Законы о налогах

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Законодательство о налогах и сборах

Основу функционирования налоговой системы РФ составляет НК РФ.

Система налогового законодательства

Законодательство о налогах и сборах включает в себя не только Налоговый Кодекс (его первую и вторую части), но и иные нормативно-правовые документы, которые регулируют отношения, возникающие в налоговой сфере. Так же, такое понятие, как «законодательство о налогах и сборах», подразумевает все законы, все местные или региональные нормативно-правовые акты, которые упоминаются в статьях Налогового Кодекса.

Законодательство РФ о налогах и сборах – это не только упорядоченная система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения плательщиков и сборщиков налогов, но и определенная налоговая система. Так, система налогообложения РФ относится к косвенной системе, где основной доход государства на сборах получается при сборе с объектов потребления.

То есть косвенная система подразумевает обязательство по уплате налога или сбора только за то, что потребляется/используется/имеется у плательщика. Например, при приобретении недвижимости новоиспеченный собственник уплачивает налог на имущество. То есть за то, что он использует, за то, что есть у него в собственности. Оплачивать налог или сбор за чужое имущество гражданин или организация не обязаны, и обязать их к этому никто не вправе.

Кроме того, налоговая система страны относится еще и к нейтральной категории. То есть, той, где финансовое положение (следует понимать, как неравенство, оцениваемое получаемыми доходами конкретных плательщиков) остается неизменным, даже после уплаты всех налогов и сборов.

По уровню налоговой нагрузки система налогообложения РФ относится к категории умеренно фискальной, что подразумевает сравнительно небольшой процент бремени к ВВП. В среднем налоговое бремя составляет 30-45%. По данной модели работает множество развитых и развивающихся стран, за исключением, например, Соединенных Штатов Америки.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, как главная гарантия и контроль по исполнению норм в налоговой сфере, постоянно совершенствуется путем внесения соответствующих изменений и поправок в Налоговый Кодекс, нормативно-правовые акты, которые регулируют налоговые отношения.

Состав законодательства и НПА

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах представляет собой целый массив нормативно-правовых актов, которые регулируют налоговые отношения. К таким НПА можно отнести:

  • Налоговый Кодекс;
  • Бюджетный кодекс;
  • Закон о налоговых органах;
  • Таможенный и Трудовой кодексы;
  • Закон о налогах на имущество у физических лиц.

Законодательство о налогах и сборах – это любой официальный документ, имеющий правовую основу и силу, который затрагивает налоговые отношения.

Так, в Трудовом кодексе прописаны все сборы, которые обязан уплачивать и работник, и работодатель, в пользу государственного бюджета. А Бюджетный кодекс регулирует поступление средств в бюджет, дальнейшее распределение этих средств, налоги и сборы, которые уплачиваются или должны уплачиваться плательщиками.

Все новые нормативно-правовые акты вступают в силу только тогда, когда проходит установленный законом срок с момента опубликования последней принятой версии. Предусмотрен ровно один календарный месяц на ознакомление всех заинтересованных лиц. При этом незнание вновь принятых законов и поправок не освобождает плательщиков от обязанности уплачивать налоги и вносить требуемые суммы сборов.

Статья 3 Налогового кодекса предусматривает следующие основы и начала налогового законодательства. В частности:

  • обязанность плательщиков в законном порядке вносить все необходимые налоги и сборы, предусмотренные налоговым законодательством;
  • учет платежеспособности плательщика к уплате налогов и сборов в соответствии с его финансовым положением;
  • законодательством не предусмотрено разграничение налоговых ставок и процентов для граждан разной национальности, религиозной принадлежности, расового отношения;
  • у всех взимаемых налогов и сборов в обязательном порядке должна быть экономическая основа, в противном случае такие сборы считаются неправомерными;
  • все коллизии в законодательстве (подразумевается различные непонятные ситуации и противоречия, которые могут встречаться в нормативно-правовых актах разных уровней) должны быть использованы исключительно в пользу плательщика.

Исполнение норм налогового законодательства

Вопрос по контролю за исполнением налогового законодательства подробно изложен в Приказе Генпрокуратуры РФ №193. В частности, данным приказом установлено, что законность проведения налоговых операций возложена на налоговые органы и организации, наделенные таким правом, и существующие нарушения исполнения норм налогового права возникают с попустительства именно этих организаций.

Именно поэтому Генеральная прокуратура РФ не только вправе, но и обязана осуществлять мониторинг на постоянной основе по контролю за исполнением норм налогового права. Кроме того, именно Генпрокуратура обязана обеспечить не коррупционный характер, как проверок, так и процесса взимания налоговых сборов с плательщиков.

Статья 45 Налогового Кодекса предусматривает внесение всех налогов и сборов плательщиком самостоятельно на постоянной основе в обязательном порядке. Если в качестве плательщика выступает организация, то обязанность по уплате сборов и налогов перекладывается на уполномоченное лицо.

Примечательно, что исполнение норм налогового законодательства предусматривает досрочный порядок уплаты налогов и сборов.

То есть гражданин может оплатить сбор до того срока, который предусмотрен законом. Однако вносить средства позже установленного в каждом конкретном случае срока тоже не запрещается. При этом на просрочившего платеж плательщика накладывается штраф (пени), который исчисляется в зависимости от вида налогообложения и размера задолженности.

Кроме того, в отношении организаций может быть установлен и судебный порядок взыскания задолженности по налогам.

В случаях, если сумма долга по налоговым выплатам превышает 5 миллионов рублей, а также в тех случаях, когда недоимка превышает срок в три календарных месяца. То есть если по итогам проверки со стороны налоговых органов было установлено, что организация не уплачивала налоги 3 месяца, то дело о взыскании может быть передано в суд на рассмотрение. Более того при наличии задолженностей предусмотрено ежемесячное уведомление плательщику со стороны налогового органа в письменном виде.

Законодательство субъектов РФ

Статьей 12 Налогового Кодекса предусмотрено разделение всех существующих налогов на три категории: местные, федеральные и региональные. При этом законодательство о налогах и сборах регулирует все эти категории, иначе законность их существования можно было бы поставить под сомнение.

Так, представители органов власти субъектов Федерации вправе устанавливать особый режим налогообложения по следующим направлениям:

  • льготы на уплату налогов (в соответствии с финансовой способностью плательщиков конкретного субъекта);
  • ограничения или разрешения для применения особого режима обложения налогом;
  • размер ставки (в соответствии с категорией плательщика или определенного вида коммерческой деятельности).

В состав законодательства субъектов по вопросам налогообложения входят такие нормативно-правовые акты, как отдельные законы субъекта, регулирующие налоговые правоотношения, Налоговый Кодекс и прочие федеральные налоговые нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории страны.

Нарушения в налоговой сфере

Вопросы, связанные с существующими нарушения в налоговой сфере, а также существующие меры наказания прописаны в главе 16 Налогового Кодекса (в части первой). В частности, глава охватывает такие вопросы, как:

  • нарушенный порядок постановки на учет;
  • невыплата или частичная выплата установленных сборов и налогов;
  • нарушение в сфере заполнения или представления декларации по налоговому законодательству;
  • утаивание данных от налоговых органов об обстоятельствах, влияющих на процесс осуществления налоговых правоотношений;
  • предоставление заранее недостоверных или ложный сведений и данных о плательщике.

За каждое из нарушений настоящий законодательством предусмотрено свое наказание, которое может быть вынесено на основании не только налогового права, но и административного, уголовного, гражданского, в зависимости от обстоятельств конкретного нарушения.

Определяется порядок учета доходов и исчисления среднедушевого дохода для оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Расчет производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. В совокупных доходах учитываются виды доходов как в денежной, так и натуральной форме из всех источников и по любым основаниям. При этом в доход включаются и денежные эквиваленты, равные стоимости предоставляемых указанным лицам льгот, а также доходы от реализации или сдачи в аренду недвижимого и иных видов имущества, доходов от личного подсобного хозяйства. Перечень видов доходов, учитываемых при исчислении среднедушевого дохода для оказания государственной социальной помощи, устанавливается Правительством РФ.

Определяются особенности порядка учета отдельных видов доходов семьи, в том числе от сезонных, временных работ, от личного подсобного и фермерского хозяйства, от сдачи в аренду имущества и некоторых других видов доходов.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Законодатели во вторник приняли поправки об НДФЛ на проценты по вкладам и облигациям. Все оказалось не так страшно, как опасалась общественность. Объясняем, кому, как и когда нужно будет платить налог.

Владимир Путин 25 марта в ходе обращения к гражданам в связи с ситуацией с коронавирусом анонсировал налог на процентный доход по вкладам и облигациям. Это стало неожиданностью для большинства участников рынка и вызвало некоторую сумятицу в рядах самих вкладчиков. За пару дней появилось несколько трактовок слов президента, а из-за того, что люди не поняли суть нововведений, банки столкнулись с ростом числа заявок о закрытии вкладов.

Сам текст изменений был опубликован в базе Госдумы вечером 30 марта в виде поправок к другому законопроекту. Сегодня его приняла Госдума и одобрил Совет Федерации. Новый налог для вкладчиков оказался не таким жестким, как могло показаться со слов президента.

В каком случае нужно будет заплатить налог?

Итак, налог нужно будет заплатить с суммы процентов по всем вкладам и остаткам на счетах в российских банках, но только с той ее части, которая превышает доход в размере ставки ЦБ с 1 млн рублей. При этом учитывается ставка Центробанка на начало налогового периода. То есть если бы закон уже вступил в силу, то заплатить 13% налога нужно было с суммы полученных процентов, превышающей 62,5 тыс. рублей (это доход с суммы вклада в 1 млн рублей по ставке 6,25% — ключевой ставке, действовавшей на 1 января 2020 года).

Допустим, у вас открыт вклад на 1,4 млн рублей по ставке 6% годовых. Ваш процентный доход в этом году составит 84 тыс. рублей. Если бы закон уже действовал, то в следующем году вам пришлось бы заплатить 13% от разницы между 84 тыс. и 62,5 тыс. рублей. То есть 2 795 рублей.

Документ не делает исключений для каких-либо категорий вкладчиков. Однако в налогооблагаемой базе не будут учитывать доходы в виде процентов, полученных по вкладам и счетам, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых. Таким образом, под налог не подпадают большинство вкладов до востребования и текущих счетов. Если доход по вкладу выплачивается в валюте, для расчета налога он будет пересчитываться в рубли по официальному курсу ЦБ на дату его получения.

Сейчас процентный доход подлежит налогообложению, если ставка по вкладу в рублях превышает ключевую ставку ЦБ на 5 процентных пунктов, в валюте — свыше 9% годовых. И облагается он по ставке 35%. Теперь такой доход не будет облагаться налогом по повышенной ставке, обращает внимание налоговый менеджер IBFS United Константин Асабин.

Что изменилось в налогообложении облигаций?

Сейчас процентный доход по ОФЗ, еврооблигациям Минфина, муниципальным, а также корпоративным облигациям, выпущенным после 1 января 2017 года, не облагается НДФЛ. Но законопроект эту ситуацию изменит: теперь купоны по всем облигациям будут облагаться налогом по ставке 13%, объясняет партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова. Таким образом, государство уравнивает налоговую нагрузку на собственников государственных (муниципальных) и корпоративных ценных бумаг.

«В короткой перспективе государство выиграет и получит больше денег: текущие держатели государственных бумаг заплатят налог с купонов. В долгосрочном сценарии привлекательность госзаимствований у населения снизится», — считает Асабин.

Согласно законопроекту, объемы вкладов не суммируются с объемом вложений в долговые финансовые инструменты, доход от последних будет облагаться НДФЛ в полном объеме вне зависимости от размеров вложений, объясняет партнер IBFS United Александр Гуськов.

Доходы пайщиков фондов, инвестирующих в облигации, как и раньше, будут облагаться НДФЛ, поскольку инвестиционный пай — это долевая, а не долговая ценная бумага. Доход от вложений в ПИФы облагается налогом по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. С 2014 года для физических лиц введен инвестиционный налоговый вычет при уплате НДФЛ в случае владения паями более трех лет.

Когда изменения вступят в силу?

Изменения вступят в силу с 1 января 2021 года. То есть налог будет рассчитываться из процентных доходов, полученных начиная с этой даты, но заплатить его впервые придется в следующем налоговом периоде, то есть не ранее 2022 года.

Кто и как будет платить налог?

В законопроекте указано, что банк обязан будет сообщать налоговой службе о процентах, которые он выплатил каждому своему вкладчику (за исключением доходов по счетам, где ставка ниже 1% годовых, и по эскроу-счетам). Отчет банк должен будет представить не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом. «С учетом январских праздников у банков будет около двух рабочих недель для предоставления налоговым органам информации в срок», — отмечает Гуськов. Далее налоговая самостоятельно рассчитает сумму НДФЛ к уплате и направит соответствующее уведомление вкладчику. Уплатить налог нужно будет до 1 декабря года, следующего за отчетным налоговым периодом. Такая же система сейчас действует при расчете имущественного налога.

На текущий момент у банков нет практики информирования налоговой о процентах по вкладам, полученных клиентами, рассказали Банки.ру в одной из кредитных организаций. В соответствии с законодательством РФ, банки передают в налоговую сведения по форме 2-НДФЛ. Представление новых форм отчетности потребуют выстраивания автоматизированного процесса подготовки и отправки информации.

Что будет с действующими договорами по вкладам?

Каких-либо исключений для срочных вкладов, открытых ранее, в законопроекте нет. Это означает, что и по ним нужно будет уплатить налог. Но только по тем процентам, которые будут выплачены начиная с 1 января 2021 года.

Остается ли смысл в дроблении вкладов?

«Сейчас стало понятно, что планируется каким-то образом организовать суммарный учет всех вкладов конкретного вкладчика в различных банках, а также учет процентных доходов, полученных им за конкретный период. Смысл в дроблении вкладов в таком случае утрачивается», — считает старший управляющий директор рейтингового агентства НКР Александр Проклов.

При этом вариант разделить вклады между родственниками пока с повестки не снят. Актуальная версия поправок не предполагает, что при расчете налогооблагаемой базы будут учитываться доходы или объем вкладов родственников или аффилированных лиц. С учетом требований Гражданского кодекса РФ открыть вклад также можно на несовершеннолетнего ребенка в возрасте от 14 лет, напоминает Асабин.

Замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин не ожидает большого одномоментного оттока средств из банков в связи с введением нового налога для вкладчиков. «При этом не исключено, что граждане будут забирать крупные депозиты, для того чтобы разделить имеющиеся в кредитных организациях средства на вклады отдельных членов своих семей, что в итоге на общей сумме вкладов не скажется», — отметил он.

Что будет со ставками по вкладам?

Введение налога для вкладчиков в текущем виде может привести к некоторому росту ставок по депозитам и, соответственно, к росту процентных ставок по кредитам, считает Александр Проклов.

Директор по аналитическому маркетингу банка «Ак Барс» Руслан Селиванов не думает, что введение нового налога существенно повлияет на ставки по депозитам. «Однако не исключаем, что некоторые банки будут давать повышенную ставку по депозитам для клиентов, которые подпадут под действие этого налога», — отмечает он.

Повышение банками процентных ставок по депозитам может оказать влияние на сохранение привлекательности вкладов для граждан, считает Михаил Полухин. «В наибольшей степени для тех, у кого суммы вкладов не очень значительно превышают страховую сумму и кому рост в ставке сможет компенсировать разницу по сравнению с размещением денег в иные, более доходные инструменты», — говорит эксперт АКРА. Однако изменение процентных ставок по вкладам, скорее, будет зависеть от более фундаментальных причин, связанных с экономической ситуацией, добавляет он.

Евгения ОГУРЦОВА, Banki.ru

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *