Закон индивидуальный предприниматель

В начале 90-х годов Россия вступила в переходный период к рыночным экономическим отношениям.

Одним из основных направлений развития экономики Российской Федерации является создание благоприятных условий для поддержания малого бизнеса, который в странах с развитыми рыночными отношениями является основой экономики.

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица получила довольно широкое распространение в Российской Федерации. Существенным плюсом выбора именно этой формы ведения предпринимательской деятельности являются более простая система налогообложения, а также упрощенный порядок ведения учета и отчетности.

Изучение института индивидуального предпринимательства базируется на основных направлениях, затрагивающих вопросы:

1. Правового статуса индивидуального предпринимателя;

2. Государственной регистрации индивидуальных предпринимателей;

3. Налогообложения индивидуальных предпринимателей;

4. Развития и поддержки индивидуального предпринимательства.

В соответствии с обозначенными вопросами, автор предлагает классифицировать основные нормативные акты, действующие в сфере индивидуального предпринимательства на современном этапе.

Нормативно — правовая база регулирования сферы индивидуального предпринимательства

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 № 630 «О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

Приказ Минфина РФ № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов операций для индивидуальных предпринимателей».

Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П)

Федеральный закон от 24.07.2008 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Как следует из данных таблицы 1, правовой статус индивидуального предпринимателя можно рассматривать в трактовке гражданского и налогового законодательства. Трубников А.А. Налогообложение индивидуальных предпринимателей в 2008 году // Бухгалтерский учет, 2008.- N 18.- с.67.

Статья 2 ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законодательством порядке. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 по состоянию на 06.12.2011.

Статья 23 ГК РФ определяет, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем также с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

В том случае, если гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, он не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Необходимо обратить внимание, что согласно ст.24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Налоговый кодекс РФ дает следующее определение индивидуального предпринимателя (ст.11 НК РФ) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 по состоянию на 30.03.2012..

Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, обобщая данные налоговым и гражданским законодательством определения индивидуального предпринимательства, можно отметить, что:

— Определения можно структурировать по элементам, таким как объект, субъект и обязательное условие.

— В обоих определениях есть сходство и различия по структурным элементам.

Для НК РФ характерно наличие субъекта — физического лица и главы фермерского хозяйства, объекта — предпринимательской деятельности, и обязательного условия государственной регистрации предпринимателя. Отличие определения в ГК РФ, проявляется в объекте правоотношений — самостоятельной деятельности индивидуального предпринимателя, направленной на систематическое получение прибыли.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовой статус индивидуального предпринимателя характеризуется признаками физического лица как субъекта налогового права и носителя статуса налогоплательщика.

В настоящее время федеральное законодательство о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Федеральный закон О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 по состоянию на 01.04.2012 (далее — Закон о госрегистрации) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Регулирование данной сферы отношений осуществляется актами гражданского законодательства, которое, в свою очередь, относится к исключительному ведению Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), ст.3 ГК РФ). Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией, перечисленных в ст.1 указанного Федерального закона, иначе такие акты вступят в очевидное противоречие с Конституцией РФ.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей — это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о госрегистрации Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 по состоянию на 01.04.2012, ст.1.

Сведения о приобретении гражданами статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении ими деятельности в этом качестве и иные сведения об индивидуальных предпринимателях, предусмотренные Законом о госрегистрации, регистрирующие органы вносят в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее — государственный реестр, реестр). Данный реестр является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности. Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» по состоянию на 22.12.2011

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 24.07.2008 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» по состоянию на 06.12.2011 физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являются субъектами малого предпринимательства.

Федеральный закон № 209-ФЗ регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Особое внимание следует обратить на порядок установления кассовой дисциплины индивидуальных предпринимателей. До конца 2011 года документом, регламентирующим вопросы кассовой дисциплины, являлся «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации». С января 2012 года вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации. Положение обязывает соблюдать кассовую дисциплину не только организации, но и индивидуальных предпринимателей.

В новом Положении, как и в прежнем Порядке ведения кассовых операций, предусмотрена обязанность по соблюдению лимита остатка наличных денежных средств. Но есть одно существенное новшество. Если раньше максимально допустимую величину утверждал банк, то теперь компании и предприниматели делают это самостоятельно.

Размер лимита закрепляется распорядительным документом, например, приказом руководителя. Этот документ хранится в организации или у ИП в порядке, который они сами для себя установили.

Что касается сотрудников банка, то отныне они не вправе отклонить или одобрить размер лимита. Однако за ними сохранились полномочия по контролю за соблюдением кассовой дисциплины, в том числе, за превышением лимита. Это следует из пункта 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории российской федерации от 05.01.98 № 14-П.

Также следует отметить что в новом положении расширен перечень ситуаций, при которых можно превысить лимит кассы, четко прописано, кто должен вести кассу и подписывать кассовые документы, порядок оформления кассовых документов, а также изменен порядок выдачи подотчётных сумм.

Таким образом, основными документами, регламентирующими налогообложение индивидуальных предпринимателей являются:

1. На законодательном уровне:

· Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 по состоянию на 06.12.2011, с.34-50

· Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011)

· Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» по состоянию на 03.12.2011

2. На нормативном уровне:

· ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99;

· ПБУ «Доходы организации» ПБУ 9/99;

· ПБУ «Расходы организации» ПБУ 10/99;

· Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П);

· Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18023) по состоянию на 05.10.2011 (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012);

· Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598) по состоянию на 24.12.2010;

3. На методическом уровне:

· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49;

4. Организационный уровень:

· Внутренние документы организаций.

Подробный анализ данных нормативных документов представлен в виде таблицы. (см.табл.1, приложение 1)

Тема 5. Порядок и способы создания субъектов предпринимательского права

Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, урегулированы ГК РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 г № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 23.12.2010 г.), нормами специального законодательства (об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о производственном кооперативе и др.).

Государственная регистрация — заключительный этап создания коммерческой организации. Она имеет правоустанавливающее значение.

Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законодательством (ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Цели государственной регистрации субъектов предпринимательства:

— осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;

— получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер государственного регулирования экономики;

— предоставление всем участникам гражданского оборота, государственным органам, органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности и т.д.

Процедура государственной регистрации юридических лиц включает в себя перечисленные ниже этапы.

1. Представление документов в регистрирующий орган, в качестве которого Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 16.09.2003 г.) определило налоговые органы РФ.

Для регистрации создаваемой организации необходимо представить следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

3) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц ответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

5) документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных законом. Документы представляются уполномоченным лицом непосредственно или почтовым отправлением.

Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом. В этот же день заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

2. Проведение правовой экспертизы документов осуществляет регистрирующий орган в целях установления соответствия документов требованиям законодательства как по форме, так и по содержанию.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

По итогам экспертизы государственный служащий Федеральной налоговой службы (далее — ФНС России) РФ составляет заключение о соответствии (несоответствии) документов установленным требованиям.

3. Принятие решения о государственной регистрации юридического лица является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр, которое осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице учредительных документов, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

4. Выдача заявителю документа (регистрационного свидетельства), подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр, осуществляется в срок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридического лица.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) в иных случаях, указанных в законе (п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного для государственной регистрации (пять рабочих дней) и должно содержать основания отказа.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения и может быть обжаловано в судебном порядке.

Законы, регламентирующие деятельность ИП

На этой странице планируется дать обзор нормативной документации в виде ссылок на законодательные и иные документы, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей. Все эти законы любому предпринимателю надо знать, пусть не досконально, но понять смысл и изучить основные положения необходимо.
Размещать непосредственно документы не предполагается, потому что своевременно отслеживать изменения в них невозможно. Лучше просто дать ссылки на документы в Гаранте (http://www.garant.ru/) или Консультанте.

Основополагающие документы типа Конституции и Гражданского кодекса содержат довольно мало положений, касающихся индивидуальных предпринимателей:

Конституция Российской Федерации

Статья 34, п.1: Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Гражданский кодекс, часть 1

(Текст кодекса в Гаранте, текст кодекса в Консультанте)

  • Статья 2: Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
  • Статья 18: Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданский кодекс, часть 2

(Текст кодекса в Гаранте, текст кодекса в Консультанте)

  • Статья 469, п.4: Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
  • Статья 481, п.3: Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям.

Налоговый кодекс

А вот Налоговый кодекс предпринимателю нужно будет изучить досконально.

  • Текст части 1 Налогового кодекса в Гаранте, и в Консультанте.
  • Текст части 2 Налогового кодекса в Гаранте, и в Консультанте.

В статье 1 Налогового кодекса говорится, что «Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.» То есть кроме Налогового кодекса необходимо ознакомиться и с другими законами. Это следующие законы:

а так же Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ:

Среди этих законодательных актов есть узконаправленные, к примеру, только для ООО, ЗАО, но есть и общие – для всех предпринимателей, независимо от формы собственности.

Правовые документы, регулирующие деятельность ИП

Каким Кодексом или другими правовыми документами регулируется деятельность ИП в России?

Вопрос относится к городу Феодосия

Ответы:

Нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность на федеральном уровне:

1. Конституция Российской Федерации.

— Бюджетный кодекс Российской Федерации;

— Налоговый Кодекс Российской Федерации;

— Гражданский кодекс Российской Федерации.

— Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

— Федеральный закон от 04 января 1999 года №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

— Федеральный закон РФ от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; Федеральный закон РФ от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

— Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

— Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

— Федеральный закон от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 27 декабря 2009 года №374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

— Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

— Федеральный закон от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

— Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года №178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745 «Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин».

— Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» от 16 февраля 2010 года №59;

— Приказ Росалкогольрегулирования от 30 ноября 2009 года №17н «Об установлении и введении с 1 января 2010 года минимальной цены на водку для розничной продажи»;

— Приказ Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 года №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

— Приказ Росалкогольрегулирования от 20 апреля 2010 года №29н «Об установлении и введении с 1 июня 2010 года минимальной цены на ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (за исключением водки) для розничной продажи»;

— Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 02 июня 2010 года №39н «Об установлении и введении с 1 июля 2010 года минимальных цен на водку (за исключением минимальной цены на водку для розничной продажи)»;

— Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 30 января 2009 года №31 «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» от 24 декабря 2009 года № 545″.

Что касается трудовых отношений между ИП и работниками, то конечно .

Статья написана по материалам сайтов: www.aup.ru, indivip.ru, ppt.ru.

Индивидуальный предприниматель — дееспособный гражданин, зарегистрированный в установленном порядке в данном качестве и осуществляющий на свой риск и самостоятельную имущественную ответственность — самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Для выступления в предпринимательском обороте в рассматриваемом статусе физическое лицо должно обладать следующими свойствами: 1) оно должно быть дееспособным; 2) должно быть легитимировано в результате регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Гражданин приобретает дееспособность в полном объеме при достижении 18-летнего возраста (если только впоследствии дееспособность не будет ограничена либо снята полностью в судебном порядке). Ранее можно обрести полную дееспособность при вступлении в брак или эмансипации. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью и с 16-лстнсго возраста, но для этого необходимо получить согласие родителей, кроме тою, необходимо учитывать, что дееспособность в этом возрасте пока еще не полная. Некоторые сделки, определенные в ст. 26 ГК, гражданин с 16-летнего возраста может совершать самостоятельно, а все остальные — только при наличии письменного согласия родителей.

Признается индивидуальным предпринимателем также глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. Статус предпринимателя указанный субъект приобретает с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя также регулируется Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и осуществляется в том же порядке, как и регистрация юридических лиц. Отличается только набор документов, подготовленных для регистрации физического лица в данном статусе. Индивидуальный предприниматель исходя из возраста, гражданства, семейного положения или иных признаков должен представить в налоговый орган по месту своего жительства следующие документы:

  • — подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
  • — копию основного документа физического лица(для российских граждан);
  • — копию свидетельства о рождении физического лица;
  • — подлинник или копию документа, подтверждающего адрес местожительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя в Российской Федерации;
  • — нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию решения органа опеки и попечительства или копию решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);
  • — документ об уплате государственной пошлины;
  • — справку о наличии либо отсутствии судимости и/или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Данный документ необходим в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Следует учитывать, что поскольку в качестве индивидуального предпринимателя могут быть также зарегистрированы иностранные граждане или лица без гражданства, то для указанных лиц установлены свои особенности в данном перечне документов.

Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определено, что не будет произведена регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в силу следующих оснований:

  • 1) не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью;
  • 2) не утратила силу государственная регистрация в таком качестве;
  • 3) не утратила силу государственная регистрация решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 4) не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
  • 5) физическое лицо имеет или имело судимость, подвергается или подвергалось уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

По гражданским правам и обязанностям, а также ответственности и порядку участия в хозяйственном обороте индивидуальный предприниматель приравнивается к коммерческим организациям. Данный вывод основан на п. 3 ст. 23 ГК, согласно которой к предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей применяются те же правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных нормативных актов, существа правоотношения. Так, участие граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в семейных, жилищных, наследственных правоотношениях будет регулироваться нормами, рассчитанными на обычных граждан.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без должной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. При возникновении спора по таким сделкам суд может по своему усмотрению применить к рассматриваемым спорным отношениям нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность.

По своим обязательствам индивидуальный предприниматель несет полную ответственность, т.е. всем своим имуществом, в том числе и личным, которое не участвовало в хозяйственном обороте. Исключение составляет имущество, перечень которого определен ГПК.

Гражданин утрачивает свой статус индивидуального предпринимателя по следующим основаниям: 1) в случае смерти, признания недееспособная, безвестно отсутствующим, объявления умершим; 2) в случае признания его банкротом в установленном порядке; 3) по собственной инициативе путем подачи в регистрирующий орган заявления об аннулировании его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и выданного ему свидетельства о регистрации в данном качестве; 4) в принудительном порядке по решению арбитражного суда; 5) в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок; 6) в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа.

Индивидуальный предприниматель (ИП) – физическое лицо, зарегистрированное в установленном законодательством порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Такое определение дает Налоговый кодекс РФ (п. 2 ст. 11). Индивидуальное предпринимательство относится к одной из форм малого бизнеса. Стоить отметить, что ранее ИП обозначались в законодательных актах как «предприниматель без образования юридического лица» (ПБОЮЛ) и «частный предприниматель» (ЧП). Сегодня эти понятия устарели.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Зарегистрироваться в качестве ИП может любой гражданин, достигший 18-летнего возраста.

То, каким образом осуществляется государственная регистрация, и дальнейшая деятельность ИП прописано в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ.

Так, ИП регистрируется в налоговых органах по месту жительства физического лица, куда предоставляются:

– заявление о государственной регистрации физлица в качестве индивидуального предпринимателя,

– паспорт,

– квитанции об оплате госпошлины.

Все сведения об индивидуальных предпринимателях заносятся в Eдиный государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

ИП может самостоятельно выбрать систему налогообложения, которую он будет использовать в работе. Сегодня Налоговый кодекс предусматривает следующие системы:

– общая система налогообложения;

– режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

– упрощенная система налогообложения (УСН);

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)).

Последние три налоговых режима являются добровольными, и чтобы на них перейти, ИП должны подать соответствующее заявление.

Несмотря на то что ИП просто организовать, следует учитывать важный момент. В отличие от учредителя или участника организации, которые отвечают по обязательствам лишь суммой, не превышающей их долю в уставном капитале, ИП отвечает по обязательствам всем своим имуществом. К тому же ИП недоступны некоторые лицензии, например на торговлю алкоголем.

Сегодня многие российские банки организовывают специальные программы кредитования для ИП, но, как правило, они рассчитаны на предпринимателей, уже успешно работающих на рынке, а не на тех, которые только начинают свою деятельность.

По данным ФНС России, размещенным на ее официальном сайте, по состоянию на апрель 2015 года количество индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в ЕГРИП, составляло 3,5 млн человек.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *