Закон о мобилизационной подготовке и мобилизации

Posted On 02.12.2017

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 февраля 1997 года №31-ФЗ

О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 16.07.1998 г. N97-ФЗ, 05.08.2000 г. N118-ФЗ, 30.12.2001 г. N194-ФЗ, 21.03.2002 г. N31-ФЗ, 24.12.2002 г. N176-ФЗ, 23.12.2003 г. N186-ФЗ,22.08.2004 г. N122-ФЗ , 29.12.2004 г., 31.12.2005 г. N199-ФЗ, 02.02.2006 г. N20-ФЗ, 25.10.2006 г. N169-ФЗ, 09.03.2010 г. N27-ФЗ, 30.12.2012 г. №288-ФЗ, 05.04.2013 г. №55-ФЗ, 28.12.2016 г. №485-ФЗ, 22.02.2017 г. №19-ФЗ)

Принят Государственной Думой 24 января 1997 года

Одобрен Советом Федерации 13 февраля 1997 года

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее — организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее — граждане) в этой области.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

1.

31 ФЗ о мобилизационной подготовке и мобилизации

Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее — специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Статья 2. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об обороне» и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

централизованное руководство;

заблаговременность, плановость и контроль;

комплексность и взаимосогласованность.

3. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее — мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ВходРегистрация

Федеральный закон N 31-ФЗ О мобилизационной подготовке и мобилизации

Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997 N 31-ФЗ (последняя редакция)

26февраля1997года N31-ФЗ
Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее — организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее — граждане) в этой области.
О МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред.

Федеральных законов от 16.07.1998 N 97-ФЗ,

от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред.

24.03.2001),

с изм., внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ,
(см. Обзор изменений данного документа)

МОБИЛИЗАЦИЯ

(франц. mobilisation, от лат. mobilis — подвижный), комплекс мероприятий гос-ва по приведению в активное состояние, сосредоточению и напряжению имеющихся ресурсов, сил и средств для достижения целей войны. Это находит практич. выражение в переводе на воен. положение ВС, экономики и гос. ин-тов страны (общая М.) или к.-л. их части (частичная М.). Может проводиться открыто или скрытым способом. Объявление М. — компетенция главы гос-ва (президента) и высших органов гос. власти. М. стала применяться с созданием массовых армий, комплектуемых на основе всеобщей воинской повинности (кон. 18 — 19 в.). Существенные изменения в содержание М. внесли войны начала 20 в. и особенно 1-я мир. война, потребовавшая привлечения в армию огромных людских ресурсов и большого напряжения экономики гос-в. 2-я мир. война в большей степени вскрыла взаимозависимость войны и экономики, значительно возросли масштабы М. В совр. условиях М. предшествует заблаговрем.

31 ФЗ о мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации

мобилизационная подготовка. Осн. содержание М. составляют М. ВС и М. экономики.
Мобилизация ВС заключается в планомерном переводе войск и сил флота на орг-цию и состав воен. времени. При этом увеличивается числ. ВС за счёт призыва по М. граждан, пребывающих в запасе, осуществляется отмобилизование войск, развёртывание и боевое слаживание новых воинских формирований. Факторы успешного проведения М. ВС: наличие подготовл. людских ресурсов, накопление необходимых запасов вооружения, воен. техники и др. материальных средств, налаженные воинский учёт, оповещение и сбор приписного состава и мобилизуемых трансп. средств.
Мобилизация экономики составляет осн. часть общей М. страны в целях развёртывания массового произ-ва ВВТ, боеприпасов, обмундирования, снаряжения и др. материальных средств для всестороннего обеспечения ВС, деятельности гос-ва и нужд населения в ходе войны. Включает: развёртывание пром. произ-ва, перестройку работы органов и средств связи, с. х-ва, транспорта, перераспределение людских ресурсов и др.

< НазадВперёд >

Версия для печати

Мобилизационная подготовка

это комплекс проводимых в мирное время мероприятий по заблаговременной подготовке экономики страны, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Оцените определение:

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА

в соответствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. под М. п. понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворения потребностей государства и нужд населения в военное время.

Мероприятия М. п. часто проводятся совместно с мероприятиями по мобилизации. (С. А.)

Оцените определение:

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА

особый вид подготовки командных кадров, штабов, военных комиссариатов, органов управления войсками (силами флота).

Представляет собой совокупность организационных и учебных мероприятий, направленных на повышение мобилизационной готовности войск (сил флота) и отработку действий при осуществлении войсковой мобилизации. Заключается в изучении основ войсковой мобилизации, мобилизационных планов, должностных обязанностей офицерского и всего личного состава по управлению отмобилизованием, планированию, организации и выполнению мобилизационных мероприятий всех видов, в отработке действий подразделений и частей при переходе на штаты военного времени, вводе в строй военнообязанных, подготовке оружия и военной техники к боевому применению. М. п. осуществляется путем проведения мобилизационных сборов и занятий, тренировок по практической отработке отдельных мобилизационных мероприятий в частях и соединениях.

Оцените определение:

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА

комплекс мероприятий, проводимых в мирное время по заблаговременной подготовке экономики, органов государственной власти и местного самоуправления, ВС и территории государства к обеспечению его защиты от вооруженного нападения; составная часть организации обороны РФ. Главная цель М.п. — обеспечение гарантированного перевода экономики страны, органов государственной власти, местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, а ВС, др. войск, воинских формирований, органов и специальных формирований — на организационно-штатную структуру и состав военного времени; планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне. Организация и порядок М.п.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

органов государственной власти, ВС РФ, др. войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяются нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ. Организация и порядок М.п. экономики РФ, а также организаций определяются нормативными правовыми актами Правительства РФ (см. Мобилизационная подготовка экономики).

Оцените определение:

Цель и основные задачи мобилизационной подготовки.

Цель мобилизационной подготовкизаключается в заблаговременной подготовке органов всех уровней, подчиненных им организаций к работе в период мобилизации и в условиях военного времени по обеспечению населения, и военнослужащих вооруженных сил РФ.

Основные задачи мобилизационной подготовки:

Проведение комплекса мероприятий по подготовке создаваемых на военное время для нужд ВС РФ специальных формирований.

Проведение мероприятий по подготовке к обеспечению населения пострадавшего в результате ведения военных действий. Реализует эти мероприятия создаваемая в период мобилизации ГО.

Подготовка к обеспечению населения в период мобилизации и в военное время. Реализуются мероприятия федеральными, региональными и муниципальными органами и учреждениями.

Основное законодательное нормативно-правовое обеспечение моби­лизационной подготовки:

Мобилизационная подготовка являются составной частью мобилизационной подготовки органов государственной власти и направлена на подготовку к обеспечению потребностей государства и нужд населения в военное время. Регламентируется нормативно-правовыми актами, которые включают ряд положений Конституции РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные приказы. К основным нормативно-правовым документам относятся:

Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.).

В ней определяется, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.

в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение;

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № I-ФКЗ

«О военном положении».

Военное положение — особый правовой режим, вводимый в случае агрессии против Российской федерации или непосредственной угрозы агрессии.

При введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется общая или частичная мобилизация.

Федеральный закон от 31 мая 1996года № 61-ФЗ «Об обороне».

Определяет: — основы и организацию обороны Российской Федерации — полномочия и функции органов государственной власти, организаций и должностных лиц; — права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны; — силы и средства, привлекаемые для обороны;

Оборона — это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций, а также собственников транспортных средств.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются создаваемые на военное время специальные формирования здравоохранения.

Организация обороны включает:

— мобилизационную подготовку органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, транспорта, коммуникаций и населения страны;

— создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резерва;

— планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне и другие мероприятия;

Федеральный закон 1997года № 31-ФЗ

«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Закон осуществляет правовое регулирование, обязанности органов власти и должностных лиц в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. В законе дано определение мобилизации.

Мобилизация, это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Для здравоохранения – Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу органов управления и организаций здравоохранения на работу в условиях военного времени, а специальных формирований и аварийно-спасательных формирований ГОЗ на организацию и состав военного времени.

Федеральный закон от 29декабря 2004года № 79-ФЗ

«О государственном материальном резерве»

Закон устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва.

Государственный материальный резерв — особый федеральный запас материальных ценностей.

В его состав входят запасы:

— материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации;

— стратегических материалов и товаров для оказания поддержки различным отраслям народного хозяйства и оказания регулирующего воздействия на рынок;

— материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон 1998года № 53-ФЗ

«О воинской обязанности и военной службе».

Осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Медицинские работники (врачи и средний медицинский персонал) являются военнообязанными, и на них распространяется действие настоящего закона.

Указ Президента Российской Федерации 1998 года № 1175

«Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности»

Военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных сил, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время.

Военно-транспортная обязанность распространяется на все организации независимо от формы собственности и граждан — владельцев транспортных средств.

Указ Президента Российской Федерации 2009года «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.»

"национальная безопасность" — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

«Стратегия» является важнейшим документом в системе стратегического планирования в Российской Федерации.

Она нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Обеспечение достойных условий жизни в России признается такими же приоритетами обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления — обороноспособность и безопасность государства.

Указ Президента Российской Федерации 2010г.

«Об утверждении военной доктрины Российской Федерации»

Военная доктрина Российской Федерации — представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Основные внешние угрозы:

— стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, приблизить военную инфраструктуру к границам Российской Федерации;

-действия по дестабилизации обстановки в отдельных государствах и регионах, подрыв стратегической стабильности;

— создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

— территориальные претензии к Российской Федерации, вмешательство в её внутренние дела;

— распространение оружия массового поражения;

— нарушение международных договоренностей, в области ограничения и сокращения вооружений;

— распространение международного терроризма;

— возникновение многочисленных очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности.

Основные внутренние угрозы:

— попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;

— подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

— дезорганизация функционирования органов государственной власти

Обеспечение военной безопасности

— В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору в любых условиях.

— Ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.

в угрожаемый период и с началом военного конфликта проводится:

— своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране. Проведение полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации;

— скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;

— перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также организаций, на работу в условиях военного положения;

— организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;

Основные положения, принци­пы и содержание мобилизационной

подготовки органов здравоохранения

Основные положения:

Организация мобилизационной подготовки органов здравоохранения является составной частью организации обороны РФ.

Должностные лица органов здравоохранения и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки.

В органах здравоохранения и организациях, имеющих мобилизационное задание, создаются мобилизационные органы. В зависимости от объема мобилизационных заданий могут назначаться мобилизационные работники. Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям органов здравоохранения и организаций.
Финансирование мобилизационной подготовки здравоохранения осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций.

Мобилизационная подготовка государства, в том числе здравоохранения, осуществляется за счет средств выделяемых на эти цели из военного бюджета РФ. Военный бюджет РФ на 2011 год составляет порядка 50 млрд. долларов. Из них на мобилизационную подготовку выделено 11,6 млрд. рублей.

Часть финансовых средств на мобилизационную подготовку здравоохранения регионов, финансируется из бюджета субъектов Российской Федерации.
Финансированию из средств местных бюджетов подлежат работы по мобилизационной подготовке местного значения.
Финансированию из средств организаций здравоохранения подлежат работы по мобилизационной подготовке, которые проводятся по инициативе самих организаций в целях повышения устойчивости их функционирования.

Работа в области мобилизационной подготовки здравоохранения относится к государственной тайне и ведется в секретном делопроизводстве.

Основные принципы мобилизационной подготовки:

1. централизованное руководство. Оно заключается в организации работ по мобилизационной подготовке выше стоящим органом управления и безусловном выполнении мобилизационных заданий подчиненными органами и организациями.

2. заблаговременность. Все мероприятии мобилизационной подготовки должны проводится в мирное время в установленные сроки и в полном объеме.

3. плановость. Все органы управления и организации разрабатывают план мобилизационной подготовки в котором определяется перечень проводимых мероприятий, место проведения, сроки, исполнители и.др. , которые утверждаются выше стоящим органом управления.

4. контроль. Органы определяют сроки и порядок представления подчиненными донесений о выполнении запланированных мероприятий. С целью изучения реального состояния дел и оказания практической помощи проводятся плановые и внезапные проверки мобилизационной готовности;

5. комплексность и взаимосогласованность. В процессе мобилизационной подготовки должен быть решен широкий круг вопросов медицинского, транспортного, продовольственного, инженерного, кадрового, связи и др. характера. С этой целью проводится согласование мобилизационных мероприятий с органами государственной власти и управления, организациями различных форм собственности.

Содержание мобилизационной подготовки

1. Определение условий работы в период мобилизации и в военное время. С этой целью на основе существующих военных опасностей прогнозируется возникновение возможных военных конфликтов. Исходя из вероятного прогноза делаются выводы об обстановке в различных регионах РФ.

2. Подготовка к работе в период мобилизации и в военное время.

Она включает — создание мобилизационного органа, подготовку специалистов, разработку документации, создание запасных пунктов управления и др.

3. Разработка мобилизационных планов. Мобилизационный план это документ, определяющий содержание, объём, порядок и сроки проведения мероприятий по переводу органов управления и организаций на режим деятельности в условиях военного времени.

Мобилизационный план разрабатывается всеми органами управления и организациями, которые продолжающие свою деятельность в военное время и имеют мобилизационные задания. Состоит план из графической части, таблиц, схем, расчётов, графиков и текстовой части. В нем отражаются мероприятия проводимые в режиме повседневной деятельности, при повышенной готовности, при военной опасности и полной готовности. Мероприятия планируются как последовательно, так и минуя промежуточные степени готовности.

4. Оценка состояния мобилизационной готовности органов управления. Проводится в ходе командно-штабных тренировок и мобилизационных учений, а так же проверок выше стоящим органом управления.

5. Подготовка и создание в период мобилизации и в военное время органов управления специальными формированиями.

Организационно-методическая помощь организациям в подготовке специальных формирований.

6. Организация работ по созданию, накоплению и хранению медицинского и санитарно-хозяйственного имущества мобилизационного резерва.

7. Организация медицинского обеспечения населения в период мобилизации и в военное время.

8.

Организация воинского учета.

9. Подготовка специалистов по военно-учетным специальностям для комплектования специальных формирований в период мобилизации и в военное время.

10. Бронирование на период мобилизации и на военное время специалистов пребывающих в запасе и работающих.

Бронирование предоставляет отсрочку от призыва в вооруженные силы специалистов, которые состоят на воинском учете и занимают должности определяющие работоспособность органа управления. Этим достигается равномерное распределение трудовых ресурсов между вооруженными силами и гражданскими организациями.

Date: 2016-07-05; view: 986; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *