм (забота о работниках) — создание условий для отдыха, дополнительное медицинское и социальное страхование.
  • 7. Участие в управлении и привлечение к совладению.

На человека, с целью изменить его поведение в организации, оказывается воздействие в виде стимулов. Получив этот стимул, человек начинает реагировать на него в соответствии со своим мотивационным профилем. Реакция может быть:

положительной;

нейтральной;

отрицательной.

Таблица 1. Стимулирование работников с различными типами мотивации

Видыстимуляции

Тип мотивации.

Инструменталист

Профессионал

Патриот

Хозяин

Люмпен

Негативные

Денежные

Запрещены

Возможны

Запрещены

Базовые

Денежные

Базовые

Возможны

Нейтральные

Применимы

Нейтральные

Натуральные

Денежные

Применимы

Применимы

Денежные

Базовые

Моральные

Запрещены

Применимы

Базовые

Нейтральные

Нейтральные

Патернализм

Запрещены

Запрещены

Возможен

Запрещен

Базовый

Организационные

Нейтральные

Базовые

Нейтральные

Применимы

Запрещены

Участие вуправлении

Нейтральные

Возможны

Применимы

Базовые

Запрещены

Примечание к таблице.

«базовая» — форма стимулирования ориентированная на человека с данным типом мотивации.

«применима» — данную форму стимулирования можно использовать.

«запрещена» — применение данной формы стимулирования может привести к противоположному эффекту.

«нейтральная» — данная форма мотивирования не окажет на человека никакого воздействия, он будет действовать как прежде.

Для различных мотивационных типов наиболее эффективны (с большей стимулирующей силой) являются разные формы организации заработной платы (см. табл. 2).

Таблица 2. Оплата труда персонала с различными типами мотивации.

Типмотивации

Предпочтительная форма оплаты

Инструменталист

Оплата сдельная,зависит от достигнутых результатах.

Профессионал

Повременная (тариф, оклад).

Патриот

Оплата основанная на учете трудового вклада работника вобщие результаты работы организации.

Хозяин

Повременная или сдельная оплата по результатам работыбригады, группы.

Люмпен

Зарплата повременная, зависящая от затрат труда, плюспремии по общим результатам всей компании.

Правила эффективной стратегии кадровой работы с представителями мотивационных типов.

1. Инструментальный тип:

платите зарплату вовремя;

оплачивайте труд в соответствии с его объемом и качеством;

поощрения в основном денежные;

моральные стимулы можно использовать только в сопровождении

с материальными;

для поощрения могут быть использованы практичные подарки

  • (компьютер, телевизор и др.) Можно предварительно выяснить, что такому сотруднику нужно в хозяйстве.
  • 2. Профессиональный тип:

поручите ему интересную, достойную, достаточно сложную и ответственную работу;

дайте свободу его действиям, он не терпит контроля своей деятельности;

поощряйте возможностью повышать свой профессиональный уровень;

создайте достойные условия для работы (удобный режим работы, хорошая техника);

организуйте официальное признание как лучшего специалиста в своей области.

3. Патриотический тип:

не ограничивайтесь материальными поощрениями;

дайте ему понять, что успех организации стал возможен благодаря его самоотверженной работе;

как можно чаще используйте моральные поощрения (грамоты, награды, памятные подарки);

напоминайте ему о том, что он незаменимый работник;

привлекайте его к общественной деятельности.

4. Хозяйственный тип:

дайте ему возможность самостоятельно принимать решения;

предоставьте самостоятельный объект работы;

оценивайте работу по конечному результату;

привлекайте к коллективному принятию решений;

не вмешивайтесь в рабочий процесс.

5. Люмпен (обывательский тип):

доверьте ему участок работы, требующий аккуратности, четкости и методичности действий;

не загружайте большим объемом работы, не допускайте авралов;

четко регламентируйте работу;

позвольте самостоятельно в разумных пределах определять режим работы;

поощряйте материально и заслуженно хвалите (желательно при других членах коллектива).

На практике можно выделить еще один не существующий в квалификациях мотивационный тип. Он получил название — «нелояльный». Есть небольшой процент людей, которые не умеют работать, у них не сформирован навык целенаправленного труда. Все их интересы лежат в области досуга и развлечений. Работа не приносит им удовлетворения. Такие люди работают только по необходимости. Работник такого типа хочет заниматься только тем, что ему нравиться, но при этом требует достойной оплаты. Самое главное для него — это материальное благо и деньги. Как правило, интересы организации его не интересуют. Некоторая часть таких работников, даже претендует на руководящие должности. Заняв желаемую должность, они распределяют свои обязанности между подчиненными. Для организации лучше предотвратить появление представителя нелояльного типа, потому что избавиться от него будет не легко.

Типы мотивации у каждого работника образуют мотивационный профиль. В этом профиле, смежные типы в зависимости от жизненных обстоятельств могут меняться местами. Если руководитель научится правильно определять мотивационные типы работников, у организации появиться возможность: подбирать, оценивать и расставлять персонал так, чтобы это повысило эффективность работы предприятия.

Несомненно, каждый работник имеет собственную систему ценностей, определяющую уникальный набор и соотношение мотивирующих факторов. Поэтому система мотивации в организации должна предоставлять работникам максимально широкий и гибкий выбор мотивирующих средств, в рамках которых каждый работник выбирает себе то, что для него обладает наивысшей ценностью.

Основной задачей системы мотивации должно стать превращение «треугольника» перевернутой «пирамиды Маслоу» в прямоугольник, т.е. придание равных стимулирующих весов всем факторам, влияющим на мотивацию человека в организации (рис. 2 и рис. 3).

Рисунок 2. Графическое отображение задач системы мотивации

Рисунок 3. Место и роль факторов стимулирования труда

При такой трансформации «пирамиды Маслоу» мы получаем диаграмму количества (объема) потребностей, удовлетворяемых организацией с типовой системой оплаты труда. Схема дает нам принципиально иное понимание задач систем мотивации персонала: организация должна предусматривать параллельную мотивацию по всему спектру мотивирующих факторов — от низших до высших.

Одна из основных целей создания системы мотивации — сориентировать людей на максимально эффективное решение задач, стоящих перед компанией. Соответственно систему стимулирования нужно увязать со стратегическими целями компании. Это можно сделать при помощи системы ключевых показателей деятельности — KPI (key perfomance indicators). После детализации KPI верхнего уровня и передачи их на уровни подразделений и сотрудников к ним можно «привязать» вознаграждение персонала. Используя систему ключевых показателей эффективности деятельности, можно формировать переменную часть системы прямого материального стимулирования. Таким образом, основное назначение данной части материального вознаграждения — это отражение конкретных результатов труда.

Работникам кадровых служб следует помнить, что мотивация относится к сфере человеческих ценностей, а именно они движут людьми.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  • 1. Мотивационная структура различных групп персонала имеет значительные различия, поэтому анализ мотивации российских работников, без учета должностной позиции в организации становится бессмысленным. Любой анализ факторов формирования мотивации можно производить только внутри отдельных категорий персонала.
  • 2. Потребности персонала, с ростом их квалификации развиваются в зависимости от инструментального отношения к труду через рост интереса ко всем содержательным аспектам труда, коллективистским ориентациям и далее к ответственности за результаты своего труда. Группа потребностей связанная с самостоятельностью и трудовой активностью развита крайне низко.
  • 3. Инструментальная ориентация работников, слабо зависит от размера заработной платы. Основными факторами инструментального типа является положение в обществе, а так же регулярность выплаты зарплаты. На рабочих местах, где человек не имеет возможности проявить ответственность и самостоятельность ориентация на заработок обостряется.
  • 4. В качестве основных факторов формирования мотивационной структуры российских работников выступает функциональное содержание труда и степень его ответственности.
  • 5. Патриотическая и хозяйская мотивации слабо зависят от социального окружения и являются в какой-то степени личностными факторами. Это особенно важно т.к. эти типы мотивации являются ключевыми при формировании эффективной модели трудового поведения руководителя в организации.

Несмотря на простоту и яркость, типологическую модель Герчикова использует малое количество компаний. Возможно, потому, что фирмы не готовы прикладывать сверх усилия, чтобы делить сотрудников на разные группы и для каждой из них разрабатывать свои мотивационные схемы. Руководство организации может разработать стратегии и планы, создать эффективные системы обработки и передачи информации, найти оптимальные структуры, использовать самые лучшие технологии и установить в организации самое лучшее оборудование. Но все это будет сведено, на нет, если коллектив организации не будет работать должным образом, если он не будет справляться со своими обязанностями, стремиться своим трудом, способствовать достижению организацией своих целей. Одним из ключевых факторов успеха функционирования любой организации, является готовность человека качественно выполнять свою работу. И здесь приходит на помощь системность подхода к мотивации деятельности, которая является инструментом повышения эффективности работы организации в целом.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *