Благотворительность налогообложение

ИА ГАРАНТ

Какие льготы для коммерческих организаций, тратящих деньги на благотворительность, предусмотрены действующим законодательством РФ, если они применяют общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Специальных льгот по налогам для коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью, НК РФ не содержит. По региональным налогам законодательными актами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы в регионе.
У жертвователя — юридического лица денежные средства, перечисленные в качестве пожертвования, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Обязанности по уплате НДС не возникает, так как данная операция по безвозмездной передаче денежных средств не подлежит обложению НДС.

Расходы организации на благотворительность не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН.

Обоснование вывода:

Гражданско-правовые аспекты

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ определены цели, для реализации которых осуществляется благотворительная деятельность. Таковыми целями являются:

— социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальная реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

— подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

— оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

— содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

— содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

— содействие защите материнства, детства и отцовства;

— содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

— содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

— содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

— охрана окружающей среды и защита животных;

— охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

— подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

— социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

— содействие добровольческой деятельности;

— участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

— содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

— поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

— содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

— содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Законодательно установлено предоставление благотворительной помощи только некоммерческим организациям, к которым, в частности, относятся благотворительные фонды (п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В ст. 5 Закона N 135-ФЗ благотворители определены как лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

— бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Также установлено, что они могут определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Договор пожертвования, в соответствии с п. 1 ст. 252 ГК РФ, является особым видом договора дарения, а именно дарением вещи или права в общеполезных целях. В свою очередь, ст. 128 ГК РФ к вещам относит и деньги.

Пожертвования делаются гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом (п. 1 ст. 582, ст. 124 ГК РФ).

Пунктом 3 ст. 582 ГК РФ установлено, что пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

В письме Минфина России от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42 по вопросу предоставления льгот коммерческим организациям, осуществляющим благотворительную деятельность, указано, что рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод. Кроме того, при осуществлении благотворительной деятельности и произведении дарения решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний.

Аналогичную позицию высказывали и налоговые органы (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825).

Налог на прибыль

Объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признается прибыль, исчисленная как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями главы 25 НК РФ (пп. 1 ст. 247 НК РФ).

В п. 16 ст. 270 НК РФ указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей. При этом в целях применения НК РФ денежные средства относятся к имуществу (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ).

Также не учитываются в целях налогообложения прибыли целевые отчисления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к коим относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (п. 34 ст. 270 НК РФ).

Минфин России в письме от 22.04.2013 N 03-03-06/4/13800, ссылаясь на главу 25 НК РФ, на п. 1 ст. 582 ГК РФ, на Закон N 135-ФЗ, указал следующее. «…пожертвования (благотворительные пожертвования) являются добровольным волеизъявлением налогоплательщика, не имеющим под собой экономического обоснования. Следовательно, отнесение пожертвований (благотворительных пожертвований) к расходам не соответствует принципам определения расходов, предусмотренным главой 25 Кодекса. Возможность учета пожертвований для целей налогообложения прибыли организаций фактически будет означать осуществление организацией соответствующих расходов за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Концепция главы 25 Кодекса разрабатывалась в рамках проводимой Правительством Российской Федерации налоговой политики, одним из направлений которой являлось сокращение налоговых льгот и исключений из общего режима налогообложения. В этой связи льготы налогоплательщикам по налогу на прибыль организаций не предусмотрены.»

В то же время согласно положениям абзаца 4 п. 3 ст. 12 НК РФ в отношении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 284 НК РФ законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть понижена налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

То есть в региональном законодательстве могут быть предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль для налогоплательщиков, несущих расходы на благотворительность (смотрите, например, Закон Новгородской области от 31.10.2013 N 373-ОЗ «О налоговых ставках на территории Новгородской области», п. 3 ст. 8 Проекта Закона Тверской области «О благотворительной деятельности в Тверской области»).

НДС

Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ.

В пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ определено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты.

Значит, при передаче денежных средств в рамках благотворительной деятельности у организации, передающей эти средства, объекта обложения НДС не возникает, поскольку передача денежных средств не является реализацией товаров (работ, услуг) (письмо Минфина России от 28.06.2006 N 03-03-04/4/112).

Налог при применении УСН

В соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на суммы расходов, указанных в данной норме.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень расходов, приведенный в указанной норме, является закрытым (письмо ФНС России от 08.11.2010 N ШС-37-3/14932).

Ни п. 3.1 ст. 346.21, ни п. 1 ст. 346.16 НК РФ не содержат расходов в виде благотворительной помощи.

Поэтому данные расходы не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ни с объектом налогообложения «доходы», ни с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

То есть для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в зависимости от их категории, законами субъектов РФ могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу согласно п. 2 ст. 346.20 НК РФ.

При этом НК РФ не определено содержание понятия «категория налогоплательщиков».

Как указано в письме Минфина России от 02.06.2009 N 03-11-11/96, «вместе с тем, исходя из сущности этого понятия, следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Так, например, к таким признакам можно отнести виды экономической деятельности, продукции, услуг, категории субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства, осуществление деятельности на удаленных, малозаселенных, депрессивных в экономическом развитии территориях».

О применении пониженных ставок по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», например, в Московской области, смотрите письмо ФНС России от 16.08.2012 N ЕД-4-3/13608@.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет безвозмездной передачи материалов;

— Энциклопедия решений. Учет перечисления денежных средств на благотворительные цели.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасёва Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Некоторые организации и физические лица оказывают помощь детским домам, медицинским и образовательным учреждениям и другим лицам. Оказывая помощь, необходимо определиться, что это будет — благотворительность или спонсорство, поскольку от этого будет зависеть отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете. В статье мы поговорим о благотворительной помощи и налоговых последствиях такой помощи как для передающей, так и для принимающей стороны.

Кто такой спонсор

В настоящее время в действующем законодательстве понятие «спонсорство» не закреплено. Вместе с тем понятия «спонсор» и «спонсорская реклама» предусмотрены в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ).

Спонсор — это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности (п. 9 ст. 3 Закона № 38-ФЗ).

Спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона № 38-ФЗ).

Из этих определений можно сделать вывод, что под спонсорством следует понимать взаимоотношения между спонсором и спонсируемым лицом, которые выступают в роли рекламодателя и рекламораспространителя.

Если договор со спонсором предполагает распространение информации о нем, то отношения между спонсором и спонсируемым рассматриваются как оказание рекламных услуг. Такой договор может предусматривать распространение не только спонсорской рекламы (упоминание лица как спонсора), но и рекламы его товаров, работ и услуг, например, путем размещения логотипа спонсора.

Если же договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает, безвозмездная спонсорская помощь может быть признана благотворительной.

Какая деятельность является благотворительной

Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон № 135-ФЗ).

Согласно названному закону под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам и юридическим лицам (некоммерческим организациям) имущества (благотворительных пожертвований), в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Обратите внимание, что благотворительной признается деятельность, осуществляемая только в целях, предусмотренных ст. 2 Закона № 135-ФЗ. К таким целям относятся:

— социальная поддержка и защита граждан;

— подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

— оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

— содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

— содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

— содействие защите материнства, детства и отцовства;

— содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

— содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

— содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

— охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Это важно!
Направление денежных средств или иных материальных ценностей, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний к благотворительной деятельности не относятся (п. 2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ).

Благотворитель, доброволец, благополучатель

Сторонами (участниками) благотворительной деятельности являются благотворители, добровольцы и благополучатели (ст. 5 Закона № 135-ФЗ).

Благотворители — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

— бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

— бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.).

Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

Налогообложение организации-благотворителя

НДС

При безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) в рамках благотворительной деятельности на цели, поименованные в ст. 2 Закона № 135-ФЗ, не возникает обязанности по уплате НДС.

Такой вывод следует из подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, которым установлено, что безвозмездная передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом № 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров, не подлежит обложению НДС.

Но для того, чтобы воспользоваться данным освобождением, необходимо иметь следующие подтверждающие документы (письмо УФНС России по г. Москве от 02.08.2005 № 19-11/55153):

— договор налогоплательщика с получателем благотворительной помощи. Данный договор обязательно должен содержать условие о безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) в рамках благотворительной деятельности;

— копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (работ, услуг);

— акты или иные документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

В то же время имеются отдельные арбитражные решения, согласно которым даже при отсутствии документов, подтверждающих целевое использование благополучателями товаров (работ, услуг), благотворитель имеет право воспользоваться льготой, предусмотренной подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Суды говорят о том, что Налоговый кодекс РФ не возлагает на лицо, осуществившее передачу имущества (денежных средств) некоммерческой организации, обязанности по сбору и представлению в налоговый орган доказательств, что такое имущество (денежные средства) было использовано некоммерческой организацией на уставные цели (см. постановления ФАС Московского округа от 26.01.2009 № КА-А40/13294-08 и от 09.01.2008 № КА-А40/13490-07-2, Поволжского округа от 26.01.2009 № Ф55-9610/2008).

Если получателем благотворительной помощи является физическое лицо, то необходимо представить документ, подтверждающий фактическое получение данным лицом товаров (работ, услуг).

Обратите внимание!
Если организация осуществляет деятельность, как облагаемую, так и не облагаемую (освобождаемую от налогообложения) НДС, она обязана вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Если изначально товар был приобретен для деятельности, облагаемой НДС, и налог был принят к вычету, то при передаче товара в рамках благотворительной деятельности ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной стоимости без учета переоценок. При восстановлении НДС необходимо зарегистрировать в книге продаж счет-фактуру, на основании которого ранее был принят к вычету НДС. Счет-фактура регистрируется в книге продаж в сумме, подлежащей восстановлению, в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) были переданы благополучателю.

Налог на прибыль

Стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются в целях налогообложения прибыли (п. 16 и 34 ст. 270 НК РФ).

Минфин России в письме от 04.04.2007 № 03-03-06/4/40 указал, что расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, поскольку не отвечают требованиям ст. 252 НК РФ.

Единый налог при УСН

Налогоплательщик, применяющий «упрощенку», также не сможет уменьшить полученные доходы на суммы благотворительной помощи. Перечень расходов, на которые «упрощенцы» могут уменьшить полученную прибыль, приведен в ст. 346.16 НК РФ и является закрытым. Затраты на благотворительность в данном перечне не поименованы.

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

При оказании благотворительной помощи между благотворителем и благополучателем отсутствуют отношения по выполнению работ, оказанию услуг, а благотворительная помощь не относится ни к одному из перечисленных договоров.

Следовательно, при оказании благотворительной помощи физическому лицу у организации, на наш взгляд, обязанности по уплате страховых взносов не возникает.

Благотворитель — физическое лицо

Благотворителем может быть не только юридическое, но и физическое лицо.

Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик — физическое лицо в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%, имеет право уменьшить налоговую базу на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218—221 НК РФ.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 219 НК РФ предусмотрено предоставление социального вычета гражданам, оказавшим благотворительную помощь организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым за счет бюджетных средств.

Кроме того, вычет предоставляется лицам, перечислившим денежные средства физкультурно-спортивным, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, оказавшим благотворительную помощь религиозным организациям на ведение уставной деятельности.

Социальный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в том же налоговом периоде (календарном году).

Для получения указанного вычета физическое лицо должно подать в налоговый орган по месту своего учета (месту жительства) налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, утвержденную приказом Минфина России от 29.12.2009 № 145н, а также пакет подтверждающих документов. Налоговым кодексом конкретный перечень таких документов не установлен. Следовательно, физическое лицо может представить любые документы, из которых будет видно, что перечисляемые денежные средства являются пожертвованиями в рамках благотворительной деятельности.

В письме Минфина России от 22.03.2005 № 03-05-01-05/33 сказано, что перечисление денежных средств может производиться в безналичном порядке на основании письменного заявления налогоплательщика, представляемого в организацию, выплачивающую этому налогоплательщику доход. Тогда документами, подтверждающими произведенные налогоплательщиком расходы, являются справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях и платежное поручение на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении.

Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, то произведенные им расходы подтверждаются банковской выпиской.

В случае внесения налогоплательщиком денежных средств наличными суммами в кассу организации подтверждающим документом является квитанция к приходному кассовому ордеру.

Отметим, что в графе «Назначение платежа» обязательно должно быть указано: средства направлены на благотворительные цели.

Данный вычет предоставляется только по доходам того налогового периода, в котором гражданин фактически произвел расходы на благотворительные цели, предусмотренные ст. 219 НК РФ. При этом остаток не использованного по итогам налогового периода вычета на следующие периоды не переносится.

Обратите внимание, из содержания подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ следует, что социальный вычет применяется только при оказании благотворительной помощи организациям. При оказании благотворительной помощи физическим лицам данный вычет не применятся. По мнению Минфина России, социальный вычет не предоставляется также при оказании благотворительной помощи неденежными средствами (письмо от 02.03.2010 № 03-04-05/8-78).

Однако существуют арбитражные решения, в которых суды не соглашаются с подобной позицией налоговых органов (например, постановления ФАС Уральского округа от 08.12.2008 № Ф09-9086/08-С2 по делу № А50-6933/08 и Поволжского округа от 28.06.2006 по делу № А12-29703/05-С51).

Налогообложение у организации-благополучателя

Как уже было отмечено, направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям не относится к благотворительной деятельности. Поэтому благополучателями могут быть только некоммерческие организации.

НДС

Порядок обложения НДС целевых поступлений, полученных некоммерческой организацией, рассмотрен в письме УФНС России по г. Москве от 05.03.2009 № 16-15/019593.1. Логика рассуждений налоговиков такова.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 НК РФ, и операций, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.

На основании ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

Безвозмездная передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках благотворительной деятельности не подлежит обложению НДС (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Следовательно, денежные средства (имущество), полученные некоммерческой организацией в качестве целевых поступлений, не включаются в налоговую базу по НДС, в случае если их получение не связано с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг.

Для того чтобы воспользоваться данным освобождением, необходимо представить в налоговый орган те же документы, что и благотворителю, а именно:

— договор налогоплательщика с получателем благотворительной помощи. Данный договор обязательно должен содержать условие о безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) в рамках благотворительной деятельности;

— копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (работ, услуг);

— акты или иные документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

В то же время ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 17.11.2005 № А56-11300/2005 сделал вывод, что для применения льготы достаточно письма от получателя помощи с просьбой перечислить деньги на определенные цели и платежного поручения о перечислении благотворителем средств.

Налог на прибыль

Безвозмездная передача имущества, денежных средств в рамках благотворительной деятельности относится к целевому финансированию, поскольку обязательным условием договора о благотворительной помощи являются цели использования передаваемых (выполняемых, оказываемых) товаров (работ, услуг).

Товары (работы, услуги), имущество, денежные средства, полученные в рамках целевого финансирования и используемые налогоплательщиком по назначению, определенному источником такого финансирования (благотворительного пожертвования), не учитываются в доходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В данном случае налогоплательщик обязан будет вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ), а по итогам налогового периода (календарного года) представить в налоговый орган по месту своего учета отчет о целевом использовании полученного имущества (в том числе денежных средств) по форме, утвержденной Минфином России (абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ). Форма такого отчета представлена листом 07 в составе декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом Минфина России от 05.05.2008 № 54н (в редакции от 16.12.2009).

В случае отсутствия у налогоплательщика раздельного учета или нецелевого использования полученного имущества (денежных средств), такое имущество (денежные средства) признается внереализационным доходом с даты его получения и учитывается при исчислении налога на прибыль (п. 14 ст. 250, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это подтверждается и арбитражной практикой (постановления ФАС Уральского округа от 06.10.2005 по делу № Ф09-127/05-С1 и Северо-Западного округа от 03.08.2007 по делу № А66-9287/2005).

Имущество, полученное некоммерческими организациями в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое в некоммерческой деятельности, не подлежит амортизации (подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Если полученное имущество относится к объектам основных средств, то у благополучателя при его постановке (принятии) на учет в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ возникает объект обложения налогом на имущество организаций и соответственно обязанность по его уплате.

Благополучатель — физическое лицо

В соответствии с Законом № 135-ФЗ благополучателями также могут быть и физические лица.

В этом случае важно определить, является ли полученная физическим лицом благотворительная помощь доходом, облагаемым НДФЛ.

Согласно п. 8 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы единовременных выплат, в том числе в виде материальной помощи, осуществляемых налогоплательщикам — физическим лицам:

— в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью. Эта льгота также распространяется и на выплаты, производимые членам семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств;

— в виде гуманитарной помощи (содействия), а также благотворительной помощи (в денежной и натуральной форме), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и благотворительными организациями (фондами, объединениями) в соответствии с Законом № 135-ФЗ;

— пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также членам семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты.

Иные выплаты, полученные физическим лицом в качестве благотворительной помощи, будут облагаться НДФЛ в общеустановленном порядке.

Бухгалтерский учет

Признание расходов в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Согласно п. 17 указанного ПБУ в бухгалтерском учете расходы подлежат признанию независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

Расходы организации делятся на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99).

Перечисленные средства (взносы, выплаты и т.д.), связанные с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий относятся к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99).

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета расходы по выдаче благотворительной помощи подлежат отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы».

Благополучателями для обобщения информации о движении средств, которые предназначены для осуществления мероприятий целевого назначения, используется бухгалтерский счет 86 «Целевое финансирование».

Участники благотворительности

Участники и нормы благотворительности указаны в специальном Федеральном законе «О благотворительной деятельности и организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ. При этом можно выделить 3 основных участников данных правоотношений: благотворитель (лицо, оказывающее благотворительную помощь), доброволец (физлицо, бескорыстно выполняющее работы в рамках благотворительности), благополучатель (конечное лицо, которому предназначена благотворительная помощь).

Особую роль в этих правоотношениях играют благотворительные фонды. Это такие некоммерческие организации, которые собирают помощь от благотворителей и распределяют ее среди благополучателей. При этом в рамках налогообложения льготами обладают лишь благотворительные фонды, официально зарегистрированные в виде некоммерческих организаций (далее по тексту НКО). Кроме того, крайне важно, какой вид деятельности прописан у такой организации в уставе. Отклонение от уставной деятельности лишает организацию ряда налоговых льгот.

Частые вопросы налогоплательщиков рассмотрели эксперты КонсультантПлюс:

Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Платит ли налог на прибыль благотворитель

Если говорить о физлице-благотворителе, то оно имеет право на применение социального налогового вычета при соблюдении условий в части соотношения размера оказываемой помощи и дохода (не более ¼) и целей благотворительности. Кроме того, для фискалов важно, чтобы благотворительная помощь была оказана в денежной форме, а получающая благотворительность организация была официально зарегистрирована некоммерческой.

Что касается организаций-благотворителей, то при любых условиях никаких льгот для них в Налоговом кодексе не предусмотрено. Так, расходы на благотворительность в соответствии с п. 16, 34 ст. 270 НК РФ относятся к внереализационным и не могут уменьшать базу налогообложения.

По вопросу, каким образом можно стимулировать налогоплательщиков в оказании благотворительности, финансовое ведомство указывает на то, что субъекты федерации имеют право снизить ставку налога на прибыль, подлежащего перечислению в местный бюджет. И правительство каждого субъекта федерации наделено правом устанавливать льготы для налогоплательщиков, в том числе и с целью стимулирования благотворительности.

Подобные разъяснения не раз давались налогоплательщикам Минфином России.

Как учитывать безвозмездные операции для целей налогообложения прибыли, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Когда платит налог на прибыль благотворительный фонд

При условии, что налогоплательщик – благотворительная организация осуществляет уставную деятельность и ведет раздельный учет расходов по каждому из доходов в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса), он освобождается от уплаты налога на прибыль.

При направлении полученных средств на цели, не предусмотренные уставом, либо нецелевом использовании имущества такие доходы подлежат обложению налогом на прибыль. Также если организация не ведет раздельный учет расходов по каждому из источников финансирования, то деятельность компании признается налогооблагаемой и с таких доходов удерживается налог. Это связано с тем, что налоговая служба не сможет отследить целевое расходование полученных на благотворительность средств по каждому из источников дохода, если благотворительная организация не организует раздельный учет.

К нецелевым расходам можно отнести направление денежных средств, предусмотренных передаче благополучателям, на приобретение имущества для самой благотворительной организации.

При нарушении требований по целевому расходованию средств и ведению раздельного учета доходы налогоплательщика (либо переданное на благотворительные цели имущество) признаются внереализационными доходами, причем с даты получения этих средств или имущества. Такие внереализационные доходы подлежат обложению налогом на прибыль (п. 14 ст. 250, подп. 14 п.1 ст. 251 Налогового кодекса).

Что касается переданных в целях благотворительности основных средств, то они не подлежат амортизации в соответствии с подп. 2. п.2 ст. 256 Налогового кодекса. Кроме того, расходы в части безвозмездно переданных средств и имущества, а также связанные с их передачей траты не уменьшают базу налогообложения при расчете налога на прибыль (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса).

И это значит, что если НКО, занимающуюся благотворительностью, «поймают» на нарушении условий, освобождающих ее деятельность от уплаты налога на прибыль, то заплатить налог придется сполна.

Не менее важным условием для применения налоговых льгот для некоммерческой организации является наличие у нее статуса благотворительной. В противном случае фискальные органы могут не признать право на налоговые льготы.

См. также «Отражение расходов на благотворительность при УСН».

Бухучет благотворительной помощи

Признание и учет расходов в благотворительной деятельности ведется в соответствии с Положением о бухучете 10/99. При этом в соответствии с п. 17 этого ПБУ любые расходы подлежат признанию вне зависимости от намерения получать или не получать выручку. Расходы на благотворительность относятся к прочим расходам (п. 4, 11 ПБУ 10/99).

При составлении проводок такие расходы отражаются на счете 91 (субсчет «Прочие расходы»). Получатели благотворительной помощи движение средств в рамках соблюдения требования о целевом назначении отображают в бухучете при помощи счета 86.

При этом Положение о бухучете «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) благотворительные организации вправе не применять.

В бухучете благотворительность отражается при помощи таких проводок:

Дебет 10 Кредит 86 – получение дохода на выполнение целевой деятельности;

Дебет 20 Кредит 10 – затраты, связанные с выполнением целевой деятельности из полученных на благотворительность средств;

Дебет 83 Кредит 20 – израсходование полученных от благотворителя средств на определенные им цели в рамках уставной деятельности благотворительной организации.

Подробнее о бухучете благотворительности см. .

Отчетность благотворительных фондов

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете» некоммерческие благотворительные организации должны сдавать баланс и отчет о целевом использовании полученных средств.

Такие НКО являются налогоплательщиками в рамках учета налога на прибыль и должны сдавать отчет об использовании на целевые нужды полученных средств – Лист 07 декларации налога на прибыль.

В соответствии с Порядком заполнения декларации Лист 07 включается в состав декларации и подается некоммерческими организация ежегодно.

Благотворительные организации заполняют графы 2 и 5 Листа 07 с указанием срока использования поступивших целевых поступлений. В случае использования полученных средств на нецелевые нужды (нарушение условий их получения) благотворительная организация заполняет графу 7, такие доходы подлежат включению в состав внереализационных.

См. также статью «Как верно заполнить декларацию по налогу на прибыль нарастающим итогом?»

Средства, передаваемые на благотворительность огранизациями-налогоплательщиками, не относятся к расходам, уменьшающим налог на прибыль таких организаций. То есть благотворительную помощь налогоплательщики могут оказывать со своих чистых доходов (после удержания налога на прибыль и иных налогов), остающихся в их распоряжении. При этом на получение каких-либо налоговых льгот на федеральном уровне рассчитывать не приходится.

Исключением являются такие случаи, когда субъектами федерации приняты законы о снижении налоговой ставки, которая подлежит уплате в местный бюджет, с 18% до граничной величины в 13,5%.

Для физлиц-благотворителей возможно применение социального налогового вычета при соблюдении ими ряда условий. Решение о предоставлении такого вычета принимается налоговиками в каждом конкретном случае при подаче соответствующей декларации и пакета затребованных подтверждающих документов.

Благотворительные организации, которые фактически выполняют роль посредника между жертвователями и нуждающимися, для того чтобы не уплачивать налог на прибыль, должны соблюсти ряд условий.

Среди них:

  1. Быть зарегистрированной НКО и иметь статус благотворительной организации.
  2. Обеспечить целевое использование полученных средств (соответствующее уставной деятельности и распоряжениям жертвователя).
  3. Вести раздельный учет расходов по каждому из полученных видов благотворительной помощи.

Отчет о своей деятельности благотворительные организации подают ежегодно путем заполнения Листа 07 к налоговой декларации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Илья Плеханов, генеральный директор консалтинговой компании «Советник»

Казалось бы, что общего может быть между благотворительностью и налоговым планированием? Ведь предполагается, что фирма или гражданин добровольно решают отдать какую-то часть своих денег тем, кто в них остро нуждается. Цель же налогового планирования – сберечь финансы с помощью легальных налоговых схем. Можно ли пожертвовать деньги, да еще и сэкономить? Об этом читайте в статье. В дореволюционной России благотворительность активно развивалась. Однако в Советском Союзе она фактически перестала существовать. Ее возрождение началось в 90-х годах прошлого века. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон о благотворительности) установил, что финансовую поддержку нуждающимся могут оказывать общественные организации, бизнес-структуры, российские и иностранные граждане. Но в тот период филантропы с помощью пожертвований в основном нелегально снижали свои налоги. В результате правительство отменило многие льготы для них. Поэтому в настоящее время фирмы и граждане, которые жертвуют деньги, вынуждены платить налоги с этих сумм. Для компаний льгот нетДо 2002 года фирмы могли до 5 процентов своей прибыли направлять на благотворительность. Эти расходы уменьшали налогооблагаемую базу. Теперь компании могут жертвовать средства только за счет чистой прибыли. Если фирма оказывает бесплатные услуги или безвозмездно передает свою продукцию, то расходы, которые при этом возникают, не уменьшают ее платежи в бюджет (письмо Минфина России от 12 марта 2006 г. № 03-03-04/ 2/53). От налога на прибыль могут освободить только те компании, которые жертвуют деньги в одном из трех направлений: культура, наука или здравоохранение. Причем льготу они смогут получить только после того, как соответствующее министерство внесет их в список компаний, которые освобождены от налога. А НДС фирмы могут не платить, только если они жертвуют не деньги, а товары, работы или услуги. Однако в этом случае контролеры отказываются принимать к вычету налог на добавленную стоимость, который компания заплатила поставщикам товаров. Поэтому льгота актуальна в основном для фирм, которые оказывают услуги безвозмездно. Ведь в этом случае у них не возникает «входного» НДС (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Вычет по НДФЛ для филантропаРасходы гражданина на благотворительные цели уменьшают его налог на доходы (подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Вычету подлежит сумма, которую он пожертвовал из личных средств. Однако она не может превышать 25 процентов от его годового дохода, который облагают налогом по ставке 13 процентов. В свою очередь, нерезиденты Российской Федерации не могут воспользоваться этой льготой. Ведь они платят со своих доходов налог по ставке 30 процентов. ПримерРассмотрим расчет «благотворительной» льготы по НДФЛ на примере. Допустим, в 2005 году заработная плата гражданки А. по месту основной работы составила 240 000 руб. В течение года ей были предоставлены стандартные налоговые вычеты в размере 1000 руб. Таким образом, база НДФЛ по доходам, которые облагают по ставке 13 процентов, составила 239 000 руб. Налог с этой суммы равен 31 070 руб. (239 000 руб. x 13%). В течение 2004 года А. перечислила на счет некоммерческой организации 100 000 руб. Максимальный размер вычета будет равен 60 000 руб. (240 000 руб. x 25%). Значит, доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13 процентов, с учетом «благотворительных» выплат составит 179 000 руб. (240 000 – 1000 – 60 000). Таким образом, гражданка А. должна была уплатить НДФЛ за 2004 год в сумме 23 270 руб. (179 000 руб. x 13%), а фактически она уплатила 31 070 руб. Поэтому бюджет должен вернуть ей 7800 руб. 📌 Реклама Необходимо отметить, что гражданин сможет получить вычет, если будет оказывать помощь организации, которая работает в социальной сфере. В принципе принять финансовую поддержку мецената может и ее филиал. Однако в этом случае гражданин не получит вычет по НДФЛ. Если он жертвует деньги в благотворительный фонд, то эти выплаты под льготу также не подпадают (подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Таким образом, для граждан-филантропов существует налоговая льгота. Но, как показывает практика, пользуются ей лишь немногие. Некоторые меценаты просто не знают о том, что имеют право уменьшить свой налог на доходы. Другие считают, что оформить льготу очень сложно. На деле это совсем не так. Как оформить документыЧтобы получить «благотворительный» вычет, гражданин должен написать соответствующее заявление и отнести его в налоговую инспекцию по месту жительства. Вместе с ним необходимо представить налоговую декларацию за отчетный период, в котором были перечислены пожертвования (п. 2 ст. 219 НК РФ). К заявлению также нужно приложить:

  1. справку о доходах по форме № 2-НДФЛ;
  2. платежные документы, которые подтверждают, что деньги перечислены на благотворительные цели;
  3. договор о пожертвовании.

Соглашение обычно составляют, если получатель денег должен использовать их строго в определенных целях (ст. 5 Закона о благотворительности). Налоговую декларацию с заявлением на вычет филантроп может подать в течение трех лет после отчетного периода, в котором он пожертвовал деньги. Двойное налогообложениеВ свою очередь, получатели благотворительной помощи также вынуждены платить с нее налог на прибыль (п. 8 ст. 250 НК РФ). Но если они будут использовать пожертвования только в тех целях, на которые они их получили, то смогут избежать налогообложения (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом если фонд передает пожертвование гражданину, последнему придется уплатить с его суммы 13 процентов подоходного налога. Как правило, налог перечисляет в бюджет фирма-благотворитель (п. 1 ст. 226 НК РФ). Однако получатель дохода от нерезидента уплачивает его самостоятельно (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ). Впрочем, некоторые виды подобных доходов все же освобождены от налога. В частности, гранты для поддержки науки и образования, культуры и искусства (п. 6 ст. 217 НК РФ). Граждане имеют право не платить налог, если они получили грант от одной из 72 организаций, перечень которых установлен Правительством. Цель такого ограничения очевидна – не допустить налоговых злоупотреблений через фиктивные благотворительные фонды. А вот гранты от граждан, как российских, так и иностранных, не подлежат налогообложению. Стоит отметить, что при благотворительных выплатах гражданину налоговой базы по ЕСН не возникает. Единый социальный налог начисляют лишь на заработную плату сотрудников фонда (п. 1 ст. 236 НК РФ). Западный опытИдеальных налоговых условий для фирм и граждан, которые занимаются благотворительностью, не существует ни в одном государстве мира. Так, во многих европейских странах гражданин, который жертвует личные деньги, вынужден платить с них налоги. Несмотря на отсутствие ощутимых льгот, средства на благотворительность жертвуют до 95 процентов предпринимателей Европы. Хорошие условия для развития благотворительности существуют в США. Там корпорации имеют право жертвовать до 10 процентов своей прибыли. С этой суммы они не платят налоги. Но, как показывает статистика, основная часть пожертвований поступает все же от граждан. Одна из распространенных форм частной благотворительности в США – так называемые Donor Advised Fund. Это фонды, которые информируют гражданина о том, куда перечисляют деньги с его благотворительного счета. Он получает скидку по подоходному налогу на сумму, которую внес на этот счет. Если гражданин делает взнос не наличными деньгами, а ценными бумагами, то налоговую скидку дают на прирост капитала. В свою очередь, средства, которые находятся на счете, фонды вкладывают в ценные бумаги и банки. Таким образом, их сумма с течением времени может возрасти. Но благотворитель не может контролировать инвестиции. Обычно он только рекомендует, в какие активы можно вложить его деньги, и устанавливает приемлемый уровень риска инвестиций. Изъять средства из благотворительных фондов невозможно. В свою очередь, последние взимают с гражданина комиссию за то, что управляют его деньгами. Нередко благотворительные счета в Donor Advised Fund открывают компании. Ведь они получают налоговую льготу на сумму пожертвования. В настоящее время в США становится все более популярным завещание недвижимости в благотворительных целях. Такая практика позволяет снизить налог, который должны уплатить наследники. Скидку рассчитывают по рыночной стоимости имущества, независимо от того, по какой цене оно было приобретено. Допустим, гражданин завещал благотворительному фонду дом, который стоил 25 000 долларов и подорожал до 100 000 долларов. Человек получит налоговую льготу в размере 100 000 долларов. Как правило, она распространяется на налоги на наследство, на прирост капитала, на недвижимость, расходы на ее содержание, а также комиссию, которую взимают брокеры. Кроме того, если гражданин завещает посмертную выплату по своему полису страхования жизни фонду, он получит право на вычет этой суммы из налогов при жизни. Такие схемы делают благотворительность привлекательным финансовым инструментом для граждан. При этом государство жестко контролирует работу частных благотворительных фондов. Подводя итоги…Очевидно, система налоговых льгот для благотворительности в России не проработана. Часть пожертвований достается государству, а не тем, кому они были изначально предназначены. Однако в настоящее время в правительстве идут обсуждения реформы благотворительности. Возможно, в России будет создан механизм, который на Западе получил название endowment. Он предполагает, что фирма или гражданин, которые желают пожертвовать деньги, будут вносить их в капитал благотворительных фондов. Последние будут вкладывать средства в ценные бумаги и банки. Соответственно благотворительные проекты будут осуществлять на проценты от этого капитала. Минфин готов освободить пожертвования от налогов, в случае если фонд докажет, что занимается только благотворительностью, либо выделит свой коммерческий бизнес в отдельную фирму. Последняя, в свою очередь, будет платить все налоги как обычная организация. Если же она направит свою прибыль в «материнский» фонд, с ее суммы вносить платежи в бюджет не придется. По мысли Минфина, такая система позволит не смешивать благотворительность и предпринимательство. Однако компании-благотворители никаких налоговых послаблений получить не смогут. Таким образом финансовое ведомство хочет ликвидировать любые лазейки, которые бизнес может использовать для ухода от налогов. «Бумажные» особенностиЧтобы получить налоговый вычет, гражданину необходимо документально подтвердить свои расходы. Какую бумагу составить, зависит от способа, которым были переданы деньги. Всего их существует несколько:

  • средства перечислила бухгалтерия фирмы, в которой работает гражданин, на основании его заявления;
  • гражданин сам отправил деньги со своего счета в банке или сделал наличный перевод;
  • филантроп внес деньги в кассу организации, которой он оказывает помощь;
  • деньги были отправлены почтовым переводом.

Обратите внимание: инспекторы не считают почтовую квитанцию платежным документом. Чтобы доказать, что деньги были зачислены на расчетный счет благотворительной организации, гражданину придется представить контролерам дополнительные бумаги. Пожертвования помогают сэкономитьРоссийский гражданин вправе получить налоговый вычет, если он пожертвует деньги «социальным» учреждениям:

  1. организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, которые частично или полностью финансируются из бюджета любого уровня;
  2. физкультурно-спортивным, образовательным и дошкольным учреждениям;
  3. религиозным организациям.

Возможные благотворительные целиВсего их 11:

  • социальная поддержка граждан;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических и промышленных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • укрепление мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • повышение престижа и роли семьи в обществе;
  • защита материнства и детства;
  • содействие образованию, науке, культуре, искусству, просвещению, духовному развитию личности;
  • профилактика и охрана здоровья граждан, а также пропаганда здорового образа жизни;
  • помощь учреждениям физической культуры и массового спорта;
  • охрана природы, защита животных;
  • содержание зданий, которые имеют историческую и культурную ценность, а также мест захоронения.

«Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 1
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
Благотворительность стала делом чести для многих предпринимателей. Однако не каждый день они оформляют в налоговом учете соответствующие операции, в связи с этим оказание единовременной помощи может вызвать вопросы. О том, как лучше ее оформить и учесть, и пойдет речь в статье.
Понятие благотворительной помощи
Под благотворительной деятельностью, согласно ст. 1 Закона о благотворительности , понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Но далеко не каждая бескорыстная поддержка является благотворительностью.
———————————
Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Статьей 2 Закона о благотворительности определены виды деятельности, которые следует расценивать как благотворительность. К ним, в частности, может относиться помощь:
— в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения;
— в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
— в сфере физической культуры и массового спорта;
— в сфере охраны окружающей природной среды и защиты животных.
Исходя из указанной нормы к благотворительной деятельности не относится помощь, оказываемая коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний.
Пример 1. В 2006 г. ПБОЮЛ Решетников А.И. в качестве безвозмездной помощи передал:
— муниципальному детскому саду морозильную камеру;
— клинике ООО «Медицинский центр» рентгенологическое оборудование;
— МУП «Поликлиника» денежные средства на приобретение лабораторного оборудования;
Кроме этого, предприниматель безвозмездно перечислил денежные средства на организацию и проведение концерта в поддержку политического движения.
Передача рентгенологического оборудования клинике ООО «Медицинский центр», а также направление денежных средств на организацию и проведение концерта благотворительностью не являются, поскольку в первом случае помощь оказывается коммерческой организации, а во втором — поддерживает политическое движение.
Оформление благотворительной помощи
При оказании благотворительной помощи между благотворителем и лицом, ее получившим, желательно заключить договор.
Гражданский кодекс не содержит положений о договоре непосредственно об оказании благотворительной помощи. Такая помощь осуществляется, как правило, по договору дарения, требования к которому изложены в гл. 32 ГК РФ. Он является безвозмездным. В договоре желательно указать цели оказания помощи, соответствующие Закону о благотворительности. В противном случае могут возникнуть сомнения в возможности признания оказанной помощи благотворительной.
Кроме того, при передаче в качестве помощи имущества благотворитель вправе определить в договоре назначение, по которому оно должно быть использовано благополучателем. В случае использования его по иному назначению благотворитель может потребовать отмены дарения и расторжения договора. Такое правило предусмотрено ст. 582 ГК РФ.
Намереваясь оказать благотворительную помощь, нужно также помнить об ограничениях, предусмотренных ст. 575 ГК РФ. Так, не допускается дарение за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в частности:
— работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
— государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Если письменный договор сторонами не заключается, то цели оказываемой помощи желательно отразить в переписке или в первичных документах. Иначе споров с налоговиками не избежать, поскольку квалификация помощи как благотворительной и порядок ее налогообложения зависят именно от цели, которую преследует налогоплательщик при передаче имущества. В каких целях имущество будет фактически использовано в дальнейшем, значения не имеет. К такому выводу пришли судьи в Постановлении ФАС ВСО от 18.08.2005 N А58-5044/04-Ф02-3966/05-С1.
Помимо договора сторонам необходимо надлежащим образом оформить и передачу денежных средств и имущества, поскольку согласно п. 9 Порядка учета доходов и расходов все хозяйственные операции предприниматель обязан подтвердить первичными учетными документами. Для того чтобы документ был принят к учету в качестве документа, подтверждающего совершение хозяйственной операции, он должен быть составлен по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Но поскольку форма расходного документа для индивидуального предпринимателя в них не предусмотрена, он вправе разработать собственную форму такого документа, которая должна содержать:
— наименование документа;
— дату его составления;
— фамилию, имя и отчество, номер и дату выдачи документа о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;
— содержание операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;
— наименование должностей лиц, ответственных за совершение операции;
— личные подписи указанных лиц и их расшифровки в любом случае, даже если документ создан с применением средств вычислительной техники.
———————————
Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430.
За основу можно взять форму N КО-2 «Расходный кассовый ордер», предусмотренную Альбомом унифицированных форм, утвержденные Постановлением Госкомстата России N 88 .
———————————
Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
При безналичных расчетах подтверждающими документами являются платежное поручение и банковская выписка.
Передача имущества оформляется либо актом приема-передачи, либо накладными.
Расходы по благотворительности должны быть учтены предпринимателем в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций .
———————————
Приложение к Порядку учета доходов и расходов, утв. Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430.
Налогообложение благотворительной помощи
Налог на доходы физических лиц
Расходы предпринимателя на благотворительную деятельность уменьшают налог на доходы, поскольку согласно пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ он вправе воспользоваться социальным вычетом. Однако вычет предоставляется не в полной сумме расходов на благотворительность, а только в пределах 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде, и только в том случае, если помощь оказана:
— организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, которые финансируются (полностью или частично) из средств бюджетов. При этом статус указанных организаций и факт их бюджетного финансирования могут быть подтверждены копиями уставов (Письмо УМНС России по г. Москве от 13.11.2002 N 27-08н/54581);
— физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд. Следует отметить, что для признания права на вычет в отношении помощи указанным организациям обязательного требования об их финансировании из бюджета НК РФ не предъявляет. Такой же позиции придерживается и ФАС ДВО в Постановлении от 17.03.2004 N Ф03-А73/04-2/257;
— религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности.
При оказании благотворительной помощи иным лицам, например не финансируемым из бюджета частной школе, благотворительному фонду либо физическому лицу, по общему правилу вычет не предоставляется. В то же время при оказании помощи частной школе в сфере физической культуры применение вычета будет правомерным. Вот почему важно закрепить в договоре или переписке цель оказания помощи.
Однако если помощь предоставляется субъекту, упомянутому в ст. 219 НК РФ, но не напрямую, а через общественную организацию (например, помощь муниципальной школе оказана через попечительский совет школы), применение вычета признается неправомерным. Соответствующие разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 14.06.2006 N 03-05-01-05/101.
Кроме того, вычет по благотворительности может быть предоставлен только в случае оказания помощи денежными средствами. Таким образом, если предприниматель, например, приобрел спортивную форму для футбольной команды, то применить вычет он не вправе. Однако если он перечислит денежные средства на счет соответствующего учреждения, которое самостоятельно приобретет на них форму, то вычет правомерен.
Но суды не всегда согласны с таким мнением. Так, например, в Постановлении ФАС ПО от 28.06.2006 N А12-29703/05-С51 указано, что п. 1 ст. 219 НК РФ не подлежит ограничительному толкованию, в связи с этим налогоплательщик вправе воспользоваться вычетом и в случаях оказания помощи неденежными средствами. Основанием для такого вывода послужил закрепленный в п. 3 ст. 39 Конституции РФ принцип о поощрении государством благотворительности независимо от формы ее оказания.
В то же время следует обратить внимание на то, что данное Постановление было вынесено в отношении пожертвований религиозным организациям, а согласно пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ такие пожертвования исключены из общего правила о денежной форме благотворительной помощи, что, по мнению автора, позволяет воспользоваться вычетом независимо от формы пожертвований, но только в случае их предоставления религиозным организациям. Поэтому во избежание претензий со стороны налоговых органов благотворительную помощь лучше оказывать в денежной форме.
Чтобы получить налоговый вычет, налогоплательщик, согласно п. 2 ст. 219 НК РФ, должен представить в налоговый орган письменное заявление по окончании налогового периода одновременно с налоговой декларацией по НДФЛ , в которой следует заполнить лист «К». К декларации необходимо приложить документы, подтверждающие право налогоплательщика на получение социального налогового вычета. Такой порядок предусмотрен Приказом Минфина России N 153н .
———————————
Приложение N 1 к Приказу Минфина России от 23.12.2005 N 153н.
Приказ Минфина России от 23.12.2005 N 153н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения».
Перечень подтверждающих документов законодательством не установлен. Подтвердить вычет можно любыми документами, из которых следует, что перечисленные суммы являются средствами, направленными в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ. В частности, это могут быть заверенные копии договоров об оказании благотворительной помощи, заявлений благополучателя с просьбой оказать благотворительную помощь в определенных целях, платежных документов (платежных поручений, банковских выписок, расходных кассовых ордеров, квитанций к приходному кассовому ордеру). При этом в назначении платежа необходимо указать цели направления средств либо сослаться на документ, в котором эти цели указаны. В противном случае существует риск, что налоговый орган признает вычет неправомерным.
Социальные налоговые вычеты предоставляются по доходам того налогового периода, в котором была оказана помощь. Если в одном налоговом периоде социальные налоговые вычеты не могут быть использованы, то на следующие налоговые периоды их остаток не переносится.
Порядок предоставления вычетов разъяснен, в частности, в Письме Минфина России от 22.03.2005 N 03-05-01-05/33.
Удержание НДФЛ при оказании помощи физическим лицам
В соответствии со ст. ст. 209, 210 НК РФ объектом обложения НДФЛ является доход, полученный налогоплательщиком как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. В связи с этим сумма полученной от предпринимателя помощи признается у благополучателя налогооблагаемым доходом. Предприниматель в этом случае выступает по отношению к нему налоговым агентом и, согласно ст. 226 НК РФ, обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ.
При этом следует иметь в виду, что с некоторых благотворительных выплат налог исчислять и удерживать не нужно. В соответствии со ст. 217 НК РФ налогообложению, в частности, не подлежат:
— суммы единовременной благотворительной помощи пострадавшим от терактов на территории России. Единовременной помощью согласно разъяснениям Минфина, данным в Письме от 22.05.2006 N 03-05-01-04/130, признается помощь, которая предоставляется налогоплательщику на определенные цели не более одного раза в налоговом периоде по каждому из оснований, предусмотренных ст. 217 НК РФ;
— суммы компенсации стоимости путевок (кроме туристических), выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, а также суммы компенсации стоимости путевок для детей в возрасте до 16 лет, но только в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, находящиеся на территории России;
— суммы, уплаченные работодателями за счет прибыли за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей при соблюдении предусмотренных НК РФ условий;
— суммы, выплаченные детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в лицензированных образовательных учреждениях, либо за их обучение указанным учреждениям;
— суммы оплаты за инвалидов технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;
— стоимость подарков, суммы материальной помощи от работодателя своим работникам, а также бывшим своим работникам, ушедшим на пенсию по инвалидности или по возрасту, возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом, в пределах 4000 руб. по каждому основанию;
— помощь ветеранам и инвалидам ВОВ, вдовам ряда военнослужащих, бывшим узникам

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *