213 НК РФ

СТ 213 НК РФ.

1. При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные налогоплательщиком
в виде страховых выплат, за исключением выплат, полученных:
1) по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
2) по договорам добровольного страхования жизни (за исключением договоров,
предусмотренных подпунктом 4 настоящего пункта) в случае выплат, связанных с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо в случае наступления иного
события, если по условиям такого договора страховые взносы уплачиваются налогоплательщиком
и (или) его членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным
кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и
усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими
общих отца или мать) братьями и сестрами) и если суммы страховых выплат не превышают сумм
внесенных им страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную путем последовательного
суммирования произведений сумм страховых взносов, внесенных со дня заключения договора
страхования ко дню окончания каждого года действия такого договора добровольного
страхования жизни (включительно), и действовавшей в соответствующий год среднегодовой ставки
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В противном случае разница между
указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению
у источника выплаты.
В целях настоящей статьи среднегодовая ставка рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации определяется как частное от деления суммы, полученной в результате
сложения величин ставок рефинансирования, действовавших на 1-е число каждого календарного
месяца года действия договора страхования жизни, на количество суммируемых величин ставок
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни,
предусмотренных настоящим подпунктом (за исключением случаев досрочного расторжения
договоров добровольного страхования жизни по причинам, не зависящим от воли сторон), и
возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами
страхования и условиями указанных договоров выплате при досрочном расторжении таких
договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов
учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.

В случае расторжения договора добровольного страхования жизни (за исключением случаев расторжения договоров добровольного страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.

При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного страхования жизни обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.

В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию;

3) по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты
на случай смерти, причинения вреда здоровью и (или) возмещения медицинских расходов
застрахованного лица (за исключением оплаты стоимости санаторно-курортных путевок);
4) по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими
лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях расторжения договоров добровольного пенсионного страхования (за исключением
случаев расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) и
возврата физическому лицу денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами
страхования и условиями договора выплате при расторжении таких договоров, полученный доход
за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении
налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
В случае расторжения договора добровольного пенсионного страхования (за исключением
случаев расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при
определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы
страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет,
указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм
по договору добровольного пенсионного страхования обязана удержать сумму налога, исчисленную
с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому
договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение
социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом
по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком
социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи
219 настоящего Кодекса, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо
исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.

1.1. Форма справки, выдаваемой налоговым органом по месту жительства
налогоплательщика, подтверждающей неполучение налогоплательщиком социального налогового
вычета либо подтверждающей факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного
социального налогового вычета, утверждается федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Утратил силу с 1 января 2005 г.

3. При определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные
суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или
индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических
лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование
физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного
личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.

4. По договору добровольного имущественного страхования (включая страхование
гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование
гражданской ответственности владельцев транспортных средств) при наступлении страхового
случая доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется в случаях:
гибели или уничтожения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница
между суммой полученной страховой выплаты и рыночной стоимостью застрахованного имущества
на дату заключения указанного договора (на дату наступления страхового случая — по договору
страхования гражданской ответственности), увеличенной на сумму уплаченных по страхованию
этого имущества страховых взносов;
повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между
суммой полученной страховой выплаты и расходами, необходимыми для проведения ремонта
(восстановления) этого имущества (в случае, если ремонт не осуществлялся), или стоимостью
ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенными на
сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов.
Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта (восстановления)
застрахованного имущества в случае, если ремонт (восстановление) не производился,
подтверждается документом (калькуляцией, заключением, актом), составленным страховщиком или
независимым экспертом (оценщиком).
Обоснованность расходов на произведенный ремонт (восстановление) застрахованного
имущества подтверждается следующими документами:
1) договором (копией договора) о выполнении соответствующих работ (об оказании услуг);
2) документами, подтверждающими принятие выполненных работ (оказанных услуг);
3) платежными документами, оформленными в установленном порядке, подтверждающими
факт оплаты работ (услуг).
При этом не учитываются в качестве дохода суммы возмещенных страхователю или
понесенных страховщиками расходов, произведенных в связи с расследованием обстоятельств
наступления страхового случая, установлением размера ущерба, осуществлением судебных
расходов, а также иных расходов, осуществленных в соответствии с действующим
законодательством и условиями договора имущественного страхования.

5. Утратил силу с 1 января 2005 г.

6. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Комментарий к Ст. 213 Налогового кодекса

В статье 213 НК РФ определены особенности исчисления налоговой базы по договорам страхования.

Анализируя статью 213 НК РФ, Минфин России пояснил, что в отношении выплачиваемого физическому лицу дохода в виде положительной разницы между суммой страхового возмещения, полученной банком как выгодоприобретателем по договору имущественного страхования предмета залога, и суммой, направленной на погашение задолженности заемщика по кредитному договору, положения статьи 213 НК РФ не применяются, поскольку выгодоприобретателем в этом случае является банк, а не физическое лицо — страхователь имущества.

Вышеуказанный доход, выплаченный физическому лицу — страхователю имущества по распоряжению банка за счет сумм страхового возмещения, полученного банком как выгодоприобретателем по договору имущественного страхования предмета залога, является доходом этого лица, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц. Применение к указанным доходам каких-либо вычетов НК РФ не предусмотрено (см. письмо от 08.04.2011 N 03-04-06/6-82).

В письме Минфина России от 26.06.2013 N 03-04-06/24286 указывается, что если физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают страховые взносы по договорам добровольного страхования жизни, то в случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни и получения ими в качестве застрахованных лиц выкупной суммы полученный доход при определении налоговой базы страховщиком — налоговым агентом подлежит уменьшению на сумму внесенных такими физическими лицами страховых взносов.

В письме от 15.09.2010 N 03-04-06/6-215 Минфин России указал, что положения статьи 213 НК РФ предусматривают освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц исключительно страховых выплат. Освобождение от налогообложения иных выплат, в частности сумм накопленного инвестиционного дохода по договору добровольного страхования жизни, НК РФ не предусмотрено.

А в письме от 16.06.2010 N ШС-37-3/4243@ налоговый орган пояснил, что в настоящее время закона, содержащего требование об обязательности страхования ответственности руководителей компаний, в России не существует. Страхование риска ответственности директоров и управляющих осуществляется в добровольном порядке на основании правил, разработанных страховщиками.

Указанные страховые взносы и страховые выплаты не включены в перечень компенсационных выплат, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, установленный пунктом 3 статьи 217 НК РФ.

Таким образом, в данном случае у застрахованных лиц возникает объект налогообложения налогом на доходы физических лиц в виде сумм страховых выплат, а также страховых премий или взносов.

Судебная практика.

На практике между налоговыми органами и налогоплательщиками имеются споры о том, подлежит ли налогообложению налогом на доходы физических лиц стоимость услуг по санаторно-курортному лечению, которые оказываются физическим лицам по договорам добровольного медицинского страхования.

По данному вопросу официальная позиция отсутствует, однако есть судебная практика.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в своем Постановлении от 15.01.2010 N А27-6748/2009 пришел к выводу о том, что организация должна была исчислить, удержать, уплатить налог на доходы физических лиц в качестве налогового агента.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 16.07.2010 N А56-24057/2008 пришел к выводу о том, что стоимость оплаченных организацией санаторно-курортных путевок относится к числу доходов, подлежащих включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

Однако по данному вопросу есть и другая точка зрения.

Так, ФАС Уральского округа в своем Постановлении от 12.03.2008 N Ф09-1326/08-С3 пришел к выводу о том, что в связи с наступлением страховых случаев по договорам добровольного медицинского страхования работники организации проходили реабилитационно-восстановительное лечение в медицинских учреждениях. Стоимость такого лечения не является доходом физических лиц, в отношении которого общество обязано исчислить, удержать и уплатить налог на доходы физических лиц в качестве налогового агента.

Между налоговыми органами и налоговыми агентами имеются споры об удержании налога на доходы физических лиц со стоимости услуг, оказанных работникам санаторием по договору добровольного медицинского страхования, заключенному организацией — работодателем со страховой компанией.

НК РФ не содержит ответ на вопрос о том, должна ли организация — работодатель удержать налог на доходы физических лиц со стоимости услуг, оказанных работникам санаторием по договору добровольного медицинского страхования, заключенному со страховой компанией.

Официальная позиция по данному поводу также отсутствует, однако есть две противоположные позиции судебных органов.

Так, ФАС Уральского округа в своем Постановлении от 03.03.2008 N Ф09-748/08-С3 пришел к выводу о том, что поскольку договоры медицинского страхования являются договорами, заключенными в пользу третьих лиц (работников общества), а в силу пункта 1 статьи 430 ГК РФ по таким договорам должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу, то при таких обстоятельствах у организации-работодателя не возникло обязанности налогового агента.

Следовательно, по мнению ФАС Уральского округа, организация-работодатель не должна удерживать налог на доходы физических лиц со стоимости услуг, оказанных работникам санаторием по договору добровольного медицинского страхования, заключенному со страховой компанией.

Однако есть другая точка зрения.

ФАС Западно-Сибирского округа в своем Постановлении от 15.01.2010 N А27-6748/2009 пришел к выводу о том, что организация-работодатель должна была удержать налог на доходы физических лиц в качестве налогового агента в данном случае.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 15.11.2013 N 03-04-05/49255 рассмотрен вопрос о налогообложении НДФЛ сумм частично возвращенной платы за подключение к программе коллективного добровольного страхования жизни и здоровья заемщиков, выплаченных банком клиенту. Минфин России указал, что, поскольку вышеуказанные суммы являются платой за обязательство банка застраховать жизнь и здоровье клиента банка в страховой организации и компенсацией его затрат по страхованию, положения статьи 213 НК РФ о порядке налогообложения доходов физических лиц по договорам страхования не применяются. В этом случае применяются общие правила налогообложения доходов физических лиц, предусмотренные главой 23 НК РФ.

Анализируя пункт 3 статьи 213 НК РФ, Минфин России указал, что сумма страхового взноса по договору добровольного личного страхования пассажиров на транспорте от несчастных случаев, внесенная за физическое лицо из средств работодателя при направлении его в командировку, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц (см. письмо от 17.12.2010 N 03-04-06/6-311).

Как указал налоговый орган, суммы страховых взносов по договорам добровольного личного страхования, включая договоры добровольного медицинского страхования, уплаченные из средств работодателей за своих работников и членов их семей, а также лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией (в том числе пенсионеров — бывших работников), заключившей договор добровольного личного страхования в пользу таких лиц, не облагаются НДФЛ (см. письмо от 01.07.2010 N 20-14/3/068886).

В письме Минфина России от 09.08.2013 N 03-04-06/32374 разъясняется, что требования обязательного страхования ответственности лиц, занимающих руководящие должности в органах управления организации, действующее законодательство Российской Федерации не содержит.

Таким образом, страхование ответственности директоров и должностных лиц не относится ни к обязательному страхованию, ни к добровольному личному или пенсионному страхованию, суммы страховых взносов по которым, уплачиваемые работодателями за работников, не включаются в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. При этом налоговая база, определяемая в соответствии со статьей 213 НК РФ, исчисляется в отношении тех руководителей и иных лиц, которые на соответствующую дату уплаты страхового взноса (премии) являются застрахованными лицами.

Важно!

Пункт 4 комментируемой статьи применяется в том случае, когда налогоплательщик при наступлении страхового случая получает страховую выплату, то есть когда налогоплательщик является выгодоприобретателем по договору страхования, что соответствует позиции официальных органов.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 09.10.2013 N 03-04-06/42127 указывается, что, поскольку суммы, перечисленные выгодоприобретателем заемщику, не являются страховыми выплатами, так как физическое лицо получает их не по договору страхования, данные суммы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке без учета положений статьи 213 НК РФ. Пункт 4 статьи 213 НК РФ подлежит применению в том случае, когда налогоплательщик при наступлении страхового случая получает страховую выплату, то есть когда налогоплательщик является выгодоприобретателем по договору страхования.

СТАТЬЯ 213. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО ДОГОВОРАМ СТРАХОВАНИЯ

Статья 213 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) раскрывает особенности определения налоговой базы по договорам страхования.

«1. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев:

1) по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном действующим законодательством;

2) по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица.

Суммы страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, не учитываются при определении налоговой базы, если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения указанных договоров».

В случае выплат по договору добровольного краткосрочного (на срок менее пяти лет) страхования жизни облагается разница между суммой выплат и суммой взноса, увеличенной на ставку рефинансирования ЦБ РФ. При этом разница, согласно пункту 2 статьи 224, облагается налогом по ставке 35%.

«3) по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок);

4) по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации».

С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» утратил силу пункт 2 статьи 213 НК РФ следующего содержания:

«2. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, в случае, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае досрочного расторжения договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с российскими негосударственными пенсионными фондами (за исключением случаев досрочного расторжения указанных договоров по причинам, не зависящим от воли сторон), и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах и условиями договоров выплате при досрочном расторжении договоров негосударственного пенсионного обеспечения, а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия полученный доход за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом, учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты».

«3. При определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц».

Таким образом, если работодатель за счет своих средств уплачивает страховые взносы за работников по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью или медицинских расходов, то суммы взносов, вносимые за них, не будут включаться в налоговую базу для исчисления налога. Все другие суммы страховых взносов, вносимые работодателем за своих работников включаются в налоговую базу по налогу.

Обратите внимание, что с 1 января 2005 года в налоговую базу включаются все суммы страховых взносов, вносимые работодателем за работников по договорам добровольного пенсионного страхования либо договорам негосударственного пенсионного обеспечения. До 01 января 2005 года страховые взносы по таким договорам в сумме, не превышающей пяти тысяч в год на работника, не учитывались при определении налоговой базы.

«4. По договору добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) при наступлении страхового случая доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется в случаях:

гибели или уничтожения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между суммой полученной страховой выплаты и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения указанного договора (на дату наступления страхового случая — по договору страхования гражданской ответственности), увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов».

При получении дохода по договору добровольного имущественного страхования, включая страхование гражданской ответственности, при налогообложении дохода теперь учитывается сумма внесенного страхового взноса и рыночная цена застрахованного имущества на дату заключения договора (или на дату наступления страхового случая — по договору страхования гражданской ответственности). Таким образом, при гибели имущества налогом будет облагаться разница между страховой выплатой и величиной, равной сумме рыночной стоимости имущества и уплаченного страхового взноса.

«повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между суммой полученной страховой выплаты и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (в случае, если ремонт не осуществлялся), или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенными на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов».

При повреждении имущества налогом облагается разница между страховой выплатой и суммой, полученной в результате сложения уплаченного страхового взноса и стоимости ремонта. При этом необходимо документально подтвердить обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта:

— договором (копией договора) о выполнении соответствующих работ (об оказании услуг);

— документами, подтверждающими принятие выполненных работ (оказанных услуг);

— платежными документами, подтверждающими факт оплаты работ (услуг).

«При этом не учитываются в качестве дохода суммы возмещенных страхователю или понесенных страховщиками расходов, произведенных в связи с расследованием обстоятельств наступления страхового случая, установлением размера ущерба, осуществлением судебных расходов, а также иных расходов, осуществленных в соответствии с действующим законодательством и условиями договора имущественного страхования».

Статьей 927 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) определено, что:

«страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы».

Кроме того, законом может быть предусмотрено обязательное страхование жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).

В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида (статья 938 ГК РФ).

В соответствии со статьями 2,3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»:

«страхование — отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)…

…Страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.

Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.

Статья 4. Объекты страхования

1. Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:

1) с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

2) с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).

2. Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:

1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);

2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);

3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

3. Страхование противоправных интересов, а также интересов, которые не являются противоправными, но страхование которых запрещено законом, не допускается.

4. Если федеральным законом не установлено иное, допускается страхование объектов, относящихся к разным видам имущественного страхования и (или) личного страхования (комбинированное страхование).

5. На территории Российской Федерации страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц — резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном настоящим Законом порядке.

«Статья 9. Страховой риск, страховой случай

1. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

2. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам».

«Статья 11. Страховая премия (страховые взносы) и страховой тариф

1. Страховая премия (страховые взносы) уплачивается страхователем в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

2. Страховой тариф — ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска.

Конкретный размер страхового тарифа определяется договором добровольного страхования по соглашению сторон.

Страховые тарифы по видам обязательного страхования устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования».

Федеральный закон от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

«Статья 2. Негосударственные пенсионные фонды

1. Негосударственный пенсионный фонд (далее фонд) — особая организационно — правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

2. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.

Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.

3. Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.

Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию.

Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

договор негосударственного пенсионного обеспечения (далее — пенсионный договор) — соглашение между фондом и вкладчиком фонда (далее — вкладчик), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда (далее — участник) негосударственную пенсию;

договор об обязательном пенсионном страховании — соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам. К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в пункте 6 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

вкладчик — физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд;

страхователь — физическое или юридическое лицо, обязанное перечислять страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии в пользу застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

участник — физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу;

пенсионный взнос — денежные средства, уплачиваемые вкладчиком в пользу участника в соответствии с условиями пенсионного договора;

страховой взнос — индивидуально возмездные обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии, уплачиваемые страхователем в пользу застрахованного лица в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей передачи в выбранный этим застрахованным лицом фонд в порядке, определяемом Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

негосударственная пенсия — денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора;

пенсионные основания — основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии, основания приобретения застрахованным лицом права на получение накопительной части трудовой пенсии или основания приобретения застрахованным лицом права на получение профессиональной пенсии;

выкупная сумма — денежные средства, выплачиваемые фондом вкладчику или участнику либо переводимые в другой фонд при расторжении пенсионного договор…

Статья 7. Лицензирование деятельности фонда

1. Фонд имеет право на осуществление деятельности, указанной в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности фонд должен соответствовать следующим требованиям:

руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово — экономическое образование (при наличии иного образования — специальную профессиональную подготовку), у него не должно быть судимости за совершение преступлений в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее трех лет, высшее образование, у него не должно быть судимости за совершение преступлений в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года — не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года — не менее 50 миллионов рублей.

3. Прочие лицензионные требования устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок аннулирования, приостановления, возобновления лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а также последствия аннулирования и приостановления такой лицензии определяются федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

4. Действие лицензий фондов, выданных в установленном порядке до 1 января 2003 года, прекращается 1 июля 2009 года…

Статья 10. Пенсионные основания

Пенсионными основаниями в пенсионных договорах являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации.

Пенсионными договорами могут быть установлены дополнительные основания для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии.

Пенсионными основаниями в договорах об обязательном пенсионном страховании являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации.

Пенсионными основаниями в договорах о создании профессиональных пенсионных систем являются основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации».

Основания для получения пенсии устанавливаются аналогично основаниям для получения трудовых пенсий, определенных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»:

Статья 5. Виды трудовых пенсий и их структура

«1. В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца…

Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет…

Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности

1. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям…

Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении».

В статье 213 НК РФ рассматриваются договоры негосударственного пенсионного обеспечения, заключенные с негосударственными пенсионными фондами, а также следующие виды договоров, заключаемые со страховыми организациями:

· договоры обязательного страхования;

· договоры добровольного страхования жизни;

· договоры, предусматривающие возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок);

· договоры добровольного пенсионного страхования;

· договоры добровольного имущественного страхования;

· договоры страхования гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц;

· договоры страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Статьей 213 НК РФ предусмотрены следующие особенности определения налоговой базы:

Виды выплат Порядок включения в налоговую базу
1. Взносы, уплачиваемые работодателями за физических лиц по договорам обязательного страхования Не включаются в налоговую базу
2. Взносы, уплачиваемые работодателями за физических лиц по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц
3. Взносы, уплачиваемые работодателями за физических лиц по договорам добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения Не включаются суммы, не превышающие 5000 рублей в год с 1 января 2004 года (до 01 января 2004 года – 2000 рублей в год)
Включаются суммы, превышающие 5000 рублей в год по ставке 13% (до 01 января 2004 года – 2000 рублей в год)
Не включается вся сумма взносов, если договор заключен с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, российскими страховыми организациями, исключительным видом деятельности которых является страхование жизни и пенсий
4. Страховые выплаты в связи с наступлением страховых случаев: 1) по договорам обязательного страхования; 2) по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающих страховых выплат; 3) по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов. Не включаются в налоговую базу
5. Страховые выплаты по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет Не включаются суммы, не превышающие суммы внесенных физическими лицами взносов, увеличенных на сумму процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ на момент заключения договора
Включается сумма разности между выплатой и суммой, не включаемой в базу – по ставке 35%
Включается вся сумма выплаты, если договор заключен работодателем в пользу физического лица – по ставке 35%
6. Страховые выплаты при досрочном расторжении договоров добровольного долгосрочного страхования жизни (не менее пяти лет) Не включаются, если договор расторгнут по причинам, не зависящим от воли сторон
Включается сумма выплаты за вычетом суммы внесенных физическим лицом взносов – по ставке 13%
Включается вся сумма выплаты, если договор заключен работодателем в пользу физического лица – по ставке 13%
7. Страховые выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования Не включаются в налоговую базу, если выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований
Не включаются выплаты по договорам, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими страховыми организациями, исключительным видом деятельности которых является страхование жизни и пенсий
Включаются выплаты по договорам, заключенным работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими страховыми организациями, исключительным видом деятельности которых является страхование жизни и пенсий – по ставке 13%
8. Страховые выплаты по договорам негосударственного пенсионного обеспечения Не включаются в налоговую базу, если выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований
Не включаются выплаты по договорам, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами
Включаются выплаты по договорам, заключенным работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами – по ставке 13%
9. Страховые выплаты по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при изменении условий договоров в отношении сроков действия Включается сумма выплаты за вычетом суммы внесенных физическим лицом взносов – по ставке 13%
Включается вся сумма выплаты, если договор заключен работодателем в пользу физического лица – по ставке 13%
10. Страховые выплаты при досрочном расторжении договоров негосударственного пенсионного обеспечения Не включаются, если договор расторгнут по причинам, не зависящим от воли сторон
Включается сумма выплаты за вычетом суммы внесенных физическим лицом взносов – по ставке 13%
Включается вся сумма выплаты, если договор заключен работодателем в пользу физического лица – по ставке 13%
11. Страховые выплаты по договорам добровольного имущественного страхования в случае гибели застрахованного имущества Включается разница между суммой выплаты и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения договора, увеличенной на сумму уплаченных взносов – по ставке 13%
12. Страховые выплаты по договорам добровольного страхования гражданской ответственности в случае гибели застрахованного имущества третьих лиц Включается разница между суммой выплаты и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату наступления страхового случая, увеличенной на сумму уплаченных взносов – по ставке 13%
13. Страховые выплаты по договорам добровольного имущественного страхования и страхования гражданской ответственности в случае повреждения застрахованного имущества Если ремонт не осуществлялся: Включается разница между суммой выплаты и расходами, необходимыми для проведения ремонта имущества, увеличенными на сумму уплаченных взносов – по ставке 13%
Если ремонт осуществлялся: Включается разница между суммой выплаты и стоимостью ремонта имущества, увеличенной на сумму уплаченных взносов – по ставке 13%
При отсутствии документов, подтверждающих обоснованность расходов: Включается разница между суммой выплат и суммой уплаченных взносов – по ставке 13%

Действие пунктов 5, 6 статьи 213 НК РФ, в которых были раскрыты особенности определения налоговой базы в случаях заключения договоров пенсионного страхования и договоров негосударственного пенсионного обеспечения, Федеральным законом от 23 декабря 2003 года №186-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2004 год» было приостановлено на 2004 год. С 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» пункты 5, 6 утратили силу, а введена в действие статья 213.1.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на доходы физических лиц».

Официальный текст:

Статья 213. Особенности определения налоговой базы по договорам страхования
1. При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат, за исключением выплат, полученных:

1) по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) по договорам добровольного страхования жизни (за исключением договоров, предусмотренных подпунктом 4 настоящего пункта) в случае выплат, связанных с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо в случае наступления иного события, если по условиям такого договора страховые взносы уплачиваются налогоплательщиком и (или) его членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) и если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных им страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную путем последовательного суммирования произведений сумм страховых взносов, внесенных со дня заключения договора страхования ко дню окончания каждого года действия такого договора добровольного страхования жизни (включительно), и действовавшей в соответствующий год среднегодовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
В целях настоящей статьи среднегодовая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин ставок рефинансирования, действовавших на 1-е число каждого календарного месяца года действия договора страхования жизни, на количество суммируемых величин ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни, предусмотренных настоящим подпунктом (за исключением случаев досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни по причинам, не зависящим от воли сторон), и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями указанных договоров выплате при досрочном расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
В случае расторжения договора добровольного страхования жизни (за исключением случаев расторжения договоров добровольного страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного страхования жизни обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию;
3) по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью и (или) возмещения медицинских расходов застрахованного лица (за исключением оплаты стоимости санаторно-курортных путевок);
4) по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях расторжения договоров добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическому лицу денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями договора выплате при расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
В случае расторжения договора добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного пенсионного страхования обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.
1.1. Форма справки, выдаваемой налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающей неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающей факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 204-ФЗ.
3. При определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.
4. По договору добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) при наступлении страхового случая доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется в случаях:
гибели или уничтожения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между суммой полученной страховой выплаты и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения указанного договора (на дату наступления страхового случая — по договору страхования гражданской ответственности), увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов;
повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между суммой полученной страховой выплаты и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (в случае, если ремонт не осуществлялся), или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенными на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов.
Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта (восстановления) застрахованного имущества в случае, если ремонт (восстановление) не производился, подтверждается документом (калькуляцией, заключением, актом), составленным страховщиком или независимым экспертом (оценщиком).
Обоснованность расходов на произведенный ремонт (восстановление) застрахованного имущества подтверждается следующими документами:
1) договором (копией договора) о выполнении соответствующих работ (об оказании услуг);
2) документами, подтверждающими принятие выполненных работ (оказанных услуг);
3) платежными документами, оформленными в установленном порядке, подтверждающими факт оплаты работ (услуг).
При этом не учитываются в качестве дохода суммы возмещенных страхователю или понесенных страховщиками расходов, произведенных в связи с расследованием обстоятельств наступления страхового случая, установлением размера ущерба, осуществлением судебных расходов, а также иных расходов, осуществленных в соответствии с действующим законодательством и условиями договора имущественного страхования.
Комментарий юриста:
В налоговую базу не включаются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по обязательному страхованию. Для обязательного страхования характерно следующее: оно осуществляется в силу прямого указания закона; круг страхователей указывается в соответствующем законе с возложением на них обязанности по страхованию жизни, здоровья или имущества указанных в законе лиц (застрахованных лиц) либо своей гражданской ответственности перед другими лицами; оплата страхования осуществляется, по общему правилу, за счет страхователя, например, страхование спасателей осуществляется за счет средств, выделяемых на содержание соответствующих аварийно-спасательных служб; исключение составляет страхование пассажиров, которое осуществляется за их собственный счет, а сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа пассажира, страховое обязательство оформляемая договором страхования (статья 936 Гражданского Кодекса РФ), который в силу императивно предписанной обязанности его заключения является, по существу, принудительным договором. Законом определены основные элементы данного вида страхования — объекты, страховые риски, минимальные размеры страховых сумм.
По договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни, а также договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью, медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц, при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат, а по договорам добровольного пенсионного страхования условием исключения страховых выплат из налоговой базы является требование о соответствии пенсионных оснований требованиям законодательства РФ. При определении налоговой базы налогоплательщик не обязан учитывать суммы страховых выплат, полученных по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, но только в том случае, если эти суммы не превышают сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ на момент заключения договора страхования. Однако если полученные налогоплательщиком суммы превышают законодательно установленный предел, разница между указанными суммами должна быть учтена при определении налоговой базы и подлежит налогообложению.
При досрочном (до истечения пяти лет) расторжении договора добровольного долгосрочного страхования жизни, равно как и при досрочном расторжении договоров негосударственного пенсионного обеспечения, а также изменении срока действия этих договоров полученный доход учитывается при определении налоговой базы за вычетом суммы внесенных физическим лицом платежей (взносов) и подлежит налогообложению у источника выплаты. Следует обратить внимание на то, что в тех случаях, когда выплачиваемые суммы не могут рассматриваться как страховые выплаты, они должны учитываться при определении налоговой базы, облагаемой по ставке 13%. Статья 213 предусматривает порядок определения налоговой базы в случаях, когда суммы страховых (пенсионных) взносов вносятся за физических лиц из средств организаций или иных работодателей. При определении налоговой базы данные суммы должны быть учтены. Однако указанные суммы не учитываются при определении налоговой базы, если в соответствии с действующим законодательством страхование работников производится в обязательном порядке, а также если договор добровольного страхования предусматривает выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц.
При определении налоговой базы не учитываются суммы страховых (пенсионных) взносов при условии заключения работодателями договоров добровольного пенсионного страхования (договоров негосударственного пенсионного обеспечения) и при этом общая сумма платежей (взносов) не превысит пять тысяч рублей в год на одного работника. Сами суммы выплат по договорам о добровольном негосударственном пенсионном обеспечении (в случае, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований, в соответствии с законодательством РФ) не учитываются при определении налоговой базы независимо от того, кем (физическим лицом или работодателем) были внесены пенсионные взносы и независимо от ограничений на размер взносов, установленных подпунктом 4 пункта 1 статьи 213). При наступлении страхового случая по договору добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, будет определен в зависимости от степени повреждения застрахованного имущества как разница между суммой полученной страховой выплаты и стоимостью ремонта имущества, увеличенной на сумму уплаченных страховых взносов.
Обоснованность расходов должна быть подтверждена налогоплательщиком. В случае отказа от производства ремонта обоснованность расходов на его проведение подтверждается документом, составленным страховщиком или независимым экспертом. В соответствии с пунктом 4 статьи 213 в случае гибели или уничтожения застрахованного имущества налогооблагаемый доход налогоплательщика определяется как разница между полученной суммой страховой выплаты и рыночной стоимостью застрахованного имущества, увеличенной на сумму соответствующих страховых взносов. Ссылка на рыночные цены, очевидно, подразумевает применение механизмов, аналогичных описанным в статье 40 Налогового Кодекса РФ. В то же время практическое применение указанного положения (за исключением презумпции соответствия рыночной цены имущества цене, указанной сторонами сделки) представляется проблематичным как в связи с тем, что соответствующее имущество на момент определения налоговой базы (и тем более на момент проведения проверки налоговыми органами) отсутствует по причине его гибели (уничтожения), так и в связи с тем, что в большинстве случаев оно будет применяться к индивидуально-определенным вещам.

1. Налогоплательщик (налоговый агент) в порядке, определенном настоящей статьей, имеет право на основании налогового заявления:
1) приостановить представление налоговой отчетности;
2) продлить срок приостановления представления налоговой отчетности;
3) возобновить представление налоговой отчетности, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налогоплательщик (налоговый агент) представляет в налоговый орган по месту своего нахождения:
1) налоговое заявление – в случае принятия решения о приостановлении или возобновлении деятельности или продлении срока приостановления представления налоговой отчетности.
Налоговое заявление представляется:
на предстоящий период – в случае принятия решения о приостановлении деятельности;
до окончания срока приостановления деятельности – в случае принятия решения о возобновлении деятельности или продлении срока приостановления представления налоговой отчетности;
2) налоговую отчетность с начала налогового периода до даты приостановления деятельности, указанной в налоговом заявлении, – в случае принятия решения о приостановлении деятельности.
В случае если срок представления очередной налоговой отчетности наступает после представления налогового заявления, то представление такой отчетности производится до даты представления налогового заявления;
3) налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость в целях снятия с такого учета – в случае принятия решения о приостановлении деятельности налогоплательщиком (налоговым агентом), являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость.
Общий срок приостановления представления налоговой отчетности с учетом его продления не должен превышать срок исковой давности, установленный статьей 48 настоящего Кодекса. Продление осуществляется на период, указанный в налоговом заявлении, с учетом общего срока.
2. Налоговый орган в течение трех рабочих дней с даты получения налогового заявления обязан провести приостановление (продление, возобновление) представления налоговой отчетности или отказать в приостановлении представления налоговой отчетности.
3. Сведения о приостановлении (продлении, возобновлении) публикуются на интернет-ресурсе уполномоченного органа не позднее даты принятия такого решения и являются основанием для непредставления налоговой отчетности за период, указанный в налоговом заявлении.
4. Отказ в приостановлении представления налоговой отчетности принимается в случаях наличия у налогоплательщика (налогового агента):
1) налоговой задолженности, задолженности по социальным платежам на дату подачи заявления;
2) факта непредставления:
налоговой отчетности, указанной в подпункте 2) части второй пункта 1 настоящей статьи, с учетом срока исковой давности;
налогового заявления о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость в случае, установленном подпунктом 3) части второй пункта 1 настоящей статьи;
3) факта признания налоговым органом бездействующим в соответствии со статьей 91 настоящего Кодекса;
4) неисполненных уведомлений, направленных налоговым органом.
5. В случае отказа в приостановлении представления налоговой отчетности налоговая отчетность представляется в порядке, определенном настоящим Кодексом.
6. В случае обнаружения налоговым органом фактов возобновления налогоплательщиком (налоговым агентом) деятельности в период ее приостановления налоговые органы без извещения указанных лиц признают прекращенным срок приостановления представления налоговой отчетности с даты возобновления деятельности.
Для целей настоящего пункта возобновлением деятельности признается начало осуществления налогоплательщиком (налоговым агентом), приостановившим деятельность в соответствии с настоящей статьей, деятельности, приводящей к возникновению обязательства по исчислению, уплате налогов, платежей в бюджет и социальных платежей.
7. Положения настоящей статьи не распространяются на:
1) индивидуального предпринимателя, применяющего специальные налоговые режимы на основе уплаты единого земельного налога, для субъектов малого бизнеса на основе патента;
2) плательщика налога на игорный бизнес;
3) налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов;
4) налогоплательщика (налогового агента), имеющего высокий уровень рисков по системе управления рисками, за исключением индивидуального предпринимателя, применяющего специальные налоговые режимы;
5) порядок и сроки представления налоговой отчетности по налогам на имущество, транспортные средства и земельному налогу, по плате за пользование земельными участками.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *