168 статья налогового кодекса

Статья 168 НК РФ. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю

Новая редакция Ст. 168 НК РФ

1. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

В случае получения налогоплательщиком (налоговыми агентами, указанными в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик (налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 настоящего Кодекса.

Положения настоящего пункта не применяются при реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

2. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком (налоговыми агентами, указанными в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 настоящей статьи цен (тарифов).

3. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

При исчислении суммы налога в соответствии с пунктами 1 — 3 статьи 161 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 161 настоящего Кодекса, составляются счета-фактуры в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 169 настоящего Кодекса.

При изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 настоящего Кодекса.

4. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2009 г.

5. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

При реализации налогоплательщиками товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

6. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога не выделяется.

7. При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Комментарий к Статье 168 НК РФ

При осуществлении товарообменных операций, взаимозачетов, а также при использовании в расчетах ценных бумаг сумма НДС, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств.

Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик, пользующийся освобождением в соответствии со ст. 145 НК РФ, оформляет расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Если же такой налогоплательщик, уступив просьбе покупателя, выделит в счете-фактуре НДС, этот налог придется перечислить в бюджет. Этого требует п. 5 ст. 173 НК РФ.

Если организация в такой ситуации откажется от уплаты НДС, ей грозит штраф. Согласно ст. 122 НК РФ налогоплательщик за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога будет оштрафован в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. А если нарушение совершено умышленно, штраф составит 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

Тем не менее в арбитражной практике есть прецеденты, когда налогоплательщику, пользующемуся освобождением и при этом выделившему в счете-фактуре НДС, удавалось избежать уплаты налога. Это случается в тех случаях, когда налоговый орган не может предъявить суду указанные счета-фактуры (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 июня 2005 г. N А33-5517/04-С6-Ф02-2746/05-С1).

Другой комментарий к Ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации

Предъявление суммы НДС покупателю является одной из обязанностей налогоплательщика.

Тем не менее при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) за наличный расчет непосредственно населению требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. Данные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 31.07.2009 N 03-07-09/38.

1. Анализ правил п. 1 ст. 168 показывает, что:

1) они относятся лишь к случаям реализации товаров (работ, услуг): распространять их также на случаи передачи товаров (работ, услуг) для собственных нужд (см. об этом комментарий к ст. 159 НК), а равно ввоза товаров (работ, услуг) на таможенную территорию РФ оснований нет, дело в том, что закон (ст. 146, 154 НК, например, см. комментарий к ним) четко различает эти понятия. Вопрос о том, как отразить сумму НДС при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд, не решен. Этот пробел нужно устранять, так как он, безусловно, породит массу споров между налогоплательщиками и налоговыми органами;

2) они обязывают налогоплательщика указывать (наряду с ценой, тарифом товаров (работ, услуг), дополнительно к ним) и предъявлять к оплате покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг) — также и сумму НДС.

2. Применяя правила п. 2 ст. 168, нужно иметь в виду, что:

1) налогоплательщик обязан исчислять сумму НДС (при предъявлении ее к оплате покупателям, заказчикам товаров (работ, услуг) по каждому виду товаров (работ, услуг) в отдельности (так, продавая покупателю станок и оказывая ему услуги по доставке, нужно отдельно предъявлять к оплате НДС при продаже товара (станка) и НДС по оказываемой услуге по доставке);

2) НДС исчисляется, как процентная доля (исходя из той или иной налоговой ставки, см. об этом комментарий к ст. 164), цены товара, тарифа услуги и т.п. (например, если цена товара составляет 100 рублей, а налоговая ставка равна 20%, то сумма НДС равна 20 рублям (т.е. составляет 20% от 100 рублей).

3. Характеризуя правила п. 3 ст. 168, нужно отметить, что:

1) счет — фактура (упомянутая в п. 3 ст. 168) — это документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, установленном в ст. 171, 172, 176 НК (см. комментарий к ним). О содержании счета — фактуры и о порядке его составления см. подробный комментарий к ст. 169 НК;

2) налогоплательщик именно обязан (а не вправе!) выставить покупателю надлежащим образом оформленный счет — фактуру не позднее 5 календарных дней (т.е. нельзя при подсчете исключать и нерабочие дни!), считая со следующего (после дня отгрузки товаров (работ, услуг)) дня. Если последний день этого срока совпадает с нерабочим днем, то счет — фактура должен быть выставлен в ближайший следующий за таким днем день (см. ст. 6.1 НК);

3) день отгрузки товаров (работ, услуг) (упомянутый в п. 3 ст. 168) необходимо определять по правилам ст. 167 НК (см. подробный комментарий к ним).

4. Анализируя правила п. 4 ст. 168, нужно иметь в виду, что:

1) расчетные документы (упомянутые в п. 4 ст. 168) — это, например, платежные поручения, платежные поручения — требования, иные документы, применяемые в соответствии с нормативными актами ЦБР, Минфина РФ, изданными в соответствии с Законом о ЦБР (см. ст. 861 — 885 ГК), посредством которых осуществляются безналичные расчеты между организациями и гражданами (примером может служить Положение ЦБР N 120-п от 8 сентября 2000 г. «О безналичных расчетах в РФ»);

2) расчеты по аккредитивам (упомянутым в п. 4 ст. 168) — одна из форм безналичных расчетов. При расчете по аккредитивам банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (бланк — эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить аккредитив, или учесть переводной вексель, либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать, учесть переводной вексель (ст. 867 ГК). Сумма НДС должна выделяться отдельной строкой в реестре на получение средств с аккредитива. При этом вид аккредитива (депонированный, гарантированный, отзывной и т.д.) роли не играет;

3) чеком (упомянутым в п. 4 ст. 168) признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю (ст. 877 ГК). Сумма НДС выделяется отдельной строкой в реестре чека. См. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части 2 ГК РФ (изд. 3). С. 484 — 511;

4) первичные учетные документы (упомянутые в п. 4 ст. 168) — это оправдательные документы, которыми должны оформляться все хозяйственные операции, производимые организацией. Они должны составляться по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм, а при их отсутствии — содержать следующие обязательные реквизиты:

— наименование документа;

— дату его составления;

— наименование организации, от имени которой составлен документ;

— содержание хозяйственной операции;

— измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

— наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность ее оформления;

— личные подписи указанных лиц (ст. 9 Закона о бухучете).

Сравнительное толкование ст. 9 Закона о бухучете и ст. 168 НК показывает, что в первичных учетных документах также должна (отдельной строкой) отражаться сумма НДС;

5) отдельной строкой (в специальной графе) отражается сумма НДС и в счете — фактуре (п. 5 ст. 169 НК).

5. Специфика правил п. 5 ст. 168 состоит в том, что:

1) они подлежат применению лишь в той мере, в какой имеет место реализация товаров (работ, услуг):

— операции, по которым освобождаются от налогообложения налогом НДС (см. об этом подробнее комментарий к ст. 149 НК);

— лицами, которые освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в связи с тем, что в течение трех предшествующих (календарному месяцу, когда они обратились с заявлением об освобождении от исполнения этих обязанностей) календарных месяцев (они должны следовать друг за другом) их выручка не превысила 1 млн. рублей (см. об этом подробный комментарий к ст. 145 НК);

+Читать далее…

2) они предписывают оформлять все расчетные документы, первичные учетные документы (и выставлять счета — фактуры) без выделения сумм НДС;

3) они обязывают (т.е. нельзя не отражать это!) на всех указанных документах ставить штамп или делать надпись «Без налога (НДС)». Если такой надписи (штампа) нет, то документ считается оформленным ненадлежащим образом, а налогоплательщик может быть привлечен к ответственности (например, по ст. 120 НК «Грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»).

6. Применяя правила п. 6 ст. 168, нужно обратить внимание на следующее:

1) они касаются лишь случаев реализации товаров (работ, услуг) по розничным ценам (тарифам) населению. При этом необходимо руководствоваться не нормативными актами Госкомстата РФ (эта неверная практика особенно распространена среди налоговых органов и аудиторских фирм), а нормами ГК. Например, ст. 492 ГК устанавливает, что по договору розничной купли — продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар для личного, семейного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли — продажи является публичным договором (ст. 426 ГК). Это же относится к договору бытового подряда (ст. 730 ГК), к ряду других договоров, по которым реализуются товары (работы, услуги) непосредственно населению;

2) они предписывают налогоплательщику:

— включать сумму НДС в цену товара, тариф услуги, работы;

— не выделять сумму НДС на ярлыках товаров, на ценниках выставляемых продавцами (подрядчиками, исполнителями), на чеках и т.п. документах, выдаваемых на руки покупателю (заказчику).

7. Специфика правил п. 7 ст. 168 состоит в том, что:

1) они касаются лишь случаев реализации именно товаров в розничной торговле.

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник вопрос: распространяется ли правило п. 7 ст. 168 на случаи, когда населению оказываются бытовые услуги, выполняются мелкие работы и при этом (в соответствии с нормами Закона о ККМ!) выдаются чеки ККМ?

Безусловно, в п. 7 ст. 168 налицо был пробел: законодатель учел реальную практику, Законом N 166 внесены соответствующие поправки в п. 7 ст. 168. Нужно исходить из его буквального текста: его правила распространяются как на случаи реализации товаров в розничной торговле, так и организациями общепита, а также организациями, выполняющими работы, услуги непосредственно населению.

2) они устанавливают, что требования о выделении суммы НДС и по оформлению документов, упомянутых в п. 3 и 4 ст. 168 (см. об этом выше), считаются выполненными в той мере, в какой продавец выдал покупателю:

— чек ККМ (он должен в полной мере соответствовать требованиям Закона о ККМ);

— иной документ установленной формы. При этом нужно учесть, что Министерство по налогам и сборам РФ своими письмами от 30 августа 1994 г. N НИ-6-14/320 «О формах документов строгой отчетности» и от 22 июня 1995 г. N ЮУ-4-14/29н «О формах документов строгой отчетности для учета наличных денежных средств без применения ККМ» сообщило налогоплательщикам, что формы таких документов «строгой отчетности» устанавливает Минфин РФ. Примерами могут служить:

квитанция, используемая Минсвязи РФ;

документы, используемые предприятиями общественного питания;

квитанция на парковку автомобиля;

документы, применяемые при выполнении бытовых услуг;

квитанции, выдаваемые заказчику предприятием лесного хозяйства;

квитанции, выдаваемые заказчику организациями и учреждениями культуры;

квитанции, выдаваемые заказчику организациями и учреждениями здравоохранения;

иные документы (например, выдаваемые туристическими организациями, ветеринарными организациями и др.).

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *