Для чего нужна характеристика?

Внутренняя и внешняя характеристика с места работы

Такая характеристика для внутреннего использования может потребоваться в том случае, когда руководству предприятия необходимо будет подробнее узнать о тех деловых и личных качествах, которыми обладает перспективный сотрудник, которого хотят, например, повысить. Впрочем, если от сотрудника хотят избавиться в силу его несоответствия занимаемой должности или неоднократного нарушения правил внутреннего распорядка, скорее всего, такую характеристику от его непосредственного начальника также могут затребовать.
В данных случаях характеристика может быть оформлена на простом листе бумаги, а не на фирменном бланке предприятия. Она является документом внутреннего употребления и представляемые в ней сведения не требуют разрешения на публикацию от работника, защищаемого законом о защите персональных данных.
Внешняя характеристика может потребоваться самому работнику. Этот документ может запросить у него банк, где он хочет получить кредит, или в консульство иностранного государства, где он оформляет визу. Характеристику с места работы могут запросить и административные или судебные органы, а также она может потребоваться для предоставления в ГАИ. Иногда такая характеристика по просьбе родных выдается на бывшего сотрудника, который находится в местах заключения и которому хотят оформить досрочное освобождение. В этих случаях характеристика должна быть напечатана на фирменном бланке предприятия и подписана его руководителем. Фирменный бланк предприятия, на котором указаны все его реквизиты, делает характеристику юридическим документом, за содержание которого подписавшее ее лицо несет персональную ответственность. В тексте внешней характеристики обязательно указывается, для предоставления в какой орган она выдана.

Что должна содержать характеристика с места работы

Содержание этого документа должно с максимальной степенью объективности отражать профессиональные навыки и опыт, личные качества человека. В ней обычно указывается срок, который он отработал на данном предприятии, чтобы по нему можно было судить, насколько он сумел проявить себя в этот период.
В характеристике с места работы пишут о том, насколько человек справлялся со своими должностными обязанностями и как добросовестно он выполнял их. Важной частью этого документа является абзац, в котором отражены его личные качества, помогающие или мешающие ему выполнять свои трудовые обязанности, а также описание его взаимоотношений с коллегами. При составлении внешней характеристики следует учитывать, что этот документ может оказать влияние на то решение, которое будет принимать запрашивающий ее орган.

Для чего нужна характеристика с места работы?

Правила и нормы, обуславливающие требования к составлению, предъявлению, использованию для принятия решения характеристики с места работы, закреплены в 87, 88, 89, 90 Трудового кодекса РФ.

Важно! Характеристика содержит информацию личного характера, поэтому ее использование регламентируется Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.

Куда нужна производственная характеристика:

  1. при трудоустройстве на новое место или при кадровых перестановках внутри одной организации. Так как в законодательстве отсутствуют понятия «резюме», «рекомендации», «рекомендательное письмо», кадровики старой закалки просят характеристику с места предыдущей работы.
  2. По запросу суда, представителей исполнительной власти. Ответственному за составление документа, ради соблюдения объективности и постулатов презумпции невиновности, стоит предварительно посоветоваться с юристом, адвокатом.
  3. При поступлении в институт или среднее специальное учебное заведение, после прохождения производственной практики.
  4. Посольством при оформлении рабочей визы по запросу потенциального работодателя.
  5. Наркологу, психиатру,при постановке, снятии с учета.
  6. Банку, для оформления кредита.
  7. Для освидетельствования в медико-социальной экспертизе (МСЭ) или врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК).
  8. Для оформления опеки, попечительства над несовершеннолетним, престарелым, инвалидом.
  9. Налоговой инспекции.
  10. Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).
  11. В военном комиссариате, при призыве, поступлении на службу по контракту.
  12. При подаче заявления на улучшение жилищных условий.
  13. Для представления на награждение Почетной грамотой, звания «Заслуженный…», Государственной награды, Государственной (национальной) премии.
  14. При принятии решения о взыскании (наказании, увольнении) работника.

Информацию о характеристиках для слесаря, экономиста, главного бухгалтера, охранника, повара, менеджера по продажам, грузчика, электромонтера и водителя можно найти на нашем сайте.

Характеристика с места работы является официальным документом, содержащим описание уровня умений, навыков, достижений, знаний сотрудника, его личностных и деловых качеств.

Она составляется руководителем или специалистом кадрового отдела, иногда оформление зависит от того, куда нужна характеристика с места работы.

Законом четко не определены форма, структура и нормы оформления. Но в ней обязательны пункты:

  1. заголовок или «шапка», название организации, учреждения, должность характеризуемого, его имя, фамилию, отчество.
  2. Автобиографические данные сотрудника, информацию об образовании, наличии ученой степени, семейном положении, прохождении воинской службы.
  3. Дата начала работы в организации, занимаемые должности, кадровые перемещения.
  4. Общий стаж работы, стаж работы на данном предприятии, срок работы на последней должности. Возможно указание сведений о предыдущем месте работы, службы.
  5. Данные о карьере, кадровых перемещениях в пределах данной организации.
  6. Информация о дополнительном образовании, результатах аттестации, участии в выставках, конкурсах, внесенных рационализаторских предложениях, достижениях, об участии в реализации самостоятельных и коллективных проектов, переквалификации.
  7. Сведения о взысканиях, наградах, поощрениях.
  8. Отзыв о личностных особенностях: качествах лидера, коммуникативных навыках, уровне культуры, интеллектуальных, аналитических и творческих способностях, стиле поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях, соблюдении морально-этических норм, участии в общественной жизни, членстве в общественных и политических организациях.
  9. Оценка профессиональной компетенции характеризуемого, устремлений к профессиональному совершенствованию, самообразованию, ответственности, самостоятельности в принятии решений, инициативности, умения планировать и организовывать работу, дисциплинированности. Профессиональный уровень оценивается при помощи стандартных формулировок: «высокий», «хороший», «достаточный», «небольшой», «не имеет опыта».

Важно! Характеристику заверяют составитель, руководитель организации. Указывается дата выдачи, наименование организации для которой она требуется. Готовятся два экземпляра. Первый выдается для предоставления, а второй передается в архив.

В зависимости от места предоставления различают:

  • внутренние характеристики, предоставляемые в иное структурное подразделение.

    Внутри организации характеристика требуется, как правило, при рассмотрении кандидатуры на руководящую вакансию, представлении к награждению, оформлении длительной командировки, допусков к коммерческой, секретной документации, финансовым операциям, при разрешении конфликтов. В документе отражают деловые, моральные качества характеризуемого;

  • внешние, истребованные сторонними организациями.

При составлении характеристик учитывают специфику организаций, которым они предназначены.

Скачать бланк характеристики с места работы.

Ниже представлено фото заполненного образца характеристики с места работы:

Подробнее о том, как правильно написать, оформить характеристику с места работы, читайте .

Характеристика для ВТЭК и МСЭ

Характеристика на ВТЭК с места работы заверяется подписями руководителя, начальника кадрового подразделения, врача или медсестры медсанчасти, представителя профсоюзного комитета. Обязательно указываются полные реквизиты.

Образец заполнения характеристики с места работы для ВТЭК можно получить в лечебном учреждении соответствующего профиля.

Характеристика на инвалидность с места работы составляется по тем же правилам. В характеристике для прохождения медико-социальной экспертизы, получения заключения врачебно-трудовой экспертной комиссии, оформления заявки на получение санаторного лечения, кроме общих сведений, указываются:

  • данные о переводе с основной должности в связи с заболеванием, описываются условия, характер выполняемых работ, уровень их автоматизации;
  • норма выработки;
  • требования к устойчивости по зрению, устойчивости внимания, памяти и т.д;
  • режим работы (продолжительность рабочего дня, недели, работа по сменам, ночные смены);
  • основная рабочая поза (сидя, стоя, в движении, в разъездах);
  • санитарно-гигиенические нормы в производственном помещении (уровень шума, влажности, освещенности, запыленности, температурный режим);
  • категория вредности производства;
  • перечень болезней по больничным листам с указанием даты, продолжительности, диагноза;
  • информация о производственных травмах;
  • данные об инвалидности;
  • иные сведения.

Скачать образец производственной характеристики с места работы для МСЭК (ВТЭК).

На фото можно увидеть заполненный образец документа:

Подробнее о секретах составления образца характеристики с места работы читайте .

В институт

При поступлении в высшее учебное заведение характеристика и рекомендации с места работы могут дать некоторое преимущество при прохождении собеседования.

Характеристика с места работы в институт оформляется произвольно, акцентирует стремление абитуриента к получению профессиональных знаний, желание работать по выбранной специальности.

Характеристика предоставляется в институт и после студенческой практики. Она содержит:

  • полные реквизиты организации;
  • сроки производственной практики;
  • контакты руководителя практики;
  • должностные обязанности студента на время практики;
  • условия труда;
  • оценку полученных во время обучения в вузе знаний, умений, навыков;
  • результаты выполнения порученных работ, заданий, проектов;
  • описание стиля взаимодействия с руководителем практики, коллегами;
  • дату выдачи;
  • подписи ответственных за прохождение практики на производстве и в вузе, печать.

Составляет характеристику руководитель практики.

Скачайте пример характеристики на студента с места работы.

Ниже можно увидеть заполненный образец характеристики на студента:

Для нарколога и психиатра

При истребовании характеристики наркологом или психиатром акцент при подготовке документа делается на личностных качествах характеризуемого, поведении в стрессовых и конфликтных ситуациях, наличии вредных привычек и пристрастий или их отсутствии.

Характеристика с места работы психиатру составляется в произвольной форме.

Скачайте образец характеристики с места работы для нарколога.

Скачайте образец характеристики для предоставления психиатру.

Для предоставления в банк

В характеристике с места работы банковских клерков интересует должность сотрудника, средний уровень зарплаты, степень ответственности, дисциплинированность.

Стиль характеристики для банка с места работы относительно свободный.

Скачайте образец характеристики для предоставления в Банк.

На награждение почетной грамотой

Для награждения почетной грамотой в рамках организации, населенного пункта, региона, министерства готовится Представление на сотрудника. В его структуру включена характеристика с места работы.

Характеристика с места работы на награждение почетной грамотой отличается свободным стилем изложения. По своей сути это рекомендательное письмо содержащее перечисление заслуг, достижений и положительных черт претендента на награду.

Скачать образец характеристики с места работы для награждения почетной грамотой.

Ниже представлен заполненный образец характеристики для награждения грамотой:

Грамотная, объективная характеристика не будет лишней при устройстве на новую работу, поступлении в институт, получении кредита в банке. В некоторых случаях она необходима как юридический документ или является основанием для медицинского заключения, поощрения или наказания.

Характеристика на сотрудника – это официальный отзыв о служебной или общественной деятельности работника. В нем должны быть описаны трудовые, нравственные и профессиональные качества сотрудника.

Можно задаться вопросом: зачем нужна характеристика на сотрудника, если есть портфолио и резюме? Но факт в том, что будущий работодатель обязательно спросит себя: почему этот сотрудник ушел с предыдущей работы? Каковы были обстоятельства его ухода?

Развеять сомнения потенциального руководства поможет характеристика на сотрудника с места предыдущей работы. В этом документе обязательно должны быть отражены основные сведения о работнике:

  1. ФИО.
  2. Дата рождения.
  3. Сведения о полученном образовании.
  4. Сфера деятельности организации, с которой выдается характеристика.
  5. Сведения о занимаемых сотрудником должностях за время работы в данной компании, его основные обязанности.
  6. Профессиональные и моральные качества сотрудника (преимущественно положительные).
  7. Сведения о продвижениях по службе, наградах, премиях.
  8. Участие в различных конференциях/курсах повышения квалификации/проектах.

В конце следует указать, для какой организации и с какой целью выдается данный документ (например, по месту требования).

Кем составляется характеристика на сотрудника с места работы

Не менее важным является вопрос: Как и кем составляется характеристика на сотрудника и кто ее подписывает?

Как и все служебные документы, характеристику на работника обычно составляет отдел кадров. Подпись, как правило, остается за главным руководящим лицом (директором, главным редактором, и т.д.). В отдельных случаях весь процесс оформления поручается отделу кадров, либо наоборот, полностью ложится на плечи руководителя или его секретаря. За более подробной информацией лучше обращаться к руководству компании, из которой нужна характеристика.

Как написать положительную характеристику на сотрудника: варианты

Положительная характеристика на сотрудника может весьма существенно повлиять на мнение потенциального работодателя. Кроме того, следует помнить, что содержание данного документа во многом зависит от того, в какие органы и учреждения она может понадобиться. Например:

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *