Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться

Согласно правилам федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ осуществление специального контроля условий труда обязательно для большей части предприятий. Исключение составляют те из них, которые сотрудничают только с надомными или дистанционными работниками. Рассматриваемый нормативный документ дифференцирует очередное и внеочередное выполнение этой процедуры. Плановая спецоценка организуется каждые пять лет. В каких случаях проводится внеплановая СОУТ, описывает статья 17 426-ФЗ.

Содержание

Что такое спецоценка вне графика

Согласно 426-ФЗ внеплановая СОУТ – это специальная операция, которая проводится вне утвержденного графика. Она назначается, когда на местах персонала происходят существенные изменения, определяющие условия их работы. Порядок ее организации аналогичен плановой спецоценке. Чтобы понять, как провести внеплановую СОУТ, руководству следует проанализировать требования закона 426-ФЗ, а также отдельного приказа Минтруда № 33н, который регламентирует алгоритм ее осуществления. Он включает следующие шаги:

  • руководитель компании создает оценочную комиссию. Состав и полномочия комиссии утверждаются особым приказом;
  • созданная комиссия составляет список позиций, где должен быть проведен контроль;
  • руководство выбирает исполнителя поставленных задач, затем подписывает с ним договор;
  • исполнитель составляет график работ, затем согласовывает его с заказчиком;
  • уполномоченные сотрудники исполнителя проводят проверку позиций с точки зрения присутствия вредоносных факторов производства;
  • в случае обнаружения таких факторов проводятся замеры интенсивности их воздействия на работников;
  • по результатам выполненных исследований составляется отчетная документация, которая передается на утверждение заказчику;
  • после утверждения отчета стороны выполняют необходимые действия, предусмотренные действующим законодательством. Исполнитель передает данные о результатах оценки Федеральной информационной системе. Работодатель организует публикацию информации об итогах контроля на официальном портале фирмы, а также информирует персонал о ее результатах. Это делается за один месяц с даты утверждения отчетной документации.

Кроме этого, данные, полученные о результатах реализации этой проверки должны быть переданы Фонду социального страхования. Эта информация определяет размеры отдельных страховых тарифов фирмы.

Основания для проведения внеплановой СОУТ

Согласно статье 17 426-ФЗ, внеплановая СОУТ выполняется при:

  • создании новых рабочих мест;
  • установке нового производственного оборудования либо изменении других параметров технологического процесса, оказывающих влияние на степень вредоносного воздействия;
  • получении официального предписания о назначении проверки вне графика со стороны контролирующих органов;
  • изменении характеристик сырья либо материалов, используемых в технологическом процессе, с соблюдением условия, что оно приводит к росту или снижению уровня негативного воздействия;
  • закупке новых средств индивидуальной, коллективной защиты работников от опасных факторов производства;
  • несчастном случае, выявлении профессионального заболевания у сотрудника компании;
  • получении руководством мотивированного предложения о внеплановой оценке со стороны действующего профсоюзного органа.

В зависимости от того, какая причина послужила основанием назначения процедуры, устанавливаются сроки ее выполнения.

Сроки проведения внеплановой СОУТ

Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда определяются так:

  • если причины внеплановой контролирующей процедуры связаны с созданием новых рабочих мест, внедрением нового производственного оборудования, а также корректировкой параметров технологического процесса, компании дается 1 год, чтобы выполнить необходимые действия;
  • во всех прочих случаях провести сделать это требуется за 6 месяцев.

Рассматриваемые сроки отсчитываются с момента наступления соответствующего основания организации специальной оценки.

Когда внеплановая СОУТ не требуется

Иногда наступившие обстоятельства не требуют организации срочной проверки. Чтобы понять, когда внеплановая СОУТ не требуется, руководству необходимо внимательно изучить статью 17 426-ФЗ. Согласно этому разделу нормативного документа, от осуществления этой процедуры можно отказаться, если:

  • несчастный случай, имевший место на предприятии, произошел как результат действий третьих лиц;
  • у работодателя — индивидуального предпринимателя изменились фамилия, имя, отчество;
  • юридическое лицо, выступающее работодателем, прошло процесс реорганизации;
  • изменилось название позиции, занимаемой сотрудником.

Большинство перечисленных ситуаций, кроме первой, объединяет то обстоятельство, что вследствие их наступления условия труда у конкретного рабочего места не изменились. Поэтому в таких условиях контроль вне графика может не проводиться. Однако конкретное решение по этому вопросу должно приниматься оценочной комиссией, которая действует на основании приказа руководителя. Если на основании анализа наступивших обстоятельств она придет к выводу, что уровень негативного воздействия для работников подвергся существенному росту либо снижению, она может принять решение о необходимости выполнения процедуры.

Ответственность за непроведение внепланового контроля

В случае, если предприятие не выполнит обязанность по организации спецоценки вне установленного графика, к нему будут применены санкции, предусмотренные частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Эта статья предусматривает разные типы наказаний. Они дифференцированы по категории виновника допущенного нарушения:

  • должностные лица, отвечающие за проведение работ – штраф 5-10 тыс. рублей (первичное нарушении) либо 30-40 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). В последней ситуации денежное наказание может быть заменено дисквалификацией от 1 года до 3 лет;
  • ИП – штраф 5-10 тыс. рублей (первичное нарушение) либо 30-40 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). Если имеет место повторное невыполнение правил, денежное наказание могут заменить остановкой работы до 90 дней;
  • юридические лица – штраф 60-80 тыс. рублей (первичное нарушение) либо 100-200 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). Во второй ситуации вместо финансового взыскания к виновнику могут применить такую меру как остановка работы до 90 дней.

Кому нужно проводить спецоценку?

Индивидуальным предпринимателям и компаниям всех организационных форм, у которых есть наемные сотрудники, требуется проведение оценки условий труда на их рабочих местах. Единственное исключение – рабочие места дистанционных или надомных работников. Для них проведение процедуры СОУТ не предусмотрено. Если у вас есть и удаленные сотрудники, и работники в офисе, от спецоценки освобождаются только рабочие места «удаленщиков». Если вы работаете только с удаленными сотрудниками, СОУТ проводить не обязательно.

Законодательство

Согласно действующим правилам специальная оценка условий труда в организации проводится в соответствии со следующими нормативными документами:

  • федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, устанавливающий общие принципы СОУТ;
  • приказ Минтруда от 24 января 2014 года N 33н, определяющий методику ее проведения.

Основные изменения в правилах выполнения СОУТ

В соответствии с федеральным законом от 27.12.2019 № 451-ФЗ с 2020 года в правила выполнения спецоценки внесены изменения. Теперь организации, проводящие специальную оценку условий труда на рабочих местах, обязаны до начала работ подать сведения о запланированной СОУТ в Федеральную информационную систему учета (ФГИС). На этом этапе процедуре присваивается индивидуальный номер, под которым затем в систему вносятся данные о ее результатах.

Требования к рабочим местам в организациях

Действующие нормативы относительно условий труда на рабочих местах сотрудников предприятий определены санитарными нормами и правилами СанПиН 2.2.4.3359-16, утвержденными постановлением Главного государственного санврача от 21 июня 2016 года N 81. Если условия работы сотрудника не соответствуют установленным нормам, они признаются вредными или опасными.

Классы условий труда

Согласно статье 14 426-ФЗ все рабочие места сотрудников предприятия делятся на четыре класса.

1 класс – оптимальные условия. Вредные и опасные факторы производства на этом рабочем месте не выявлены, либо уровень их воздействия на работника не превышает одобренных нормативов

2 класс – допустимые условия. На этом месте в ходе предоставления услуги СОУТ выявлены вредные или опасные факторы. Но их воздействие на работника настолько незначительно, что он успевает полностью восстановиться за отведенное ему время отдыха до начала следующей смены

3 класс – вредные условия. Включает четыре подкласса:

  • подкласс 3.1 – воздействие вредоносных факторов производства несет риски для здоровья работников. Организм не успевает прийти в нормальное состояние к началу новой рабочей смены
  • подкласс 3.2 – вредоносные факторы вызывают устойчивые изменения в организме. У работников, которые трудятся в таких условиях более пятнадцати лет, возникают профзаболевания начальной или легкой степени. Трудоспособность при этом не утрачивается
  • подкласс 3.3 – вредоносные факторы вызывают профзаболевания легкой и средней степени. Утрачивается способность к работе по этой профессии
  • подкласс 3.4 – вредоносные факторы вызывают появление тяжелых профзаболеваний. Утрачивается способность выполнять любые виды работ

Класс 4 – опасные условия. При работе жизнь сотрудника подвергается риску. Высока вероятность развития острой фазы профессиональных заболеваний

Страховые тарифы

Результаты проведения спецоценки влияют на размеры ряда обязательных тарифов, уплачиваемых работодателем.

1. Расчет дополнительного тарифа для уплаты в ФСС:

  • 1 (оптимальный) — 0%,
  • 2 (допустимый) — 0%,
  • 3.1 (вредный) — 2%,
  • 3.2 (вредный) — 4%,
  • 3.3 (вредный) — 6%,
  • 3.4 (вредный) — 7%,
  • 4 (опасный) — 8%.

2. Расчет основного тарифа на страхование от профзаболеваний и несчастных случаев. С учетом результатов спецоценки условий труда компания вправе получить скидку или надбавку к базовому тарифу. Максимальная величина скидки или надбавки – 40%.

Сроки организации оценки

Новые организации должны провести спецоценку в течение 12 месяцев с даты регистрации. Аналогичным образом определяются сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах в организации. Потом это следует делать каждые пять лет.

Обратите внимание!

Если по результатам спецоценки в компании выявлены только рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями, работодатель вправе оформить декларацию об их соответствии государственным нормативным требованиям. Ее действие станет продлеваться автоматически каждые пять лет, если за это время на предприятии не произойдет серьезных происшествий, а именно:

  • несчастный случай;
  • выявление профессионального заболевания;
  • выявление фактов нарушений трудового законодательства в ходе государственного надзора.

В этих случаях действие декларации прекращается, и работодателю потребуется провести внеочередную спецоценку.

Ответственность за невыполнение СОУТ

Санкции за невыполнение требований 426-ФЗ определены статьей 5.27.1 КоАП РФ. Они зависят от того, по чьей вине была допущена неправильная организация СОУТ или ее непроведение. Также учитывается, было ли нарушение совершено впервые или повторно.

Виновник нарушения

Должностное лицо

ИП

Организация

Первичное нарушение

Предупреждение или штраф 5-10 т.р.

Штраф 5-10 т.р.

Штраф 60-80 т.р.

Повторное нарушение

Штраф 30-40 т.р. или дисквалификация на 1-3 года

Штраф 30-40 т.р. или остановка работы на период до 90 дней

Штраф 100-200 т.р. или остановка работы на период до 90 дней

Невыполнение спецоценки условий труда и несоблюдение правил ее выполнения предполагают равнозначное наказание. Так, если Вам выписали штраф за непроведение этой процедуры, а потом в ее выполнении были допущены нарушения, такая ситуация рассматривается как повторное несоблюдение требований закона. Такое случается, например, если Вы выбрали недостаточно грамотного исполнителя для этой важной работы. Это станет причиной более крупного штрафа или даже остановки работы Вашей компании.

Кто имеет полномочия по проведению спецоценки?

Выполнять СОУТ на предприятиях вправе только специализированные организации, эксперты которых знают, какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда, и как проводить эту процедуру. Проводить СОУТ самостоятельно работодателю запрещено. Это условие введено, чтобы избежать искажений информации об условиях труда работников и обеспечить соблюдение их трудовых прав.

Согласно статье 19 426-ФЗ исполнитель обязан отвечать ряду условий:

  • основная деятельность – выполнение спецоценки. Разрешается, чтобы она была указана в уставе в качестве одной из основных;
  • в штате исполнителя работают как минимум пять экспертов с сертификатом на право выполнения СОУТ. Хотя бы один из них имеет узкоспециальное высшее образование;
  • у исполнителя есть испытательная лаборатория, имеющая аккредитацию для сферы СОУТ;
  • он внесен в реестр организаций, имеющих полномочия для выполнения СОУТ.

Реестр организаций по проведению спецоценки

Реестр организаций, имеющих право выдавать свидетельство о прохождении СОУТ – это информационная база, содержащая сведения обо всех компаниях, аккредитованных для выполнения таких работ. Она размещена на портале Минтруда в открытом доступе, чтобы любой работодатель мог проверить потенциального исполнителя до заключения договора. Сейчас в этом реестре содержатся данные более чем о 500 организациях.

С 01.01.2020 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов. В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения. А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях. Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью.

Для чего нужна спецоценка и кто обязан ее проводить

Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах. Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).

Читайте также: Что изменится в трудовом, налоговом и бухгалтерском законодательстве в 2020 году

Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы.

Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2020 года.

Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

Как с 2020 года выглядит процедура проведения СОУТ

Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме:

И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).

Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Как работодателю использовать результаты СОУТ

Полученные по итогам проведения СОУТ результаты работодатель может использовать следующим образом:

Когда работодатель вправе не проводить СОУТ каждые 5 лет

О такой возможности напомнил Минтруд в Письме от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968. Чтобы не проводить на рабочем месте плановую спецоценку, нужно чтобы в течение 5 лет с момента утверждения отчета СОУТ выполнялись следующие условия:

Как контролеры узнают о том, что работодатель нарушил законодательство о СОУТ

У трудовой инспекции есть немало способов выяснить, как работодатели выполняют законодательство о СОУТ:

Наказать работодателя за нарушения норм законодательства о СОУТ можно по результатам плановой, внеплановой проверки или вообще без них. Например, если факт нарушения установлен решением суда или по результатам проверки прокуратуры.

Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки

Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное

не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ

«О специальной оценке условий труда»)

2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки

В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую

СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического

процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние

на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.

3

СОУТ проведена компанией, не имеющей

соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным)

Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ.

Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ

4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ

Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ,

чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест.

В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника,

нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)

5

Не соблюден порядок проведения спецоценки

(результаты СОУТ могут быть признаны недействительными)

Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных

факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению

утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н

6 Некорректное применение результатов спецоценки

При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных

условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами

проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ

(к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность»

у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда,

устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников

медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)

7

Работодатель не привлек представителей

профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки

Если в компании есть профсоюз или иной представительный

орган работников, его представителя нужно включить в состав

комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)

8

Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения

спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения

Работник вправе присутствовать при проведении

спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)

9

Работодатель не учел предложения работников

при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов

Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю,

организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей

спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте

идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных

факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения

специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)

10

Комиссия по проведению спецоценки не

определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных

производственных факторов на рабочих местах осуществляется

экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации

потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)

Для работодатея проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

  • Нарушения компании-оценщика.

Работодателю нелишним будет ознакомиться с ошибками, которые на практике допускают эксперты компании-оценщика. Из-за этих ошибок результаты спецоценки могут быть оспорены и(или) отменены:

Зная об этих недочетах, работодатель при составлении договора на оказание услуг по проведении СОУТ может предусмотреть отдельные условия, которые помогут избежать негативных последствий из-за ошибок, допущенных компанией-оценщиком. В том числе можно прописать в договоре порядок возмещения компанией-оценщиком убытков работодателя на проведение повторной спецоценки, если результаты СОУТ будут впоследствии признаны недействительными из-за нарушений, допущенных экспертами компании-оценщика.

Автоматические штрафы СОУТ 2020

За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  • должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

Подводим итоги

  • С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
  • Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
  • Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
  • У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
  • С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *