Свидетельство о временном убежище для граждан украины

 

Posted On 29.03.2018

Все статьи Иностранец, получивший временное убежище в РФ, изменяет свой правовой статус (Фимина Н.)

Если на работу в организацию приняты сотрудники в статусе «получившие временное убежище», в отношении их доходов применяется специальный порядок исчисления НДФЛ. На практике возможна следующая ситуация. В середине года работник представляет в бухгалтерию организации загранпаспорт с отметкой «разрешено временное проживание». В настоящей публикации дана правовая оценка данного обстоятельства с точки зрения НДФЛ.

Статус «получено временное убежище»

Временное убежище — это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории России в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах» (далее — Закон N 4528-1), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. В частности, в настоящее время действуют Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 22.07.2014 N 690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке».
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ;
2) не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 4528-1 лицу, получившему временное убежище, выдается свидетельство установленной формы.
Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории России. При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются на хранение в орган по контролю и надзору в сфере миграции.
Федеральным законом от 04.10.2014 N 285-ФЗ внесены изменения в п. 3 ст. 224 НК РФ, в соответствии с которыми ставка НДФЛ в отношении дохода от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ, устанавливается в размере 13%. Действия положений данного Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Данное положение представляет собой исключение из общего правила, согласно которому доходы от источников в России, получаемые нерезидентами, облагаются НДФЛ по ставке 30% (абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ).
Нельзя говорить о том, что статус «получено временное убежище» приравнивает иностранца к резидентам РФ. Так, в частности, если иностранный гражданин или лицо без гражданства, признаваемое беженцем или получившее временное убежище на территории РФ, не является налоговым резидентом и его доходы облагаются по ставке 13%, вычеты по НДФЛ (в том числе стандартные вычеты на ребенка) не предоставляются. Такой вывод изложен, например, в Письме ФНС России от 30.10.2014 N БС-3-11/3689@.
Вместе с тем в данном случае речь идет все-таки о неких налоговых преференциях. Поскольку вопреки общему правилу, предполагающему определение налогового статуса (резидент/нерезидент) на каждую дату получения дохода, в отношении лица, получившего временное убежище, ставка 13% может применяться с первого дня работы.
Если сотрудник, имевший ранее статус «получивший временное убежище», предъявляет работодателю паспорт с отметкой о разрешении на временное проживание, данное обстоятельство может вызвать у практикующих специалистов закономерные вопросы:
— как изменится порядок исчисления НДФЛ и с какого момента;
— как быть, если сотрудник не сразу уведомил работодателя об изменении своего статуса;
— нужно ли пересчитать налог, рассчитанный за прошлые периоды.

Статус «разрешено временное проживание»

Статус «получивший временное убежище» существенно отличается от статуса «разрешено временное проживание». Люди, получившие статус беженца или временное убежище, должны на время пребывания в России сдать свой национальный паспорт. Если же гражданин принимает решение отказаться от этого статуса, ему возвращаются документы и он отбывает на родину. Если человек принял решение остаться в России, у него остается его национальный документ. В рассматриваемом случае в паспорте ставится штамп о получении разрешения на временное проживание в России. К сожалению, нормы действующего законодательства не содержат ответа на вопрос, как быть, если сотрудник в статусе «получивший временное убежище» получает разрешение на временное проживание. Отсутствуют и официальные разъяснения контролирующих ведомств по данной ситуации.
Ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица — получателя дохода возлагается на организацию — источник его выплаты (Письмо Минфина России от 16.03.2012 N 03-04-06/6-64).
Поэтому практикующим специалистам ничего не остается, кроме как применить общий порядок исчисления НДФЛ.
В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Следовательно, лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не являются налоговыми резидентами РФ.
Важно обратить внимание на следующее существенное обстоятельство. Статьей 7 НК РФ предусмотрено применение правил и норм международных договоров РФ даже в случае, если НК РФ установлены иные правила и нормы.
Так, например, ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 08.02.1995 предусмотрено, что физическое лицо считается резидентом того государства, где:
— оно располагает постоянным доступным для него жилищем;
— если оно располагает постоянным, доступным для него жилищем в каждом Договаривающемся Государстве, оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов — место проживания семьи и нахождения бизнеса);
— если оно обычно проживает в обоих Государствах или обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, национальным лицом, т.е. гражданином которого оно является.
Если при применении указанных общих правил получается, что гражданин не является налоговым резидентом, НДФЛ следует рассчитать по ставке 30%, даже несмотря на то что ранее налог исчислялся по ставке 13%.
Дополним, что налоговые нерезиденты не имеют права на применение налоговых вычетов по НДФЛ (стандартных, социальных, профессиональных и имущественных). Данный вывод следует из п. 3 ст. 210 и п. 1 ст. 224 НК РФ.

Дата изменения порядка исчисления НДФЛ

Датой получения разрешения на временное проживание необходимо считать дату фактического проставления штампа в паспорт. Аналогичные разъяснения можно найти на сайтах региональных УФМС России (см, например, http://www.fmsmoscow.ru/docs/temp_residence/memo_foreign_citizen.html).
Важно понимать, что указанное правило действует и в тех случаях, когда информация об изменении в правовом положении гражданина не была своевременно получена работодателем (налоговым агентом), в том числе по вине сотрудника.
Поэтому, если, например, сотрудник-нерезидент получил разрешение на временное проживание в феврале, НДФЛ с февральской зарплаты нужно будет рассчитать уже по ставке 30%. Ведь при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (п. 2 ст. 223 НК РФ).
Далее на каждую дату получения дохода бухгалтеру необходимо будет определять налоговый статус гражданина (резидент/нерезидент) исходя из количества дней пребывания в РФ в течение 12 предыдущих календарных месяцев (то есть по общим правилам).
Актуальным является вопрос: возникает ли необходимость пересчитать НДФЛ за период, предшествующий дате получения разрешения на временное проживание (когда сотрудник еще находился в статусе «получено временное убежище»).
Имеются разъяснения контролирующих ведомств по аналогичной ситуации, когда сотрудник, на начало года имевший статус резидента, впоследствии становится нерезидентом. Если такой сотрудник не имеет права на обложение его доходов 13% НДФЛ и если статус резидента до конца года у него не восстановится, НДФЛ, ранее (в начале года) удержанный по ставке 13%, необходимо пересчитать по ставке 30%.
То есть пересчет производится в тот момент, когда понятно, что налоговый статус до конца года не изменится. Это следует из положений п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ и Письма Минфина России от 05.04.2012 N 03-04-05/6-444.
По мнению автора, аналогичный подход следует применять и в рассматриваемой ситуации. НДФЛ рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Поэтому пересчитать налог за период с начала года нужно будет только в тот момент, когда будет понятен налоговый статус по итогам года.
Разницу между суммами налога, рассчитанного по ставкам 30% и 13%, следует удержать из любых денежных средств, которые выплачиваются сотруднику. Однако необходимо принимать во внимание предельный размер удержания. Он составляет 50% от суммы выплаты (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Бывает, что в связи с увольнением сотрудника или по каким-либо другим причинам налоговый агент в течение календарного года не смог удержать доначисленную сумму НДФЛ.
В этом случае он должен письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержания налога и его сумме в срок не позднее одного месяца со дня окончания соответствующего налогового периода (пп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ).
После окончания года и направления такого сообщения в инспекцию обязанность налогового агента по удержанию НДФЛ прекращается. Налог должен будет уплатить сам гражданин (в рассматриваемом случае сотрудник, получивший разрешение на временное проживание).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Новости

Как принять на работу беженца?

В связи с военными событиями на Донбассе, его жители спасаются от них в России, растворяясь в городах милионниках — Москве и Санкт-Петербург. Обустраиваясь на новом месте, они ищут работу в Санкт-Петербурге. Для оформления отношений с работодателем они должны иметь один из статусов: беженца / временное убежище.

Беженец: понятие, порядок получения

Беженцами называются лица, которые вследствие опасных для них обстоятельств покидают собственную страну, не могут пользоваться ее защитой как граждане, не могут / не хотят туда возвратиться в силу существования опасности. Для оформления данного статуса заинтересованное лицо подает ходатайство, которое рассматривается в два этапа: предварительное рассмотрение; по существу. На период предварительного рассмотрения выдается соответствующее свидетельство. После окончания процедуры совершеннолетнему украинскому гражданину выписывается удостоверение беженца. Орган, куда подаются документы, – ФМС. Срок действия статуса – без ограничения. Украинский паспорт (иной украинский паспортный документ) при этом изымается, передается в ФМС на хранение.

Временное убежище: понятие, порядок получения

Временное убежище предоставляется украинским гражданам, покинувшим зону конфликта, которые не могут рассчитывать на статус беженца, но и выдворить из РФ их также нельзя в связи с продолжающейся опасностью. Оно дается на годичный срок, по его истечению – вновь продлевается на такой же период, если основания его предоставления не изменились.

Орган присвоения статуса – ФМС. Срок рассмотрения документов – три месяца. После сдачи документов лицо получает справку, подтверждающую законность нахождения в РФ, но не относящуюся к документам, удостоверяющим личность. Окончательным документом для украинских граждан, оформившим убежище, является свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Украинский паспорт (иной украинский паспортный документ) при этом изымается, передается в ФМС на хранение.

Особенности трудоустройства беженцев, лиц с временным убежищем

При оформлении трудовых отношений для данной категории действуют следующие правила:

  • не требуется разрешение на работу или патент, как для обычных иностранцев (до 16.05.2014 года такое разрешение требовалось, за нарушение данного требования полагается штраф согласно КоАП РФ);
  • не оформляется разрешение на привлечение относительно таких работников;
  • не допускается трудоустройство в силовые, воинские структуры, организации, связанные с оборотом ядерного оружия, с использованием государственной тайны, на госслужбу – это общее ограничение для иностранцев;
  • не требуется уведомление миграционного органа, службы занятости о трудоустройстве;
  • прием на работу беженца допускается на основании свидетельства о рассмотрении ходатайства о статусе беженца по существу / удостоверения беженца, а лица с временным убежищем – на основании свидетельства о предоставлении временного убежища;
  • обязательное оформление работодателем страхового свидетельства;
  • необходимость оформления российским работодателем новой трудовой книжки (книжка украинского образца пенсионными органами РФ не признается) без переноса предыдущих записей. При наличии у работника книжки советского образца заведение новой не требуется;
  • необходимость нотариального перевода диплома (на русский язык);
  • необходимость предоставления карты миграционного учета;
  • документы воинского учета не требуются, поскольку граждане Украины военнообязанными в РФ не являются;
  • позиция госорганов является спорной относительно уведомления налоговых органов при приеме украинских беженцев. Срок уведомления – 10 дней после оформления трудовых отношений. Обязанность по уведомлению возложена на работодателя, однако, по мнению Президиума ВАС РФ, при трудоустройстве работника, въехавшего без визы, подавать такое уведомление не нужно.

Документы, подаваемые украинскими беженцами, для приема на работу:

  • документ, подтверждающий статус;
  • миграционная карта;
  • трудовая книжка (при наличии);
  • документ об образовании;
  • страховое свидетельство (при наличии);
  • полис добровольного медстрахования (только для получивших временное убежище);
  • справка об отсутствии / наличии уголовного преследования / судимости – если трудовая деятельность связана с несовершеннолетними.

Налоги, обязательные платежи для украинских беженцев

Беженец с Украины независимо от полученного статуса являются в РФ временно пребывающим. Для налогообложения доходов он должны находиться на налоговом учете – для этого ему присваивается идентификационный номер, выдается соответствующее удостоверение.

При налогообложении доходов украинских беженцев применяются общие правила с учетом таких особенностей.

НДФЛ (налог с доходов граждан)

Объектом налогообложения являются доходы от трудовой деятельности, иные доходы (материальная помощь, подарки, дивиденды и др.). Размер налога зависит от наличия / отсутствия статуса налогового резидента, он обуславливается фактическим местонахождением украинского гражданина в России. Налоговыми резидентами признаются украинские беженцы, находящиеся в течение последнего года в РФ не менее 183 дней. Факт пребывания необходимо подтвердить документально, в том числе картами миграционного учета. 12-месячный период должен быть непрерывным, может начинаться в одном календарном году и заканчиваться в другом. В 12-месячный период включается временной промежуток перед заключением трудового договора.

Как получить временное убежище в России в 2018 году?

Ставка НДФЛ для иностранцев при отсутствии статуса налогового резидента – 30 %, при его наличии – 13 %.

До 01 января 2015 года украинские беженцы платили НДФЛ первые 183 дня после прибытия в РФ 30 %, а по их истечении – 13 %. С 01 января 2015 года им было предоставлено льготное налогообложение трудовых доходов на уровне 13 %.

Пример. Если украинский гражданин только прибыл в РФ, до получения любых статусов он платит налог с зарплаты (вознаграждения) – 30 %. После присвоения статуса – 13 %, но только на выплаты от трудовой деятельности, все иные доходы – по ставке 30 %. После пребывания в РФ более 183 дней безвыездно, он становится налоговым резидентом и по всем доходам платит 13% налог.

Налоговыми агентами признаются юридические лица, предприниматели, пользующиеся наемным трудом беженцев и выплачивающими зарплату, вознаграждение.

Они до приобретения украинскими гражданами какого-либо статуса удерживают с их доходов 30 % налог, а после оформления беженца / временного убежища – 13 % налог. Налоговый статус работника определяется налоговым агентом в индивидуальном порядке на каждую дату получения дохода. Окончательный налоговый статус украинских беженцев определяется по результатам налогового периода. Если лицо так и не стало налоговым резидентом, 30 % НДФЛ не пересчитывается. При изменении такого статуса в периоде излишне удержанные суммы возвращаются работнику после заполнения налоговой декларации.

Пенсионные взносы для украинских беженцев

До 01 января 2015 года застрахованными лицами являлись только те украинские беженцы, которые заключили трудовой / гражданско-правовой договор на постоянной основе или на срок не менее 6 месяцев на протяжении календарного года. Доходы иных украинских работников обложению взносами не подлежали. С 01 января 2015 года все украинские беженцы являются застрахованными независимо от срока / даты оформления договора с ними.

Страховой тариф ПФР установлен наравне с россиянами по ставкам 22 и 10 % (независимо от возраста). На работодателя возлагается обязанность оформления страховых свидетельств пенсионного страхования для беженцев. Пенсионный фонд по месту их пребывания обязан открыть таким лицам индивидуальный счет в течение трех недель со дня предоставления ему анкеты застрахованного лица – украинского гражданина.

Социальное страхование для украинских беженцев

Здесь выделяют две категории взносов:

  1. Взносы по нетрудоспособности (больничные, беременность, роды) – они не уплачиваются временно проживающими иностранцами, поскольку данная категория лиц не страхуется от наступления данных страховых случаев. Украинские беженцы данные взносы также не платят.
  2. Взносы на случай травматизма – их уплачивают российские граждане, иностранцы, оформленные по трудовым договорам. По гражданско-правовому договору их уплата производится, если это предусмотрено его условиями. Поэтому привлечение беженца к трудовой деятельности неизбежно связано с уплатой взносов на травматизм.

Медицинское страхование

Украинские беженцы, в отличие от обычных иностранцев, имеют доступ к медицинской помощи наравне с россиянами, поэтому их доходы облагаются страховыми выплатами в ФФОМС. Лица с временным убежищем данные взносы не платят, поскольку права на медпомощь не имеют.

Социальное обеспечение беженцев, лиц с временным убежищем

Беженцы из Украины более социально защищены, нежели лица, имеющие временное убежище. Несмотря на неуплату ними взносов по нетрудоспособности (ФСС), они имеют право на:

  • медицинскую, лекарственную помощь;
  • содействие в трудоустройстве;
  • социальную защиту, социальное обеспечение;
  • места для детей в садиках, школах (при наличии мест).

Беженцам выплачивается такие пособия:

  • по беременности, родам;
  • единовременная помощь женщинам, пребывающим на учете с ранних сроков беременности;
  • при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Лица с временным убежищем на данные пособия рассчитывать не могут.

Также украинские граждане, находящиеся в связи с военным конфликтом в РФ, не имеют права на пособие по нетрудоспособности. При наступлении травматизма на производстве беженцы получают помощь от работодателя за счет специальных взносов по травматизму.

Право на пенсию возникает только у беженцев и только на период действия статуса, временное убежища такой возможности не предоставляет.

Пособия по инвалидности, потере кормильца выплачивают всем приехавшим украинским беженцам – требуется удостоверение беженца, документы об инвалидности, потере кормильца (при отсутствии последних проходится медицинский осмотр).

Беженцы из Украины имеют право оформить медицинский страховой полис, тогда медпомощь предоставляется им из фонда обязательного медицинского страхования. Основанием для получения полиса являются удостоверение беженца / свидетельство о рассмотрении заявления о признании беженцем. Лицам с временным убежищем оказывается только экстренная помощь, плановая амбулаторная и стационарная помощь.

Трудоустройство украинцев, не получивших какого-либо статуса

Многие украинцы покидающие зону конфликта, не оформляли каких-либо статусов – тогда они считаются временно пребывающими иностранцами, причем виза на их въезд не требуется.

Для принятия их на работу следует работодателю:

  • оформить въездное приглашение (при необходимости);
  • заключить договор (трудовой, гражданско-правовой);
  • поставить на миграционный учет после трудоустройства в течение семи дней;
  • сообщить в миграционный оран, службу занятости в трехдневный срок.

При этом такие украинские граждане обязаны оформлять разрешение на работу, однако для безвизовых иностранцев, разрешение на привлечение от работодателя не нужно. Данное разрешение действует в пределах определенного региона РФ – данное ограничение не касается высококвалифицированных специалистов. Российским законодательством определен перечень профессий иностранцев, которым разрешается работать в другом регионе продолжительностью не больше 90 дней на протяжении года, если работа имеет разъездной характер.

Срок нахождения украинцев без статуса в РФ

Украинцы принадлежат к категории безвизовых иностранцев, непрерывное пребывание которых не должно превышать 90 дней, при условии оформлении регистрации. Данный срок может быть продлен на период трудового / гражданско-правового контракта, но более одного года. После обострения конфликта временно пребывающим украинцам разрешили находиться в России до 270 дней – перед окончанием 90-дневного срока лицо должно обратиться в ФМС для продления безвыездного пребывания еще на 180 дней.

По данным из официальных источников за 2015 г. границу РФ пересекли порядка 8,5 млн. гр. Украины, по неофициальным данным – эта цифра превышает 10 млн. человек.

Разумеется, что не все из прибывших на территорию РФ остались на длительные сроки, кто-то проехал транзитом, кто-то получил статус временного убежища, а иные выезды-въезды совершали периодически.

Как известно некоторое время в РФ был предусмотрен для украинцев особый миграционный статус и делалось исключение из миграционных правил пребывания в стране.

Однако, на сегодняшний день картина пребывания гр. Украины в РФ изменилась, иным стал и их правовой миграционный статус, но мигранты порой еще путаются, не владея точной информацией. Но если ранее незнание норм и правил украинцам спускалось с рук, то сейчас за каждым нарушением следуют жесткие санкции.

Чтобы внести ясность в этот вопрос, представляем вашему вниманию базовые моменты, характеризующие статус гр. Украины в настоящее время.

Основные положения следующие:

  1. В отличии от распространенного заблуждения – никакого отдельного нормативного акта (Федеральный закон, Постановление Правительства, Указ Президента и пр.) относительно действовавших ранее преференций для гр-н Украины – не было и нет на сегодняшний день. Смягчение миграционного режима – было предоставлено из гуманных побуждений руководством ФМС, с учетом пожеланий и мнений федеральных чиновников. Что характерно – отдельного публичного документа со стороны ФМС при этом не оформлялось, все распоряжения были для служебного пользования.Именно по этой причине порой украинцы сталкивались с отказами, например, в продлении их миграционного учета и пр.

    Сейчас, когда гос.органы припоминают гр. Украины прежние нарушения режима пребывания, сослаться на нормативный акт, дозволявший делать это, невозможно, также по причине его отсутствия.

  1. Льготный миграционный режим — завершен с 01.12.2015г. На сегодняшний день все гр. Украины находятся в рамках общего статуса иностранных граждан.
  2. Все нарушения, которые были совершены гр. Украины, в части законодательства об административных правонарушениях либо связанные с режимом пребывания, учитываются инфосистемами ФМС и МВД с 01.12.2015г. – и влекут применение запретов въезда и депортации, на общих основаниях.Существуют примеры и того, что гос.органы применяют санкции и за более ранние нарушения, совершенные в 2014 и 2015г. Оправдаться по этим годам довольно сложно (см. п. 1). В основном проблемы возникают у тех, кто совершил адм. правонарушения или не продлевал миграционный учет.
  1. Опять-таки вопреки распространенному заблуждению, запреты въезда в РФ, депортация, выдворение, нежелательность пребывания и пр. санкции применяются к гр. Украины независимо от региона их проживания в Украине, без исключения.
  2. Еще один миф – про льготное положение тех, кто проживает в Донецкой и Луганской областях Украины – также не подтверждается реальностью.

    Временная регистрация для лиц с Временным Убежищем

    Такие понятия как «ДНР», «ЛНР», «Новороссия» и пр. – существуют в сфере политики и журналистики, но не в правовом поле! Россией и мировым сообществом на сегодняшний день эти образования не признаны, нормативно их положение не закреплено, особым статусом жители этих регионов не обладают с точки зрения миграционного права. Выданные этими образованиями бумаги – документами, строго говоря, не являются и на территории РФ применяться не могут.

    Ранее существовавшие льготы жителей этих регионов – связаны с гуманными соображениями ФМС России, формально они нигде не закреплены.

  1. В случае применения санкций по въезду в РФ – ссылка на украинское гражданство не является обоснованной.
  2. Временное убежище на сегодняшний день в РФ гр. Украины – предоставляется, но все более сложно. Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область – ВУ предоставляют только при наличии близких родственников – гр. РФ, постоянно проживающих в этих регионах.
  3. Оформление трудовой деятельности – возможно только при наличии патента. Помните – срок подачи пакета документов составляет 30 дней от даты въезда в РФ, за пределами этого срока – штраф от 10 до 15 тыс. руб.
  4. Как показывает практика, основной проблемой для украинцев стал режим 90-180. Помните, что, въехав на территорию РФ, Вы вправе находиться здесь не более 90 дней. Далее, если не оформлен патент, РВП, очное обучение в РФ, необходимо выехать и находится вне РФ не менее 90 дней. Наличие семейно-родственных связей эту обязанность исключает только при наличии РВП. Во всех остальных случаях, при несоблюдении режима, применяется запрет въезда в РФ на 3 года.
  5. Въезжать в РФ пока еще возможно по внутреннему паспорту гр. Украины, но рекомендуем получить загранпаспорт и перемещаться по нему, это позволит устранить проблемы, связанные с расчетом сроков вашего пребывания в РФ.

Учитывайте эти моменты при посещении РФ и обязательно следите за изменениями миграционного законодательства, легкомысленно сейчас относится к этой сфере нельзя, ошибки порой имеют судьбоносное значение.

Степанов Роман Олегович

Коллегия адвокатов «Правовой советникЪ»

кандидат юридических наук

Особый статус иностранного гражданина на территории РФ подтверждается специальным документом – удостоверение беженца. Такой термин определен в Женевской конвенции 1951 года. Беженцами признаются лица, в отношении которых были совершены дискриминирующие или враждебные действия расового, религиозного или политического характера, побудившие их покинуть свою страну и искать убежище в иностранном государстве. Причиной подобного выезда также может быть и отсутствие государственной защиты при наличии действительной угрозы преследования из-за принадлежности лиц к определенной социальной группе.

Вынужденное нахождение на территории другого государства в течение продолжительного периода времени не предполагает изменение гражданской принадлежности таких граждан, они продолжают оставаться подданными своей страны. В России действует Федеральный закон «О беженцах», которым и предусмотрено наличие удостоверения беженца.

Особенности удостоверения беженца

Порядок оформления удостоверения беженца регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации «Об удостоверении беженца». Указанным нормативным актом определено, что удостоверение выдается лицу, достигшему восемнадцатилетнего возраста. Исключение в отношении несовершеннолетнего гражданина иностранного государства может быть сделано лишь тогда, когда он находится на территории Российской Федерации без родителей (или опекунов), а иным образом его правовое положение определить невозможно.

Максимально возможный срок действия удостоверения беженца составляет три года. При необходимости этот период может быть продлен на один год (не более). Основанием для увеличения срока является соответствующее решение территориального подразделения Министерства внутренних дел, которое принимает решение о выдаче данных удостоверений, по месту принятия иностранного гражданина на учет.

Удостоверение беженца оформляется в соответствии с международными требованиями, предъявляемыми к подобным удостоверяющим личность документам. В нем должны быть указаны следующие сведения о лице, которому оно выдается, для его индивидуализации:

  • фамилия, имя и отчество (если оно есть);
  • дата (число, месяц, год) и место (название населенного пункта) рождения;
  • информация о принадлежности к определенному государству;
  • пол (мужской или женский);
  • сведения о несовершеннолетних членах семьи, которые прибыли на территорию Российской Федерации совместно с владельцем удостоверения беженца;
  • сведения о статусе владельца удостоверения и иные записи актов гражданского состояния;
  • сведения о постановке на соответствующий (миграционный) учет.

Кроме вышеприведенных сведений в удостоверении указывается наименование того территориального подразделения Министерства внутренних дел, которым данный документ был оформлен и выдан, а также идентификационный номер личного дела беженца.

Признание беженцем и предоставление временного убежища в РФ

При этом внесение дополнительных записей (или отметок), не предусмотренных нормативно-правовыми актами, не допускается.

В удостоверение вклеивается одна личная черно-белая фотография владельца документа.

Как получить удостоверение беженца

Для получения удостоверения иностранный гражданин, признанные беженцем, должен обратиться в территориальное подразделение Министерства внутренних дел с письменным ходатайством. Одновременно с заявлением должны быть представлены следующие документы:

  • паспорт иностранного гражданина;
  • подлинник свидетельства о заключении брака (при его наличии);
  • подлинники свидетельств о рождении всех несовершеннолетних детей (при их наличии), информация о которых будет указана в удостоверении;
  • иные документы, требующиеся представителям территориального подразделения Министерства внутренних дел для правильного оформления удостоверения, в том числе миграционную карту.

Так как уплата государственной пошлины за выдачу удостоверения не предусмотрена, то отсутствует необходимость в представлении различных платежных документов.

Оформляется удостоверение в течение пяти рабочих дней, течение данного срока начинается со дня принятия уполномоченным органом решения о присвоении иностранному гражданину статуса беженца. При получении этого документа его владелец должен поставить в нем свою личную подпись.

Утрата и признание удостоверения беженца недействительным

Если иностранным гражданином, признанным беженцем на территории Российской Федерации, удостоверение будет утрачено (утеряно или украдено), то о случившемся ему надлежит сообщить в территориальное подразделение Министерства внутренних дел по месту постановки на учет. Новый документ может быть выдан исключительно на основании письменного заявления (ходатайства), содержащего объяснения причин утраты документа, удостоверяющего личность беженца.

Территориальным подразделением Министерства внутренних дел удостоверение беженца также может быть признано недействительным, если иностранным гражданином будут допущены следующие нарушения:

  • изменение личной фотографии путем вклеивания нового изображения;
  • самовольное удаление личной фотографии;
  • внесение в удостоверение непредусмотренных законом записей и/или отметок;
  • самовольное внесение в удостоверение различных исправлений.

Удостоверение беженца также признается недействительным в случае истечение срока его действия.

Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1

О беженцах

Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища

1. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

2. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

3. Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.

Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.

Форма бланка свидетельства, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются данным лицом на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

4. Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

На лицо, получившее свидетельство, не распространяются положения пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона в части пользования единовременным денежным пособием.

5.

Временное убежище в РФ для граждан Украины

Лицо утрачивает временное убежище:

1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

2) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства;

3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

6. Лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, временного убежища, если оно:

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона;

3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

7. Лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 5 и подпунктами 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, и не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в месячный срок покинуть территорию Российской Федерации.

8. Утратил силу. — Федеральный закон от 01.03.2012 N 18-ФЗ.

Когда иностранное лицо не имеет статус беженца, но и, вместе с тем, не может выехать за пределы Российской Федерации, ему может быть предоставлено годичное временное убежище, которое необходимо продлевать каждые 12 месяцев.

В 2015-2016 году существуют специальные условия для Украины, в связи с ситуацией, которая сложилась в этой стране, потому заявки для них будут рассматриваться в более короткий срок, а именно не более чем в течение трёх дней. В итоге жители Украины могут, имея справку о временном убежище на территории РФ, работать с соблюдением норм законодательства РФ и претендовать на социальные льготы без проблем. Такие же права имеются и у граждан других иностранных государств, которые получили справку в общем порядке.

Как подаются документы

Чтобы получить временное убежище, необходима подача соответствующего заявления и нужного пакета документов в территориальный орган ФМС.

Иностранцы, которым предоставлено временное убежище в РФ: что со взносами в ФФОМС

Также, когда на руках будет иметься легитимное свидетельство о временном убежище, в ближайшем медицинском учреждении необходимо будет оформить полис ОСМ. После этого человек может наниматься на работу, но его льготы будут несколько ограничены, если сравнивать со статусом беженца.

Есть альтернативный вариант оформления временного убежища – это можно осуществить в электронном виде на сайте Федеральной миграционной службы в соответствующем разделе.

Какие нужны документы?

Теперь рассмотрим подробнее, какие нужны документы для временного убежища в РФ. Обычно перечень документов стандартный. В минимальном виде это:

  • Заявление;
  • Паспорт;
  • Миграционная карта;
  • Документ, который подтверждает родственные отношения;
  • Фотографии установленного формата;
  • Этого достаточно для получения временного убежища на территории РФ на 1 год.

Альтернативой ФМС для подачи документов является многофункциональный центр, где также работают с мигрантами. Срок рассмотрения документов может быть от 3 дней для граждан Украины и чуть выше для жителей других стран.

Подача заявления

Основной документ из списка – это заявление. Его необходимо заполнить в первую очередь. Бланк можно скачать на сайте ФМС, также можно обратиться в органы ФМС за официальным образцом заполнения.

Хотя общее оформление временного убежища и доступно через Интернет, заявление о предоставлении временного убежища необходимо обязательно подать в физическом виде на бумажном носителе в одном экземпляре, возможность подачи в электронном виде исключена текущим законодательством.

Заявление подаётся не только иностранным гражданином, но и каждым совершеннолетним членом его семьи. Если имеются лица, которые не достигли восемнадцатилетнего возраста, то тогда необходимо вносить сведения о них в заявление одного из родителей. Если родителей не имеется, то тогда сведения о детях необходимо обязательно внести в заявление опекуна/попечителя либо в заявление каких-то других совершеннолетних членов семьи, которые также прибыли в Россию и готовы взять на себя ответственность за воспитание, содержание и поведение несовершеннолетних детей.

Сложная ситуация может возникнуть, если иностранный гражданин не имеет возможности подготовить заявление самостоятельно, например, он не является грамотным или вообще не знает русский язык. В таком случае необходимо обратиться за помощью к должностному лицу ФМС России, которое поможет с заполнением данного заявления.

Чтобы подать заявление, которое будет без проблем принято, иностранному гражданину не требуется предварительно оформлять миграционный учёт по месту пребывания, можно обойтись и без этого.

Остались вопросы? Нужна помощь?

Мы можем проконсультировать вас по вашим вопросам совершенно бесплатно!

или звоните по телефонам +7 (499) 703 48 16, Вся Россия. Консультация — бесплатна!

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *