Особенности управления творческим коллективом. Задачи менеджера, работающего в креативной среде.

Posted On 09.03.2018

Содержание

Похожие главы из других работ:

Выпуск новых изделий как гарантия процветания фирмы

2.2 Управление творческим воображением

Творческие открытия чаще всего делают люди, способные давать волю своему воображению, но умеющие своевременно вернуть его на землю…

Корпоративная культура как фактор эффективности управления современным предприятием

1.2. Специфика корпоративной культуры корпораций

Концепция культуры имеет долгую и запутанную историю. В отечественной науке культура — это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека…

Менеджмент как искусство

2. Эволюция развития искусства управления

Менеджмент как искусство

2.2. Развитие искусства управления в Японии

Искусство управления и его роль были признаны лишь относительно недавно самими представителями японского менеджмента. Один из лидеров японского бизнеса — Коносуке Мацусита…

Особенности управления творческим коллективом на предприятии культуры и искусства

Раздел I. Теоретические основы управления творческим коллективом на предприятии культуры и искусства

Коллектив (от лат.

Особенности управления творческим коллективом на предприятии культуры и искусства

collectifious — собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития…

Проект мероприятий по совершенствованию системы менеджмента предприятия в сфере управления персоналом ОАО «Авиадвигатель»

1.1 Сущность менеджмента как науки и искусства управления организацией

Термины «менеджмент», «менеджер» сегодня прочно вошли в наш словарный обиход, частично заменив прежние термины «управление», «управленческая деятельность», «руководитель» становясь одним из символов обновления…

Профессиональные и личностные качества руководителя любительского хореографического коллектива

Раздел 2. Особенности руководства любительским хореографическим коллективом (на примере образцового ансамбля танца «фейерверк» дворца культуры металлургов города жлобина)

На первых этапах своего существования любой хореографический коллектив состоит из руководителя коллектива и его учеников. Впоследствии, по мере роста коллектива, увеличения числа танцевальных постановок…

Совершенствование деятельности Учебного центра по переподготовке и повышению квалификации работников культуры и искусства

1. Теоретические аспекты государственной кадровой политики в сфере дополнительного образования в области культуры и искусства

Совершенствование деятельности Учебного центра по переподготовке и повышению квалификации работников культуры и искусства

1.2 Государственная кадровая политика в области профессионального образования работников культуры и искусства

Федеральными, базовыми документами, на основе которых строится государственная политика в сфере культуры страны на долгосрочную перспективу…

Совершенствование деятельности Учебного центра по переподготовке и повышению квалификации работников культуры и искусства

1.3 Реализация государственной кадровой политики в области профессионального образования работников культуры и искусства в Оренбургской области

Обеспечение государственной кадровой политики в области профессионального образования работников культуры и искусства в Оренбургской области осуществляет Управление по культуре и искусству администрации города Оренбурга…

Управление деловой репутацией автосервисного предприятия

1.3. Специфика управления деловой репутацией на автосервисном предприятии

Управление управления деловой репутацией имеет свою специфику в зависимости от сферы, в которой работает компания. Рассмотрим специфику управления деловой репутацией на автосервисном предприятии…

Управление коллективом

2.2 Анализ методов управления коллективом, применяемых на предприятии ООО «Икмэк»

Для анализа методов управления необходимо изучить состав и структуру промышленно-производственного персонала…

Управление коллективом

2.3 Повышение эффективности управления коллективом по предприятии ООО «Икмэк»

коллектив управление руководитель трудовой Важнейшим условием эффективной работы руководителя является создание хорошо подобранного коллектива сторонников и партнеров, способных осознать и реализовать идеи и замыслы руководителя…

Управление коллективом

2.2 Анализ методов управления коллективом, применяемых на предприятии ООО «Икмэк».

Для анализа методов управления необходимо изучить состав и структуру промышленно-производственного персонала…

Управление коллективом

2.3 Повышение эффективности управления коллективом по предприятии ООО «Икмэк»

управление коллектив персонал Важнейшим условием эффективной работы руководителя является создание хорошо подобранного коллектива сторонников и партнеров, способных осознать и реализовать идеи и замыслы руководителя…

Ценности педагогической культуры хранятся и накапливаются в виде рукописей, книг, технических приспособлений, норм народной педагогики и др. Увеличение информационного потока, дифференциация и интеграция научного знания потребовали от педагогов специального умения обращаться с информацией, т.е. определенной информационной культуры. Абстрактно-обобщенный способ передачи информации предполагает не простое воспроизведение, а индивидуально-творческое использование системы знаний.

Следует признать, что эффективность влияния руководителя будет тем выше, чем больше накопленный им объем информации и чем оперативнее он пользуется ею.

В деятельности педагогов-руководителей важное место занимают такие проявления творческой активности, как педагогическая импровизация, педагогическая интуиция, воображение, способствующие оригинальному продуктивному решению педагогических задач. В структуре личности гармонично сочетаются научные и педагогические интересы и потребности; развитая педагогическая рефлексия и творческая самостоятельность создают условия для эффективной самореализации индивидуально-психологических, интеллектуальных возможностей личности. Руководители заинтересованно относятся к различным способам повышения педагогического мастерства и профессиональной культуры. Нередко они выступают инициаторами создания «школ», проведения семинаров, конференций по актуальным проблемам деятельности. Они охотно делятся личным педагогическим опытом и изучают опыт других; их отличает постоянное стремление совершенствовать собственную педагогическую систему.

Требования к навыкам и умениям руководителя творческого коллектива предусматривают: умение планировать работу коллектива; умение организовать репетиционную и исполнительскую работу; владение специальной терминологией; в работе с коллективом учитывать возрастные и индивидуально-психологические характеристики участников.

Чтобы успешно решать возложенные на коллектив задачи, руководитель должен быть квалифицированным специалистом.

Руководитель должен обладать исполнительскими умениями и навыками на профессиональном уровне, ведь он должен показывать образец исполнения произведения, скажем танца или песни. И чем совершеннее он владеет профессиональными качествами, тем лучше он сможет научить участников.

Руководитель должен уметь заразить своим замыслом, что чрезвычайно важно для обучения и воспитания участников в силу непосредственной эстетически чувственной образности искусства. Он должен быть знатоком истории и теории данного вида искусства, уметь передать свои знания, следить за достижениями в области культуры и искусства и привлекать к ним внимание участников.

Руководителю самодеятельного коллектива мало быть художником, он должен быть педагогом, обладать педагогическими способностями. Педагогически подготовленный руководитель организует процесс передачи участникам знаний, умений и навыков, а главное, создает условия для их самостоятельной активной учебно-воспитательной работы.

Его компетентность проявляется не только в его профессии художника, но и педагога.

В настоящее время самодеятельные коллективы нуждаются не только в педагогах-художниках, но и психологах. Знание психологии человека поможет руководителям значительно повысить уровень учебно-воспитательной работы в коллективе.

В структуре необходимых педагогических качеств большое значение придается коммуникативным способностям.

Способность общения проявляется у руководителя в разных ситуациях. Имея опыт, он сразу может оценить сложившуюся ситуацию в коллективе и принять педагогически эффективное решение. По еле заметным эмоциям он чувствует и понимает возникшее у человека затруднение, состояние неуверенности и растерянности или, напротив, переоценки своих возможностей. Для неопытного же руководителя участники мало, чем друг от друга отличаются, он, прежде всего, замечает способных, тех, кто имеет хороший голос, пластичен и т. д. и кто малоспособный.

Руководитель должен в совершенстве владеть педагогическим тактом. Это означает уважение к личности и индивидуальности каждого участника, чуткость и внимательность к психологическому их состоянию, доверие к ним и веру в их художественные возможности, умение устанавливать и поддерживать ровные отношения и быть выдержанным. Невозможно дать рекомендации, каким образом следует поступать в той или иной ситуации, так как они чрезвычайно многообразны. Но опытный педагог умеет в соответствии с конкретной обстановкой правильно использовать приемы воздействия с учетом психологии человека. С одним — провести разговор с глазу на глаз, с другим — на миру, третьему достаточно одного взгляда, с четвертым нужен большой, обстоятельный разговор и т. д.

Руководитель призван быть организатором всей художественно-педагогической деятельности коллектива. Организаторские способности выражаются в умении осуществлять триединство деятельности коллектива, то есть жить перспективой и учитывать развитие по спирали, следовательно, уметь планировать свою работу так, чтобы в нее входили психолого-педагогические и художественно-технологические компоненты.

Руководитель должен уметь гармонично сочетать разнообразные формы занятий с чередованием интенсивных и небольших нагрузок, сосредоточенность — с расслабленностью. Правильно организованные занятия приносят всем чувство удовлетворения и радость от встречи с искусством, друг с другом.

От компетенции, художественно-педагогической подготовленности и способностей руководителя во многом зависит будущее самодеятельных коллективов. Повышение удельного веса руководителей со средним и высшим специальным образованием, улучшение системы их переподготовки, более целенаправленная и систематическая помощь со стороны профессиональных коллективов, неуклонное повышение качества информационно-методической помощи — таков неполный перечень факторов, влияющих на рост их художественно-педагогической квалификации.

Педагогическое самообразование руководителя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура, специфически спроецированная в сферу педагогической деятельности самодеятельного коллектива.

Профессия руководителя коллектива имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в профессии руководителя как педагога личностный рост — непременное условие достижения профессионализма.

Ориентация на успех в своей профессиональной деятельности должна быть свойственна любому педагогу и любому специалисту — руководителю творческого коллектива. В работе Л.М. Митиной «Управлять или подавлять» анализируются особенности людей, которых называют «самодостаточными». Это люди без «комплекса неполноценности», которые добились положения, уважения, испытывают самоуважение, живут в ладу со своей совестью. Их называют победителями. Оказалось, что общим у этих самых различных людей были основополагающие жизненные установки.

Первая установка — высокая самооценка. Это необходимо каждому человеку, чтобы сохранить себя как личность. Если человек не видит ничего из того, что можно в нем оценить, как его смогут ценить другие?

Вторая установка — позитивное отношение к жизни. Люди, умеющие видеть положительные стороны жизни, находят поддержку в самых неожиданных местах. Если мы видим в жизни только негативное, что будет с нашей жизнью? А между тем очень многие люди чрезвычайно критично относятся ко всему, что их окружает. Повышенная критичность часто рассматривается как отсутствие личностной самодостаточности.

Третья установка — вера в добро. Вера в добро — мораль сильного человека. Пока мы верим в добро, мы сохраняем свою силу. Разуверившись в добре, мы уступаем злу и становимся перед ним безоружными.

Четвертая установка — умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, даже если в той или иной ситуации мы оказываемся «ни при чем». При этой установке реализуется ответственность за происходящее, присутствует мудрость, ощущение себя частицей социального организма, всей Природы, Вселенной.

Пятая установка — умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.

Глава 2. Профессиональные и личностные требования к специалистам учреждений культуры.

2.1. Профессиональные требования к специалистам учреждений культуры

.

Мною были собраны и обобщены требования к специалистам учреждений культуры

В области хорового творчества (хоровым и музыкальным коллективам) необходимо знать:

  • технику дирижирования;

  • основы первичного звукоизвлечения и технику дыхания;

  • методы и способы аранжировки;

  • элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу;

• методику детского музыкального воспитания; необходимо уметь:

  • работать с хором (ансамблем), применяя навыки дирижирования;

  • читать хоровые партитуры;

  • применять навыки игры на фортепиано;

  • использовать приобретенные певческие и ансамблевые навыки;

  • аранжировать произведение для хорового коллектива;

  • проводить уроки музыки.

В области этнохудожественного творчества (фольклорным коллективам) необходимо знать:

• теоретические основы драматургии и режиссуры;

• теоретические основы этнографии, обрядовую символику и драматургию обрядового действа;

• основы сценарной композиции;

• теорию, практику и методику преподавания исполнительского мастерства, народного поэтического слова, народного музыкального творчества, фольклорного ансамбля;

• музыкальную грамоту;

• разновидности фольклорных инструментов; необходимо уметь:

• разработать сценарий и осуществить постановку сценического действа;

• вести репетиционную работу;

  • создать образ фольклорного персонажа в разных жанрах традиционного игрового искусства;

  • проводить занятия по овладению исполнительским мастерством, народным поэтическим словом, народному музыкальному творчеству, обрядовому фольклору, фольклорному ансамблю;

• использовать приобретенные певческие навыки и навыки игры на фольклорном музыкальном инструменте.

В области народного инструментального творчества необходимо знать:

  • народные инструменты и приемы игры на них;

  • основы техники дирижирования;

  • основы инструментоведения и инструментовки;

Страницы: ← предыдущаяследующая →

123456Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества

    Диссертация >> Психология

    1.2 Специфика управления творческим коллективом на предприятии культуры и искусства

    наук Научный руководитель: доктор психологических … его участников, диалог создает условия для их максимального полного творческого … ситуаций, является профессиональноличностнымкачеством учителя. … деятельности всего педагогического коллектива падает, так …

  2. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя

    Дипломная работа >> Психология

    его участников, диалог создает условия для их максимального полного творческого … является профессиональноличностнымкачеством … педагогического коллектива падает, … материалов художественной литературы, … оценки качества работы учителей и руководителей школы, …

  3. Личностный потенциал специалиста и пути его развития в соответствии с профилем професcии

    Реферат >> Психология

    художественныйличностныекачества в процесс профессионального обучения и производственной деятельности, поэтому знание и учет еголичностныхкачеств — необходимое условие егоколлектива. Для развития этого качества, безусловно, важна несколько творческая

  4. Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога

    Дипломная работа >> Психология

    … становлению профессиональногоколлектива. Реальная … уровнем и интенсивностью художественных потребностей личности, … личностныхкачеств, определяющих своеобразие профессионального поведения педагога, его мастерство, творческий … Работа руководителя группы …

  5. Профессиональная этика (3)

    Реферат >> Этика

    … обществе личностныекачества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все …

Хочу больше похожих работ…

Основной предмет деятельности коллектива художественной самодеятельности –искусство, а основная цель – формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей участников. Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению исполнителей в художественно-творческую и социально-культурную деятельность.

Когда коллектив – сплошной креатив! Особенности управления творческим коллективом

Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений.

Методы художественного обучения необходимо увязывать с особенностями занятий самодеятельного художественного коллектива. Научиться играть на музыкальном инструменте, правильно петь, интонировать партию, овладеть актерским мастерством трудно. В условиях самодеятельности процесс обучения усложняется тем, что он ограничен во времени. В самодеятельности нет так называемых «ученических» занятий. Здесь сразу же готовятся к выходу на сцену. Перед руководителем стоит задача в кратчайшие сроки научить, передать художественный опыт, обогатить эстетический и духовный кругозор. Один руководитель делает упор в первую очередь на развитие специальных исполнительских навыков и умений, другой – вначале знакомит с основами искусств, эстетических знаний, постепенно переходя к исполнительской практике.

Но в любом случае основой художественного обучения является исполнительская подготовка, которая дополняется общекультурным развитием. Занятия с участниками подразделяются на практические и теоретические.

Единой методики проведения теоретических занятий не существует. В одном случае им отводятся специальные часы, в другом, они органично включаются в практические занятия, информация теоретического характера подается и усваивается в процессе разучивания партий, ролей, движений. Знания теоретического характера в коллективах связаны:

— в оркестровых, хоровых – с изучением нотной грамоты, теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературы, истории исполнительства;

— в театральных – с изучением истории театра, культуры речи, музыкальной литературы и др.;

— в хореографических – с изучением истории хореографического искусства, анатомии и физиологии человека, анализа музыкальных произведений, народного костюма.

При организации теоретических занятий используются методы:

— словесные – объяснение, беседа, рассказ-описание, информационный рассказ и др.;

— наглядные – иллюстрация – показ предметов, явлений, процессов в изображении, дидактического материала, карт и др.

Наиболее употребительными методами практического обучения являются:

— показ, демонстрация – показ реальный предметов, движений, процессов;

— повторение, упражнение – занятие для приобретения, усовершенствования навыков; этюд – разновидность упражнения, служащее для развития и совершенствования актерской техники, исполнительского мастерства. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем;

— самостоятельная работа – закрепление полученных знаний, умений без посторонней помощи, своими силами.

Фольклорные коллективы с целью формирования репертуара могут использовать в своей практической деятельности метод собирания.

Методы объяснения и описания используются также в случае, если участник не может «схватить» показанное движение, прием, не улавливает его сути. Прием или движение объясняется частями.

Овладение конкретными навыками, приемами игры, пения строится на их демонстрации перед участниками. Обучение ведется путем повторения, копирования действий руководителя. Затем приемы в процессе повторения, длительного упражнения становятся умениями. Умение – это способность выполнять определенные действия на основе ранее приобретенных знаний. В процессе обучения развиваются навыки игры на инструменте, пения, танца в коллективе. Навыки – это умения, развитые и закрепленные до автоматизма. Уровень развития исполнительских навыков является основным показателем для организации репетиционных занятий, перехода от индивидуальных, мелкогрупповых к коллективным занятиям.

Целесообразно использовать руководителю творческого коллектива в своей педагогической практике и обучающие игры, и методы стимулирования и релаксации, контроля и коррекции.

Квалифицированный руководитель должен уметь использовать при организации педагогического процесса в творческом коллективе все многообразие методов, предвидя их эффективность, продуктивность, учитывая целесообразность их применения.

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2171 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Костромской

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Управление персоналом

Тема

Коллектив как объект управления

Фамилия студента

Проша

Имя студента

Екатерина

Отчество студента

Николаевна

№ контракта

Содержание

1 Коллектив как объект управления…………………..…………………….3

Основная часть

Коллектив как объект управления

Реализация управленческих функций, исполняется субъектом управления относительно к организации, общественной группе, коллективу как объектам управления. Категории, исследованием которых занимается социальная психология, имеют все шансы быть разделены на большие и малые. К большим по количеству социальным группам можно отнести, с одной стороны, стихийные, кратковременно существующие, случайно образующиеся общности типа толпы, публики, аудитории, а с другой — долго существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования: этнические или профессиональные категории.

Толпа возникает в связи с различными событиями, продолжительность ее существования определяется значительностью инцидента. Главный фон поведения толпы — это стихия и неорганизованность, что собственно часто приводит к брутальным формам поведения.

Масса — наиболее стабильное образование с достаточно нечеткими границами, она организована в большей степени, нежели толпа, в которую конкретные слои народонаселения довольно принципиально собираются из-за некоторой акции. В деяниях массы наиболее точные окончательные цели и стратегия поведения, но масса, как и толпа, разнородна, поскольку в ней возможно столкновение интересов, а значит, ее существование непрочно. Публикой называют кратковременное собрание людей для общего досуга связанным с неким зрелищем на стадионе, в зрительном зале. Публика постоянно собирается ради единой, определенной цели, а значит, она наиболее управляема, хотя она остается массовым собранием людей, довольно какого-нибудь инцидента, чтобы она стала непрочной и неуправляемой.

Традиционно объект социальной психологии управления — небольшие контактные категории и трудовые коллективы, а предмет — социально-психологическая сторона обилия управленческих от­ношений, охватывающих людей как членов трудового коллектива.

Коллектив — это любое официально санкционированное объединение людей, контактная небольшая категория людей, занимающихся каким-либо социально полезным видом деятельности. Категория «коллектив» имеет ряд единых признаков с понятием малой группы, из числа которых важнейшими считаются следующие: общность территории и времени существования, присутствие системы внутренних взаимосвязей и взаимоотношений между членами категории, наличие лидера и определенной иерархически организованной структуры взаимоотношений.

Дифференциальным признаком коллектива считают специфику системообразующего фактора — цели существования коллектива в форме значимых социального заказа или же общественных задач, которые характеризуют содержание коллективной деятельности. Следовательно, можно рассматривать коллектив как общественно зрелую форму малой контактной категории.

К характеристикам группы относятся композиция группы, структура и массовые процессы. Композиция группы — это совокупность характеристик членов группы, существенных с точки зрения анализа группы как целого, в виде ее численности, возрастного, полового и национального составов, а также социального положения ее членов. Текстура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые исполняют отдельные члены группы, также с точки зрения межличностных взаимоотношений в ней. Выделяют структуры предпочтений, общественной власти и коммуникаций. Групповые процессы включают процессы становления и сплочения, массового давления и выработки решений.

К чертам, характеризующим положение человека в груп­пе, относятся: система групповых ожиданий, система статусов и ролей членов группы. Система групповых ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется через групповые санкции. Поведение, соответствующее образцу, поощряется, а несоответствующее наказывается группой. Большое значение в определении функции и значения каждого члена в групповой деятельности принадлежит социальному статусу и социальной роли человека. Статус — это совокупность психологических характеристик человека, характеризующих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы. Статус реализуется через систему ролей, под которыми понимают различные функции, выполняемые каждым членом группы в соответствии со своим положением в ней.

Для содержательного анализа малой  группы как целого важно, прежде всего, проанализировать структуры малой группы: социометрическую, коммуникативную и структуру власти.

Социометрическая структура группы — это совокупность соподчиненных  позиций членов группы в системе  внутригрупповых межличностных  предпочтений, которая выглядит как система предпочтений — отвержения; эмоциональных симпатий — антипатий между членами группы. Свое название система получила в соответствии с основным методом ее диагностики — социометрией.

Социометрический статус как проявление общественного статуса считается величиной довольно стабильной, которая имеет направленность сохраняться в данной конкретной группе и очень часто «переходит» с человеком в иную группу, потому что он привыкает исполнять роли, предписанные ему его неизменным социальным статусом. В поведении закрепляются определенные привычные формы реагирования на слова и поступки других, все невербальные реакции тоже подстраиваются под определенную роль. Переходя в иную категорию, человек продолжает играть обычную роль, члены группы воспринимают предлагаемый образ и нередко подыгрывают ему.

На меру социального статуса оказывают большое влияние определенные психологические и социальные факторы, например внешний вид человека (физическая привлекательность и имидж, а также свойства темперамента: общительность, эмоциональность, сниженная тревожность и стабильность поведения). Большое значение имеют успехи в ведущей деятельности группы или коллектива: учебе, общении, профессиональной деятельности, которые определяются в большой степени интеллектуальными способностями. Интересно, что статус человека в конкретной группе нередко находится в зависимости от его положения в иных группах, успехов во внегрупповой деятельности. Так, студент, отличившийся в некотором виде спорта, творчестве, может за счет этого значительно улучшить собственные позиции в группе. С данной точки зрения большими преимуществами в достижении высокого стабильного места в системе групповых предпочтений обладают студенты, имеющие богатый опыт социального общения в различных сферах, с разными людьми.

Исходя из убеждений становления личности, человеку целесообразно время от времени изменять собственный статус, так как это гарантирует ему большую социальную гибкость, позволяет примерить на себя разные «социальные маски», разные внутригрупповые роли. Именно этим человек вырабатывает более гибкую и продуктивную стратегию собственного поведения, познает людей и смысл их поступков. Основное условие, обеспечивающее динамику статусов членов группы, заключается в создании разнообразных форм групповой деятельности, которые потребовали бы от своих исполнителей различного перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации многообразных личностных полномочий и ресурсов членов группы.

Для увеличения статуса отверженного или изолированного члена группы может быть применён прием, символически именуемый «отсвет от звезды». Сущность его в том, что высокостатусному члену группы под благовидным поводом поручается в совместной работе с низкостатусным выполнить необходимую работу для группы.

Весомая черта системы внутригрупповых предпочтений — это взаимность психологических предпочтений. У человека может быть только один положительный выбор, но если он взаимный, то данный человек будет себя чувствовать значительно увереннее, чем в том случае, если его предпочитает несколько людей, а сам он нацелен на других, не замечающих или отклоняющих его.

Существенная характеристика социометрической структуры связана  с наличием устойчивых констелляций межличностного предпочтения. Возникающие в группе мини-объединения могут быть различны по своему внутреннему строению, сплоченности, могут иметь или не иметь членов, отвергающих друг друга, что тоже важно для общей характеристики группы. Социометрическая матрица дает возможность понять, как распределяются отвержения в группе. Например, в группе могут быть представители, которых не любит почти вся группа, или, наоборот, почти у всех могут быть отвержения, но, ни у кого они не преобладают значительно над предпочтениями.

Коммуникативная структура группы — это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой. Владение информацией — важный показатель положения члена группы. С одной стороны, доступ к получению и хранению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, немалые групповые привилегии.

Как управлять творческим коллективом

В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют коммуникативным лидером. С другой — информация адресуется, как правило, высокостатусным членам группы, т.е. обладание информацией связано с мерой статуса индивида. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше статус, тем более доброжелателен характер передаваемой информации.

При анализе информационных групповых связей часто используют термин «коммуникативная сеть» и выделяют два типа таких сетей: централизованные и децентрализованные. Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет основную роль в организации обмена информацией и межличностного взаимодействия. Через него осуществляется общение остальных участников данной деятельности, которые непосредственно между собой контактировать не могут. Применение централизованных коммуникативных сетей целесообразно для решения конкретных задач, возложенных на группу, а также при необходимости организованного сплочения группы.

Децентрализованные коммуникативные  сети, основное отличие которых состоит в «коммуникативном равенстве» всех участников по обладанию возможностями принимать, передавать и перерабатывать информацию, вступать в прямое общение со всеми партнерами по совместной деятельности. Использование этого вида коммуникативных сетей уместно при решении нестандартных и не лимитированных временем сложных задач.

Структура социальной власти в малой группе — это система взаиморасположения членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние на решение важных и значимых вопросов и задач группы. Социальная власть в группе реализуется через потенциальное и актуальное право на влияние и может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены две: руководство и лидерство.

Структура связей коллектива имеет черты сходства с описанными выше системами социальных отношений для малой контактной группы, но обладает некоторыми специфическими чертами. В социальной психологии выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) структуру коллектива, являющуюся совокупностью всех внутриколлективных отношений.

Формальная структура ориентируется научно-техническим разделением труда, официальными правами и обязанностями членов коллектива. Согласно с ним любой работник, реализуя собственные функции, взаимодействует с остальными членами коллектива предписанным ему образом. Это предписание может быть в виде административно-правовых актов, официальных должностных инструкций, приказов, других нормативных документов. Очевидно, что формальная структура коллектива включает в себя и аппарат управления, и его функции. Неформальная структура представляет собой неожиданно образовавшуюся совокупность реальных отношений между членами этого коллектива. Традиционно в основе появления таких отношений лежат психологические факторы: необходимость в общении, сходство интересов, симпатии и антипатии, предрасположенность к доминированию и др. При всём при этом из рассмотрения не исключаются помимо прочего некоторые формальные предпосылки, которые упрощают людям вступление в неофициальные контакты. К этим предпосылкам, возможно, отнести научно-технические особенности трудового процесса, сходство членов коллектива по полу, возрасту, семейному положению. Действие этих предпосылок на структуру коллектива проявляется, прежде всего, через психологические механизмы внутригрупповых взаимоотношений.

Следовательно, в структуре профессионального коллектива выделяют формальную, технологически обусловленную структуру, и неформальную, преимущественно психологическую структуру межличностных отношений. Эти более сложные структурные характеристики коллектива определяются, как уже отмечалось, наличием у него социально признаваемой цели профессиональной деятельности. В связи с этим функционирование коллектива более сложное, что детерминирует высокие требования к эффективности управления его жизнедеятельностью.

В виде финансовых характеристик продуктивности коллектива называются разные аспекты: прибыль, рентабельность, производительность труда, качество продукции, ее новизну, себестоимость и другие. Повторяющийся вид интегральных эмоциональных признаков коллективной работы на практике больше иных употребляются данные социально-психологического климата и сплоченности. Социально-психологический климат — это складывающаяся в трудовом коллективе эмоциональная атмосфера, удобная или же дискомфортная для его членов; такой климат, возможно, рассматривать как отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого — беспристрастной жизнедеятельности коллектива.

На состояние эмоционального климата в трудовом коллективе оказывают воздействие существующая ситуация в обществе, нрав публичных отношений, а ещё отличительные черты этой сферы трудовой деятельности, реализуемых в ней управленческих действий, особенность взаимосвязей с другими трудовыми коллективами.

Страницы:12следующая →

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *