Модели электронного обучения согласно классификации юнеско

Posted On 12.06.2018

скачатьМОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Рассматривая дистанционное обучение в качестве самостоятельной системы, одной из форм обучения, логично будет обратиться к возможным вариантам организации дистанционного обучения, их специфике, чтобы определиться, во-первых, для каких целей тот или иной вариант может быть наиболее приемлем и при каких условиях, во-вторых, какова специфика компонентов каждого из возможных вариантов, а именно: какое влияние оказывает тот или иной вариант на организацию учебного процесса, отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения.

В настоящее время существующая сеть открытого и дистанционного образования в мировой практике базируется на шести известных моделях, использующих различные традиционные средства и средства новых информационных технологий: телевидение, видеозаписи, печатные пособия, компьютерные телекоммуникации,пр.

Следующие модели организации учебного процесса, позволяют более полно реализовать возможности Интернет-технологий:

Интеграция очных и дистанционных форм обучения.

Сетевое обучение:

автономные сетевые курсы;

информационно-предметная среда.

Сетевое обучение и кейс-технологии. Дистанционное обучение на базе интерактивного телевидения (Two-way TV ) или компьютерных видеоконференций.

Интеграция очных и дистанционных форм обучения.
Это наиболее перспективная модель, применительно к школьному образованию (профильные курсы, использование курсов ДО для углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях).

Схематично эту модель для школы можно изобразить следующим образом.

Схема № 1.

Совершенно очевидно, что при внедрении в практику обучения в старших классах профильного обучения возможность создания фонда специализированных или профильных курсов по различным направлениям в рамках общеобразовательной программы школы могла бы существенно продвинуть решение проблемы профильного обучения. С помощью курсов дистанционного обучения можно было бы значительно разнообразить направления профильного обучения, давая учащимся возможность более четкой профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в соответствующий вуз.

Интеграция дистанционного и очного обучения весьма перспективна и в части более широкого использования ученического компонента, обучения по индивидуальным программам, которое в последнее время все более широко распространяется в школах, особенно в старших классах. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система в том виде, как она существует в школе, является тормозом в интеллектуальном развитии ученика, особенно в старших классах. 6-7 уроков по 45 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть каждого нового знания, а затем те же 6-7 домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубления в изучаемый материал, более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения проблемы, рассуждения по поводу найденной информации, т.е. главной цели современного образования – формирования умения работать с информацией. Рабочий день ученика уже 8 класса, не говоря о старших школьниках, длится не менее 10-11 часов. Совершенно спокойно можно было бы большую часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для его осмысления, перенести на дистанционные формы, включая и возможные формы тестирования, контроля, необходимых консультаций. Замена этих форм классно-урочной деятельности на самостоятельные, реферативные, проектные виды деятельности с последующей презентацией, могло бы не только значительно разгрузить столь драгоценное дневное время ученика, но и создать условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а учителю – возможность дополнительных консультаций тем учащимся, которые в этом нуждаются. Таким образом, возможности интегрирования очной и дистанционной форм обучения достаточно перспективны, хотя и требуют определенных организационных и административных решений. Будущее, однако, несомненно, именно за такими формами обучения не только в вузах, но и в школе.
Сетевое обучение.
Сетевое обучение необходимо для тех случаев, когда возникают сложности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения (для детей- инвалидов, для детей Крайнего Севера и сельской местности, а также для студентов и взрослого населения, желающих повысить свой профессиональный уровень, сменить профессию и т.д.). В этом случае создаются специальные, автономные курсы дистанционного обучения, т.е. по отдельным учебным предметам, разделам или темам программы или целые виртуальные школы, кафедры, университеты. Автономные курсы больше предназначены для овладения отдельным учебным предметом, углубления знаний по этому предмету или наоборот, ликвидации пробелов в знаниях.

Схема № 2

Модель сетевого курса дистанционного обучения

Любой курс дистанционного обучения – это полноценный учебный процесс.

Что же касается виртуальной школы, то здесь имеется в виду создание хорошо структурированного информационно-образовательного пространства или среды, в которой содержатся все учебные курсы, предусмотренные учебным планом или программой обучения, библиотека таких курсов (по классам, по разделам программы и т.д.), лабораторные и практические работы, дополнительная информация (виртуальные библиотеки, экскурсии, словари, энциклопедии, пр.). Здесь предусматривается и возможность использования различных педагогических и информационных технологий для организации совместной деятельности учащихся в малых группах сотрудничества на разных стадиях обучения, контакты с преподавателем, обсуждение вопросов в рамках телеконференций, форумов, организация совместных проектов, пр. В сетевой модели дистанционного обучения используются электронные сетевые или на компакт-дисках мультимедийные электронные учебники или учебные пособия. В любом сетевом варианте дистанционной формы обучения важной составляющей является административный блок (регистрация участников курса, мониторинг их обучения, личные дела, пр.).
Эта модель обучения может полностью заменить очную форму обучения и быть самодостаточной для получения качественного образования при условии грамотной ее организации. Востребованность такой модели обучения по данным ЮНЕСКО уже сейчас в России достаточно высока, как среди взрослого населения, так и детей, особенно подростков. Эта востребованность будет с годами расти, поскольку все большее количество людей желают получить полноценное образование или углубить свои знания по отдельным предметам, не имея возможности посещать очные учебные заведения, или будучи не удовлетворены качеством образования на местном уровне.
Сетевое обучение и кейс-технологии.
Модель сетевого обучения и кейс-технологий предназначена для дифференциации обучения. Дело в том, что в большом количестве случаев нет необходимости в создании электронных сетевых учебников, если существуют уже утвержденные МО печатные пособия. Гораздо эффективнее строить обучение, опираясь на уже изданные учебники и учебные пособия и с помощью дополнительного материала, размещаемого в сети либо углублять этот материал для продвинутых учащихся, либо давать дополнительные разъяснения, упражнения, пр. для слабых учеников. При этом предусматриваются консультации преподавателей, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты, пр.
Схема № 3.

Интерактивное телевидение (Two-way TV).
Последняя модель (интерактивное телевидение) связана с телевизионными технологиями и пока очень дорогая. Это трансляция занятий с помощью видеокамер и телевизионного оборудования на расстояние. Эта модель распределенного класса. Время покажет, что окажется более доступным – интерактивное телевидение или видеоконференции в сетях.
Схема № 4.

Эта модель дистанционного обучения полностью имитирует очную форму. С ее помощью стены класса как бы раздвигаются, и аудитория расширяется за счет удаленных студентов, с которыми учитель и учащиеся могут вступать в контакт (по типу телемоста). Соответственно данная модель требует присутствия учащихся (как и в очной форме) в определенное время, в определенном месте.
Как видно из представленных выше моделей, каждая из них имеет свою специфику и предназначена для решения конкретных дидактических задач. Каждая модель имеет своего пользователя. Поэтому трудно отдать предпочтение той или иной модели. Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса обусловливает отбор и структурирование содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения

скачать

Смотрите также:

Модели дистанционного обучения

56.93kb.

Отчет о работе по введению дистанционного обучения в образовательных учреждениях г. Новотроицка

36.5kb.

Методика дистанционного обучения

28.33kb.

Организация дистанционного обучения в образовательном процессе

75.84kb.

Критерии и оценка качества учебно-методических материалов для дистанционного обучения

49.85kb.

Дистанционное обучение и новые формы дистанционной поддержки учащихся и учителей

374.58kb.

Система дистанционного образования в средней школе

194.47kb.

Отчет о работе районной экспериментальной площадки «Технологии дистанционного обучения в школе как средство обеспечения индивидуальной образовательной траектории учащихся»

86.86kb.

Информационные и коммуникационные технологии обучения

55.85kb.

Выбач Ирина Станиславовна учитель высшей категории моу гимназия №1 Формирование системы творческих отношений школа-наука-вуз в форме дистанционного обучения учащихся физики

101.01kb.

Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения и использовании в них электронного дистанционного обучения 28 Особенности организации образовательного процесса 31

5564.6kb.

Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения и использовании в них электронного дистанционного обучения 28 Особенности организации образовательного процесса 31

5564.6kb.

В статье проанализированы признаки и другие характеристики типов образования согласно Международной стандартной классификации ЮНЕСКО МСКО 2011: формального образования, неформального образования, информального образования и обучения и несистемного обучения. Проведено разграничение информального и несистемного типов обучения, которое представляется дискуссионным. Показаны способы сочетания различных типов образования и обучения в образовании в области искусства. На основании глубокого сравнения характеристик формального и неформального образования сделан вывод о необходимости и возможности их интеграции.

The article analyzes the cardinal characteristics and other ones of types of education in accordance with the UNESCO International Standard Classification of ISCED2011: formal education, non-formal education, informational education and training, and non-systematic training. A distinction has been made between the informational and non-systematic types of instruction, which seems to be a discussion one.

Модели дистанционного обучения

The ways of combining different types of education and training in education in the field of art are shown. Based on a deep comparison of the characteristics of formal and non-formal education, a conclusion is drawn about the necessity and the possibility of their integration.

В настоящее время существующая сеть открытого и дистанционного образования в мировой практике базируется на моделях, использующих различные традиционные средства и средства новых информационных технологий: телевидение, видеоконференции, сетевые учебные материалы, компьютерные телекоммуникации. Специфика компонентов базовых моделей определяет вариативность организации учебного процесса, отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения.

Рассмотрим базовые модели организации учебного процесса, позволяющие более полно реализовать возможности Интернет-технологий:

  • Интеграция очных и дистанционных форм обучения.
  • Сетевое обучение:

o автономные сетевые курсы;

o информационно-предметная среда.

  • Сетевое обучение и кейс-технологии.
  • Дистанционное обучение на базе интерактивного телевидения (Two-way TV) или компьютерных видеоконференций.

Интеграция очных и дистанционных форм обучения.

Это наиболее перспективная модель Computer-managed instruction (CMI) — обучение, управляемое компьютерными программами CMI. Применяется в организации профильных курсов с использованием ИКТ для организации доставки учебного контента и учета результатов обучения.

При использовании CMI само обучение не обязательно осуществляется в компьютерной форме. Примером может служить как полноценная система дистанционного обучения, так и информационная система университета, с помощью которой студенты со своих компьютеров узнают расписание и получают материалы к лекциям, но при этом само обучение проходит в аудиторной форме. Схематично эту модель можно изобразить следующим образом (рис. 2.6.1).

Рис. 2.6.1. Модель интеграции очных и дистанционных форм обучения

Интеграция дистанционного и очного обучения весьма перспективна и в части более широкого использования образовательного компонента, обучения по индивидуальным программам, когда можно большую часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для его осмысления, перенести на дистанционные формы, включая и возможные формы тестирования, контроля, необходимых консультаций.

Сетевое обучение.

Computer-mediated education (CME) — обучение, поддерживаемое компьютерными программами CME — использование компьютера в качестве инструмента для облегчения доставки учебного контента

Сетевое обучение необходимо для тех случаев, когда возникают сложности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения (рис. 2.6.2.). Любой курс ДО – это полноценный учебный процесс в хорошо структурированном информационно-образовательном пространстве или среде, в которой содержатся все учебные курсы, предусмотренные учебным планом или программой обучения, библиотека таких курсов (по курсам, по разделам программы и т.д.), лабораторные и практические работы, дополнительная информация (виртуальные библиотеки, экскурсии, словари, энциклопедии).

Рис 2.6.2. Модель сетевого курса дистанционного обучения

В сетевой модели ДО используются электронные сетевые или на компакт-дисках мультимедийные электронные учебники или учебные пособия. Информационно-предметная среда представляет собой целостную образовательную систему дистанционного курса (с дифференциацией) по специальности, содержащего информационный массив, необходимый и достаточный для достижения поставленных задач обучения в данной образовательной системе.

Сетевое обучение и кейс-технологии.

Модель сетевого обучения и кейс-технологии Computer-assisted instruction (CAI) — обучение, осуществляемое компьютерными программами. CAI — предназначена для дифференциации обучения и использование компьютера в качестве инструмента для индивидуальной работы с учебными материалами (рис. 2.6.3.). Дело в том, что в большом количестве случаев нет необходимости в создании электронных сетевых учебников, если существуют уже утвержденные МО печатные пособия. Гораздо эффективнее строить обучение, опираясь на уже изданные учебники и учебные пособия и с помощью дополнительного материала, размещаемого в сети.

Рис 2.6.3. Модель сетевого курса с применением кейс-технологии

При этом предусматриваются консультации преподавателей, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты.

Интерактивное телевидение (Two-way TV).

Последняя модель (интерактивное телевидение) — модель распределенного класса, основанная на телевизионных технологиях (рис. 2.6.4). Эта модель ДО полностью имитирует очную форму. С ее помощью стены класса как бы раздвигаются, и аудитория расширяется за счет удаленных студентов, с которыми тьютор и обучающиеся могут на расстоянии транслировать занятия с помощью видеокамер и телевизионного оборудования (телемост). Соответственно данная модель требует присутствия студентов (как и в очной форме) в определенное время, в определенном месте.

Рис 2.6.4. Модель распределенного класса

Как видно из представленных выше моделей, каждая из них имеет свою специфику и предназначена для решения конкретных дидактических задач. Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса обусловливает отбор и структурирование содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.

В чем разница понятий «информационные технологии» и «технологии обучения»?

2. .Перечислите основные виды информационных технологий в ДО.

3. Что такое электронная почта, телеконференция, видеоконференция?

4. Поясните сущность понятия «образовательные технологии».

5. Перечислите технологии ДО. Дайте их краткую характеристику.

6. Перечислите технологии, базирующиеся на сервисах сети Интернет.

7. Охарактеризуйте асинхронные средства коммуникаций в ДО.

8. Опишите классификацию моделей ДО.

О классификации. моделей дистанционного обучения. Education Online

Дайте их характеристику

9. Дайте сравнительную характеристику асинхронным и синхронным технологиям.

10. Опишите методы дистанционного обучения.

11. Дайте сравнительную характеристику понятий e-learning и b- learning.

12. Перечислите дидактические возможности инструментальных средств сетевого обучения.

ГЛОССАРИЙ К МОДУЛЮ 1

Асинхронное обучение — формы учебной телекоммуникации, когда каждый субъект обучения знакомится с учебными материалами или выполняет работу в режиме отложенного времени.

База данных (БД) — поименованная, целостная, взаимосвязанная, единая система данных, организованная по определенным правилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и обработки данных.

База знаний (БЗ) — формализованная система сведений о некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия новых решений.

Видеоконференция — форма работы пользователей сети в режиме их видеосвязи с помощью специализированных программ.

Виртуальная лаборатория — лаборатория, в которой учебно-исследовательское оборудование заменено средствами математического моделирования.

Дистанционное образование — педагогическая система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения с подтверждением образовательного ценза.

Дистанционное обучение — целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и согласованный во времени

Дистанционные образовательные технологии — система средств, методов и форм обучения, предполагающих постоянное воспроизводимое формализованное представление, передачу и контроль знаний.

Заочное обучение — форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью.

Информационные образовательные технологии — тип информационных технологий, в котором объектами описания, обработки и представления являются знания о той или иной предметной области.

Интернет-технологии—информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происходит деятельность в сети Интернет или с ее помощью.

Интерактивность – постоянное систематическое взаимодействие обучаемого и преподавателя и обучаемых между собой в учебном процессе.

Интерактивные средства обученияобеспечивают общение в режиме реального времени (аудио и видео конференции), а также отправку сообщений, обратную связь с учащимися и постоянные контакты между учащимися одной группы (компьютерные конференции и электронная почта).

Информационные технологии — совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Информационно-образовательная среда (ИОС)– программно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса, его информационной поддержкой и документированием в среде Интернет.

Кейсовая (портфельная) технология (кейс-технология) дистанционного обучения — реализуется с помощью специального набора («кейса», «портфеля», «комплекта») учебно-методических материалов, четко структурированных и соответствующим образом скомплектованных.

Контент — содержание образования на уровне учебного предмета.

Мобильность (переносимость, взаимозаменяемость)– свойство открытой системы, обеспечивающее возможность переноса программ, данных при модернизации или замене аппаратных платформ.

Образовательная информация— это знания, которые необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять определенные виды деятельности.

Образовательная среда — среда, элементы которой соответствуют информационно-образовательной среде, но по уровню развития и качественных характеристик предшествуют ей по времени.

Образовательные технологии— это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления.

Открытая информационная система — система, реализующая открытые спецификации на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить: расширяемость или масштабируемость.

Открытое образование– гибкая система получения образования, доступная любому желающему, развивающаяся на основе формализации знаний, их передачи и контроля с использованием информационных и образовательных технологий дистанционного обучения.

Очное обучение — характеризуется тем, что учебный процесс реализуется в учебном заведении (с отрывом от производства) в соответствии с расписанием и при непосредственном личном взаимодействии его участников.

Сетевая технология обучения – информационная технология, базирующаяся на использовании сети Интернет в процессе создания, передачи и контроля усвоения знаний.

Система дистанционного обучения (СДО) — совокупность организационных, телекоммуникационных, педагогических и научных ресурсов, вовлеченных в создание и практическое осуществление образовательных программ с использованием дистанционной технологии обучения.

Система открытого образования — открытая система, предназначенная для реализации процесса и принципов открытого образования, которая может выступать в качестве компонента другой, более сложной системы, системы образования в целом.

Смешанное обучение (blended learning) или «включенное» Интернет-обучение — предполагает сохранение общих принципов построения учебного процесса традиционного обучения.

Список рассылки (listserv) — это пакет для управления обменом электронными письмами внутри некоторой группы или объединения по интересам.

Средства телекоммуникации используются для обеспечения образовательного процесса: необходимыми учебными и учебно-методическими материалами, обратной связью между преподавателем и обучаемым, обменом управленческой информацией внутри системы, выходом в международные информационные сети.

Телевизионная технология (ТВ-технология) ДО — вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании телевидения для доставки обучающимся учебно-методических материалов и организации регулярных лекций преподавателей по определенным курсам и направлениям подготовки.

Телеконференцсвязь и видеотелефон — обеспечивают возможность двухсторонней связи между преподавателем и учащимися при передаче видеоизоб­ражения, звука и графических иллюстраций.

Видеотелефон отличается от видео-конференцсвязи ограниченностью размеров и качеством представления визу­альной информации.

Тьютор – преподаватель-консультант, сертифицированный базовым учебным заведением на право ведения учебного процесса, проведения занятий-консультаций по учебным программам базового учебного заведения.

Технология открытого образования — рациональное сочетание технологий традиционного и дистанционного обучения на основе современных средств информатизации.

Технология MOO — это сокращение от Multi-user Object Oriented — многопользовательский объектно-ориентированный. MOO — это среда, обеспечивающая контакт через Internet в реальном времени.

Технология MUD (Multi User Domain — "многопользовательский домен") очень похожа на технологию MOO. С помощью технологии MUD можно создавать как частные встречи, так и групповые.

Технология IRC(Interactive Relay Chat — интерактивно передаваемый разговор) — это программное обеспечение, позволяющее сотням пользователей посылать и просматривать короткие текстовые сообщения в реальном времени.

Технология FTP (File Transfer Protocol — протокол передачи файлов) в образовательных системах носит вспомогательных характер.

Форма обучения — внутренняя организация процесса взаимодействия учителя и ученика как упорядоченная совокупность циклов учебной работы по усвоению содержания учебного материала и освоению способов деятельности, представленная описанием циклов обучения.

Форум (телеконференция) — интерактивное средство взаимодействия, позволяющее обсуждать различные вопросы учебного процесса, проводить консультации пользователей по технологиям работы, выполнять функции профессионального клуба общения по обмену опытом.

ЧАТ (Chat в пер. с англ, «болтовня») — переписка двух и более пользователей сети Интернет в режиме реального времени, т. е. одновременно на одном и том же «текстовом полотне», расположенном на сервере с Chat-системой, когда его участники задают вопросы и тут же получают ответные послания на одном экране

Электронная доска — компьютерное приложение, оперирующее с графическими или текстовыми образами, позволяющее нескольким пользователям на разных компьютерах, входящих в одну сеть, оперировать с одним и тем же образом одновременно.

Электронная почта (electronic mail, e-mail) — передача, обмен (отправка и получение) адресных сообщений и файлов по компьютерной сети; одна из услуг, реализуемых в среде Интернет.

E-learning –– процесс приобретения знаний и навыков с помощью образовательной среды, основанной на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и реализующих систему сопровождения и администрирования учебного процесса.

WWW — сокращение от World Wide Web («Всемирная паутина» или просто Web-паутина); одно из самых популярных приложений сети Интернет, построенное по принципу множества страниц, связанных между собой перекрестными ссылками (гиперссылками).

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2568 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.006 с)…

В настоящее время существующая сеть открытого и дистанционного образования в мировой практике базируется на моделях, использующих различные традиционные средства и средства новых информационных технологий: телевидение, видеоконференции, сетевые учебные материалы, компьютерные телекоммуникации. Специфика компонентов базовых моделей определяет вариативность организации учебного процесса, отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения.

Рассмотрим базовые модели организации учебного процесса, позволяющие более полно реализовать возможности Интернет-технологий:

  • Интеграция очных и дистанционных форм обучения.
  • Сетевое обучение:

o автономные сетевые курсы;

o информационно-предметная среда.

  • Сетевое обучение и кейс-технологии.
  • Дистанционное обучение на базе интерактивного телевидения (Two-way TV) или компьютерных видеоконференций.

Интеграция очных и дистанционных форм обучения.

Это наиболее перспективная модель Computer-managed instruction (CMI) — обучение, управляемое компьютерными программами CMI. Применяется в организации профильных курсов с использованием ИКТ для организации доставки учебного контента и учета результатов обучения.

При использовании CMI само обучение не обязательно осуществляется в компьютерной форме. Примером может служить как полноценная система дистанционного обучения, так и информационная система университета, с помощью которой студенты со своих компьютеров узнают расписание и получают материалы к лекциям, но при этом само обучение проходит в аудиторной форме. Схематично эту модель можно изобразить следующим образом (рис. 2.6.1).

Рис. 2.6.1. Модель интеграции очных и дистанционных форм обучения

Интеграция дистанционного и очного обучения весьма перспективна и в части более широкого использования образовательного компонента, обучения по индивидуальным программам, когда можно большую часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для его осмысления, перенести на дистанционные формы, включая и возможные формы тестирования, контроля, необходимых консультаций.

Сетевое обучение.

Computer-mediated education (CME) — обучение, поддерживаемое компьютерными программами CME — использование компьютера в качестве инструмента для облегчения доставки учебного контента

Сетевое обучение необходимо для тех случаев, когда возникают сложности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения (рис.

2.6.2.). Любой курс ДО – это полноценный учебный процесс в хорошо структурированном информационно-образовательном пространстве или среде, в которой содержатся все учебные курсы, предусмотренные учебным планом или программой обучения, библиотека таких курсов (по курсам, по разделам программы и т.д.), лабораторные и практические работы, дополнительная информация (виртуальные библиотеки, экскурсии, словари, энциклопедии).

Рис 2.6.2. Модель сетевого курса дистанционного обучения

В сетевой модели ДО используются электронные сетевые или на компакт-дисках мультимедийные электронные учебники или учебные пособия. Информационно-предметная среда представляет собой целостную образовательную систему дистанционного курса (с дифференциацией) по специальности, содержащего информационный массив, необходимый и достаточный для достижения поставленных задач обучения в данной образовательной системе.

Сетевое обучение и кейс-технологии.

Модель сетевого обучения и кейс-технологии Computer-assisted instruction (CAI) — обучение, осуществляемое компьютерными программами. CAI — предназначена для дифференциации обучения и использование компьютера в качестве инструмента для индивидуальной работы с учебными материалами (рис. 2.6.3.). Дело в том, что в большом количестве случаев нет необходимости в создании электронных сетевых учебников, если существуют уже утвержденные МО печатные пособия. Гораздо эффективнее строить обучение, опираясь на уже изданные учебники и учебные пособия и с помощью дополнительного материала, размещаемого в сети.

Рис 2.6.3. Модель сетевого курса с применением кейс-технологии

При этом предусматриваются консультации преподавателей, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты.

Интерактивное телевидение (Two-way TV).

Последняя модель (интерактивное телевидение) — модель распределенного класса, основанная на телевизионных технологиях (рис. 2.6.4). Эта модель ДО полностью имитирует очную форму. С ее помощью стены класса как бы раздвигаются, и аудитория расширяется за счет удаленных студентов, с которыми тьютор и обучающиеся могут на расстоянии транслировать занятия с помощью видеокамер и телевизионного оборудования (телемост). Соответственно данная модель требует присутствия студентов (как и в очной форме) в определенное время, в определенном месте.

Рис 2.6.4. Модель распределенного класса

Как видно из представленных выше моделей, каждая из них имеет свою специфику и предназначена для решения конкретных дидактических задач. Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса обусловливает отбор и структурирование содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.

В чем разница понятий «информационные технологии» и «технологии обучения»?

2. .Перечислите основные виды информационных технологий в ДО.

3. Что такое электронная почта, телеконференция, видеоконференция?

4.

Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды

Поясните сущность понятия «образовательные технологии».

5. Перечислите технологии ДО. Дайте их краткую характеристику.

6. Перечислите технологии, базирующиеся на сервисах сети Интернет.

7. Охарактеризуйте асинхронные средства коммуникаций в ДО.

8. Опишите классификацию моделей ДО. Дайте их характеристику

9. Дайте сравнительную характеристику асинхронным и синхронным технологиям.

10. Опишите методы дистанционного обучения.

11. Дайте сравнительную характеристику понятий e-learning и b- learning.

12. Перечислите дидактические возможности инструментальных средств сетевого обучения.

ГЛОССАРИЙ К МОДУЛЮ 1

Асинхронное обучение — формы учебной телекоммуникации, когда каждый субъект обучения знакомится с учебными материалами или выполняет работу в режиме отложенного времени.

База данных (БД) — поименованная, целостная, взаимосвязанная, единая система данных, организованная по определенным правилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и обработки данных.

База знаний (БЗ) — формализованная система сведений о некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия новых решений.

Видеоконференция — форма работы пользователей сети в режиме их видеосвязи с помощью специализированных программ.

Виртуальная лаборатория — лаборатория, в которой учебно-исследовательское оборудование заменено средствами математического моделирования.

Дистанционное образование — педагогическая система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения с подтверждением образовательного ценза.

Дистанционное обучение — целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и согласованный во времени

Дистанционные образовательные технологии — система средств, методов и форм обучения, предполагающих постоянное воспроизводимое формализованное представление, передачу и контроль знаний.

Заочное обучение — форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью.

Информационные образовательные технологии — тип информационных технологий, в котором объектами описания, обработки и представления являются знания о той или иной предметной области.

Интернет-технологии—информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происходит деятельность в сети Интернет или с ее помощью.

Интерактивность – постоянное систематическое взаимодействие обучаемого и преподавателя и обучаемых между собой в учебном процессе.

Интерактивные средства обученияобеспечивают общение в режиме реального времени (аудио и видео конференции), а также отправку сообщений, обратную связь с учащимися и постоянные контакты между учащимися одной группы (компьютерные конференции и электронная почта).

Информационные технологии — совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Информационно-образовательная среда (ИОС)– программно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса, его информационной поддержкой и документированием в среде Интернет.

Кейсовая (портфельная) технология (кейс-технология) дистанционного обучения — реализуется с помощью специального набора («кейса», «портфеля», «комплекта») учебно-методических материалов, четко структурированных и соответствующим образом скомплектованных.

Контент — содержание образования на уровне учебного предмета.

Мобильность (переносимость, взаимозаменяемость)– свойство открытой системы, обеспечивающее возможность переноса программ, данных при модернизации или замене аппаратных платформ.

Образовательная информация— это знания, которые необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять определенные виды деятельности.

Образовательная среда — среда, элементы которой соответствуют информационно-образовательной среде, но по уровню развития и качественных характеристик предшествуют ей по времени.

Образовательные технологии— это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления.

Открытая информационная система — система, реализующая открытые спецификации на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить: расширяемость или масштабируемость.

Открытое образование– гибкая система получения образования, доступная любому желающему, развивающаяся на основе формализации знаний, их передачи и контроля с использованием информационных и образовательных технологий дистанционного обучения.

Очное обучение — характеризуется тем, что учебный процесс реализуется в учебном заведении (с отрывом от производства) в соответствии с расписанием и при непосредственном личном взаимодействии его участников.

Сетевая технология обучения – информационная технология, базирующаяся на использовании сети Интернет в процессе создания, передачи и контроля усвоения знаний.

Система дистанционного обучения (СДО) — совокупность организационных, телекоммуникационных, педагогических и научных ресурсов, вовлеченных в создание и практическое осуществление образовательных программ с использованием дистанционной технологии обучения.

Система открытого образования — открытая система, предназначенная для реализации процесса и принципов открытого образования, которая может выступать в качестве компонента другой, более сложной системы, системы образования в целом.

Смешанное обучение (blended learning) или «включенное» Интернет-обучение — предполагает сохранение общих принципов построения учебного процесса традиционного обучения.

Список рассылки (listserv) — это пакет для управления обменом электронными письмами внутри некоторой группы или объединения по интересам.

Средства телекоммуникации используются для обеспечения образовательного процесса: необходимыми учебными и учебно-методическими материалами, обратной связью между преподавателем и обучаемым, обменом управленческой информацией внутри системы, выходом в международные информационные сети.

Телевизионная технология (ТВ-технология) ДО — вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании телевидения для доставки обучающимся учебно-методических материалов и организации регулярных лекций преподавателей по определенным курсам и направлениям подготовки.

Телеконференцсвязь и видеотелефон — обеспечивают возможность двухсторонней связи между преподавателем и учащимися при передаче видеоизоб­ражения, звука и графических иллюстраций.

Видеотелефон отличается от видео-конференцсвязи ограниченностью размеров и качеством представления визу­альной информации.

Тьютор – преподаватель-консультант, сертифицированный базовым учебным заведением на право ведения учебного процесса, проведения занятий-консультаций по учебным программам базового учебного заведения.

Технология открытого образования — рациональное сочетание технологий традиционного и дистанционного обучения на основе современных средств информатизации.

Технология MOO — это сокращение от Multi-user Object Oriented — многопользовательский объектно-ориентированный. MOO — это среда, обеспечивающая контакт через Internet в реальном времени.

Технология MUD (Multi User Domain — "многопользовательский домен") очень похожа на технологию MOO. С помощью технологии MUD можно создавать как частные встречи, так и групповые.

Технология IRC(Interactive Relay Chat — интерактивно передаваемый разговор) — это программное обеспечение, позволяющее сотням пользователей посылать и просматривать короткие текстовые сообщения в реальном времени.

Технология FTP (File Transfer Protocol — протокол передачи файлов) в образовательных системах носит вспомогательных характер.

Форма обучения — внутренняя организация процесса взаимодействия учителя и ученика как упорядоченная совокупность циклов учебной работы по усвоению содержания учебного материала и освоению способов деятельности, представленная описанием циклов обучения.

Форум (телеконференция) — интерактивное средство взаимодействия, позволяющее обсуждать различные вопросы учебного процесса, проводить консультации пользователей по технологиям работы, выполнять функции профессионального клуба общения по обмену опытом.

ЧАТ (Chat в пер. с англ, «болтовня») — переписка двух и более пользователей сети Интернет в режиме реального времени, т. е. одновременно на одном и том же «текстовом полотне», расположенном на сервере с Chat-системой, когда его участники задают вопросы и тут же получают ответные послания на одном экране

Электронная доска — компьютерное приложение, оперирующее с графическими или текстовыми образами, позволяющее нескольким пользователям на разных компьютерах, входящих в одну сеть, оперировать с одним и тем же образом одновременно.

Электронная почта (electronic mail, e-mail) — передача, обмен (отправка и получение) адресных сообщений и файлов по компьютерной сети; одна из услуг, реализуемых в среде Интернет.

E-learning –– процесс приобретения знаний и навыков с помощью образовательной среды, основанной на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и реализующих систему сопровождения и администрирования учебного процесса.

WWW — сокращение от World Wide Web («Всемирная паутина» или просто Web-паутина); одно из самых популярных приложений сети Интернет, построенное по принципу множества страниц, связанных между собой перекрестными ссылками (гиперссылками).

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2569 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.005 с)…

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *