Административно общественный контроль
Содержание
- Административно-общественный контроль за охраной труда
- 2.5. Административно-общественный контроль по охране труда на предприятии
- 1.4. Общественный контроль по охране труда.
- 1.5. Ведомственный контроль по охране труда.
- 3.3. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.
- ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
Административно-общественный контроль за охраной труда
Общественный контроль. В соответствии с положением о правах ФЗМК контроль за выполнением администрацией предприятий законодательства по охране труда осуществляет фабрично-заводской местный комитет профсоюза. В помощь ФЗМК и цеховому комитету профсоюза в осуществлении контроля за соблюдением правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии на каждом предприятии и в цехе создается комиссия по охране труда и выбираются общественные инспектора по охране труда.
Комиссии по охране труда организуются при фабрично-заводском местном и цеховом комитетах в количестве от 3 до 21 человека (в зависимости от численности рабочих на предприятии). Комиссию по охране труда возглавляет член фабрично-заводского местного комитета, а в цехе — член цехового комитета профсоюза. Председатель этой комиссии одновременно является старшим общественным инспектором.
Эти комиссии участвуют в разработке планов и мероприятий по охране труда на предприятии; контролируют выполнение администрацией предприятия законов по охране труда; проверяют правильность использования денежных средств, отпущенных на охрану труда; изучают причины несчастных случаев и т. д.
Общественные инспектора по охране труда, выбираемые в профгруппах, повседневно контролируют выполнение на предприятии законов по охране труда, своевременное обеспечение спецодеждой, спецобувью, индивидуальными защитными средствами, доброкачественной питьевой водой, спецпитанием.
Административно-общественный контроль. В борьбе за снижение производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний на производстве важное место принадлежит регулярному проведению на предприятиях и в организациях административно-общественного контроля за состоянием охраны труда, который осуществляется администрацией совместно с профсоюзной организацией.
Руководитель предприятия совместно с председателем ФЗМК один раз в полугодие проверяют, а затем рассматривают вопросы охраны труда и культуры производства с руководителями цехов и профсоюзным активом (членами комиссий и общественными инспекторами по охране труда) с обсуждением состояния техники безопасности и заболеваемости на предприятии, хода выполнения планов мероприятий по охране труда и обмена опытом работы в этой области; регулярно заслушивают отчеты начальников цехов о выполнении мероприятий, приказов и предписаний технической и санитарной инспекции и служб охраны труда; разбирают причины происшедших несчастных случаев и разрабатывают конкретные меры к недопущению их в дальнейшем.
Руководитель предприятия и председатель ФЗМК (III ступень контроля) один раз в месяц лично с участием инженера ПТО (производственно-технических отделов), главного механика, главного энергетика и службы охраны труда проверяют состояние охраны груда и культуры производства не менее чем в двух-трех цехах. Результаты проверки обсуждают на совещании инженерно-технических работников и профактива и разрабатывают дополнительные мероприятия по устранению отмеченных недостатков и дальнейшему улучшению условий труда. Не реже одного раза в год проводят общественные смотры состояния охраны труда и культуры производства во всех цехах предприятия и ежеквартально подводят итоги выполнения обязательств бригад, участков, цехов, борющихся за работу без травм. Широко популяризируют ход выполнения принятых обязательств через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации.
Начальники цехов, участков и председатели цеховых профсоюзных комитетов (II ступень контроля) один раз в неделю тщательно проверяют состояние охраны труда и культуры производства в цехе. Выявленные в ходе проверки недостатки устраняют сразу или записывают в специальные журналы (книжку мастера), устанавливая сроки и ответственных лиц за их выполнение; оказывают помощь мастерам в своевременном устранении отмеченных недостатков по охране труда; проводят обсуждение каждого несчастного случая на рабочих собраниях с целью доведения его причин до рабочих и недопущения подобных случаев в дальнейшем.
Мастер (начальник смены) совместно с общественным инспектором по труду (I ступень контроля) и дежурным по охране труда за 15…20 мин до начала смены проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента и выявляют отклонения от правил техники безопасности. О недостатках, которые не могут быть сразу устранены, мастер докладывает начальнику цеха, участка, смены.
В течение рабочего дня мастер проводит контроль за соблюдением технологической дисциплины и за технической исправностью оборудования и приспособлений ; осуществляет надзор за выполнением рабочими безопасных приемов труда, а также за использованием ими во время работы спецодежды и индивидуальных средств защиты (касок, защитных очков, противошумных наушников).
Мастер проводит инструктаж в процессе работы с нарушителями правил и инструкций по технике безопасности. К лицам, систематически нарушающим безопасные приемы труда, применяют меры воздействия, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка (письменные предупреждения, взыскания, перевод на нижеоплачиваемую работу). Письменные предупреждения мастер заносит в специальные журналы (книжку мастера) и знакомит с ними под расписку нарушителей.
Самоконтроль по охране труда заключается в том, что каждый рабочий цеха, участка по графику, разработанному мастером, назначается в течение рабочей смены дежурным по охране труда, в обязанности которого входит контроль за выполнением рабочими цеха или участка безопасных приемов труда. Рабочий, будучи дежурным, в первую очередь сам следит за соблюдением безопасности труда своими товарищами. Дежурный по охране труда на левой руке носит специальную повязку с буквами ДОТ.
2.5. Административно-общественный контроль по охране труда на предприятии
Административно-общественный контроль является одной из форм контроля за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах» производственных участках, в цехах, отделах и лабораториях, а также соблюдением службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативных документов по охране труда.
Административно-общественный контроль проводится администрацией предприятия совместно с профсоюзной организацией.
Административно-общественный контроль не исключает проведения контроля по охране труда руководителями, специалистами и инженерно-техническими работниками предприятия в соответствии с их должностными обязанностями, а также общественного контроля.
Административно-общественный контроль по охране труда может иметь трехступенчатую форму.
На первой ступени — на участке цеха, в смене или бригаде.
На второй ступени — в цехе, в отделе, в лаборатории предприятия.
На третьей ступени — на предприятии в целом.
Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) и общественным инспектором по охране труда в начале смены, а при работах с повышенной опасностью и в течение смены,
Результаты проверки записываются в журнале первой ступени, где по выявленным нарушениям и недостаткам указываются необходимые мероприятия и сроки их выполнения. Результаты проверки доводятся до сведения трудового коллектива участка (бригады).
Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой начальником цеха (отдела, лаборатории) и старшим общественным инспектором по охране труда не реже двух раз в месяц.
В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха, инженер отдела охраны труда и цеховой врач.
Результаты проверок записываются в журнал второй ступени контроля с указанием исполнителей устранения выявленных недостатков» а также сроки их выполнения. Контроль за выполнением выявленных недостатков осуществляется инженером отдела охраны труда (куратором цеха) и старшим общественным инспектором по охране труда цеха.
Результаты проверок доводятся до сведения всех работающих в цехе.
Третья ступень административно-общественного контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем предприятия или главным инженером и председателем профсоюзного комитета всего предприятия не реже одного раза в квартал.
В состав комиссии входят заместитель главного инженера по охране труда (начальник отдела охраны труда), председатель комиссии охраны труда профсоюзного комитета предприятия, руководители технических служб (главные специалисты) и главный врач заводской поликлиники.
При необходимости комиссия третьей ступени может быть разделена на ряд подкомиссий под руководством главных специалистов или заместителей главного инженера для проведения проверок по отдельным объектам предприятия.
Результаты проверок оформляются актами и обсуждаются на совещаниях у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива, По итогам проверок выпускаются приказы по предприятию.
1.4. Общественный контроль по охране труда.
Общественный контроль за охраной трудаосуществляется профессиональными союзами и иными представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции.
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные представительных органов имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятий;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
получать информацию от руководителей или иных должностных лиц предприятий об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемкев эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов по охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
Уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных представительных органов имеют право беспрепятственно проверять на предприятиях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
1.5. Ведомственный контроль по охране труда.
Ведомственный контроль за охраной трудаосуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления в отношении подчиненных им предприятий и организаций и включает в себя проверку выполнения требований безопасности и гигиены труда (отдел охраны труда министерства, управления).На предприятииконтроль за охраной труда осуществляется (в соответствии с должностными обязанностями) в порядке подчинённости руководителем, главным инженером, главным механиком, главным энергетиком, другими главными специалистами, руководителями структурных подразделений, мастерами – каждым на своём участке работы. Основными задачами по охране труда соответствующих руководителей и специалистов предприятия являются обеспечение безопасного и надлежащего санитарного состояния оборудования и инструмента, производственных и вспомогательных помещений и рабочих мест; проведение инструктажа и обучения правилам охраны труда; организация контроля за осуществлением всех этих мероприятий.Проведение всей организационно-технической работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда возлагается на главного инженера.Главный инженер: – руководит разработкой и осуществлением текущих и перспективных планов работы по охране труда; – анализирует причины травматизма и заболеваемости на производстве; – организует исполнение указаний вышестоящих и контролирующих органов; – систематически проверяет в цехах и других структурных подразделениях состояние техники безопасности и санитарно-гигиенических условий труда и принимает оперативные меры по устранению выявленных недостатков; – контролирует соблюдение требований правил техники безопасности и производственной санитарии в проектах строительства и реконструкции объектов производственного назначения, во внедряемых новой технике и технологии, а также соответствие установленным требованиям эксплуатируемого оборудования, действующих технологических процессов и выпускаемой продукции; – утверждает акты расследования несчастных случаев на производстве, лично участвует в расследовании аварий и несчастных случаев с тяжелым исходом, обеспечивает разработку и осуществление мероприятий, исключающих их повторение; – организует разработку и утверждение инструкций по охране труда для всех профессий работников и выполняемых работ; – организует проверку знаний и повышение квалификации руководителей и специалистов по вопросам охраны труда; – утверждает тематику для рационализаторов и изобретателей и подготавливает предложения о проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по охране труда; – обеспечивает своевременное представление установленной отчётности по охране труда, а также оперативных сведений о несчастных случаях и проводимой работе по их устранению.Главный технологпредприятия обеспечивает разработку и внедрение рациональных и безопасных технологических процессов, приспособлений, инструмента, а также соблюдение технологических инструкций.Главный конструкторпредприятия обеспечивает разработку безопасных конструкций изготавливаемых предприятием станков, машин, оборудования, приспособлений, установок и другой продукции.Главный механикиГлавный энергетикпредприятия обеспечивают своевременное проведение технического обслуживания и ремонта оборудования, грузоподъёмных машин и механизмов, паровых и водогрейных котлов, аппаратов и устройств, работающих под давлением, компрессорных установок, электротехнических установок и устройств, а также вентиляционных и отопительных систем.Руководитель структурного подразделения: – следит за исправным состоянием производственных, вспомогательных и бытовых помещений, оборудования и инструмента, приспособлений, транспортных и грузоподъёмных средств, инвентаря и оградительных устройств опасных мест; – своевременно проверяет и испытывает строповочные приспособления, контролирует правильность их хранения и использования в работе; – следит за эффективной работой вентиляционных устройств, нормальным освещением помещений и рабочих мест, правильной организацией работы и рабочих мест, чистотой и порядком на вверенном участке, не допуская захламлённости и загромождения рабочих мест, проходов и проездов; – обеспечивает работающих питьевой водой, спецодеждой, спецобувью и другими средствами защиты, спецмылом и нейтрализующими веществами, а также организовывает своевременную стирку и ремонт спецодежды и спецобуви; – обеспечивает контроль за соблюдением подчиненными ему работниками правил, инструкций приказов, указаний по вопросам охраны труда; – обеспечивает работающих инструкциями по охране труда, а производственные участки – необходимыми плакатами, предупредительными надписями и др.Мастерявляется организатором создания безопасных условий труда на рабочих местах. Он следит: – за исправным состоянием и правильной эксплуатацией оборудования, приспособлений, ограждений, средств сигнали-зации и автоматики, работой вентиляционных систем и установок, нормальным освещением рабочих мест; – обеспечивает правильное и безопасное использование электрооборудования и инструмента, газосварочного оборудования; – осуществляет мероприятия по охране труда в соответствии с действующим законодательством, приказами, распоряжениями, предписаниями и представлениями; – совместно с общественным инспектором по охране труда мастер осуществляет оперативный контроль за состоянием охраны труда; – проводит инструктаж по охране труда на рабочем месте, принимает участие в обучении рабочих по охране труда, ведёт журнал регистрации инструктажей на рабочем месте; – контролирует использование рабочими спецодежды, спецобуви и других средств защиты, следит за нормальным функционированием бытовых помещений; – о происшедших несчастных случаях немедленно докладывает начальнику цеха; – обеспечивает участок средствами наглядной агитации и пропаганды охраны труда. Изложенные основные обязанности указанных руководителей производства конкретизируются в их должностных инструкциях. Основным содержанием деятельности службы охраны труда предприятия является осуществление контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, на предприятии в целом. Одним из важнейших условий в обеспечении безопасности труда являетсясамоконтроль работающих. Инструкции по охране труда для работников всех профессий и на все виды выполняемых работ предусматривают обязанность работника перед началом работы проверить исправность оборудования, защитных и блокировочных приспособлений, средств контроля и сигнализации, средств индивидуальной защиты, оценить состояние своего здоровья и готовности выполнять порученную работу. Невыполнение работником этих требований рассматривается как нарушение им трудовой дисциплины, за что работник может быть привлечён к дисциплинарной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
3.3. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.
В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 г. № 78 утверждено Положение о федеральной инспекции труда, основной задачей которой является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.
Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право, осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральными органами исполнительной власти по труду.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.
Государственный надзор и контроль, за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда.
В субъектах РФ государственный надзор и контроль, за соблюдением требований охраны труда осуществляется государственной инспекцией труда субъектов РФ.
В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при исполнении своих обязанностей имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно – правовых форм. Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль, за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов и руководствуются только федеральными законами и Конституцией РФ, несут в соответствии с законодательством РФ ответственность за противоправные действия или бездействие. Решение должностных лиц могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль, за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ.
Государственный энергетический надзор – надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется специальными органами. Ведающего вопросами энергетического надзора в РФ.
Государственный санитарно – эпидемиологический надзор – надзор за соблюдением организациями санитарно- гигиенических и санитарно- противоэпидемиологических норм и правил, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами санитарно- эпидемиологического надзора в РФ.
Общественный контроль, за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля, за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
Длительное время функции государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляли профсоюзы, а также состоящая в их ведении инспекция труда.
В настоящее время в соответствии со ст. 22 «Закона об основах» общественный контроль в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а
также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
— осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения без опасности работников организации;
— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
— предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
— осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению
представлений об устранении выявленных нарушений требований ох
раны труда;
— осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
— принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
— обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Постановлением Минтруда от 8 апреля 1994 года № 30 утверждены Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного)лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
При организации общественного контроля за охраной труда на предприятии необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов. Правовые гарантии для этого содержатся в Кодексе законов о труде Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране труда и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность перечисленных органов.
Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.
Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.
Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.
Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.
Основными задачами уполномоченных являются:
1. Содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда.
Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.
В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следующие функции:
1. Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть:
— соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;
— правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке).
2 Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной за
щиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.
3 Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.
4 Осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
5 Участие в организации первой помощи (а после соответствующего
обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного
случая на производстве.
6. По поручению профсоюзного органа или иного представительного
органа трудового коллектива — участие в расследовании несчастных
случаев на производстве.
7. Информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.
Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:
1 Контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.
2 Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев.
3 Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в
эксплуатацию средств труда.
4 Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц
своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны
труда, происшедших несчастных случаях на производстве.
5 Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ
в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
6 Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
7 Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.