Аис 3

Структура и свойства АИС «Налог». Задачи органов налоговой службы

Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог» представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков .

Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом:

  • · Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.
  • · Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.
  • · Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.
  • · Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.
  • · Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.
  • · Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.
  • · Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.
  • · Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.
  • · Сокращение объема бумажного документооборота .

Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях — документах. В отчетные периоды документооборот в территориальных инспекциях крупных городов и районов может достигать десятков тысяч документов ежедневно. Многовариантная, сложная обработка этой документации невозможна без использования современных технологий, базирующихся на использовании компьютерной техники. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии.

Каждому уровню налоговой системы соответствует свой состав функционального обеспечения. Так, на втором уровне можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:

  • * подготовка типовых отчетных форм;
  • * контрольная деятельность;
  • * методическая, ревизионная и правовая деятельность;
  • * аналитическая деятельность Государственной налоговой инспекции (ГНИ);
  • * внутриведомственные задачи.

Для третьего уровня характерен свой состав функциональных подсистем:

  • * регистрация предприятий;
  • * камеральная проверка;
  • * ведение лицевых карточек предприятий;
  • * анализ состояния предприятия;
  • * документальная проверка;
  • * ведение нормативно-правовой документации;
  • * внутриведомственные задачи;
  • * обработка документов физических лиц.

Подсистема регистрации предприятий связана с функцией своевременного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет. Она содержит полную информацию по всем налогоплательщикам как юридическим, так и физическим лицам. При регистрации или перерегистрации любого предприятия все исходные данные о нем должны быть зафиксированы и внесены в Госреестр. Эти данные необходимы различным пользователям — сотрудникам ГНИ. Налоговые органы используют их как базовую информацию по каждому налогоплательщику, поэтому они должны быть занесены в компьютер и применяться в других подсистемах, например, в камеральной проверке или при ведении лицевых карточек предприятий.

Подсистема камеральной проверки связана с такими функциями, как контроль за правильностью и своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, отчетов и деклараций, исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. Подсистема необходима для автоматизации процедур, связанных с приемкой бухгалтерской отчетности предприятий, а также налоговых расчетов. В задачи этой подсистемы входят проверка расчетов, увязка форм отчетности и налоговых расчетов, выдача рекомендаций для проведения документальных проверок. Подсистема имеет внутренние связи с другими подсистемами, такими, как регистрация предприятий, ведение лицевых карточек предприятий, документальная проверка и т.д.

Подсистема ведения лицевых карточек предприятий связана с получением данных о поступлении налогов в разрезе налогоплательщиков и видов налогов, контролем за своевременностью уплаты налогов в бюджет, начислением пени, вычислением сальдо по расчетам, выдачей любых справок о недоимках и переплатах по предприятиям и т.д. Подсистема анализа состояния предприятий взаимосвязана с подсистемами регистрации предприятий, а также камеральной и документальной проверок, так как анализ проводится на основании данных, полученных как при регистрации предприятий, так и при камеральной проверке. В результате анализа определяется перечень предприятий, которые имеют нарушения в порядке и сроках представления основных документов, необходимых для получения данных о налогах и других платежах в бюджет и их оплате. На основании этого формируется список предприятий, подлежащих документальной проверке.

Подсистема документальной проверки относится к контрольному виду деятельности налоговых органов. Она является одной из важнейших функциональных подсистем, так как обеспечивает выполнение не только функций, которые свойственны другим функциональным подсистемам АИС «Налог», но имеет и свои дополнительные задачи, к которым можно отнести контроль за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и иных распорядительных документов, выявление нарушений этого законодательства, определение санкций по фактам нарушений и т.д. Эта подсистема связана практически со всеми другими функциональными подсистемами АИС «Налог».

Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими документами, издаваемыми Правительством РФ, Государственной налоговой службой и другими ведомствами. На основе информации этой подсистемы строится работа всех налоговых органов, а соответственно и функционирование остальных подсистем.

Подсистема внутриведомственных задач включает в себя задачи, связанные с делопроизводством, кадрами, бухгалтерским учетом, материально-техническим снабжением и другими видами деятельности налогового органа как отдельной организационной структуры.

Подсистему обработки документов физических лиц можно выделить в обособленную часть функционального обеспечения, так как она должна осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов, собираемых с физических лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Она как бы включает в себя большинство задач, решаемых во всех функциональных подсистемах, связанных с обработкой информации по юридическим лицам. Эта подсистема функционирует на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за правильностью исчисления подоходного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и других налогов. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты.

АИС «Налог» решает следующие задачи: ускорение документационных процессов, освобождение от рутинных расчетов, работа в соответствии с налоговым законодательством, использование электронного документооборота, безошибочность расчетов и т.д. АИС «Налог» имеет возможность постоянно совершенствоваться, двигаться вместе со временем, отвечая растущим потребностям ее пользователей, развиваться в русле передового мирового опыта.


Я в ИТ-сфере официально около 15 лет, и большую часть этого времени занимался проектированием систем. Очень часто в работе или при знакомстве с новыми коллегами возникают споры на профессиональные темы, одним из которых является ответ на вопрос – «Что такое система?». Каждый понимает это понятие по-своему, чаще всего опираясь на свой опыт и знания, полученные в ИТ-сфере; другие трактуют определения, взятые из интернета или учебников. И чаще всего эти споры не приводят к единому мнению, так и сейчас я не претендую на 100% принятия моих рассуждений.
На мой взгляд, вопрос, что такое система, — это один из важнейших вопросов, на который должен ответить правильно любой аналитик. Ведь мы проектируем системы, создаем новые или изменяем, развиваем существующие, и если мы не понимаем что это, из чего состоит и как с ними работать, то и качество наших трудов будет сомнительным.
Перед тем как перейти к определению системы, я расскажу одну историю, а именно слова одного из моих преподавателей в институте. На последних курсах учебы, 4 или 5 курс, точно не помню, он раскрыл нам секрет: «Систем не существует». То есть после нескольких лет обучения нас тонкостям и методам создания систем он заявляет, что систем не существует. Смотря на нас с улыбкой на лице и после непродолжительной паузы он добавил, что система — это не что-то существующее в нашем мире: это умение видеть окружающий мир в виде некоторых повторяющихся зависимостей. Умение каждого человека видеть, определять системность вокруг нас. И так же, как художник видит мир в своих цветах, так же и мы видим эту системность мира по-своему. Именно поэтому я считаю, что наша профессия самая что ни на есть творческая.
Мы творцы, мы рисуем мир цифрами.
Отсюда напрашивается вопрос — что нужно, чтобы увидеть систему, что отличает простое видение от системного? Для начала — поймите, что вы ищете, выберите свое определение, которое вам подходит, которое вы понимаете.
Я дам свое определение системы, которое мне больше всего нравится, и я везде использую его как основу. Оно, на мой взгляд, самое простое и понятное:
«Система — это набор объектов и правила взаимодействия между ними»
Чтобы точнее понять, о чем тут речь, давайте вспомним из нашего опыта, какие системы мы знаем: система уравнений из школы; солнечная система; экономические системы; социальные системы и т.д. Во всех этих системах есть ключевые объекты, которые мы рассматриваем: например, уравнения, космические тела солнечной системы, люди вокруг нас, как объекты социальной системы; и определенные правила, по которым они взаимодействуют в рамках своих систем: гравитационные силы, социальные, межличностные правила общения и так далее. Как и было сформулировано в определении, все эти системы объединяет наличие общих элементов — набор объектов и правил, по которым эти объекты связаны друг с другом. Тогда получается, что любой человек, определяя связь между двумя и более объектами во внешнем мире, создает систему.
Скорее всего, вы сейчас думаете — а причем тут АИС, как это поможет нам? Разберем для начала, что такое информационная система. Рассмотрим наше определение и доработаем его:
Информационная (Система — это набор объектов и правила взаимодействия между ними) => Информационная система — это набор информационных объектов и правила информационного взаимодействия между ними
Получается, что разница между системой физической и системой информационной в том, какие объекты рассматриваются в этих системах и какие правила взаимодействия между ними выделяют.
Разберем, что такое информационный объект и что такое информационное взаимодействие между этими объектами.
На мой взгляд, информационный объект — это информационная модель физического объекта, хранимая в виде информации, и она должна указывать на физический объект
Давайте рассмотрим пример: вокруг вас находится с десяток различных физических объектов, будь то стулья, столы, ноутбук, кровать, диван и пара кресел. И если сказать: «Возьми вот тот конкретный стул!», указав на конкретный физический объект, то взять сразу нужный стул не составит никакого труда — в этом случае вы работаете с физическим объектом. Но, когда вы разрываете привязку к физическому объекту, оперируя только его названием, вы работаете уже с моделью физического объекта — информационным объектом: говоря «стул», вы не имеете ввиду конкретный стул, а просто выделяете такое понятие — информационное понятие, обозначающее абстрактный информационный объект, с которым можно дальше работать — стул, стол, кресло. Если сказать эти слова человеку, который не знает значений этих моделей, ему будет непонятно, о каких физических объектах идет речь. Потребуется объяснить, на какие свойства (параметры или атрибуты) нужно обратить внимание, чтобы из данного множества объектов выделить нужный вам физический объект. Именно эти параметры информационного объекта и являются его ключевым элементом. Информационный объект или, как я привык его называть, сущность — это набор свойств, выделяющих нужные нам физические или информационные объекты из выделенного множества других физических или информационных объектов.

Чтобы стало понятнее, я выделю из вышеперечисленного примера 2 сущности:

  • стулья — объекты, определяющиеся наличием 4 ножек, основы, чтобы сидеть на нем, и спинки, на которую можно облокотиться. Возможно определение не точное, но оно подходит для понимания.
  • предметы интерьера, на которые можно садиться — это объекты, имеющие плоскую опору, на которую можно сесть и которые стоят на полу и возвышаются на высоту не менее 40 см и не более 1,5 метров.

Видно, что под второе определение попадают и стулья, и кресла и кровать с диваном, и даже стол, на который тоже можно сесть. Тут наша сущность объединяет в себе объекты других сущностей, других информационных объектов.
Идем дальше… Правила информационного взаимодействия. Рассмотрим для примера цветовую индикацию светофора как возможную систему, и выделим объекты рассматриваемой нами системы. Объектами системы являются три элемента света: красный, желтый, зеленый. Если человек не понимает предназначения светофора, то, наблюдая за ним, он все равно может увидеть связи между этими объектами. Красный свет загорается после зеленого, желтый после красного, зеленый после желтого; иногда встречаются светофоры, на которых зеленый загорается после одновременно горящих красного цвета и желтого и т.д. Добавляя в эту систему новые объекты — автомобили, он выявит, что на зеленый все едут, на красный — останавливаются перед светофором и т.д.
Получается, правила информационного взаимодействия — это дополнительные условия, при которых информационный объект меняет свое состояние через изменение своих свойств. И чем точнее мы сможем определить состав объектов системы и правила их взаимодействия, тем точнее мы смоделируем систему в целом
Еще один пример. Возьмем сущность «Контрагент» — некоторое физическое или юридическое лицо, с которым осуществляется какая-либо деятельность; добавим к системе новую сущность – «Сделка». Если сущность «Сделка» связать с «Контрагентом», то мы можем получить 2 новые сущности – «Покупатель» и «Поставщик».
Теперь, понимая, что такое информационная система, разберем, что такое автоматизированная информационная система. По аналогии с разбором определения выше мы можем понять, что нужно автоматизировать информационные объекты и автоматизировать информационное взаимодействие.
Так сложилось, что под автоматизацией обычно понимают написание какой-либо программы, которая чаще всего потребует от человека ровно тех же действий, а иногда и больше, но на компьютере. По определению, автоматизация — это своего рода перекладывание функций человека на машины. Так, если человек всю жизнь вел учет в тетрадке, а вы ему создали программу, обязательно используя «очень крутую и продвинутую технологию» в которой он ведет тот же самый учет, но уже на компьютере, то это не автоматизация.
Давайте разберем пример: у нас стоит задача реализовать учет контрагентов в системе. В этом случае мы сразу представляем табличку со свойствами и с соответствующим интерфейсом. И если в системе я добавил контрагента и по нему провел закупочную сделку, то он сразу отобразился как поставщик. Если же этот процесс реализовывать на бумаге в табличных формах, то я должен буду после совершения сделки переписать данные контрагента из таблицы контрагентов в таблицу поставщиков. То есть благодаря системе мы все же кое-что автоматизируем.
Поэтому я бы определил «автоматизированную информационную систему» как проекцию информационной системы на технические средства
В заключение хотелось бы обратить внимание на такое мое суждение: чтобы не заниматься автоматизацией хаоса, начните с проектирования самой системы, и тогда в последующем создание информационной системы и ее автоматизация будет давать ощутимый для пользователя эффект.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «НАЛОГ-3» КАК ЕДИНОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ Горбунова Е.С.

Горбунова Екатерина Сергеевна — магистрант, кафедра экономики, Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется автоматизированная информационная система «Налог-3», которая была введена для упрощения ведения деятельности Федеральной налоговой службы России. В условиях цифровизации экономики необходимость автоматизации процессов резко возрастает. Это позволяет сокращать бумажный документооборот, издержки по содержанию рабочей силы. В статье проанализирован принцип работы АИС «Налог-3», ее основные задачи и результаты работы. Ключевые слова: налог, автоматизированная информационная система, топология, архитектура системы, центр обработки данных, программное обеспечение, экономия издержек.

В 2017 году Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Согласно ей «главным способом обеспечения эффективности цифровой экономики становится внедрение технологии обработки данных, что позволит уменьшить затраты при производстве товаров и оказании услуг». Поэтому внедрение такой автоматизированной информационной системы в Федеральной налоговой службе России (ФНС РФ) как «Налог-3» (АИС «Налог-3) является необходимым и целесообразным в рамках цифровизации экономики.

Федеральная налоговая служба осуществляет сбор, обработку и хранение очень больших массивов данных. Каждый налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган декларации, расчеты, обязан уплачивать налоги. Сопровождать данные действия бумажным документооборотом нецелесообразно и крайне затратно. Для обеспечения автоматизации деятельности ФНС РФ и существует АИС «Налог-3».

Приказом ФНС РФ от 14 марта 2016 г. было утверждено Положение об АИС «Налог-3». В данном положении дано определение данной системы. АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям . Пользователями АИС «Налог-3» являются центральный аппарат ФНС РФ, а также территориальные налоговые органы, управления ФНС РФ, межрегиональные инспекции.

До внедрения АИС «Налог-3» существовала АИС «Налог» первого и второго поколений, которая разрабатывалась более 10-ти лет назад, и ФНС РФ было принято Положение «Об организации работ по развитию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог»)». Она обеспечивала обработку, хранение данных, имела многоуровневое устройство. Основными целями разработки данной информационной системы были:

— сокращение бумажного документооборота;

— получение данных о поступлении налоговых платежей в бюджет;

— повышение оперативности работы налоговых органов.

После введения в эксплуатацию данной системы были выявлены ее недостатки. К ним можно отнести: разобщенность средств автоматизации; слабо развитая телекоммуникационная сеть; отсутствие средств защиты информации; для хранения одних и тех же данных используют разные базы; принцип однократного ввода информации об объектах и событиях не соблюдается; отсутствует единый алгоритм обмена информацией в налоговой службе; нет возможности комплексно обрабатывать информацию, которая хранится в разных базах .

Ввиду данных недостатков система не была подготовлена для полноценного функционирования. Данные были разобщены, информация обрабатывалась налоговыми инспекторами, что не позволяло стандартизировать рабочие процедуры и качественно выполнить анализ данных. Кроме того, обновления и внедрение новых технологических решений для АИС «Налог-3» требовало больших финансовых затрат, поскольку внедрение было возможно на определенных участках, система не была логически взаимосвязана и не имела централизованного аппарата. Архитектура АИС «Налог» выглядела следующим образом.

В состав АИС «Налог» входила федеральная сеть и отдельные региональные сети, которые были связаны защищенным соединением. На федеральном уровне данные хранятся в федеральном центре обработки данных. На региональном уровне существовал ПК «Регион» — это программное обеспечение, которое устанавливалось в Управлениях ФНС РФ. На местных уровнях работали системы электронной обработки данных. Все уровни как видно соединены между собой, но при этом не имеют единого центра и общей логической связи. Данные сводятся и анализируются разобщенно. В результате выявления недостатков в работе АИС «Налог» она была модернизирована и на ее базе создана АИС «Налог-3».

Основные задачи, решаемые АИС «Налог-3» следующие:

1) создание централизованной информационной базы;

2) осуществление упрощенного взаимодействия с налогоплательщиками путем перевода данных в электронный вид;

3) снижение издержек налогового администрирования;

4) повышение качества налогового контроля путем создания единого реестра, содержащего «досье» на каждого налогоплательщика.

( Объекты цветного уровнг^ ( Объекты мастного упорцп) (Объекты мастного уроан)?( Объекты мастного уроан^Ь

1093 Инспекции, 1314ТОРШ

Рис. 1. Архитектура АИС «Налог»

К дополнительным задачам, касающимся организационной работы налоговых органов, решаемых данной информационной системой можно отнести снижение трудозатрат налоговых органов на обработку информации, переход к качественному анализу налоговых поступлений, осуществление внутреннего контроля над эффективностью работы сотрудников налоговых органов.

Кроме того АИС «Налог-3» должна быть построена на следующих принципах:

1) актуальность и достоверность информации;

2) гибкость системы, ввиду обновляющегося законодательства и данных о налогоплательщиках;

3) единство терминов и нормативно-правовой базы;

4) соответствие требованиям информационной безопасности;

5) открытость данных за исключением информации в ограниченном доступе.

Технологическая инфраструктура АИС «Налог-3» может быть представлена в виде двух

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уровней. На первом уровне для эксплуатации системы создан федеральный центр обработки данных ФНС РФ (ФЦОД ФНС). Он находится в г. Дубна. С помощью данного центра собираются и обрабатываются данные о налогоплательщиках. Существует также резервный центр обработки данных в Нижегородской области. На втором уровне создана Система ЦОД Министерства финансов России. Центры обработки данных существуют и на региональных уровнях (РЦОД), при этом они все взаимодействуют с федеральным центром и образуют единую многоуровневую систему. Топологию, то есть взаимосвязь центров обработки данных можно представить в виде определенной иерархии (рис. 2).

Рис. 2. Топология центров обработки данных для АИС «Налог-3»

Региональные центры подключены к Федеральному центру, в свою очередь региональные управления ФНС и Инспекции ФНС подключены к региональным системам. Каждый центр обработки данных имеет выход в сеть Интернет для связи с налогоплательщиками и официальным сайтом ФНС РФ. Связь между центрами обеспечивается при помощи высокоскоростных каналов передачи данных. Для повышения надежности все РЦОД, помимо высокоскоростного канала связи с ФЦОД обеспечены резервным высокоскоростным каналом .

Архитектура АИС «Налог-3» имеет целевую архитектуру, имеющую следующее строение:

Рис. 3. Целевая архитектура АИС «Налог-3»

В современной системе центром является Федеральное хранилище данных (ФХД). ФЦОД, упомянутый выше, в свою очередь принимает на себя вычислительную работу. ФХД — это целостное хранилище информации, которая является достоверной, юридически верной, обработанной и актуальной. ФХД делится на два сегмента: аналитический и транзакционный. В аналитический сегмент попадают данные из внешних источников информации, а в транзакционном осуществляется формирование и обработка данных о налоговом администрировании.

Следующий элемент АИС «Налог-3» — подсистемы внешнего взаимодействия. Посредством нее реализуется взаимодействие с иными информационными системами, электронное взаимодействие с налогоплательщиками и обработка информации для работы внутри системы.

Требования, предъявляемые к взаимодействию системы с иными информационными системами, выглядят следующим образом:

1) обеспечение защиты передаваемой информации от блокировки, подозрительного доступа, распространения;

2) фиксация даты, времени, участников взаимодействия с возможностью восстановления всех произведенных действий;

3) подписание информации с использованием цифровой электронной подписи при передаче информации в другую систему.

В подсистемы внешнего взаимодействия включен блок массового ввода, печати и рассылки. Система массовой обработки бумажных документов работает как с входящей, так и с исходящей информацией. Функция распознавания рукописного текста позволяет в автоматическом режиме вводить в систему бумажные документы (например, налоговые декларации) с высокой скоростью и в больших объемах . Данный элемент снижает трудоемкость ввода информации в систему, поскольку им занимается меньшее количество работников, поскольку эти функции переданы специализированным подразделениям, осуществляющим деятельность по всем налоговым инспекциям.

Личный кабинет — элемент взаимодействия налоговой службы с налогоплательщиками. Он призван максимально снизить очное взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками. Личный кабинет дает возможность получать уведомления от налоговых органов, оплачивать суммы налогов, а также видеть всю необходимую

информацию, связанную с налогооблагаемым имуществом. Личный кабинет налогоплательщика возможно установить в качестве мобильного программного обеспечения. Налоговый орган направляет уведомления в личный кабинет, что сокращает бумажный документооборот.

Такой элемент как подсистемы налогового администрирования необходим для осуществления контроля над соблюдением налогового законодательства. Ранее этот элемент входил в систему ЭОД — электронной обработки данных. Сейчас в подсистемы налогового администрирования включены налоговый автомат, досье налогоплательщика и интерактивные сервисы. Налоговый автомат — система, которая рассчитывает по определенным алгоритмам суммы налогов; формирует карточки расчетов, а также направляет пользователям личного кабинета налоговые уведомления.

Досье налогоплательщика — элемент подсистемы налогового администрирования, который объединяет идентификационные данные о налогоплательщиках (ФИО, название организации, данные об учетной политике и т.д.); данные о хозяйственных операциях; данные из других информационных систем, в частности от СМИ, данные от министерств, с которыми сопряжена деятельность налогоплательщика; информацию о нарушениях законодательства со стороны налогоплательщика. То есть досье объединяет полные и систематизированные данные, необходимые для осуществления налогового контроля.

Третий элемент подсистемы налогового администрирования — интерактивные сервисы. Данные сервисы позволяют налогоплательщику выполнять определенные действия, к примеру, оплатить налог при нажатии только одной кнопки. На основе данных налогового автомата интерактивные сервисы формируют повторяющиеся действия для налогоплательщика, то есть рутинная работа становится удобна для исполнения. Интерактивный сервис позволяет налогоплательщикам просматривать необходимую ему информацию, затрачивая при этом минимальное количество времени. Ключевая задача, которая решается в системе АИС «Налог-3» — это упрощение работы пользователя .

В архитектуре АИС «Налог-3» присутствуют информационно-аналитические и обеспечивающие системы. В информационно-аналитических системах сотрудники налоговых органов ведут аналитику, формируют отчетность. В данных системах создаются ключевые показатели, индикаторы. В этих же системах осуществляют свою работу руководители налоговых органов. Обеспечивающие системы связаны с документами. Здесь ведется электронный архив налоговой отчетности налогоплательщиков и управление данным архивом для постоянного доступа к данной отчетности.

Пожалуй, самым основным элементом в архитектуре АИС «Налог-3» являются подсистемы ИТ-обеспечения. Сюда входит управление ИТ-инфраструктурой и система обеспечения безопасности информации (СОБИ). Для корректной работы всех электронных ресурсов, в том числе компьютерных средств, необходимых для установки данных ресурсов, и существует управление ИТ-инфраструктурой. СОБИ необходима для обеспечения сохранности данных от взлома, копирования, иных неправомерных действий.

Итак, в обобщенном виде взаимосвязь уровней АИС «Налог-3» может выглядеть так.

Рис. 4. Взаимосвязь элементов в АИС «Налог-3»

Система выглядит достаточно логичной и даже более простой, чем архитектура АИС «Налог». Первый уровень — ФХД, второй уровень — уровень ЦОДов, третий уровень, пользовательский — тонкий клиент. Тонкий клиент — программа, которая переносит деятельность по обработке данных на сервер. То есть на данном уровне обеспечивается доступ клиента к ресурсам и услугам налоговой службы.

Что касается сугубо технической части АИС «Налог-3», то для обеспечения единого доступа к ресурсам системы используется каталог на базе Active Directory, построенной в виде иерархии, благодаря которому подсистемы ИТ-обеспечения каждого региона могут полностью контролировать доступ к своим ресурсам. Ядро каждого ЦОДа образовано из трех взаимоувязанных подсистем: сети хранения данных (SAN — Storage Area Network), подсистемы баз данных и фермы прикладных серверов .

На данный момент АИС «Налог-3» технически полностью создана. Проекты по ее созданию были сформулированы еще в 2010 году. Только за первый год использования новой системы обработано свыше 4 млн входящих документов, юристами принято 4 млн решений о регистрации и внесении изменений, в совокупности зарегистрировано более 1 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесено 2,4 млн изменений .

К 2017 году были введены в эксплуатацию ФЦОД в г. Дубна и резервный центр в г. Городец. Они работают одновременно, поэтому при экстренном отключении одного из них, деятельность ФНС России не прервется. АИС «Налог-3» и ее прикладное обеспечение, в том числе все дополнительное или приобретаемое имущество принадлежат Российской Федерации. В рамках функционирования системы выделяется и такое понятие как «фонд алгоритмов и программ АИС «Налог-3», который представляет собой совокупность проектной, технической, методической документации к программному обеспечению системы.

Сейчас одним из последних документов, регулирующих ввод системы в эксплуатацию является Приказ ФНС России № ММВ-7-6/40 от 31.01.2019 «О вводе в эксплуатацию

прикладного программного обеспечения для АИС «Налог-3», разработанного в рамках реализации мероприятия «Разработка и внедрение на территориях субъектов РФ информационно-телекоммуникационных сервисов по интеграции информационных ресурсов Росреестра с информационными ресурсами ФНС России». В Приказе определены новые прикладные компоненты системы: «Внешний информационный обмен», «Мониторинг налогообложения недвижимого имущества», «Картотека собственности», «Управление документами», «Централизованный учет налогоплательщиков». Ввод данных систем особенно актуален в связи с переходом на оценку имущества по кадастровой стоимости. Первый в очереди участник промышленно й эксплуатации нового прикладного обеспечения — УФНС России по Республике Алтай.

Таким образом, АИС «Налог-3» включает в себя множество направлений для обеспечения деятельности ФНС России. Система вводится в эксплуатацию поэтапно, поскольку не представляется возможным единовременное ее внедрение на всех уровнях власти. Успех внедрения АИС «Налог-3» зависит от положительных результатов по каждому из направлений деятельности, которые она обеспечивает. Необходимо исключить повторение ошибок, допущенных при внедрении АИС «Налог». Именно поэтому АИС «Налог-3» была создана, чтобы объединить в единое информационное пространство все системы Федеральной налоговой службы России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *