Возмещение ущерба проводки

По какой статье КОСГУ бюджетному учреждению (вуз) выплатить согласно решению суда моральный и материальный ущерб студенту? Какими проводками отразить выплату в бухгалтерском учете?

27 марта 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С связи с возникновением исковых (претензионных) требований учреждение обязано создать и отразить в учете резервы по претензиям, искам на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов». Дальнейшее принятие обязательства на основании решения суда осуществляется за счет суммы созданного резерва.
Расходы на возмещение бюджетным учреждением материального ущерба и морального вреда студенту по решению суда относятся на подстатью 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» КОСГУ.
Начисленные на основании решения суда выплаты в пользу студента учитываются в бюджетном учреждении на счете 2 302 96 000 «Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам».

Обоснование вывода:
При определении кода операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) учреждению следует руководствоваться Порядком N 209н, которым в том числе предусмотрено разграничение выплат физическим лицам по форме, в которой они осуществляются (денежной или «натуральной»), типу выплат (социальные и несоциальные), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан).
Выплата по решению суда возмещения причиненного материального ущерба и морального вреда в рассматриваемой ситуации назначена в пользу студента, данная выплата носит несоциальный характер (п. 2 Приложения к письму Минфина России от 27.12.2019 N 02-08-10/102939, п. 2.5 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153). Пунктами 7 и 10.9.6 Порядка N 209н прямо установлено отнесение расходов на возмещение морального вреда (ущерба) по решению судебных органов на подстатью 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» КОСГУ. На данную подстатью КОСГУ п. 10.9.6 Порядка N 209н предусмотрено отнесение иных аналогичных расходов. Таким образом, учитывая экономический характер расходов, возмещение материального ущерба студенту может быть отнесено к прочим выплатам текущего характера и отражено в учете с применением подстатьи 296 КОСГУ.
Источником финансового обеспечения указанных расходов могут быть средства от приносящей доход деятельности (собственные доходы), поскольку такие выплаты не служат целям выполнения государственного (муниципального) задания бюджетного учреждения и не связаны с обеспечением его уставной деятельности.
Для учета расчетов по принятым учреждением обязательствам перед физическими лицами, в том числе по иным выплатам, применяется счет 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» (п. 254 Инструкции N 157н). Перечень выплат, осуществляемых в пользу физических лиц с использованием указанного счета, является открытым. Следовательно, расчеты со студентом по возмещению материального ущерба и морального вреда отражаются в бухгалтерском учете на счете 2 302 96 000 «Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам».
В связи с тем, что выплата назначена по решению суда, учреждение обязано сформировать и отразить в бухгалтерском учете резерв по претензиям, искам (п. 302.1 Инструкции N 157н, п.п. 6, 9, 11 Стандарта «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»), с применением соответствующего счета аналитического учета счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» (абзац 4 п. 160.1 Порядка N 174н). Одновременно формируются отложенные обязательства в сумме сформированных резервов предстоящих расходов, принимаемые обязательства отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 506 90 000 «Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода)» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» (абзац 6 п. 174 Инструкции N 174н).
Принятие обязательств, на которые был ранее образован резерв при признании претензионных требований, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (абзац 6 п. 160.1 Инструкции N 174н).
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения в соответствии с положениями Инструкции N 174н считаем возможным рассматриваемую ситуацию отразить с применением следующих бухгалтерских записей:
1. Дебет 2 401 20 296 Кредит 2 401 60 296,
Дебет 2 506 90 296 Кредит 2 502 99 296
— формирование резерва по обязательствам, возникающим в рамках рассмотрения претензий (исков), одновременно отражаются принимаемые учреждением обязательства в сумме сформированных резервов предстоящих расходов в размере исковых (претензионных) требований;
2. Дебет 2 401 60 296 Кредит 2 302 96 737
— начисление задолженности учреждения перед студентом по выплате морального ущерба и материального вреда на основании решения суда за счет ранее образованного резерв по претензиям, искам;
3. Дебет 2 502 99 296 Кредит 2 502 11 296,
Дебет 2 506 10 296 Кредит 2 506 90 296
— суммы принятых бюджетным учреждением обязательств в пользу студента на основании решения суда за счет ранее сформированных отложенных обязательств, одновременно отражается корректировка права на принятие обязательства в связи с принятием обязательств за счет резерва.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) N 145-ФЗ от 31.07.1998 (Список изменяющих документов). Статья 46. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия

1. Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) за нарушение законодательства Российской Федерации об основах конституционного строя Российской Федерации, о государственных символах Российской Федерации, государственных наградах, гражданстве Российской Федерации, о государственной власти Российской Федерации, о государственной службе Российской Федерации, о выборах и референдумах Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, о внешней политике и международных отношениях, о военном и чрезвычайном положении, об обороне и безопасности государства, о воинской обязанности и военной службе, о Государственной границе Российской Федерации, о государственном оборонном заказе, о государственном материальном резерве, об экспортном контроле, об использовании атомной энергии, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об обороте наркотических и психотропных средств, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о техническом регулировании, об обеспечении единства измерений, о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок, о государственном регулировании цен (тарифов), о банках и банковской деятельности, о микрофинансовой деятельности, о рынке ценных бумаг, об организованных торгах, о естественных монополиях, о защите конкуренции, антимонопольного законодательства Российской Федерации, трудового, валютного, бюджетного (в части федерального бюджета), уголовного (в части преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, государственной власти Российской Федерации, интересов государственной службы Российской Федерации, правосудия, порядка управления, военной службы, мира и безопасности человечества), уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, миграционного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о судоустройстве, об исполнительном производстве и судебные штрафы — в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов (в ред. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6728; Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7056; Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ст. 6967; Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2331; Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 44, ст. 5633);

2) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа:

в федеральный бюджет — по нормативу 40 процентов;

в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридические лица или индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, — по нормативу 60 процентов;

3) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе в части бюджетов государственных внебюджетных фондов, — в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов по нормативу 100 процентов (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 346-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4279);

4) за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, — соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов;

5) за нарушение водного законодательства:

установленное на водных объектах, находящихся в федеральной собственности (за исключением денежных взысканий (штрафов), налагаемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации), собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, — соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов;

установленное на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, за которое денежные взыскания (штрафы) наложены исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, — в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 процентов;

(Подпункт 5 в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2331)

6) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если закупки товаров, работ, услуг осуществляются:

государственным заказчиком, действующим от имени Российской Федерации (за исключением случая, если государственным заказчиком является орган управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации), — в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов;

государственным заказчиком, действующим от имени субъекта Российской Федерации (за исключением случая, если государственным заказчиком является орган управления территориальным государственным внебюджетным фондом), — в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 100 процентов;

государственным заказчиком, являющимся органом управления государственным внебюджетным фондом, — в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда по нормативу 100 процентов;

муниципальным заказчиком, действующим от имени городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, — в бюджет соответствующего муниципального образования по нормативу 100 процентов (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6664);

(Подпункт 6 в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 418-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6983)

6-1) за нарушение законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, устанавливающего:

правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, — соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов;

внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, — в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов;

(Подпункт 6-1 введен Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 68-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2041)

6-2) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения — в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов (подпункт 6-2 введен Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7039);

7) за нарушение законодательства Российской Федерации, не предусмотренного настоящим пунктом и пунктами 2 и 3 настоящей статьи, — в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 процентов (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст. 5795; Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6664);

8) суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности:

в федеральный бюджет — по нормативу 50 процентов;

в бюджеты субъектов Российской Федерации — по нормативу 50 процентов.

(Подпункт 8 введен Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2331)

2. Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о налогах и сборах подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) суммы денежных взысканий (штрафов), исчисляемых исходя из сумм налогов (сборов, страховых взносов), предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, — в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации применительно к соответствующим налогам (сборам, страховым взносам) (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст. 6852);

в федеральный бюджет — по нормативу 50 процентов;

в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), — по нормативу 50 процентов (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст. 5795; Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6664);

3) суммы денежных взысканий (штрафов), предусмотренных статьей 129-2 Налогового кодекса Российской Федерации, — в бюджеты субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, по нормативу 100 процентов.

3. Суммы денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

в федеральный бюджет — по нормативу 50 процентов;

в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), — по нормативу 50 процентов (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст. 5795; Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6664).

4. Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (в части бюджетов субъектов Российской Федерации), а также денежных взысканий (штрафов), установленных законами субъектов Российской Федерации, за исключением денежных взысканий (штрафов) за несоблюдение муниципальных правовых актов, подлежат зачислению в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.

Суммы денежных взысканий (штрафов) за несоблюдение муниципальных правовых актов подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, которыми приняты соответствующие муниципальные правовые акты, по нормативу 100 процентов.

(Пункт 4 в ред. Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ст. 6967)

5. Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (в части бюджетов городских поселений, бюджетов сельских поселений, бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов, бюджетов городских округов с внутригородским делением, бюджетов внутригородских районов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), а также денежных взысканий (штрафов), установленных правовыми актами органов местного самоуправления городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, подлежат зачислению соответственно в бюджеты городских поселений, бюджеты сельских поселений, бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских районов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по нормативу 100 процентов (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6664).

5-1. Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение права Евразийского экономического союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов (пункт 5-1 введен Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2331; в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 434-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 18).

6. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативу 100 процентов, за исключением иных случаев, установленных настоящим Кодексом (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 351-ФЗ).

Суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст. 5795; Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6664).

7. Неналоговые доходы от штрафов и иных сумм принудительного изъятия, подлежащие зачислению в соответствии с настоящей статьей в бюджет городского округа с внутригородским делением, могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в бюджеты внутригородских районов по единым для всех внутригородских районов нормативам отчислений (пункт 7 введен Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6664).

(Статья 46 в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 18, ст. 2117)

Хозяйственные споры, нарушение договорных обязательств контрагентами могут стать причиной судебных разбирательств. Иски контролирующих органов к организациям, не уплачивающим вовремя налоги и взносы, – тоже не редкость. Суд может принять решение в пользу той или иной стороны. Бухгалтерская служба сталкивается с необходимостью отразить суммы реального ущерба, упущенной выгоды, судебных издержек, погашения долга пострадавшей стороне, выплаты таких сумм по выигранным судебным искам. Актуальны также вопросы налогового учета «судебных» сумм.

Чем ущерб отличается от вреда и убытков?

Судебные издержки

Судебные издержки представляют собой госпошлину и расходы в связи с рассмотрением дела в суде. АПК РФ (ст. 101) и ГПК РФ (ст. 94) относят ним, в частности:

  • расходы на адвокатов, представителей сторон;
  • расходы при проведении осмотра и сбора доказательной базы;
  • расходы на проживание в связи с необходимостью явки в суд и т.д.

Показательно в этом смысле определение Конституционного суда, рассматривающего спор между организацией и налоговой службой №22 от 20-02-02 г., который приравнивает судебные издержки к убыткам, понесенным организацией в результате неправомерных действий ФНС, и предписывает обязательное их возмещение в полном объеме. Некоторые из них, в частности расходы на юриста и консультанта, для организации, которая только подает судебный иск, являются досудебными, по факту разбирательство еще не состоялось, а расходы понесены.

Как возместить материальный ущерб?

Ситуация: организация подает в суд на контрагента. Будет ли выигран иск, неизвестно, а расходы на услуги адвоката уже понесены. Как отразить их в НУ и БУ? Рассмотрим случай, когда организация находится на ОСНО как самый сложный с точки зрения нюансов учета.

НК РФ (ст. 252) позволяет включать в расходы экономически обоснованные суммы. В данном случае это условие соблюдается: экономическая обоснованность состоит в возможности получить по суду задолженность с контрагента. Подтверждение расходов заключается в наличии любого документа, например, акта об оказании услуг адвокатской конторой, подписанного обеими сторонами, фиксирующего указанную хозяйственную операцию. Заметим, документы, свидетельствующие об оплате услуг, например, платежные поручения банка, могут только дополнять акт, но не заменять его как подтверждающие. Расходы чаще всего признаются датой подписания акта (хотя, согласно ст. 272-7 п.п.3, организацией могут быть предусмотрены и иные сроки, например, в соответствии с положениями договора, по последней дате отчетного или налогового периода).

Расходы относятся к прочим и отражаются в БУ проводкой Д 91 К 60 (или 76).

Если спор проигран

Судебное решение в пользу третьей стороны может содержать требование о выплате и убытков, и упущенной выгоды в результате действий организации, проигравшей суд (ГК РФ, ст. 15-2).

Внимание! Сумма упущенной выгоды, определенная к выплате, не может быть признана в расходах по налогу на прибыль, с точки зрения Минфина (см. Письмо №03-03-10/25645 от 04-07-13), хотя такие действия и не противоречат нормам ст. 256 п. 1-13 НК РФ. Из сказанного следует, что организация, включая такие суммы в расходы, должна быть готова к спорам с фискальными органами.

Суммы признаются в расходах на дату фактической выплаты (при кассовом методе) или на дату судебного решения (при методе начисления). Проводки формируются на основании положений ПБУ 18-02 и с использованием действующего плана счетов. Проводки для компании на ОСНО:

До решения суда:

  • Дт 91-2 Кт 96 — отражена сумма оценочного обязательства по возмещению ущерба.
  • Дт 09 Кт 68 — отложенный налоговый актив по ней.

После решения суда в пользу контрагента организации:

  • Дт 96 Кт 76 — убыток к возмещению по решению суда.
  • Дт 91-2 Кт 76 — упущенная выгода к возмещению по решению суда.
  • Дт 68 Кт 09 — погашен отложенный налоговый актив.
  • Дт 76 К 51 — выплачена вся сумма задолженности контрагенту по решению суда.

Если оплата госпошлины и других судебных издержек присуждена проигравшей стороне, то согласно решению ее оплата фиксируется проводкой: Дт 68 Кт 51 (начисление – через сч. 91). Услуги адвоката и другие судебные издержки относятся, как уже говорилось, на счет 91, а выплата проводится записью Дт 76 (60) Кт 51.

Как взыскать ущерб с работника?

Если спор выигран

Выигранный судебный иск ведет к возникновению «доходов» организации, которые следует отразить в БУ. Государственная пошлина в суд, согласно НК РФ (ст. 13-10), — федеральный сбор. Статья 265-1 (п.п. 4) позволяет включать во внереализационные расходы сумму госпошлины, такая же позиция содержится в письме Минфина №03-03-06/1/597 от 20-09-10 г. и ряде аналогичных.

Внереализационный расход в виде налогов, обязательных платежей, признается, согласно ст. 272-7(1) НК РФ, на дату начисления. Госпошлина – оплата за иски в суд, датой ее признания следует считать день подачи иска в судебные органы (разъяснения даны в письме Минфина №03-03-06/2/176 от 22-12-08 г.).

Внимание! Вне зависимости от факта последующего взыскания с проигравшей стороны спора, госпошлины включаются в расходы по налогу прибыль (пост. ФАС СЗО делу №А56-24492/2007 от 21-07-08 г.).

Вступившее в силу «положительное» решение суда является основанием для включения поступивших от проигравшей стороны сумм пеней, судебных издержек и других сумм санкций в доходы внереализационного характера (ст. 350 НК РФ).

При этом долг, ставший предметом судебного разбирательства, в доходы в целях НУ не включается, исходя из смысла статей ст. 249, 39 НК РФ и последующих разъяснений Минфина (письмо №03-03-06/1/597 от 2-09-10 г.). Однако вопрос этот все равно остается спорным, и организация должна быть готова предоставить пояснения в налоговую службу по поводу указанной суммы или отстаивать свою позицию в суде.

В отношении суммы долга и начисления по нему НДС вопрос остается открытым, поскольку факт реализации товара, работы, услуги в данном случае отсутствует (ст. 146 НК РФ).

Как уже было упомянуто выше, суммы, имеющие отношение к решению суда, проводятся через счет 91, госпошлины в суд – через счет 68 (начисление — по кредиту, перечисление в бюджет — по дебету). Для расчета с должником по решению суда, как правило, используют счет 76, открывая по нему субсчет «Расчеты по претензиям». Аналитический учет организовывается по должникам и отдельным претензиям.

Проводки:

  • Дт 51 Кт 76 – поступление денег от контрагента.
  • Дт 76 Кт 91 – возмещены гос. пошлина и убытки по судебным процедурам.

Задолженность должника (погашенную) можно провести внутренней проводкой на Кт субсчета «Расчеты по претензиям» счета 76 или аналогично с использованием счета 60 на Кт 76. Зафиксировать погашение нужно проводкой Дт 51 Кт 76.

Непогашенную задолженность списывают.

Главное

  1. Возмещение ущерба по решению суда фиксируется в учете с использованием счета 91. Для учета по каждому контрагенту и претензии целесообразно использовать счет 76 с открытием соответствующего субсчета.
  2. Выплаты, возмещающие ущерб контрагента по решению суда, проводятся с использованием счета 96.
  3. Госпошлины и судебные издержки включаются как в доходы, так и в расходы по налогу на прибыль.
  4. В отношении включения сумм задолженности в доходы по ОСНО и начисления НДС вопрос до конца не решен и предполагает спор с фискальными органами.

Поскольку из вопроса не понятного какого рода ущерб Вы возмещаете и на основании чего, по изложу общую позицию по данному вопросу.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ ущерб, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, которое причинило этот ущерб.

Виновник согласно ст. 1082 ГК РФ обязан возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки в соответствии со ст. 15 ГК РФ.

В бухгалтерском учете возмещение причиненных организацией третьим лицам убытков квалифицируется как прочие расходы, и отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы», в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов.

Важно определиться с датой отражения таких расходов в учете.

Они должны быть отражены в учете организации или на дату их признания, или на дату вынесения судебного решения.

Момент признания рассматриваемых расходов должен быть подтвержден документально. Таким документом может стать любой организационно-распорядительный документ организации, содержащий решение уполномоченного лица о признании расходов, или же документ контрагента с требованием возместить убытки, утвержденный уполномоченным лицом организации. Это может быть приказ по организации, письмо, претензия или же служебная записка с соответствующей визой руководителя.

Если руководитель рассмотрев претензию, признал ее обоснованной, издал приказ, на основании которого в учете делаются записи:

Это если возмещаем денежными средствами.

Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» начислена к возмещению сумма признанного ущерба;

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К-т сч. 51 «Расчетные счета» погашена задолженность по возмещению ущерба.

Если виновная сторона или предоставляет пострадавшей равноценные ценности, или же оплачивает работы, направленные на устранение ущерба

Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражена в учете сумма признанного ущерба в части стоимости материалов, подлежащих передаче пострадавшей стороне.

Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражены расходы на строительные работы, необходимые для восстановления помещения, с учетом НДС;

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» приобретены строительные материалы для компенсации ущерба с учетом НДС;

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К-т сч. 10 «Материалы» строительные материалы переданы пострадавшей стороне в счет компенсации убытков.

НДС в данном случае не будет отражаться на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», так как, во-первых, не будет приниматься к вычету при расчетах с бюджетом, а во-вторых, формирует собой сумму возмещения пострадавшей стороне.

Однако если компания «Д» придерживается мнения, что передача материалов в счет возмещения ущерба облагается НДС, то будут сделаны такие учетные записи:

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» приобретены строительные материалы для компенсации ущерба без учета НДС;

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражен НДС по приобретенным материалам;

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 91-1 «Прочие доходы» отражена как реализация передача материалов в счет возмещения ущерба с учетом НДС;

Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы»

К-т сч. 68-2 «Расчеты с бюджетом по НДС» отражена как реализация передача материалов в счет возмещения ущерба с учетом НДС;

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» произведен зачет задолженностей.

С НДС вообще осторожно, вопрос требует дополнительной информации и более плотной обработки.

В налоговом учете в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба включаются в состав внереализационных расходов.

Нормы налогового законодательства в данном случае достаточно неконкретны и не дают четкого представления, о каком собственно ущербе идет речь. Поэтому в целях налогового учета выделим собственно возмещение ущерба и компенсацию упущенной выгоды.

Дело в том, что вопросов в части признания в налоговом учете сумм возмещения реального ущерба у налоговых органов не возникает. Другое дело — компенсация упущенной выгоды.

Но об этом вы не спрашивали.

Это коротенько, все что могла.

С уважением. Е.А. Иванова.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *