Зарплата по договоренности

Возможные варианты оплаты по договору

Варианты оплаты по договору могут быть различны в зависимости от ситуации. Это может быть предварительная оплата, оплата по факту или абонентская плата. Так «порядок расчетов между сторонами» является одним из важных разделов любого договора и в зависимости от вида договора, который заключается стороны сами должны определить порядок расчетов.

Читайте как исправить ошибки в бухгалтерских документах по платным услугам в статье журнала Платные услуги учреждения.

Рекомендация: Разные варианты оплаты услуг (оплата по факту, абонентская плата, предоплата): преимущества и риски для заказчика

В договоре возмездного оказания услуг могут быть установлены следующие варианты оплаты:*

  • предварительная оплата или аванс (услуги оплачиваются до момента их получения заказчиком);
  • оплата услуг после их оказания (услуги оплачиваются после их оказания в полном объеме);
  • абонентская плата (услуги оплачиваются регулярно в одинаковом размере за потребление неограниченного объема услуг).

Во всех вариантах оплаты есть свои преимущества и риски для заказчика.

Внимание! Для некоторых видов услуг обязательно требуется указывать порядок их оплаты.

Это образовательные услуги и большая часть услуг связи (п. 14 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505, п. 54 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. № 310, п. 20 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. № 328, и т. д.).

Как учесть предоставление платных образовательных услуг смотрите в рекомендации Системы Госфинансы.

Когда заказчику нужно оплатить услуги, если порядок оплаты в договоре не согласован

В таком случае оплата производится в разумный срок после оказания услуг в полном объеме или в течение семи дней с момента предъявления требования исполнителем (п. 2 ст. 314 ГК РФ). Иначе заказчику придется уплатить проценты по статье 395 Гражданского кодекса РФ или договорную неустойку за просрочку оплаты услуг по статье 330 Гражданского кодекса РФ. Однако во взыскании договорной неустойки исполнителю может быть отказано, если суд не сможет установить период просрочки (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2009 г. № 07АП-7137/09 по делу № А67-2985/09).

Очень часто в договоре оплата и срок выплаты вознаграждения исполнителю ставятся в зависимость:

  • от действия или решения государственного органа;
  • от действия третьих лиц;
  • от достижения иного результата.

Однако на практике суды отказывают во взыскании такой оплаты, поскольку постановка условия о выплате вознаграждения в зависимость от указанных выше событий противоречит статьям 779 и 781 Гражданского кодекса РФ (постановления Конституционного суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П, ФАС Западно-Сибирского округа от 21 января 2010 г. по делу № А03-3041/2009, ФАС Московского округа от 15 июня 2010 г. № КГ-А40/4882-10 по делу № А40-136500/09-21-954).

Предоплата*

Преимущества для заказчика:

  • договором можно предусмотреть условие о процентах за пользование коммерческим кредитом в виде предварительной оплаты (аванса).

Риски для заказчика:

  • если контрагент не исполнит обязательство по оказанию услуг, то могут возникнуть трудности с возвратом уплаченного аванса;
  • если сам заказчик нарушит обязательство о предоплате, ему придется уплатить исполнителю предоплату и договорную неустойку (п. 1 ст. 330 ГК РФ) или проценты по пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса РФ.

Большим недостатком предоплаты для заказчика также является сам факт изъятия денежных средств из оборота до получения услуги.

Кроме того, даже в случае невыплаты заказчиком предоплаты исполнитель может оказать услуги и потребовать их оплаты.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Если стороны выбрали вариант с предоплатой, то в договоре нужно указать следующее.

1. Срок и размер предоплаты:

  • срок можно определить календарной датой или периодом времени, которые наступают до момента завершения процесса оказания услуг или его этапа (ст. 190–194 ГК РФ);

Пример формулировки условия договора о сроке предоплаты*

«Заказчик обязуется оплатить услуги «___» _________ 20__ г. (указывается календарная дата)» или «Заказчик обязуется оплатить услуги не позднее ______ (количество дней) дней с момента _________ (указывается событие, которое должно неизбежно наступить)».

  • размер предоплаты можно указать в определенной сумме денежных средств или в процентах от общей цены услуг;

Пример формулировки условия договора о размере предоплаты*

«Заказчик обязуется оплатить услуги в следующие сроки:

в срок до «___»_________ 20__ г. – 50% цены услуг;

в срок до «___»_________ 20__ г. – оставшиеся 50%».

«Оплата услуг осуществляется заказчиком в соответствии с графиком платежей согласно приложению № 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора».

  • в случае разделения оплаты на части нужно указать срок и размер оставшейся части.

Пример формулировки условия договора о частичной предоплате

«Заказчик обязуется оплатить аванс в размере ___________ в срок до «___» _________ 20__ г.

Оставшуюся часть в размере ______________ заказчик обязуется внести в течение _________ дней с момента подписания акта сдачи-приемки услуг».

2. Проценты на сумму предоплаты – коммерческий кредит (п. 1 ст. 823 ГК РФ).

Если внести такое условие в договор, то исполнитель будет обязан уплачивать проценты на сумму предварительной оплаты (аванса). При этом рекомендуется в договоре особо выделить, что «исполнителю предоставляется коммерческий кредит в виде предварительной оплаты (аванса)».

Обязательно нужно указать:

  • размер процентов;
  • момент начала начисления процентов.

Пример формулировки условия договора о предоплате на условиях коммерческого кредита

«На сумму аванса начисляются проценты в размере ___% годовых за каждый день с момента получения исполнителем суммы предварительной оплаты до момента получения услуг заказчиком».
Если условие о процентах договором не предусмотрено, то будет считаться, что предоплата не является коммерческим кредитом. А значит, заказчик сможет взыскать только проценты по статье 395 Гражданского кодекса РФ за период просрочки оказания услуг.

Внимание! Заказчик сможет вернуть предоплату от исполнителя, который не оказал услуги, только после расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон

Это связано с тем, что по общему правилу стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено по обязательству до момента изменения или расторжения договора (п. 4 ст. 453 ГК РФ).

Более того, ВАС РФ указал, что положения о неосновательном обогащении подлежат применению только к требованиям:

  • о возврате ошибочно исполненного, а также
  • о возврате исполненного в случае расторжения договора.

(п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2000 г. № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении» (далее – информационное письмо № 49), п. 65 постановления от 29 апреля 2010 г. Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление № 10/22)).

Таким образом, по общему правилу заказчик может потребовать от исполнителя вернуть перечисленную предоплату только после того, как:

  • истечет срок действия договора, либо
  • стороны подпишут соглашение о расторжении договора, либо
  • откажется от исполнения договора в одностороннем порядке.

Оплата по факту*

Преимущества для заказчика.

В случае некачественного оказания услуг или нарушения срока их оказания заказчик может отказаться оплачивать услуги (п. 1 ст. 711, п. 1 ст. 720, ст. 783, п. 2 ст. 405 ГК РФ). Это условие стимулирует исполнителя к надлежащему и своевременному оказанию услуг.

Риски для заказчика.

Может быть установлена обязанность заказчика уплачивать проценты на цену услуг с момента их получения (приемки) до момента осуществления оплаты по договору.

Если стороны выбрали вариант с оплатой по факту, то в договоре нужно указать следующее.

1. Срок оплаты

Срок можно определить календарной датой или периодом времени, которые наступают после момента завершения процесса оказания услуг или его этапа (ст. 190–194 ГК РФ). Также можно связать срок оплаты с событием, которое неизбежно должно наступить или наступило (например, принятие услуг, заключение договора).

Пример формулировки условия договора о сроке оплаты

«Заказчик обязуется оплатить услуги «___»_________ 20__ г. (указывается календарная дата)»

«Заказчик обязан оплатить услуги не позднее ______ (количество дней) дней с момента подписания акта сдачи-приемки услуг».

2. Проценты за пользование коммерческим кредитом в случае отсрочки или рассрочки оплаты

Это условие противоположно условию о процентах за пользование коммерческим кредитом в виде предварительной оплаты (аванса). Если оно будет включено в договор, то заказчик будет вынужден уплачивать проценты на цену услуг с момента их получения (приемки) до момента осуществления оплаты по договору.

Заказчику выгодно избегать включения этого условия в договор.

Что делать, если в вакансии зарплата «по договоренности»?

«Зарплата по договоренности» — такая формулировка встречается в каждой четвертой вакансии. Что это означает и почему работодатель предпочитает избегать конкретики в столь важном вопросе? О том, что может стоять за этими словами, рассказывает Superjob.
От студента до профи
Наиболее распространенная причина умалчивания о точных размерах дохода — слишком большая «вилка» между нижней и верхней границей зарплаты. Нередки случаи, когда на одну и ту же вакансию рассматривают и кандидатов с минимальным опытом работы, и настоящих профи своего дела. Естественно, компенсация за их вклад в общее дело может отличаться в разы. Чтобы не сбивать с толку соискателей, менеджеры по персоналу предпочитают использовать в вакансии формулировку «по договоренности». Решение об уровне зарплаты в этом случае будет приниматься исходя из квалификации и перспектив конкретного кандидата.
Оклад плюс бонус
Особенно часто точная информация о доходе отсутствует в вакансиях сферы продаж. Это легко объяснимо: доход менеджера по продажам во многом зависит от его успешности, ведь многих из них компания старается заинтересовать так называемым «процентом с продаж». И снова работодатель в затруднении: какую цифру указывать в вакансии? Минимальный размер голого оклада? Так ведь хороших кандидатов распугаешь… Высокий доход успешного продавца? А вдруг не справится, получится, что обманули… Вот и приходит на выручку формулировка «по договоренности».
Аналогично со сдельной работой, когда доход зависит от конкретного объема выполненных работ (проведенных уроков, написанных статей и т. д.).
Рекрутинг или мониторинг?
Случается и так: публикуя объявление без точного указания зарплаты, работодатель не только подбирает кандидатов на конкретную вакансию, но и одновременно изучает их зарплатные ожидания, проводя таким образом мониторинг рынка труда. А уже потом, исходя из многих факторов (потребностей компании, уровня имеющихся кандидатов и их запросов, возможностей работодателя), будет приниматься решение. «Мы хотим выяснить, сколько стоит эта работа», — говорят специалисты по кадрам. Естественно, закрывать вакансии таким образом можно достаточно долго.
Слишком мало…
Загадочность формулировки «по договоренности» многие менеджеры по подбору персонала пытаются использовать, чтобы привлечь большее количество соискателей. Дело в том, что предлагаемая зарплата может быть заметно ниже рыночной — в этом случае фраза «по договоренности» помогает замаскировать непривлекательность вакансии.
Как сберечь свое время и не ходить на собеседования в таких случаях? Выход один — указывать в резюме размер своих зарплатных ожиданий. В случае, если они существенно выше того, что может предложить компания, на собеседование вас, скорее всего, просто не пригласят.
…Или слишком много
Впрочем, формулировка «по договоренности» может скрывать за собой и достаточно высокую зарплату. Казалось бы, почему в этом случае не указать конкретную цифру, ведь это привлечет многих кандидатов? Здесь срабатывает рыночная логика: а вдруг подходящий кандидат окажется человеком с более скромными запросами? Увы, платить работнику 100 тыс. рублей, если он согласен и на 60, никто не хочет.
Зачем всем знать?
Возможны и другие причины «загадочности» работодателей. Публикация вакансии с конкретной цифрой зарплаты означает, что в уровень оплаты труда специалиста будет посвящен очень широкий круг людей — от других сотрудников компании до контролирующих органов, конкурентов и партнеров. Не всегда это на руку работодателю: кто-то платит «серую» зарплату, а кто-то обеспокоен и без того напряженной обстановкой в коллективе. Вот и стараются рекрутеры не разглашать коммерчески значимую информацию.
Как прийти к «договоренности»?
Как же вести себя на собеседовании на вакансию с зарплатой «по договоренности»? Так же, как и на других интервью: спокойно, доброжелательно и адекватно обстановке. Не надо высказывать работодателю свои подозрения, что компания уходит от налогов и потому избегает точного указания цифр. Лучше хорошо подготовьтесь к ответу на вопрос о собственных зарплатных ожиданиях: изучите рынок и трезво оцените свой уровень профессионализма. Это поможет вам найти общий язык с работодателем в непростом вопросе о зарплате.
Superjob желает вам высоких доходов и удовольствия от работы!

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *