Ненормированный рабочий день госслужащих

Posted On 14.04.2018

Статья 45. Служебное время и время отдыха

1. Служебное время — время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

2. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

3. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

4. Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день в соответствии со статьей 46 настоящего Федерального закона.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.06.2016 N 176-ФЗ.

(см. текст в предыдущей )

6. Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной настоящим Федеральным законом нормальной продолжительности служебного времени.

Статья 8. Режим ненормированного служебного дня гражданских служащих

1. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы.

2. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы ведущей, старшей и младшей групп, эпизодически привлекаемых по поручению представителя нанимателя к выполнению должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии с перечнем должностей гражданской службы с ненормированным служебным днем, установленным служебным распорядком государственного органа края и служебным контрактом.

3. Гражданским служащим, осуществляющим гражданскую службу на условиях ненормированного служебного дня, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

4.

Что это значит — ненормированный рабочий день по ТК РФ?

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день устанавливается гражданским служащим, осуществляющим гражданскую службу на условиях ненормированного служебного дня:

гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории «руководители», — продолжительностью 14 календарных дней;

гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории «помощники (советники)», относящиеся к высшей и главной группам должностей, — продолжительностью 10 календарных дней, относящиеся к ведущей группе должностей, — продолжительностью 8 календарных дней;

гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, — продолжительностью 12 календарных дней, относящиеся к ведущей и старшей группам должностей, — продолжительностью 10 календарных дней;

гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, — продолжительностью 10 календарных дней, относящиеся к старшей и младшей группам должностей, — продолжительностью 8 календарных дней.

В случае, если такой отпуск не предоставляется, исполнение должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени компенсируется с письменного согласия гражданского служащего как сверхурочная работа по правилам, установленным трудовым законодательством.

5. Право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день возникает у гражданского служащего независимо от продолжительности служебной деятельности в условиях ненормированного служебного дня.

6. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, а также иных оплачиваемых отпусков.

7. В случае переноса либо неиспользования гражданским служащим ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день, а также увольнения гражданского служащего право на указанный отпуск реализуется в порядке, установленном федеральными законами для ежегодных оплачиваемых отпусков.

Режим труда госслужащих

Режим труда госслужащих. Служебное время и время отдыха. Служебное время- это время в течении которого госслужащий в соответствии со служебным распорядком гос органа либо с условием служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности. ФЗ 79 устанавливает 40 часовой пятидневный рабочий день, 8 часовой рабочий день.

Однако для некоторых категорий устанавливаются не нормированный служебный день.

Ненормированный рабочий день для госслужащих

В соответствии с трудовым кодексом ст.101 не нормированные служебный день это особый режим работы в соответствии с которым госслужащий по распоряжения представителя нанимателя может эпизодически привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей.

За ненормированный рабочий день госслужащим предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск который не может быть не менее 3х рабочих календарных дней.

Время отдыха- это время в течении которого служащий свободен от исполнения должностных обязанностей и которое он может использовать на свое усмотрение.

Выходные, праздничные,ежегодный отпуск.

Обеденное время, перерыв для кормящих матерей. Отпуска на гражданской службе 1.

Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. 2. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков. 3. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

4. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. 5. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.

6. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, — 40 календарных дней.

Вопрос 1: Заключается ли с гражданами, поступающими на государственную службу, трудовой договор?

 

Ответ: Статья 4 федерального закона «Об основах государственной службы РФ распространяет на государственных служащих законодательство о труде.

В п.6 ст.21 указанного закона сказано: Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок более пяти лет. Уместно напомнить, что в проекте закона «Об основах государственной службы в РСФСР , который был принят в первом чтении Верховным Советом РСФСР в июне 1993 года, трудовой договор как форма, опосредствующая трудовые отношения, был предусмотрен лишь для рабочих, младшего обслуживающего персонала, работающих в госорганах.

Поэтому признание трудового договора основной формой опосредствова-ния служебных трудовых отношений является свидетельством принципиальной ориентации законодателя на законодательство о труде с присущими ему отраслевым методом правового регулирования и специфическими правовыми средствами, в том числе и договорные формы.

Трудовой договор с государственным служащим должен заключаться в письменной форме (ч.1 ст, 18 КЗоТ РФ). Однако это требование закона игнорируется на практике. Не разработаны и рекомендации по составлению трудового договора с государственными служащими. Порой даже ставится вопрос о целесообразности применения договорной формы на государственной службе.

Известно, что договор, содержащий взаимные права и обязанности сторон, упорядочивает регулируемые общественные отношения, придает им стабильность, снижает уровень конфликтности, а письменная форма трудового договора выполняет следующие функции:

1. "материализует" содержание возникшего индивидуального служебного трудового правоотношения;

2. обеспечивает его информационную "прозрачность"

3. служит своеобразным дополнительным правовым гарантом прав государственного служащего.

Кроме того, в трудовой договор могут быть включены условия, учитывающие личные интересы государственного служащего, например, в области рабочего времени, времени отдыха, совмещения должностей, повышения квалификации.

Письменный трудовой договор представляет ценность и для администрации (работодателя), т.к. конкретизирует ответственность государственного служащего и создает условия для повышения уровня служебной дисциплины.

Законодательство о государственной службе России тесно связано на современном этапе с трудовым правом, которое находится в стадии реформирования.

Все предлагаемые проекты реформы трудового законодательства направлены на усиление роли трудового договора, обогащение его содержания. Вот почему, на наш взгляд, трудовой договор на государственной службе не только не утратил свое значение и не является своеобразным реликтом, а напротив, является правовой формой будущего.

Вопрос 2: Может ли гражданин, поступив на государственную службу, рассчитывать на «пожизненную занятость»?

Или его могут уволить, например, в случае сокращения штата государственного органа, в котором он работает?

Ответ:

Современное российское законодательство о государственной службе не гарантирует пожизненной занятости. Помимо возможности увольнения за виновные действия, государственный служащий РФ может быть уволен, например в случае длительной болезни (более 4 месяцев подряд) ? п. 5 ст. 33 КЗоТ РФ; в случае обнаружившегося несоответствия занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, либо состояния здоровья, препятствующих дальнейшему продолжению выполняемой работы (п.2 ст. 33 КЗоТ РФ). Увольнение может произойти и в случае сокращения штата государственного органа. Правда, ст, 16 федерального закона «Правовое положение государственного служащего при ликвидации и реорганизации государственного органа» предусматривает особые гарантии, но углубленный анализ обнаруживает скорее декларативный, нежели реальный характер содержащихся в статье гарантий. Сопоставление всех трех частей указанной статьи позволяет сделать следующие выводы:

1. государственный служащий может быть уволен в связи с сокращением штата. При этом ему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение 3-х месяцев (без зачета выходного пособия);

2. обязанность предложить увольняемому государственному служащему другую государственную должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности в другом госоргане.

В части второй ст. 16 рассматривается, по-видимому, только эта ситуация ? невозможность трудоустройства государственного служащего.

В этом случае ему гарантируется переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы.

Вопрос 3: В каких случаях с государственным служащим может быть заключен срочный трудовой договор?

Ответ:

Согласно п.

Все, что нужно знать о рабочем дне государственного служащего

6 ст. 21 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. В упомянутом законе указаны лишь два случая, когда с государственным служащим может быть заключен срочный трудовой договор, в соответствии с п, 2 ст, 2 закона «Государственная служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории «А». Это означает, что если губернатор субъекта РФ занимает государственную должность категории «А», то к должностям, непосредственно обеспечивающим исполнение его полномочий (должностям категории «Б») относятся советники (помощники) губернатора, его пресс-секретарь, управляющий делами, заведующий секретариатом и т.д.

С этими лицами заключается трудовой договор на срок исполнения губернатором его полномочий.

Однако, данный перечень не включает таких государственных служащих как заместители губернатора, начальники отраслевых управлений, департаментов, комитетов и т.д. Они исполняют служебные обязанности на основе трудового договора, заключенного на неопределенный срок, и не могут быть уволены только на том основании, что полномочия данного губернатора прекратились и избран новый губернатор, Такие действия расцениваются как грубое нарушение законодательства о труде и государственной службе. При обращении указанных лиц в суд они будут немедленно восстановлены в своих должностях.

Второй случай заключения срочного трудового договора с государственным служащим предусмотрен ст. 25 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Речь идет о том, что после достижения государственными служащими, занимающими высшие главные и ведущие должности, предельного возраста (60 лет) только с разрешения руководителя соответствующего государственного органа допускается продление нахождения их на государственной службе. Однократное продление срока нахождения на государственной службе допускается не более чем на год. Это означает, что с государственным служащим заключается трудовой договор сроком на один год.

Кроме перечисленных случаев, срочный трудовой договор с государственным служащим может быть заключен по основаниям, предусмотренным ст. 17 КЗоТ РФ. Так, срочный трудовой договор может быть заключен в случае принятия гражданина для замещения временно отсутствующего государственного служащего, за которым сохраняется должность (выехавшего в длительную зарубежную командировку, длительно болеющего, на время отпуска по уходу за ребенком и др.).

Вопрос 4: Как регулируется рабочее (служебное) время государственных служащих? Каковы формы компенсации за работу после окончания рабочего дня?

Ответ:

Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» не содержит (не предусматривает) каких-либо особенностей в регулировании рабочего (служебного) времени у государственных служащих. Продолжительность рабочей недели составляет для госслужащих 40 часов. Для государственных служащих-женщин, работающих в государственных органах в местностях, отнесенных к Крайнему Северу или в приравненных к нему, рабочая неделя сокращена до 36 часов, так же как и для работающих женщин в этих регионах.

Продолжительность рабочего дня у госслужащих устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка государственного органа. Практически все государственные служащие работают на режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями с сокращением предпраздничного дня на 1 час. Продолжительность обычного рабочего дня составляет 8 часов.

Если у руководителя государственного органа возникает необходимость в использовании труда государственного служащего после окончания рабочего дня, он вправе сделать это лишь при наличии оснований, указанных в КЗоТ РФ и при условии соблюдения порядка привлечения к сверхурочным работам. Такая работа подлежит повышенной оплате и не может быть компенсирована предоставлением другого свободного от работы дня или в какой-либо иной форме.

Иначе обстоит дело с государственными служащими, для которых установлен режим ненормированного рабочего времени. Если они не сумели выполнить свои служебные обязанности в течение рабочего дня, они вправе остаться и продолжить работу после его окончания. Руководитель госоргана также вправе оставить госслужащего, работающего не режиме ненормированного рабочего времени, если в этом есть необходимость, наличие или отсутствие которой определяет сам руководитель.

В отличие от сверхурочного времени, в ненормированном рабочем времени отсутствует регламентация в виде максимального количества часов переработки.

Но ненормированный рабочий день не является «удлиненным» рабочим днем. Госслужащий вправе покинуть свое рабочее место после окончания рабочего дня, если руководитель госоргана не предложил ему остаться и если в этом нет необходимости с точки зрения самого госслужащего.

Формой компенсации за работу на условиях ненормированного рабочего времени является представление дополнительного отпуска.

Категории государственных служащих, для которых установлено ненормированное рабочее время и конкретная продолжительность дополнительного отпуска, определяются в локальном нормативном акте, действующем в данном государственном органе.

Подобный акт как правило прилагается, к коллективному договору или является его частью.

Если руководитель отказывает госслужащему в представлении дополнительного отпуска в качестве компенсации, ссылаясь на отсутствие такого акта или на любые другие причины, госслужащий вправе потребовать компенсации за суммарное время фактической переработки после окончания рабочего дня (дней) повышенной оплатой как за сверхурочное время.

Спор может быть разрешен в судебном порядке.

Вопрос 5: Можно ли привлечь государственного служащего к выполнению обязанностей по другой государственной должности государственной службы и на каких условиях?

Ответ:

Вопрос охватывает следующие ситуации: Первая. Государственный служащий привлекается к исполнению обязанностей по другой государственной должности с освобождением от выполнения своих основных служебных обязанностей по замещаемой государственной должности государственной службы.

Данная ситуация регулируется правилами ст. 26 КЗоТ РФ, т.к. федеральный закон об основах госслужбы такие отношения не регламентирует.

Руководитель госоргана вправе перевести временно на срок до 1 месяца госслужащего без его согласия для замещения временно отсутствующего работника, но только в случае производственной необходимости. У государственного служащего при этом сохраняется средний заработок по основной должности. При временном переводе должны учитываться квалификация и специальность госслужащего.

Другая ситуация. Государственному служащему предлагается выполнять наряду со своими служебными обязанностями обязанности по другой государственной должности.

Здесь должны применяться ст. 87 КЗоТ РФ и часть 9 ст. 21 федерального закона, которые по содержанию соответствую друг другу.

Принципиальными являются два момента:

— возложение дополнительных обязанностей на государственного служащего возможно лишь с его согласия;

— стороны (руководитель госоргана и госслужащий) должны предварительно прийти к соглашению о размере оплаты за выполнение дополнительных обязанностей.

Вопрос 6: Может ли государственный служащий быть отозван из ежегодного оплачиваемого отпуска?

Ответ:

Досрочный отзыв из отпуска допускается только с согласия государственного служащего. Отказ же государственного служащего от выполнения распоряжения руководителя государственного органа о выходе на работу до окончания отпуска нельзя рассматривать как нарушение служебной дисциплины.

При согласии государственного служащего выйти из отпуска досрочно в график отпусков вносится изменение, предусматривающее использование государственным служащим оставшейся части отпуска в удобное для него время.

Вопрос 7: Защищает ли закон личное достоинство государственного служащего, его служебную репутацию и профессиональную честь?

Ответ:

В числе наиболее важных и значимых прав государственного служащего Российской Федерации, перечисленных в статье 9 федерального закона, закреплено право требовать проведения служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство. В процессе расследования государственному служащему должны быть обеспечены:

— право быть информированным о содержании сведений и их источнике;

— возможность ознакомиться со всеми материалами служебного расследования;

— право на объяснение;

— право быть информированным в письменном виде и принятых по результатам служебного расследования решения, а также о мотивах этих решений;

— право апелляции в соответствующие инстанции.

Условия и порядок проведения служебного расследования Законом не регулируются и на практике определяются руководителем государственного органа или его структурного подразделения.

Целесообразно закрепить процедуру служебного расследования в локальном нормативном акте конкретного госоргана.

Вопрос 8: Каковы границы служебного повиновения государственного служащего? Должен ли он выполнять неправомерный приказ своего руководителя?

Ответ:

Законодатель не обошел эту "вечную" проблему.

Согласно п.4 ст.10 государственный служащий обязан исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что государственный служащий несет личную ответственность за правомерность своих действий, Государственный служащий обязан исполнять все общие инструкции и указания и письменные или устные индивидуальные приказы иерархического начальства. Он может представить свои замечания руководителю до исполнения, но если приказ оставлен в силе, он обязан его выполнить под угрозой дисциплинарных санкций.

Однако, все распоряжения государственный служащий исполняет под личную ответственность за правомерность своих действий.

Таким образом, получая распоряжение, государственный служащий обязан оценить его с точки зрения соответствия закону и государственным интересам. При этом отыскание государственно полезной цели также следует считать условием правомерности действий государственного служащего.

Государственный служащий обязан, если существует хоть малейшее сомнение относительно правомерности полученного приказа (распоряжения), незамедлительно сообщить об этом в письменной форме как своему непосредственному руководителю, так и руководителю, издавшему приказ. Условие правомерности его исполнения в этом случае одно: письменное подтверждение вышестоящим по должности руководителем.

Но и в этом случае государственный служащий вправе не исполнять распоряжения, если оно влечет деяние, которое относится к административно и уголовно наказуемым. Что же касается ответственности за последствия исполнения государственным служащим неправомерного приказа, то она полностью возлагается на руководителя, письменно подтвердившего приказ до его фактического выполнения.

Вопрос 9: Какова ответственность государственного служащего за действия (бездействия), которые нарушили права и законные интересы граждан?

Ответ:

Российское законодательство развивается в направлении усиления ответственности государственных органов и должностных лиц за совершение подобных действий, расширения состава субъектов этой ответственности.

Становление правового государства в России означает укрепление конституционных прав и гарантий граждан. Федеральное законодательство, в том числе законодательство о государственной службе, развивается с учетом этой тенденции.

Важным шагом на пути обеспечения наиболее полной защиты прав и свобод граждан является федеральный закон от 14 декабря 1995 г, "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Принципиальное значение имеет расширение круга органов и лиц, действия и решения которых могут быть обжалованы в суд. В их число включены все государственные служащие.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст, 5 федерального закона "Об основах государственной служб Российской Федерации".

Закон от 27 апреля 1993 г, с изменениями и дополнениями, внесенными федеральным законом от 14 декабря 1995 г., предусматривает право обжалования в суд коллегиальных и единоличных действий (решений) и бездействия государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Граждане вправе обжаловать как указанные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

На государственных служащих возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин в этом случае освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факты нарушения своих прав и свобод.

Закон от 27 апреля 1993 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральным законом от 14 декабря 1995 г.) предоставил суду право выносить решения об ответственности государственных служащих. Суд, установив обоснованность жалобы, определяет ответственность государственного служащего за действия (решения) или бездействие, приведшие к нарушению прав и свобод граждан.

В постановлении по делу должны быть указаны не только характер допущенных нарушений, но и орган, который должен применить к нарушителю те или иные предусмотренные законом меры. К ним относятся: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение.

Решение суда, вступившее в законную силу, направляется государственному органу, в котором служит государственный служащий. Руководитель государственного органа обязан применить меру дисциплинарного взыскания, установленного судом.

Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину действиями (решениями), признанными судом незаконными, а также предоставлением искаженной информации, возмещаются в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ (ст.ст. 12,15,18,151,152,1099-1101).

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *