Закрытое судебное заседание в арбитражном процессе

1. Разбирательство дел в арбитражных судах открытое.

2. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
3. Разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.
4. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании выносится определение. Определение выносится в отношении всего судебного разбирательства или его части.

5. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, присутствуют также эксперты, специалисты, свидетели и переводчики.

6. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением правил судопроизводства в арбитражных судах. Использование систем видеоконференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается .

7. Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право делать заметки по ходу судебного заседания, фиксировать его с помощью средств звукозаписи. Кино- и фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания арбитражного суда по радио и телевидению допускается с разрешения судьи — председательствующего в судебном заседании.

8. Судебные акты арбитражным судом объявляются публично.

Комментарий к статье 11 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Принцип гласности предусматривается ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, в соответствии с которой разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Данный принцип характерен не только для арбитражного, но и для гражданского процесса (ст. 10 ГПК РФ). Реализация данного принципа ведет к достижению задач, предусмотренных ст. 2 АПК РФ, в частности задачи укрепления законности и предупреждения правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. В зависимости от круга лиц, которые могут быть ознакомлены с деятельностью суда, для сторон и других лиц, участвующих в деле, различают гласность в узком смысле слова и гласность для народа, или публичность <1>. Принцип гласности раскрывается путем непосредственного восприятия информации в зале судебного заседания и осуществления права фиксировать ее различными способами, а также путем восприятия информации о судебном процессе через средства массовой информации.

———————————
<1> См.: Гражданский процесс / Под ред. В.А. Мусина и др. М., 1996. С. 42.

Принцип открытости судебного заседания состоит в том, что в судебном заседании могут присутствовать любые лица без ограничения каким-либо возрастом. В настоящее время в зале суда могут присутствовать и лица, не достигшие возраста 16 лет (например, школьники для целей обучения). Согласно ч. ч. 4, 5 ст. 154 АПК РФ лицо, нарушающее порядок в судебном заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала судебного заседания. Арбитражный суд может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в судебном заседании, судебному штрафу.

Граждане могут присутствовать на любой стадии гражданского процесса: в суде первой инстанции, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций, при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. В открытом судебном заседании присутствующие имеют право вести письменные записи, а также звукозапись. Разрешение арбитражного суда для этого не требуется. Суд не может в открытом судебном заседании запретить вести письменные записи и звукозапись. При ведении звукозаписи не должен нарушаться порядок судебного заседания.

Для фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания или его частей по радио или телевидению необходимо разрешение суда. При этом суд может выяснить мнение лиц, участвующих в деле, по этому вопросу.

4. Исключения из правил соблюдения принципа гласности предусмотрены в ч. 2 комментируемой статьи.

Закрытое судебное заседание проводится в случаях, которые можно разделить на две группы: 1) случаи, когда не требуется ходатайства лиц, участвующих в деле; 2) случаи, когда такое ходатайство необходимо.

В первую категорию входят дела, составляющие государственную тайну. Этот перечень может быть расширен федеральным законом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, приводится в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» <1>.

———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. ст. 8220 — 8235.

Статья 24.3 КоАП предусматривает рассмотрение дел об административных правонарушениях в закрытом судебном заседании, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Исключение из общего правила предусмотрено ч. 3 ст. 28.6 КоАП. В случае выявления административного правонарушения в области дорожного движения и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП. Копии постановления направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Во вторую категорию входят дела, связанные с необходимостью сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенностью частной жизни граждан.

Указанные ограничения принципа гласности судебного разбирательства соответствуют ст. 23 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

5. Под коммерческой тайной, упоминаемой в ч. 2 комментируемой статьи, подразумевается согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» <1> (далее — Закон о коммерческой тайне) режим конфиденциальной информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

При этом к информации, составляющей коммерческую тайну, относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам и к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами, в частности ст. 5 Закона о коммерческой тайне.

Режим исключительного права на секрет производства (ноу-хау) определен гл. 75 ГК РФ.

Понятие служебной тайны дано в п. 3 Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»: это служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами. В связи с тем что ст. 139 ГК РФ утратила силу, понятие служебной тайны в данном Кодексе не упоминается.

6. Разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет за собой гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Так, в соответствии с п. 1 ст. 1472 ГК РФ нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства в соответствии с п. 2 ст. 1468, п. 3 ст. 1469 или п. 2 ст. 1470 ГК РФ, обязан возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом.

Статья 13.14 КоАП определяет, что разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. рублей; на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. рублей.

Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183), за разглашение государственной тайны (ст. 283), за утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284).

7. О разбирательстве дела или даже его части в закрытом судебном заседании арбитражный суд должен вынести мотивированное определение, которое не подлежит обжалованию, поскольку не препятствует дальнейшему движению дела.

При разбирательстве части дела в закрытом заседании присутствующие граждане удаляются из зала лишь на время этого разбирательства.

8. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании проводится с соблюдением всех правил судопроизводства в арбитражных судах, в том числе оглашения письменных доказательств, показаний и т.д. При этом присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях — также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

При проведении закрытого судебного заседания, а также открытого заседания, в ходе которого могут быть выявлены сведения, которые являются основанием для проведения закрытого судебного заседания, лица, участвующие в деле, и другие участники процесса предупреждаются судом об ответственности за разглашение таких сведений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» использование систем видеоконференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.

9. Принцип гласности состоит также в том, что судебные акты арбитражных судов (о судебных актах см. комментарий к ст. 15 АПК РФ) оглашаются публично даже в тех случаях, когда судебное заседание по данному делу было закрытым. Таким образом, эти документы не могут содержать сведения, составляющие государственную тайну, и не могут быть отнесены к документам, содержащим информацию с ограниченным доступом, а также в них не должны содержаться и конфиденциальная информация, и иные сведения, составляющие тайну судопроизводства.

Кроме того, копии решения арбитражных судов подлежат направлению лицам, участвующим в деле, а иногда и другим лицам. По-иному решен этот вопрос применительно к судебным актам арбитражного суда. В случаях, предусмотренных АПК РФ, арбитражный суд обязан направить копии судебных актов не только лицам, участвующим в деле, но и лицам, не участвующим в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт. Согласно ст. 196 АПК РФ копии вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляются арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежат незамедлительному опубликованию указанными изданиями. Решения арбитражных судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов публикуются в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и при необходимости — в иных изданиях.

Статья 307 АПК РФ предусматривает, что копии постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ направляются лицам, участвующим в деле, а также другим заинтересованным лицам в пятидневный срок со дня принятия постановления. Постановление подлежит опубликованию в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и размещается на официальном сайте ВАС РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Реализации принципа гласности способствуют публикация судебных актов в печатных изданиях, размещение в справочных информационных системах (например, СПС «КП»), на официальных сайтах судов. Примечателен в этом плане опыт стран, относящихся к англосаксонской правовой семье (Англия, в том числе Уэльс, Ирландия, США, Канада и большинство ее провинций, кроме Квебека, Австралия, Новая Зеландия, Индия и др.), где доступность граждан к текстам судебных актов имеет особое значение, поскольку в упомянутых государствах судебный прецедент служит одним из важнейших источников права. В качестве источника права используется судебный прецедент также в Швеции, Норвегии и некоторых других государствах. Ввиду особой значимости доступа граждан к судебным актам в странах, в которых активно применяются судебные прецеденты, в этих странах они издавна публикуются в официальных сборниках <1>.

Другой комментарий к статье 11 АПК РФ

1. Статья 21 Закона РФ «О государственной тайне» не может применяться судами, другими органами и должностными лицами в качестве основания для отстранения представителя ответчика от участия в рассмотрении дела арбитражным судом в связи с отсутствием у него допуска к государственной тайне (ч. ч. 2 — 5 ст. 11).

См.: Определение КС РФ от 10.11.2002 «По жалобе открытого акционерного общества «Омский каучук» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

2. При осуществлении судопроизводства в закрытом судебном заседании ограничивается использование технических средств (ч. 6 ст. 11).

См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (разделы «Аудиозапись и протокол судебного заседания» и «Использование систем видеоконференц-связи в судебном заседании»).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. N 35 г. Москва «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов »
Открытость и гласность судопроизводства, своевременное, квалифицированное, объективное информирование общества о деятельности судов общей юрисдикции (далее — суды) способствуют повышению уровня правовой осведомленности о судоустройстве и судопроизводстве, являются гарантией справедливого судебного разбирательства, а также обеспечивают общественный контроль за функционированием судебной власти. Открытое судебное разбирательство является одним из средств поддержания доверия общества к суду.
В целях обеспечения открытости и гласности судопроизводства, доступа граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) к информации о деятельности судов при рассмотрении гражданских дел, дел об административных правонарушениях и уголовных дел Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9 и 14 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:
1. Обеспечение открытости и гласности судопроизводства, доступа граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) к информации о деятельности судов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 19, 23, часть 4 статьи 29, статья 33, часть 3 статьи 41, статьи 42, 45, 46, 123), Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ), Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее — Закон об обеспечении доступа к информации), Федеральным законом от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации», иными нормативными правовыми актами.
Судам следует создавать необходимые условия для обеспечения открытости и гласности судопроизводства и реализации права на получение информации о деятельности судов указанными органами и лицами, в том числе лицами с ограниченными возможностями здоровья, с учетом требований Конвенции о правах инвалидов 2006 года, Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, проведение судебного разбирательства дела, в котором участвуют лица с ограниченными возможностями здоровья, должно быть организовано в доступном для них зале судебного заседания (расположение зала судебного заседания на первом этаже, наличие лифта в здании суда и т.п.).
2. Не допускается ограничение открытости и гласности судопроизводства, права на получение информации о деятельности судов по признакам государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности граждан либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям (статья 19 Конституции Российской Федерации, статья 7 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статья 5 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»).
Судам следует учитывать, что ограничения права на получение информации о деятельности судов для определенных категорий лиц могут быть установлены только федеральными законами.
3. Открытость и гласность судопроизводства, доступ к информации о деятельности судов должны способствовать реализации задач (назначения) гражданского, административного и уголовного судопроизводства (статья 2 ГПК РФ, статья 24.1 КоАП РФ, статья 6 УПК РФ) и не должны приводить к какому-либо вмешательству в судебную деятельность, поскольку суды при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (статья 120 Конституции Российской Федерации, статья 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», пункт 5 статьи 4 Закона об обеспечении доступа к информации).
4. Гласность судопроизводства обеспечивается возможностью присутствия в открытом судебном заседании лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) (статья 123 Конституции Российской Федерации, статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, часть 1 статьи 10 ГПК РФ, часть 1 статьи 24.3 КоАП РФ, часть 1 статьи 241 УПК РФ, статья 12 Закона об обеспечении доступа к информации).
Не допускается проведение открытых судебных заседаний в помещениях, исключающих возможность присутствия в них лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов).
Присутствие в открытом судебном заседании несовершеннолетних, которые не являются участниками гражданских дел, дел об административных правонарушениях и уголовных дел, допускается с учетом требований Конвенции о правах ребенка 1989 года, Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также процессуального законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что присутствие журналистов в открытом судебном заседании в целях получения сведений по делу является законным способом поиска и получения информации, а также что при осуществлении профессиональной деятельности журналист выполняет общественный долг (статья 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»), не допускается чинение препятствий и отказ им в доступе в зал судебного заседания по мотиву профессиональной принадлежности, по причине отсутствия аккредитации и (или) по иным основаниям, не предусмотренным законом.
5. Проведение разбирательства дела в закрытом судебном заседании возможно только по основаниям, предусмотренным федеральным законом, как в отношении всего судебного разбирательства, так и в отношении соответствующей его части (части 2, 4 статьи 10 ГПК РФ, часть 1 статьи 24.3 КоАП РФ, части 2, 3 статьи 241 УПК РФ).
О проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании суд выносит мотивированное определение или постановление, в котором должны быть указаны конкретные обстоятельства, препятствующие свободному доступу в зал судебного заседания лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) (часть 4 статьи 10 ГПК РФ, часть 2 статьи 24.3 КоАП РФ, части 2 и 2 статьи 241 УПК РФ).
О проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании указывается в протоколе судебного заседания, если он ведется судом, и во вводной части принятого по делу судебного постановления.
Судам следует учитывать, что информация о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании должна быть общедоступной.
6. До вынесения и оглашения определения или постановления суда о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании судебные приставы, обеспечивающие общественный порядок в зале судебного заседания (статья 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах»), не вправе удалять из зала судебного заседания лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) и препятствовать им в осуществлении фиксации хода судебного разбирательства в связи с проведением разбирательства дела в закрытом судебном заседании. В тех случаях, когда решение суда о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании принимается при назначении судебного заседания, лица, не являющиеся участниками процесса, представители редакций средств массовой информации (журналисты) в зал судебного заседания не допускаются.
После вынесения и оглашения определения или постановления суда о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании лица, присутствующие в судебном заседании, но не являющиеся участниками процесса, удаляются из зала судебного заседания, о чем указывается в протоколе судебного заседания. При этом представители редакций средств массовой информации (журналисты) должны иметь возможность удалиться из зала судебного заседания последними.
Если судом принято решение о проведении части разбирательства дела в закрытом судебном заседании, то лица, присутствующие в судебном заседании, но не являющиеся участниками процесса, представители редакций средств массовой информации (журналисты) не допускаются только на эту часть судебного разбирательства.
7. Суд рассматривает в закрытом судебном заседании гражданские дела, если в них содержатся сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения), а также другие дела, обязательное рассмотрение которых в закрытом судебном заседании предусмотрено федеральным законом.
При наличии ходатайства участника процесса суд вправе рассмотреть в закрытом судебном заседании гражданское дело по мотивам обеспечения права на неприкосновенность частной жизни либо сохранения сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом тайну, а также сведений, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой нарушение прав и законных интересов гражданина (часть 2 статьи 10 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что просьба о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании может исходить не только от лица, заявляющего ходатайство в своих собственных интересах, и (или) от его представителя, но и от лиц, которым в силу статей 45, 46, 47 ГПК РФ предоставлено право действовать в защиту прав и законных интересов других лиц (например, прокурора, органа опеки и попечительства).
8. Вопрос о проведении разбирательства уголовного дела в закрытом судебном заседании по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 241 УПК РФ, разрешается в постановлении о назначении судебного заседания (пункт 5 части 2 статьи 231 УПК РФ).
В случае, если обстоятельства, с которыми закон связывает возможность рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании, будут установлены в ходе разбирательства уголовного дела в открытом судебном заседании, суд по своей инициативе или по ходатайству сторон разрешает вопрос о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании, о чем выносится соответствующее определение (постановление).
9. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании по мотиву сохранения государственной тайны проводится судом только при наличии в материалах дела сведений, которые отнесены к государственной тайне и засекречены в порядке и на основании Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне». При этом проведение разбирательства дела в закрытом судебном заседании по мотиву сохранения государственной тайны осуществляется судом в той его части, в которой оглашаются и (или) исследуются такие сведения.
10. Проведение разбирательства дела в закрытом судебном заседании по мотиву сохранения коммерческой тайны допускается в том случае, если обладатель такой информации, заявивший соответствующее ходатайство, принял меры по охране ее конфиденциальности в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
При решении вопроса о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании по мотиву сохранения коммерческой тайны судам надлежит учитывать, что режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений, перечисленных в статье 5 Федерального закона «О коммерческой тайне», а также сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами (пункт 11 статьи 5 Федерального закона «О коммерческой тайне»). Кроме того, следует иметь в виду, что перечень таких сведений содержится и в постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
11. Наличие в деле сведений, относящихся к частной жизни участвующих в деле лиц, не является безусловным основанием для принятия судом решения о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании. Судам при решении вопроса о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании по мотиву обеспечения права лица на неприкосновенность частной жизни надлежит принимать во внимание характер и содержание сведений о частной жизни лица, а также возможные последствия разглашения таких сведений.
Однако с учетом положений статей 182, 185 ГПК РФ, части 4 статьи 241 УПК РФ переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц, а также материалы аудиозаписи, фотосъемки, видеозаписи, киносъемки, носящие личный характер, оглашаются и исследуются в ходе открытого судебного разбирательства только при наличии согласия этих лиц на оглашение и исследование таких материалов.
12. Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается также посредством предоставления лицам, присутствующим в открытом судебном заседании, как участникам процесса, так и лицам, не являющимся участниками процесса, представителям редакций средств массовой информации (журналистам) права фиксировать ход судебного разбирательства (статья 12 Закона об обеспечении доступа к информации) в порядке и формах, которые предусмотрены частью 7 статьи 10 ГПК РФ, частью 3 статьи 24.3 КоАП РФ и частью 5 статьи 241 УПК РФ (письменная форма, аудиозапись, фотосъемка, видеозапись, киносъемка, трансляция хода судебного разбирательства).
Судам надлежит обеспечивать всем лицам, присутствующим в открытом судебном заседании, представителям редакций средств массовой информации (журналистам) равные условия для реализации такого права.
13. Обратить внимание судов на то, что положения части 7 статьи 10 ГПК РФ, части 3 статьи 24.3 КоАП РФ, части 5 статьи 241 УПК РФ не предусматривают обязанность лиц, присутствующих в открытом судебном заседании и фиксирующих его ход в письменной форме и (или) с помощью средств аудиозаписи, уведомлять суд и получать у него разрешение на фиксацию хода судебного разбирательства в данных формах.
К письменной форме фиксации хода судебного разбирательства относятся в том числе ведение непосредственно в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет) текстовых записей, осуществляемых с помощью компьютерных и иных технических средств, а также зарисовки судебного процесса.
Фотосъемка, видеозапись, киносъемка, а также трансляция по радио и (или) телевидению хода судебного разбирательства могут осуществляться исключительно с разрешения суда (часть 7 статьи 10 ГПК РФ, часть 3 статьи 24.3 КоАП РФ, часть 5 статьи 241 УПК РФ). В таком же порядке допускается осуществление видеотрансляции хода судебного разбирательства в сети Интернет.
14. Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, но не являющиеся участниками процесса, представители редакций средств массовой информации (журналисты), желающие осуществлять фотосъемку, видеозапись, киносъемку, трансляцию хода открытого судебного разбирательства, должны обратиться к суду с соответствующей просьбой (заявлением). Такая просьба отражается в протоколе судебного заседания, если он ведется судом, и подлежит обязательному рассмотрению судом с учетом мнения участников процесса.
При принятии решения о допустимости осуществления фотосъемки, видеозаписи, киносъемки, трансляции хода открытого судебного разбирательства суду следует исходить из того, что такая фиксация возможна по любому делу, за исключением случаев, когда она может привести к нарушению прав и законных интересов участников процесса, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, содержащих сведения личного характера (статья 23 и часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, часть 7 статьи 10 ГПК РФ, часть 3 статьи 24.3 КоАП РФ, часть 5 статьи 241 УПК РФ).
Если суд придет к выводу, что фотосъемка, видеозапись, киносъемка, трансляция хода открытого судебного разбирательства не приведут к нарушению прав и законных интересов участников процесса, то он не вправе их запретить только по причине субъективного и немотивированного нежелания участников процесса такой фиксации.
15. Решение суда об удовлетворении или об отказе в удовлетворении просьбы (заявления) об осуществлении лицами, присутствующими в открытом судебном заседании, но не являющимися участниками процесса, представителями редакций средств массовой информации (журналистами) фотосъемки, видеозаписи, киносъемки, трансляции хода открытого судебного разбирательства отражается в протоколе судебного заседания (пункт 7 части 2 статьи 229 ГПК РФ, пункт 7 части 3 статьи 259 УПК РФ). При этом отказ суда в удовлетворении просьбы (заявления) о такой фиксации указанными лицами должен быть мотивированным (пункт 5 части 1 статьи 225 ГПК РФ, часть 4 статьи 7 УПК РФ).
16. Материалы аудиозаписи, фотосъемки, видеозаписи, киносъемки, которые получены в результате фиксации хода судебного разбирательства, осуществляемой с соблюдением требований процессуального законодательства Российской Федерации участниками процесса и лицами, присутствующими в открытом судебном заседании, но не являющимися участниками процесса, представителями редакций средств массовой информации (журналистами), не могут быть истребованы судом у таких лиц.
В порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации (статьи 35, 166 ГПК РФ, статья 24.4 КоАП РФ, статьи 119-122 УПК РФ), участники процесса вправе заявить ходатайство о приобщении к делу материалов, полученных в результате фиксации хода судебного разбирательства. При этом материалы, полученные в результате фиксации хода судебного разбирательства иными участниками процесса или лицами, не являющимися участниками процесса, представителями редакций средств массовой информации (журналистами), могут быть приобщены к делу только при наличии их согласия предоставить указанные материалы.
17. Злоупотребление лицами, присутствующими в открытом судебном заседании, представителями редакций средств массовой информации (журналистами) правом на присутствие в судебном заседании и правом на фиксацию его хода, а равно осуществление фиксации хода судебного разбирательства без разрешения суда, когда такое разрешение необходимо в силу закона, являются нарушением порядка в судебном заседании. В этом случае суд вправе применить в судебном заседании меры воздействия, предусмотренные процессуальным законодательством Российской Федерации (статьи 158,159 ГПК РФ, статья 258 УПК РФ).
18. При наличии технической возможности судам надлежит осуществлять фиксацию хода судебного разбирательства с использованием средств аудиозаписи и иных технических средств, а в случае недостаточной вместимости зала судебного заседания, в котором проводится слушание дела, осуществлять в здании суда трансляцию хода судебного заседания в режиме реального времени с использованием технических средств. Материалы фиксации хода судебного разбирательства, осуществляемой судом (например, носитель аудиозаписи), приобщаются к делу (часть 1 статьи 230 ГПК РФ, часть 5 статьи 259 УПК РФ).
19. Посетителям и представителям редакций средств массовой информации (журналистам) с аудио-, фото-, кино- и видеоаппаратурой должен быть обеспечен свободный вход в здание суда.
Порядок нахождения указанных лиц в здании суда определяется актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности суда, возможность ознакомления с которыми должна быть обеспечена при входе в здание суда.

Суд открыт для всех желающих —

В соответствии с частью 1 статьи 123 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разбирательство дел в арбитражных судах по общему правилу является открытым. Частью 2 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены случаи, когда разбирательство дела допускается в закрытом судебном заседании: если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

Лицо, желающее присутствовать в судебном заседании, беспрепятственно допускается в открытое судебное заседание без предварительного согласования и аккредитации с обязательной регистрацией в журнале при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с частью 4 статьи 154 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, нарушающее порядок в судебном заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала судебного заседания.

Ознакомиться с порядком прохода в здание суда и доступа в открытые судебные заседания можно в разделе сайта суда «Пропускной режим».

Узнать о предстоящих судебных заседаниях Вы можете с помощью интернет-сервиса ВАС РФ «Календарь судебных заседаний».

По всем возникшим вопросам необходимо обращаться к пресс-секретарю суда Маловой Марине Сергеевне по тел. 8(3952)286-555.

Количество дел, рассматриваемых арбитражными судами и судами общей юрисдикции, возрастает от года к году. Во многом это обусловлено повышением уровня правовой грамотности населения, а также усилением деловой активности предпринимателей. Правда, кризисные явления в экономике тоже часто ведут к увеличению числа обращений в арбитражные суды. Как отметил председатель ВАС РФ Антон Иванов на итоговом совещании председателей арбитражных судов России, состоявшемся 8 апреля 2011 года, одним из негативных последствий мирового финансового кризиса 2008 года стало увеличение количества экономических споров. За 2009 год число обращений в арбитражные суды выросло в полтора раза, а по некоторым категориям дел – например, по спорам о неисполнении обязательств – количество споров увеличилось вдвое.

В таких условиях судебная система должна стать не только эффективным инструментом для разрешения конфликтов, но и обеспечить прозрачность своей деятельности. В ФЦП «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583) обеспечение открытости и прозрачности правосудия было указано в качестве самой первой задачи.

Ответом на этот запрос стал Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее – Закон), установивший основные гарантии граждан в сфере раскрытия информации о деятельности судов. Высшие судебные органы также разработали свои рекомендации по предоставлению сведений о работе судебной системы. Так, ориентиром для судов общей юрисдикции служит Постановление Пленума ВС РФ от 13 декабря 2012 г. № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» (далее – Постановление № 35). Аналогичные разъяснения были даны и Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 8 октября 2012 г. № 61 «Об обеспечении гласности в арбитражном процессе» (далее – Постановление № 61). Кстати, практику арбитражных судов, ставших первопроходцами в сфере обеспечения гласности и внедрения новых информационных технологий в судебный процесс, практикующие юристы единогласно признают весьма успешной.

Рассмотрим более подробно существующие сегодня меры по обеспечению гласности судопроизводства и открытости деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

1. Режим судебного заседания. По общему правилу, судебные заседания являются открытыми (ч. 1 ст. 10 ГПК РФ, ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. 1 ст. 241 УПК РФ) – это означает, что в зал суда допускаются все желающие присутствовать на заседании лица. В закрытых судебных заседаниях дела рассматриваются в следующих случаях:

  • если такой режим прямо предусмотрен законом (например, дела об усыновлении или удочерении в соответствии с ч. 2 ст. 10 ГПК РФ);
  • если судья удовлетворил соответствующее ходатайство лица, участвующего в деле (к примеру, для обеспечения защиты частной жизни (ч. 2 ст. 10 ГПК РФ));
  • по инициативе суда (так, суд может принять определение или постановление о закрытом разбирательстве уголовного дела, если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ)).

Высшие суды конкретизировали эти положения процессуального законодательства. В частности, проведение разбирательства дела в закрытом судебном заседании по мотиву сохранения коммерческой тайны допускается лишь в том случае, если обладатель такой информации, заявивший соответствующее ходатайство, принял меры по охране ее конфиденциальности в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (п. 10 Постановления № 35). При этом суд не вправе удовлетворять подобное ходатайство, если речь идет об информации, которая не может иметь режим коммерческой тайны (ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну») (п. 10 Постановления № 35, п. 19 Постановления № 61).

Пленум ВС РФ пришел также к выводу о том, что наличие в деле сведений, относящихся к частной жизни участвующих в деле лиц, не является безусловным основанием для принятия судом решения о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании. Суды, таким образом, должны принимать во внимание характер и содержание сведений о частной жизни лица, а также возможные последствия разглашения таких сведений (п. 11 Постановления № 35).

Более подробно о нововведениях в сфере обеспечения неприкосновенности частной жизни читайте в нашем материале «Статья 152.2 ГК РФ: о новых правилах охраны частной жизни»

Постановление № 35 затрагивает также вопросы присутствия в зале судебного заседания представителей СМИ. Так, не допускается проведение открытых судебных заседаний в помещениях, исключающих возможность присутствия в них представителей редакций СМИ (журналистов), а профессиональная принадлежность журналиста или отсутствие аккредитации не могут являться основанием для отказа в доступе в зал судебного заседания (п. 4 Постановления № 35). Кроме того, представители редакций СМИ должны иметь возможность удалиться из зала судебного заседания последними (п. 6 Постановления № 35). Надо отметить, на сайте ВС РФ в апреле текущего года появился раздел по работе со СМИ, позволяющий журналистам получить разовую аккредитацию на судебное заседание, одновременно известив Суд и о форме фиксации хода процесса.

Кроме того, высшие суды подчеркнули, что проведение закрытого судебного заседания без законных на то оснований является нарушением принципа гласности судопроизводства и влечет за собой отмену судебных постановлений в установленном законом порядке (если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления). А намеренное создание судьей условий, препятствующих гласности заседания, признается нарушением профессиональной этики (п. 23 Постановления № 35, п. 15 Постановления № 61).

2. Возможность фиксации хода судебного заседания. Все участники судебного процесса и лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе фиксировать ход судебного разбирательства в письменной форме либо путем аудио- и видеозаписи, фото- и видеосъемки, а также трансляции хода судебного разбирательства (ч. 7 ст. 10 ГПК РФ, ч. 3 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. 5 ст. 241 УПК РФ).

Пленум ВС РФ обратил внимание судов на то, что для фиксации хода судебного заседания в письменной форме либо путем ведения аудиозаписи не требуется уведомлять суд и получать его согласие (п. 13 Постановления № 35), а Пленум ВАС РФ добавил, что в отношении аудиозаписи нет необходимости уведомлять также и иных участников процесса (п. 3 Постановления № 61).

Кроме того, было сделано важное замечание по поводу ведения непосредственно в Интернете текстовых записей, осуществляемых с помощью компьютерных и иных технических средств, а также зарисовки судебного процесса в суде общей юрисдикции – такие действия были отнесены к письменной форме фиксации судебного разбирательства (п. 13 Постановления № 35). Присутствующие при рассмотрении арбитражного дела также вправе размещать публикации о ходе судебного заседания в Интернете – правда, вызывает вопросы ограничение Пленумом ВАС РФ всего разнообразия сайтов лишь социальными сетями и электронными СМИ (п. 2 Постановления № 61).

При разрешении вопроса об удовлетворении или отказе в удовлетворении ходатайства о ведении фотосъемки, видеозаписи или трансляции хода судебного заседания суд должен исходить из того, что такая фиксация возможна по любому делу, за исключением случаев, когда она может привести к нарушению прав и законных интересов участников процесса, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, содержащих сведения личного характера.

Вместе с тем, если суд придет к выводу, что фиксация хода судебного заседания не нарушит права участников процесса, то он не вправе их запретить только по причине субъективных и немотивированных возражений участников процесса (п. 14 Постановления № 35). Истребовать материалы фиксации хода судебного разбирательства у их владельцев суд не вправе, однако по ходатайству участников процесса такие материалы могут быть приобщены к делу — опять же, с согласия их владельцев (п. 16 Постановления № 35, п. 14 Постановления № 61).

Пленум ВАС РФ разъяснил также, что в случае проведения кино-, фотосъемки, видеозаписи или трансляции судебного заседания не требуется запрашивать согласие гражданина на обнародование и дальнейшее использование его изображения в соответствии со ст. 152.1 ГК РФ (п. 7 Постановления № 61), а доводы участников дела о нарушении условий их безопасности в связи с использованием в судебном заседании кино-, фото- или видеоаппаратуры не могут служить основанием отказа в удовлетворении ходатайства о проведении съемки (п. 8 Постановления № 61).

Важно, что положения ст. 41 АПК РФ, по мнению Пленума ВАС РФ, не позволяют присутствующим в судебном заседании гражданам и журналистам знакомиться с материалами дела. «По смыслу положений ст. 11 АПК РФ указанные лица вправе обозревать происходящее в открытом судебном заседании, а также те документы, которые находятся в общем доступе на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет», – подчеркнул Суд (п. 13 Постановления).

Положения ст. 41 АПК РФ не позволяют присутствующим в судебном заседании гражданам и журналистам знакомиться с материалами дела. По смыслу положений ст. 11 АПК РФ указанные лица вправе обозревать происходящее в открытом судебном заседании, а также те документы, которые находятся в общем доступе на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет»
(п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 61)

3. Обязанность судов размещать информацию о своей деятельности в Интернете. Статья 14 Закона обязывает суды размещать как общую информацию о суде (наименование суда, наименование судебного района, на территорию которого распространяется юрисдикция суда, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для справок и т. д.), так и сведения о рассмотрении дел в суде. К последним относится, в частности, картотека находящихся в производстве дел, в которой должны быть указаны регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел.

На практике оперативно размещают информацию о ходе рассмотрения дела только арбитражные суды. Суды же общей юрисдикции чаще всего публикуют сведения о прошедших или будущих заседаниях в рамках конкретного дела со значительными задержками.

То же касается и текстов судебных актов, с которыми также должен иметь возможность ознакомиться любой посетитель сайта (пп. «г» п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона). Это правило продублировано также в Регламенте организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции (утв. постановлением Президиума Совета судей РФ от 27 января 2011 г. № 253).

Правда, норма об обязательном опубликовании судебных актов касается только итоговых актов, то есть вынесенных по результатам рассмотрения дела. Промежуточные же судебные акты (постановления о назначении судебных заседаний, о проведении предварительных слушаний, о приостановлении производства по делу, об отказе в удовлетворении надзорных жалоб (представлений) и т.д.) не размещаются или могут размещаться по усмотрению суда (п. 3.3 Регламента).

Первыми размещать в Интернете тексты итоговых судебных актов стали арбитражные суды — многим практикующим юристам известен раздел портала arbitr.ru «Картотека арбитражных дел», содержащий тексты решений всех арбитражных судов страны и иных актов в формате PDF и позволяющий найти нужный документ с помощью удобной системы поиска. Это удобно не только для профессиональных юристов или участников процесса, но и для всех заинтересованных лиц. К примеру, представители СМИ могут узнавать свежую информацию по резонансным делам, а у предпринимателей появилась возможность проверить контрагента по сделке на предмет судебных разбирательств с его участием и ознакомиться с их содержанием. Сегодня картотека содержит более 11,6 млн дел.

Кроме информирования посетителей о ходе рассмотрения того или иного дела сервисы arbitr.ru значительно облегчают взаимодействие между судом и участниками процесса, позволяя проводить его в электронной форме.

Так, система «Мой арбитр» предоставляет возможность направлять процессуальные документы в суд, не покидая офиса и в любое время суток. Достаточно сделать черно-белые сканкопии необходимых бумаг в формате PDF с разрешением не менее 200 точек на дюйм (dpi) и воспользоваться онлайн-системой подачи документов. После этого на указанный адрес электронной почты приходит уведомление о получении документов судом. Наличия электронной подписи для совершения этих действий не требуется – достаточно создать учетную запись на arbitr.ru.

Сегодня таким образом можно направить в суд достаточно большое количество документов – исковое заявление (а также отзыв на него, встречный иск и заявление о вступлении в дело), различные заявления и ходатайства (об изменении предмета иска или уточнении исковых требований, о приобщении документов к материалам дела и т. п) и другие процессуальные документы.

Правда, как подчеркнул ВАС РФ, возможность подачи документов в электронном виде существует не для всех видов обращений. Поскольку арбитражным процессуальным законодательством не предусматривается подача в электронном виде заявления об обеспечении иска (ст. 92 АПК РФ), заявления об обеспечении имущественных интересов (ст. 99 АПК РФ), ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов (ст. 283, ст. 298 АПК РФ), то такое заявление (ходатайство) может быть подано в суд только на бумажном носителе (п. 2 Постановления № 35).

В ч. 1 ст. 41 АПК РФ соответствующие изменения, позволяющие направлять суду документы в электронном виде, появились в июле 2010 года (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»), однако внедрение современных информационных технологий в арбитражный процесс получило свое развитие задолго до признания законодателем их эффективности. Участники дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, пока лишены возможности направлять бумаги в суд дистанционно.

Единственное исключение ГПК РФ предусматривает для обладателей авторских и смежных прав на фильмы – правообладатели, полагающие, что объект их интеллектуальной собственности используется без законных оснований, вправе потребовать принятия предварительных обеспечительных мер до подачи иска (ст. 144.1 ГПК РФ). В этом случае заявление подается через специальный сервис Мосгорсуда и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Более подробно о новых правилах и тенденциях защиты авторских прав в Интернете читайте наш материал:
«Антипиратский» закон: первые итоги реализации и перспективы»

Правда, суды общей юрисдикции вот уже 14 лет используют другое техническое достижение — видеоконференцсвязь для проведения судебных заседаний. Как подчеркивает ВС РФ, до этого во всем мире видеоконференция применялась только в судебно-пенитенциарной системе и в основном для заслушивания свидетельских показаний, а также общения осужденных с адвокатами и родственниками. В нашей стране видеоконференцсвязь тоже применяется в основном для рассмотрения уголовных дел и позволяет экономить значительные суммы бюджетных средств, исчисляемые миллиардами рублей в год.

Самый первый сеанс видеоконференцсвязи состоялся 18 ноября 1999 года, когда Челябинский областной суд рассмотрел кассационную жалобу осужденного, находящегося в следственном изоляторе. Аналогичную технологию активно применяют и арбитражные суды. Кстати, в закрытом судебном заседании использование видеоконференцсвязи запрещено (ч. 6 ст. 10 ГПК РФ, п. 22.1 Постановления № 61).

Также в зданиях судов устанавливаются информационные киоски, позволяющие ознакомиться со справочной информацией о деятельности суда и расписанием назначенных судебных заседаний.

4. Обязанность судов публиковать информацию о доходах судей и членов их семей. В рамках Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы (утв. Указом Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297) Правительству РФ было дано поручение разработать единые требования к наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции. Такой документ был разработан Минтрудом России в конце 2012 года (информация Минтруда России от 26 ноября 2012 г. «О единых требованиях к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции»), а федеральные государственные органы до 1 апреля 2013 года должны были привести свои официальные сайты в соответствие с этими требованиями. В числе прочих обязанностей предусмотрено размещение в открытом доступе сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников госоргана. Вместе с тем, до сих пор не все суды исполнили это требование.

Фонд Свободы Информации, опубликовавший на своем корпоративном сайте информацию1 о проведенном совместно с РАПСИ обобщении информации о доходах председателей российских судов, указал и на иные проблемы. Так, эксперты Фонда отметили нередкие случаи труднодоступности такой информации на сайте суда, неполноты информации (не указываются вид, марка и модель транспортных средств, площадь недвижимости, отсутствует информация о том, в собственности или в пользовании находится недвижимость) либо, напротив, размещение излишних сведений, относящихся к персональным данным (адреса домов и гаражей судей, реквизиты счетов в банках и т.п.).

5. Обязанность судов размещать на официальных сайтах внепроцессуальные обращения. Это правило появилось летом 2013 года с принятием Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который дал понятие внепроцессуальному обращению и установил некоторые общие для всех судов правила.

Внепроцессуальные обращения – поступившее судье по делу, находящемуся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства
(п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»)

Было уточнено, что подача внепроцессуальных обращений не допускается (п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»), но если все-таки они поступают, то сами по себе не могут рассматриваться в качестве основания для отвода судьи (ч. 3 ст. 61 УПК РФ, ч. 2 ст. 29.2 КоАП РФ, ч. 1.1. ст. 21 АПК РФ, ч. 3 ст. 16 ГПК РФ). Одновременно была закреплена обязанность судов публиковать на своих официальных сайтах все поступившие внепроцессуальные обращения (пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона).

Надо сказать, что многие суды выполнили новые требования закона и создали на своих сайтах отдельный раздел «Внепроцессуальные обращения», который, правда, может иметь несколько другое название. Так, на сайте Арбитражного суда г. Москвы есть рубрика «Обращения по судебным делам», в составе которой содержится подраздел «Непроцессуальные обращения», а на сайте Арбитражного суда Свердловской области аналогичный подраздел называется «Обращения граждан».

Кстати, некоторые суды (в основном арбитражные) начали информировать о поступивших внепроцессуальных обращениях еще до принятия поправок в законодательство. К примеру, Арбитражный суд Томской области создал раздел «Обращения по судебным делам» еще в августе 2009 года.

Содержание этих разделов также разнообразно. Обычно свои обращения направляют органы власти и отдельные их представители, руководители и коллективы работников организаций, общественные объединения и политические партии, некоммерческие организации, в том числе правозащитные, и т. д. Но встречаются и обращения представителей сторон по конкретному делу, и в том числе такие, которые можно расценить как попытку вмешательства в деятельность судьи по отправлению правосудия. Так, в одном из обращений адвокат просит председателя суда, полпреда президента в Приволжском федеральном округе и руководителя ФНС России «принять преждевременные и превентивные меры по недопущению принятия заведомо неправомерных судебных актов по данному делу и взять рассмотрение данного дела под личный контроль».

6. Возможность задать вопрос на официальном сайте суда и получить на него ответ. На сайтах судов общей юрисдикции этот сервис называется «Электронная приемная» и позволяет уточнить интересующую пользователя информацию, а также прочитать ответы на ранее заданные вопросы. Впрочем, выборочный анализ официальных сайтов столичных судов общей юрисдикции показывает, что эта услуга популярностью не пользуется. Так, не заполнен этот раздел на сайтах Черемушкинского, Тимирязевского, Басманного, Замоскворецкого, Мещанского, Тверского, Таганского и других районных судов. Специалистам Коптевского районного суда был задан всего один вопрос, зато на сайте Пресненского районного суда размещено более 25 вопросов и ответов на них2.

Правда, возникает еще одно затруднение – при ответе на вопрос суды руководствуются правилами ч. 4 ст. 18 Закона, предусматривающей 30-дневный срок для ответа. Дело в том, что часто посетителю сайта требуется оперативная информация (в основном участники судебного процесса желают узнать время и место предстоящего заседания в том случае, если судебное извещение не дошло по почте, а в электронной картотеке дел этой информации нет), однако через месяц ответ сотрудника суда может попросту утратить актуальность.

Удачное решение этой проблемы нашел Роструд. Если письменные обращения ведомство рассматривает по общим правилам ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в течение 30 дней), то на запросы, поданные через сервис «Онлайнинспекция.рф» (в том числе касающиеся досудебного урегулирования споров), сотрудники службы отвечают через три дня после их поступления.

Более подробно о сервисе «Онлайнинспекция.рф» и возможностях для работников и работодателей, читайте в нашем материале»Запущен портал «Онлайнинспекция.рф», или Диалог и труд все перетрут»

Суды были ориентированы и на иные способы обеспечения доступа к деятельности судов, не противоречащие закону: прием граждан, интервью, проведение пресс-конференций, публичные выступления, распространение пресс-релизов, оповещение представителей СМИ о предстоящих судебных заседаниях и т. д. (п.п. 34-35 Постановления № 35).

Планы и реальность

Руководители арбитражных судов и судов общей юрисдикции неоднократно подчеркивали желание сделать суды и судебный процесс еще более прозрачными для общества. Так, на VIII Всероссийском съезде судей, состоявшемся 19 декабря 2012 года, председатель ВАС РФ Антон Иванов поделился планами по размещению на arbitr.ru аудиопротоколов судебных заседаний и подчеркнул, что уже сейчас «арбитражные суды готовы публиковать все материалы судебного дела, если само общество готово к этому».

Электронное правосудие, по задумке ВАС РФ, также должно развиваться еще более интенсивно. Еще в апреле 2011 года на ежегодном совещании председателей арбитражных судов, состоявшемся в Ростове-на-Дону, Антон Иванов высказал предложение о необходимости введения повышенного размера госпошлины за подачу документа в бумажной форме. Также ВАС РФ, по сообщениям некоторых СМИ, проводил переговоры с ФНС России о взаимодействии в области предоставления выписок из ЕГРЮЛ или ЕГРИП в соответствующий суд. Это позволило бы участникам дела просто указать свой ИНН для автоматического формирования и направления выписки из реестра в суд, однако пока такая функция не появилась.

Цитата

Антон Иванов,
председатель ВАС РФ

«Нам часто говорят, что современные технологии электронного документооборота стоят дорого. Их отсутствие обходится дороже».

(Из доклада на VIII Всероссийском съезде судей,19 декабря 2012 года)

Фото: arbitr.ru

Однако существует ряд препятствий для более интенсивного процесса раскрытия информации о деятельности судов и информатизации судебного процесса. Одним из них является то, что законодатель не всегда успевает за стремительным развитием электронных технологий, которые можно было бы успешно применять в судопроизводстве. К примеру, описанная выше инициатива ВАС РФ по размещению на официальных сайтах арбитражных судов аудиопротоколов судебных заседаний требует внесения соответствующих изменений в АПК РФ, равно как и обсуждаемое в профессиональном сообществе расширение возможностей по использованию судьями и участниками процесса электронной подписи.

Многие юристы выражают также опасения по поводу возможного застоя в обеспечении открытости судебного процесса и использовании информационных технологий, связывая вероятность его возникновения с прогнозируемым объединением ВС РФ и ВАС РФ.

К слову, законодатель рассчитывал на более интенсивное повышение степени гласности в судопроизводстве. ФЦП «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583) в качестве одного из целевых индикаторов программы предусматривала долю граждан, считающих информацию о деятельности судов недостаточной. В 2006 году этот показатель составлял 42%, а уже к 2010 году планировалось достигнуть значения 5% и сохранять его в дальнейшем. Вместе с тем, анализ целевых индикаторов следующей ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. №1406) показывает, что эти прогнозы не оправдались – в 2012 году доля неудовлетворенных открытостью судов граждан составила 35,5%. Прогнозируется, что к окончанию срока действия актуальной целевой программы этот показатель снизится до 10%.

Обнадеживающими тенденциями можно признать заметный прогресс законодательства о получении доступа к информации о деятельности судов, а также уделяемое этим вопросам внимание в выступлениях официальных лиц. Однако в условиях грядущей судебной реформы действительно важной задачей становятся сохранение уже достигнутых результатов в сфере гласности судопроизводства и их развитие в будущем.

Документы по теме:

  • УПК РФ
  • ГПК РФ
  • АПК РФ
  • КоАП РФ
  • Постановление Пленума ВС РФ от 13 декабря 2012 г. № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов»
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 61 «Об обеспечении гласности в арбитражном процессе»
  • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы»

Новости по теме:

  • Законопроект об объединении ВАС и ВС РФ принят Госдумой во втором чтении – ИА «ГАРАНТ», 21 ноября 2013 г.
  • Правительство утвердило целевую программу по развитию судебной системы до 2020 года – ИА «ГАРАНТ», 21 декабря 2012 г.
  • КС РФ повышает уровень публичности конституционного правосудия – ИА «ГАРАНТ», 19 июня 2012 г.
  • Верховный Суд предлагает использовать в гражданском процессе видеоконференц-связь – ИА «ГАРАНТ», 12 апреля 2012 г.
  • Суды могут обязать допускать на заседания представителей СМИ независимо от размера помещений – ИА «ГАРАНТ», 29 октября 2012 г.
  • Суды будут своевременно и полно размещать информацию на своих сайтах – ИА «ГАРАНТ», 25 марта 2011 г.
  • Судебная информация с 1 июля должна быть открыта в полном объеме – ИА «ГАРАНТ», 27 мая 2010 г.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *