Для обеспечения безопасности

Принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года

Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Совет Безопасности).

Статья 2. Основные принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Статья 3. Содержание деятельности по обеспечению безопасности

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Государственная политика в области обеспечения безопасности

1. Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

2. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.

3. Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

4. Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.

Статья 5. Правовая основа обеспечения безопасности

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Статья 6. Координация деятельности по обеспечению безопасности

Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Статья 7. Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности

1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

2. Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются:

1) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом;

3) укрепление отношений со стратегическими партнерами Российской Федерации;

4) участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;

5) развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;

6) содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности

Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности

Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;

2) утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;

4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;

5) в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;

6) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;

7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:

а) информации и государственной тайны;

б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

8) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 9. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения безопасности

1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1) рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы в области обеспечения безопасности;

2) утверждает указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.

2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности

Правительство Российской Федерации:

1) участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;

2) формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;

3) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;

4) организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;

5) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Статья 11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности

Федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 12. Функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Глава 3. Статус Совета Безопасности

Статья 13. Совет Безопасности

1. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

2. Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации.

3. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

4. В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Совета Безопасности.

Статья 14. Основные задачи и функции Совета Безопасности

1. Основными задачами Совета Безопасности являются:

1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;

2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;

3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации:

а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности;

6) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

2. Основными функциями Совета Безопасности являются:

1) рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;

3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;

5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;

6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.

3. Президент Российской Федерации может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Состав Совета Безопасности

1. В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации; Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Секретарь Совета Безопасности); постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

2. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.

3. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, им определяемом.

4. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.

5. Секретарем Совета Безопасности, постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Статья 16. Секретарь Совета Безопасности

1. Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций.

2. Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, которому подчиняется непосредственно.

3. Полномочия Секретаря Совета Безопасности определяются Президентом Российской Федерации.

Статья 17. Организация деятельности Совета Безопасности

1. Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.

2. Порядок организации и проведения заседаний и совещаний Совета Безопасности определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 18. Решения Совета Безопасности

1. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.

2. Решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.

3. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

4. В целях реализации решений Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут издаваться указы и распоряжения.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 19. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Признать утратившими силу:

1) Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 «О безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 769);

2) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446/I-I «О введении в действие Закона Российской Федерации «О безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 770);

3) Закон Российской Федерации от 25 декабря 1992 года N 4235-I «О дополнении статьи 14 Закона Российской Федерации «О безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 77);

4) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 декабря 1992 года N 4236-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О дополнении статьи 14 Закона Российской Федерации «О безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 78);

5) статью 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033);

6) статью 2 Федерального закона от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательного акта Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст. 763);

7) статью 1 Федерального закона от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3427);

8) статью 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 24-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст. 1151);

9) статью 1 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 103-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области таможенного дела» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3022).

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общество и государство в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Понятие и классификация ЧС. Правовые основы.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные.

К конфликтным, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, терроризм, разгул уголовной преступности, крупномасштабная коррупция и др.

Бесконфликтные чрезвычайные ситуации, в свою очередь, могут быть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.
Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам

  • масштабу распространения;
  • темпу развития;
  • природе происхождения.

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1.1. Безопасность коммерческой организации

Безопасностью коммерческой организации называется состояние защищенности интересов физических лиц (собственников, руководства, сотрудников, клиентов), материальных ценностей и информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз. Ухудшение криминальной обстановки в стране, усиление организованных форм преступности, увеличение числа насильственных преступлений с активным использованием оружия, взрывчатых веществ, других специальных средств показывает, что тенденция к осложнению оперативной обстановки вокруг коммерческих организаций сохранится и в будущем. Отсюда следует, что для обоснования, выбора и реализации защитных мероприятий, адекватных угрозам и соответствующих интересам бизнеса, необходимы определение и прогнозирование возможных угроз, осознание их опасности.

Сейчас уже хорошо известно, что успех в бизнесе во многом зависит от степени психологического комфорта сотрудников предприятия. Социологи даже используют специальный коэффициент психологического комфорта (высокое значение этого коэффициента во многом обуславливает величину прибыли), складывающегося из нескольких элементов:

ясной и приятной окружающей обстановки;

отсутствия страха стать жертвой преступления;

уверенности людей в том, что их безопасность под контролем.

Под безопасностью любого учреждения (банка, таможни, офиса, торгового центра и т. д.) понимают комплекс мероприятий, проводимых специализированной службой, которая обеспечивает:

сохранность всех материальных, интеллектуальных и коммерческих ценностей предприятия (здания, оборудования, информации и т. д.);

охрану сотрудников предприятия, его клиентов и партнеров;

благоприятную атмосферу на предприятии для партнеров при совершении сделок и клиентов при их обслуживании;

профилактическую, информационную и аналитическую работу как среди сотрудников предприятия, так и среди его партнеров и клиентов.

В силу своей природы рыночное хозяйство таит в себе много опасностей для добросовестного предпринимателя. Бизнес неотделим от риска. Нужно стремиться избежать всех опасностей, встающих перед бизнесменом. Поэтому лучше заранее продумать во всех деталях эффективную систему безопасности, разработать обоснованную концепцию, определяющую цели защиты, характер возможных угроз и вероятность их появления, основные направления решения задач защиты тех или иных ценностей от аварий, стихийных бедствий и неправомерных действий потенциальных злоумышленников. Приоритеты указанных ценностей в большой степени обусловливаются характером деятельности фирмы. В процессе выявления, анализа и прогнозирования потенциальных угроз интересам бизнеса учитываются объективно имеющиеся внешние и внутренние обстоятельства, влияющие на их опасность.

Под угрозой безопасности коммерческого предприятия следует понимать потенциально или реально возможное событие, которое способно нарушить его устойчивость и развитие или привести к остановке деятельности.

Угрозу можно классифицировать по различным основаниям и измерить ее в количественных параметрах. Можно оценивать ущерб числом погибших или потерявших здоровье людей, денежной суммой экономических потерь и т. д.

По степени вероятности угрозу принято оценивать как невероятную, маловероятную, вероятную, весьма вероятную и вполне вероятную.

По степени развития угроза проходит четыре этапа: возникновение (зарождение), экспансия (расширение), стабилизация и ликвидация.

Отдаленность угрозы во времени определяется как непосредственная, близкая (до 1 года) и далекая (свыше 1 года), а отдаленность в пространстве – по прилегающей к предприятию территории, территории региона, территории страны и зарубежной территории.

Темпы нарастания угрозы измеряются по месяцам, кварталам и годам.

Напряженность угрозы оценивается как нормальная, повышенная, близкая к пределу и избыточная. Динамика изменений – рост, стабильность или снижение. Кроме этого, угрозы подразделяются по природе их возникновения на два класса:

Существует также подразделение угроз на экономические, социальные, правовые, организационные, информационные, экологические, технические и криминальные.

Для организации эффективной защиты от различных преднамеренных угроз необходимо четко представлять, что намеривается сделать злоумышленник. Для совершения преступления необходимо наличие одновременно трех составляющих – желания, способности и возможности. Соответственно, для предотвращения преступления необходимо убрать один из этих «необходимых, но недостаточных» элементов. Применяя различные способы защиты охраняемого объекта, можно существенно снизить или даже устранить две составляющие – желание и возможности. При этом не следует забывать о том, что затраты на охранные мероприятия должны быть соизмеримыми с возможными убытками от преступных посягательств. Понятно, что требования по технической укрепленности и оборудованию техническими средствами безопасности газетного киоска должны отличаться от требований, предъявляемых к ювелирному магазину или банку.

Охрана объектов должна быть направленной против конкретного вида угроз. При этом против угроз обычного хищения существует один вид защиты, против угроз в виде хулиганства – другой, угроз от действий организованной преступности – третий и т. д.

Система охраны объектов должна быть построена таким образом, чтобы «растянуть» время возможного проникновения преступника в запретную зону. По рекомендациям экспертов, оно должно быть не менее 15–20 мин. Надежность и эффективность системы безопасности предприятия оценивается на основе одного критерия – степени отсутствия или наличия нанесенного ему материального ущерба и (или) морального вреда.

В понятие безопасности коммерческого предприятия обычно включают техническую, физическую, экономическую, внутреннюю и информационную составляющие. Все они довольно тесно взаимосвязаны.

Техническая безопасность считается пассивной, так как она не оказывает непосредственного воздействия на злоумышленника, в отличие от физической. Под технической системой безопасности понимается система раннего обнаружения угроз предприятию от стихийных бедствий, несанкционированного проникновения нарушителей и ошибочных либо неправомерных действий персонала или клиентов предприятия с использованием технических средств обнаружения угроз. При этом обнаружение, а зачастую нейтрализация и даже ликвидация угроз осуществляются с помощью различных технических средств и методов.

Технические средства обеспечения безопасности выполняют функцию блокирования угроз, автоматического контроля целостности границ зон защиты объекта, обеспечивают возможность дистанционного визуального контроля, оперативного изменения степени защищенности охраняемого объекта (например, блокировка в случае пожара), автоматического протоколирования несанкционированных изменений в зонах защиты объекта, информирование физической охраны о попытках несанкционированного доступа. Без обеспечения технической безопасности объем необходимой физической охраны резко возрастает.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Президент РФ Владимир Путин прибыл в Ташкент, где в четверг примет участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества. Однако уже сегодня он провел весьма важную встречу с главой Узбекистана Исламом Каримовым. По окончании переговоров в узком и расширенном составе, которые проходили в резиденции «Оксарой», главы государств поставили свои подписи под Договором о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.<BR><BR>Данный документ предусматривает, что Россия будет поставлять в Узбекистан «продукцию военного назначения». Среди приоритетов военного и военно-технического сотрудничества Москвы и Ташкента в документе называются также «поддержание в исправном состояний и модернизация имеющейся в Республике Узбекистан военной техники, включая средства военно-воздушных сил и противовоздушной обороны». <BR><BR>Согласно Договору, Россия и Узбекистан смогут «в необходимых случаях предоставлять друг другу право использования военных объектов, находящихся на их территории». В документе говорится, что это делается «в целях обеспечения безопасности, поддержания мира и стабильности». На пользование военными объектами в каждом конкретном случае необходимо будет заключать отдельное соглашение. Кроме того, стороны договорились о «подготовке в военных учебных заведениях РФ офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Узбекистан» и «проведении совместных мероприятий боевой подготовки вооруженных сил» России и Узбекистана.<BR><BR>В договоре отмечается, что Москва и Ташкент будут также сотрудничать «в осуществлении межгосударственных космических программ исследования Земли и космического пространства с использованием имеющейся на территории Республики Узбекистан инфраструктуры». <BR><BR>Россия и Узбекистан будут предоставлять друг другу «максимально благоприятные условия для участия в инвестиционных и приватизационных проектах на их территории». Москва и Ташкент договорились проводить «ускоренное развитие интеграции и кооперации в топливно-энергетическом комплексе, авиастроении, в области транспорта и коммуникаций, в банковской сфере, энергетике, мирном использовании атомной энергии». По Договору, стороны будут взаимодействовать «на двусторонней и многосторонней основе в реализации экономических, гуманитарных и других проектов и программ в рамках интеграционных процессов в Центральноазиатском регионе».<BR><BR>Что касается гуманитарного сотрудничества, то Россия и Узбекистан «всемерно поощряют сближение национальных систем образования и науки». Будут устанавливаться прямые связи между научными и образовательными заведениями, налаживаться контакты творческих коллективов. В Договоре отмечается, что он «не направлен против третьих стран и не затрагивает прав и обязательств сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются». Договор, имеющий бессрочный характер, вступит в силу «с даты последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу».<BR><BR>Между тем в ходе переговоров Путин и Каримов <A href=»http://iz.ru/world/article72608&quot; style=»COLOR: blue» target=»_blank»>уделили существенное внимание </A>развитию торгово-экономических связей. По словам российского президента, лидеры обсудили подписанный сегодня контракт между компанией «ЛУКОЙЛ» и узбекским правительством. «Надеюсь, что и другие российские инвесторы, в том числе те, которые уже работают на узбекском рынке, например «Газпром», осуществят имеющиеся у них планы инвестиций в Узбекистан», — сказал президент России. Он подчеркнул, что «Газпром» готов инвестировать более миллиарда долларов в экономику Узбекистана.<BR><BR>В свою очередь Ислам Каримов приветствовал российские инвестиции. «Мы приветствуем растущий интерес российского бизнеса к освоению узбекского рынка, создание СП и освоение минерально-сырьевой базы Узбекистана российским капиталом», — сказал Каримов. Каримов подтвердил, что готовится контракт с «Газпромом», который увеличит сумму российских инвестиций в нефтегазовую сферу Узбекистана до $2.5 млрд. <BR><BR>Объем договора между «ЛУКОЙЛом», правительством Узбекистана и холдингом «Узбекнефтегаз», подписанное на условиях Соглашения о разделе продукции относительно разработки Кандымских газовых месторождений составляет около $1 млрд. Для этого будет создана операционная компания с долей «ЛУКОЙЛа» в 90%, «Узбекнефтегаза» — 10%. Доля узбекской стороны при разделе продукции будет варьироваться от 50% до 80% в зависимости от рентабельности проекта. С выходом месторождений на проектную мощность максимальный объем добычи газа составит 8 млрд. куб. м ежегодно, общий накопленный объем добычи природного газа в рамках проекта может достигнуть 207 млрд. куб м. <BR><BR><EM>По материалам ИТАР-ТАСС.</EM>

УДК 34.07

Микаилов Самир Мурсалович

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного, финансового и информационного права Северного (г.Петрозаводск) филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации smm45@mail.ru Samir M. Mikailov

Сфера обеспечения имущественной безопасности юридических и физических лиц как объект государственного регулирования

Scope ensure property safety of businesses and individuals as an object of

state regulation

Аннотация. Автор анализирует вопросы государственного регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности юридических и физических лиц и обосновывает, что она (имущественная безопасность), будучи составной частью экономической и общественной безопасности, тесно взаимодействуя с другими видами безопасности, является компонентом национальной безопасности. Данный фактор обуславливают необходимость государственного регулирования общественных отношений, складывающихся в рассматриваемой сфере. Автор рассматривает категорию «имущественный интерес» как ключевой компонент категорий «жизненно важный интерес» и «национальный интерес», в свою очередь, являющихся элементами безопасности государства.

Ключевые слова: имущественная безопасность, государственное регулирование, имущественный интерес, вневедомственная охрана.

Key words: property safety, government regulation, property interest, private security.

Проблема обеспечения безопасности в целом, личной и имущественной безопасности общества и индивидов в частности, были актуальными для человека во все времена истории его существования. Решалась данная проблема в различных общественно-экономических формациях по-разному. Однако общие подходы к обеспечению безопасности, защиты имущества и противодействия угрозам стабильному их состоянию издревле волновали общества и его членов.

По мнению различных исследователей, безопасность представляет собой «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз», а национальная безопасность, как «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации», представляет собой защищённость национального бытия через реализацию интересов, ценностей и целей и определяется «как функциональная деятельность, обеспечивающая не только жизнедеятельность общества и государства, но и их дальнейшее развитие». )

При этом под жизненно важными интересами понимается «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства», а «национальный интерес» трактуется как «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и всего государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности общества», «совокупность сбалансированных ориентиров и стимулов личности, фундаментальных потребностей, ценностей и устремлений общества и государства, служащих их благу и безопасности».

Представляют интерес для нашего исследования выводы ряда учёных, которые обосновывали, что «национальные интересы в основе своей объективны и отражают стремления граждан государства к обеспечению стабильного и устойчивого развития общества, его институтов, повышению уровня жизни населения».

Иными словами — повышение уровня жизни населения, как экономическая категория и как потребность, является частью национальных интересов, включающей в себя категорию «имущественный интерес», который, в свою очередь, представляет собой «интерес, связанный с правом собственности и иными вещными правами, и направленный на сохранение имущества» . Причём ряд учёных-юристов, считая феномен «имущественный интерес» важной общественной потребностью, включают её и в содержание понятия «общественная безопасность». Например, Л.И. Беляева в понятие общественная безопасность включает государственную, экономическую безопасность и состояние защищённости

имущественных интересов (иными словами, имущественную безопасность), определяя общественную безопасность как «состояние защищённости жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия, нормальной деятельности общественных и государственных институтов».

Представляется, что одним из компонентов системы обеспечения национальной безопасности, призванной обеспечивать защищённость национальных интересов, является система обеспечения имущественной безопасности. Имущественная безопасность является составной частью экономической и общественной безопасности, и, тесно взаимодействуя с другими видами безопасности, является компонентом национальной безопасности. Данное утверждение основывается, прежде всего, на том, что Российская Федерация, провозгласив себя социальным государством, взяло на себя обязательство соблюдать и защищать права и свободы человека, провозглашает имущественную безопасность своих граждан (право иметь имущество в собственности и неприкосновенность собственности ) и «при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу, исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность».

Таким образом, имущественная безопасность представляет собой сложное по структуре явление, включающее как систему условий и факторов защиты имущественных интересов, так и процесс использования данных ресурсов и возможностей общества для сохранения, поддержания и развития этих условий и факторов. Сущность имущественной безопасности, как социального явления, составляют состояние и качество реально сложившихся социальных отношений в обществе, которые обеспечивают необходимый уровень безопасности имущества и позволяют государству прогнозировать, предупреждать, выявлять и устранять угрозы имущественным интересам.

По мнению различных исследователей, сфера обеспечения безопасности занимает среди субъектов государственного регулирования своё значимое место, которое, как мы заметили, в определённой степени детерминируется социальной функцией государства .

Следовательно, обеспечение имущественной безопасности также является социальной функцией государства и, соответственно, подпадает под сферу государственного регулирования.

В теории управления и других различных областях науки под государственным регулированием, как одной из функций государственного управления, понимается деятельность органов законодательной и исполнительной власти по установлению общих правил поведения участников общественных отношений .

Таким образом, можно предположить, что под государственным регулированием сферы имущественной безопасности понимается деятельность органов законодательной и исполнительной власти по установлению общих правил поведения участников системы обеспечения имущественной безопасности путем принятия и реализации различных мер организационного, правового, инженерно-технического и другого характера с целью придать процессам в данной сфере организованный характер, упорядочить действия субъектов, обеспечить соблюдение законодательства, отстаивать государственные, общественные и имущественные интересы.

Следовательно, осуществляя государственное регулирование в указанной сфере, государство формирует законодательную базу и соответствующие институты.

Основой законодательной базы сферы обеспечения имущественной безопасности являются такие нормативно-правовые акты, как Закон Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Федеральные законы Российской Федерации от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране», от 27.05.1996 №57-ФЗ «О государственной охране», Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», от 12.07.2000 №514 «Об организации ведомственной охраны», от 16.04.2011 №274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны», от 01.02.2011 №42 «Об утверждении правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1629-р от 02.11.2009 «Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» и другие.

Система обеспечения имущественной безопасности представляет собой совокупность объединённых единой целью предотвращения угроз имущественной безопасности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан, реализующих свои права и обязанности во взаимосвязи и по согласованию во времени и пространстве.

По-нашему мнению, представляется возможным выделить две группы субъектов, участвующих в обеспечении имущественной безопасности юридических и физических лиц: неспециализированные субъекты обеспечения имущественной безопасности и специализированные субъекты обеспечения имущественной безопасности.

К группе неспециализированных субъектов могут быть отнесены субъекты системы, основной целью которых не является обеспечение имущественной безопасности, но участвующие в деятельности по её обеспечению (это органы законодательной и исполнительной власти разного уровня, призванные обеспечивать имущественную безопасность путём формирования законодательной основы функционирования системы

имущественной безопасности), а также общественные организации и лица, участвующие в обеспечении имущественной безопасности.

К группе специализированных субъектов обеспечения имущественной безопасности представляется правомерным отнести субъекты системы, непосредственно осуществляющие деятельность по обеспечению имущественной безопасности в отношении объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) государственные организации, решающие задачи по обеспечению имущественной безопасности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ведомственная охрана (подразделения ведомственной охраны или подразделения юридических лиц с особыми уставными задачами, осуществляющие охранную деятельность на основании Закона Российской Федерации от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», создаваемые в соответствии с перечнем, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000г. № 514 «Об организации ведомственной охраны»);

— вневедомственная охрана полиции

К данной группе следует отнести подразделения по охране объектов органов государственной власти Федеральной службы охраны России (осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 мая 1996 № 57-ФЗ «О государственной охране») и части внутренних войск МВД России по охране важных государственных объектов (осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 декабря 1997г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД Российской Федерации»), а также филиалы ФГУП «Охрана» МВД России (созданы и осуществляют свою деятельность на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2005г. № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации», а также утверждённого Устава предприятия)

б) негосударственные (частные) охранные организации — это частные охранные организации, осуществляющие деятельность по обеспечению имущественной безопасности на возмездной основе в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

Важно отметить, что, так как система обеспечения имущественной безопасности является сложной, многоуровневой системой взаимосвязанных и взаимообеспечивающих элементов, её обеспечение — дело не только государства, но и всего общества в целом, включая каждого её члена в отдельности.

Таким образом, учитывая социальную значимость функции государства в сфере обеспечения имущественной безопасности и её важность для обеспечения национальной безопасности, можно утверждать, что данная сфера является объектом государственного регулирования, а под государственным регулированием сферы имущественной безопасности

понимается деятельность органов законодательной и исполнительной власти по установлению общих правил поведения участников системы обеспечения имущественной безопасности путем принятия и реализации различных мер организационного, правового, инженерно-технического и другого характера с целью придать процессам в данной сфере организованный характер, упорядочить действия субъектов, обеспечить соблюдение законодательства, отстаивать государственные, общественные и имущественные интересы.

Литература:

I.Конституция Российской Федерации //Рос. газ. 1993. №237, 25 дек.

2.Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О

безопасности» (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 7

3.Указ Президента России №537 от 12.05.2009 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ, 2009, ст.2444.

4.Абалкин Л.И. О национально-государственных интересах России // Вопросы экономики. 1994, № 2. С. 7.

5.Аничков М. В. Война и труд / Препринт международного издания. — Челябинск: Социум, 2007.

6.Антошин В.А. Сфера безопасности российского общества как объект государственного регулирования в начале XXI столетия // Научный вестник Уральской академии государственной службы. — Екатеринбург: ФГОУ ВПО Урал. акад. гос. службы, 2010, № 2 (11). — С. 7-15

7.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. -М.: Омега-Л, Серия: Университетский учебник, 2009. — 580 с.

8.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. 3-е изд. Учебник. 2008. 816с.

9.Белояр А. и др. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов. — М., 2007.

10.Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с

II.Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. — Спб., 1891. Т.5.

12.Возжеников A.B. Национальная безопасность России, — М.: 2002. — С

13Глоссарий страховых терминов, используемых при проведении страховых операций, связанных с жилищным ипотечным кредитованием (жилищным финансированием) /М.: МФК, 2007.

14.Елисеев В.С. Имущественный интерес как первооснова гражданско-правовых обязательств. -М., Юрист, 2009.

15.Копылов В.А. Информационное право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2002. — 512 с.

16.Кортунов С.В. Безопасность в глобальном мире: эволюция российской политики: Автореф. дис. … докт. полит. наук. — М., 2002. — С. 12.

17.Макарейко Н.В. Административное право. Конспект лекций. 2009.

189с.

18.Микаилов С.М. Организационно-правовые основы деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации по обеспечению имущественной безопасности юридических и физических лиц. Дисс. канд. юрид. наук. -М., Академия управления МВД России, 2011.- 322 c.

19.Платон. Диалоги. — М., 1986.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20.Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ. 2002.

21.Поздняков Э. Россия и национально-государственная идея. Военная мысль, 1992, № 4-5.

22.Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности. / — М.:

2002. — С. 93.

24.Степашин С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности РФ. Автореферат дис…докт. юрид. наук. — СПб., 1994.

25.Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: Полный курс — Тихомиров Ю. А., Москва, 2001

27.Турбина К. Е. Современное понимание имущественных интересов как объекта страхования // «Финансы» : журнал. — 2000. — № 11

31.Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. — М., 1974.

32.Цухокин А. «Национальный интерес» и национальное достоинство. Международная жизнь, 1994, 4.

33.Шаваев А.Х. Национальная безопасность и национальные интересы, // Власть. — 3 — 2004. — С. 44

1.Constitution of Russian Federation / / Rus. gas. 1993 . Number 237, December 25 .

4.Abalkin L.I. On the national and state interests of Russia / / Problems of Economics . 1994, № 2. C. 7.

5.Anichkov M.V. War and labor / Preprint international edition . -Chelyabinsk Society , 2007 .

7.Atamanchuk G.V. Theory of Public Administration . Course of lectures. -M: Omega-L Series : University textbook, 2009 . — 580 p.

8.Bahrah D.N. Rossinsky BV Starilov YN Administrative Law. 3rd ed. Textbook. 2008 . 816s .

9.Beloyar A. et al explanatory dictionary of Newspeak democratic and euphemisms . — M., 2007.

10.Borisov A.B. Big Dictionary of Economics. — M.: World of Books , 2003 . — 895 with

11.Brokgauz and Efron . Encyclopedic Dictionary. — SPB . , 1891 . T.5 .

12.Vozzhenikov A.B. National Security of Russia — Moscow, 2002 . — 82 C

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.Eliseev V.S. Property interest as a fundamental principle of civil liabilities.-M., Lawyer, 2009

15.Kopylov V.A. Information Law: Textbook.- 2nd ed., Rev . and add. — M.: Lawyers 2002.- 512

17.Makareyko N. V. Administrative Law. Summary of lectures . 2009 . 189c .

19.Platon . Dialogues . — M. , 1986.

20.Pogranichny dictionary. — Moscow: Russian Academy of the Federal SS.

2002 .

21.Pozdnyakov E. Russia and the national state idea . Military Thought , 1992, № 4-5.

22.Prohozhev A.A. The general theory of national security. / — M. : 2002. — S.

23.Sokolova S.N. Philosophy of state regulation of safety in the Russian society. //… Dokt.filos Diss . Sciences . — Moscow, 2011 . — 368 .

25.Tihomirov A. Administrative Law and Process: Full Course — A. Tikhomirov, Moscow, 2001

27.Turbina KE Current understanding of the property interests as insurance object // «Finance»: magazine. — 2000 . — № 11

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *