Внутренний контроль финансовой отчетности

Однако только с 1 января 2013 года Федеральным законом о бухучете официально установлена обязанность организаций осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Недавно Минфин России подготовил рекомендации по этому вопросу. Как организовать и документально оформить внутренний контроль исходя из данных рекомендаций, рассмотрим в данной статье.

Основные требования

Согласно Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) организация обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если ее бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то она обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Закон № 402-ФЗ не описывает, как и в каком объеме должен проводиться внутренний контроль. Однако понятно, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности фактов хозяйственной жизни и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

…закон № 402-ФЗ не описывает, как и в каком объеме должен проводиться внутренний контроль. Однако понятно, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности фактов хозяйственной жизни…

Например, вопросы внутреннего контроля в экономических субъектах регламентируются нормами, устанавливающими создание ревизионных комиссий финансово-хозяйственной деятельности общества:

  • статьей 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • статьей 47 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Требования, предусмотренные данными федеральными законами, необходимо соблюдать.

Минфин РФ разработал общие рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (информация Минфина России № ПЗ-11/2013).

В данном документе дано понятие внутреннего контроля как процесса, направленного на получение достаточной уверенности в том, что организация обеспечивает:

  • а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
  • в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Элементы внутреннего контроля

Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля

Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности организации, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю в организации в целом. Она отражает культуру управления организацией и создает надлежащее отношение персонала организации к осуществлению данного контроля.

Коммуникация как элемент внутреннего контроля – это способ распространения информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, каждый сотрудник организации должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.

Пример документального оформления порядка распределения полномочий и функций при организации внутреннего контроля в организации:

Постановка контроля за фактами хозяйственной жизни очень важна для организации. Контроль традиционно подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Оптимально, когда эти этапы разделены между разными работниками организации. Если санкционирование и контроль за совершением хозяйственных операций будут поручены одному должностному лицу, это может привести к ошибкам и возможным злоупотреблениям с его стороны – ведь он полностью контролирует хозяйственную жизнь, от «а» до «я». Если же в разных этапах контроля участвуют разные сотрудники, это повышает независимость и эффективность контрольных мероприятий. Для их проведения целесообразно (не обязательно, но желательно) создать комиссию по внутреннему контролю. Именно ее члены будут независимыми ревизорами.

Оценка рисков и управление ими также являются важной составляющей системы внутреннего контроля. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности. Риски могут быть сгруппированы по следующим видам: финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и др. Информация о рисках хозяйственной деятельности необходима организации для полного представления о своем финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в своем финансовом положении.

К сведению!

Организации, публикующие годовую отчетность по каждому виду рисков в годовой бухгалтерской отчетности, обязаны раскрывать информацию о таких качественных характеристиках своей хозяйственной деятельности, как подверженность рискам, и о причинах их возникновения; концентрации риска (описание конкретной общей характеристики, которая отличает каждую концентрацию (контрагенты, регионы, валюта расчетов и платежей, др.); механизм управления рисками (цели, политика, процедуры, применяемые в области управления рисками, и методы, используемые для оценки риска, и т. п.); изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом (Информация Минфина России № ПЗ-9/2012).

Для достижения своей финансовой стабильности организация может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

  • документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений исключительно на основе расчетов);
  • проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету;
  • санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их. Как правило, оно выполняется персоналом более высокого уровня, чем лицо, осуществляющее сделку или операцию;
  • сверка данных;
  • разграничение полномочий и ротация обязанностей персонала;
  • процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;
  • надзор за правильностью осуществления сделок и операций, выполнения учетных операций, точности составления бюджетов (смет, планов), соблюдением установленных сроков составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами (правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и др.).

В любом случае, если основные процедуры контроля фактов хозяйственной жизни соблюдаются не формально, а хорошо проработаны, то они позволят обеспечить высокую эффективность внутреннего финансового контроля организации в целом.

Документирование внутреннего контроля

Порядок организации и осуществления внутреннего контроля необходимо оформить документально на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов организации (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета).

Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, контрольную среду могут описывать положение о бухгалтерской службе, учетная политика организации, требования к квалификации бухгалтерского персонала и другие документы, устанавливающие общие требования к среде, в которой организуется и ведется бухгалтерский учет, порядку взаимодействия подразделений и персонала организации и принятия решений по вопросам бухгалтерского учета.

На заметку

Документами, устанавливающими правила коммуникации, могут являться: положения, графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.

Документацию по организации внутреннего контроля необходимо регулярно обновлять. Оценивать необходимость ее обновления нужно не реже одного раза в год. Основанием для обновления документации могут являться, например, результаты непрерывного мониторинга внутреннего контроля, организационные изменения, изменения процессов и процедур работы организации.

Организация внутреннего контроля

Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала организации, определяются в зависимости от характера и масштабов ее деятельности, особенностей ее системы управления.

При организации внутреннего контроля необходимо исходить из того, что:

  • внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления организации, во всех ее подразделениях;
  • в осуществлении внутреннего контроля должны участвовать все сотрудники в соответствии с их полномочиями и функциями;
  • полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.

Внутренний контроль, как правило, осуществляют:

  • органы управления организации;
  • ревизионная комиссия (ревизор);
  • главный бухгалтер или иное должностное лицо организации, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
  • внутренний аудитор (служба внутреннего аудита);
  • специальные должностные лица, специальное подразделение организации, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;
  • другой персонал и подразделения организации.
  • При организации и осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организация должна руководствоваться требованием рациональности.

    Елена Антаненкова, руководитель экспертно-консультационного отдела Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

    Ищете решение Вашей ситуации?

    «Практическая бухгалтерия» — бухгалтерский журнал, который упростит Вашу работу и поможет вести бухгалтерию без ошибок. Издание доступно еще и в электронном виде. Получите полный доступ ко всем материалам >>

    Согласно Закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее – Закон № 402-ФЗ) организация обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если её бухгалтерская (финансовая) отчётность подлежит обязательному аудиту, то она обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности (за исключением случаев, когда её руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учёта на себя).
    Закон № 402-ФЗ не описывает, как и в каком объёме должен проводиться внутренний контроль. Однако понятно, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности фактов хозяйственной жизни и бухгалтерской (финансовой) отчётности организации.
    Например, вопросы внутреннего контроля в экономических субъектах регламентируются нормами, устанавливающими создание ревизионных комиссий финансово-хозяйственной деятельности общества:

    • cт. 85 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
    • ст. 47 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

    Требования, предусмотренные данными федеральными законами, необходимо соблюдать.
    Минфин РФ разработал общие рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности1.
    В данном документе дано понятие внутреннего контроля как процесса, направленного на получение достаточной уверенности в том, что организация обеспечивает:
    а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
    б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчётности;
    в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учёта.
    Элементы внутреннего контроля
    Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:
    а) контрольная среда;
    б) оценка рисков;
    в) процедуры внутреннего контроля;
    г) информация и коммуникация;
    д) оценка внутреннего контроля.
    Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности организации, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю в организации в целом. Она отражает культуру управления организацией и создаёт надлежащее отношение персонала организации к осуществлению данного контроля.
    Коммуникация как элемент внутреннего контроля – это способ распространения информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, каждый сотрудник организации должен быть осведомлён о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведённой ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.
    Постановка контроля за фактами хозяйственной жизни очень важна для организации. Контроль традиционно подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Оптимально, когда эти этапы разделены между разными работниками организации. Если санкционирование и контроль за совершением хозяйственных операций будут поручены одному должностному лицу, это может привести к ошибкам и возможным злоупотреблениям с его стороны – ведь он полностью контролирует хозяйственную жизнь, от «а» до «я». Если же в разных этапах контроля участвуют разные сотрудники, это повышает независимость и эффективность контрольных мероприятий. Для их проведения целесообразно (не обязательно, но желательно) создать комиссию по внутреннему контролю. Именно её члены будут независимыми ревизорами.
    Оценка рисков и управление ими также являются важной составляющей системы внутреннего контроля. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности. Риски могут быть сгруппированы по следующим видам: финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и др. Информация о рисках хозяйственной деятельности необходима организации для полного представления о своём финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в своём финансовом положении2.
    #ATTENTION#
    Для достижения своей финансовой стабильности организация может применять следующие процедуры внутреннего контроля:
    а) документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учёта на основе первичных учётных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчётность существенных оценочных значений исключительно на основе расчётов);
    б) проверка оформления первичных учётных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учёту.
    в) санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их. Как правило, оно выполняется персоналом более высокого уровня, чем лицо, осуществляющее сделку или операцию.
    г) сверка данных;
    д) разграничение полномочий и ротация обязанностей персонала;
    е) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;
    ж) надзор за правильностью осуществления сделок и операций, выполнения учётных операций, точности составления бюджетов (смет, планов), соблюдения установленных сроков составления бухгалтерской (финансовой) отчётности;
    з) процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами (правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и др.).
    В любом случае, если основные процедуры контроля фактов хозяйственной жизни соблюдаются не формально, а хорошо проработаны, то они позволят обеспечить высокую эффективность внутреннего финансового контроля организации в целом.
    Документирование внутреннего контроля
    Порядок организации и осуществления внутреннего контроля необходимо оформить документально на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов организации (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учёта).
    Применительно к ведению бухгалтерского учёта, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчётности, контрольную среду могут описывать положение о бухгалтерской службе, учётная политика организации, требования к квалификации бухгалтерского персонала и другие документы, устанавливающие общие требования к среде, в которой организуется и ведётся бухгалтерский учёт, порядку взаимодействия подразделений и персонала организации и принятия решений по вопросам бухгалтерского учёта.
    Документами, устанавливающими правила коммуникации, могут являться: положения, графики предоставления данных и составления отчётности, должностные инструкции.
    Документацию по организации внутреннего контроля необходимо регулярно обновлять. Оценивать необходимость её обновления нужно не реже одного раза в год. Основанием для обновления документации могут являться, например, результаты непрерывного мониторинга внутреннего контроля, организационные изменения, изменения процессов и процедур работы организации.
    Организация внутреннего контроля
    Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала организации, определяются в зависимости от характера и масштабов её деятельности, особенностей её системы управления.
    При организации внутреннего контроля необходимо исходить из того, что:
    а) внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления организации, во всех её подразделениях;
    б) в осуществлении внутреннего контроля должны участвовать все сотрудники в соответствии с их полномочиями и функциями;
    в) полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.
    Внутренний контроль, как правило, осуществляют:
    а) органы управления организации;
    б) ревизионная комиссия (ревизор);
    в) главный бухгалтер или иное должностное лицо организации, на которое возлагается ведение бухгалтерского учёта;
    г) внутренний аудитор (служба внутреннего аудита);
    д) специальные должностные лица, специальное подразделение организации, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;
    е) другой персонал и подразделения организации.
    При организации и осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организация должна руководствоваться требованием рациональности.
    Приведём пример документального оформления порядка распределения полномочий и функций при организации внутреннего контроля в организации.
    Утверждаю
    Генеральный директор (директор) ООО «ВЕКТОР»
    ПОЛОЖЕНИЕ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ И ФУНКЦИЙ
    ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
    ООО «ВЕКТОР»
    Совет директоров* ООО «Вектор»:

    • устанавливает общие принципы и требования к внутреннему контролю;
    • утверждает стандарты, методики организации и осуществления внутреннего контроля на уровне организации в целом;
    • принимает решения по повышению эффективности внутреннего контроля;
    • наблюдает за процессом обеспечения соблюдения законодательства и кодекса делового поведения (этики) организации.

    Ревизионная комиссия (ревизор) ООО «Вектор»:

    • наблюдает за эффективностью внутреннего контроля, независимостью службы внутреннего контроля;
    • анализирует отчёты организации о состоянии внутреннего контроля.

    Генеральный директор (директор) ООО «Вектор»:

    • отвечает за организацию и осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни;
    • отвечает за ведение бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности в целом;
    • проводит регулярные встречи с руководителями подразделений организации для рассмотрения существенных рисков, проблем внутреннего контроля и соответствующих планов;
    • анализирует результаты и качество выполнения разработанных руководителями подразделений организации мероприятий (корректирующих шагов) по совершенствованию внутреннего контроля;
    • рассматривает случаи злоупотреблений и оценивает адекватность принятых руководителями подразделений мер по предупреждению таких случаев.

    Главный бухгалтер отвечает за организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности.
    #FOOTNOTE#
    Руководители подразделений и иной персонал ООО «Вектор» в соответствии со своими полномочиями и функциями, определёнными должностными инструкциями и Положением о документообороте (графиком документооборота):

    • проводят оценку рисков;
    • составляют и обновляют документацию, являющуюся составной частью Положения о внутреннем контроле организации;

    • осуществляют внутренний контроль в соответствии с установленным порядком;
    • осуществляют оценку внутреннего контроля.

    ___________________________
    Совет директоров может быть учреждён в обществе независимо от того, состоит ли в обществе один-единственный участник или в обществе состоит большее количество участников.

    Приложение N
    к Учетной политике

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее положение о внутреннем финансовом контроле разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,

    Приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»,

    И уставом учреждения.

    Положение устанавливает цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля.

    1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на обеспечение соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета (плана), повышение качества составления и достоверности бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета, а также на эффективное использование средств бюджета.

    Система внутреннего контроля представляет собой совокупность субъектов внутреннего контроля и мероприятий внутреннего контроля.

    1.3. Система внутреннего контроля обеспечивает:

    — установление соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций требованиям нормативно-правовых актов и положениям учетной политики учреждения, а также принятым регламентам и полномочиям сотрудников;

    — достоверность и полноту отражения фактов хозяйственной жизни в учете и отчетности учреждения;

    — своевременность подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности;

    — предотвращение ошибок и искажений;

    — недопустимость финансовых нарушений в процессе деятельности учреждения;

    — сохранность имущества учреждения.

    1.4. Объектами внутреннего финансового контроля являются:

    — плановые документы (калькуляции, расчеты плановой себестоимости, план материально-технического снабжения и иные плановые документы учреждения);

    — контракты и договоры на приобретение продукции (работ, услуг), оказание учреждением платных услуг;

    — локальные акты учреждения;

    — первичные подтверждающие документы и регистры учета;

    — факты хозяйственной жизни, отраженные в учете учреждения;

    — , финансовая, налоговая, статистическая и иная отчетность учреждения;

    — имущество и обязательства учреждения;

    — штатно-трудовая дисциплина.

    1.5. Субъектами системы внутреннего контроля являются:

    — руководитель учреждения и его заместители;

    — комиссия по внутреннему контролю;

    — руководители и работники учреждения на всех уровнях.

    Разграничение полномочий и ответственности органов (лиц), задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

    1.6. Внутренний контроль в учреждении основывается на следующих принципах:

    — принцип законности — неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных законодательством РФ и локальными актами учреждения;

    — принцип независимости — субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;

    — принцип объективности — внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;

    — принцип ответственности — каждый субъект внутреннего контроля несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за ненадлежащее выполнение контрольных функций;

    — принцип системности — проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре учреждения.

    2. Организация внутреннего финансового контроля

    2.1. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля возлагается на .

    2.2. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляют:

    Комиссия по внутреннему контролю утверждается

    2) Члены комиссии: .

    Или

    Состав комиссии по внутреннему контролю утверждается отдельным приказом руководителя учреждения.]

    2.3. Учреждение применяет следующие процедуры внутреннего контроля:

    2.4. Методами проведения внутреннего финансового контроля являются контрольные процедуры, указанные в п. 2.3 настоящего Положения, применяемые в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности.

    2.5. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в следующих формах:

    — предварительный контроль;

    — текущий контроль;

    — последующий контроль.

    2.5.1. В рамках предварительного контроля осуществляется:

    2.5.2. Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе и включает в себя:

    2.5.3. При проведении мероприятий последующего контроля в учреждении осуществляется:

    — анализ исполнения плановых документов;

    — проверка наличия имущества учреждения;

    — проверка материально ответственных лиц, в том числе закупок за наличный расчет с внесением соответствующих записей в Книгу учета материальных ценностей, проверка достоверности данных о закупках в торговых точках;

    — соблюдение норм расхода материальных запасов;

    — контроль (проверка) финансово-хозяйственной деятельности обособленных подразделений;

    — проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности учреждения.

    К мероприятиям последующего контроля со стороны комиссии по внутреннему контролю относятся:

    — проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

    — инвентаризация имущества и обязательств учреждения.

    2.6. Для реализации внутреннего контроля профильная комиссия проводит плановые и внеплановые проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

    Основными объектами плановой проверки являются:

    — соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета и норм учетной политики;

    — правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском учете;

    — полнота отражения и правильность документального оформления фактов хозяйственной жизни;

    — своевременность и полнота проведения инвентаризаций;

    — достоверность отчетности.

    В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам и фактам хозяйственной жизни, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

    Периодичность проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждения:

    — плановые проверки — в соответствии с утвержденным руководителем учреждения планом контрольных мероприятий;

    — внеплановые проверки — по мере необходимости.

    3. Оформление результатов контрольных мероприятий учреждения

    3.1. Комиссия по внутреннему контролю (уполномоченное должностное лицо) осуществляет анализ выявленных нарушений, определяет их причины и разрабатывает предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

    Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, к которым могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

    3.2 Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде Акта, подписанного всеми членами комиссии, который направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения.

    Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения внутреннего контроля.

    3.3. По окончании года комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения отчет о проделанной работе, в котором отражаются:

    — сведения о выполнении плановых и внеплановых проверок;

    — результаты контрольных мероприятий за отчетный период;

    — меры по устранению выявленных нарушений и недостатков;

    — анализ выявленных нарушений (недостатков) по сравнению с предыдущим периодом;

    — вывод о состоянии финансово-хозяйственной деятельности учреждения за отчетный период.

    4. Права, обязанности и ответственность субъектов системы внутреннего контроля

    4.1. Председатель комиссии по внутреннему контролю перед началом контрольных мероприятий составляет план (программу) работы, проводит инструктаж с членами комиссии и организует изучение ими законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих финансовую и хозяйственную деятельность учреждения, информирует членов комиссии с материалами предыдущих проверок.

    Председатель комиссии обязан:

    — организовать проведение контрольных мероприятий в учреждении согласно утвержденному плану (программе);

    — определить методы и способы проведения контрольных мероприятий;

    — осуществлять общее руководство членами комиссии в процессе проведения контрольных мероприятий, распределить направления проведения контрольных мероприятий между членами комиссии;

    — обеспечить сохранность полученных документов, отчетов и других материалов, проверяемых в ходе контрольных мероприятий.

    — быть принципиальным, соблюдать профессиональную этику и конфиденциальность.

    Председатель комиссии имеет право:

    — проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом внутреннего финансового контроля, с учетом ограничений, установленных законодательством;

    — давать указания должностным лицам о представлении комиссии необходимых для проверки документов и сведений (информации);

    — получать от должностных, а также материально-ответственных лиц учреждения письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольных мероприятий, копии документов, связанных с осуществлением финансовых, хозяйственных операций объекта внутреннего финансового контроля;

    — привлекать сотрудников учреждения к проведению контрольных мероприятий, служебных расследований по согласованию с руководителем учреждения;

    — вносить предложения об устранении выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий нарушений и недостатков.

    Члены комиссии обязаны:

    — быть принципиальными, соблюдать профессиональную этику и конфиденциальность;

    — проводить контрольные мероприятия учреждения в соответствии с утвержденным планом (программой);

    — незамедлительно докладывать председателю комиссии о выявленных в процессе контрольных мероприятий нарушениях и злоупотреблениях;

    — обеспечить сохранность полученных документов, отчетов и других материалов, проверяемых в ходе контрольных мероприятий.

    Члены комиссии имеют право:

    — проходить во все здания и помещения, занимаемые объектом внутреннего финансового контроля, с учетом ограничений, установленных законодательством о защите государственной тайны;

    — ходатайствовать перед председателем комиссии о представлении им необходимых для проверки документов и сведений (информации).

    4.2. Руководитель и проверяемые должностные лица учреждения в процессе контрольных мероприятий обязаны:

    — оказывать содействие в проведении контрольных мероприятий;

    — представлять по требованию председателя комиссии и в установленные им сроки документы, необходимые для проверки;

    — давать справки и объяснения в устной и письменной форме по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольных мероприятий.

    4.3. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

    4.4. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями ТК РФ.

    5. Оценка состояния системы финансового контроля

    5.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

    5.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется комиссией по внутреннему контролю.

    В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и в случае необходимости разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

    Внутренний аудит – это по сути внутрихозяйственный контроль законности хозяйственных операций предприятия по местам их формирования и центрам ответственности. Это один из эффективных способов контроля за эффективностью деятельности хозяйственных подразделений экономического субъекта. В ходе внутренних проверок выявляются конкретные причины допущенных отклонений от нормативных показателей и требований действующего законодательства. Все управленческие службы обеспечиваются информацией, полученной в ходе внутренней аудиторской проверки, чтобы можно было использовать се для исправления допущенных недостатков и улучшения работы. Это система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета, надежности функционирования системы внутреннего контроля.

    Внутренний аудит проводится штатными сотрудниками самого предприятия.

    Если проводящие внешний контроль аудиторские фирмы и независимые аудиторы наблюдают за развитием общих экономических, социальных, научно-технических тенденций, анализируют их влияние на производственно-финансовую деятельность предприятия, следя за точным исполнением принятых законом норм и требований, то область деятельности специалистов, занимающихся внутрихозяйственным контролем, охватывает обычно текущее, оперативное консультирование по вопросам управления и экономической политики данного конкретного предприятия.

    Среди функций внутреннего аудитора можно выделить наиболее значимые, такие как:

    • • проверка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их совершенствованию;
    • • обеспечение достоверности бухгалтерской и оперативной информации и отчетности;
    • • проверка деятельности звеньев управления;
    • • проверка соблюдения законов, нормативных актов, учетной политики;
    • • контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
    • • расследование случаев злоупотреблений и др.

    Безусловно, специалисты по внутреннему аудиту должны обладать не менее высокими профессиональными знаниями и опытом, чем независимые аудиторы.

    Внутренний аудитор представляет самые различные справки администрации предприятия по учету и экономической деятельности предприятия и ведает всеми вопросами фискального характера. Он присутствует на собраниях и совещаниях высших и оперативно-исполнительных управленческих органов своего предприятия, дает руководству консультации по повышению эффективности производственно-финансовой деятельности и ее перспективам. В целом обязанности внутреннего аудитора охватывают большой круг вопросов. Помимо ревизии наличия и правильности оформления всех бухгалтерских документов он осуществляет проверку соблюдения административного порядка, выполнения приказов, организует инвентаризацию товарно-материальных ценностей.

    И все же главной задачей внутреннего аудитора остается систематический контроль за расходами фирмы и их снижением.

    Информация, необходимая аудитору для внутреннего контроля, – это в основном прогнозы продаж (спроса и предложения), сметы затрат, стандартные нормативные издержки, прогнозы прибылей, программы ввода основных средств и формирования источников финансирования, а также другие данные, которые включаются в общий план контроля за совершением хозяйственных операций и позволяют следить за деятельностью участков и цехов, сопоставлять фактические издержки с нормативными и сметными, обнаруживать причины упущений в работе и сообщать руководству о результатах проверок.

    Add a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *