Благотворительные пожертвования

Как показывает практика, многие компании не делают различия между такими понятиями, как благотворительная деятельность, спонсорство и оказание безвозмездной помощи. Например, оказывая финансовую поддержку коммерческим организациям, компании признают это благотворительной деятельностью, хотя это далеко не так. В чем же разница между такими «благими делами»? Давайте разберемся в этом вопросе. Ведь от ответа на него напрямую зависят налоговые последствия.

Вместе или врозь?

Главное, с чего нужно начать, — это понять, чем спонсорство отличается от благотворительности. Дело в том, что граница между этими понятиями практически не ощущается, но тем не менее она есть.

Благотворительность

Понятие благотворительности дано в ст. 1 Федерального закона от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон № 135-ФЗ). Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. При этом цели благотворительной деятельности перечислены в ст. 2 Закона № 135-ФЗ, и список этот является закрытым. В него, к примеру, включены:

■ содействие защите материнства, детства и отцовства;

■ содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения;

■ содействие развитию научно-техни­ческого, художественного творчества детей и молодежи.

Как видите, оказывая финансовую поддержку, например, организации детского творческого конкурса, компания, по сути, участвует в благотворительной деятельности. Но чтобы окончательно убедиться в правильности классификации финансовой помощи, нужно ответить на один вопрос: кому именно оказывается финансовая поддержка. Дело в том, что направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются (п. 2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ). Поэтому если конкурс проводит некоммерческая организация, то оказание финансовой помощи будет являться благотворительной деятельностью, если же детское творческое мероприятие организовано, например, политической партией, то ни о какой благотворительности речи уже идти не может.

Спонсорство

А вот для спонсорской деятельности абсолютно не важно, кем организовано мероприятие. Здесь решающим фактором выступает возмездность (то есть получение взамен оказания помощи каких-либо рекламных услуг). Объясним подробнее.

Понятие спонсорства приведено в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38-ФЗ). То есть оно применяется в рамках рекламной деятельности. В статье 3 Закона № 38-ФЗ сказано, что спонсор — это лицо, предоставившее средства или обес­печившее предоставление средств для организации или проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания или трансляции теле- или радио­передачи, либо создания или использования иного результата творчес­кой деятельности, а спонсорская реклама — это реклама, распространяе­мая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

На наш взгляд, в прежнем законе о рекламе (Федеральный закон от 18.07.95 № ­108-ФЗ) понятие спонсорства было сформулировано более четко. Под спонсорством понималось осуществление юридичес­ким или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной дея­тельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признавался платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — соответственно рекламодателем и рекламорасп­ространителем.

Как видите, ранее на законодательном уровне было прямо установлено, что спонсор взамен своей помощи должен был получить от спонсируемого некий рекламный продукт или услугу, то есть спонсорство имело по своей сути платную основу. Сейчас в Законе № 38-ФЗ это четко не прописано. Но мы считаем, что правовая суть спонсорства осталась прежней — за оказанную финансовую поддержку спонсор должен получить взамен рекламные услуги от спонсируе­мого. Более того, к аналогичному выводу пришел и Минфин России в письме от 17.01.2013 № 03-03-06/4/5. В нем финансисты на основании норм Закона № 38-ФЗ указали, что спонсорский вклад имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера.

Вернемся к нашему примеру о финансировании коммерческой организацией политической партии, которая организовывает детский творческий конкурс. Если политическая партия не собирается рекламировать компанию, которая оказывает ей финансовую поддержку в проведении данного мероприятия, то назвать это спонсорской деятельностью нельзя.

Безвозмездная помощь

Из вышеизложенного можно сделать вывод: благотворительность — это безвозмездная помощь (при этом важно, кому и на какие цели выделяются средства), а спонсорство — это финансирование каких-либо мероприятий с целью рекламирования своего бизнеса.

Если лицо, осуществляющее финансирование, не требует оказания ему рекламных услуг, не требует, чтобы информация о его товарах, работах или услугах появилась на финансируемом мероприя­тии иным образом (спонсорство) и если финансирование происходит не в рамках Закона № 135-ФЗ (благотворительность), то в этом случае имеет место обычная безвозмездная помощь.

Особенности налогообложения

А теперь посмотрим, на какие моменты должен обратить внимание бухгалтер при расчете налогов, если руководство компании решило оказать финансовую помощь.

НДС

В статье 149 НК РФ, где перечислены операции, освобожденные от обложения НДС, есть упоминание о благотворительности. В подпункте 12 п. 3 ст. 149 НК РФ указано, что от обложения НДС освобождается «передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), безвозмездно в рамках благотворительной деятельнос­ти в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительности», за исключением подакцизных товаров». Как видите, если оказываемая компанией помощь подпадает под понятие благотворительности, то проблем не будет — НДС начислять не надо.

Но здесь есть один важный момент. Он касается возмещения НДС. Согласно п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций, освобожденных от налогообложения, учитываются в стоимости таких товаров, работ или услуг. Если имущество изначально было приобретено для передачи в рамках благотворительной деятельности, то «входной» НДС необходимо сразу включить в его стоимость. Если же налогоплательщик уже произвел вычет сумм НДС, то сумму налога необходимо восстановить и уплатить в бюджет. Этого требует подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Перейдем к спонсорской помощи. При финансировании мероприятий (передачи товаров, оказании услуг, выполнении работ) на условиях рекламирования спонсора компании нужно будет начислить НДС. Никаких исключений для этого случая Налоговый кодекс не содержит.

Но на практике встречаются ситуации, когда компании заключают спонсорский договор, но при этом он не предусматривает возмездного оказания рекламных услуг спонсируемой организацией. Как быть в этом случае?

В арбитражной практике нам удалось найти одно судебное решение, в котором арбитры пришли к выводу, что компания, заключившая спонсорский договор, в котором не предусмотрено со стороны получателя такой помощи оказания возмездных услуг спонсору, может воспользоваться подп 12. п. 3 ст. 149 НК РФ (постановление ФАС Поволжского округа от 10.11.2005 № А55-2057/2005-29). В этом деле налоговики настаивали на том, что понятия спонсорского взноса и благотворительной помощи имеют разную природу, несут в себе разный смысловой характер и в результате их применения наступают совершенно разные правовые и налоговые последствия. Судьи указали, что главное — не название помощи, а ее реальный характер. И если спонсорская помощь оказывается совершенно безвозмездно, то спонсор имеет полное право использовать льготу по подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Однако, на наш взгляд, следовать такой позиции суда довольно рискованно. Ведь в указанной норме Кодекса прямо говорится о том, что благотворительная помощь должна быть оказана в рамках Закона № 135-ФЗ. Если требования данного закона не выполняются, компания не вправе воспользоваться льготой.

Что касается безвозмездной помощи, то она однозначно облагается НДС. Это прямо предусмотрено п. 1 ст. 146 НК РФ.

Налог на прибыль

В пункте 16 ст. 270 НК РФ установлено, что не участвуют в расчете налоговой базы по налогу на прибыль затраты в виде стоимости безвозмездно переданного имущества, работ, услуг и имущественных прав и расходов, связанных с такой передачей. Таким образом, расходы на безвозмездное финансирование (будь то благотворительная деятельность или безвозмездная помощь) нельзя учесть при расчете налога на прибыль.

А вот спонсоры, передающие средства в оплату рекламных услуг, могут учесть такие затраты в налоговых расходах. Сделать это можно на основании подп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ. Эти нормы Кодекса позволяют отнести в состав расходов затраты на рекламу производимых и реализуемых товаров, работ и услуг, деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. Очевидно, что распространение информации о спонсоре спонсируемым лицом для всеобщего сведения является ничем иным, как рекламой. Это прямо следует из Закона № 38-ФЗ.

Нужно только учесть, что в силу требований п. 4 ст. 264 НК РФ затраты спонсора на предоставление призов для участников спонсируемых соревнований или конкурсов, а также размещение логотипов спонсора на одежде участников или команд подлежат нормированию: на расходы относятся суммы не более 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Полностью можно учесть расходы на:

■ рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информа­­цион­­но-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;

■ световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

■ изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реа­лизуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ объектом обложения ­НДФЛ является доход, полученный налогоплательщиком — физическим лицом как в денежной, так и в натуральной форме, а также в виде материальной выгоды. Компании, оказывающие финансовую помощь физическому лицу, становятся налоговыми агентами. Согласно ст. 226 НК РФ они должны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму ­НДФЛ. Если налог удержать невозможно, об этом надо сообщить налоговикам.

Обратите внимание! Если физическое лицо должно за полученную спонсорскую помощь оказать спонсору некие рекламные услуги, то для гражданина полученные средства превращаются в доход от оказания услуг. Это следует из подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ.

Если спонсор не удержит ­НДФЛ, то у получателя спонсорской помощи появляется обязанность самостоятельно уплатить налог и представить декларацию — подп. 4 п. 1, п. 2 ст. 288 и п. 1 ст. 229 НК РФ. Напомним, что налоговую декларацию следует представить в налоговую инспекцию по месту жительства гражданина не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в котором спонсорская помощь была получена.

Обратите внимание: если стоимость подарков, полученных от организаций и предпринимателей, не превышает 4000 руб. в год, то НДФЛ в данном случае не удерживается (п. 28 ст. 217 НК РФ). Поэтому, передавая в том числе и финансовую помощь в этих пределах физическим лицам, организация не будет являться налоговым агентом

Обязательные страховые взносы

Получение спонсорской помощи физи­­чес­ким лицом не должно облагаться обязательными страховыми взносами. Подтверждением тому может служить постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.05.2014 № А43-14957/2013. В этом деле была рассмотрена следующая ситуация.

На основании постановления городской администрации был проведен городской конкурс среди работников сферы образования, дополнительного и дошкольного образования, культуры и спорта, победителем которого в одной из номинаций был признан работник детского сада. В Положении о данном конкурсе было предусмотрено, что его финансирование производится за счет целевой спонсорской помощи предприятий, которая аккумулируется на счете благотворительного фонда и перечисляется данным фондом получателям бюджетных средств на лицевые счета по учету средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.

Во исполнение данных условий посту­­пившие в адрес детского сада целевые ­­денежные средства с учетом подлежащей удержанию суммы ­НДФЛ были направлены на выплату денежного поощрения победителю конкурса — работнику детского сада. Местное отделение ФСС РФ потребовало от детского сада начислить на сумму этой премии обязательные страховые взносы.

Чиновники, основываясь на ч. 1 ст. 7, ст. 9, 18, 25 и 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ), решили, что данный закон не ставит возникновение объекта обложения страховыми взносами в зависимость от источника финансирования тех или иных выплат, производимых работодателем в пользу работников. Поэтому выплаченная детским садом работнику по результатам участия в городском конкурсе премия, источником которой является целевая спонсорская помощь, подлежит обложению страховыми взносами в общем порядке. Однако арбитры с таким подходом не согласились. Они указали следующее.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. Как прописано в ст. 129 ТК РФ, заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. Поэтому сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.

Так как выплаченная победителю конкурса денежная сумма зависела не от его трудового вклада, а от набранного в конкурсе количества баллов и была получена им вне рамок трудовых отношений, то такая выплата не является объектом для начисления страховых взносов.

Бухгалтерский учет

Перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на спортивные мероприятия, отдых, развлечения, мероприятия культурно-просветительского характера и иные аналогичные мероприятия относятся к прочим расходам и учитываются на счете 91 (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Если же спонсорская помощь фактичес­ки является платой за рекламу, то она должна отражаться как расходы компании, связанные с ее обычной деятельностью. Согласно п. 5 ПБУ 10/99 такие затраты признаются на дату подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг. При этом ограничений по поводу размера спонсорской помощи, учитываемого в расходах, в бухгалтерском учете нет.

Напомним, что в силу п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

■ расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

■ сумма расхода может быть опреде­лена;

■ имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления — допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п. 18 ПБУ 10/99). Следует только учесть, что если спонсор предоставляет средства на проведение какого-либо мероприятия заранее (а так, как правило, и бывает), то это следует трактовать как предварительную оплату. В этом случае перечисленные средства первоначально подлежат отражению по дебету счета 60, на субсчете «Авансы выданные». После того как стороны подпишут акт приемки-передачи рекламных услуг, затраты спонсора следует отра­зить по кредиту счета 60 в корреспонденции с дебетом счета расходов.

пример

ОАО «Омега» в июле 2014 г. предоставило спонсорскую помощь в виде перечисления денежных средств городскому спорткомитету на проведение шахматного турнира между городскими школами. По условиям договора на форме всех участников соревнований размещается логотип спонсора. Логотипы спонсора размещены на призах для участников, а также в месте проведения соревнований.

Перечисленная в спорткомитет сумма равна 50 000 руб. Так как выручка от реализации компании согласно ст. 249 НК РФ за отчетный период составила 35 469 800 руб., то очевидно, что 50 000 руб. много меньше, чем 1% от указанной суммы выручки. Следовательно, и в бухгалтерском, и в налоговом учете можно учесть полную сумму спонсорской помощи.

В бухучете эти операции отразились следующими проводками:

Дебет 60 Кредит 51

— 50 000 руб. — перечислена спонсорская помощь спорткомитету;

Дебет 26 Кредит 60

— 50 000 руб. — после подписания акта о выполнении условий договора спорткомитетом спонсорская помощь учтена как расходы на рекламу.

Многие могут увидеть в широко разрекламированных «порывах души» некоторый элемент показухи в достижении каких-то меркантильных целей. Действительно, некоторая доля правды в этом есть — самим благотворительным действиям реклама не нужна. Но если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, оказывается, что реклама благотворительности не просто допустима и «прилична», но и крайне необходима.

Реклама благотворительности необходима! И вот почему:

Во-первых, в нашей стране само понятие «благотворительность» — очень слабо продуманный аспект. Нет традиций и механизмов контроля, не проводятся мероприятия по популяризации благотворительности. В других странах участники «благих дел» освобождаются от налогов, получают бонусы и прочие привилегии.

В нашей стране эти функции вынуждены брать на себя сами благотворители. Наше государство мало уделяет этому внимания на законодательном уровне, как и самой рекламе благотворительности. А это означает, что продвигать идеи очень важно, и реклама в этом случае – действенный механизм.

Во-вторых, не секрет, что многие традиционные способы сбора средств на благотворительность в Москве и Санкт-Петербурге сегодня находятся в кризисе. Люди перестают верить в добро, так как нередки случаи, когда на этих идеях наживаются спекулянты. Реклама благотворительного фонда позволяет не только искать новые рекламные способы привлекать пожертвования, но и позволяет делать это максимально прозрачно, давая отчет об их использовании.

И наконец, в-третьих, когда читаешь о самом добром деле, не думаешь о том, что это реклама благотворительности. На самые сокровенные струнки души действует факт: пробуждаются эмоции, хочется быть причастным к добрым делам, принимать в них участие на деле.

Реклама благотворительного фонда с точки зрения рекламщиков

Задача рекламщика, и наша в том числе – обслуживать «шкурные» интересы заказчика. Мы разрабатываем медиастратегию с целью продавать тот или иной товар как можно успешнее. И хотя за благотворительной рекламой не стоят корыстные цели, медиапланирование в этом деле также важно, как и при продажах.

Рекламное агентство «MEDOR» — это команда специалистов, которая способна грамотно спланировать любую рекламную компанию, и бережно включить в нее вопросы благотворительности.

Для чего?

Чтобы, в первую очередь, привлечь внимание и средства к благотворительности. Правильно поданная информация — вот что важно в современном мире. Вы получите способ не принудить, а дать возможность людям и солидным фирмам сделать пожертвования, а также быть уверенными в том, что средства дойдут по назначению.

Что касается серьезных компаний, которые занимаются благотворительностью вместе с потребителями, одновременно рекламируя себя, в этом также есть своя польза. Они подают пример другим фирмам, а так же отчитываются перед потребителями, куда идет их доля участия, отслеживая путь полученных средств.

Итак, нет сомнений, что реклама благотворительности необходима. Вы всего лишь решите сами, когда и в какой момент включить ее в разработку рекламной кампании.

Смотрите также: реклама в СМИ, реклама на радио

ИА SakhaNews. В сегодняшнем номере газета «Якутия» опубликовала статью, в которой объясняется, в чем состоит разница между благотворительностью, меценатством, спонсорством и попечительством.

Благотворительная деятельность в нашей стране регулируется федеральным Законом от 11 августа 1995 года № 135 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

В соответствии с ним благотворителями называют тех щедрых душой людей, а также предприятия и компании, которые за счет собственных средств и времени добровольно занимаются:

— социальной поддержкой и защитой граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способных самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

— подготовкой населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

— оказанием помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

— содействием укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

— содействием укреплению престижа и роли семьи в обществе;

— содействием защите материнства, детства и отцовства;

— содействием деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

— содействием деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

— содействием деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

— охраной окружающей среды и защитой животных;

— охраной и должным содержанием зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений.

В конце декабря 1998 года был принят Закон Республики Саха (Якутия) № 57 II «О меценатах и меценатской деятельности». В соответствии с этим законом меценатство — это сфера социальной активности, связанная с поддержанием и развитием объектов культуры, видов профессиональной деятельности (культура, искусство, наука, образование, охрана здоровья, спорт), составляющих культурное достояние и духовное наследие всей республики.

Целями меценатства являются:

— формирование условий для сохранения, развития и поддержания национального культурного достояния и духовного наследия;

— реализация приоритетных программ (проектов) сохранения и развития национального культурного достояния и духовного наследия;

— поддержка профессиональной деятельности в области культуры, искусства, науки, образования, охраны здоровья, спорта.

Меценатство отличается от благотворительной деятельности своими социальными и культурными целями. Цели благотворительности — обеспечение социального благополучия в обществе. Цели меценатства — обеспечение сохранения и развития профессиональных видов в сфере культуры.

Как сказано в федеральном Законе от 24 апреля 2008 года № 48 ФЗ «Об опеке и попечительстве», попечительство — это форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий.

А Закон Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2005 года 303–3 № 613–1II «О попечительской деятельности в Республике Саха (Якутия)» определил, что целями попечительской деятельности являются:

— привлечение материальных и финансовых средств, интеллектуальных и культурных ценностей;

— консолидация усилий общественности, граждан по укреплению и совершенствованию социальной и материальной базы учреждений социального обслуживания, учреждений образования, здравоохранения, культуры и других видов гуманитарной деятельности, а также по оказанию адресной помощи и опеки нуждающимся гражданам в Республике Саха (Якутия).

Законом сформулированы и задачи попечительской деятельности. Таковыми являются:

— содействие в укреплении престижа гуманистических ценностей гражданского общества, общественного самоуправления;

— защита прав и интересов граждан, направленная на компенсацию их ограниченной дееспособности;

— поддержка инновационных направлений в сфере образования и гуманитарных инициатив;

— поддержка граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей, нуждающихся в гуманитарной и реабилитационной помощи.

В соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38 ФЗ «О рекламе» спонсорство не считается бескорыстным занятием. Согласно статье 3 этого закона спонсорство — это возмездное предоставление помощи на условиях распространения рекламы о спонсоре и его товарах.

Упоминание, к примеру, крупнейших российских компаний транснационального уровня в качестве спонсоров тех или иных значимых для общества мероприятий, скорее, призвано подчеркнуть социальную ответственность крупного отечественного бизнеса, считает автор публикации Галина Яковенко.

Марина Белоусова, эксперт BTL
Преподаватель-эксперт прикладных социально-экономических программ Учебного цнтра «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана

Есть ли закон о спонсорстве в России? Этот вопрос задают юридические и физические лица, которые хотят понять, могут ли они рассчитывать на спонсорскую помощь. В РФ отдельный закон о спонсорстве не существует.

Закон о спонсорстве в РФ

В нашей стране спонсорство регулируется законом о рекламе от 13.03.2006 № 38-ФЗ. В соответствии с ним (пп. 9 – 10 ст.3), спонсор – это лицо, которое предоставляет средства (или обеспечивает их предоставление) для:

  • организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия;
  • создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи;
  • создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Предполагаю, что с пониманием значений «спортивного и культурного мероприятий», «теле- или радиопередачи» трудностей возникнуть не должно. Из первого пункта следует, что для получения спонсорской помощи вы должны выступить организатором или исполнителем мероприятия в области спорта, культуры или иной сферы. Это могут быть спортивные соревнования, концерты, конкурсы, фестивали, выставки, спектакли, кинопоказы, культурно-массовые мероприятия. Вопросы возникают, в части толкования: «любое иное мероприятие» и «результат творческой деятельности». Что имели в виду законодатели под этими терминами? Разобраться в этом нам помогут энциклопедические словари и справочники.

Мероприятие и закон о спонсорстве

Различные словари и энциклопедии содержат определения таких мероприятий как: демонстрации, предвыборные, санитарно-профилактические-гигиенические, лечебные, газовый режим, зона защитных мероприятий, противоэпизоотические, оперативно-розыскные, противоэпидемиологические, агролесомелиоративные, лечебно-эвакуационные, противоэрозионные агротехнические, по охране труда, по контролю, противопожарные и многие-многие другие.

Толковый словарь Ожегова характеризует мероприятие как «совокупность действий, объединенных общественно-значимой целью». Под это определение подходят все вышеперечисленные мероприятия. Из этого следует, что:

Любые действия, направленные на решение общественных проблем, удовлетворение потребностей различных социально-демографических групп могут стать объектом для спонсорства.

Теле- радиопередачи и закон о спонсорстве

Телевизионные передачи и радиопередачи создаются профильными производственными компаниями и распространяются средствами связи, имеющие государственные лицензии. К ним относятся кабельное, цифровое, аналоговое телевидение, эфирное, цифровое, проводное, Интернет и спутниковое радиовещание. Для трансляции используются технологии передачи движущегося изображения и звуковой информации на расстоянии. Таким образом:

Спонсор может выделить финансы на производство телефильма, радиоспектакля, новостного выпуска, ток-шоу и другой программы и/или трансляцию по радио и ТВ.

Творчество и закон о спонсорстве

Значение слова «творчество» трактуют философы, психологи, богословы, математики, музыканты и многие другие ученные. Приведу выжимки из определений. «Деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца»(1); «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» (2); «деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее» (3). Википедия представляет обобщенное значение термина. «Творчество — это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей».

Термину «творчество» противопоставляется термин «производство». Первое от второго отличает уникальность результата, который выражает аспекты личности автора. В зависимости от сферы деятельности выделяют различные виды творчества: изобретательское, мифологическое, музыкальное, научное, организаторское, повседневно-бытовое, политическое, производственно-техническое, религиозное, философское, хозяйственное, художественное и др.

Спонсорские средства могут быть направлены на создание и использование любого результата творческой деятельности. Будь то: научное открытие, художественное произведение, производственно-техническая технология, философский трактат, кулинарный рецепт, рекламный продукт, модная коллекция, учебная методика, инструмент, прибор и мн.другое.

Спонсорская реклама и закон о спонсорстве

В связи с тем, что деятельность спонсоров в России подпадает под юрисдикцию закона о рекламе, следует вывод, что спонсоры предоставляют средства в обмен на рекламу. То есть спонсоры выступают рекламодателями, а получатели спонсорской помощи – рекламораспространителями.

В п. 10 ст. 3 закона № 38-ФЗ говорится о том, что обязательным условием спонсорской рекламы является упоминание в ней «об определенном лице, как о спонсоре». Для того чтобы средства, направленные на спонсорские цели были признаны в бухгалтерском учете, как затраты на спонсорскую рекламу читайте на сайте комментарий налогового юриста Елены Пикуновой. Положения налогового кодекса следует учитывать при заключении договора на оказание спонсорской помощи. Качественная реклама спонсоров – это основной фактор долгосрочного сотрудничества и стабильного привлечения спонсорских средств.

Получатели спонсорской помощи – закон о спонсорстве в РФ

Есть ли закон о спонсорстве в РФ

СТРЕКАЛОВА Алёна Александровна

Ассистент кафедры государственных и муниципальных финансов

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-26-07 e-mail: gmf@usue.ru

Благотворительность, меценатство и спонсорство как особый вид социальной помощи

Ключевые слова: социальная политика; социальная защита; благотворительность; меценатство; спонсорство.

Аннотация. Рассмотрены вопросы современной социальной политки государства, специфика реализации системы социальной защиты (помощи) как инструмента социальной политики. Особое место отведено анализу дополнительных форм социальной помощи, таких как благотворительность, меценатство и спонсорство, которые играют достаточно большую роль в решении вопросов благосостояния и поддержки определенных стандартов качества жизни населения.

Повышение благосостояния населения, качества и уровня его жизни — ключевая проблема государственной политики и одна из главных целей развития нашей страны. Благосостояние населения служит показателем удовлетворенности людей своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов, выражаемых через индикаторы уровня и качества жизни .

Уровень и качество жизни являются количественной и качественной оценкой жизни общества, отдельных его групп и индивидов. Эти два критерия взаимосвязаны; они представляют оценку жизни общества с разных точек зрения. Качество жизни характеризует развитость личности, социальных групп и общества в целом и уровень реализации способностей людей, обусловленных удовлетворением всего комплекса их потребностей и интересов . Наблюдается перемещение приоритетов в социуме с удовлетворения физических потребностей на реализацию социальных, интеллектуальных и духовных устремлений, что непосредственно характеризует развитие личности и институтов гражданского общества, а это, в свою очередь, — рост качества жизни.

Государство является важным институтом, которому принадлежит приоритетное место в формировании условий, способствующих росту качества жизни. Предполагается, что деятельность государства должна быть направлена на реализацию интересов всего общества, но в силу как объективных, так и субъективных причин это не всегда возможно. Поэтому на защиту интересов отдельных групп людей встают семья, профсоюзы, политические партии, трудовые коллективы. Для решения проблем повышения качества жизни населения была разработана Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 г.

Для оценки благосостояния жизни людей международным сообществом используется категория «уровень жизни» — денежная оценка ресурсов, направляемых на потребление и созидательную деятельность личности, социальных групп и общества в целом .

Понятие «уровень жизни» трактуется как совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения . Уровень жизни может оцениваться

© Стрекалова А. А., 2012

с точки зрения потребления как совокупность характеристик потребления либо на основе анализа доходов, прежде всего их реальной величины .

Статистическая комиссия ООН при оценке жизненного уровня населения в качестве приоритетных выделяет «условия жизнедеятельности населения, уровень потребления, обеспечение занятости и свободы человека». Уровень жизни отражает экономическое благополучие (благосостояние) людей.

Современные ученые, разрабатывающие теорию общественных классов, предлагают классификацию уровней жизни, в основу которой положен уровень доходов, а также учет характеристик жилища, занятий, образования, социальных привычек. На этом основании они выделяют семь классов, которые подразделяются на низшие, средние и высшие .

Среди инструментов повышения уровня и качества жизни населения страны — проведение государством социальной политики, направленной на поддержание благоприятных социальных отношений в обществе.

Одним из первых документов, регламентирующих социальные отношения в нашей стране, стала Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.). В декабре 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, в которой провозглашено построение социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующее гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жилье, образование, охрану семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека . На основании этого органами исполнительной власти в государстве реализуется социальная политика.

Конституция Российской Федерации устанавливает суть социальных отношений в обществе, дает перечень общих социальных гарантий, определяет предметы ведения и полномочия в социальной сфере Российской Федерации и ее субъектов, определяет роль Президента и Правительства Российской Федерации в проведении государственной социальной политики и в гарантиях по социальным обязательствам государства, намечает контуры самостоятельной реализации социальной политики государства органами местного самоуправления. Всё это подтверждается, корректируется, дополняется и конкретизируется в региональных законодательных актах.

Социальная политика определяется как деятельность государства и других общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты . Социальная политика является инструментом поддержки экономически слабых граждан, сохранения культурных и исторических ценностей.

Цель социальной политики — создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения . Социальную политику можно рассматривать как специфическую деятельность государства, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учете социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.

Реализация социальной политики как основы решения социальных проблем страны является комплексным процессом, в котором участвуют все без исключения. Социальная стабильность — цель не только субъектов, реализующих социальную политику,

но и всего населения. Наоборот, социальная нестабильность, безработица, неудовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами становятся причиной экономических проблем. Чтобы предотвратить появление нестабильности в какой-либо сфере, необходимо всеми силами поддерживать социальную стабильность в стране.

Основные инструменты социальной политики показаны на рис. 1.

Рис. 1. Инструменты социальной политики1

Система социальных гарантий включает в себя социальные блага и услуги, которые гарантированы человеку и являются составной частью общественного сектора экономики страны.

Система социального страхования представляется как система экономических отношений, характеризуемая совокупностью разных форм и методов формирования целевых фондов денежных средств для возмещения ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также для оказания помощи гражданам при наступлении страховых случаев . Таким образом, все граждане должны уплачивать страховые взносы и в соответствии с ними получать определенные социальные услуги.

Одним из важных элементов социальной политики, проводимой государством, и механизмом управления социальным развитием территории является социальная защита населения. Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности и развития всех групп населения .

В соответствии с Конституцией РФ государство несет ответственность за обеспечение достойной жизни всех людей, проживающих стране, их достойное и полноценное развитие. Однако это не означает, что государство берет на себя попечительство над каждым гражданином. В данном случае предполагается, что должны создаваться экономические, организационные, социальные, правовые условия, при которых каждый человек будет иметь возможность самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни и материального благополучия для себя и своей семьи.

Таким образом, социальная защита населения — это особая деятельность государства в рамках социальной политики, направленная на предоставление социально значимых благ и услуг всем без исключения гражданам, без каких-либо ограничений, например: статуса занятости, уровня доходов или наличия определенного количества детей в семье .

Инструменты реализации социальной защиты населения в Российской Федерации представлены на рис. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальное обеспечение нуждающихся функционирует в нашей стране на основании Конституции Российской Федерации, согласно ст. 39 которой «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Социальное обеспечение представляет собой обеспечение и обслуживание престарелых и нетрудоспособных граждан, семей в которых есть дети.

1 Составлено по: .

Рис. 2. Инструменты социальной защиты1

В России социальное обеспечение представлено следующим перечнем: пенсии; пособия работающим, в том числе по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; пособия по безработице; пособия семьям, в которых есть дети; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов; и др.

Социальная помощь осуществляется аналогично механизму социального обеспечения. Специфика социальной помощи заключается в том, что проводится оценка нуждаемости на основе учета уровня доходов и размеров собственности соответствующих лиц. Социальная помощь выдается при непосредственном обращении нуждающегося в органы социальной защиты. Социальная помощь оказывается пенсионерам, инвалидам, беженцам гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф на атомных электростанциях или других аварий, и др.

В соответствии с конституционными правами граждан государство предоставляет социальные гарантии на получение важнейших социальных благ и услуг. Социальные гарантии в Российской Федерации включают в себя :

• право граждан на выбор места работы, на профессиональную деятельность;

• минимальный размер оплаты труда;

• минимальный размер пенсии;

• единовременное пособие при рождении каждого ребенка;

• ритуальное пособие;

• минимальный размер пособия по безработице;

• право на жилище;

• право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

• право на образование;

• и др.

Социальное страхование представляет собой систему материального обеспечения в случае потери трудоспособности, старости, инвалидности, потери кормильца, а также оздоровительных мероприятий (санатории, дома отдыха и др.). Социальное страхование зависит от вида социального риска; в связи с этим определяется форма социального страхования: пенсионное, медицинское, страхование от несчастных случаев, от безработицы.

Социальная помощь и социальные гарантии населению — лишь одна сторона социальной политики и ее механизмов реализации; помимо этого государство непосредственно влияет на социальное обеспечение населения, проводя политику доходов, что вызвано необходимостью равновесия в обществе.

Механизмом социального развития территорий может выступать не только государственная поддержка населения, выражаемая в социальной защите, но и деятельность организаций, учреждений, предприятий, которые являются непосредственными субъектами социальной политики страны. Достаточно большая роль в решении вопросов благосостояния и поддержки определенных стандартов качества жизни отводится дополнительным формам социальной помощи, таким как благотворительность, меценатство и спонсорство.

1 Составлено по: .

Появление благотворительности относят к временам доисторическим и связывают с религиозными и нравственными взглядами на мир и окружающих людей. На сегодняшний день существует множество трактовок определения благотворительности, но все они несут схожую сущностную информацию: благотворительность — оказание безвозмездной помощи.

В дореволюционной России благотворительность активно развивалась. Однако в Советском Союзе она фактически перестала существовать. Возрождение началось в 90-х годах прошлого века.

Благотворительность — это синоним филантропии (от греч. philanthropia — человеколюбие); она не предполагает каких-то финансовых обязательств со стороны получающих поддержку; благотворитель демонстрирует свободную волю, оказывает поддержку как акт дарения в форме перечисления средств, оплаты счетов, передачи ценностей с баланса на баланс, дарственной и т. д. . Согласно ст. 1 Федерального закона от 7 июля 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительной деятельностью является «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» .

Состояние общества не влияет на прибыльность профессиональной деятельности в области культуры, науки, спорта, просвещения. Поэтому в развитых и развивающихся странах в тех или иных формах существует узаконенный институт негосударственной поддержки национального культурного достояния. В России этот институт принято называть меценатством, а людей, осуществляющих меценатскую деятельность, — меценатами.

Меценатство (от имени римского вельможи Мецената, умершего в 8 г. до н. э.) -сфера социальной активности, связанная с поддержанием и развитием объектов культуры, видов профессиональной культурной деятельности (культура, искусство, наука, образование, просвещение, спорт), составляющих культурное достояние государства.

Деятельность меценатов может свободно развиваться в стране, если на уровне и государства, и общества существуют благоприятные условия, а именно: государственное законодательство способствует законной меценатской деятельности; со стороны государства и общества меценаты получают узаконенные поощрения материального и морального порядка; на уровне общественного мнения сформирован позитивный стереотип мецената и меценатства; меценатская деятельность помогает меценату повышать свой социальный статус законным образом.

Спонсорство нередко пытаются квалифицировать как благотворительность, но по сути это разные виды помощи. Спонсорство (от лат. spondeo — ручаюсь, гарантирую) -это, как правило, деятельность юридических лиц, основанная (при отсутствии посредника) на соглашении между организаторами события или деятельности, с одной стороны, и коммерческой компанией — с другой . Компании зачастую выделяют спонсорство как вид непрофильного использования средств и поэтому не относят его к социально полезным, а трактуют как одну из статей расходов на рекламу. Законодательно понятие «спонсорство» было закреплено только в 1995 г. в Федеральном законе «О рекламе» от 18 июля № 108-ФЗ : спонсорство определяется как осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Данный Закон уже перестал действовать. 13 марта 2006 г. был принят новый Федеральный закон № 38-Ф3 «О рекламе» ; в нем фигурируют только понятия «спонсор»

и «спонсорская реклама», которые не противоречат ранее приведенному определению, а только уточняют его. В частности, «спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле-или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности» . Так или иначе, спонсорство представляет собой вид социальной помощи общества, целью которого является социальная поддержка.

На основании представленных определений исследуемых видов социальной помощи можно выделить их специфические черты в зависимости от цели, субъекта, объекта, мотивации и результата (см. таблицу).

Критерии сходства и различия благотворительности, меценатства и спонсорства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благотворительность Меценатство Спонсорство

Цель

Обеспечение социального благополучия Обеспечение сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности Получение выгоды посредством финансирования нуждающихся

Субъект

Физические и юридические лица, в том числе нерезиденты страны

Объект

Определяется целями благотворительной деятельности, прописанными в законодательстве (п. 1 ст. 2 Закона № 135-ФЗ) : физические и юридические лица Поддерживается не человек, а его талант в области культуры, науки, искусства, образования, спорта Вложение финансовых и материально-технических средств в любое дело

Мотивация

Сострадание и милосердие Безвозмездная социальная взаимопомощь и протекционизм Взаимная выгода объекта и субъекта спонсорства

Результат

Безвозмездная помощь, поддержка нуждающихся, социальная стабильность и благополучие Развитие института культуры в целом, создание и сохранение культурного наследия Получение ожидаемой встречной услуги и пользы, в том числе в виде рекламы, для спонсора, что может увеличить его доход

Итак, благотворительность является, главным образом, безвозмездной помощью; это означает, что компания не должна получать от данной деятельности непосредственную финансовую выгоду, т. е. организация, выделяющая деньги на благотворительные цели, не ждет отдачи, адекватной вложенным средствам, в отличие от спонсора.

Особенность благотворительной деятельности состоит в том, что она должна соответствовать конкретным целям, определенным федеральным законом. Такими целями, например, являются помощь малообеспеченным группам граждан, охрана окружающей природной среды и защита животных, содействие защите материнства, детства и отцовства и т. д. В зависимости от субъекта выделяют три основных вида благотворительности: частная, корпоративная и благотворительность, осуществляемая некоммерческим сектором. Благотворительная деятельность, проводимая благотворительными некоммерческими организациями, является более эффективным механизмом социального развития территории. Коммерческие организации занимаются благотворительной деятельностью из желания помочь нуждающимся и повысить качество жизни на

территории, но с целью, как правило, снижения рисков для бизнеса. На сегодняшний день многие крупные предприятия имеют возможность жертвовать средства на благотворительность; часть их даже создают свои фонды, которые успешно функционируют и, соответственно, положительно позиционируют компанию. Однако случается, что организация не безвозмездно передает денежные средства, а с целью получения выгоды, т. е. спонсирует мероприятия, а взамен получает рекламу, выдавая такую помощь за благотворительность.

Меценатство считается одной из форм благотворительности; его отличие — в социальных и культурных целях. Меценатство означает безвозмездную передачу финансовых и материально-технических средств гражданам или юридическим лицам, занимающимся сохранением и развитием национального культурного достояния. Важно отметить, что меценатами, как правило, становятся физические лица, состоятельные граждане, ценящие и поддерживающие развитие культуры. Имена меценатов закрепились в истории: Строгановы (начало XVI — конец XVII века), П. М. Третьяков (1838-1898 гг.), С. И. Мамонтов (1841-1918 гг.) и многие другие.

Спонсорство означает вложение финансовых и материально-технических средств в любое дело. Спонсоры преследуют цель признания их в обществе, для чего тратят очень большие деньги на самые заметные мероприятия. Спонсор финансирует с целью рекламы, но спонсорство — не реклама, так как спонсор обладает гораздо меньшим контролем над коммуникационным процессом, чем рекламодатель. Таким образом, спонсорская помощь налагает на получателя определенные обязательства. Спонсорство можно представить как бизнес: компания делает вложения, независимо в какой форме, и получает выгоду сначала в виде рекламы, а после в виде дополнительного дохода.

Благотворительность и меценатство, в свою очередь, не предполагают в результате никакой выгоды и отдачи — только помощь и поддержку нуждающихся.

Источники

3. Экономика сферы услуг: учеб. пособие / рук. авт. кол. Э. В. Пешина. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2009.

4. Политика доходов и качество жизни населения / под ред. Н. А. Горелова. СПб. : Питер, 2003.

5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1991 г.

6. Ахинов Г. А., Калашников С. В. Социальная политика. Теория и практика. М. : Экономика, 2008.

7. Социальная политика : учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина. М. : Изд-во РАГС, 2003.

9. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях : федер. закон от 7 июля 1995 г. № 135-ФЗ.

10. О рекламе : федер. закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ (в ред. от 20 августа 2004 г.).

11. О рекламе : федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *