Пример мозгового штурма для студентов

Posted On 11.01.2018

Название. Коммуникативное упражнение «Мозговой штурм»

Предназначение.

Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся использовать мозговой штурм (на примере выдуманной проблемы).

Мозговой штурм — довольно распространенная процедура, особенно в западном менеджменте. Он рассматривается как один из важных инструментов бизнеса. Если организация желает быть «на волне», не отставать от конкурентов, а в чем-то их превосходить, то необходимо заботиться об инновациях, хочется этого или не хочется. А любая инновация начинается с идеи. А идеи приходят в голову людям. И чем больше людей вовлечены в процесс генерации идей, тем лучше. Особенно если это люди, близкие к проблемному полю. Поэтому многие активные руководители не жалеют ресурсов на то, чтобы сначала собрать идеи, а потом их отсеивать.

Одной из распространенных ошибок или недоработок является то, что для участия в мозговом штурме приглашаются не очень подготовленные участники: они могут быть в курсе того, что из себя представляет мозговой штурм, но у них нет еще опыта участия в мозговом штурме, может иметься ряд опасений. Желательно не пожалеть пару часов времени на адаптацию участников, если в таковой имеется необходимость. Для этого, собственно, и предназначено настоящее упражнение.

Ведущий предлагает участникам попробовать мыслить несколько более свободно, раскрепощенно, без оглядки на возможный результат. Предлагается научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу.

В практической психологии это называется свободным ассоциированием. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это ни казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось в психотерапии, при анализе глубинных интересов и способностей человека. На сегодняшний день мозговой штурм широко используется для решения разного рода промышленных, административных и других задач.

Процедура мозгового штурма предельно проста. Собирается группа людей для того, чтобы «свободно ассоциировать» на заданную тему. Примеры производственных задач, решаемых с помощью мозгового штурма, можно приводить самые разные:

— как улучшить работу с посетителями?

— как получить кредит?

— как повысить производительность труда?

— как сократить издержки?

Каждый участник мозгового штурма предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда не кажется относящимся к проблеме. Критика при этом полностью запрещена.

Цель мозгового штурма — получить как можно больше новых, оригинальных идей. Результат мозгового штурма можно изложить количественно: чем больше идей — тем лучше. Потом, после мозгового штурма, идеи будут анализироваться, обобщаться. Сейчас самое важное — собрать как можно больше идей.

Идеи тщательно записываются: иногда письменно, иногда аудио- визуальным способом. По окончании собственно мозгового штурма идеи критически оцениваются. Оцениваются, как правило, другой группой людей.

Один из авторов техники мозгового штурма Осборн в 1957 году изложил следующие психологические принципы мозгового штурма, направленные на активизацию творческого мышления участников:

Объяснив участникам смысл мозгового штурма, ведущий предлагает «немного размяться» в этой технике. Он предлагает к обсуждению проблему. Желательно взять реалистичную проблему, не совсем «высосанную из пальца», с целым рядом аспектов, «подводных камней». Проблема должна быть игровой, то есть не затрагивать непосредственно чьи-то интересы из участников. Примеры проблем:

В целом на упражнение отводится от сорока минут до двух часов. Это, разумеется, не полноценный производственный мозговой штурм. Мозговой штурм делится на три части: первое обсуждение (примерно 50% времени), размышление в тишине (примерно 20% времени), третье обсуждение.

Ведущий всячески следит за тем, чтобы участники не оценивали идеи друг друга. В конце штурма также оценка идей не производится. Это делается для того, чтобы настроить участников на нужный лад: в процессе мозгового штурма важен не результат, а сам процесс.

Методика проведения мозгового штурма (брейнсторминг)

Проводится разминка на развитие творческого воображения с помощью тестирования учащихся для определения уровня развития креативности. Под этим термином подразумевают специфику процесса, в результате которого человек создаёт что-либо новое, т.е. творит. Применительно к подросткам креативность рассматривают как способность отказываться от стереотипных способов мышления. Выделяют четыре основных признака креативности:

1. Оригинальность – способность продуцировать необычайные ассоциации и ответы.

2.      Семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.

3.      Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нём новые возможности.

4.      Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации.

По этим признакам делят учащихся на две группы: генераторов идей и аналитиков.

Тесты для выявления учащихся – генераторов идей:

1. Тесты на оригинальность:

a)      предлагается некоторый текст, а испытуемый должен предложить к нему как можно больше названий;

b)      описывается несколько гипотетических ситуаций, испытуемого просят перечислить всевозможные их последствия.

2. Тесты на семантическую гибкость:

a)      дано пять объектов, но только с помощью одного из них можно решить поставленную проблему.

Например, задание – разжечь огонь; объекты = авторучка, огурец, шарик, карманные часы, лампочка.

Ответ:часы, их стекло можно использовать как увеличительное стекло.

b)      дано два объекта, необходимо соединить их так, чтобы получился полезный третий.

3.

100 идей за полчаса. Мозговой штурм, который работает

Тест на образную адаптивную гибкость в примере:

Головоломки со спичками, где путём перемещения одной спички достигается иной результат.

Пример: IX – IV = V

Решение: X – IV = VI

4. Тест на семантическую спонтанную гибкость:

a) предложить всевозможные способы применения обычных вещей ;

b)      перечислить как можно больше объектов, принадлежащих данному классу.

Тесты для выявления учащихся – аналитиков:

1. Тест «Спроси и догадайся»:

состоит из трёх частей:

a)      вопросы;

b)      предложения причин;

c)      предположения последствий.

Стержнем теста является нейтральный рисунок или словесное описание нейтральной ситуации. Например, человек наклонился над водой и рассматривает своё отражение.

В части а) испытуемого просят задать по этой картине как можно больше вопросов; в части б) он должен придумать как можно больше причин этого события; в части с) перечислить все его возможные последствия.

2. Тест «Совершенствование продуктов:

в тесте используется в качестве стимула изображение или описание какого-нибудь простого промышленного изделия, например детской игрушки. Требуется предложить интересные пути её изменения.

3. Тест «Необычайное употребление»:

аналогичен тесту 4 а) группы генераторов идей.

4. Тест «Необычайные вопросы»:

предлагает испытуемому задать как можно больше вопросов, касающихся предложенного ему объекта.

5. Тест «Просто предложи»:

требует в качестве стимула вообразить совершенно неправдоподобную ситуацию. Например, нужно представить, что к облакам привязаны верёвки, спускающиеся до земли. Испытуемый должен сказать, что из этого может получиться.

Из истории брейнсторминга

Метод с оригинальным названием мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) назван так его автором Алексом Осборном в . С этого времени история его использования обросла легендами. Метод нашёл применение во многих странах, получил целый рядновых названий, предстал в виде многих модификаций. Под воздействием других, более современных методов его область применения сузилась, хотя к нему обращаются и теперь в моменты, когда человек очень увлечён своим делом или страстно желает помочь другому.

Обществу нужны яркие, оригинальные идеи. Для их выдвижения требуется необычное, нестандартное мышление, поскольку правильная идея часто противоположна очевидной.

А. Осборн задался вопросом: почему слабо используется творческий потенциал граждан для решения стоящих перед страной проблем?

Дело в том, что для подачи идей в оформленном по всем правилам виде, с обоснованиями нужны знания, которыми большинство людей не располагает. А. Осборн решил разделить проблему так, чтобы опытные специалисты позаботились о юридическом оформлении, тогда как остальные сосредоточились бы только на выдвижении идей.

Мозговой штурм как метод очень прост. А. Осборн предусматривает наличие в нём следующих этапов:

¾ подготовительного;

¾    генерации идей;

¾    анализа и оценки идей.

Для организации процесса мозгового штурма и для управления работой назначается ведущий, который на подготовительном этапе должен понять и сформулировать задачу, определить участников для следующих этапов (лучше, если в классе после тестирования на одной стороне – генераторы идей, на другой – аналитики); обеспечить фиксацию идей (магнитофон и т.п.).

На этапе анализа мы советуем слегка отойти от рекомендаций А. Осборна. Пусть автор идеи её и обосновывает, если же он не сможет дать чёткого объяснения, то пусть это сделает любой желающий, вне зависимости от условного деления группы на генераторов идей и аналитиков. Тогда активность группы и высокий темп работы будут обеспечены.

Последовательность работы над предложенной идеей может быть следующей: обобщение идеи, выяснение принципа, оценка перспективности принципа и, наконец, его наполнение конкретным содержанием.

Пример проведения мозгового штурма

Задача.

Железорудный концентрат, перевозимый на судах с несекционированными трюмами, даже при незначительной качке ведёт себя как жидкость. Такая масса причиняет много хлопот: при кренах перетекает от одного борта к другому, создавая угрозу переворачивания. Предложите варианта устранения этого недостатка.

Ведущий. Ещё раз напоминаю о полном запрете критики на этапе генерации, даже взглядом, пожатием плеч, скептическим выражением лица и т.п.

(1) Генератор идей   А. Предлагаю насыпать до самого верха, до полного заполнения трюма. Тогда не будет места для перетекания. (В скобках № идеи).

(2) Генератор идей   Б. Можно ограничить свободу движения груза, прижимая его щитками сверху.

(3) Генератор идей   В. Можно сделать так, чтобы при шторме выдвигались боковые «крылья». Тогда качка не страшна.

(4) Генератор идей   Г. А можно сделать, чтобы трюм был разделен перегородкой пополам.

(5) Генератор идей   А. Лучше опускать несколько перегородок, чтобы были отсеки.

(6) Генератор идей   Д. Надо, чтобы были устройства, как на гироскопе.

(7) Генератор идей   В. Когда человек наклоняется, он выбрасывает с противоположной стороны руку. Пусть и корабль так.

(8) Генератор идей   Е. А если покрыть груз какой-нибудь покрышкой?

(9) Генератор идей   В. Побрызгать пенополиуретановой жидкостью. Я видел, так герметизируют кузова автомобилей при перевозке зерна.

(10) Генератор идей     Г. Сделать вместо окатышей крупные куски. Они сцепятся и не будут кататься.

(11) Генератор идей     Б. Заморозить груз. Сначала смочить, а потом заморозить.

Ведущий. Давай те вспомним, что мы перевозим.

(12) Генератор идей     А.

Ой, можно ведь намагнитить!

(13) Генератор идей     Д. Расположить под кузовом специальную подушку и накачивать. Груз подожмётся к потолку трюма.

(14) Генератор идей     В. Тогда лучше поджимать сверху.

(15) Генератор идей     Е. Обжечь часть груза сверху, чтобы она спеклась в виде корки.

Ведущий. По правилам генерацию идей не останавливают. У нас другая ситуация. Давайте подведём черту, чтобы оценить идеи. На этом этапе можно слушать доводы сторон и разбивать их «вдребезги». Кто подал первую идею?

Генератор идей А. подал я. Но я подумал, что без специальный вибраторов это не получится. Мама засыпает в банку муку, а я её потрясу – и есть ещё много места.

Снимаю своё предложение.

Аналитик Н. И вторая идея плохая. Каких же размеров должны быть щиты? Чем их прижимать?

Генератор идей Б. домкратом.

Аналитик Н. это сколько же их нужно на весь корабль?

Аналитик М. и перегородки не лучший вариант. А вот поджим воздухом сверху, как подушкой, это хорошо. Так в автомобилях сохраняют жизнь водителю. Только пусть автор покажет их решение.

Генератор идей В. Большие ёмкости из прорезиненной ткани. В свёрнутом виде – как большая труба. А накачивается бортовым компрессором.

Ведущий. А как с идеей поджима снизу?

Несколько голосов. Это же большая тяжесть. Корабли ведь огромные.

Аналитик З. А вот магнитная идея очень хорошая. И дешевле, и компактнее. Электромагниты в виде гирлянды по периметру. А не нужно – выключим.

Здесь мы прервём стенограмму ходу обсуждения идей. Скажем лишь, что в мире запатентованы идеи фиксации с помощью магнитного поля, надувных элементов, а также с изменением консистенции груза и т.д. Ребята сделали, по существу, свои первые изобретения.

Закончив обсуждение вариантов обязательно отмечаются успехи учащихся, показывая, что творчество посильно каждому.

Примечательный факт: «Мозговой штурм был изобретен в 1930х как практическая техника генерации идей для регулярного использования «креативщиками» в рекламном агентстве BBDO». Но все переменилось в 1942, когда Алекс Осборн — «О» в аббревиатуре BBDO — выпустил книгу под названием How to Think Up («Как находить решения» — прим.: на русском не издавалась), взволновавшую умы его собратьев-рекламщиков или «Чокнутых парней».

С 1942 года техника генерации идей, получившая начало в нью-йоркском креативном агентстве, как дикий плющ охватила все стартапы Силиконовой долины. И теперь вблизи Стэнфорда всякий интроверт каждый раз съеживается, предвидя перспективу сидеть в полной коллег комнате, записывая свои «сырые» идеи на стикерах Post-it и вывешивая их на всеобщее обозрение. (Если вы один из них, то посмотрите выступление Дэвида Келли на TED Talk об уверенности в творческих способностях, которое хорошо дополняет речь Сюзан Кейн о силе интровертов.)

За свою жизнь я провела много мозговых штурмов: с дизайнерами в IDEO, с Томом и Дэвидом Келли (я — соавтор книги Creative Confidence («Уверенность в творческих способностях» — прим.: на русском не издавалась)), и с коллективом редакции TED. И я заметила, что отнюдь не все в восторге от идеи мозгового штурма. На самом деле, я убедилась, что не существуетодного-единственного верного способа проведения мозгового штурма. Вы должны быть готовы изменить формат, продолжительность и параметры каждой сессии, чтобы адаптировать ее к возможному смешению интровертов, экстравертов и уровней их уверенности в творческих способностях.

Ниже представлено 12 советов о том, как провести убойный мозговой штурм с участием (большинства) интровертов:

  1. Сообщайте о вопросе или теме заблаговременно. Для интровертов, склонных выдавать лучшие идеи вдали от напрягающего окружения, предварительное знакомство с темой – ключевой фактор. Он позволяет им подготовить несколько креативных вариантов и не впасть в панику от напористого поведения экстравертов.
  2. Усадите группу за круглый стол. Это работало для Короля Артура и Рыцарей Круглого стола.
  3. Проводите короткие сессии. 10 минут в конце очередной встречи вполне подойдут, так как некоторым может стать дурно уже при виде всплывающего напоминания о собрании на целый час.
  4. По мере появления добавляйте идеи в нумерованный список. Избавьтесь от стикеров и пользуйтесь только крупными листами бумаги на столе или магнитной доске, если она имеется.

    Метод «мозгового штурма

    Нумерация позволяет людям еще сильнее ощущать успешное продвижение к намеченной цели. Этакое ментальное похлопывание по плечу.

  5. В качестве цели поставьте конкретное число идей. Скажем, 25. Сообщите эту цифру участникам в самом начале и не останавливайтесь, пока столько не наберете. По желанию можно продолжить и дальше, но это уже как приятный бонус.
  6. Начните с участника слева от вас и двигайтесь по кругу. По одной идее с участника за раз. Никого не пропускайте. Так вы услышите каждого, а не только самых громкоголосых.
  7. Режим по умолчанию для успешного мозгового штурма — это «да, и». Как и комики во время импровизации, хорошие брейнстормеры не тратят время, чтобы «добить» нелепую идею. Вместо этого они развивают ее, добавляя что-нибудь действительно крутое, или быстро выдают новую. Другими словами, нужно опираться на идеи других. Я задаю этот ориентир в начале каждого мозгового штурма и укрепляю представление о нем по ходу; это полная противоположность тому, как крупные, традиционные корпорации подходят к работе над новыми идеями. Цель этой стадии — создавать «ремиксы», дополнять чужие идеи, а не фильтровать или критиковать их.
  8. Записывайте все высказанные идеи, и занимайте нейтральную, уважительную позицию к каждой из них. Сознательно или подсознательно, остальные начнут вести себя также. Старайтесь, чтобы каждый в комнате чувствовал, что его услышали, чтобы у каждого было разрешение высказаться и не выносите суждений по ходу. Совет профи: не записывайте имя автора идеи.
  9. Раздайте участникам нефильтрованный список идей по окончании. Отправьте по email, выложите на Google Doc — как удобнее вашей команде. Никогда не знаешь, какой обрывок идеи «выстрелит» и наведет участников на следующую гениальную мысль.
  10. Если выражение «мозговой штурм» не работает для вас или вашей команды, переименуйте его. Назовите процесс «дизайн-импровизацией», «мини-джемом», «пятиминуткой на раздумья» — да как угодно. Название куда менее важно, чем цель — собрать людей вместе в обстановке, побуждающей генерировать идеи, достойные распространения, или решения проблем, заслуживающих искоренения.
  11. Модификация #1: Пассивный мозговой штурм, 5-дневная версия. Если все участники находятся в одном офисе, в качестве успешной альтернативы мозговому штурму с личным присутствием, можно повесить лист большого формата на стене рядом с кухней или уборной, написав на нем вопрос и оставив ручку для ответов (в IDEO отлично сработала грифельная краска для стены в комнате «М/Ж»). Пусть повисит 5 дней, а потом сфотографируйте и расшифруйте.
  12. Модификация #2: Пассивный мозговой штурм, 5-минутная версия. Вторая альтернатива кабинетному мозговому штурму — ввести пятиминутный перерыв «на вдохновение» около трех часов пополудни, когда людям, так или иначе, нужна подзарядка. Вбросьте идею, отправив групповую email-рассылку (или любым другим способом в рамках корпоративной культуры) с темой письма: «Пятиминутный перерыв для вдохновения: » — и пригласите к обсуждению. Одно «но»: этот метод работает лучше, когда в своем письме вы сразу даете несколько имеющихся вариантов и строго придерживаетесь лимита в 5 минут.

Как и другие инструменты генерации идей, мозговой штурм был изобретен для достижения творческого успеха с меньшими усилиями, а не с большим стрессом — вот почему креативщики все еще пользуются этой техникой, уже как 75 лет после изобретения. Но генерация множества гениальных идей – лишь один из шагов. Следующий критически важный этап, уже в более тесной группе — отфильтровать список идей и выбрать лучшие из них для реализации.

Автор перевода: Алина Плотникова

Мозговой штурм на основе изображений

Некоторые модификации мозговой атаки

Метод 6 шляп

Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно.

В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами.

Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:

  1. Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
  2. Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
  3. Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Шесть думающих шляп

  1. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.
  2. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).
  3. Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи.

    И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

  4. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.
  5. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.
  6. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

Мозговой штурм на основе изображений

Ассоциирование решений с разными изображениями — полезный инструмент для развития и поиска новых идей. Для доработки идей или предложенных ранее решений эффективно выстраивать ассоциации с другими элементами, такими как изображения или визуальные данные. Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.

Цель

Этот метод стимулирует поиск новых точек зрения на решение или проблему, которая перед вами стоит.

Правила

Приготовьте много разных иллюстраций. Соберитесь за одним столом и показывайте каждое изображение по минуте. В течение этой минуты все члены команды пишут свои ассоциации с изображением на стикерах. Старайтесь найти как можно больше нелепых ассоциаций. Если команда зашла в тупик, смените изображение. Продолжайте процесс до тех пор, пока не наберётся достаточно много ассоциаций.

Можно и нужно

  • Мыслить масштабно.
  • Писать первое, что приходит в голову.
  • Думать от обратного.
  • Использовать много случайных изображений, желательно, не имеющих отношения к идее, проблеме или фокусным вопросам.

Нельзя

  • Подолгу задерживаться на одном изображении. Если вы зашли в тупик, просто смените иллюстрацию.

Метод 635

Метод «635» — одна из разновидностей мозговой атаки. Цифры б, 3, 5 обозначают шесть участников, каждый из которых должен записать три идеи в течение пяти ми­нут.

Мозговой штурм: 7 правил, 19 техник и 10 частых ошибок

Лист ходит по кругу. Таким образом, за полчаса каждый запишет в свой актив 18 идей, а все вместе — 108. Структура идей четко определена. Возможны модификации метода. Этот метод широко используется в зарубежных странах (особенно в Японии) для отбора из множества идей наиболее оригинальных и прогрессивных по решению определенных проблем.

Дата добавления: 2016-11-20; просмотров: 77 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *