Дифференцированные налоговые ставки

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 13 апреля 2017 г.

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). При этом одним из обязательных элементов налогообложения названа налоговая ставка. О том, что такое ставка налога расскажем в нашей консультации.

Налоговая ставка – это…

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Это значит, что налоговая ставка – это по НК РФ показатель, связывающий между собой величину исчисленного налога и налоговую базу, исходя из которой налог рассчитывается. Налоговая ставка может быть установлена как в рублях, так и в процентах. К примеру, налоговая база по налогу на прибыль – это денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ (п. 1 ст. 274 НК РФ). Соответственно, налоговая ставка устанавливается в % от величины налоговой базы (ст. 284 НК РФ). В общем случае процентная ставка налога на прибыль составляет 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

А налоговая база для большинства транспортных средств, имеющих двигатели, – мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Следовательно, ставка в виде % здесь уже не применима. Налоговая ставка по таким объектам устанавливается в рублях с каждой лошадиной силы (ст. 361 НК РФ).

Как налоговые ставки устанавливаются

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам — соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в тех пределах, которые установлены НК РФ (ст. 53 НК РФ).

Это означает, что в любом случае ставка налога и метод обложения установлены Налоговым кодексом, но по региональным и местным налогам ставки могут быть увеличены или уменьшены в пределах, предоставленных НК РФ.

К примеру, транспортный налог – налог региональный (ст. 14 НК РФ). Налоговым кодексом РФ в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно налоговая ставка установлена в размере 5 рублей с каждой лошадиной силы (п. 1 ст. 361 НК РФ). При этом указано, что такая ставка законами субъектов РФ может быть увеличена или уменьшена, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ). Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Например, в соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге» ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. установлена в следующих размерах:

  • для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 175 л.с. включительно ставка равна 45 руб./л.с.;
  • для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 175 л.с. до 200 л.с. включительно налоговая ставка составляет уже 50 руб./л.с.

2. Не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах налоговой ставки, установленной пунктом 1 настоящей статьи.
3. Не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг).
Комментарий к статье 353
1. В п. 1 анализируемой статьи конкретизируются (применительно к налогу с продаж) положения:
а) п. 3 ст. 12 НК (о том, что при установлении регионального налога (напомним, что налог с продаж относится к региональным налогам, неслучайно гл. 27 «Налог с продаж» расположена в разделе IX «Региональные налоги и сборы») налоговая ставка определяется законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, однако в пределах, установленных нормами самого НК);
б) п. 1 ст. 53 НК (о том, что налоговые ставки представляют собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В данном случае налоговая ставка по налогу с продаж представляет собой величину налоговых начислений на стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленную в соответствии со ст. 351 НК, см. коммент. к ней).
2. Применяя правила п. 1 ст. 353, необходимо обратить внимание на ряд важных обстоятельств:
1) в НК установлен предельный размер налоговой ставки — не выше 5%. Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать налоговую ставку по налогу с продаж:
а) в максимальном размере — т.е. ровно 5%;
б) в размере меньшем, чем максимально установленный предельный размер (например, в размере 3%);
в) в минимальном размере, который субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно (например, в размере 0,5%). В практике возник вопрос: может ли субъект Российской Федерации изменять размер налоговой ставки по налогу с продаж в течение календарного года (т.е. в период с 1 января по 31 декабря включительно)? Да, может, но лишь постольку, поскольку будут соблюдены следующие положения ст. 5 НК:
— акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода (т.е. 1-го числа очередного (после истечения упомянутого месяца, после опубликования акта) календарного месяца);
— акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют;
— акты законодательства о налогах и сборах, снижающие размеры налоговых ставок (в данном случае — по налогу с продаж), могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это;
2) в п. 1 ст. 353 не установлен предельный минимальный размер налоговой ставки по налогу с продаж. В связи с этим возник вопрос: вправе ли субъект Российской Федерации установить налоговую ставку в размере 0%? Теоретически это возможно. Но при этом необходимо иметь в виду, что:
а) это не означает, что субъекты Российской Федерации вводят дополнительный перечень операций, освобождаемых от налогообложения налогом с продаж. Данный перечень установлен исчерпывающим образом в ст. 350 НК (см. коммент. к ней), и субъекты Российской Федерации не вправе его изменить;
б) нулевая налоговая ставка должна быть применена в отношении всех операций, являющихся объектом налогообложения налогом с продаж: в противном случае будут нарушены императивные правила п. 2 и 3 ст. 353 (см. об этом ниже);
в) налогоплательщик должен будет (если даже нулевая ставка по налогу с продаж установлена) исполнять все иные обязанности (за исключением перечисления суммы налога с продаж в бюджет), возложенные на него НК (т.е. определять налоговую базу по налогу с продаж, исчислить сумму налога с продаж, предоставить установленную отчетность);
3) Москва (Законом N 57) установила налоговую ставку по налогу с продаж в размере 5%. В практике возникли вопросы:
вправе ли была Москва (как субъект Российской Федерации) устанавливать размер налоговой ставки по налогу с продаж до принятия и вступления в силу гл. 27 НК? При ответе на этот вопрос нужно обратить внимание на то, что:
— Закон N 57 вступает в силу с 1 января 2002 г. (ст. 6);
— Закон N 57 был официально опубликован в газете «Тверская, 13» от 28 ноября — 4 декабря 2001 г., N 48. Закон N 148 (которым часть вторая НК и была дополнена гл. 27 «Налог с продаж») был официально опубликован в «Российской газете» и «Парламентской газете» 29 ноября 2001 г.;
— гл. 27 НК вступает в силу раньше, чем Закон N 57 (а именно 29 декабря 2001 г., т.е. по истечении 1 месяца после официального опубликования с учетом порядка исчисления сроков, предусмотренных в ст. 6.1 НК);
— Закон N 57 в полной мере соответствует положениям ст. 347 НК (о том, что, устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога с продаж, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу).
С учетом изложенного Закон N 57 в полной мере соответствует НК, и размер налоговой ставки по налогу с продаж, предусмотренный в ст. 1 Закона N 57 (5%), подлежит применению. Сказанное относится и к Закону Московской области от 24.11.2001;
подлежат ли применению размеры налоговых ставок по налогу с продаж, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, после вступления в силу гл. 27 НК? Да, подлежат, но лишь постольку, поскольку эти размеры не будут противоречить размеру налоговой ставки по налогу с продаж, предусмотренной в ст. 353.
3. Анализ правил п. 2, 3 ст. 353 позволяет сделать ряд выводов:
1) они императивны: иначе говоря, субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать иные правила;
2) в соответствии с ними нельзя устанавливать налоговые ставки по налогу с продаж, дифференцируя их размеры (т.е. устанавливая различные по размеру налоговые ставки по налогу с продаж):
а) в отношении тех или иных групп операций, относящихся к объекту налогообложения налогом с продаж. Иначе говоря, если данная конкретная операция (или группа операций) не упомянута в ст. 350 НК (как операции, освобождаемые от налогообложения налога с продаж), то нельзя устанавливать особые (т.е. отличающиеся по размеру от налоговых ставок, по которым облагаются остальные операции) налоговые ставки по налогу с продаж в отношении этой операции (группы операций);
б) даже в пределах размера налоговой ставки, предусмотренной п. 1 ст. 353. Иначе говоря, нельзя, чтобы одна группа операций облагалась по налоговой ставке, например, 2%, другая группа операций облагалась бы по налоговой ставке 3% и т.д.;
в) в зависимости от того:
— кто является налогоплательщиком налога с продаж. Например, правило п. 3 ст. 353 противоречило бы установлению более низкого размера налоговой ставки по налогу с продаж по операциям реализации товаров, осуществляемых ИП, по сравнению с аналогичными операциями, осуществляемыми организацией;
— кто является покупателем товаров (заказчиком работ, услуг и т.п.), если операции по их реализации не освобождены от налогообложения налогом с продаж. Так, противоречило бы нормам п. 3 ст. 353 установление более низкой налоговой ставки по налогу с продаж при реализации товаров гражданам, проживающим в данном субъекте Российской Федерации. В практике возник вопрос: нет ли противоречий между правилами ст. 353 и п. 1 ст. 56 НК (о том, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основание, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут иметь индивидуального характера)? Отвечая на этот вопрос, нужно учесть следующее: в той мере, в какой установление более низкой налоговой ставки по налогу с продаж имело бы индивидуальный характер, противоречий между ст. 353 и ст. 56 НК нет. Однако если устанавливается более низкая налоговая ставка по налогу с продаж для целой группы населения (например, для малообеспеченных, многодетных семей, пенсионеров), то определенное противоречие между ст. 56 НК и ст. 353 налицо. Впредь до его устранения законодателем применению подлежат правила ст. 353: они в данном случае имеют (как правила специальные) приоритет перед правилами ст. 56 НК (как перед общими правилами).

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая ставка является одним из обязательных элементов налога и одним из основных критериев подсчета налога наряду с объектом налогообложения, налоговой базой, налоговым периодом, порядком начисления суммы налога и пр.

Только когда определена вся совокупность этих элементов, налог считается установленным.

Основные виды налоговых ставок

По способу начисления налоговые ставки бывают четырех видов: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Твёрдые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы (например, транспортный налог). Такую ставку еще называют реальным налогом.

Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Указанные ставки применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Вместе с тем существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональная налоговая ставка выражается в определенном проценте от налогооблагаемой базы независимо от ее объема (например, налог на прибыль, НДС, налог на имущество).

Также пример пропорциональной налоговой ставки является налоговая ставка налога на доходы физических лиц, которая составляет 13 процентов.

Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

Прогрессивная налоговая ставка возрастает по мере увеличения роста налоговой базы.

Есть два типа прогрессивной ставки: простая и сложная.

При простой прогрессии величина ставки растет при увеличении налоговой базы для всей суммы дохода.

При сложной прогрессии налогооблагаемая база делится на части, на каждую из которых начисляется налог по собственной ставке. При этом ставка повышается не для всего дохода, а лишь его части, которая увеличилась относительно предыдущего налогового периода.

Регрессивная налоговая ставка уменьшается по мере увеличения роста налоговой базы. Регрессивные налоговые ставки необходимы тогда, когда государство старается стимулировать подобный рост.

Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу плательщика, называется налоговой квотой.

21. Налоговая база. Налоговая ставка

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить. Для этого требуется выделить параметр, который будет положен в основу измерения объекта налогообложения. Но налоговая база – это не просто параметр; это параметр, выраженный в определенных единицах налогообложения. Таким образом, налоговая база представляет собой размер (величину) объекта налогообложения в единицах налогообложения.

Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются по каждому налогу отдельно. Задача законодателя в том, чтобы из множества параметров выбрать наиболее оптимальный и затем определить порядок исчисления налоговой базы применительно к конкретному налогу. Нередко у разных налогов такие параметры совпадают, но при этом налоговые базы всегда исчисляются по-разному.

В НК предусматривается два метода учета налоговой базы – кассовый и накопительный. При кассовом методе для исчисления налоговой базы учитываются только те доходы (расходы), которые реально получены (произведены) налогоплательщиком. Например, денежные средства фактически поступили в кассу или зачислены на счет в банке, имущество передано в собственность и т.п. При накопительном методе главным для исчисления налоговой базы является момент возникновения имущественных прав и обязательств. Доходами здесь признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, независимо от их фактического поступления. Аналогичным образом при накопительном методе определяются и расходы налогоплательщика.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка представляет собой размер налогового платежа на единицу налогообложения.

В зависимости от измерения объекта налогообложения налоговые ставки выражаются: 1) в процентах к налоговой базе (налог на прибыль, на имущество, НДС и др.) – так называемые адвалорные ставки; 2) в твердой денежной сумме, когда не единицу налогообложения устанавливается фиксированный размер налогового платежа (большинство акцизов, транспортный налог); 3) в комбинированной форме, сочетающей твердую и процентную составляющие (налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, некоторые акцизы, единый социальный налог).

Виды налоговых ставок. Пропорциональная ставка имеет постоянную величину независимо от размера налоговой базы. Прогрессивная и регрессивная ставки с изменением налоговой базы также изменяются: с увеличением налоговой базы размер прогрессивной ставки возрастает, регрессивной – уменьшается (единый социальный налог).

Чрезмерное, необоснованное повышение налоговых ставок не только не приводит к росту бюджетных поступлений, но стимулирует налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов, а в крайнем случае – к отказу от объекта налогообложения (например, к отказу от налогооблагаемого имущества или предпринимательской деятельности).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *