Методика бойко эмоциональное выгорание

Posted On 03.03.2018



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тест 11 «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. Бойко)

Цель:определить степень сформированности психологической защиты в форме эмоционального выгорания.

Инструкция. Прочитайте суждения и отвечайте "да" или "нет". Если идет речь о партнерах, то это люди, с которыми вы ежедневно работаете (пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие).

Суждения Ответ
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.  
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).  
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).  
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.  
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

 
7. Когда я прихожу с работы домой, то часа 2-3 мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.  
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера.  
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.  
10. Моя работа притупляет эмоции.  
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.  
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.  
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.  
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.  
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.  
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.  
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.  
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.  
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.  
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.  
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.  
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.  
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.  
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.  
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.  
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.  
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.  
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.  
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.  
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".  
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.  
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).  
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.  
34. Я очень переживаю за свою работу.  
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.  
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.  
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.  
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.  
39.

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко

Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

 
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.  
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.  
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.  
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.  
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.  
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.  
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.  
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.  
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение самочувствия (физического, психического).  
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.  
50. Успехи в работе вдохновляют меня.  
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).  
52. Я потерял покой из-за работы.  
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).  
54. Мне удается беречь нервы, т.к. многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.  
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.  
56. Я часто работаю через силу.  
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.  
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.  
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.  
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.  
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.  
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.  
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.  
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.  
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.  
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.  
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.  
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.  
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.  
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.  
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.  
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.  
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.  
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.  
75. Моя карьера сложилась удачно.  
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.  
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.  
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.  
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.  
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.  
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.  
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.  
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.  
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка результатов: каждый вариант ответа предварительно оценен тем или иным числом баллов — указывается в "ключе" рядом с номером суждения в скобках. Максимальную оценку — 10 баллов получил признак, наиболее показательный для симптома. В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания",

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания",

3) находится итоговый показатель синдрома " выгорания" — сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Ключ

"Напряжение"
1.

Переживание психотравмирующих обстоятельств: + 1 (2),+ 13 (3),+ 25 (2), -37 (3),+ 49 (10),+ 61 (5), -73 (5)

3. " Загнанность в клетку": + 3 (10),+ 15 (5),+ 27 (2),+ 39 (2),+ 51 (5),+ 63 (1), -75 (5)
2. Неудовлетворенность собой: -2 (3),+ 14 (2),+ 26 (2), -38 (10), -50 (5),+ 62 (5),+ 74 (3) 4. Тревога и депрессия: + 4 (2).+ 16 (3),+ 28 (5),+ 40 (5),+ 52 (10),+ 64 (2),+ 76 (3)
"Резистенция"
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: + 5 (5), -17 (3),+ 29 (10).+ 41 (2),+ 53 (2),+ 65 (3),+ 77 (5) 3. Расширение сферы экономии эмоций: + 7 (2),+ 19 (10), -31 (2),+ 43 (5),+ 55 (3),+ 67 (3), -79 (5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: + 6 (10), -18 (3),+ 30 (3), + 42 (5),+ 54 (2),+ 66 (2), -78 (5) 4. Редукция профессиональных обязанностей: + 8 (5),+ 20 (5),+ 32 (2), -44 (2),+ 56 (3),+ 68 (3),+ 80 (10)
"Истощение"
1. Эмоциональный дефицит: + 9 (3),+ 21 (2),+ 33 (5), -45 (5),+ 57 (3), -69 (10),+ 81 (2) 3. Личностная отстраненность (деперсонализация): + 11 (5),+ 23 (3).+ 35 (3),+ 47 (5),+ 59 (5),+ 72 (2),+ 83 (10)
2. Эмоциональная отстраненность: + 10 (2),+ 22 (3), -34 (2),+ 46 (3),+ 58 (5),+ 70 (5),+ 82 (10) 4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: + 12 (3),+ 24 (2),+ 36 (5),+ 48 (3),+ 60 (2),+ 72 (10),+ 84 (5)

Интерпретация результатов.

1. Определение отдельного симптома «выгорания». Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов — не сложившийся симптом, 10-15 баллов — складывающийся симптом, 16 и более — сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".

2. Определение ведущего симптома «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

3. Осмысление показателей фаз развития стресса — "напряжение", "резистенция" и "истощение". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. По количественным показателям можно судить только о том, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов — фаза не сформировалась; 37-60 баллов — фаза в стадии формирования; 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Самоанализ по результатам теста: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания, предложенная Виктором Бойко, позволяет диагностировать механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания.

Пройти диагностику уровня эмоционального выгорания, 84 вопроса

Смотрите также другой подход к диагностике профессионального выгорания – опросник выгорания Маслач.

Особенности реализации:

  • удобная онлайн-версия: ответы в один клик, большие кнопки для тач-экранов;
  • для каждого результата формируется короткая ссылка, которой можно поделиться;
  • совершенно бесплатно и анонимно, регистрация не требуется.

Литература | Описание

В. В. Бойко
• Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других
М.: Филинъ, 1996, ISBN 5-900855-60-0

Энергия эмоций в повседневной жизни облегчает или осложняет межличностную коммуникацию, способна активировать, угнетать и даже разрушать личность. Автор книги – известный ученый, заведующий кафедрой философии и социальной психологии Санкт-Петербургской медицинской академии, показывает нормальные и аномальные проявления эмоций в деловом общении и семье.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания в.В. Бойко

Приведены методики, с помощью которых можно охарактеризовать различные стороны эмоционального поведения личности – реакции, состояния, свойства.

» ознакомиться с содержанием

В. В. Бойко
• Психоэнергетика
СПб.: Питер, 2008, ISBN 978-5-91180-760-3

Как управлять психической энергией? Каким образом возникают эмоции и как они влияют на психику и соматику? Каковы особенности диагностики, коррекции и профилактики эмоционального дискомфорта и поведенческих отклонений? Ответы на эти и многие другие актуальные вопросы вы найдете в книге профессора В. В. Бойко.

Издание адресовано начинающим и опытным психологам и психотерапевтам, а также представителям смежных специальностей.

МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИКИ В. В. БОЙКО

«ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Методические рекомендации. Предлагаемый тест поможет учителям, школьным психологам, воспитателям в проведении психологической диагностики и педагогической коррекции подростков. Встречаемый в тексте термин «работа» включает любой вид деятельности, в том числе и учебу. Для удобства участников опроса называют «курсанты».

Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание — приобретенный стереотип эмоционального поведения. Это функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

      Эмоциональное выгорание часто имеет и неблагоприятные, дезадаптационные последствия, поскольку отрицательно сказывается на учебной деятельности или на исполнении профессиональных обязанностей и ухудшает отношения с одноклассниками и окружающими.

Инструкция по заполнению теста. На листе бумаги выписываются в столбик числа от 1 до 84. На вопросы даются ответы только «да» и «нет» без раздумий.

Обращение к курсантам. Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей учебной или профессиональной деятельности — это люди, с которыми вы ежедневно учитесь или работаете.

Чтение вопросов теста. Курсанты заполняют опросник. Обработка данных проводится курсантами индивидуально и самостоятельно в соответствии с инструкцией-«ключом» (прилагается 1 экз. на группу). Делается вывод, какие признаки и аспекты поведения личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба партнерам.

ТЕСТ

      1. Недостатки в учебе (на работе) постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

      2. Сегодня я доволен результатами своей учебы (выбранной профессией) не меньше, чем в начале выбранного пути.

      3. Я ошибся в выборе профиля обучения или профессии (занимаю не свое место).

      4. Меня беспокоит то, что я стал хуже учиться (менее продуктивно, некачественно, медленнее).

      5. Теплота взаимодействия с одноклассниками очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

      6. От меня мало зависит благополучие одноклассников.

      7. Когда я прихожу домой, то некоторое время (часа 2—3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

      8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы друга (свернуть взаимодействие).

      9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать одноклассникам того, что они от меня ждут.

      10. Моя учеба (работа) притупляет эмоции.

      11.Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело.

      12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с учебой (работой).

      13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

      14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

      15. Я бы сменил место учебы (работы), если бы представилась возможность.

      16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать однокласснику (партнеру) поддержку, услугу, помощь.

      17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

      18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с одноклассниками (деловыми партнерами).

      19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

      20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю меньше внимания одноклассникам чем положено.

      21. Иногда самые обычные ситуации общения в школе (на работе) вызывают раздражение.

      22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

      23. Общение с одноклассниками (партнерами) побудило меня сторониться людей.

      24. При воспоминании о некоторых одноклассниках (коллегах по работе или партнерах) у меня портится настроение.

      25. Конфликты или разногласия с одноклассниками (коллегами) отнимают много сил и эмоций.

      26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с одноклассниками (деловыми партнерами).

Методика диагностики уровня «Эмоционального выгорания» В. В. Бойко.

      27. Обстановка в школе (на работе) мне кажется очень трудной, сложной.

      28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с учебой (работой): что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

      29. Если одноклассник (партнер) мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

      30. В общении с одноклассниками (на работе) я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра — не получишь зла».

      31. Я охотно рассказываю домашним о своей учебе (работе).

      32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах учебы (работы).

      33. Порой я чувствую, что надо проявить к одноклассникам (партнерам) эмоциональную отзывчивость, но не могу.

      34. Я очень переживаю за свою учебу (работу).

      35. Одноклассникам (партнерам по работе) отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

      36. При мысли о школе (работе) мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

      37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с преподавателями (непосредственным руководителем).

      38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

      39. Последнее время (как всегда) меня преследуют неудачи в учебе (работе).

      40. Некоторые стороны (факты) моей учебы (работы) вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

      41. Бывают дни, когда контакты с одноклассниками (партнерами) складываются хуже, чем обычно.

      42. Я оцениваю деятельность одноклассников (деловых партнеров) хуже, чем обычно.

      43. Усталость от учебы (работы) приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

      44. Я обычно проявляю интерес к личности одноклассников (партнеров) помимо того, что касается дела.

      45. Обычно я прихожу в школу (на работу) отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

      46. Я иногда ловлю себя на том, что учусь (работаю) автоматически, без души.

      47. На работе (в школе) встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

      48. После общения с неприятными людьми у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

      49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

      50. Успехи в работе вдохновляют меня.

      51. Ситуация в школе (на работе), в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

      52. Я потерял покой из-за учебы (работы).

      53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнеров.

      54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с одноклассниками (партнерами) я не принимаю близко к сердцу.

      55. Я часто из школы (с работы) приношу домой отрицательные эмоции.

      56. Я часто учусь (работаю) через силу.

      57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к одноклассникам (партнерам), чем теперь.

      58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».

      59. Иногда иду в школу (на работу) с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

      60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

      61. Контингент одноклассников (партнеров), с которыми я работаю, очень трудный.

      62. Иногда мне кажется, что результаты моей учебы (работы) не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

      63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

      64. Я в отчаянии из-за того, что в школе (на работе) у меня серьезные проблемы.

      65. Иногда я поступаю со своими одноклассниками (партнерами) так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

      66. Я осуждаю одноклассников (партнеров), которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

      67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

      68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

      69. Состояния, просьбы, потребности одноклассников (партнеров) обычно меня искренне волнуют.

      70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

      71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

      72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

      73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

      74. Мои требования к учебе (выполняемой работе) выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

      75. Моя жизнь сложилась удачно.

      76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с учебой (работой).

      77. Некоторых из своих постоянных одноклассников (партнеров) я не хотел бы видеть и слышать.

      78. Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

      79. Моя усталость в школе (на работе) обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

      80. Если представляется случай, я уделяю одноклассникам меньше внимания, но так, чтобы они этого не заметили.

      81. Меня часто подводят нервы в общении с одноклассниками (с людьми на работе).

      82. Ко всему (почти ко всему), что происходит в школе (на работе), я утратил интерес, живое чувство.

      83. Работа с людьми плохо повлияла на меня — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

      84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

      Примечание. Под партнерами подразумеваются как коллеги-педагоги, так и подростки, с которыми работает или учится тестируемый курсант.

«Ключ» к методике: диагностика уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

      Код: +1(2).

      Пример расшифровки: 2 балла за ответ «да» на 1-й вопрос. Цифра перед скобками со знаком «+» или «–» означает номер вопроса и характер ответа на вопрос: «+» — «да»; «–» — «нет». Цифра в скобках означает количество баллов, например (2) — это 2 балла.

АНАЛИЗ ИТОГОВ ТЕСТА

      Фаза 1. «Напряжение».

1. Глубокое переживание психотравмирующих обстоятельств:

      + 1 (2), +13 (3), +25 (2), –37 (3), +49 (10), +61 (5), –73 (5)

2. Неудовлетворенность собой:

      –2 (3), +14 (2), +26 (2), –38 (10), –50 (5), +62 (5), +74 (3)

3. «Загнанность в клетку»:

      +3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5), +63 (1), –75 (5)

4. Тревога и депрессия:

      +4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3)

      Фаза 2. «Резистенция».

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:

      +5 (5), –17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация:

      +6 (10), –18 (3), +30 (3), +42 (5), +54 (2), +66 (2), –78 (5)

3. Расширение сферы экономии эмоций:

      +7 (2), +19 (10), –31 (2), +43 (5), +55 (3), +67 (3), –79 (5)

4. Редукция профессиональных обязанностей:

      +8 (5), +20 (5), +32 (2), –44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10)

      Фаза 3. «Истощение».

1. Эмоциональный дефицит:

      +9 (3), +21 (2), +33 (5), –45 (5), +57 (3), –69 (10), +81 (2)

2. Эмоциональная отстраненность:

      + 10 (2), +22 (3), –34 (2), +46 (3), +58 (5), +70 (5), +82 (10)

3. Личностная отстраненность от проблем других людей:

      + 11 (5), +23 (3), +35 (3), +47 (5), +59 (5), +72 (2), +83 (10)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:

      + 12 (13), +24 (2), +36 (5), +48 (3), +60 (2), +72 (10), +84 (5)

      Показатель выраженности каждого симптома в структуре фаз эмоционального выгорания:

      9 и менее баллов — не сложившийся симптом;

      10—15 баллов — складывающийся симптом;

      16 и более баллов — сложившийся симптом.

      Показатель сформированности фаз развития стресса:

      36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

      37—60 баллов — фаза в стадии формирования;

      61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Каталог:Files -> downloads
downloads -> Погребняк Надія Сергіївна м. Енергодар вересень 2013р. Запропонована програма
downloads -> Учебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва 2002 Филиппова Г. Г
downloads -> Сборник материалов VI международной научно-практической конференции «михоило-архангельские чтения»
downloads -> Т. Г. Шевченко рыбницкий филиал пгу им. Т. Г. Шевченко V международная научно-практическая конференция «Михаило-Архангельские чтения» Сборник
downloads -> Исследование показателей морально-психологического климата в трудовом коллективе Москва 2014
downloads -> Мэтры мировой психологии э. Г. Эйдемиллер И. В. Добряков И. М. Никольская
downloads -> М. И. Лисина считает, что образ себя и прежде всего аффективный компонент возникает в младенческом возрасте. М. И. Лисина выделяет, с одной стороны, частные, конкретные знания, представления субъекта о своих возмож
downloads -> Ю. В. Кравченко, завідувач навчально-методичного кабінету історії та основ правознавства Н. С. Черткова

Поделитесь с Вашими друзьями:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методика оценки эмоционального выгорания по В.Бойко

Методика оценки эмоционального выгорания по В.Бойко

ТЕСТ

Инструкция к тесту: если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме «эмоционального выгорания». Читайте суждения и отвечайте «ДА» или «НЕТ». Примите во внимание, что, если формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. Oт меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2—3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался,

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21.

Иногда самые обычные ситуации общения па работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. д.

29. Если партер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе; начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44.

Методика исследования эмоционального выгорания (В. Бойко)

Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46 Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. Па работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не виден, и не слышал.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64 Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко:

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».

3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Ключи.

Применение методики: В индивидуальном и групповом обследовании в сочетании с другими методиками по диагностике личностных особенностей. Каждый компонент «выгорания» диагностируется по 4-м признакам, образующим соответствующие шкалы:

Компоненты «выгорания» Признаки (шкалы)
«Напряжение» от 0 до 120 баллов — Переживание психотравмирующих обстоятельств +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
— Неудовлетворенность собой -2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3)
— «загнанность в клетку» +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
— тревога и депрессия +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
«Резистенция» от 0 до 120 баллов — неадекватное избирательное эмоциональное реагирование +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
— эмоционально-нравственная дезориентация +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
— расширение сферы экономии эмоций +7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
-редукция профессиональных обязанностей +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
«Истощение» от 0 до 120 баллов — эмоциональный дефицит +9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
— эмоциональная отстраненность +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
— личностная отстраненность (деперсонализация) +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
— психосоматические и психовегетативные нарушения +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Интерпретация результатов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов — не сложившийся симптом,

10-15 баллов — складывающийся симптом,

16 -20 баллов — сложившийся симптом.

20 и более баллов — симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

37-60 баллов — фаза в стадии формирования;

61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы:

  • какие симптомы доминируют;
  • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
  • объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
  • в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;
  • какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Общий итоговый балл

0 – 110 — эмоционально не выгоревший

111-180 — средний уровень эмоционального выгорания

181 – 210 — высокий уровень эмоционального выгорания

210 и выше — критический уровень эмоционального выгорания

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 16; Нарушение авторских прав

Бойко Виктор Васильевич — академик международной Балтийской педагогической академии, член-корр. Петровской академии наук и искусств, доктор психологических наук, профессор, зав.кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПб Института стоматологии.

В течение последних лет работает в сфере коммерческой стоматологии.

Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко

Проводит семинары, тренинги и мастер-классы с владельцами клиник, менеджерами, врачами, ассистентами и администраторами в различных регионах России и ближнего зарубежья.

Им опубликовано свыше 500 книг, брошюр и статей на темы: психология массовых коммуникаций, психология семьи и рождаемости, психология и этика, психология воздействия на аудиторию, психология алкоголизма, психология личности, эмпатия, коммуникативная установка, толерантность эмоции, психология в стоматологии (свыше 200 публикаций).

Сайт автора

Книги (2)

Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь

Раздел: Возрастная психология

«Трудный» характер— распространенное явление в подростковом возрасте. Чаще всего воспитатели встречаются с так называемыми акцентуациями либо в виде акцентуированных черт характера — ярких и устойчивых проявлений личности, которые затрудняют общение с окружающими, либо в виде акцентуированных типов характеров, когда личностные особенности определяют весь стиль поведения человека, при этом возникают особые коммуникативные сложности.

В работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых, а по многим аспектам выражается авторская позиция.

Далее »

Энергия эмоций в общении

Раздел: Эмоции

Энергия эмоций в повседневной жизни облегчает или осложняет межличностную коммуникацию, способна активировать, угнетать и даже разрушать личность.

Автор книги — известный ученый, заведующий кафедрой философии и социальной психологии Санкт-Петербургской медицинской академии, показывает нормальные и аномальные проявления эмоций в деловом общении и семье.

Приведены методики, с помощью которых можно охарактеризовать различные стороны эмоционального поведения личности — реакции, состояния, свойства.

Далее »

Комментарии читателей

Добавить отзыв

b17.ru — сайт психологов №1

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *