Все об авторском праве

В общих чертах мы уже рассказывали о теме «Объекты авторского права» в главе «Авторские права: основные положения» Библиотеки интеллектуальной собственности. Здесь же остановимся на этом вопросе более подробно, т.к. круг результатов интеллектуальной деятельности, охраняемых авторским правом достаточно велик, и некоторые объекты авторского права обладают собственной спецификой, которую необходимо знать и учитывать при оформлении и защите авторских прав.
В настоящей главе Вы найдете информацию о таких объектах, как программы для ЭВМ, базы данных, произведения архитектуры и изобразительного искусства, переводы и экранизации, фотографии, музыка и фильмы.

  1. Общий перечень объектов авторского права.
  2. Программы для ЭВМ.
  3. Базы данных.
  4. Фильмы (аудиовизуальные произведения).
  5. Произведения архитектуры.
  6. Произведения изобразительного искусства.
  7. Музыкальные произведения.
  8. Интернет-сайт.

Самые распространенные объекты авторского права перечислены в ст.1259 Гражданского кодекса РФ. Этот перечень охватывает основные объекты авторского права (литературные, драматические, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, хореографические произведения, программы для ЭВМ, базы данных, фотографии, топографические карты), но является открытым, так как авторское право охраняет результаты творческого труда, а творчество предполагает постоянный поиск новых форм. Вместо понятия «объекты авторского права» часто употребляют понятие «произведения», данные термины являются эквивалентными.

По указанным выше причинам нет смысла стараться назвать все объекты авторского права. Однако, имеет смысл рассказать об объектах, которые авторским правом не охраняются в силу прямого указания закона. К таким объектам относятся:

  • Официальные документы публичных органов власти, включая нормативные и индивидуальные правовые акты;
  • Официальные знаки и символы государств и иных публичных субъектов;
  • Фольклор – произведения народного творчества;
  • Сообщения информационного характера (программы телепередач, расписания, новости).

Перечень объектов, которые не охраняются авторским правом, закрытый и не подлежит расширительному толкованию. Для наглядности он еще раз показан на схеме.

Таким образом, авторские права распространяются на широкий круг объектов, исчерпывающим образом перечислить которые не представляется возможным. Такая разнородность объектов авторского права создает необходимость в специальном регулировании некоторых из них. Поэтому далее мы остановимся на специфике наиболее распространенных видов произведений.

Содержание

2. Программы для ЭВМ как объекты авторского права.

Программам для ЭВМ посвящена отдельная статья.

3. Базы данных как объекты авторского права.

База данных – это совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Таким образом, есть следующие признаки базы данных:

  1. наличие совокупности материалов. При этом не имеет значения, охраняются ли сами материалы авторским правом. В их числе могут быть статьи, правовые акты, изображения, справочные сведения и т.п.;
  2. наличие системы расположения материалов (систематизации);
  3. техническая возможность работать с базой с помощью ЭВМ. При этом программы, обеспечивающие работу с базой данных (СУБД), охраняются как самостоятельные объекты авторского права.

Особенности баз данных как объектов авторского права:

  • могут быть зарегистрированы по желанию правообладателя;
  • охране подлежит творческая систематизация материалов, составляющих базу данных, а не сами материалы. Иными словами, с точки зрения авторского права, в базе данных главное – набор таблиц, связей между ними, а также критерии систематизации материалов внутри таблиц базы данных.
  • особые случаи свободного использования базы данных. В частности, запрет воспроизведения базы данных даже в личных целях. Вместе с тем допускается декомпиляция в целях синхронизации с другими программами и базами данных и изготовление архивного экземпляра базы данных.

4. Фильмы (аудиовизуальные произведения) как объекты авторского права.

Аудиовизуальное произведение – это произведение, состоящее из серии связанных между собой изображений и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Авторское право охраняет фильмы как со звуком, так без него, этот факт не имеет юридического значения.

Особенности фильмов (аудиовизуальных произведений) как объектов авторского права:

  • состав авторов: автор сценария, режиссер-постановщик и композитор-автор музыкального произведения, специально созданного для фильма;
  • композитор-автор фильма имеет право на отдельное вознаграждение за каждое исполнение (показ) фильма;
  • правообладатель фильма имеет право на вознаграждение за воспроизведение фильма в личных целях;
  • не допускаются условия, которые ограничивают возможность использовать объекты авторского права, вошедшие в фильм в качестве составной части.

5. Произведения архитектуры как объекты авторского права

Произведения архитектуры характеризуются тем, что представляют социальную и экономическую ценность постольку, поскольку могут быть воплощены в объекте недвижимости В отличие, например, от картины сам по себе набор чертежей, планов, схем, как правило, не несет самостоятельной художественной ценности. Кроме того, создание недвижимости на основе архитектурного проекта требует значительных усилий по разработке технической документации, а построенный объект должен соответствовать заложенным в проекте параметрам.

Из этого следуют особенности произведения архитектуры:

  • специфический способ использования произведения архитектуры – практическая реализация архитектурного проекта;
  • право автора участвовать в разработке документации для строительства;
  • право осуществлять авторский надзор за строительством в соответствии с градостроительными нормами и правилами.

6. Произведения изобразительного искусства

К произведения изобразительного искусства относятся, в частности, такие объекты авторского права, как:

  • произведения живописи и скульптуры;
  • произведения графики и дизайна;
  • комиксы и другие.

Автор произведения изобразительного искусства дополнительно имеет два дополнительных права.

1) Право доступа – право требовать от собственника оригинала произведения осуществлять право на воспроизведение своего произведения. Данное право не передается, отказ от него ничтожен. В классификации интеллектуальных прав право доступа относится к иным правам.

2) Право следования – право на получение процента от цены перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства при соблюдении следующих условий:

  1. продавцом, посредником или покупателем выступает галерея изобразительного искусства или подобные ей субъекты;
  2. перепродажа была публичной, то есть участвовать в покупке потенциально мог неограниченный круг лиц.

7. Музыкальные произведения как объекты авторского права

Музыкальное произведение может быть выражено в следующих формах:

  • в письменной (нотная запись);
  • в звуковой (при исполнении произведения).

В первом случае оригиналы нотных записей могут публично отчуждаться и представлять ценность не только как объекты авторского права, но и как объекты права собственности. Поэтому композитору, как и художнику, принадлежит право следования. Звуковая форма выражения обуславливает следующие особенности:

  • наличие права автора на публичное исполнение произведения. Соответственно, для публичного исполнения произведения необходимо заключить лицензионный договор.
  • наличие у организации по коллективному управлению авторскими правами (главным образом, Российского авторского общества) полномочия заключать лицензионные договоры на публичное исполнение музыкального произведения от имени композитора.
  • свободное публичное исполнение музыкального произведения во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон.

8. Интернет-сайты как объекты авторского права.

Интернет-сайтам посвящена отдельная статья.

Полезные ссылки по теме «Объекты авторского права»

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 1259 ГК РФ

1. В комментируемой статье дан общий перечень объектов авторского права, в который включены прежде всего произведения науки, литературы и искусства, а также названы другие объекты, которые являются результатом творческой деятельности человека. Творчество как вид деятельности означает способность к созданию качественно нового, отличающегося неповторимостью уникального произведения в той или иной области науки, литературы, искусства и других видов деятельности человека. Творческий процесс индивидуален, так как человек воспринимает окружающий мир, явления природы и общества самостоятельно.

Степень творчества может быть разной и потому созданное конкретным лицом произведение воспринимается читателем, слушателем, зрителем неоднозначно, подвергается критике, и тем не менее любое созданное произведение законом признается объектом авторского права, если оно создано самостоятельно конкретным автором.

Произведение как результат творческой деятельности признается объектом авторского права, если оно выражено в какой-либо объективной форме. В п. 3 ст. 1259 ГК РФ предусмотрены общие требования к форме произведения: письменная, устная форма (публичное произнесение, публичное исполнение и иная подобная форма), изображение, звуко- или видеозапись, объемно-пространственная форма. Форма произведения зависит от вида творческой деятельности автора в конкретной области науки, литературы, искусства и других видов творчества.

Если создано произведение науки, литературы (художественной, политической, социальной), то формой является язык, на котором оно написано или произнесено устно. К сожалению, в законе не указано это существенное условие для охраноспособности произведения. Для нашего многонационального государства именно язык, на котором создан оригинал произведения, является важным условием для защиты прав автора. Так, известный дагестанский писатель Расул Гамзатов писал стихи на своем родном аварском языке. Но поэт прекрасно понимал, что его стихи на родном языке не могут получить широкого распространения среди читателей, поэтому он всегда был согласен с тем, чтобы его стихи переводились на русский язык. Переводчиками стихов Р. Гамзатова были Р. Рождественский, Я. Козловский и многие другие.

Произведения науки, литературы на английском, немецком и других языках могут быть переведены на русский язык только с согласия автора оригинала. Поэтому норму п. 3 комментируемой статьи следует уточнить, добавив условие о форме произведения: не просто письменная или устная, а с указанием языка, на котором оно создано.

Произведения живописи, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства могут создаваться в форме изображения (картина художника, графические рисунки и др.). Произведения живописи могут быть созданы только на материальном носителе.

2. Для характеристики произведения как объекта авторского права важным условием является не только форма, но и содержание. В литературе подчеркивается органическое единство содержания и формы произведения. При этом определяющее значение имеет содержание . Так, В.И. Серебровский под произведением понимал «совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» . В определении подчеркивается творческое начало созданного произведения, т.е. его содержание — идеи, мысли, образы, изображенные автором.

———————————
Иоффе О.С. Советское гражданское право. ЛГУ, 1965. С. 31 и след.

Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 39.

Если рассмотреть хотя бы кратко соотношение формы и содержания произведения в отдельных видах творческой деятельности, то можно сделать вывод о приоритете содержания над формой. Так, известно, что любая наука есть система знаний, которые формируются в результате исследовательской деятельности, направленной на изучение новых явлений природы, общества, в результате которых разрабатываются новые теории, идеи, взгляды, концепции и т.д. Для этого используются методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, системы научной информации, имеющиеся научные знания как результат научного исследования. Любой ученый, занимающийся исследованиями в конкретной области знаний, безусловно, изучает монографии, статьи и другие источники информации по интересующей его проблеме с целью усвоения имеющихся достижений, высказанных другими авторами. И в любом случае читателя интересуют те мысли, взгляды, теории, суждения, доказательства, которые содержатся в источнике информации. Как утверждает П. Капица, наука всегда находится на уровне известного и неизвестного и ее развитие, познание последнего составляют творческую деятельность ученого.

Живопись — вид изобразительного искусства, который является важным средством художественного отражения и истолкования действительности. Произведения живописи воздействуют на мысли и чувства зрителя. Замысел произведения живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью рисунка и цвета (колорита). Жанры живописи разнообразны: бытовая, батальная живопись, портрет, пейзаж и др. Произведение живописи создается на материальном носителе и всегда имеет свою форму и содержание. Так, картины художника Ф.П. Решетникова на бытовые темы всегда воспринимаются зрителем с большим интересом. Таковы, например, его полотна «Опять двойка», «На побывку». В них ярко выражено содержание конкретной ситуации. Портретная живопись имеет свои специфические черты. Художник в портрете стремится выразить через внешние черты особенности характера человека. Так, И.Е. Репин написал портрет М.П. Мусоргского в госпитале, когда композитор был уже смертельно болен. Живописный образ отличается убедительной достоверностью, художник показал богатство духовной жизни умирающего.

О.А. Кипренский написал прижизненный портрет А.С. Пушкина, который признается венцом портретной галереи художника .

———————————
Сингаевский В.Н. Третьяковская галерея. М.: АСТ, 2008. С. 39, 90.

Художественная литература также подразделяется на жанры по разным признакам и основаниям. Произведения литературы по содержанию могут быть сатирические, трагические, патетические; в зависимости от объема произведения и способа построения образа они могут быть исторические, аллегорические, символические, фантастические, лирические, драматические и др.

Писатель или поэт заранее имеет свой замысел будущего произведения и в соответствии со своими способностями, талантом создает произведение в виде романа, повести, рассказа, поэмы, в других жанрах. Во всех случаях создания произведения автор прописывает придуманные образы как действующих лиц, с их характерами, поступками, поведением. Автор всегда имеет конкретные идеи, мысли, которые вкладывает в поступки, слова своих героев. Если автор имеет цель воспеть природу, которая его окружает, то соответственно он избирает свои художественные приемы, способы, характеризующие величие, красоту гор, лесов, полей и рек. Тяжелые погодные условия он также способен осветить определенным образом. В любых произведениях художественной литературы для автора важно изложить смысл, идеи, которые у него в сознании возникают; в зависимости от содержания произведения автор по своему усмотрению избирает и форму изложения.

Музыка — вид искусства, отображающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующих на психику человека. Музыкальное произведение способно конкретно и убедительно передавать эмоциональные состояния человека, выражать и связанные с чувствами идеи обобщенного плана. Музыкальная культура каждого народа обладает специфическими чертами, которые проявляются в народной музыке.

Средствами воплощения музыкальных образов служат музыкальные звуки, определенным образом подобранные. Основными элементами выразительных средств музыки являются мелодия, гармония, темп, ритм, лад, динамика, полифония, инструментовка. С помощью известных музыкальных средств, приемов композитор создает музыкальный образ, идею, которая воспринимается слушателем. На материальном носителе музыка фиксируется в виде нот или звукозаписи.

Музыка часто сочетается со словами и другими средствами, например опера, песня, а также балет, танец и др. Но основным в музыке всегда является ее содержание, т.е. те музыкальные образы, идеи, темы, мелодии, с помощью которых автор (композитор) высказывает свои мысли, настроение, отношение к окружающей действительности и т.д.

Однако в науке встречаются многочисленные высказывания о том, что любое произведение как результат творческой деятельности имеет свою форму и содержание, но правом охраняется только форма произведения, в том числе и музыкального , а также утверждения, что произведение имеет по существу две формы — внешнюю, закрепленную на материальном носителе, и внутреннюю. При этом к внутренней форме относят те образы, идеи, теории, события, действия героев произведения, которые и составляют сущность самого произведения. В таком случае нельзя понять, что же составляет содержание произведения, тем более что содержание, т.е. те мысли, взгляды, идеи, художественные образы, всегда представляет основной интерес для читателя, слушателя, зрителя.

В философии утверждается, что содержание и форма в искусстве — взаимообусловленные стороны произведения, при этом содержанию принадлежит ведущая роль. Форма — структура произведения, которая создается при помощи различных выразительных средств для воплощения содержания. Форма произведений искусства многообразна. К ее элементам относятся: язык, рифма, ритм, звукоинтонация, цвет и т.д. В соответствии с этим утверждением о том, что охраняется только форма произведения, согласиться нельзя, тем более что закон (ст. 1259 ГК) объектами авторских прав называет произведения науки, литературы и искусства как таковые, а значит, созданные в результате творческой деятельности человека.

3. Бесспорным подтверждением охраны произведения в целом, а значит, и его содержания является норма ст. 1266 ГК РФ, предусматривающая право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений — недопустимость внесения в произведение каких-либо изменений, дополнений, сокращений без согласия автора. В п. 2 этой статьи особо подчеркивается, что всякие извращения, искажения или иные изменения произведения, порочащие честь и достоинство автора, дают основания последнему для предъявления иска в суд, а также право на компенсацию морального вреда.

К объектам авторского права относятся также произведения скульптуры и архитектуры. Эти произведения имеют свои особенности формы и содержания. Скульптура — произведение трехмерное, объемное. Чаще всего автор создает скульптуру человека для выражения конкретной идеи, мысли создания героического образа. Так, всем известный памятник в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. находится в Берлине (Трептов-парк). Это советский солдат с ребенком, сидящим на левой руке, и мечом, рассекающим фашистскую свастику (скульптор — Е.В. Вучетич). Столь же зрелищен памятник-ансамбль Победы на Мамаевом кургане в Волгограде (скульптор тот же).

Архитектура составляет область материальной культуры и вид искусства. Архитектура выражает общественные идеи в художественных образах. В архитектуре взаимосвязаны ступени технического и эстетического начала.

4. В п. 5 комментируемой статьи предусмотрено правило, по которому авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

С таким буквальным смыслом указанного правила согласиться достаточно сложно, так как многие объекты носят самостоятельный творческий характер. Остановимся хотя бы на некоторых из них. Так, идея произведения характеризуется как продукт эмоционального переживания и освоения жизни автором. Идея — это главная мысль, вывод, жизненный урок, вытекающий из целостного постижения произведения. Конечно, подобные идеи могут быть высказаны и другими авторами, но будут изложены своим творческим методом, способом. Или могут быть высказаны другие, противоположные идеи с соответствующим обоснованием. Запретить высказывания различными авторами сходных идей невозможно. Поэтому следовало в тексте рассматриваемой нормы указать, что на идеи как таковые не распространяются авторские права, но идеи конкретные, высказанные в произведении того или иного автора, авторским правом охраняются.

Далее в тексте указанного пункта предусмотрено правило о нераспространении авторских прав на открытия. Однако есть географические открытия, открытия мест рождения полезных ископаемых и есть научные открытия.

В свое время в прежнем законодательстве было дано официальное определение научного открытия: «Научным открытием признается обнаружение ранее не известных, объективно существующих закономерностей, явлений и свойств материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания». На практике известно, что многие ученые в области физики, химии, биологии, медицины в результате практических опытов, исследований открывают совершенно новые закономерности, явления, свойства материального мира. Эти открытия дают возможность для решения конкретных технических задач, создания изобретений, необходимых для внедрения в производство. Такие высокие достижения ученых являются основанием для получения государственных премий и наград. Права таких ученых на сделанные ими научные открытия, безусловно, охраняются авторским правом. Однако это не исключает возможность подобных открытий другими учеными в результате их самостоятельной творческой деятельности. Поэтому необходимо в анализируемый текст настоящего закона внести соответствующее дополнение, изложенное выше, т.е. о том, что авторские права не распространяются на указанные объекты как таковые.

5. Произведение как результат творческой деятельности, созданное конкретным автором, впервые характеризуется как оригинал. Однако законом предусматривается возможность создания производных произведений, которые представляют собой переработку ранее созданного произведения другим лицом. Авторское право исходит из необходимости предоставить возможность художнику опираться в творчестве на произведения предшественников, но важно, чтобы использованный материал подвергался в процессе переработки существенным изменениям. К производным произведениям относятся переводы, аннотации, рефераты, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Во всех указанных видах переработки должен быть проявлен элемент самостоятельной творческой деятельности.

Отдельно указаны в комментируемой статье как объекты авторского права составные произведения, к которым относятся энциклопедии, антологии, базы данных и иные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. При этом произведения, включенные в сборники, аннотации, энциклопедии и другие собрания, могут не иметь конкретных авторов, но это не влияет на признание авторства за создателем составного произведения.

08.02.2017 17 590 0 | Среднее время прочтения:

1. Когда возникает авторское право?

2. Защита и оформление авторских прав

3. Внесудебные механизмы защиты

4. Судебный механизм

5. Пример из судебной практики

Произведения художественного искусства, результаты научных исследований, музыкальные композиции, литературные творения, компьютерные программы и приложения и другие результаты интеллектуальной деятельности несут не только культурную ценность, но и предполагают некое материальное вознаграждение для автора. При этом, данная категория нематериального имущества наиболее подвержена незаконным действиям злоумышленников, которые используют результат чужого труда для собственного обогащения. Чтобы защитить результат творческого труда от плагиата, несанкционированного использования, а также от хищения творений необходимо получить на эту собственность авторские права.

Основная проблема данного вопроса заключается в том, что в Гражданском Кодексе РФ до настоящего времени нет четкого, определенного и единого реестра зарегистрированных прав на произведения интеллектуальной собственности. Для получения авторского права создателю нужно будет обозначить себя и предоставить результат своего творения. Защита такого права в Российской Федерации осуществляется путем регистрации. Несмотря на то что это негосударственная регистрация, на сегодняшний день она является неплохим методом защиты прав автора. К сожалению, даже прохождение данной процедуры не дает стопроцентных гарантий, что авторство будет признано за настоящим создателем. В данной ситуации авторство может быть оспорено только при наличии определенных весомых доказательств, которые, как правило, после прохождения процедуры регистрации не могут принадлежать постороннему лицу.

Вопрос защиты авторских прав стоит особенно остро в нашей стране, в силу несовершенства действующего законодательства, а значит, следует разобраться в этой теме более подробно.

Когда возникает авторское право?

Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права:

  • исключительное право (имущественное);
  • неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д.

В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.

Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:

  • признание права законного правообладателя;
  • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
  • изъятие у злоумышленников материального носителя;
  • возмещение материального ущерба;
  • публикация судебного решения по делу.

Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.

Защита и оформление авторских прав

Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения. Однако на практике стало очевидно, что оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы. Вопрос практически полностью решается, если публикация произведения происходит через издательство либо результат интеллектуального труда передается заказчику по заранее составленному договору. В этом случае договор с издательством либо с прямым заказчиком и будет выступать достоверным доказательством права автора.

На что распространяется интеллектуальная собственность

Некоторые авторы с целью защиты своих прав на произведение, осуществляют его нотариальное заверение. Однако наибольшей популярностью обладает процедура депонирования и публикации предмета интеллектуальной собственности. В этом случае происходит регистрация прав, путем установления однозначного соответствия конкретного произведения конкретному автору. Данный факт регистрируется в каталоге, соответствующего типа произведения, однако в силу отсутствия общего государственного реестра, все подобные каталоги составляются частными юридическими конторами, которые по факту выступают свидетелями принадлежности результата интеллектуального труда тому или иному автору. Подобных каталогов множество:

  • каталог депонированных произведений – данный вариант предполагает регистрацию и публикацию научных и литературных произведений интеллектуального труда;
  • каталог регистрации произведений малых форм – специальный реестр регистрации произведений особого малого формата;
  • каталог регистрации идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др. – в связи с тем, что на пути от идеи до готового результата интеллектуального труда может пройти несколько лет, а иногда и несколько десятков лет, целесообразно зарегистрировать факт идеи или гипотезы еще на стадии ее зарождения. В этом случае в каталог вносится только подробное описание произведения, научной концепции или программы;
  • каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов – особенно востребованный реестр для сферы рекламы и маркетинга;
  • каталог регистрации интеллектуальной собственности сайтов – также заслуживает отдельного внимания в силу того, что интернет-сфера продолжает развиваться семимильными шагами, охватывая все новые сферы бизнеса.

Перечисленные выше каталоги – это далеко не все реестры, в которых можно зарегистрировать тот факт, что именно данный автор создал то или иное произведение. Достаточно обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на данных вопросах, и он подберет оптимальный вариант депонирования авторского права.

Внесудебные механизмы защиты

Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты – прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом. Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной. Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли.

Главная задача такого письменного требования – уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами. Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств. Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда.

Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.

Судебный механизм

Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд. С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу. Лучше всего доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела.

Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что по его мнению может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться:

  • Свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется)
  • Нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования
  • Источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения
  • Результаты независимой экспертизы
  • Видео-, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.

Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение:

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав. Данный вид ответственности применяется к нарушителям авторских прав чаще всего в соответствии со статьей 1252 Гражданского Кодекса «Защита исключительных прав». При этом, какую меру наказания потребовать за подобные противоправные действия выбирает именно истец, в то время как окончательное решение всегда остается за судьей. Здесь автор произведения, столкнувшийся с нарушением своих прав, может рассчитывать на компенсацию убытков, причиненных ответчиком или ответчиками, на изъятие материального носителя и на публикацию решения суда о признании действий ответчика незаконными. Кроме того, нередко суд накладывает арест на носители и оборудование для их производства, а также может быть принято решение о конфискации и уничтожении всех носителей, являющихся контрафактом. Отдельно следует упомянуть, что если в ходе судебного заседания будет доказано, что правонарушение было совершено не физическим лицом, а юридическим, такая компания может быть полностью ликвидирована.
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав. В случае когда нарушитель производит продажу, передачу в аренду, ввоз или вывоз их страны контрафактной продукции, нарушающей авторское право, к нему могут быть приняты меры в соответствии со статьей 7.12. «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» Кодекса об административных правонарушениях. В этом случае ответчику будет назначен штраф, сумма которого зависит не только от объема и тяжести правонарушения, но и от того физическое или юридическое лицо выступило правонарушителем.
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Если в суде будет доказано, что нарушение исключительных прав автора на его интеллектуальную собственность были отягощены определёнными обстоятельствами, нарушителю может грозить не только внушительный штраф, но и лишение свободы сроком от 2 до 6 лет. Чтобы дело приобрело особенно серьезный поворот, необходимо чтобы преступление было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере либо одним из участников преступления был сотрудник правоохранительных органов.

Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание. Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность. Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции.

Пример из судебной практики

Данное направление юриспруденции часто связано с резонансными делами. Примером защиты своих авторских прав в суде может послужить знаменитое дело «Аленки». Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», являющаяся эксклюзивным производителем шоколада «Аленка», подала в суд на другую кондитерскую компанию «Славянка», которая запустила в производство шоколад под названием «Алина» и стилизовала этикетку в очень похожем на оригинал стиле. Адвокаты истца требовали взыскать с фабрики «Славянка» 310 миллионов рублей.

Несмотря на то что суд принял позицию истца и постановил ответчику прекратить выпуск данного шоколада, компенсация была назначена всего в размере 37 миллионов. Однако в ходе суда сторонам удалось договориться мирно, и они подписали договор досудебного урегулирования, в котором указывалось, что кроме остановки производства компания «Славянка» выплатит истцу 15 тыс. рублей.

Не являются объектами авторских прав:

  • 1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
  • 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным ГК РФ.

Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.

Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии, связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Авторами аудиовизуального произведения являются:

  • 1) режиссер-постановщик;
  • 2) автор сценария;
  • 3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Право авторства на проект официального документа, на проект официального перевода документа, на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику).

Разработчик проекта официального документа, символа или знака имеют право обнародовать такой проект, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя.

При подготовке официального документа, разработке официального символа или знака на основе соответствующего проекта в него могут вноситься дополнения и изменения по усмотрению государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации, осуществляющих подготовку официального документа, разработку официального символа или знака.

После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может использоваться без указания имени разработчика.

Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель (п. 1 ст. 1287 ГК РФ), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134 ГК РФ), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

  • • латинской буквы «С» в окружности;
  • • имени или наименования правообладателя;
  • • года первого опубликования произведения.

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведения которого используется, и источника заимствования:

  • 1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  • 2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
  • 3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
  • 4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;
  • 5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
  • 6) воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Режим имущественных прав на результаты творческого труда может быть нарушен путем использования, копирования или распространения чужого произведения без разрешения надлежащего собственника. Нарушаться могут и личные неимущественные права создателя – если происходит присвоение авторства или его несанкционированное изменение. В этой статье расскажем обо всех видах нарушений, с которыми может столкнуться владелец авторских прав.

Классификация нарушений

Количество видов и способов нарушения прав на результаты творческого труда существенно выросло с развитием сети интернет. Если раньше все правонарушения были связаны исключительно с реальными материальными носителями (книги, журналы, кассеты, диски и т.д.), то сейчас ежегодно растут объемы электронного контрафакта. Наиболее распространены нарушения имущественных прав, связанные с извлечением дохода без перечисления соответствующей компенсации автору.

Выделим основные виды нарушений имущественных прав, которые причиняют создателю произведения убытки:

  • нелегальное копирование материальных носителей с произведением авторского или смежного права – изготовление копий с легально или незаконно приобретенной продукции без разрешения правообладателя (печатное продукции, видео- и аудиокассет, CD и DVD дисков);
  • изготовление контрафактной продукции, перемещение ее через границы государств, реализация в оптовом или розничном обороте;
  • незаконное опубликование, копирование и распространение электронных версий произведения литературы, науки, искусства или объекта смежных прав;
  • размещение в отрытый доступ произведения, на публикацию которого не давал согласие правообладатель;
  • нарушение условий лицензионного соглашения – превышение оговоренного тиража публикации без согласия правообладателя, нарушение территории распространения, несоблюдение порядка и сроков выплаты вознаграждения.

Естественно, перечисленные виды нарушений могут носить разную форму и способ реализации. Например, нелегальное копирование может происходить на бытовом уровне, когда законный владелец экземпляра произведения делает одну или несколько копий для продажи друзьям или передачи их на безвозмездной основе. Аналогичное нарушение может совершаться и в промышленных масштабах, когда для противоправного копирования и распространения экземпляров используются средства производства.

Нарушения личных прав не обязательно влекут причинение убытков в денежной форме, а в их перечень входят:

  • плагиат, т.е. полное или частичное заимствование из чужого произведения для создания нового объекта авторских прав;
  • переработка, внесение изменений или правок, произвольная перестановка частей и глав, искажающая смысл и суть произведения без согласия правообладателя;
  • подделка произведения искусства;
  • присвоение авторства, т.е. попытка выдать себя за действительного автора произведений;
  • нарушение права на наименование, т.е. изменение его без согласия первоначального владельца произведения.

Двойственный характер носит нарушение права на публикацию произведения. Помимо нарушения личного неимущественного права при несогласованном опубликовании книги или иного объекта, виновное лицо может извлекать из этого прибыль, что влечет для правообладателя убытки.

Варианты и способы защиты

Для каждого из перечисленных видов нарушения могут использоваться различные способы защиты – от блокировки интернет-страниц с нелегальным контентом, до обращения в суд для взыскания убытков и конфискации контрафакта из оборота. Возможные варианты и способы защиты регламентированы ГК РФ, Законом РФ «Об авторском праве», нормами УК РФ и КоАП РФ. Кроме того, применяются и международные акты, соглашения или конвенции в сфере охраны авторского права.

Защита имущественных прав

Нарушение прав на использование, копирование и распространение результатов творческого труда лишает автора права получить справедливое вознаграждение. Даже при безвозмездном характере копирования и распространения фиксируется упущенная прибыль, которую смог бы получить правообладатель.

Закон дает возможность использования только в отношении легально приобретенной продукции. Однако даже законная покупка материального носителя не дает права изготавливать и распространять копии на возмездной или бесплатной основе. Согласие на такие формы использования может дать только правообладатель. Основными мерами защиты от нарушений являются:

  • выявление случаев пиратства аудио- и видеопродукции, изготовления и распространения контрафактной продукции – это может сделать сам правообладатель, авторские агентства и общества, либо правоохранительные органы;
  • предъявление письменных требований к нарушителям – о запрете на производство, распространение и реализацию контрафакта, о выплате вознаграждения или возмещении убытков;
  • предъявление требований к администраторам и владельцам интернет-ресурсов – об удалении из открытого доступа электронных копий произведения, о выплате авторского вознаграждения и возмещении убытков;
  • обращение в суд — для досрочного расторжения лицензионного соглашения или договора уступки, возмещения убытков или взыскания штрафной компенсации;
  • обращение в службу Роскомнадзора или в судебные органы – для временной или полной блокировки интернет-страниц с незаконно размещенными произведениями;
  • обращение в правоохранительные органы – для назначения санкций по УК РФ или КоАП РФ.

Помимо указанных мер защиты, нарушения авторских и смежных прав обязаны выявлять государственные органы. Например, сотрудники МВД могут устанавливаться факт использования нелегальных копий программного обеспечения. Специалисты таможенных служб обязаны выявлять и пресекать случаи перемещения через границу контрафактной продукции.

Вся контрафактная продукция и средства ее производства подлежат изъятию и конфискации. Закон допускает передачу материальных носителей с контрафактом правообладателю, если он подаст соответствующее ходатайство. Не допускает такая передача в случае, если продукция ограничена в обороте на территории РФ.

Способы защиты неимущественных прав

Защита личных прав автора может представлять проблему, так как авторство не регистрируется в уполномоченных службах. Исключение составляют только программы ЭВМ и базы данных, для которых регистрация проводится по собственному решению автора или правообладателя. Для защиты личных прав от нарушений могут применяться следующие способы:

  • размещение знаков правовой охраны при каждой публикации с указанием имени или псевдонима автора;
  • публикация судебного акта, в котором было подтверждено надлежащее авторство на спорное произведение;
  • оспаривание попытки присвоить авторство на произведение другими лицами;
  • предъявление требований о запрете на выпуск продукции, если установлено несанкционированное изменение произведения, его наименования или авторского оформления;
  • предъявление требований об указании имени настоящего автора на произведении, изданном в форме материального носителя или в виде электронной копии.

При реализации указанных способов защиты предстоит подтвердить авторство на произведение или наличие прав на него. Для этого можно использовать любые доказательства, в том числе сведения о депонировании экземпляра произведения, нотариальная выписка с датой создания объекта, ранее вынесенные судебные акты и т.д.

авторство, право, защита

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *