Неречевые средства общения

Posted On 04.11.2017

Факторами проявления невербальной коммуникации являются поза, мимика, жесты, микродвижения конечностей (особенно рук), изменения цвета кожных покровов и др.

Использование возможностей мимики. В мимике отражаются психическое состояние человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям и действиям. Мимика используется для усиления речевого высказывания, воздействия на собеседника, установления психологического контакта, формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре, маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему и даже для улучшения самочувствия. В ходе контактов с гражданами при решении важных для них задач у них непроизвольно усиливается наблюдение за мимикой представителя власти. Они пытаются нередко понять не только текст, но и подтекст, за словами угадать скрытый, действительный смысл их, уловить его отношение к информации, событию, к ним самим, как бы «читают лицо». Умение контролировать свою мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение юриста.

Следует взять за правило всегда держать в поле внимания свою мимику: продумывать, какая она должна быть, какая она есть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить и почему и пр. Многие работники не задумываются над тем, какое у них выражение лица, не знают, не отдают себе отчета в этом. Полезно начать с того, чтобы несколько раз посмотреть в зеркало со специальной целью — узнать, каким ваше лицо чаще всего бывает. У некоторых оно всегда угрюмое, озабоченное, недоброжелательное, отталкивающее, даже злое.

Необходимо использовать все мимические средства для нужной выразительности своего лица. Это, прежде всего выражение глаз, направление взгляда, особый рисунок носогубных складок, складок лба, общее положение головы (обычное, прямое положение, высокомерно поднятый подбородок, наклон вперед с взглядом исподлобья и др.), движения мышц лица (в том числе мышц век глаз и окружающих, которые в первую очередь и определяют их выражение). Мимика многообразна и динамична и может отражать отношение говорящего к произносимым словам (их значимость для говорящего, вера в то, что он говорит, как понимает то, что говорит, как понимает слушающего и др.), психические состояния говорящего (радость, удовлетворение, внимательность, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение, напряжение, гнев, растерянность и пр.), отношение к собеседнику (безразличие, уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение, разочарование и др.), отношение к самому себе и своим действиям (волевую собранность, решимость, непреклонность, неуверенность в себе, недовольство собой, самодовольство, чванливость, подготовку к какому-то действию и пр.), некоторые качества (интеллигентность, ум, малообразованность, глупость, самообладание, волю и др.).

В уместных случаях речевое высказывание сопровождается общим изменением выражения лица, приданием ему доброжелательности, открытости, искренности, веселости, ироничности, сомнения, благодушия, суровости, строгости, решительности, непримиримости, недовольства, усталости и др. Это достигается изменением положения бровей, подбородка, носогубных складок, складок на лбу. Особое значение имеет выражение глаз, контакт глаз, улыбка, умение слушать, наклон тела вперед, обращенность к собеседнику анфас, а не боком или наискось. Не следует это значение понимать как однозначное. «Улыбкой можно выразить все, что угодно, легкое презрение и тихое обожание, надменную вежливость и нежную снисходительность… Но она же может нечаянно выдать тайное, сделать явным незримое, совершить предательство… Улыбкой можно проговориться». То же можно сказать и о других элементах мимики: они могут утвердить, усилить смысл слов и фраз, но могут и ослабить и даже придать иной смысл им. Так, слова «Наши суды действуют с высокой эффективностью», сопровождаемые иронической улыбкой, переворачивают их смысл на противоположный. Такая улыбка может быть намеренной, рассчитанной, а нечто подобное ей или отраженное во взгляде — выдать действительный смысл для говорящего.

Важную роль среди различных средств невербальной коммуникации играют жесты, жестикуляция. Есть ряд правил-рекомендаций по использованию жестов:

  • активно использовать возможности жестов при разговоре;
  • не допускать бессмысленной жестикуляции — размахивания руками;
  • избегать стереотипной жестикуляции — использования только одного-двух постоянно повторяющихся жестов (например, «рубки воздуха», «указующего перста»).

Поза говорящего оказывает психологическое влияние на собеседника и повышает отношение к нему, отношение к себе, уровень культурности и этичности, психическое состояние, намерение и др. Она сказывается и на восприятии слов, может соответствовать их реальному смыслу или противоречить ему; правильные и красивые слова могут восприниматься как лживые, как пустая формальность. Представим себе работника, сидящего небрежно и расслабленно развалясь на кресле, закинув ногу на ногу, с цигаркой в зубах, перекидываемой из одного уголка рта в другой, со скрещенными на груди руками. Что бы он ни говорил пришедшему к нему гражданину о том, что он его уважает, сочувствует и внимательно разберется с заявлением, можно с уверенностью утверждать, что эти слова не будут восприняты как честные и искренние, а в конечном счете урон будет нанесен не данному сотруднику, а пострадает авторитет власти, правоохранительного органа, вера гражданина в свою защищенность, справедливость. Потому разумно принимать ту позу, которая точно рассчитана на психологический эффект, соответствующий целям речи. В общем случае она призвана свидетельствовать о культуре, ответственности, требовательности к себе, уважительности к собеседнику, внимательности к его словам. Признаки ее: строгая прямая посадка, наклоненный чуть вперед корпус. В таких случаях участник диалога всем своим видом показывает: «Я весь внимание».

Говоря о пространственном положении партнеров во время делового общения в официальной обстановке, следует подчеркнуть, что как чрезмерно близкое, так и слишком удаленное их расположение друг от друга создают определенный дискомфорт, отрицательно сказываются на развитии диалога.

Планируя предстоящую встречу, не следует забывать о том, что вокруг общающихся людей образуются своеобразные пространственные зоны, некие невидимые границы, которые следует соблюдать в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации, отношений сторон, социального статуса партнеров и т.п. Считается, интимную зону общения составляет пространство вокруг субъекта радиусом 45 см. личную или персональную зону образует пространство вокруг человека радиусом от 45 до 120 см. Обычно оно используется во время общения человека в официальной или в неофициальной обстановке со знакомыми людьми. Более широкой пространственной сферой вокруг человека является социальная зона общения радиусом от 120 до 400 см. Она чаще всего соблюдается при встрече с малознакомыми людьми, во время деловой встречи, в подчеркнуто официальной обстановке, при приеме посетителей. И наконец, общественная зона общения свыше 4 м., соблюдается по время выступлений перед большими группами людей. Установлено, что при общении индивидов уменьшение дистанции усиливает психологические взаимовлияния, способствует возникновению эффекта доверия, приводит к большей открытости в общении, повышает эмоциональность, приводит к возникновению и учащению физических контактов (касания друг друга). Повышается при этом и значение контакта глаз, мимики и таких ее элементов, как кивок головой, поднятие бровей, улыбки и др. Особенно психологически насыщен разговор, ведущийся глаз в глаз на расстоянии 30 см.

Походка может немало сказать о человеке и определенным образом характеризует его психологию. Достаточно четко различается походка людей, уверенных в себе и неуверенных, обладающих большим самомнением и нетребовательностью к себе, распущенных и расхлябанных и получивших хорошую школу в армии, находящихся в состоянии расслабленности и отдыхающих, взволнованных и озабоченных, настроенных решительно и трусливо, чего-то опасающихся и пытающихся не обратить на себя внимание, готовящихся к какому-то действию и др. Ее особенности можно подметить, глядя на человека спереди, сбоку и даже сзади, издали и с небольшого расстояния.

Поэтому правило первое заключается в том, что при выполнении профессиональных обязанностей следует стараться оценить роль своей походки в данной ситуации и избирать ту, которая подходит к ней. Понимая психологическую значимость своей походки, отрабатывать постоянно и упорно нужную.

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 278 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего образования

«Ярославский государственный технический университет»

Кафедра иностранных языков

Реферат на тему: «Невербальные средства общения. Общая характеристика невербальных средств общения.

Специальность «Экономика и управление в химической промышленности»

Курс 2

Группа З-28а

Студент: Борков М.С.

Преподаватель: Тараканова Т.Л.

Ярославль 2009 г.

План

  1. Введение 3 — 4

  2. Мимика 4 — 5

  3. Взгляд 5 — 6

  4. Позы 6 — 7

  5. Жесты 7 — 12

— ритмические жесты 9

— эмоциональные жесты 9

— указательные жесты 9 – 10

— изобразительные 10

— символические жесты 11

6.

Кинесические средства 12

7 . Просодичес­кие и экстралингвистические средства 12 — 13

8. Такесические средства 13 – 14

9. Проксемические средства 15 – 16

10. Паралингвистические средства 16

11. Заключение 16 — 18

12. Список используемой литературы 19

Введение

В ситуации языкового дефицита (отсутствие общих язы­ковых средств) можно общаться при помощи средств невер­бальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобре­тенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения. В качестве доказательства прибегают к исследова­ниям этологов (от греч. ethos — характер, нрав), специалис­тов, изучающих поведение животных. Бытует мнение о первостепенности в человеческом общении языковых средств и второстепенности невербальных. Исследования психологов оп­ровергают это ошибочное представление. По данным А. Мей-ерабиана, 7% объёма передаваемой информации составляют слова (вербальные средства), 38% — интонация голоса и его тембр, 55% — невербальные средства. Менее категоричен профессор Бердвиссл, считающий, что словесное общение в беседе передает менее 35% информации, невербальное — бо­лее 65%.

Цифровые данные могут быть более или менее убедитель­ными, однако суть в том, что невербальное поведение челове­ка тесно связано с его психическим состоянием и является средством выражения этого состояния. Внимание к невербаль­ному поведению партнёра по общению дает колоссальное ко­личество информации о его индивидуально-психологических и социально-психологических особенностях. Природный ха­рактер невербальных средств общения делает невозможной значительную коррекцию невербального поведения — в речи ту или иную реакцию на жизненные обстоятельства человек научился скрывать, невербальный язык менее пластичен и не позволяет нам достаточно эффективно маскировать свое ис­тинное состояние.

Невербальные средства общения подразделяются на груп­пы. Наиболее обширная группа — кинесические (от греч. kinetis — движение) — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функ­цию в общении. К ним относятся поза, жесты, мимика, взгляд, походка, направление движения.

Мимика

Мимика (от греч. mimikos — подражающий) — движение лицевых мышц. Основной элемент мимики — мимический код. Это особое сочетание частей и элементов лица: положе­ние рта, губ, бровей, лба, форма и яркость глаз, которые пере­дают одно из эмоциональных состояний. Психологи намечают шесть основных мимических кодов и множество оттенков пере­хода от одного к другому. К основным относятся гнев, презре­ние, радость, удивление, страдание, страх. Обращает на себя внимание тот факт, что только два из них выражают позитив­ное эмоциональное состояние — радость и удивление. Осталь­ные передают отрицательные состояния человека. И это вовсе не случайное явление. Мимика не изобретена людьми, она носит биологический характер и присуща животным в дикой природе, отлично передавая разнообразные их состояния. Очевидно, что выживание в природе чаще связано с преодо­лением отрицательных для живого существа обстоятельств.

Мимика человека целостна и динамична. Первое проявля­ется в том, что основные мимические коды интернациональ­ны: русские и эскимосы, испанцы и австралийцы, англичане и бразильцы выражают удивление, например, одним и тем же мимическим кодом. Динамичность мимики состоит в том, что мимические коды могут чрезвычайно быстро меняться. Наиболее подвижными элементами лица являются брови и область вокруг рта — именно они несут основную смысловую нагрузку при смене мимического кода.

Тысячелетия совместного существования научили людей контролировать мимику, и, если человек хочет скрыть ка­кую-либо информацию или свое состояние, лицо может стать малоинформативным. На значимость мимики указывает тот факт, что при неподвижном или невидимом лице теряется 10—15 процентов информации. Поэтому, общаясь, люди стре­мятся «читать» лицо партнёра и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует или сведена к минимуму. Изобрете­ние видеотелефона — результат потребности в мимическом контакте. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает.

Взгляд

Исключительно большое значение в общении имеет взгляд — комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда. Психологи показали, что взгляд общающегося человека тес­но связан с процессом формирования мысли (Р. Экслайн, Л. Винтере). Рождение мысли — процесс трудный и очень интимный, поэтому человек смотрит в сторону, когда мысль только формируется, а когда она готова, то и взгляд направ­лен на собеседника. Говорящий меньше смотрит на партнё­ра — только чтобы проверить его реакцию. Слушающий в этом смысле активнее: он посылает говорящему сигналы обратной связи.

Если между партнёрами есть визуальный контакт, на­лицо расположенность к общению, если нет, стоит задумать­ся, есть ли смысл его продолжать. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. В дело­вом общении не стоит пользоваться тёмными очками, так как у вашего партнёра обязательно возникнет ощущение, что вы разглядываете его в упор. Это вызовет неловкость и раздра­жение, и позитивная атмосфера общения будет нарушена.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о со­стоянии человека, так как расширение или сужение зрачка при неизменном освещении не поддается контролю сознания. Возбуждение, заинтересованность, приподнятое настроение дают расширение зрачка в четыре раза против обычного со­стояния. Подавленность, тоска заставляют зрачок сужаться, и при этом получаются «глаза-бусинки» или «змеиные» гла­за. Внимательно наблюдая за взглядом партнёра, мы можем выбрать наиболее благоприятные для общения моменты. Ки­тайские и турецкие купцы успешно использовали эту особен­ность при ведении переговоров о цене товара: если покупа­тель получает желаемое, зрачки его расширяются. Успехи зна­менитых игроков в покер основаны на наблюдении за зрачка­ми соперника: расширенные зрачки сигнализируют о получе­нии отменной карты, суженные — о блефовании.

В общении имеет значение и направленность взгляда, то есть тот участок лица или тела, на который он направлен. В этом смысле можно говорить о деловом, социальном и ин­тимном взглядах. Деловой взгляд концентрируется в вообра­жаемом треугольнике на лбу партнёра по общению и создает деловую атмосферу. Социальный взгляд направлен на треу­гольник на уровне глаз и подбородка, его не следует исполь­зовать при решении деловых вопросов, особенно в работе с подчинёнными.

Интимный взгляд направлен прямо в глаза собеседнику и в среде деловых партнеров тоже не может быть использован, так как вас могут неправильно понять.

Позы

Источником информации о состоянии и намерениях парт­нера по общению является и тело человека, его статическое или динамическое состояние. Поза (фр. pose — положение тела) — вид более или менее устойчивого пространственного положения человека. Насчитывают несколько тысяч таких по­ложений, приемлемость или неприемлемость которых зави­сит от национальности, пола, возраста, культурных и религи­озных особенностей людей. Главное смысловое содержание позы как средства общения — выражение открытости, готов­ности к общению или закрытости, неготовности к нему (В. Шюбц). Принимая «закрытые» позы, человек прикрыва­ет наиболее уязвимые места тела (грудная клетка, брюшина, гениталии) и старается занять как можно меньше места в про­странстве. Если ваш партнер скрестил руки, ноги, положил ногу на ногу, сидит к вам вполоборота, откинулся назад, ру­ками подпирает подбородок и т.п., общение будет малоэф­фективным. О настроенности на контакт свидетельствуют «от­крытые» позы — руки раскрыты ладонями вверх, ноги вытя­нуты, человек стоит лицом к вам, сидит, чуть наклонившись вперед, и т.п. Практически все коммуниканты «читают» позы партнёров, но происходит это совершенно бессознательно, и далеко не каждый понимает, как он это делает.

Страницы: следующая →

12Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Психология и этика делового общения (1)

    Реферат >> Этика

    … помощью тестов. Следующие виды невербальныхсредствобщения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека … людей, вовлеченных в деловое общение. Общий нравственный принцип человеческого общения со­держится в категорическом императиве И. …

  2. Педагогическая психология. Учебник

    Книга >> Психология

    … от этого меняется общая тональность общения, интонационная, лексико-грамматическая ха­рактеристика текста, невербальныесредства. Соответственно можно …

  3. Педагогика. Учебник

    Конспект >> Педагогика

    средства развития личности учащихся и общения с ними. Он предполагает разработку таких модулей, как общий … ситуациях. Блок общиххарактеристик (интегративность, микроклимат … использование речевых и невербальныхсредств взаимодействия: активное включение …

  4. Основы психологии (5)

    Учебное пособие >> Психология

    характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения 1. Рассмотрим кратко основные невербальныесредстваобщения. Наиболее значимые невербальныесредстваобщение. Общий нравственный принцип человеческого общения содержится …

    Неречевые (невербальные) средства общения

  5. Теория принятия решения (1)

    Шпаргалка >> Психология

    … и невербальное. Невербальноеобщение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средстваобщения. Невербальное — это общение при …

  6. Педагогическая психология. Психология педагогического общения

    Конспект >> Педагогика

    общения 14.1.

    Общаяхарактеристикаобщения 14.1.1. Определения понятия общения 14.1.2. Междисциплинарный подход к общению 14.1.1. Определения понятия общенияОбщение … умение пользоваться вербальными и невербальнымисредствами передачи информации; умение …

Хочу больше похожих работ…

Эффективность делового взаимодействия определяется не только тем, как поняты слова собеседника, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. взгляд партнера, его мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию и угол общения, а также тембр и темп речи. Именно прочтение невербального, экспрессивного репертуара собеседника способствует достижению взаимопонимания.

Невербальная информация посылается не преднамеренно, а неосознанно. Она и воспринимается собеседником не сознанием, а подсознанием. Невербальное поведение человека универсально: те или иные его особенности проявляются в самых разных коммуникативных актах и в самых разных сферах человеческой деятельности.

В ходе естественного развития человека его словесное и несловесное поведение формировалось согласно необходимым для выживания закономерностям. При этом в значительной степени учитывались функциональные и биологические взаимосвязи. Невербальные проявления, произвольные и непроизвольные, первоначально являлись целесообразной реакцией человека в ситуациях защиты, нападения, сосредоточения. В довербальный период эволюции человека они были самостоятельным средством коммуникации. В вербальном периоде они закрепились в качестве полусоз­нательного выразительного средства.

Поведение, демонстрируемое человеком в тех или иных ситуациях, в основном заучено им на протяжении всей его жизни. Установлено, что негативное или позитивное отношение к тем или иным ситуациям приводит к возникновению негативного или позитивного поведения. Точно также и негативный или позитивный язык телодвижений приводит к возникновению негативных или позитивных представлений и настроений.

Значение сигналов невербального поведения состоит в следующем. Они дают дополнительную к вербальной информацию: психическое состояние партнера, его отношение к участникам переговоров и обсуждаемому вопросу, желания, выражаемые без слов, или же остановленные сознанием. Они выражают отношение не к любой, а только к эмоционально значимой информации.

Считается, что язык телодвижений более правдив, чем язык слов. Это объясняется тем, что люди научились говорить на табуированные темы, соблюдая определенный контроль, а в запутанных ситуациях прибегать во имя спасения ко лжи, используя для этих целей имеющиеся в запасе слова.

Внутренний мир человека и язык его тела и жестов взаимосвязаны. Рефлекторная природа большинства реакций человека не позволяет ему в полной мере контролировать собственные жесты, позу и мимику. Люди редко задумываются над своими движениями во время разговора, поэтому в ситуации, когда их мысли и слова не совпадают, глаза и жесты это выдают, т.к. являются местами утечки информации.

Психологи утверждают, что в процессе общения непосредственно слова несут лишь 7-10% информации. Несомненно, с помощью слов мы получаем разнообразную информацию, в т.ч.

НЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

и ту, которая свидетельствует о компетентности, речевой и интеллектуальной культуре собеседника, а вот информацию о том, какой это человек, что он собой представляет, мы в 55% случаев получаем через мимику и жесты и в 38% — через интонацию.

Умение считывать невербальные сигналы дает деловому человеку следующие преимущества:

Ø Он может распознавать затруднения, возникающие на уровне отношений в самом их зародыше: «перехватить» сигналы о них, перестроиться по ходу разговора, изменить тактику ведения взаимодействия

Ø Он может перепроверить правильность своей интерпретации воспринимаемых сигналов, а также ввести контроль истинности наблюдения (например, выступили слезы: они могут быть при страдании и боли, а могут быть слезами радости и пр.).

К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие:

Телесный контакт, прикосновения — это все способы дотрагивания до частей тела другого, выражающиеся в разнообразных формах – рукопожатии, толчках, похлопывании, поглаживании и т.п.

Дистанция между общающимися. — это расстояние, которого придерживаются парт­неры относительно друг друга, а также любые движения, ведущие к изменению дистанции. Расстояние между участниками делового общения свидетельствует о его формальности или неформальности, об отношении партнеров друг к другу, о степени заинтересованности в разговоре.

Ориентация, т.е. положение сидящих (стоящих) по отношению друг к другу. Ориентация может меняться в зависимости от ситуации и свидетельствует о степени соперничества или сотрудничества.

Внешний вид. Основная цель – сообщение о себе. Через имидж деловые партнеры информируют окружающих о своем социальном положении, виде деятельности, самооценке и т.п.

Поза — один из основных видов невербальных сигналов тела. Под ней понимается не только положение, которое принимает человек, но и движения, которые изменяют это положение или влия­ют на него. Основную психологическую информацию о позах дают разнообразные положения головы или корпуса.

Поза обычно указывает на те или иные межличностные отношения, на социальное положение партнера. Она может меняться в зависимости от настроения и эмоционального состояния человека. Однако при интерпретации необходимо учитывать культурный потенциал человека и общепринятые этикетные условности, которые следует соблюдать в тех или иных конкретных ситуациях.

Кивок головой – используется для одобрения или подтверждения чего-либо, а также как сигнал, дающий партнеру основание вступить в диалог.

Выражение лица (мимика) – это все изменения, которые можно наблюдать на лице человека. Некоторые авторы в мимику включают и психосоматические реакции. Мимика дает возможность для широкой интерпретации сокрытия или демонстрации эмоций, помогает понять информацию, передаваемую с помощью речи, сигналит об отношении к кому-то или чему-то.

Жесты – это любые движения рук. Жестымогут быть не очень выразительны, например, движения головы или тела, но используются параллельно с речью, чтобы что-то в ней выразить, подчеркнуть, а иногда и заменить ее.

Взгляд – это выражение глаз, направление глаз на кого-либо. Взгляд позволяет считывать самые разнообразные сигналы: от проявления интереса к кому-то или чему-то до демонстрации абсолютного пренебрежения. Выражение глаз находится в тесной связи с речевой коммуникацией.

Паравербальные и экстравербальные сигналы. Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или застенчивости.

В коммуникативной практике необходим учет факторов, влияющих на пантомимику. К их числу относят следующие:

Ø Национальная принадлежность. Один и тот же жест может означать разное у разных народов

Ø Состояние здоровья. У человека в болезненном состоянии жесты обычно более вялые, но есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью

Ø Профессия человека. Рукопожатие музыканта может показаться слабым, но это не всегда признак слабости характера: возможно он просто бережет пальцы

Ø Уровень культуры, который влияет на состав жестов, на представления об этикете, прививаемом воспитанием

Ø Статус человека: чем выше он по иерархии, тем больше старается быть скупым на жесты, больше оперировать словами

Ø Принадлежность к группе: групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы. То же относится и к принадлежности к той или иной фирме

Ø Актерские способности человека: многие умеют играть не только словами, но и контролировать свои жесты

Ø Возраст: некоторые жесты изменяются с возрастом, в разном возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами. Кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус

Ø Сочетание компонентов пантомимики: обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики и мимики, и эти элементы должны быть в согласии, говорить об одном, в противном случае нарушается впечатление искренности. То же относится и к согласованию слов и жестов, причем жесты более точно отражают отношение человека, чем слова

Ø Возможность предъявить и воспринять невербальные средства общения: физическая преграда между партнерами затрудняет полноценное восприятие, поэтому солгать легче всего по телефону, не видя партнера и не опасаясь, что мимика и пантомимика не выдаст.

Невербальные средства коммуникации (так же как и вербальные) выполняют базовые функции коммуникации (информационную, прагматическую, экспрессивную).

Невербальные знаки (например, жесты, мимика) чаще всего являются немотивированными индексированными знаками и раскрывают чувства, эмоции, оценочное отношение. Прагматическая функция включает в себя установление контакта, обратной связи, социальную ориентацию, побудительные и регулирующие мотивы. Экспрессивные функции включают адаптивные, эмотивные (вызывающие эмоции) и эмфатические (эмоциональное выделение определенного фрагмента).

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2507 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…



Тема невербального общения очень интересна и актуальна во все времена. Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личности своего «Я«, межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между людьми без использования слов, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Невербальное общение является исторически первой формой коммуникации людей. Оно позволяет не только разнообразить и дополнить вербальное общение, но и заменить его в некоторых ситуациях.

В настоящее время эта тема широко популярна как в Казахстане, так и за рубежом. Современный человек должен обладать не только высокой языковой культурой, но и культурой невербального поведения, поскольку известно, что различные виды невербального общения заключают в себе порой гораздо больше информации, чем слова. В связи с этим, проблема значимости невербального общения заслуживает особого внимания и требует более глубокого изучения. Как бы хорошо мы не знали другого человека, никто из нас не может читать чьи-то мысли. Так что все, что способно улучшить общение, представляется ценным. Осознанное восприятие и применение невербальных средств общения позволяет преодолеть барьеры общения и сделать коммуникацию более эффективной. Поэтому, я думаю, что все мы понимаем, как важно знать язык жестов и телодвижений. От этого зависит то, насколько правильно нас поймут окружающие люди. Ведь человек может оказаться в такой ситуации, когда придётся воспользоваться только невербальными средствами общения. Когда это может произойти? Да, в том случае, если оказались в той стране, в которой говорят на незнакомом для нас языке. В условиях диалога культур нам необходимо знать, что порой одни и те же жесты в разных странах имеют совершенно противоположное значение. И чтобы случайно не оказаться в неловкой ситуации, необходимо изучать значение жестов.

В своей знаменитой книге «Язык телодвижений» австрийский писатель Алан Пиз утверждает, что каждый человек воспринимает информацию, исходя из такого расчета: 7 % информации приходит вместе со словами, а остальные 97 % воспринимаются нами с помощью невербальных сигналов. Эти способы общения более известны, как «язык жестов» и означают форму самовыражения, в которой не используются слова и любые символы речи.

Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, так как очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова, но это можно сделать, используя невербальные средства и методы. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.

Невербальное общение — это «язык тела», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения. По одной из них невербальное общение включает в себя пять подсистем:

  1. Пространственная подсистема, т. е. межличностное пространство.
  2. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя внешний вид собеседника, мимику, пантомимику.
  3. Взгляд.
  4. Внеречевая подсистема, к которой относятся темп речи, паузы, смех, вздохи и т.

    Средства общения

    д.

  5. Околоречевая подсистема, включающая вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр.

Жестыэто разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако, во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

– коммуникативные жесты (приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты и т. д.);

– модальные, т. е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т. п.);

– описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Интенсивность жестикуляции растет вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Мимика — движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10–15 % информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы.

Позаэто положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо и закрытости, либо о расположении к общению.

Походкаэто стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. Кроме того, походка человека вырабатывается под влиянием воспитания, профессии, характера, темперамента и имеет более или менее выраженные индивидуальные черты. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет. Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека, такое же впечатление создает и правильная осанка — легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом должна быть слегка приподнята, а плечи расправлены.

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Как писал К. С. Станиславский, «взгляд — это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души — в душу». С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме. В ходе исследований был выявлен ряд особенностей визуального контакта. Так Аргайл и Кук отмечают, что обычно человек больше смотрит в глаза собеседнику, когда слушает, чем когда говорит сам; что взгляд в глаза часто используется для «передачи слова» своему собеседнику; что дружелюбно настроенные собеседники смотрят в глаза друг другу чаще, чем люди, испытывающие взаимную антипатию. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий, в свою очередь, больше смотрит в сторону говорящего.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее, общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно. Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Немало информации дают сила и высота голоса. Скорость речи также отражает чувства.

Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации? Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о темпераменте человека; его эмоциональном состоянии в данной ситуации; его самооценке; его личностных свойствах и качествах; его коммуникативной компетентности; его социальном статусе; его принадлежности к определенной группе или субкультуре и т. д. Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Таким образом, невербальные сообщения — необходимая составляющая межличностной коммуникации.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Эмоции, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения.

Во-вторых, язык тела менее контролируется сознанием, чем слова, а потому и более достоверен. Информация, поступающая по невербальным каналам, может как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит вербальной, то верить следует невербальной. В-третьих, благодаря невербальным средствам человек получает возможность общаться в тех ситуациях, когда использование речевых средств невозможно или неэффективно (общение с маленькими детьми до того, как они научатся пользоваться речью, с иностранцами, даже с животными). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам. Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации общения, понять его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации. Эти качества становятся незаменимыми для тех, чья профессиональная деятельность связана с людьми.

И в какой бы ситуации и в какой стране мы не оказались, давайте не забывать везде и всюду брать с собой улыбку!

Литература:

  1. Пиз Алан и Барбара. Новый язык телодвижений. — М.: ЭКСМО, 2005.
  2. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. — СПб.: Питер, 1997.
  3. Битянова М. Особенности человеческой коммуникации // Школьный психолог. — 1999, № 30. С.2–15.
  4. Лабунская.В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  5. Атватер И. Невербальное общение // Психология влияния — СПб.: Питер, 2001.
  6. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения. / Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Общая характеристика невербальных средств общения

Общение (как информационно-коммуникативный процесс) — процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений.

Пpоцессы передачи и приема информации осуществляются с помощью словесной pечи и pазличных несловесных невербальных сpедств:

  • интонации голоса,
  • жестикуляции,
  • мимики и т.п.

Цель этих пpоцессов — установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу.

Соотношение вербальных и невербальных средств в передачи смысла чрезвычайно сложное. Особенно трудно выявить "двойной план" структуры текста, смысловые оттенки, подтекст, а также подлинное отношение говорящего к содержанию.

Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями.

В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию.

Средствами невербальной коммуникации являются — жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова.

Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.

Невербальное общениене предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения.

Невербальное общение— это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являютсяврожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3 лет).

Само по себе невербальное общение способствует развитию и со­вершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

  1. Барьеры коммуникации.

В условиях человеческой коммуникации на пути получения информации появляются различные барьеры.

При этом микробарьеры связанные с внешней средой, в которой осуществляется коммуникативный процесс, оказываются в:

  • информационной перегрузке (барьером становится слишком большое количество информации);
  • разнообразии носителей (газеты, телевидение, конференции, отчеты консультантов и т.п.);
  • перегрузке информацией , что приводит к обесцениванию ее содержания;
  • умении пользоваться информацией (эксклюзивные данные позволяют использовать их для воздействия на других;
  • доступ к источникам ограниченной информации, т.е. той, которая предназначена для внутреннего пользования, расширяет властные полномочия индивидов).

Микробарьеры — это специфические коммуникативные барьеры.

Называются разные причины их возникновения:

  • особенности интеллекта тех, кто общается;
  • неодинаковое знание предмета разговора;
  • различный лексикон и тезаурус (совокупность понятий из определенной области знаний);
  • отсутствие единого понимания ситуации общения;
  • психологические особенности партнеров (например чрезвычайная откровенность или чрезвычайная интеллигентность одного из них , интуитивное восприятие мира или напористость другого);
  • социальные, политические, профессиональные, религиозные различия и т.д.

Коммуникативные барьеры возникают на межличностном уровне: в сообщении отправителя, в обмене мнениями между отправителем и получателем, в выборе носителя (электронная почта, компьютер, официальная речь т.п.). Они зависят от индивидуальных особенностей участников коммуникации, от умения собеседников перекодировать мысли в слова, слушать и концентрировать внимание.

В связи с этим выделяют такие барьеры, как: граница воображения, словарный запас отправителя информации, словарный запас получателя, его способность понимать значение слов, объем запоминания.

Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это более общая проблема, чем проблема жаргонов и сленгов.

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, кажется неверной его партнеру по общению, противоречит присущей ему манере доказательств или слишком сложна для него.

Стилистический барьер непонимания может разрушить нормальную межличностную коммуникацию. Он возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния партнера по общению.

Эмоциональные барьеры возникают тогда, когда, получив информацию от коммуникатора, человек более занят своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, говорят даже об энергии слова. Они порождают ассоциации, вызывающие эмоциональную реакцию.

  1. Общение как обмен информацией.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами. Такое общение реализуется с учетом отношений между людьми, их установок, целей и намерений. Это приводит не просто к движению информации, но и к уточнению, обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди!

Основные структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности следующие:

  • субъект общения: человек, который отправляет в адрес другого человека коммуникат (информацию);
  • объект общения: партнер по общению, в адрес которого отправляется коммуникат;
  • предмет общения: то, что сообщается — содержательная часть коммуниката;
  • потребность в общении: стремление человека к познанию и оценки других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке;
  • мотивы общения: то, ради чего предпринимается общение;
  • действия общения: единицы коммуникативной активности, целостный акт, адресованный другому человеку;
  • задачи, общения: та цель, на достижение которой направлены различные действия в процессе общения;
  • средства общения: те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
  • продукт общения: образования материального и духовного характера, как итог общения.
  1. Общение как взаимодействие между людьми.

Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей.

Неречевые средства общения.

Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Это позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Психологическая структура совместной деятельности включает в себя наличие общих целей и мотивов, совместные действия и общий результат. Общая цельсовместной деятельности – центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится группа. Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели. Обязательным компонентом психологической структуры совместной деятельности является общий мотив. Следующий компонент совместной деятельности – совместные действия, т. е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками.

В психологии все многообразие взаимодействий между людьми принято подразделять на следующие типы:

1) сотрудничество:оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

2) противоборство:оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

3) уклонение от взаимодействия:оба партнера стараются избегать активного сотрудничества;

4) однонаправленное содействие:когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

5) однонаправленное противодействие:один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым;

6) контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);

7) компромиссное взаимодействие:оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Обобщение вышеперечисленных видов позволяет выделить два основных вида взаимодействия: 1) направленное на сотрудничество и кооперацию и 2) основанное на соперничестве и конкуренции, часто ведущих к конфликтному взаимодействию.

Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 570 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Федеральное агентство по образованию и науке

Тамбовский государственный университет им.

Неречевые средства общения

Г.Р.Державина

Академия управления и сервиса

кафедра маркетинга, сервиса и туризма

Контрольная работа

По предмету:

«Речевые коммуникации»

на тему:

«Невербальные средства коммуникации. Виды речевой деятельности»

Выполнила :студентка 1 курса (12 группа)

Заочного отделения

Мордвинцева Анна Николаевна

Тамбов 2009

1.Невербальные средства коммуникации

1.1.Введение………………………………………………………..3

1.2.Виды невербальных средств коммуникации…………………4

a) Мимика…………………………………………………………..4

b) Жесты……………………………………………………………7

c) Одежда…………………………………………………………..9

1.3.Вывод…………………………………………………………..12

2. Виды речевой деятельности

2.1.Введение………………………………………………….13

2.2.Виды речевой деятельности……………………………14

2.3.Вывод…………………………………………………..17

Список литературы……………………………………………….18

1.Невербальные средства коммуникации.

1.1.Введение:

В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри.За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнера.

В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию.

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова.Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью ( около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах.

1.2.Виды невербальных средств коммуникации.

Различаются три основных вида невербальных средств передачи информации ( или их еще называют паралингвистические средства общения): фонационные, кинетические и графические.

К фонационным невербальным средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…). К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика. Графические невербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи

a) Мимика.

Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т.п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыку животного, готовящегося к борьбе.

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо — все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреболению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

Мимика бывает разная:

Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.

Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности.

Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза”, ”холодные глаза противоречат смеющемуся рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Также мимические движения подразделяются на:

1) мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;

2) активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.;

3) пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;

4) мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

5) мимику удовольствия-неудовольствия;

6) маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т.п.

Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, — один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лици слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область.

Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица.

b) Жесты.

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем:

— указательные,

— подчеркивающие (усиливающие),

— демонстративные

— касательные жесты.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Различают также:

— произвольные

— непроизвольные жесты.

Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств. Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей — перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды — в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *