Выступать труднее всего перед аудиторией молодежной

Образовательное учреждение: Московская государственная академия водного транспорта Преподаватель: Дивакова М.В. Специальность: 030501.65 — Юриспруденция Группа: Юристы 41 Дисциплина: Русский язык и культура речи Идентификатор студента: Снадина Наталья Ивановна Логин: 01ps230704 Начало тестирования: 2010-12-02 16:04:25 Завершение тестирования: 2010-12-02 16:40:25 Продолжительность тестирования: 36 мин. Заданий в АПИМ: 30 Кол-во правильно выполненных заданий: 19 Процент правильно выполненных заданий: 63 %

ЗАДАНИЕ N 1 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

Формула «риторика – искусство убеждать» была одной из ведущих …

во времена древнегреческой античности

в средние века

в эпоху Возрождения

в XX веке

ЗАДАНИЕ N 2 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

К логическим аргументам относятся …

утверждения о фактах

ссылки на чужие мнения

доводы к чувству собственного достоинства

аргументы к состраданию

ЗАДАНИЕ N 3 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

Выступать труднее всего перед _________________________ аудиторией.

неоднородной

молодёжной

однородной

взрослой

ЗАДАНИЕ N 4 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

В данном тексте использован ___________ метод изложения материала. Успеху выступления способствует такой приём, как диалогизация. При этом элементы диалога могут использоваться не только в виде вопросительных предложений или вопросно-ответного единства, но и в имитации диалога с воображаемым оппонентом. Говорящий в ходе выступления встаёт на точку зрения предполагаемого оппонента, слушателя, и часть текста строится с чужой точки зрения, а затем оратор либо присоединяется к ней и уточняет её, либо опровергает.

дедуктивный

индуктивный

ступенчатый

концентрический

ЗАДАНИЕ N 5 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

При составлении гарантийного письма используются стандартные языковые формулы …

Гарантируется, что …

Конфиденциальность информации обеспечена …

Выявленные недостатки будут устранены в кратчайшие сроки …

Напоминаем, что по плану совместных работ Вы должны …

Решение: Особенность языка и стиля деловых писем – использование стандартных языковых оборотов (формул), позволяющих с высокой степенью точности отражать регулярно повторяющиеся ситуации делового общения. Эти формулы способствуют быстрому и точному составлению документов, а также облегчают восприятие текста, поэтому являются нормативным явлением в деловой речи. Каждый вид делового письма характеризуется собственным набором языковых формул. Например, при составлении гарантийного письма используются следующие языковые формулы: «Гарантируется, что …», «Безопасность гарантируется …», «Конфиденциальность информации обеспечена …», «Выявленные недостатки будут устранены в кратчайшие сроки …» и др. «Напоминаем, что по плану совместных работ Вы должны …» – это одна из формул, выражающих напоминание. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – С. 358– 363.

ЗАДАНИЕ N 6 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

К числу стандартных языковых формул официально-деловой речи не относятся …

так как я болел в течение целого семестра …

из-за того что я должен срочно уехать …

в связи с отсутствием средств …

согласно утверждённому плану …

Решение: Языковые формулы – это стандартные (устойчивые) обороты, которые широко используются в официально-деловой речи. Эти формулы способствуют быстрому и точному составлению документов, а также облегчают восприятие текста, поэтому являются нормативным явлением в деловой речи. Так, в деловой документации используются формулы, указывающие на причину обращения (в связи с отсутствием средств, ввиду особых обстоятельств, по причине болезни), на цель создания документа (во избежание конфликтных ситуаций, с целью ознакомления с …), на ссылки (согласно утверждённому плану, в соответствии с нашей договорённостью). В стандартных оборотах обычно употребляются производные предлоги, поэтому вместо придаточного предложения «так как я болел в течение целого семестра» следует употребить словосочетание по причине болезни или вследствие болезни, вместо предложения «из-за того что я должен срочно уехать на родину» – стандартный оборот в связи со срочной поездкой или ввиду срочного отъезда. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – С. 358–363.

ЗАДАНИЕ N 7 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

К числу необязательных (на усмотрение соискателя) разделов резюме относятся …

сведения о физических данных соискателя

отличия и награды, учёные степени

наименование вакансии, на которую претендует автор резюме

сведения об образовании и имеющемся опыте работы

ЗАДАНИЕ N 8 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

Для выражения ответной реакции на извинение в служебно-деловом общении используются речевые формулы …

Принимаю ваши извинения.

Ничего страшного!

Ну что с тобой поделаешь!

Ну так и быть!

ЗАДАНИЕ N 9 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

Предложение «Я три тарелки съел» построено на использовании …

метонимии

метафоры

синекдохи

гиперболы

Решение: В данном предложении сочетание три тарелки съел употреблено в переносном значении на основе связи между содержимым и содержащим. На этом основан троп, называемый метонимией. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка: учеб. пособие для вузов / Д. Э. Розенталь. – М. : Высшая школа, 1974. – С. 341.

ЗАДАНИЕ N 10 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

Разговорная стилистическая окраска характерна для форм слов в рядах …

видала, слыхать

шофера, в цеху

водою, восемью

меха, договоры

Решение: В глагольных парах видеть – видать, слышать – слыхать, вторые имеют разговорную окраску и могут использоваться только в неопределённой форме и прошедшем времени. Разговорные формы представлены также в ряду шофера, в цеху. Литературными вариантами этих форм являются шофёры, в цехе. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. – 3-е изд., испр. – М. : Рольф, 2001. – 448 с.

ЗАДАНИЕ N 11 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

Фрагмент текста относится к _________________ стилю. Лунные белые пятна вперемешку с чёрными тенями ползали на траве у ног Алексея, всё ещё сидевшего под берёзой на мягком, теперь уже сыром мху. Над головой, в ясном тёмно-синем небе, один за другим тянулись на юг тёмные маленькие силуэты ночных бомбардировщиков. Моторы их басовито ревели, но даже этот голос войны воспринимался сейчас в лесу, полном лунного света и соловьиного пения, как мирное гудение майских жуков.

художественному

разговорному

научному

официально-деловому

ЗАДАНИЕ N 12 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

К жанрам публицистического стиля относятся …

проблемный очерк

интервью

протокол

договор

ЗАДАНИЕ N 13 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

К числу факторов, определяющих объективность содержания научного текста, относятся …

неличная манера повествования

ссылка на научную традицию

обратный порядок слов

использование междометий и эмоциональных частиц

ЗАДАНИЕ N 14 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

В официально-деловых текстах широко используются предлоги, представленные в рядах …

по причине, в целях, вследствие

в силу, в связи с, по окончании

для, ради, из-за

за, над, от

ЗАДАНИЕ N 15 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

Верно указано произношение обоих слов в ряду …

рмин, шиль

рмин, шиль

рмин, шиль

рмин, шиль

ЗАДАНИЕ N 16 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

Правильные формы родительного падежа множественного числа существительных использованы в словосочетаниях ряда …

триста граммов, корзина абрикосов

пара валенков, нет носок

несколько амперов, пять килограмм

несколько солдатов, жить среди армянов

ЗАДАНИЕ N 17 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

Формы местоимений неправильно использованы в предложениях …

Из института на судно пришло письмо, и вскоре оно снялось с якоря.

У ней нет имени.

Именно благодаря ему мы выиграли это дело.

Учёные-исследователи земной коры стали сомневаться в правильности избранных ими методов анализа.

ЗАДАНИЕ N 18 сообщить об ошибке

Начало формы

Конец формы

Ъ пишется во всех словах, представленных в рядах …

об..ект, трёх..язычный

без..ядерный, неот..емлемый

под..ячий, в..явь

гил..отина, интер..ер

В процессе обучения множество людей участвуют в различных конференциях, выступают перед большой аудиторией с докладами, или защищают дипломные работы. Чтобы произвести на зрителей и слушателей приятное впечатление, нужно обязательно учитывать критерии оценки публичного выступления. Такие общепринятые правила позволят грамотно составить речь как студента, так и руководителя крупного бизнеса и продумать все нюансы выступления.

Виды и особенности публичных выступлений

Выступление перед достаточно большой аудиторией называется публичным. Существует несколько основных разновидностей такого мероприятия, а именно:

  • Сообщение – оратор раскрывает только один вопрос или проблему. Выступление длится не более 5-10 мин.
  • Доклад – более развернутое сообщение, рассматривающую проблему и пути ее решения досконально. Доклад может быть кратким (15-30 мин.) или длинным (2-3 ч.).
  • Лекция – речь специалиста перед публикой, изложение актуального вопроса, в котором оратор идеально разбирается. Лекция может длиться от 30 мин. до 1,5 часов.

Чтобы оратору было легче правильно составить текст, нужно предварительно тщательно изучить все критерии публичного выступления. Их довольно много, но запомнить можно.

Общие требования к публичному выступлению

Рассмотрим главные критерии оценки публичного выступления, которые общеприняты в нашей стране и странах ближнего зарубежья.

  • Главная мысль доклада должна быть понятна для всех и легко просматриваться в тексте. Если вы хотите получить положительную оценку вашего выступления, покажите публике, что вы идеально разбираетесь в том, о чем рассказываете, уверенны, что хотите донести конкретную мысль до слушателя. Любой тезис нужно подкреплять тщательным анализом ситуации и несколькими достоверными фактами.
  • Начало и конец доклада должны прозвучать решительно. Не нужно долго разглагольствовать о том, что и так понятно. Вступление и вывод сделайте краткими и понятными, хорошо продумайте эту часть своей речи и выучите ее наизусть. Обязательно обращайтесь к аудитории слушателей со словами «Коллеги», «Друзья», «Уважаемые слушатели».
  • Составьте речь из кратких фраз. Так вы сократите время на озвучивание доклада, донесете до слушателей всю важную информацию, и не собьетесь в дыхании.
  • Контакт с аудиторией. Ваша речь должна быть направлена на слушателей, нести им какую-то пользу. Вы можете быть сдержанно эмоциональными. Публике нужно понять, что вам не безразлична тема вашего выступления. Монотонный диалог – это худшее, что только можно придумать. Его никто не станет слушать, а многие просто заснут. Выступление оратора в форме беседы со зрителем – это идеальный вариант. Смотрите на публику, и тогда слушатель запомнит вас и уяснит основную мысль доклада.
  • Правильный язык. В тексте выступления не должно быть частых повторов одних и тех же слов. Обогатите свой доклад терминологией, но обязательно давайте ей пояснение. Слова-паразиты, жаргоны, вульгарные фразы – под строгим запретом.
  • Ваш голос должен звучать достаточно громко и отчетливо. Темп речи – средний. Постарайтесь сделать свое выступление ярким и запоминающимся, и тогда гарантированно получите хорошую оценку. Если ваш доклад занимает не много времени, выучите его наизусть, и прочитайте по памяти.
  • Одежда оратора также имеет большое значение. У зрителей не должно быть определенного дисбаланса между вашей речью и вашим внешним видом.

В процессе оценивания публичного выступления обязательно будут учтены все вышеперечисленные пункты. Обязательно учтите простые рекомендации, чтобы максимально усовершенствовать свою речь и избавиться от ненужных переживаний.

Таблица оценки речи оратора

Положительный критерий Оценка (1-5) Отрицательный критерий
Вступление привлекает внимание слушателей, хочется узнать, что будет дальше 5, 4, 3, 2, 1 Вступление не интересное, внимание слушателей не удалось привлечь
Речь правильно поставлена, понятна всем окружающим 5, 4, 3, 2, 1 Речь не понятна
Выступление яркое и выразительное 5, 4, 3, 2, 1 Выступление монотонное, неинтересное
Высказывания оратора достоверные убедительные 5, 4, 3, 2, 1 Информация, которую доносит оратор, не убедительная, высказывания подвергаются сомнению.
Текст изложен логически правильно, подкреплен аргументами и фактами 5, 4, 3, 2, 1 Текст не логичен
Текст без ошибок 5, 4, 3, 2, 1 Речь с ошибками и словами-паразитами
Оратор отлично разбирается в теме, знает текст наизусть 5, 4, 3, 2, 1 Выступающий не разбирается в теме своего доклада
Оратор убежден в том, что его речь полезна и правдива 5, 4, 3, 2, 1 Оратор не уверен в правдивости собственной речи
Оратор правильно реагирует на вопросы слушателей, по возможности дает развернутые ответы 5, 4, 3, 2, 1 Выступающий вообще не реагирует на вопросы окружающих
Выступление состоит из кратких предложений, занимает не много времени 5, 4, 3, 2, 1 Речь слишком затянута
Запоминающееся заключение 5, 4, 3, 2, 1 Слабый вывод

Как легко привлечь внимание слушателей?

Практически все критерии оценивания публичного выступления основываются на привлечении внимания слушателей. Заинтересовать аудиторию, и тем самым сделать вашу речь успешной, помогут несколько простых советов от опытных мастеров ораторского искусства.

  • Перед составлением речи отдельно пропишите главную задачу и цель вашего выступления.
  • Придумайте интересное и интригующее вступление, которое легко привлечет внимание и никого не оставит равнодушным.
  • Используйте в тексте цитаты и изречения знаменитых людей.
  • Чтобы установить контакт с аудиторией, обогатите свой доклад риторическими вопросами.
  • Чтобы доверие публики к оратору не исчезло, не нужно в своей речи извиняться за что-либо. Даже если вы сильно волнуетесь, постарайтесь этого не показывать, и, скорее всего, никто не заметит вашего страха.
  • Используйте в речи аналогии. Возьмите для примера любой предмет или явление, которое известно каждому, и простым языком объясните сложный тезис или понятие. Так вы сделаете свою речь понятной для каждого, и зритель обязательно оценит по достоинству ваши старания.
  • Авансирование – умышленное затягивание важной информации. Пообещайте слушателям рассказать во время выступления о чем-то действительно интересном и необычном, и они будут очень внимательно слушать ваш доклад. Авансирование лучше использовать при составлении вступления.
  • Акцентируйте внимание слушателей на важных моментах. Это можно сделать при помощи изменения тона речи или использования специальных речевых оборотов ( «Я хотел бы обратить ваше внимание на…»).
  • Немного юмора никогда не помешает. Главное, чтобы остроумные фразы были по теме, без использования слов-паразитов, пошлостей или просторечий.

Подготовка доклада для выступления перед большой аудиторией – это достаточно сложное и ответственное занятие. Оратор должен учесть множество нюансов и критериев, по которым его будут оценивать. Воспользуйтесь советами, представленными выше, чтобы усовершенствовать ваше ораторское искусство.

Что такое публичное выступление

Публичное выступление — это комплексное понятие, которое объединяет выступление перед аудиторией, на открытых площадках, по телевидению, а также общение с руководством, работодателем и просто дружеское общение в компании хороших знакомых. Знания психологии публичного выступления пригодятся в любой ситуации, где нужно проявить свои лучшие качества, продемонстрировать умение коммуницировать, презентовать свои профессиональные навыки. Успешное устное публичное выступление — это не просто беседа, а подписанный контракт, новая работа, деловые партнеры, признание общества. Цель публичного выступления — заинтересовать аудиторию, чтобы слушатели ловили ваше каждое слово, жест, реагировали на интонации голоса, это умение вдохновить людей своми идеями.

Если говорить о прагматичном выступлении перед аудиторией, как форме делового общения — это воздействие на аудиторию не только словами, но также позой, мимикой, жестами, паузами, ритмом речи, визуальным контактом, силой голоса. Это требует от оратора владения собственным голосом, телом, мимикой лица, соблюдения особых правил и применения специфических техник.

Такое искусство освоит далеко не каждый человек. Из нашего материала вы узнаете — что такое публичное выступление, его виды и формы, правила успешного выступления.

Особенности публичного выступления

Выступление перед аудиторией как форма делового общения имеет конкретные особенности. Важен постоянный контакт между лектором и аудиторией. Каждый лектор обязан не только знать, но и применять на практике общие особенности выступления перед слушателями.

  • Реакция аудитории.

Выступающий должен наблюдать за аудиторий, отслеживать реакцию, анализировать настроение, поведение. Настроение слушателей можно понять по жестам, мимике, вопросам. Обратная связь помогает оратору приобрести уверенность, забыть о страхе перед сценой и большой аудиторией.

  • Устная речь.

Публичное выступление предполагает умение налаживать и вести живой диалог со слушателями. При устной форме общения информация усваивается полнее и быстрее, оратор быстрее завоевывает доверие слушателей. Такая форма выступления считается наиболее эффективной.

  • Устная речь во взаимосвязи с литературой.

Чтобы выступление захватило слушателей, вызвало доверие, лектор должен подкрепить свою речь фактами из художественной и научной литературы. Каждое слово должно быть продуманным, без традиционных штампов, канцеляризмов, лучше добавить яркими вставками по теме.

Важно! Эксперты рекомендуют сочетать в речи разных стили — разговорный, художественный — это побуждает к действию, внушает доверие слушателям.

Типы и формы выступлений перед публикой

Устные выступления перед аудиторией в зависимости от цели:

  • информационная речь — используется в докладах на политическую или научную тематику, лекциях для студентов, выступлениях перед учениками, рассказах о каком-либо явлении;
  • протокольно-этикетная — в такой форме приветствуются делегации, готовится поздравление с днем рождения или юбиляру, вступительное или заключительное слово на официальном мероприятии;
  • развлекательная — любая неофициальная речь (тост, рассказ из жизни о забавном происшествии);
  • убеждающая — главная цель — убедить слушателей в правоте выступающего, продемонстрировать правильность позиции и суждений, применяется в рекламных роликах, политических, научных дискуссия, программах агитации.

Важно! Одна речь может иметь разные цели, в результате типы выступлений перед публикой сочетаются и получаются информационно-убеждающие или информационно-развлекательные.

Кроме этого, выделяют формы выступлений перед аудиторией:

  • доклад — выступление на важную тематику (социальную, научную, медицинскую), продолжительность от четверти часа до 3 часов;
  • сообщение — короткое выступление, посвященное одной теме, максимальная продолжительность 10 минут, обязательно содержит факты, статистические сведения;
  • выступление — краткое сообщение продолжительностью до 5 минут, тематика выбирается заранее или возникает в результате обсуждения конкретной темы;
  • лекция — изложение конкретной темы специалистом с использованием научных фактов, продолжительность в диапазоне от четверти часа до 1,5 часов;
  • беседа — диалог лектора со слушателями, тематика и формат определяются заранее, временными рамками не ограничивается, предполагает вопросы аудитории, ответы оратора.

Публичное выступление: его правила и технология

Правила и требования выступления передпубликой помогут успешно выступать, влиять на аудиторию.

Перед выступлением необходимо:

  • Сформировать цели, которые необходимо до слушателей.
  • Изучить особенности и потребности аудитории.
  • Сформировать образ в соответствии с тематикой и типом выступления.
  • Выбрать роль — кто лектор для аудитории — кумир, хозяин или покровитель.
  • Составить речь, подкрепить тезисы фактами и выдержками из научной литературы проверить грамотность.
  • Непосредственно в день выступления настроиться на речь, забыть о страхах, переживаниях, неуверенности в себе.

Важно! Важная психологическая особенность выступления — самопрезентация. Выбрать роль лектор сможет только после детального изучения аудитории. Грамотное обозначение роли — основная часть выступления, неотъемлемая составляющая успеха перед аудиторией.

Одно из требований к выступлению — анализировать реакцию слушателей. Оратор обязан отслеживать реакцию слушателей, при необходимости корректировать некоторые части текста, чтобы удерживать внимание. По окончании выступления необходимо проанализировать поведение аудитории, жесты, мимику, вопросы — в будущем это позволит избежать ошибок, улучшить навыки выступлений на открытых площадках, перед аудиторией, а это путь к успеху.

Ораторское искусство — непростая работа, сложная система, чтобы успешно выступать, влиять на аудиторию, необходимо знать и применять технологии и особенности устной коммуникации на публичном выступлении. Следует тщательно готовиться к каждому мероприятию, репетировать перед зеркалом, текст составлять с учетом возрастных критериев аудитории. Если выступления связаны с вашей будущей работой, необходимы для карьеры, имеет смысл заниматься с профессионалом.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Одноклассники Мой мир E-mail Summary Article Name Публичные выступления — особенности, типы и формы, правила Description Публичные выступления — что это, особенности, формы и виды, как построить успешное публичное выступление, правила и технологии, рекомендации специалистов.

1. Что нужно, чтобы овладеть агитационной речью?

а) стремиться предвосхитить ответную реакцию противника;

б) заботиться о том, чтобыне создавать барьеров в общении;

в) сделать речь максимально адресованной данной аудитории.

2. Какие основные потребности людей нужно учитывать, создавая политическую речь?

а) потребности материального существования;

б) потребности в любви;

в) потребности в безопасности.

3. По какому критерию вы будете судить речь: информирующую или агитирующую?

а) на основании содержания;

б) на основании наличия слоганов и призывов;

в) на основании явной и скрытой агитации.

4. Каковы главные отличия митинговой речи от других видов речей в политической сфере?

а) лаконизм содержания;

б) эмоциональность выступления;

в) мобилизирующие факторы.

5. Что главное в интервью на телевидении?

а) невербальные средства общения;

б) пафосность произнесения;

в) увлекательность изложения.

6. Что главное в интервью на радио?

а) разнообразие тона и голоса;

б) кинесика;

в) серьёзность содержания речи.

7. Что самое главное в интервью для прессы?

а) увлекательность изложения;

б) собственный взгляд на вещи;

в) правильные вопросы журналиста.

8. От чего зависят способы раскрытия основного содержания речи?

а) от характера аудитории;

б) от вида речи;

в) от ваших речевых способностей.

9. Какие методы изложения материала в основной части выступления продуктивны?

а) индуктивный и дедуктивный способы;

б) способ аналогии;

в) исторический.

10. Что главное в подготовке речи?

а) исполнение речевого канона;

б) украшение речи;

в) импровизирование.

11. Что обеспечивает адекватное замыслу исполнение речи?

а) отрепетированность;

б) зазубривание речи наизусть;

в) произнесение по ключевым словам.

12. Что повышает эффективность информирующей речи?

а) учёт состава аудитории;

б) компетентность оратора;

в) структурированность информации.

13. Какие коммуникативные тактики более характерны для политической речи?

а) тактика обращения к эмоциям слушателей;

б) тактика учёта ценностных ориентиров;

в) тактика призыва адресата.

14. Какие основные слагаемые успеха организационной речи?

а) совещание с членами коллектива;

б) мобилизующая роль ведущего;

в) соблюдение порядка работы всей команды/

15. Какое поведение руководителя совещания правильное?

а) учёт мнения всех присутствующих;

б) создание дискуссии;

в) находится на нейтральных позициях

16. Как усилить убедительность речи?

а) привести факты, цифры, свидетельства; б) составить удачные призывы;

в) критиковать оппонентов.

17. От чего в большой степени зависит выбор способа изложения материала речи?

а) от цели речи;

б) от информации, которой оратор располагает;

в) от состава аудитории.

18. Какую задачу выполняет вступление речи?

а) коммуникативную;

б) содержательную;

в) закрепительную, юмористическую.

19. Какую задачу выполняет заключение речи?

а) коммуникативную;

б) подытоживающую;

в) мотивационную.

20. Как привлечь внимание аудитории во время речи?

а) помолчать;

б) установить зрительный контакт;

в) применить приём «зацепляющий крючок».

21. Как сделать произнесение речи эффективным?

а) логически стройно изложить материал;

б) создать интригующие моменты;

в) обеспечить лаконичность речи.

22. Как создать диалогизацию речи?

а) построить выступление в форме вопросов и ответов самого же оратора;

б) разговаривать с аудиторией;

в) отвечать на выкрики слушателей.

23. Как отвечать на вопросы аудитории?

а) кратко и обтекаемо;

б) вежливо и доброжелательно;

в) конкретно, по существу проблемы.

24. Какие законы риторики наиболее важны?

а) закон близости содержания речи интересам жизни;

б) закон триединства;

в) закон эстетического наслаждения речью.

25. Какие общие принципы нужно соблюдать при подготовке публичного выступления?

а) принцип последовательности;

б) принцип занимательности;

в) принцип результативности.

26. Что способствует поддержанию внимания на протяжении речи?

а) наглядность;

б) логичность;

в) речевая динамичность.

27. Как создать коммуникативное лидерство?

а) инициативой общения;

б) структурированием общения;

в) целенаправленностью общения.

28. Какие фазы общения являются важнейшими для успешной коммуникации?

а) вступление в речевой контакт;

б) упрочение взаимодействия;

в) привлечение внимания.

29. Какие виды спора являются самыми продуктивными?

а) полемика;

б) дискуссия;

в) дебаты.

30. Какова цель аргументирующей речи?

а) убедить собеседника;

б) развлечь слушателя;

в) вызвать полемику.

31. Какие аргументы считаются достаточными?

а) истинные;

б) не противоречащие друг другу; в) правдоподобные.

32. Какие признаки характеризуют диалектическую речь?

а) дискуссионность;

б) диалогизм;

в) использование «чучела оппонента».

33. В каких ключевых понятиях проявляется рекламная риторика?

а) новизна, престижность;

б) эксклюзивность;

в) креативность.

34. Какое главное правило эффективного общения в рекламной риторике?

а) простота, доступность;

б) логичность;

в) яркая наглядность.

35. Какие виды речей относятся к академической речи?

а) парламентская;

б) лекция;

в) политическое обозрение.

36. Какие виды речей относятся к социально-бытовой риторике?

а) юбилейная;

б) митинговая;

в) проповедь.

37. Какие виды речей относятся к судебной риторике?

а) доклад;

б) выступление на съезде;

в) обвинительная речь.

38. Какие виды речей относятся к гомилетике?

а) защитительная речь;

б) агитаторская речь;

в) проповедническая речь.

39. Какие виды речей относятся к политической риторике?

а) научное сообщение;

б) митинговая речь;

в) застольная речь.

40. Какие аудитории относятся к малым?

а) до 25 человек;

б) до 50 человек;

в) более 100 человек.

41. Выступление в массовой аудитории требует?

а) эмоциональности;

б) глубоких знаний;

в) простоты и ясности.

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

СТИЛИ РЕЧИ

В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка – функциональные стили.

Функциональный стиль – исторически сложившаяся в данном языковом коллективе разновидность литературного языка, представляющая собой относительно замкнутую систему, которая регулярно функционирует в определённой сфере общественной деятельности. Термин «функциональный стиль” подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Обычно различают следующие функциональные стили: 1) научный (научно-технический), 2) официально-деловой, 3) публицистический, 4) разговорно-обиходный.

Научный стиль сформировался в сфере научного познания. Основная функция научного общения – вывод нового знания о предмете, явлении, их свойствах и качествах. Главные свойства – точность и логичность изложения, отсутствие выражения эмоций.

Аннотация– это краткое изложение содержания книги, статьи и т.п. Цель сжатия – облегчение поиска информации. Например, содержание диссертации излагается в автореферате, доклада – в тезисах, монографии (статьи) – в аннотации.

Образец аннотации

Монография посвящена рассмотрению актуальных аспектов профессиональной деятельности журналистов. Особое внимание уделено активным процессам в газетно-публицистическом стиле.

Предложена методика редактирования медиатекста. Предназначена для преподавателей и студентов факультетов журналистики, филологов, журналистов-практиков.

Языковые средства, используемые в аннотации:

1. О чем статья?

В статье изложена концепция (теория) / рассматриваются вопросы / дается обзор / главное внимание уделено (чему?);

2. Из каких частей состоит статья?

– Статья состоит из … / включает …

– В первой части … / разделе…

– В приложении …

– Предлагается методика / словарь…

3. Чем отличается эта статья от аналогов?

– Статья в максимально доступной форме познакомит… / позволит подготовиться к сдаче …

– Приведены многочисленные примеры, малоизвестные сведения…

Последовательно изложена… / особое внимание уделено…

7. Для кого эта статья?

– Предназначена для … / адресована … (кому)

– Представляет интерес для широкого круга читателей.

Рецензия должна включать в себя следующую информацию:

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 1182 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *