Закон приставы

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об органах принудительного исполнения Российской Федерации

(Наименование в редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Принят Государственной Думой 4 июня 1997 года

Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года

Глава I. (Статьи 1 — 6)

(Утратила силу — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Глава I1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(Глава введена — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 61. Система принудительного исполнения Российской Федерации

Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее — федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее — территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;

научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее — подведомственные организации).

(Статья введена — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 62. Федеральный орган принудительного исполнения

1. Положение о федеральном органе принудительного исполнения, его структура утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Руководитель федерального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом Российской Федерации.

3. В федеральном органе принудительного исполнения по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

(Статья введена — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 63. Территориальные органы принудительного исполнения

1. Территориальные органы принудительного исполнения создаются федеральным органом принудительного исполнения на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральным органом принудительного исполнения могут создаваться территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня.

2. Руководитель территориального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (главным судебным приставом субъектов Российской Федерации).

3. В территориальном органе принудительного исполнения по ходатайству руководителя территориального органа принудительного исполнения на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

(Статья введена — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 64. Работники органов принудительного исполнения

1. К работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее — органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее — сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.

4. Организация деятельности рабочих и служащих органов принудительного исполнения, их трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством и правилами внутреннего служебного распорядка в органах принудительного исполнения.

5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее — судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее — дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.

6. Сотрудники органов принудительного исполнения обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

(Статья введена — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 65. Задачи органов принудительного исполнения

На органы принудительного исполнения возлагаются следующие задачи:

по организации обеспечения и непосредственному обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды);

по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве») актов других органов и должностных лиц (далее — судебные акты, акты других органов и должностных лиц);

по организации и исполнению межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

по организации исполнения и непосредственному исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа принудительного исполнения;

иные задачи в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и федерального органа принудительного исполнения.

(Статья введена — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 66. Правовая основа деятельности сотрудников органов принудительного исполнения

Органы принудительного исполнения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. (Статья введена — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 67. Использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний

Использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний допускается только в наименованиях федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений, подведомственных организаций и структурных подразделений этих организаций, а также их должностных лиц, профессиональных союзов и других общественных объединений сотрудников органов принудительного исполнения, включая объединения ветеранов. (Статья введена — Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

(Наименование в редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 7. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, по организации деятельности органов принудительного исполнения

(Наименование в редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы. (В редакции федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

2. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

Статья 8. Полномочия главного судебного пристава

Российской Федерации

1. Главный судебный пристав Российской Федерации возглавляет Федеральную службу судебных приставов.

2. Главный судебный пристав Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью органов принудительного исполнения; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

осуществляет контроль за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов, а также определяет порядок организации деятельности судебных приставов в этой области; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

в случае необходимости принимает решение об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме, а также определяет перечень должностей сотрудников органов принудительного исполнения, которым предоставлено право на постоянное ношение и хранение огнестрельного оружия, специальных средств; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

осуществляет контроль за обеспечением безопасности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения (далее — совершение исполнительных действий), производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений органов принудительного исполнения; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

определяет тактику проведения исполнительно-разыскных действий, осуществляет контроль за деятельностью сотрудников органов принудительного исполнения и иных должностных лиц органов принудительного исполнения, осуществляющих розыск должника, его имущества или розыск ребенка, а также на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина — ответчика и (или) ребенка; (В редакции федеральных законов от 12.03.2014 № 34-ФЗ, от 08.03.2015 № 57-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

устанавливает порядок служебных взаимоотношений сотрудников органов принудительного исполнения и иных должностных лиц органов принудительного исполнения и их служебной дисциплины с учетом особенностей прохождения государственной службы, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами; (Абзац введен — Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия; (Абзац введен — Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности органов принудительного исполнения; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица органов принудительного исполнения; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

обеспечивает межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

обеспечивает предоставление в пределах компетенции первичных статистических данных в органы прокуратуры Российской Федерации для осуществления государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»; (Абзац введен — Федеральный закон от 27.12.2019 № 487-ФЗ)

при выполнении задач, возложенных на сотрудников органов принудительного исполнения, организует взаимодействие с уполномоченными государственными органами по вопросам противодействия терроризму; (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

организует взаимодействие с компетентными органами иностранных государств по вопросам межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации; (Абзац введен — Федеральный закон от 01.05.2019 № 97-ФЗ)

организует контроль в установленной сфере деятельности;

определяет порядок формирования и ведения банков данных, необходимых для выполнения задач, возложенных на сотрудников органов принудительного исполнения; (Абзац введен — Федеральный закон от 11.07.2011 № 196-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 194-ФЗ)

Статья 9. Полномочия главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации

(Наименование в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

1. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации возглавляет территориальный орган принудительного исполнения по соответствующим субъекту или субъектам Российской Федерации (далее — служба судебных приставов субъекта (служба судебных приставов субъектов) Российской Федерации). (В редакции федеральных законов от 30.12.2015 № 425-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

2. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации: (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

организует и контролирует деятельность сотрудников органов принудительного исполнения и иных должностных лиц службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина — ответчика и (или) ребенка, межгосударственному розыску лиц, осуществляемому в соответствии с международными договорами Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 03.12.2011 № 389-ФЗ, от 05.05.2014 № 126-ФЗ, от 08.03.2015 № 57-ФЗ, от 30.12.2015 № 425-ФЗ, от 01.05.2019 № 97-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия; (Абзац введен — Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам согласования видов обязательных работ и перечня организаций, в которых лица, которым наз

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 478-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 497-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие пункта 1 статьи 3 приостановлено до 1 января 2018 г. в части требования о необходимости иметь высшее юридическое или высшее экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 441-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 307-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением изменений в пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 213-Ф3

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 марта 2007 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон о судебных приставах в 2019 году претерпел изменения, которые четко распределили взаимоотношения между исполнителями судебных решений и должником. Таким образом, судоприставы признаны реализовать требования стороны взыскателя, а должника обязали выполнять действия по погашению задолженности. Кроме того, на федеральном уровне решено, какие полномочиями обладают инспекторы ФССП и какие права есть у неплательщиков.

В связи с актуальностью поднятой теме, в данной статье будет рассмотрен ФЗ «О судебных приставах» в новой редакции. Читатели узнают о том, каковы последние новости в сфере действующего Законодательства Российской Федерации.

Также на портале проводятся бесплатные консультации в online-режиме.

Деятельность

Главной задачей судебных исполнителей, на основании Федеральных законов, является реализация требований, указанных в исполнительном производстве. На сегодня число должников по коммунальным услугам, налоговым штрафам, алиментам, кредитам резко возросло. Поэтому количество исковых заявлений, направленных против неплательщиков также увеличилось.

Соответственно, суд, в частых случаях, признает вину гражданина с долгом и удовлетворяет все требования взыскателя. При таком раскладе, судебный пристав получает на руки исполнительный лист, на основании которого и осуществляет дальнейшие действия.

Для получения информации о наличии непогашенных долгов, можно узнать через официальный портал службы судебных приставов. На портале также можно произвести оплату, скачать образцы документов и заявлений и узнать о действующих федеральных законах, в т.ч. ознакомиться с последними новостями.

Законопроекты

В Российской Федерации судебному приставу-исполнителю во время работы необходимо руководствоваться основными нормами и правовыми актами. Таким образом, они действуют на основании Федерального закона:

  • №118 «О судебных исполнителях»;
  • №229 «Об исполнительном производстве».

В Законопроекте о службе ФССП указаны общие положения, которые затрагивают правовой статус уполномоченных лиц. Полный перечень прав и обязанностей отражает статьи №11 и 12 главы №3.

Второй указывает, как на практике их применять. То есть процедура выполнения решения суда и прочих актов. Этими федеральными законами судебные приставы руководствуются ежедневно в своей работе.

Полномочия и обязанности

Сотрудниками Федеральной службы являются инспекторы, наделенные должностными обязанностями с широкими полномочиями. Вся их служба направлена на реализацию исполнительного производства и осуществления контроля.

Судебные приставы в новом ФЗ получили права исполнять постановления судов в отношении тех, кто имеет долги. Взыскание может осуществляться как при добровольном желании неплательщика покрыть долг, так и в принудительном порядке. Однако последняя поправка четко указало на то, что имеют право делать инспекторы ФССП, а что идет вразрез с действующим Законодательством РФ.

Так, согласно статье №12 закона №229 от 2007 года, судебный пристав обязан вовремя направлять уведомления о планируемой дате и месте описи имущества должника. Этот инструмент является основным в сфере воздействия. Данное письмо он обязан отправить в течение двух месяцев, после отказа неплательщика добровольно погашать долг.

Оповещение направляют по адресу прописки, если гражданин не уведомляет об изменении местоположения. Даже если должник не вскроет письмо в связи с переездом на новое место, уведомление считается выполненным.

Исполнительный лист

Во время производства по исполнительному листу, судебные приставы вправе беспрепятственно проникать в помещения, принадлежащие должнику. Такое право дано законом №229 новой редакции и отображено в статье №12. На основании его, если есть препятствия при допуске в жилье, инспекторы могут взламывать двери и вскрывать жилое помещение, даже при условии отсутствия человека в нем.

Важно: Для проникновения в помещение, судопристав обязан получить данное разрешение от старшего инспектора ФССП.

Новый закон, с внесенными изменениями также предусмотрен ряд ограничений:

  • Судебными приставами не может быть осуществлен визит к должнику в период до 6:00 утра с 22:00 вечера. Кроме того, посещение должника в выходные дни, если иное не предусмотрено новым законом, также является ограничением.
  • Угрожать должнику расправой над жизнью или причинению урона здоровью (статьи №16-18).
  • Наносить визит, если неплательщик исправно вносит платежи.
  • Посещать адрес проживания гражданина, если он имеет рассрочку, согласно вердикту судов.

Когда лицо с долгами скрывается и его объявили в розыск, исполнительное производство может временно приостановиться.

Арест собственности должника

Закон о судебных приставах в 2019 году подтверждает права судебного пристава на визит к должнику и проведение ареста его собственности или имущества. Цель – последующая реализация для покрытия долга. Исполнителям решения суда важно соблюдать правило при этом: привлекать понятых.

Весь процесс фиксируется в акте о наложение ареста, под которым ставят подписи инспектора ФССП, понятые и сам неплательщик. В случае отказа от визирования документа, в акте ставится соответствующая пометка. Но законная сила документации остается неизменной.

В процессе взыскания задолженности приставом, он наделяется следующими правами, которые отражают новые изменения:

  • Осуществлять мероприятия по розыску имущества должника, а также наличия открытых счетов в банке методом отправки запроса.
  • Накладывать арест на карточки с последующим списанием с них денег в счет покрытия задолженности.
  • Описывать, арестовывать и реализовывать имущества для оплаты долга.
  • Накладывать ограничения на выезд из России.
  • Временно останавливать возможность управлять автотранспортным средством.

Примечательно, что данные действия не должны противоречить национальной политики и Законодательству РФ.

Взыскание по алиментным выплатам

Обязательства по алиментам не были исполнены в установленный период, переходят в банк должников ФССП. Во время изъятия имущества должника, судопристав выносит постановление. Однако следует учитывать, что ряд вещей не подлежат данному действию, согласно нового ФЗ:

  • Предметы для ежедневного использования в доме: продукты питания, одежда, и т.п.
  • Финансы, сумма которых не превышает установленный прожиточный минимум.
  • Любые объекты, которые необходимы для работы. К примеру, компьютер для копирайтера или авто для таксиста.
  • Жильё, являющееся единственным местом проживания. Исключительными случаями является квартиры и дома по ипотечному кредиту.
  • Предметы, используемые гражданином с инвалидностью.
  • Собственность членов семьи неплательщика. Это должно подтверждать чеками о покупке и иными документами.
  • Собственность супруга(и).

Разнообразными мерами подвергаются злостные должники для того, чтобы стимулировать оплату долга. Но при этом инспектор руководствуется гл.№3 статьи №13 и 14.

Допустимые инструменты

Действующая редакция ФЗ №229 указывает, какие действия могут совершать должностные лица из ФССП:

  • Получать документы и необходимые сведения.
  • Выдавать поручения сторонам производства.
  • Осуществлять проверку работодателей с целью выполнения решений суда.
  • Проникать в помещения, находящиеся в собственности должника.
  • Накладывать арест на собственность.
  • Проводить розыскные мероприятия должника и/или его собственности.
  • Вызывать в отделении участников по исполнительному производству.

Помимо того, судоприставы могут заблокировать денежные средства на банковском счете. Если же держатель карты использует данный счет для получения оплаты труда, то в начале исполнительного производства, он должен уведомить об этом ФССП. После получения соответствующего заявления и подтверждающих документов, списание может осуществляться не более чем 50% от поступающих средств. В некоторых случаях, максимальный лимит на списание составляет 70%.

Малоприятная встреча с судоприставами может настигнуть любого гражданина Российской Федерации. Ввиду этого изучение 118-ФЗ о судебных приставах позволит узнать о правах и обязанностях исполнителей решения судов. Ведь недостаток этих знаний является основной причиной нарушения гражданских прав.

В данной статье читатель узнает о поправках, внесенных на 2019 год в ФЗ 118, как руководствоваться Федеральным законом, а также какие превышения полномочий существуют. В дополнении к обзору, каждый посетить правового ресурса обладает правом получить первичную бесплатную консультацию юриста.

Положения ФЗ

Изучение поправки 2019 года, действующая и в 2019 году, дает возможность объективно оценивать полномочия и права судебного пристава. Таким образом, можно предупредить нарушение гражданских прав.

Следует отметить, что наличие задолженности у гражданина не означает лишение его прав. Однако неукоснительно действовать, согласно закону, неплательщик обязан.

Данный обзор посвящен ФЗ №118, регламентирующего действия и меры, предпринимаемые судебными приставами. Обратите внимание, что не каждый человек, при получении исполнительного листа, выполняет распоряжения судебной власти, т.к. считает их рекомендациями. В таких ситуациях правоохранительные органа не вступают в дело, т.к. процесс уже прошел. Поэтому именно судебные инспекторы осуществляют контроль над выполнением постановления.

До 2019 года действовали Федеральные законы, принятые ещё в девяностых. Изменений удалось добиться сравнительно недавно. Тем не менее поправки произошли в пользу ФССП. Так, Федеральный закон о судебных приставах статьей № 12 наделяет приставов следующими возможностями:

  • Проводить меры для обеспечения исполнительных листов.
  • Анализировать претензии и заявления от всех участников производства.
  • Не препятствовать в доступен к документации по данному делу.
  • Отказать от исполнения решения суда, если есть личный интерес.

Изменения для Федерального законопроекта №118 поступили в состав реформы только в 2019 году. Таким образом, Законодательство РФ усилило влияние и расширило полномочия службы ФССП. Руководствуясь этими изменениями должники теперь не могут игнорировать инспекторов. Отныне, сотрудники федеральной службы исполнения решения судов, стали похожи на правоохранительные органы.

При этом, судоприставы обладают такими правами, как:

  • Вызывать в отделение участников исполнительного производства для получения информации.
  • Иметь доступ к необходимым сведениям.
  • Организовывать мероприятия по проверке.
  • Получать разрешение на доступ в помещения, на основании постановления старшего инспектора ФССП.
  • Объявлять неплательщика в розыск.
  • Накладывать арест на любое имущество, если оно не входит в перечень исключительных.

Когда к должнику приходят судоприставы, это в первую очередь говорит о том, что добровольно неплательщик не будет погашать долг. Ввиду этого, могут применять разнообразные меры, вплоть до административного ареста. А такие меры, как наложение ареста на имущества расцениваются, как единственно возможные для исполнения решения суда.

Методы воздействия инспекторов

Юридические эксперты портала отмечают, что превышение полномочий судоприставами ведет к неправомерным мерам. В Федеральных законах №118 и 229 указано, какие задачи должен выполнять инспектор ФССП и отклонения от этих норм может привести к дисциплинарной ответственности. Поэтому, о нарушении гражданских прав, как правило, речь не ведется ввиду прозрачности системы.

Гражданину или юридическому лицу, проигравшего судебный процесс, придется вступить в отношения с ФССП только после десяти дней с момента вынесения постановления. В данный период, должник обладает правом добровольно оплатить задолженность и выполнить другие требования судебного органа. И только если этого не произошло в установленные сроки, в дело вступают судоприставы.

Именно в это время выдается исполнительный лист, на основании которого действует представитель службы приставов. Это указано в ФЗ №229 «Об исполнительном производстве». Согласно закону, судоприставы могут:

  • Накладывать санкции в виде ареста имущества. Как правило, начинается это с изъятия личного автотранспорта и предметов роскоши.
  • Привлекать к общественным работам.
  • Увеличивать штрафные санкции в два раза.
  • Изымать водительское удостоверение.
  • Вводить запрет на пользование некоторыми государственными услугами.
  • Ограничивать гражданина в выезде за пределы РФ, если дело касается крупного долга.

Ранее считалось, что изъять удостоверение водителя невозможно без специального разрешения. Однако в 2017 году данная процедура стала проще, т.к. инспектору ФССП достаточно в устной форме уведомить должника и на месте забрать документы. Тем не менее такое становится возможным, только при наличии непогашенной задолженности более 10 тысяч рублей.

Законодательство Российской Федерации в данном контексте однозначно не принимает сторону неплательщика. Помимо вышеуказанных мер, судоприставам разрешено использовать и другие. Так, в отношении злостных должников могут применяться моральные атаки – преследование, допрос друзей и родных. Вследствие этого социальная и личная жизнь человека может кардинально измениться. На основании принятых изменений в ФЗ, данные действия являются оправданными.

Перспективы увеличения полномочий

По той причине, что законы о деятельности судоприставов претерпели ряд изменений, инспекторы получили ещё больше полномочий. К примеру, статьи №16-18 ФЗ №118 указывают на возможность применения физической силы и огнестрельного оружия, если того требует ситуация.

Ранее, невозможно было причислить инспектора ФССП к полиции или другим силовым структурам. Теперь, на основании действующих законов Министерство юстиции изъявляет желание сделать службу ФССП элитной. Ввиду этого планируется привлекать на работу молодых, образованных и перспективных специалистов. Ввиду этого, на должность судебного пристава принимаются только граждане с высшим юридическим образованием. Максимум на службе оставят лиц с высшим экономическим образованием, а остальных сократят.

Однако ситуация в провинции России значительно хуже, нежели в городах «миллиониках», т.к. специалистов с заявленными характеристиками привлечь на работу в ФССП сложно по причине небольшой заработной платы. Эксперты отмечают, что увеличение специалистов с дипломами в сфере ФССП ждать не приходится. Те, сотрудники, что еще служат в учреждении, не справляются с тем объемом исполнительных производств. Судебная система при этом явно не улучшится.

Дополнительное нововведение, вызванное принятыми изменениями, касается того, что судопристав имеет право иметь притязания на небольшой процент от взысканных средств. На 2019 года, данная поправка не одобрена в полной мере, однако по сообщениям разных источников, часть изъятых средств всё же поступает в специально созданный фонд. Впоследствии из его судоприставы будут получить премии. Именно за счет этого фонда Министерство желает увеличить заработную плату служащих ФССП. Такие планы властей пока не нашли подтверждения ни в одном законопроекте.

Закон на стороне должника-заемщика?

Помимо вышеописанных поправок, были внесены изменения, которые касаются ареста финансов на банковском счете неплательщика. При исполнении судебного решения, пристав обладает правом направить постановление в банк, который обслуживает счет должника. На основании исполнительного листа, банковская организация без уведомления владельца счет блокирует средства и перечисляет их на счет взыскателя. При этом отстоять свои права гражданину не так легко. Более того, сами банки-кредиторы после просрочки платежей, через два месяца могут обратиться в ФССП.

Единственный выход у неплательщика – доказать, что заблокированный счет является единственным источником средств к существованию.

Также руководствуясь ФЗ №229, должник может подать заявление и информировать через него, что банковский счет является зарплатным или на него перечисляются средства, внесенные в исключительный список. На основании заявления и представленных доказательств, судопристав снимет ограничения. Но взыскание со счета уже продолжиться в размере от 50% до 70% от поступающих сумм.

Однако в этом случае не стоит забывать о возможности ареста имущества, которое проводят с целью погашения задолженности. И в этом случае, нужно знать, какие вещи не подлежат изъятию для последующей реализации на торгах. Ввиду этого, рекомендуем получить бесплатную консультацию юриста портала.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *