Принципы социального партнерства

Posted On 25.12.2017

Функции и принципы социального партнерства

Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров: представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов бизнеса и интересов наемных работников.

Различают:

прямые функции социального партнерства, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе;

косвенные функции (воздействие социального партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально-экономической безопасности и социальной справедливости).

Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере. Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности между трудом и капиталом.

Основные принципы социального партнерства:

— равноправие сторон (каждая из сторон может быть инициатором переговоров);

— уважение и учет интересов сторон (интересы сторон согласовываются в холе переговоров);

— заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях (законодатель все больше вопросов отдает на усмотрение сторон, и им придется договариваться);

— содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (создаются специальные органы по содействию в урегулировании социально-трудовых отношений);

— соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (каждая из сторон, подписывающая договор или соглашение, обязана выполнять условия);

— полномочность представителей сторон (представители работников избираются на собрании (конференции), их полномочия подтверждает протока собрания, представители работодателя назначаются — их полномочия подтверждает приказ);

— свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда (Трудовой кодекс позволяет сторонам выбирать любой круг вопросов, а не только рекомендуемый);

— добровольность принятия сторонами на себя обязательств без принуждения и угроз);

— реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (принимаемые обязательства должны быть выполнимыми);

— обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

— контроль выполнения принятых коллективных договоров, соглашений (осуществляют органы надзора);

— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (устанавливается административная ответственность).

Уровни социального партнерства закреплены редакцией закона Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ (Трудовой кодекс РФ) и осуществляется на следующих уровнях:

— федеральном уровне, на нем устанавливаются обоснования регулирования отношений трудовой сферы в Российской Федерации;

— межрегиональном уровне, трудовые права нескольких субъектов;

— отрасли (отраслях);

— территориальном уровне, на котором закладываются принципы регулирования трудовых отношений в муниципалитетах;

— местном, на котором устанавливаются обязанности работников и работодателя в трудовых отношениях.

К числу правовых актов социального партнерства относятся соглашения разного уровня и рода, коллективные договоры, иные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, при принятии которых так или иначе учитывается мнение работников или их представителей, в том числе и в органах социального партнерства.

Механизм социального партнерствакак элемента его системы в целом — совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон.

Как всякий механизм, он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.

Важнейшими элементами механизма социального партнерства являются:

— постоянно действующий переговорный процесс между представителями институтов социального партнерства, т. е. профсоюзов, объединений работодателей, предпринимателей и властных структур;

— постоянно работающие органы (трехсторонние комиссии) по регулированию социально-трудовых отношений;

— установление и соблюдение процедур согласования интересов и позиций сторон;

— кодификация отношений партнерства в законах РФ, субъектов Федерации, в нормативных документах органов государственного управления;

— системы контроля выполнения принятых договоров и соглашений;

— работа экспертов партнерских отношений, анализирующих состояние и перспективы развития системы социального партнерства;

— доведение идей социального партнерства до широких слоев трудящихся.

Механизм социального партнерства определяет и методы взаимодействия социальных партнеров. Все они очень тесно взаимосвязаны и являются дополнением составными частями друг друга.

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 95 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Трудовой кодекс РФ закрепил в ст. 24 основные принципы социального партнерства. Они являются внутриотраслевыми, так как свойственны институту социального партнерства.

1. Основным принципом социального партнерства признается равноправие сторон. Однако для создания подлинно равных возможностей в ходе коллективных переговоров законодатель в статье 39 ТК РФ предусмотрел ряд гарантий для представителей работников как более уязвимой и слабой стороны.

2. Принцип уважения и учета интересов сторон. Конвенция МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949) закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения. Обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно.

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. К сожалению, не везде и нечасто сами стороны в полной мере заинтересованы участвовать в договорных отношениях. Чаще всего от коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель. Однако именно взаимная заинтересованность сторон позволяет сторонам достичь компромисса и урегулировать взаимные интересы.

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Это является одним из принципов и условий более широкого использования социально-партнерских отношений для формирования социальной и экономической политики государства.

5. Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Социальные партнеры должны соблюдать нормы и правила ведения коллективных переговоров, определения содержания коллективных договоров и соглашений. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Следовательно, они должны расширять социальные гарантии, которые установлены трудовым законодательством.

6. Полномочность представителей сторон. Полномочность представителей сторон обеспечивается соблюдением порядка, установленного для определения представителей и для наделения их соответствующими правами и обязанностями (полномочиями) (ст. 29 — 34 ТК РФ).

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Согласно Конвенции МОТ № 98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» каждая из сторон свободна в выборе круга вопросов, относящихся к сфере труда, которые требуют обоюдного обсуждения и решения. Именно этот принцип учтен законодателем при определении круга вопросов, включаемых в коллективные договоры и соглашения (ст. 41, 46 ТК РФ).

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Каждая сторона добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по коллективному договору или соглашению, т.

е. стороны договариваются путем консенсуса о принятии обязательств.

9. Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами. Этот принцип играет большую роль в эффективности действия коллективного договора и соглашения. Реализация этого принципа требует обоснованной аргументации предлагаемых условий, выдвигаемых каждой стороной социального партнерства. Поэтому принятые по соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями, их выполнение должно реально обеспечиваться.

10.

Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Этот принцип означает признание сторонами социального партнерства юридических последствий заключения коллективных договоров и соглашений. В соответствии со ст. 40 и 45 ТК коллективные договоры и соглашения представляют собой правовые акты, которые входят в систему актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Следовательно, они обладают юридической силой, обязательные к исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность.

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений. Выполнению коллективных договоров, соглашений способствует контроль, осуществляемый полномочными на то органами (ст. 51 ТК РФ).

Статья 24 ТК РФ. Основные принципы социального партнерства (действующая редакция)

Данный контроль необходим для своевременного выявления и устранения причин, по которым обязательства, включенные в коллективный договор, соглашение, не выполняются. В связи с этим каждая сторона проверяет выполнение обязательств другой стороной. Ст. 51 ТК РФ наделяет органы контроля правом принимать необходимые меры к обеспечению выполнения коллективного договора, соглашения.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Законодательством предусмотрена ответственность сторон и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу (ст.ст. 54, 55 ТК РФ, ст. 5.28 — 5.31 КоАП РФ).

Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 505 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Основные принципы социального партнерства

Трудовой кодекс закрепил в ст. 24 основные принципы социального партнерства. Они являются внутриотраслевыми, так как свойственны институту социального партнерства. Всего их 12.

1. Равноправие сторон. Любая из сторон может равно проявить инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений. При этом представители сторон имеют равноправное положение как в ходе переговоров, так и при принятии решения по коллективному договору или соглашению. Такие решения принимаются по соглашению представителей сторон, и каждая сторона имеет равное количество голосов при этом.

2. Уважение и учет интересов сторон. Для сторон социального партнерства уважение и учет интересов являются основой успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам, в обеспечении полной реализации всех достигнутых договоренностей.

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. К сожалению, не везде и нечасто сами стороны в полной мере заинтересованы участвовать в договорных отношениях. Мы знаем, что чаще всего от коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель. Однако именно взаимная заинтересованность сторон позволяет сторонам достичь намеченных планов.

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Это является одним из принципов и условий более широкого использования социально-партнерских отношений для решения таких задач, как подъем производства и улучшение благосостояния граждан. В социальном партнерстве демократия позволяет каждой стороне наиболее полно проявить инициативу, уточнить более четко свою позицию.

5. Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов. Все стороны переговоров коллективных договоров и соглашений должны соблюдать нормы и правила ведения коллективных переговоров, консультаций, определения содержания коллективных договоров и соглашений. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными. Следовательно, они должны расширять социальные гарантии, которые установлены законодательством.

6. Полномочность представителей сторон. Все представители сторон должны иметь письменные документы, подтверждающие, что они уполномочены соответствующей стороной вести коллективные переговоры и подписывать соглашения и коллективные договоры. Не допускается ведение переговоров от имени работников органами или организациями, созданными или финансируемыми работодателем, органом исполнительной власти, даже если они и названы профсоюзами.

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Это значит, что содержание и структуру коллективного договора и соглашения определяют сами стороны. Любая из сторон либо их представители могут ставить вопрос о включении в коллективный договор, соглашение условий, которые должны быть свободно обсуждены всеми сторонами (их представителями), приняты или отвергнуты. Закон запрещает всякое вмешательство, способное ограничить права работников и представителей или воспрепятствовать их осуществлению со стороны органов власти, управления, и др.

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Каждая сторона добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по коллективному договору или соглашению, т.е.

стороны договариваются путем консенсуса о принятии обязательств.

9. Реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств. Этот принцип играет большую роль в эффективности действия коллективного договора и соглашения. Например, невыполнение обязательств работодателем или Правительством по социально-партнерскому соглашению в связи с тем, что, беря его, не учтена обстановка в народном хозяйстве или его отрасли, чревато социальной напряженностью, что противоречит целям соглашения, направленного на обеспечение социального мира на производстве. Поэтому принятые по договору, соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями, их выполнение должно реально обеспечиваться. За невыполнение обязательств виновный наказывается по закону.

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Несоблюдение этого принципа лишает смысла положения, включаемые в коллективный договор, соглашение.

Принципы социального партнерства

В соответствии со ст. 40 и 45 ТК коллективные договоры и соглашения представляют собой правовые акты, которые входят в систему актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Следовательно, они обладают юридической силой, обязательны к исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность.

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Действующее законодательство предусматривает ответственность сторон и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу. Такая ответственность предусмотрена гл. 9 ТК и ст. 5.28-5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Системы партнерства

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

В России система социального партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное — не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства. Чтобы социальное партнерство в РФ развивалось более активно государству необходимо проводить его пропаганду. Это можно осуществлять при помощи социальной рекламы, проведения различных конференций, круглых столов, семинаров, разъяснительных работ, создания интернет-сайтов, посвященных теме социального партнерства, а также посредствам активного сотрудничества со СМИ.

Все выше перечисленные мероприятия должны освещать следующие аспекты:

1) участие в социальном партнерстве экономит время на решение проблем, связанных с неудовлетворенностью работников условиями труда, повышением производительности труда, качества продукции и как следствие увеличение прибыли;

2) заинтересованность в конструктивном и взаимовыгодном сотрудничестве с работодателем;

3) наиболее оптимальный способ достижения стабильности развития организации.

Само название отношений «социально-партнерские» свидетельствует о необходимости согласованности интересов, так как партнерство возможно лишь на основе сотрудничества, которое, в свою очередь, обусловлено принципами взаимодействия и правовым статусом всех субъектов данных отношений.

Дата добавления: 2016-03-25; просмотров: 222 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Принципы социального партнерства — это основополагающие идеи, на базе которых возникают, существуют и реализуются взаимоотношения между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, связанные с договорным регулированием социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В этих идеях отражены цивилизованные правила вступления в социально-партнерские взаимоотношения, процедура ведения коллективных переговоров, порядок разрешения возможных разногласий, оформление достигнутых соглашений, обязательность их выполнения и ответственность за нарушение обязательств, принятых на себя сторонами социального партнерства.
Первоочередное место среди указанных принципов социального партнерства занимает принцип равноправия сторон (работников и работодателей).

Он обеспечивает каждой из сторон возможность выступить инициатором заключения, изменения или дополнения коллективного договора (соглашения); сформулировать и обосновать свои предложения; на равноправной основе участвовать в создании комиссии (путем выделения равного числа представителей, обладающих одинаковыми правами, свободами и обязанностями) для ведения коллективных переговоров; образовывать из представителей сторон на равноправной основе примирительные комиссии для разрешения коллективного трудового спора.

Второй принцип— уважение и учет интересов сторон, без соблюдения которого невозможно обеспечить их нормальные взаимоотношения по урегулированию сложных вопросов в сфере социально-трудовых отношений. Действие этого принципа должно обеспечиваться на всех стадиях переговорного процесса по заключению коллективных договоров и соглашений, а также при реализации других форм социального партнерства, например при обеспечении участия работников в управлении организацией.

Третий принцип — заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. Поскольку в процессе ведения переговоров затрагивается достаточно широкий круг важных вопросов, связанных с организацией труда, охраной здоровья работников, уровнем оплаты за труд, обеспечением стабильности трудовых отношений и др., то необходимой предпосылкой их решения является взаимная заинтересованность сторон, вступивших в переговоры. Обычно более заинтересованной стороной в урегулировании названных вопросов выступают работники. Но они важны и для работодателя, заботящегося об обеспечении нормального ритма работы на своем производстве, о должном соблюдении договорных условий о труде работников, исключающем возможность незаконных забастовок работников в период действия коллективного договора.

Четвертый принцип — содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Реализация этого принципа осуществляется органами исполнительной власти государства, в функции которых входит формирование социальной и экономической политики государства; гарантированное соблюдение законодательных норм о правах и свободах граждан в сфере труда; развитие и повышение эффективности социального партнерства.

Пятый принцип — соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивает законность взаимоотношений между социальными партнерами при строгом соблюдении ими правил и процедур, установленных в соответствующих законах и иных нормативных правовых актах.

Это одно из важных условий предупреждения возможных разногласий в процессе коллективных переговоров между социальными партнерами, которые негативно влияют на заключение коллективных договоров и соглашений.

Шестой принцип — полномочность представителей сторон. Одним из необходимых условий признания коллективного договора или соглашения в качестве правового акта является правомочность сторон на его заключение. Поэтому независимо от уровня переговоров по подготовке указанных правовых актов необходима обязательная проверка легитимности (законности) полномочий у каждой из сторон социального партнерства на основе соответствующих документов, определяющих их содержание.

Седьмой принцип — свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда — в своей основе опирается на положения Конвенции МОТ N 98 "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров". Он означает, что каждая из сторон свободна в выборе круга вопросов, относящихся к сфере труда, которые требуют обоюдного обсуждения и решения. Именно этот принцип учтен законодателем при определении круга вопросов, включаемых в коллективные договоры и соглашения (ст. 41,46ТК).

Восьмой принцип — добровольность принятия сторонами на себя обязательств — органически взаимосвязан с принципами равноправия сторон социального партнерства, свободы выбора вопросов, касающихся социально-трудовых отношений для обсуждения в процессе коллективных переговоров с последующим заключением коллективного договора или соглашения о принятых на себя добровольно согласованных обязательств. Действующее законодательство исключает возможность какого-либо давления на стороны социального партнерства.

Девятый принцип — реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, — обеспечивает эффективность коллективно-договорного регулирования социально-трудовых и иных тесно с ними связанных отношений.

§ 3. Основные принципы социального партнерства

Реализация этого принципа требует обоснованной аргументации предлагаемых условий, выдвигаемых каждой стороной социального партнерства.

Десятый принцип — обязательность выполнения принятых коллективных договоров, соглашений — является одним из основополагающих в договорном праве. Он означает признание сторонами социального партнерства юридических последствий заключения коллективных договоров и соглашений как предусмотренных в ст. 9ТК РФ важнейших способов регулирования социально-трудовых отношений в договорном порядке.

Одиннадцатый принцип — контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений — способствует своевременному устранению фактов их невыполнения. Его четкая организация и последовательное осуществление обеспечивает своевременное выявление и устранение причин невыполнения коллективных договоров и соглашений, контроль за выполнением которых осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (ст. 51ТК РФ). При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию.

И, наконец, двенадцатый принцип — ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Наличие этого принципа в системе социального партнерства логически вытекает из действия всех вышеизложенных принципов. Его юридическая значимость и виды ответственности связаны с ответственностью в договорном праве. Она возлагается на субъектов, допустивших виновное невыполнение договорных обязательств с учетом характера соответствующих нарушений.

8.Понятие, структура и содержание коллективного договора. Порядок заключения коллективного договора.
Коллективный договор
— правовой акт, регулирующий социально-труд. отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Содержание и структураколлективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя последующим вопросам: — формы, системы и размеры оплаты труда; — выплата пособий, компенсаций; — механизм регулирования оплаты труда; — занятость, переобучение, условия высвобождения работников; — рабочее время и время отдыха; — улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; — соблюдение интересов работников при приватизации гос. и муниципального имущества; — экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; — гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей; — частичная или полная оплата питания работников; — др.

Порядок заключения коллективного договора включает следующие стадии:

1. принятие решения о необходимости заключения договора, кот. принимается либо соответствующим профсоюзом, либо иным представительным органом коллектива. Если администрация организации отказывается от заключения договора, окончательное решение принимается общим собранием коллектива.

2. определение и фиксация порядка, сроков разработки и заключения договора, создание комиссий д/ведения коллективных переговоров и разработки проекта коллективного договора.

Д/разработки, заключения, изменения коллективного договора проводятся переговоры м/д представительным органом работников и работодателем. Инициатором может выступать любая из сторон, причем ни одна из них не может уклониться от участия в переговорах.



Сущность и основные принципы социального партнерства

Идею и историю социального партнерства необходимо в тесной связи с цивилизационными процессами, развитием технико-экономической базы и ростом социально-культурного уровня народа. В системе трудовых отношений в индустриальных странах Европы в конце XIX – начале XX века созрели условия для воплощения идеи социального консенсуса. К этому времени легализовали свою деятельность профсоюзы, начало формироваться трудовое законодательство, нарастала необходимость переговорных процессов в сфере социально-трудовых отношений. В последнем были заинтересованы обе стороны: не только рабочие, но и предприниматели отреагировали на революцию 1917 года в России, на глубочайший экономический кризис 1929 года в странах Запада. Однако наиболее благоприятные экономические, политические, социальные, социально-психологические условия для эффективного функционирования социального партнерства сложились после второй мировой войны.

Развернутую концепцию социального партнерства создала Международная организация труда (МОТ).

5.1. Понятие социального партнерства, его принципы, формы и уровни

Она же стала высшим звеном регуляции трудовых отношений на мировом рынке труда, узаконив сам термин «социальное партнерство», получивший затем широкое научное и практическое признание.

В Конвенциях и Рекомендациях МОТ изложены основные правовые нормы, определяющие правовой статус всех субъектов социального партнерства и составляющие его правовую идеологию. Вкратце их можно свести к следующим моментам:

–признание права профсоюзов на законодательную инициативу и равноправие социальных партнеров;

– существование в государствах-членах МОТ арбитражных органов по разрешению социально-трудовых конфликтов;

– создание в государствах-членах МОТ условий для обеспечения независимости социальных партнеров друг от друга, автономности их функций;

– в действиях социальных партнеров отсутствует императив политических амбиций и идеологических установок.

В Конвенциях МОТ нашли отражение такие важнейшие проблемы, как свобода объединений, право на коллективные переговоры, содействие коллективным переговорам, коллективные переговоры и соглашения, примирение и арбитраж, консультации и сотрудничество между органами государственной власти и организациями трудящихся и предпринимателей на отраслевом и региональном уровнях.

Нормы Конвенций МОТ имеют обязательную юридическую силу только в случае их ратификации на государственном уровне в странах–ленах МОТ.

По объему ратифицированных Конвенций судят о степени прогрессивности трудового законодательства и регулировании социально–рудовых отношений в стране.

Важную роль в системе социального партнерства, особенно при разработке национального законодательства, играют Рекомендации МОТ, хотя они не подлежат ратификации. Они затрагивают весьма существенные стороны жизнедеятельности трудовых коллективов.

Международная организация труда за годы своего существования и активной деятельности приобрела огромный опыт и авторитет, продолжает играть неоценимую роль в сглаживании социально-трудовых конфликтов, развитии и утверждениями лучших традиций социального партнерства во всех странах мира.

Социальное партнерство (в теории и на практике) рассматривается как специфический тип социальных отношений, направленных на достижение баланса в реализации основных социальных интересов важнейших социальных групп общества. Исторический опыт показывает, что интересы этих групп не могут совпадать, в своей основе они несовместимы (интересы предпринимателей-собственников и интересы наемных работников). Цель партнерства – достижение оптимального равновесия в реализации этих интересов. Это по своей сути – необходимое и выгодное для обеих сторон взаимодействие, исторически обусловленный компромисс интересов главных субъектов современных социально-экономических и нравственно-политических процессов, одно из основных условий социальной стабильности общества, в уровне которой определяющую роль играет степень обострения и характер противоречий межу работодателями и наемными работниками.

В системе принципов, на которых базируется социальное партнерство, особое место принадлежит принципам экономического партнерства. Достижение справедливости в социальном партнерстве возможно на основе соблюдения следующих принципов:

– каждый человек имеет от рождения право на жизнь, свободу, стремление к счастью и на помощь общества в реализации этих прав; принцип равных возможностей для всех граждан не отделим от принципа личной свободы каждого гражданина;

– без права собственности не может быть личной свободы; право собственности – неприкосновенно: законы о собственности не имеют обратной силы, а новые законы, существенно изменяющие права собственника, применимы только ко вновь создаваемой, или вновь обретаемой собственности.

– каждый человек имеет от рождения обязанности перед обществом (социальную ответственность), объем которых и правила распределения определяются на основе демократического согласия едиными для всех законами и общественными потребностями;

– преимущественным способом реализации социальной ответственности является уплата налогов; в исключительных случаях может использоваться безвозмездный труд, оцениваемый денежным эквивалентом;

– социальная ответственность гражданина, не обладающего собственностью, определяется только полом, возрастом и состоянием здоровья;

– всякий гражданин, обладающий значительной собственностью, имеет дополнительную социальную ответственность;

– полноправным гражданином может считаться только тот, кто честно и полно исполняет свои социальные обязанности;

– полноправный гражданин гарантированно пользуется благом неограниченной экономической свободы в рамках действующих законов; все ограничения экономической свободы носят исключительный характер: гражданам и нижнему уровню управления по отношению к верхнему разрешено все, что не запрещено, верхнему уровню управления запрещено все, на что не получено законодательного разрешения;

– общество не может существовать, а тем более выполнять обязательство перед гражданами без общественного достояния, созданного Природой или трудом предыдущих поколений; каждый полноправный гражданин является, при своей жизни, равноправным и равноответственным совладельцем общенародного достояния: расходы на сохранение и увеличение общенародного достояния и доходы или блага от его использования равно распределяются на всех граждан;

– никто персонально по собственному желанию не может получить своей доли общенародного достояния: отказавшись от российского гражданства или умирая, гражданин безоговорочно оставляет свою долю народу Российской Федерации; решения о перераспределении общенародного достояния могут быть приняты только на основе референдума;

– никто не может стать собственником чего-либо, что создано Природой и не может быть отделено от окружающей среды без неприемлемых последствий; право отделить что-либо от природной среды в личную, частную или коллективную собственность может возникнуть только на основе соглашения с Обществом, достигаемого демократическим путем;

– справедливы лишь два способа получения права собственности: создание объекта собственности и добровольное соглашение с законным собственником; если собственником является народ какого-нибудь региона, такое соглашение может быть узаконено только референдумом этого региона;

– каждый, кто хочет стать собственником изъятых из Природы ресурсов, должен купить это право у народа и, после этого государство не вмешивается в процесс законного использования приобретенных таким образом ресурсов, если это не представляет угрозы здоровью граждан, сохранению природной среды или безопасности государства;

– каждый человек, выполняющий свои социальные обязанности, священно и неприкосновенно владеет продуктами своего труда, если при их создании не была использована чужая собственность; использование чужой собственности возможно только на основе свободного договора в рамках действующих законов;

– наиболее справедливый договор, определяющий использование чужой собственности для производства, – оплата с учетом законных интересов собственника стоимости средств производства, переносимой в продукт труда, возможно также продажа рабочего времени собственнику средств производства в рамках, устанавливаемы законодательством;

– самая справедливая мера труда и мера потребления – свободный договор равноправных партнеров, если ущерб наносимый гражданам, не участвующим в договоре, не выходит за рамки честной свободной конкуренции; правила честной свободной конкуренции определяются законами на основе демократического согласия;

– свободный, полноправный гражданин, привлеченный к платному внеэкономическому служению обществу, имеет право на достойную его таланта и образования долю общественного продукта; если общественное служение потребовало овладеть навыками и знаниями, бесполезными в другой сфере, и овладевший не может в разумные сроки приобрести другие умения, это право не подлежит пересмотру, даже если отпадает необходимость служения; право на возмездное служение дается только по закону;

– свободный, полноправный гражданин, посвятивший себя безвозмездному служению обществу, не имеет привилегий при своей жизни; он достоин увековечивания в памяти потомков;

– поддержка государством отдельных граждан производится только на основе общеупотребительных законов; единственная справедливая причина возникновения персонального покровительства государством свободных граждан со стороны государства – особый талант.

Наряду с экономическими принципами выделяют т.н.

частные принципы социального партнерства:

– трехсторонность на основе трипартизма – представительства правительства, профсоюзов и предпринимателей;

– равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав трудящихся и предпринимателей;

– приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах;

– каждый последующий уровень коллективных соглашений (договор) не может ухудшать условий договора более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для трудящихся;

– обязательность исполнения договоренностей;

– доверие и доверительность в отношениях;

– регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;

– ответственность за принятые обязательства.

С учетом того, что государство также является участником процессов социального партнерства следует рассмотреть основные принципы государственной службы, зафиксированные в Положении «О федеральной государственной службе» в Российской Федерации. Это – законность; обязательность решений вышестоящих государственных органов и должностных лиц для нижестоящих, подконтрольность и подотчетность государственных органов и государственных служащих; внепартийность государственной службы; равный доступ граждан к государственной службе; ответственность государственных служащих за неисполнение своих должностных обязанностей; социальная защищенности государственных служащих; стабильность государственной службы.

В российской научной литературе широко используется термин «система социального партнерства», под которым понимается:

– совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);

– совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами и направленных на регулирование социально-трудовых отношений;

– а также – соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности вышеуказанных органов и документов.

Итак, социальное партнерство можно рассматривать как идеологию цивилизованного общества рыночной экономики и как основу и необходимый инструмент строительства социально ориентированных государств.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред.

Принципы социального партнерства (стр. 1 из 4)

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Ст. 24 ТК РФ. Основные принципы социального партнерства

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *