Земельный налог, что это?

Добавить в «Нужное»

Обновление: 17 сентября 2018 г.

Начнем с того, что из всех категорий налогоплательщиков – организаций, ИП и физических лиц – самостоятельно рассчитывать сумму земельного налога должны только организации. И граждане, и предприниматели (последние, напомним, также относятся к физическим лицам), уплачивают земельный налог на основании уведомлений, полученных от ИФНС (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Юридические лица становятся плательщиками земельного налога, как правило, после приобретения в собственность земельного участка (п. 1 ст. 388 НК РФ). Сведения о том, что компания купила землю, попадут в инспекцию по месту нахождения участка от органа Росреестра (п. 4 ст. 85 НК РФ). Так что самой организации уведомлять об этом налоговиков не придется.

Налог и авансовые платежи по нему

Земельный налог относится к местным налогам. И порядок его уплаты во многом определяется местным законодательным актом. Так, им устанавливается необходимость уплаты авансовых платежей (п. 2 ст. 397 НК РФ). Организации должны платить авансы по земельному налогу, если на местном уровне определены отчетные периоды по земельному налогу – I, II, III кварталы календарного года (п. 2 ст. 393 НК РФ) – и установлены сроки уплаты авансов. Если же отчетные периоды в местном законе не прописаны, значит, компании в данном муниципальном образовании не обязаны платить авансовые платежи, а должны уплатить только налог по окончании года.

Порядок расчета налога и авансовых платежей

Земельный налог рассчитывается по формуле (п. 1 ст. 396, ст. 390 НК РФ):

Налог = Кадастровая стоимость земельного участка на 1 января года х Ставка налога.

Ставки устанавливаются также на местном уровне. Их максимальные пределы ограничены НК РФ с учетом категории земель. Так, к примеру, в отношении земель сельскохозяйственного назначения ставка должна быть в пределах 0,3% (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Авансовый платеж по налогу считается как его «квартальная величина». То есть:

Авансовый платеж = Сумма налога х ¼

Если организация уплачивает в течение года авансовые платежи, то она должна уменьшить на них сумму налога за год (п. 5 ст. 396 НК РФ).

Если же земельным участком компания владеет не весь год, то сумму налога она считает пропорционально периоду владения. Для этого нужно определить, сколько полных месяцев участок был в собственности организации в течение календарного года.

Как полный месяц учитывается (п. 7 ст. 396 НК РФ):

  • месяц покупки земли, если право собственности на нее оформлено до 15 числа месяца;
  • месяц продажи земли, если право собственности на покупателя оформлено позднее 15 числа месяца.

Пример расчета земельного налога и авансовых платежей

Организация 22 января 2018 года приобрела в г. Балашиха Московской области земельный участок для размещения коллективных гаражей, кадастровая стоимость которого равна 9 430 270 руб. Число полных месяцев владения земельным участком в 2018 году составит 11 месяцев. Ставка налога установлена в размере 0,75%. Определим сумму авансовых платежей и земельного налога.

Авансовый платеж за I квартал:

1. Земельный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Комментарий к Ст. 387 НК РФ

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в России является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 Земельного кодекса, применяется нормативная цена земли.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Земельный налог относится к местным налогам.

В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Так, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 «О земельном налоге» (далее — Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74).

А в г. Санкт-Петербурге действует Закон Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 г. N 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге».

В соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Отметим, что с 1 января 2015 г. абз. 1 п. 2 ст. 387 НК РФ (в ред. Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц») предусматривает, что, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положениями гл. 31 НК РФ особо предусматривается, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ не только в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, но и в Севастополе на основании законов указанных субъектов Российской Федерации. Он вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Соответствующие изменения о расширении сферы действия данной главы НК РФ внесены Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» по всему тексту гл. 31 НК РФ.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 2 февраля 2017 г.

Налог, который обязаны уплачивать обладатели земельных участков, определяется не только федеральным законодательством, но и нормами представительных органов муниципалитетов. Поэтому для участков, расположенных в разных сельских и городских поселениях, правила исчисления налога на землю могут различаться. Выясним, касается ли это установления налогового периода по земельному налогу и что признается отчетным периодом по нему.

Налоговый и отчетный периоды: чем определяются и в чем разница

На федеральном уровне возможность введения налога на земельные владения определена главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вердикт о том, будет ли земельный налог уплачиваться на территории каждого отдельного города или сельского округа, принимают представительные органы муниципалитетов, например, советы депутатов или земские собрания. Если такое решение принято, то этим же органам власти доверено определить нюансы установленного фискального платежа.

Но свобода местных законотворцев ограничена положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, например, им не дано право изменять продолжительность налогового периода по земельному налогу. Она равна календарному году. Это означает, что все расчеты налога производятся за временной отрезок с 1 января по 31 декабря каждого года.

Однако местные представительные органы вправе:

  • зафиксировать собственные ставки фискального платежа в рамках, установленных в Налоговом кодексе Российской Федерации,
  • установить регламент совершения платежей,
  • определить даты совершения платежей.

Также им дано право не вводить отчетные периоды по земельному налогу, то есть периоды, за которые организации обязаны совершить нормативно обусловленные действия, например, уплатить авансы или представить промежуточные расчеты.

Надо ли отчитываться по налогу на землю в течение года

Как и по другим налогам, организации-землевладельцы по итогам налогового периода отчитываются в фискальные органы, представляя декларацию в срок не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим налоговым периодом. Это определено положениями Налогового кодекса Российской Федерации и не подлежит изменению местными законодателями, как и то, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Установление отчетных периодов — прерогатива местных законотворческих органов. Но отчетные периоды не могут быть иными, чем определенные в Налоговом кодексе Российской Федерации: первый, второй и третий кварталы года.

Свое решение представительные органы муниципалитетов закрепляют в нормативных правовых актах, которые обязательны к публикации. Краткую информацию по каждому из них (номер, дату принятия, название принявшего органа и прочие) возможно найти на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Если отчетные периоды установлены, то по итогам каждого из них организации, владеющие землей, обязаны осуществлять авансовые платежи по налогу на землю.

Обязанность по представлению промежуточных расчетов по итогам отчетных периодов по земельному налогу отсутствует.

Уточним также, что представлять фискальный расчет по земельному налогу требуется только организациям. Для остальных владельцев земли такой обязанности не установлено.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 2 февраля 2017 г.

Земельный налог относится к местным налогам, поступления от него идут на пополнение местной казны. В связи с этим местные власти имеют ряд полномочий по установлению ставок земельного налога, порядка и сроков его уплаты, а также определяют налоговые льготы по земельному налогу для отдельных налогоплательщиков. При этом ряд льгот установлен на федеральном уровне.

В каком виде устанавливаются льготы?

Льготы могут устанавливаться в виде:

  • освобождения от уплаты налога;
  • снижения налоговой ставки;
  • доли площади земельного участка, не облагаемой налогом;
  • суммы, на которую уменьшается налоговая база (стоимость земельного участка) и которая не облагается налогом;
  • суммы, на которую уменьшается исчисленный налог.

У каждого вида льготы есть свой код, который должен указываться при заполнении декларации.

Федеральные льготы по земельному налогу

Данные льготы установлены непосредственно в НК РФ как для организаций, так и для граждан, в том числе предпринимателей. На федеральном уровне льгота по земельному налогу для юридических лиц предоставляется в виде освобождения от уплаты налога. Категории налогоплательщиков, которые имеют право на льготы, определены в статье 395 Налогового кодекса. К ним относятся организации УИС (уголовно-исполнительной системы), религиозные организации, организации инвалидов, организации – участники СЭЗ (свободных экономических зон) и др.

В отношении физических лиц льготы предусмотрены как в виде освобождений, так и виде не облагаемой налогом суммы. Право на освобождение имеют представители коренных малочисленных народов (статья 395 Налогового кодекса).

Уменьшение налоговой базы предусмотрено для инвалидов, Героев СССР и РФ, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, и других категорий льготников, указанных в статье 391 Налогового кодекса.

Местные льготы по земельному налогу

Местные власти вправе устанавливать свои льготы. Для того, чтобы с ними ознакомиться, необходимо обратиться к местным нормативным правовым актам. Сделать это можно с помощью специального сервиса ФНС России. Выбрав нужный регион, вид налога, налоговый период и муниципалитет (за исключением Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга), вы сможете получить нужную информацию о видах местных льгот, налоговых ставках, действующих в данной местности. В Москве, Севастополе, Санкт-Петербурге льготы устанавливаются региональными властями.

Так, в городе Санкт-Петербурге инвалиды 1 группы, инвалиды с детства, инвалиды и ветераны боевых действий, лица, подвергшиеся радиации, полностью освобождены от уплаты налога (Закон г. Санкт-Петербурга «О земельном налоге» от 23.11.2012). Таким образом, законодатели Санкт-Петербурга расширили объем льготы, предоставляемой федеральным льготникам.

Кроме того, на основании регионального закона льготы получили, в частности, отдельные категории уволенных военнослужащих; родители, опекуны, попечители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей; родители, опекуны, попечители, имеющие ребенка-инвалида; пенсионеры.

Региональным законом установлены и льготы для отдельных категорий юридических лиц. Так, не платят налог на землю региональные органы власти, автономные, казенные и бюджетные учреждения Санкт-Петербурга.

В Москве принят Закон «О земельном налоге» от 24.11.2004, по которому освобождение от земельного налога получили органы региональной власти и местного самоуправления Москвы, а также московские бюджетные, казенные, автономные учреждения и учреждения профсоюзов; организации, привлекающие к труду инвалидов; ТСЖ, ЖСК, потребительские, жилищные и иные кооперативы; частные некоммерческие организации.

В отношении физических лиц в Москве предусмотрен увеличенный размер льгот. Так, Герои РФ и СССР полностью освобождаются налога. На 1 млн рублей могут уменьшить базу для налогообложения инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства, ветераны ВОВ и другие категории федеральных льготников.

Местные льготы установлены в отношении Героев труда, которые полностью освобождаются от налога. Земельный налог для многодетных семей исчисляется с налоговой базы, уменьшенной на 1 млн руб.

Порядок уплаты земельного налога для юрлиц

Общий порядок и сроки уплаты земельного налога определены в ст. 396–397 НК РФ.

Конкретные сроки для оплаты авансовых платежей (если имеет место решение об их уплате) и самого земельного налога устанавливаются представительными муниципальными органами путем принятия соответствующих нормативных актов. Например, в Москве это последний день месяца, следующий за отчетным кварталом (п. 2 ст. 3 закона Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74).

ВАЖНО! С 01.01.2021 срок уплаты земельного налога юрлицами станет единым: 1 марта для налога и последнее число месяца, следующего за отчетным периодом — для авансовых платежей. Новые правила будут применяться начиная с годового платежа за налоговый период 2020 года. Подробности см. .

Налогоплательщики-юрлица самостоятельно исчисляют суммы авансовых платежей и налога за 2019 год исходя из принятых в регионе ставок и правил. Муниципальные органы управления вправе утверждать налоговые ставки для отдельных категорий земельных участков, не нарушая при этом предельных значений, установленных в ст. 394 НК РФ.

Также местные власти могут устанавливать обязанность для налогоплательщиков-организаций уплачивать налог в виде авансовых платежей. Если она будет определена, то юрлица должны ежеквартально платить ¼ от суммы, равной произведению установленной в регионе ставки, умноженной на кадастровую стоимость земли.

Налог по итогам года уплачивается как оставшаяся неуплаченной сумма налога (т. е. за вычетом авансов). Она должна быть внесена в местный бюджет в установленный в регионе срок.

ВНИМАНИЕ! С 2020 года рассчитывать сумму земельного налога юрлицам больше не нужно. Налоговики самостоятельно подсчитают сумму авансовых платежей и налога к уплате и уведомят об этом налогоплательщика. Подробности см. В случае неполучения уведомления юрлица обязаны самостоятельно сообщить налоговикам о налогооблагаемом имуществе. О нюансах читайте в материале «Организациям придется сообщать в налоговую о транспорте и земельных участках».

Пример расчета налога на землю см. в материале «Как рассчитать земельный налог за 2019 год в 2020 году (пример)».

Об алгоритмах расчета налога при изменении кадастровой стоимости читайте в материале «Расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости».

Юридические лица могут перечислить деньги через банк посредством платежного поручения или за них могут уплатить налог иные лица.

Порядок заполнения платежного поручения и пример его оформления для уплаты земельного налога в Москве см. .

Когда уплачивается земельный налог

Сроки оплаты земельного налога по итогам 2019 года для юрлиц — с 1 февраля года, следующего за отчетным, до даты, установленной местными актами.

Срок перечисления авансовых платежей устанавливается нормативными актами субъектов РФ. Например, в Москве они уплачиваются до конца месяца, который следует за отчетным кварталом. Так, авансовый платеж по земельному налогу в 2020 году в Москве уплачивается юридическими лицами:

  • 30.04.2022 — за 1-й квартал;
  • 31.07.2022 — за 2-й квартал;
  • 02.11.2022 — за 3-й квартал.

Годовой платеж за 2020 год нужно будет перечислить с учетом новых правил, т.е. не позднее 01.03.2021 года.

Срок уплаты налога для физлиц был установлен до 1 декабря года, следующего за отчетным. Например, за 2018 год налог на землю нужно было уплатить не позднее 02.12.2019 (с учетом переноса срока 01.12.2019 (воскресенье) на ближайший рабочий день), а за 2019-й — не позднее 01.12.2022.

Аналогичный порядок и срок уплаты действует и для ИП.

Как заплатить земельный налог физическим лицам

С 2015 года для физлиц и ИП действует единый порядок уплаты земельного налога (п. 4 ст. 397 НК РФ). Они уплачивают налоги на основании полученных из ИФНС уведомлений. При этом фискальный орган не может прислать уведомление за срок, превысивший 3 налоговых периода.

В случае неполучения уведомления в срок граждане, владеющие землей, должны подать соответствующие сведения о находящемся в их собственности (постоянном пользовании) земельном участке в территориальную ИФНС. Эта обязанность для налогоплательщиков установлена в п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса. Передавать такую информацию следует по специально разработанной форме, скачать которую можно .

Контроль за уплатой земельного налога осуществляет ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если участок расположен на территории нескольких ИФНС, то обязанность осуществлять контроль за начислением и уплатой земельного налога ложится на каждую из них.

Если земельный участок был получен физлицом по наследству, то налог начисляется со дня вступления в наследство. За участки, выделенные под застройку, на протяжении первых 3 лет при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент 2. Он применяется до сдачи построенного жилищного объекта в эксплуатацию, а затем излишне уплаченные суммы земельного налога (поскольку по факту получения прав собственности на объект недвижимости до истечения 3-летнего срока должен начать применяться коэффициент 1) возвращаются налогоплательщику.

Если земельный участок перешел в собственность налогоплательщика до 15-го числа, то для расчета налога этот неполный месяц учитывается как полный. А если после 15-го числа — то налог начинает начисляться со следующего месяца. Аналогичные правила действуют при выбытии участка из собственности: если это событие произошло до 15-го числа месяца, то данный месяц при расчете налога не учитывается, а если после 15-го — месяц в расчете участвует.

Как уплатить земельный налог

Уплата земельного налога в 2019–2020 годах физлицами может быть проведена различными способами:

  • через банк или через платежный терминал — по штрих-коду или индексу документа, указанного в налоговом уведомлении;
  • онлайн — через сервис по перечислению налогов на сайте ФНС;
  • с мобильного телефона или из электронного кошелька;
  • в онлайн-режиме через сервисы oplatagosuslug.ru или муниципальный сервис «Заплати налоги»;
  • при помощи интернет-банкинга, подключенного обслуживающим личный счет физлица банком;
  • иным лицом за налогоплательщика.

Итоги

Порядок и сроки уплаты налога на землю устанавливаются местными законодателями. При этом местные законы не могут противоречить Налоговому кодексу. Организации рассчитывают величину налога самостоятельно. Уплата налога осуществляется ими ежеквартально и по итогам года, но не ранее 1 февраля года, идущего за отчетным, если иные сроки не установлены на уровне региона. За 2020 год сумму налога к уплате для юрлиц подсчитают налоговики.

Физлица и ИП получают налоговое уведомление от ФНС и уплачивают налог по итогам года не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *