Аттестационная комиссия

Содержание

Новый порядок проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций

Трудовое законодательство предусматривает проведение аттестации работника в целях установления его соответствия (несоответствия) занимаемой должности (выполняемой работе). Порядок проведения аттестации устанавливается нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, либо действующими у работодателя локальными нормативными актами. В таких нормативных актах отражаются особенности проведения аттестации работников с учетом специфики трудовой деятельности и условий ее осуществления. Последнее в полной мере относится и к аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности и в целях установления им квалификационной категории. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (далее — Приказ № 276) утвержден новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Порядок), который определяет общие требования к проведению аттестации, а также особенности ее проведения для целей подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности и для целей установления педагогическому работнику квалификационной категории.

Действие Порядка распространяется на проведение аттестации педагогических работников, замещающих должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей руководителей и педагогических работников образовательных организаций (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08. 2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»), том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (абзац 2 п.1 раздела 1 Порядка).

Согласно п. 3 раздела 1 Порядка основными задачами проведения аттестации являются:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
  • обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

Основные принципы проведения аттестации: коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации (п. 4, раздел I Порядка).

Обратите внимание! Аттестация в целях подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности является для последнего обязательной и проводится, за некоторым исключениями, каждые пять лет, а аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории, напротив, проводится по желанию соответствующего работника (см. чч. 1–2 ст. 49 Федерального закона № 273, п. 5 раздела II и п. 24 раздела III Порядка).

В целях подтверждения соответствия занимаемой должности аттестацию не проходят следующие педагогические работники (п. 22 раздела II Порядка):

  • имеющие квалификационные категории;
  • проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Примечание:

Проведение аттестации педагогических работников, предусмотренных подпунктами “г” и “д”, допускается не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом “е”, допускается не ранее чем через год после их выхода на работу.

Кстати Действующими у работодателя локальными нормативными актами могут быть определены иные категории педагогических работников, проведение аттестации которых организуется в сроки, отличающиеся от предусмотренных Приказом № 276,например, лица, находящиеся в отпуске в связи с усыновлением ребенка ( ст. 257 ТК РФ), лица, находящиеся в длительном отпуске (подп. 4 п. 5 ст. 47 Федерального Закона № 273), и т. п.

Особенности аттестации, проводимой в целях подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности

Для проведения аттестации в образовательной организации формируется специальная аттестационная комиссия. О ее формировании работодателем издается приказ (распоряжение), которым утверждается персональный состав аттестационной комиссии: председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии) и, если необходимо, положение о комиссии, регламент работы комиссии и т. п.

Также Работодатель издает соответствующий приказ (распоряжение) о проведении аттестации которым определяет персональный состав педагогических работников, подлежащих аттестации, график аттестации, при необходимости, иные вопросы по организации аттестационных мероприятий.

Не менее чем за 30 дней до даты, предусмотренной графиком аттестации, каждый педагогический работник, подлежащий аттестации, должен быть ознакомлен с приказом (распоряжением) под роспись. На каждого педагогического работника, работодатель заблаговременно вносит в аттестационную комиссию представление, содержащее сведения о педагогическом работнике:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • наименование должности на дату проведения аттестации;
  • дата заключения по этой должности трудового договора;
  • уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
  • информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
  • результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
  • мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором (п. 11, раздела II Порядка).

Не позднее чем за 30 дней до запланированной даты проведения аттестации работодатель обязан познакомить педагогического работника с представлением под роспись. После ознакомления с представлением педагогический работник по своему желанию может представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу) (п. 12 раздела II Порядка). В случае отказа работника от ознакомления с представлением работодателем в присутствии не менее двух лиц составляется и подписывается соответствующий акт.

Основной формой проведения аттестации является заседание аттестационной комиссии, которое считается правомочным в случае присутствия не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии. Педагогический работник, подлежащий аттестации, должен присутствовать на заседании. В случае отсутствия по уважительной причине (должна быть документально подтверждена и отражена в протоколе заседания) его аттестация переносится на другую дату, а в график вносятся изменения, с которыми работник должен быть ознакомлен не менее чем за 30 календарных дней до даты новой аттестации. В случае неявки педагогического работника без уважительной причины аттестационная комиссия организации вправе провести аттестацию в его отсутствие.

В ходе заседания аттестационная комиссия рассматривает представление и (при наличии) дополнительные сведения, характеризующие профессиональную деятельность аттестуемого.

Если это предусмотрено регламентом аттестационной комиссии, члены аттестационной комиссии обмениваются мнениями, задают вопросы как друг другу, так и аттестуемому педагогическому работнику, при необходимости —вносят мотивированные предложения о рассмотрении дополнительных сведений и т. д.

По результатам рассмотрения имеющихся сведений аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений (с указанием в протоколе заседания должности аттестуемого педагогического работника):

  • соответствует занимаемой должности (когда не менее половины присутствующих членов аттестационной комиссии проголосовали за решение о соответствии аттестуемого занимаемой должности);
  • не соответствует занимаемой должности.

«Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре» (п. 16 раздела II Порядка).

Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый всеми членами аттестационной комиссии и сообщаются аттестуемому непосредственно после подведения итогов голосования. Протокол вместе с другими документами, относящимися к аттестации педагогических работников, хранится у работодателя. Согласно п. 20 раздела II Порядка на педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

Обратите внимание! Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 21 раздела II Порядка).

Результаты аттестации являются основанием для внесения аттестационной комиссией на рассмотрение работодателя мотивированных рекомендаций о целесообразности (нецелесообразности) назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или (и) стажа работы, но при этом обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих возложенные на них должностные обязанности качественно и в полном объеме (п. 23 раздела II Порядка).

Особенности аттестации, проводимой в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории

Аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории также проводится специально уполномоченным органом — аттестационной комиссией. Но в данном случае комиссия формируется не работодателем (образовательной организацией), а федеральными органами исполнительной власти либо уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Все зависит от того, в чьем ведении находятся соответствующие образовательные организации (п. 25 раздела III Порядка). Принципы формирования аттестационных комиссий практически идентичны тем, что и при проведении аттестаций в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. В данном случае еще определяются условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников (п. 26 раздела III Порядка).

Как отмечалось, данный вид аттестации носит заявительный характер — она проводится на основании письменного заявления педагогического работника, претендующего на присвоение квалификационной категории, которое подается непосредственно в уполномоченную аттестационную комиссию. Работник также может направить заявление обыкновенной почтой (письмо с уведомлением о вручении) или посредством электронной почты (с уведомлением в форме электронного документа). В заявлении указываются квалификационные категории и должности, по которым педагогический работник желает пройти аттестацию (пп. 27, 28 раздел III Порядка).

«Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическим работником не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются уполномоченными аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации» (пп. 30 – 32 раздела III порядка).

Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией не может превышать 60 календарных дней (п. 33 раздела III Порядка).

В свете рассматриваемой темы обратим внимание на базовые критерии установления педагогическим работникам первой и высшей квалификационных категорий (пп. 36, 37 раздела III Порядка).

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Содержание процедуры аттестации и процесса заседания аттестационной комиссии в данном случае такие же, как при проведении аттестаций в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

Согласно п. 35 раздела III Порядка, аттестация в целях установления педагогическому работнику квалификационной категории может проводиться как в присутствии аттестуемого, так и без него независимо от причин отсутствия.

Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы (согласно критериям установления соответствующей категории) при условии, что их профессиональная деятельность фактически связана с соответствующими направлениями работы (п. 38, раздела III Порядка).

По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений (с указанием должности аттестуемого педагогического работника):

  • установить первую (высшую) квалификационную категорию;
  • отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории.

Завершающий этап проведения аттестации (вплоть до возможности обжалования аттестуемым ее результатов) такой же, как в случае проведения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

Правда, в отличие от первого вида аттестации, в данном случае результаты аттестации предаются гласности: «на основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет» (п. 44 раздела III Порядка).

Пакет документов » Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ленинаульская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя
Российской Федерации Юрия Салимханова»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

На Гусейнову Гульнару Гайирбековну 23.01.1983года рождения

учителя английского языка

аттестуемого с целью установления соответствия занимаемой должности.

Данные об аттестующемся:

  1. Сведения об образовании

высшее ДГПУ ФИЯ 24-06-2004 г учитель английского языка

(какое образовательное учреждение окончил(а) и когда, специальность, квалификация, ученая степень, ученое звание и др., с учётом дополнительной профессиональной подготовки.)

2. Сведения о работе:

Общий трудовой стаж -12

Стаж педагогической работы -12

В данном образовательном учреждении работает с 1-09-2014 года

3.Сведения о прохождении аттестации -1 квалификационная категория

4. Сведения о прохождении курсов повышения квалификации — 2016 год

5. Характеристика деятельности:

— профессионально-личностные качества

Гусейнова Гульнара Гайирбековна осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого – физиологических особенностей и специфики предмета, способствует формированию общей культуры личности и социализации учащихся. Она обоснованно выбирает программы и учебно – методическое обеспечение. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Гульнара Гайирбековна планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, осуществляет связь обучения по предмету с практикой.

— организаторские способности:

В 2016 – 2017 учебном году Гульнара Гайирбековна была назначена руководителем МО учителей ИЯ. Учитель поддерживала тесный контакт сс преподавателями, организовывала педагогические консультации, проводила работы с целью диагностики. Организовала мастер- классы, недели предмета.

Оценка результатов профессиональной деятельности

Динамика учебных достижений учащихся в сравнении.

Учебный

предмет

2016 – 2017 учебный год

2017 – 2018 учебный год

Усп-ть

%

Качество

%

средний балл

Усп-ть

%

% кач.

средний балл

Английский язык

2,4

33,8

2,7

В 2016 – 2017 учебном году Гусейновой велась активная работа с учащимися по привитию интереса к изучаемому предмету, ее ученики участвовали во всех проводимых мероприятиях: в конкурсе чтецови , в проекте на английском языке, в Недели английского языка. В школьной олимпиаде участвовало — 6 учеников 5 класса, из них 2 победителя, 1 призер. Также ученики принимают активное участие в школьном туре защиты исследовательских проектов .

6. Дополнительные сведения (почетные звания, награды: ордена, медали, грамоты

Гусейнова Гульнара Гайирбековна рекомендуется к аттестации на соответствие занимаемой должности

Директор:___________________Зияродинова НР

С представлением ознакомлена

«_15____»___декабрь______20_17____

Подпись_______________________

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ленинаульская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя
Российской Федерации Юрия Салимханова»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

На гирисханову Хайбат Юсуповну 27.03.1994года рождения

учителя английского языка и психолога

аттестуемого с целью установления соответствия занимаемой должности.

Данные об аттестующемся:

1.Сведения об образовании

высшее ДГПУ ФИЯ 21.07.2015 г учитель английского языка

(какое образовательное учреждение окончил(а) и когда, специальность, квалификация, ученая степень, ученое звание и др., с учётом дополнительной профессиональной подготовки.)

2. Сведения о работе:

Общий трудовой стаж -4

Стаж педагогической работы -4

В данном образовательном учреждении работает с 14-12-2014 года

3.Сведения о прохождении аттестации – ранее не была аттестована

4. Сведения о прохождении курсов повышения квалификации — 2015 год

5. Характеристика деятельности:

— профессионально-личностные качества

Гирисханова Хайбат знает и любит свой предмет, владеет современными методиками преподавания, повышает уровень своего мастерства через курсовую переподготовку, в процессе участия в методической работе на школьном и муниципальном уровне. В теме самообразования исследует возможности применения современных педагогических технологий (проблемное обучение) для повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка, оценивает эффективность и результаты обучения, учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитием познавательного интереса обучающихся. Учитель всегда соблюдает права и свободы обучающихся, на занятиях поддерживает дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

— организаторские способности:

Гирисханова Хайбат Юсуповна вляется классным руководителем 6а класса. Класс сложный, но с хорошим уровнем учебных возможностей. Внимание к каждому ребенку, знание и учет его психологических особенностей позволило педагогу установить отношения сотрудничества с обучающимися и их родителями.

6. Оценка результатов профессиональной деятельности

Хайбат Юсуповна _работает с одаренными детьми. Обучающиеся неоднократно становились призерами школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.

Хорошо организованная индивидуальная работа по предмету позволяет педагогу успешно обучать всех детей: успеваемость по английскому языку в 2016-2017 учебном году составляла 66%, уровень качества знаний – 43%, в 2017-2018 учебном году составляет 73 %, уровень качества знаний – 45%.

7. Дополнительные сведения (почетные звания, награды: ордена, медали, грамоты

Гирисханова Хайбат Юсуповна рекомендуется к аттестации на соответствие занимаемой должности

Директор:___________________Зияродинова НР

С представлением ознакомлена

«_15____»___декабрь______20_17____

Подпись_______________________

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ленинаульская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя
Российской Федерации Юрия Салимханова»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

На Дадаеву Айшат Хабибовну 11.04-1986 года рождения

психолога (наименование должности)

аттестуемого с целью установления соответствия занимаемой должности.

Данные об аттестующемся:

  1. Сведения об образовании

высшее ДГПУ исторический факультет 1.06.2010 г учитель английского языка

(какое образовательное учреждение окончил(а) и когда, специальность, квалификация, ученая степень, ученое звание и др., с учётом дополнительной профессиональной подготовки.)

2. Сведения о работе:

Общий трудовой стаж -10

Стаж педагогической работы -10

В данном образовательном учреждении работает с 1-09-2006 года

Сведения о прохождении аттестации –аттестована на соответствие занимаемой должности как психолог в 2002 году

4. Сведения о прохождении курсов повышения квалификации — 2017 год

5. Характеристика деятельности:

— профессионально-личностные качества

В своей работе Дадаева Айшат использует разнообразные методические средства. Может аргументировать свою позицию, обладает грамотной устной и письменной речью. Умеет выбирать адекватные формы и методы презентации результатов своей работы. Дадаева способна осуществлять поиск, структурирование и адаптацию информации с учетом личностных особенностей учащихся, их родителей и педагогических работников. Установленную школьную документацию грамотно ведет на бумажных и электронных носителях.

7. Дополнительные сведения (почетные звания, награды: ордена, медали, грамоты

Дадаева Айшат Хабибовна рекомендуется к аттестации на соответствие занимаемой должности

Директор:___________________Зияродинова НР

С представлением ознакомлена

«_15____»___декабрь______20_17____

Подпись_______________________

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ленинаульская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя
Российской Федерации Юрия Салимханова»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

На Саламирзаеву Заиру Хизриевну 01.01.1984 года рождения

учителя родного языка и литературы

аттестуемого с целью установления соответствия занимаемой должности.

Данные об аттестующемся:

  1. Сведения об образовании

высшее ДГПУ Филологический факультет 27.06.2016 г учитель английского языка

(какое образовательное учреждение окончил(а) и когда, специальность, квалификация, ученая степень, ученое звание и др., с учётом дополнительной профессиональной подготовки.)

2. Сведения о работе:

Общий трудовой стаж -10

Стаж педагогической работы -10

В данном образовательном учреждении работает с 10-01-2006 года

Сведения о прохождении аттестации –ранее не аттестована

4. Сведения о прохождении курсов повышения квалификации — 2016 год

5. Характеристика деятельности:

— профессионально-личностные качества

Уроки Саламирзаевой Заиры Хизриевны разнообразны по структуре и типам, отличаются высоким темпом, большим объемом изученного материала, разнообразием приемов и методов обучения. Переключение внимания обучающихся с одного вида деятельности на другой способствует сохранению их работоспособности в течение всего занятия. Учитель умело организует деятельность обучающихся на уроке, активно применяет информационные технологии. Большое внимание уделяет работе со слабоуспевающими обучающимися. Владеет разными способами организации контроля: удачно использует самоконтроль и взаимоконтроль. Педагог использует электронные образовательные ресурсы. Учитель владеет навыками целеполагания, самоанализа урока и своей деятельности в целом.

7. Дополнительные сведения (почетные звания, награды: ордена, медали, грамоты

(ФИО)

рекомендуется (не рекомендуется) к аттестации на соответствие занимаемой должности

Директор:___________________Зияродинова НР

С представлением ознакомлена

«_15____»___декабрь______20_17____

Подпись_______________________

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ленинаульская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя
Российской Федерации Юрия Салимханова»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

На Корголаева Сарат Абдулхакимовна 11.12.1993 года рождения

учителя математики и информатики

аттестуемого с целью установления соответствия занимаемой должности.

Данные об аттестующемся:

  1. Сведения об образовании

высшее ДГПУ математический факультет 2016 г учитель математики

(какое образовательное учреждение окончил(а) и когда, специальность, квалификация, ученая степень, ученое звание и др., с учётом дополнительной профессиональной подготовки.)

2. Сведения о работе:

Общий трудовой стаж -2

Стаж педагогической работы -2

В данном образовательном учреждении работает с 1-09-2015 года

3.Сведения о прохождении аттестации –ранее не аттестована

4. Сведения о прохождении курсов повышения квалификации — 2017 год

5. Характеристика деятельности:

— профессионально-личностные качества

Работая над темой самообразования «Рациональная организация урока» Корголаева Сарат Абдулхакимовна строит свои занятия с учетом знания возрастных и психологических особенностей. Учитель работает в соответствии с современными требованиями. Широта её знаний в области ИКТ, позволяет ей использовать методы активного обучения, и повышать эффективность урока, а значит, качество знаний учащихся. Сарат Абдулхакимовна постоянно ищет новые формы работы. Она активно использует проектную деятельность в качестве основной методики обучения, что обеспечивало более устойчивое приобретение навыков. На уроках всегда творческая обстановка, все учащиеся активно включены в работу.

С увлечением преподает математику и дает обучающимся прочные знания, используя для этого разнообразные формы обучения: нетрадиционные уроки, кружковую и внеклассную работу. Много внимания уделяет привитию практических навыков и использованию их в жизни, обучению умения рассуждать логически мыслить, анализировать и делать выводы. Обеспечивает успешное выполнение программы, достижение всеми учащимися базового уровня. Интерес к своим урокам вызывает и подбором изучаемого материала: он носит и исследовательский, и практический, и занимательный характер. Сарат широко использует информационно-компьютерные технологии в процессе обучения предмету.

6. Оценка результатов профессиональной деятельности

Уровень успеваемости по информатике 60%.

Уровень успеваемости по информатике 45%.

7. Дополнительные сведения (почетные звания, награды: ордена, медали, грамоты

Корголаева Сарат Абдулхакимовна рекомендуется к аттестации на соответствие занимаемой должности

Директор:___________________Зияродинова НР

С представлением ознакомлена

«_15____»___декабрь______20_17____

Подпись_______________________

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ленинаульская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя
Российской Федерации Юрия Салимханова»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

На учителя английского языка

(наименование должности)

аттестуемого с целью установления соответствия занимаемой должности.

Данные об аттестующемся:

  1. Сведения об образовании

высшее ДГПУ ФИЯ 24-06-2004 г учитель английского языка

(какое образовательное учреждение окончил(а) и когда, специальность, квалификация, ученая степень, ученое звание и др., с учётом дополнительной профессиональной подготовки.)

2. Сведения о работе:

Общий трудовой стаж -12

Стаж педагогической работы -12

В данном образовательном учреждении работает с 1-09-2014 года

Сведения о прохождении аттестации -1 квалификационная категория

4. Сведения о прохождении курсов повышения квалификации — 2016 год

5. Характеристика деятельности:

— профессионально-личностные качества

— деловые качества

— организаторские способности:

6. Оценка результатов профессиональной деятельности

7. Дополнительные сведения (почетные звания, награды: ордена, медали, грамоты

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (ФИО)

рекомендуется (не рекомендуется) к аттестации на соответствие занимаемой должности

Директор:___________________Зияродинова НР

С представлением ознакомлена

«_15____»___декабрь______20_17____

Подпись_______________________

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ленинаульская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя
Российской Федерации Юрия Салимханова»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

На Гусейнову Гульнару Гайирбековну 23.01.1983года рождения

учителя английского языка

(наименование должности)

аттестуемого с целью установления соответствия занимаемой должности.

Данные об аттестующемся:

  1. Сведения об образовании

высшее ДГПУ ФИЯ 24-06-2004 г учитель английского языка

(какое образовательное учреждение окончил(а) и когда, специальность, квалификация, ученая степень, ученое звание и др., с учётом дополнительной профессиональной подготовки.)

2. Сведения о работе:

Общий трудовой стаж -12

Стаж педагогической работы -12

В данном образовательном учреждении работает с 1-09-2014 года

Сведения о прохождении аттестации -1 квалификационная категория

4. Сведения о прохождении курсов повышения квалификации — 2016 год

5. Характеристика деятельности:

— профессионально-личностные качества

— деловые качества

— организаторские способности:

6. Оценка результатов профессиональной деятельности

7. Дополнительные сведения (почетные звания, награды: ордена, медали, грамоты

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (ФИО)

рекомендуется (не рекомендуется) к аттестации на соответствие занимаемой должности

Директор:___________________Зияродинова НР

С представлением ознакомлена

Аттестация работников по ТК РФ обязательна

В соответствии с ТК РФ проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности обязательно для научных сотрудников (ст. 336.1 ТК РФ) и педагогов (ст. 332 ТК РФ). При этом научные сотрудники должны проходить аттестацию не реже чем раз в 5 лет и не чаще раза в 2 года. Периодичность аттестационных проверок для педагогов — раз в 5 лет.

Кроме этих случаев, прописанных в ТК РФ, аттестация предусмотрена в некоторых отраслевых нормативно-правовых актах для урегулирования порядка ведения деятельности (чаще всего небезопасной).

Так, обязаны проходить аттестацию:

  • работники, призванные обеспечивать транспортную безопасность (ст. 12.1 закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ);
  • государственные гражданские служащие (ст. 48 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • работники, отвечающие за погрузку/выгрузку, размещение, крепление грузов на железнодорожном транспорте и работы, связанные с движением и маневрированием поездов (п. 4 ст. 25 закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ);
  • работники, занятые в сфере промбезопасности (ч. 2 ст. 9 закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ);
  • лица, возглавляющие федеральные унитарные предприятия (постановление Правительства РФ «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей…» от 16.03.2000 № 234) — раз в 3 года;
  • прочие категории работников, специально указанные в законах и отраслевых нормативных актах (к примеру, пожарные, спасатели, работники прокуратуры, авиаторы и пр.).

Зачастую работодатели используют аттестацию для проверки соответствия квалификации сотрудников с целью их последующего увольнения. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ указывается на возможность увольнения сотрудников работодателем в связи с их плохими аттестационными результатами.

Больше сведений об увольнениях, инициированных работодателями, вы найдете в наших статьях:

  • «Порядок увольнения работника по инициативе работодателя»;
  • «Ст. 81 ТК РФ: вопросы и ответы».

В то же время аттестация — это возможность премирования сотрудника за достигнутые успехи на рабочем месте либо его повышения по карьерной лестнице. Кроме того, по результатам проверки квалификации может быть принято решение о направлении сотрудника на обучение.

Медицинские работники по итогам аттестации получают квалификационные категории и дифференцированную оплату труда. Право на аттестацию для достижения этих целей установлено подп. 4 п. 1 ст. 72 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

Подробнее об аттестации медработников вы узнаете из нашей статьи «Аттестация медицинских работников на категорию в 2018-2019 годах».

В то же время есть категории сотрудников, уволить которых по инициативе работодателя даже при плохих результатах аттестации нельзя. Это:

  • беременные;
  • одинокие матери;
  • матери с малолетними детьми до 3 лет и пр.

Их права защищены ст. 261 ТК РФ. Чтобы как-то урегулировать ситуацию, работодатель должен подыскать социально защищаемому сотруднику, не прошедшему аттестацию, другую работу с более низкими квалификационными требованиями.

Иногда работодатель все же бывает склонен расторгнуть трудовой договор с несоответствующим сотрудником. Но сделать это можно только по соглашению сторон или желанию самого сотрудника. Например, расторжение трудового договора возможно, если сменить вид деятельности работника по медпоказаниям нельзя из-за отсутствия у работодателя подходящей работы (о таких условиях расторжения договора упоминается в ч. 3 ст. 261 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации работников

Из ст. 81 ТК РФ следует, что порядок проведения аттестационных мероприятий устанавливается как трудовым законодательством, так и иными нормативно-правовыми актами, а также локальными актами организации. Поскольку на законодательном уровне общий порядок проведения аттестации не установлен, каждое предприятие прописывает свои правила в соответствующем положении.

При разработке положения о порядке проведения аттестации предприятиям рекомендуется ознакомиться с нормами, прописанными в следующих нормативных актах:

  • постановлении ГКНТ СССР и Госкомтруда от 05.10.1973 № 470/267;
  • постановлении ГКНТ СССР, Госстроя и Госкомтруда от 17.02.1986 № 38/20/50.

Нормы этих постановлений разрешено применять в той части, которая не противоречит ТК РФ. На практике они довольно часто принимаются во внимание судами при рассмотрении споров о восстановлении уволенных по результатам аттестационной проверки работников на работе.

В частности, в определении Мосгорсуда от 10.09.2015 № 4г/8-7875-2015 судом указывается, что утвержденный на предприятии нормативный акт о проведении аттестации ухудшил положение работников из-за несоответствия нормам постановлений времен СССР.

Вкратце порядок проведения аттестации можно разделить на следующие этапы:

  1. Утверждение положения об аттестации.

О том, что представляет собой этот документ, читайте в материале «Положение об аттестации работников — образец».

  1. Подготовка к проведению аттестации, которая включает:
  • утверждение состава аттестационной комиссии;
  • установление категорий аттестуемых сотрудников;
  • утверждение графика проведения аттестационных проверок;
  • подготовку документов на аттестуемых сотрудников;
  • доведение до сведения сотрудников информации о сроке и месте проведения аттестации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На этой стадии издается соответствующий приказ, в котором приводится вышеуказанная информация. Сведения, содержащиеся в этом приказе и всех возможных приложениях к нему (например, о графике проверок), доводятся до аттестуемых сотрудников под роспись.

  1. Проведение аттестации.
  2. Протоколирование результатов и принятие руководителем решения по итогам аттестации в отношении каждого сотрудника.

Как проводится переаттестация сотрудников

Перед тем как организовать масштабные оценочные процедуры для персонала компании, необходимо сделать следующее:

  • разработать общий алгоритм мероприятия;
  • подготовить необходимые для этого документы;
  • проинформировать об оценке все заинтересованные стороны;
  • продумать до мелочей, как проводить саму переаттестацию;
  • определить для себя, что будет итогом оценки, и какие решения будут приниматься по ее результатам;
  • прописать всю схему проведения мероприятия в Положении об аттестации сотрудников, утвердить данный документ у руководства.

Пошаговый алгоритм проведения переаттестации сотрудников

Этап 1: выясняем, для чего компании нужна переаттестация сотрудников

Например, в государственных учреждениях эта процедура положена по законодательству. Следовательно, ее цели и задачи уже прописаны в соответствующем законе. В негосударственных компаниях переаттестация персонала проводится для определения соответствия работников потребностям бизнеса. А это значит, что оценка персонала должна выявить, в какой степени сотрудники компании способствуют росту и развитию фирмы, выполняя свои основные обязанности.

Этап 2: выбираем вариант организации аттестационной процедуры

Например, можно использовать традиционные собеседование и тестирование для рядовых специалистов (офисных служащих). Если речь идет о переаттестации для рабочих специальностей, то можно оценить профессиональное мастерство в процессе выполнения тестового задания. Скажем, ремонт машины, выточка детали. Деловые качества и профессиональные навыки работников из сферы услуг (консультанты по продукту, продавцы) выявляются в ходе деловой игры.

Интересная ситуация: Хотим в рамках аттестации провести и оценку по компетенциям. Правомерно ли это?

Этап 3: разрабатываем перечень вопросов и заданий, нацеленных на оценку тех или иных профессиональных навыков

Отмечаем, что можно проверить в ходе выполнения практических заданий, а что – в процессе тестирования и (или) собеседования. Если нужно проверить знание технологии работы, техники безопасности, то предпочтение стоит отдать тестам с несколькими вариантами ответов. Если оцениваем практические навыки, нестандартное мышление, то предлагаем практические задачи без готовых ответов.

Этап 4: выбираем методы переаттестации

Например:

  • оценка «360 градусов» (опрос всех, с кем работает аттестуемый сотрудник, на предмет выяснения его деловых качеств);
  • Центр оценки, или Assessment Center (комплекс оценочных процедур для выяснения уровня развития компетенций);
  • групповая экспертная оценка (когда несколько экспертов-профессионалов оценивают профессионализм аттестуемого работника) и другие.

Этап 5: разъясняем персоналу особенности оценочных процедур

Для создания необходимого позитивного отношения к ним рассказываем о том, как переаттестация повлияет на карьеру работников. Уточняем, в какой форме всё будет происходить, какие будут примерные вопросы или задания. Предоставляем необходимые материалы для повторения, доступ к компьютеру, с помощью которого будет происходить тестирование.

Этап 6. Уточняем способы сохранения и анализа информации, полученной в ходе переаттестации

Например, анкета аттестуемого работника, содержащая все необходимые сведения, аттестационный лист как протокол проведения процедуры и др. Итоговые данные их этих документов переносим в личную карточку работника.

Подробнее о переаттестации и оценке персонала читайте в статьях:

Образцы документов

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файлы и получить доступ к более чем 3000 hr-документов

Аттестация работников проводится посредством объективной оценки деятельности работника исходя из определенных условий и требований, предъявляемых к нему по занимаемой должности.

Аттестации подлежат все категории служащих — руководители, специалисты и технические исполнители, состоящие в штате учреждения, организации, предприятия, кроме лиц, проходящих аттестацию в комиссиях, специально создаваемых вышестоящими органами по подчиненности.

Порядок подготовки и проведения аттестации

Подготовка к проведению аттестации организуется администрацией учреждения, организации, предприятия при участии соответствующих профсоюзных организаций.

Она включает следующие мероприятия:

1. подготовку необходимых документов на аттестуемых;

2. разработку графиков проведения аттестации;

3. определение состава аттестационных комиссий;

4. организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения, его непосредственным руководителем подготавливается представление.

Представление должно содержать всестороннюю оценку данного работника:

1. соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты его труда;

2. его профессиональной компетентности;

3. отношения к работе и выполнению должностных обязанностей;

4. показателей результатов работы за прошедший период.

Аттестуемый работник должен быть ознакомлен с представленными материалами не менее чем за две недели до аттестации.

Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в обстановке требовательности, объективности и доброжелательности, исключающей проявление субъективизма.

Конкретные сроки, график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии утверждаются руководителем учреждения, организации, предприятия и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за две недели до начала аттестации.

В графике проведения аттестации указываются:

1. наименование подразделения, в котором работает аттестуемый;

2. его фамилия;

3. должность;

4. даты проведения аттестации и представления в аттестационную комиссию необходимых документов;

5. должности и фамилии работников, ответственных за их подготовку.

Как правило, в первую очередь аттестуются руководители подразделений учреждения, организации, предприятия, а затем подчиненные им работники. Аттестация членов аттестационной комиссии проводится на общих основаниях.

Руководители учреждений, организаций, предприятий проходят аттестацию в комиссиях, организуемых вышестоящими органами по подчиненности.

Состав аттестационных комиссий

В состав аттестационной комиссии включаются:

1. председатель (как правило, заместитель руководителя учреждения, организации, предприятия);

2. секретарь;

3. члены комиссии.

В аттестационную комиссию включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзных организаций.

В необходимых случаях могут образовываться несколько аттестационных комиссий.

Регламент работы аттестационной комиссии

Аттестационная комиссия правомочна проводить аттестацию и голосовать при участии в заседании не менее двух третей своего состава.

Рекомендации комиссии и оценка деятельности работника принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого. Результаты голосования определяются большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим определенной должности и разряду оплаты.

Если проводиться аттестация работника, являющегося членом аттестационной комиссии, то данный аттестуемый в голосовании не участвует.

Результаты аттестации сообщаются работнику сразу же после голосования.

Результаты аттестации

Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист. Аттестационный лист составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.

Аттестационный лист и представление на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле.

По результатам проведенной аттестации комиссия выносит рекомендацию о соответствии работника определенной должности и об отнесении к тому или иному разряду оплаты труда.

Результаты аттестации в недельный срок сообщаются руководителю учреждения, организации, предприятия.

Реализация решений аттестационной комиссии

Руководитель учреждения, организации, предприятия с учетом рекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории. Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссии

О принятом руководителем решении в трудовой книжке делается соответствующая запись с указанием разряда оплаты по Единой тарифной сетке, но без указания размера ставки/оклада, поскольку она/он может меняться в связи с изменением минимальной ставки/оклада первого разряда.

Установленный служащему разряд оплаты в данном учреждении, организации и на предприятии не означает, что при переходе или переводе работника на другую работу этот разряд оплаты ему должен быть обязательно сохранен.

Признание работника не соответствующим заявленной квалификационной категории

В случае признания работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же или более высокую квалификационную категорию по заявлению работника может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией.

По решению аттестационной комиссии о несоответствии работника занимаемой должности руководитель предприятия, учреждения, организации в праве:

1. перевести работника на иную или нижестоящую должность;

2. изменить существенные условия труда работника в части изменения объема должностных обязанностей, системы и размера оплаты труда, режима труда и отдыха, предоставляемых льгот и пр.;

3. уволить его по результатам данной аттестации.

Следует заметить, что перевод работника по результатам аттестации на другую или нижеоплачиваемую должность возможен только с письменного согласия работника.

Ч. 2 ст. 73 ТК РФ указывает на то, что Работодатель имеет право по своей инициативе изменить существенные условия трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, о чем работник должен быть уведомлен не позднее чем за 2 месяца.

В силу подпункта \»б\» пункта 3 статьи 81 Кодекса увольнение по причине недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации допустимо только при условии, что несоответствие работника занимаемой должности вследствие его недостаточной квалификации подтверждено результатами аттестации, проведенной в порядке, предусмотренном федеральным законом или иным нормативным правовым актом, либо в порядке, закрепленном в локальном нормативном акте организации. Учитывая это, работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником по названному основанию, если в отношении этого работника аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности. При этом выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу.

Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.

Синица Оксана Станиславовна Юрисконсульт, ООО «Екатеринбург-Сервис»

Человеческие Ресурсы Урала

Проведение аттестации сотрудников для многих организаций является очень важным процессом поддержания профессиональных стандартов и проверки на соответствие им всех сотрудников. Сама по себе процедура представляет достаточно сложную систему оценки персонала, которая может видоизменяться в зависимости от профессиональных стандартов той или иной специализации. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты создания аттестационной комиссии на предприятии. Читайте также статью ⇒ “Увольнение по несоответствию занимаемой должности“.

Целесообразность проведения аттестации на предприятии

Профессионализм работник играют очень важную роль для любой организации, но реальность такова, что с каждым годом происходят множество изменений в разных сферах жизни, бизнеса и также законодательства. Поэтому иметь команду профессионалов достаточно не просто, а поддерживать данный профессионализм еще сложнее. Поэтому очень часто работодатель принимают решение о регулярном проведении оценки персонала, что позволяет работодателю:

  • Выявлять слабые стороны сотрудников и разрабатывать программы по переподготовке и повышение квалификации;
  • Увольнять сотрудников, которые не соответствуют занимаемой должности либо переводить на должность с более низкими трудовыми обязанностями;
  • Аттестация также может дать представление о том, кто достоин продвинуться по карьерной лестнице, занять руководящую позицию, а также можно ли повысить заработную плату и т.д.
  • А также можно получить обратную связь от работников о каких-либо недовольствах и провалах кадровой политики организации.

Читайте также статью ⇒ “Эффективная система оценки персонала: KPI“.

Аттестация сотрудников для подтверждения соответствия занимаемой должности

Аттестация сотрудников является одним из эффективных методов оценки профессионализма, мотивированности сотрудника, а также подтверждения квалификации сотрудника. Существует ряд специальностей, для которых ежегодное проведение аттестации является обязательной процедурой. Для других же аттестация, скорее инициатива работодателя, который хочет быть достоверен, что сотрудники соответствуют занимаемым должностям. Существует несколько видов аттестации, которые может использовать работодатель:

  • Аттестация по результат проведенного испытательного срока. Во многих организациях обычно это формальная процедура, так как за время испытательного срока у непосредственных руководителей уже складывается понимание о компетенции нового сотрудника.
  • Ежегодная обязательная аттестация обычно касается только специализаций выделенных отдельным список Постановлением Правительства. Для остальных же аттестация может проводиться на усмотрение работодателя не чаще одного раза в год. Обычно же для административного персонала аттестация проводится один раз в год, для остальных работников не чаще чем один раз в три года.
  • Аттестация для перехода на новую должность обычно проводится при повышении сотрудника, чтобы подтвердить его готовность занять новую позицию в организации. Опять же это может быть просто формальной процедурой для подведения итогов и демонстрации заслуг работника за время, проведенное на текущей должности.
  • Аттестация при линейном переводе работника на место, где должностные обязанности отличаются от его текущих обязанностей. Это обусловлено тем, что работник, претендующий на новую должность, которая никак не связана с его ежедневными рабочими обязанностями, должен доказать что он достоин занять новую позицию.

Правовые аспекты проведения аттестации в организации

Аттестация является значимым правовым мероприятием, которое направлено на поддержание кадровой политики организации, а также профессиональных стандартов сотрудников, которые занимают должности с определенной специализацией. Сама процедура проведения аттестации сотрудников является регламентированным со стороны трудового законодательства мероприятием, которое сопровождается следующими этапами:

  • В первую очередь должен быть издан приказ с указанием должностей, которые подпадают под проведение аттестации в организации. Это обязательный момент иначе аттестация не может считаться правомерной, а ее результаты не могут стать основанием для реализации кадровой политики. В данном приказе должны быть указаны дата и сроки проведения самой аттестации.
  • Уведомление сотрудников о том, что их включили аттестационные мероприятия на основании изданного приказа. Уведомление должно быть в письменной форме с указанием даты и сроком проведения мероприятия. Работник после ознакомления должен расписаться о том, что был своевременно уведомлен о предстоящей аттестации.
  • Результаты проведенной аттестации должны быть заактированы и приложены к личным делам сотрудников, участвовавших в данном мероприятии. По результатам руководитель может принять решение как повысить сотрудника в случае отличных показателей, так и уволить, если же данные показатели аттестации оказались неудовлетворительны.

Создание аттестационной комиссии на предприятии для профессиональной оценки работников

Для максимально эффективной оценки персонала должны быть привлечены непредвзятые и компетентные специалисты, которые смогут не только дать оценку профессиональному уровню работников, но и дать рекомендации по повышению компетенции. Прежде чем провести аттестацию работодатель должен обеспечить правовую основу, на которой будет базироваться вся процедура оценки персонала. Особенно это касается создания аттестационной комиссии.

  • Работодатель должен в первую очередь утвердить внутренние нормативные акты, которые будут регламентировать основные цели и задачи аттестации, какие должности в обязательном порядке должны проходить аттестацию, как часто должна проводиться оценка персонала, каким образом должна создаваться аттестационная комиссия и кто в нее может входить и т.д.
  • В документе, регламентирующим создание, а также работу аттестационной комиссии, должно быть достаточно детально отражены все полномочия челнов комиссии, а также председателя. Это важно для разрешения спорных вопросов при определении результата.
  • Проведение аттестация и создание аттестационной комиссии должны быть утверждены приказами. В приказе о создании аттестационной комиссии должны быть все участники, обычно здесь утверждается председатель и члены, которые могут быть выбраны из сторонней экспертной организации для непредвзятой оценки, а также из высококвалифицированных сотрудников предприятия. Здесь также может присутствовать представитель профсоюза для защиты прав и свобод работников, это дает возможность максимально не предвзято оценить компетенцию работников, а также избежать возможных нарушений.
  • В зависимости от вида аттестация между челнами комиссии могут быть распределены роли, либо они могут быть разделены для проведения определенных этапов, по завершению, которых будут приниматься решения о профессионализме сотрудников и заполняться соответствующие протоколы.
  • Непосредственный руководитель не может быть принят в аттестационную комиссию, так как должен представлять работника и выступать на его стороне, отвечая на вопросы о его обязанностях, компетенции и деловых качествах.

Состав и задачи главной аттестационной комиссии педагогических работников, военнослужащих при увольнении, а также на предприятии

Аттестация персонала – это основная форма оценки работников на соответствие занимаемой ими должности и профессиональной пригодности. Основная цель – повышение эффективности деятельности, достижение лучших показателей.

Аттестационная комиссия на предприятии должна действовать на постоянной основе. Её главной обязанностью является оценка работы аттестуемого сотрудника. Для этого члены комиссии получают следующие сведения о работнике:

  • Данные из анкеты, заполняемой при трудоустройстве (запрашивается из кадрового отдела);
  • Рекомендации непосредственного руководителя;
  • Итоги проводимых собеседований и тестов.

Отдельное внимание уделяется оценке качества продукции, выпускаемой работником, или иных результатов труда (в зависимости от профессиональной деятельности).

Аттестация сотрудников проводится для оценки их профессиональных навыков и знаний. Цель такой проверки – убедиться, что квалификация работника соответствует его должности или выполняемой работе. Трудовой кодекс позволяет работодателю расторгнуть трудовые отношения с сотрудником, если его квалификации для выполнения данной работы недостаточно согласно п. 3 ч. 1 ст. 81.

Какого-либо нормативного документа, в котором были бы оговорены правила и сроки проведения аттестации, на сегодняшний день нет. Есть документы, которые определяют правила проведения аттестаций для некоторых категорий работников. Например, один раз в 5 лет проводится аттестация педработников на соответствие занимаемой должности; предусмотрена подобная процедура для руководителей федеральных государственных предприятий.

Какие работники обязаны проходить аттестацию

Законодательно обязанность проходить аттестацию установлена для следующих категорий работников:

Полезная информация Аттестация педагогов имеет свои особенности. Например, чтобы ее пройти нужно ответить на 100 вопросов по основам законодательства, психологии и педагогики. Также в вопросах будут методики преподавания основы предметных знаний.

  • сотрудников аварийно-спасательных служб, которые приобретают статус спасателя только по результатам аттестации;
  • работников прокуратуры, Следственного комитета;
  • авиационного персонала гражданской авиации;
  • работников опасных производств;
  • сотрудников библиотек;
  • руководителей унитарных предприятий;
  • педагогов;
  • сотрудников полиции;
  • медицинских работников.

Аттестация военнослужащих

Некоторые данные Сроки аттестации: 1 раз в год для солдат, матросов, сержантов и старшинами, ежегодно, а офицеры каждые пять лет, но не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, а также по окончании военных образовательных учреждений профессионального образования (далее — военно-учебные заведения), адъюнктуры, военной докторантуры.

Аттестационная комиссия в армии проводится для объективной оценки деятельности военнослужащих и определения соответствиями занимаемой ими должности. Оценка необходима для установления перспектив дальнейшей службы того или иного военного.

Основные задачи аттестационной комиссии военнослужащих:

  • Подбор лиц для назначения на воинские должности;
  • Определение целесообразности заключения контрактов с новыми служащими;
  • Выбор кандидатов для прохождения образовательного курса;
  • Представление определенных служащих к награждению;
  • Выявление причин для досрочного увольнения военных.

Состав аттестационной комиссии возглавляет заместитель командира воинской части, в которой будет проведена оценка.

Аттестация педагогических работников

Главная аттестационная комиссия педагогических работников создается для подтверждения соответствия должности, занимаемой работником, и для определения квалификации. Периодичность проведения – 1 раз в 5 лет.

Внимание! Не подлежат оценке педагоги, опыт работы в которых в организации составляет не более 2-х лет.

Аттестационная комиссия, действующая на постоянной основе, позволяет установить категорию квалификации педагогического работника в соответствии с составленным им заявлением. Анализ деятельности осуществляется с привлечением специалистов в области педагогики.

Порядок проведения

Для того чтобы проверить насколько профессиональные навыки работника соответствуют должности, нужно, чтобы в трудовом договоре были четко определены его должностные обязанности. Кроме того, необходимо, чтобы работодатель предоставил соответствующие условия для качественного их исполнения. Если работодатель не обеспечил сотрудника всеми необходимыми материалами, оборудованием и документацией, то работник не может выполнять свои трудовые функции должным образом. В такой ситуации увольнение по итогам аттестации суд может признать неправомерным.

Проведение процедуры оценки квалификации сотрудников состоит из нескольких этапов.

Утверждение Положения

Правила проведения аттестации работодатель устанавливает самостоятельно отдельным внутренним документом. С принятым Положением сотрудников следует ознакомить под подпись. Если работник не будет ознакомлен с документом, к нему нельзя применять взыскания за несоблюдение установленного порядка.

Подготовка к аттестации

Сотрудников следует подготовить к процедуре, разъяснив цель ее проведения. Далее необходимо составить списки работников, оформить на каждого характеристику либо другой документ, содержащий полную информацию о его трудовой деятельности. Следует утвердить приказом график проведения и состав комиссии для аттестации.

Узнать, как получить аттестат профессионального бухгалтера можно

А о том, как проводится аттестация по промбезопасности, мы расскажем в этой статье https://otdelkadrov.online/2892-poryadok-provedeniya-attestatsii-po-prombezopasnosti

Проведение аттестации

Члены комиссии беседуют с каждым сотрудником либо просят его пройти тест, изучают характеристику или аттестационный лист, при этом вся информация заносится в протокол. В заключение проводят обсуждение полученной информации и принимают решение по каждому работнику, которое фиксируется в протоколе и доводится до сведения сотрудника. Итог аттестации отражается в личной карточке работника.

Итоги оценки квалификации

После завершения процедуры руководитель принимает решение, результаты аттестации на соответствие занимаемой должности фиксируются в приказе.

Результаты аттестации

По итогам проверки комиссия может рекомендовать денежное поощрение или наказание сотрудника, перевод на другую должность, присвоение следующего разряда, повышение или понижение оплаты труда, увольнение.

Выводы комиссии работодатель принимает к сведению, а не следует им безоговорочно. Если профессиональные качества работника признаны не соответствующими занимаемой им должности, работодатель может дать направление на курсы повышения квалификации или прикрепить к нему наставника. Если комиссия рекомендует перевести сотрудника на вышестоящую должность, а вакантных мест в организации нет, его могут включить в кадровый резерв.

В случае принятия решения об увольнении сотрудника по итогам аттестации работодатель должен предложить работу, которая соответствует его квалификации. Предложение должно быть оформлено письменно, чтобы была возможность доказать правомерность увольнения в случае отказа сотрудника от предложения. Если сотрудник соглашается, оформляют его перевод на другую должность. При отказе от предложенных вакансий трудовой договор расторгают на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК.

Есть категории сотрудников, уволить которых по итогам оценки квалификации законодательство не разрешает. ТК устанавливает запрет на увольнение:

  • беременных;
  • сотрудниц с детьми в возрасте до трех лет;
  • матерей-одиночек или отцов-одиночек, если ребенку не исполнилось 14 лет;
  • опекунов детей до 14 лет.

Также в силу п. 6 ст. 81 ТК нельзя уволить сотрудников, которые на момент издания приказа находятся в отпуске или на больничном. Не подлежат увольнению члены профсоюзов в силу ч. 2.ст. 82 ТК и сотрудники, не достигшие 18 лет на основании ст. 269 ТК.

Необходимость аттестации на соответствие занимаемой должности очевидна. Она позволяет работодателю выявить недостатки в профессиональной подготовке сотрудников, сформировать оптимальный кадровый состав организации, а работникам дает возможности для карьерного роста и профессионального развития.

Оценочная комиссия

Аттестация рабочих мест по условиям труда в 2019 году проводится специальной комиссией, создаваемой из следующих лиц:

  • Специалист, работающий на производстве в сфере охраны труда;
  • Представитель работодателя;
  • Представители профсоюза;
  • Уполномоченный представитель организации по аттестации.

Привлечение представителя из аттестующей организации – обязательное условие. Все нарушения, выявленные и зафиксированные без него, не будут являться законными.

К обязанностям комиссии, создаваемой для проведения аттестации, относится:

Обязанности
Контроль над оценкой Самостоятельное проведение всех мероприятий, направленных на оценку рабочих мест
Оформление требуемых документов Документация, подготавливаемая комиссией, носит не только организационный, но и нормативный характер
Создание списка рабочих мест Он необходим для проведения оценки и выявления вредных аспектов труда, определения необходимости использования СИЗ
Подготовка итогового отчета Указание всей информации, собранной в ходе аттестации рабочих мест на предприятии

Дополнительной обязанностью создаваемой компании является заполнение аттестационной карты.

Состав и цели комиссии

Любопытная информация Как показывает практика, в организациях, где введена процедура аттестации персонала, производительность труда намного выше, чем в тех, где эту процедуру считают пустой тратой времени. Проведение аттестации выгодно для обоих сторон. Работодатель сможет разобраться с кадровым составом, что позволит увеличить производительность труда, а сотрудник сможет показать свой профессионализм, что способствует его карьерному росту.

Периодичность проведения аттестации – не реже 1 раза в 3-5 лет. Оптимальным сроком деятельности комиссии является 3-6 месяцев, но если организация большая, то оценка проводится поэтапно.

Принято выделять 2 формы аттестации:

  1. Плановая – организуется в установленные сроки.
  2. Внеплановая (досрочная) – проводится раньше установленного срока.

Внеплановая аттестация может быть назначена при обнаружении существенных просчетов в работе, при совершении работниками дисциплинарных проступков, повлекших за собой некачественное исполнение обязанностей.

К целям аттестации относится:

  • Оценка работы сотрудника;
  • Установление соответствия должности, им занимаемой;
  • Выявление недостатков (если имеются);
  • Подготовка плана по развитию или повышению навыков работника.

Председателем аттестационной комиссии является руководитель организации или его первый заместитель. Члены назначаются из руководящих сотрудников – специалистов, имеющих квалификацию. Если имеется профсоюзная организация, то её представители также становятся участниками комиссии.

Комиссия не имеет права проводить проверку профпринадлежности при отсутствии работника. Если сотрудник был должным образом извещен о проведении аттестации, поставил подпись на соответствующих ознакомительных документах, а сам не явился на комиссию, то в этом случае оставляется акт, и работник считается не прошедшим аттестацию.

Деятельность аттестационной комиссии может осуществляться в 2- формах:

  • Непосредственная оценка работы;
  • Тайная оценка (известная как mystery shopping)

Члены, входящие в комиссию, проходят аттестацию с привлечением независимых оценщиков. Все результаты деятельности фиксируются в Протоколе.

В таблице представлены наиболее эффективные методы проведения профессиональных проверок:

Метод Описание
Ранжирование Подчиненных расставляют по способностям выполнять ту или иную работу, т.е. по рангу
Классификация Работников классифицируют по заранее определенным категориям достижений (заслуг)
Шкала оценок Создается определенная таблица, куда вносятся личные и профессиональные качества сотрудника. Напротив каждого из качеств выставляется оценка по определенной, как правило, пятибалльной, шкале
Метод открытой аттестации Это новый, набирающий популярность метод оценки. Вместо галочек, как в предыдущем случае, происходит живое оценивание работника методом устной или письменной характеристики

Результаты деятельности комиссии

Итоги деятельности аттестационной комиссии подводятся в общем приказе руководителя организации. В него включены следующие сведения:

  • О присвоении некоторым работникам категории;
  • О повышении заработной платы и выплате поощрений;
  • Об отмене надбавок и понижении квалификации;
  • О переводе или увольнении сотрудников, навыки которых не соответствуют занимаемой должности.

Дополнительно аттестационная комиссия составляет отчет о прошедшей оценке, в котором указывается количество работников, соответствующих занимаемым должностям и не соответствующих. Результатом деятельности является подготовка предложений по каждому сотруднику.

В видео специалист рассказывает подробно про оценку и аттестацию персонала

Аттестация рабочих мест по условиям труда – это обязательная для всех работодателей процедура, целью которой является выявление и устранение вредных факторов и рисков для работников. Она позволяет улучшить условия труда и избежать несчастных случаев на производстве.

К другим целям её проведения относится (ст. 209 ТК РФ):

  • Выявление потенциально опасных для здоровья сотрудника факторов, определение класса вредности;
  • Установление необходимости проведения медицинских осмотров, инструктажа по технике безопасности;
  • Определение дополнительной надбавки к заработной плате работников и их будущей пенсии;
  • Предотвращение допуска к деятельности сотрудников, не подготовленных надлежащим образом, не имеющих средства индивидуальной защиты.

Внимание! Законодательной базой рассматриваемого вопроса выступает ФЗ №426, Приказ Министерства Труда РФ №976н, отдельные статьи ТК РФ.

О внеплановой аттестации

Периодичность аттестации рабочих мест по условиям труда составляет 5 лет. Следовательно, каждые 5 лет проводится плановая оценка – предыдущие были в 2009 и 2014 годах.

Может быть организована внеплановая аттестация, если:

  • Изменяется главный офис, создаются новые рабочие места;
  • Меняется технология производства, используемое оборудование;
  • Подобное требование выдвигает профсоюзный орган;
  • Необходимо заменить СИЗ;
  • Получение работником производственной травмы.

Порядок проведения внеплановой аттестации не отличается от стандартного. По результатам её проведения оформляются другие карты, в которые вносятся все изменения.

Важно знать, что нарушение законодательства о труде и об охране труда в случае не прохождения аттестации грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ):

  • Для должностного лица он составит от 1000 до 5000 руб. (а если оно было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, то это может повлечь дисквалификацию на срок от одного года до трех лет).
  • Для предпринимателей штраф составит от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Компания же может расстаться с суммой 30 000 — 50 000 руб., или ее деятельность приостановят на срок до 90 суток.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *