Договор с руководителем

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2008, N 5

Особенности трудового договора с руководителем организации

Трудовой договор с руководителем организации имеет ряд особенностей, обусловленных его трудовой функцией, местом в системе управления организацией и порядком назначения на должность и увольнения.

В Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ) законодатель дал определение руководителя организации (ч. 1 ст. 273 ТК РФ). Это физическое лицо, которое в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Правовое положение руководителя основывается на законодательстве Российской Федерации, ее субъектов, нормативных правовых актах органов местного самоуправления и локальных нормативных актах конкретной организации, а также ее учредительных документах.

В соответствии со ст. 275 ТК РФ с руководителем организации заключается трудовой договор. Он составляется в письменной форме, в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается руководителю, другой хранится у работодателя.

От имени работодателя трудовой договор с руководителем подписывает лицо, уполномоченное на то правомочным органом. Например, от имени акционерного общества трудовой договор с его руководителем подписывает председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества или иное лицо, уполномоченное советом директоров (наблюдательным советом) общества (п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ) <1>). Предоставление полномочий на подписание трудового договора иному лицу оформляется решением совета директоров (наблюдательного совета), принятым в порядке, предусмотренном ст. 68 Федерального закона «Об акционерных обществах». Указанный Закон не требует, чтобы уполномоченным лицом был член совета директоров (наблюдательного совета). Таковым может быть любое лицо, которому совет директоров (наблюдательный совет) поручит подписание трудового договора.

В большинстве случаев руководитель заключает трудовой договор с юридическим лицом (организацией). Так, для директора акционерного общества в качестве работодателя выступает акционерное общество как корпоративное образование. Если единственным акционером или участником в обществе является физическое лицо, не являющееся руководителем, то и в этом случае трудовой договор с руководителем заключается от имени юридического лица. Для руководителя государственного или муниципального унитарного предприятия работодателем является собственник имущества предприятия — Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. От их имени права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в ред. от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ) <2>). В соответствии со ст. 21 указанного Закона, руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия.

Трудовой договор с руководителем организации имеет ряд особенностей, обусловленных его трудовой функцией, местом в системе управления организацией и порядком назначения на должность и увольнения. В соответствии с ч. 2 ст. 275 ТК РФ трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.). Так, п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (в ред. от 11 ноября 2006 г. N 666) <3> предусматривает, что назначение руководителей федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе.

<3> Там же. 2000. N 13. Ст. 1373; 2001. N 31. Ст. 3281; 2002. N 41. Ст. 3986; 2006. N 13. Ст. 1408; 2006. N 47. Ст. 4897.

Руководитель общества с ограниченной ответственностью избирается на должность на общем собрании и только в случае избрания с ним заключается трудовой договор. Руководитель акционерного общества в соответствии с уставом избирается на общем собрании либо назначается советом директоров (наблюдательным советом), после чего с ним также заключается трудовой договор.

С руководителем организации закон разрешает заключить по соглашению сторон срочный трудовой договор (ч. 2 ст. 59 ТК РФ). Систематическое толкование положений ст. ст. 58, 59 и 275 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что трудовой договор с руководителем организации может заключаться на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, но не может превышать максимального пятилетнего срока, установленного ст. 58 ТК РФ. Мнение о том, что срок трудового договора с руководителем организации не может превышать пяти лет, является доминирующим в юридической литературе, но не единственным. Так, Ю.П. Орловский полагает, что срок трудового договора зависит только от соглашения сторон или от учредительного документа, поскольку если рассматривать ч. 1 ст. 275 ТК РФ как специальную правовую норму, правило о максимальном сроке договора, заключаемого с руководителем организации, может не применяться <4>. Срочный трудовой договор с руководителем организации обычно заключается с целью выполнения им своей программы, с которой он, например, проходил конкурсный отбор. Программа обычно сопровождается календарным планом ее выполнения. Поэтому срок трудового договора с руководителем организации должен обеспечивать выполнение программы, ее календарного плана. Сложные, долгосрочные программы могут быть реализованы в срок, превышающий пять лет.

<4> См.: Орловский Ю.П. Новый этап реформирования трудового законодательства // Хозяйство и право. 2006. N 8. С. 9.

Возможность заключения срочного трудового договора по соглашению сторон применительно к руководителю организации является обоснованной. Во-первых, ч. 2 ст. 59 ТК РФ говорит о возможности заключения срочного трудового договора с руководителем организации только по соглашению сторон. Использование формулировки «по соглашению сторон» говорит о принципиальной возможности заключения срочного трудового договора только на основании добровольного согласия и руководителя организации, являющегося работником, и работодателя. Во-вторых, предусмотренная законом возможность обращения в суд за защитой своих нарушенных прав в случае, если согласие работника не было добровольным и со стороны работодателя имело место принуждение к заключению срочного трудового договора, является важной правовой гарантией предупреждения злоупотреблений со стороны работодателя. Так, в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2006 г. N 63) <5> акцентируется внимание на том, что в соответствии с ч. 2 ст. 58 ТК РФ в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 59 ТК РФ, срочный трудовой договор может быть признан правомерным, если имелось соглашение сторон (ч. 2 ст. 59 ТК РФ), т.е. если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя. Если судом при разрешении спора о правомерности срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.

<5> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2007. N 3.

Часть 2 ст. 59 ТК РФ была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, в Определении от 15 мая 2007 г. N 378-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края о проверке конституционности положения статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации» <6> Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что нормативное положение ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации, допускающее заключение срочного трудового договора при отсутствии объективных причин, требующих установления трудовых отношений на определенный срок, не ограничивает свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепленные ст. 37 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Несмотря на то что выводы Конституционного Суда прежде всего касались конституционности абз. 3 ч. 2 ст. 59 ТК РФ, допускающего возможность заключения срочного трудового договора с пенсионерами по возрасту, его доводы могут быть распространены и на другие категории работников, указанные в ч. 2 ст. 59 ТК РФ, в том числе и на руководителей организаций. Показательным и свидетельствующим о дискуссионности данного вопроса является отсутствие у судей Конституционного Суда единого мнения при принятии решения. Об этом, в частности, свидетельствует то, что, воспользовавшись правом, предоставляемым ей ч. 1 ст. 76 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 5 февраля 2007 г. N 2-ФКЗ) <7>, судья О.С. Хохрякова изложила свое особое мнение по вынесенному Определению.

Особенностью заключения трудового договора с руководителем организации является увеличенный (шестимесячный) срок испытания при приеме на работу (ч. 5 ст. 70 ТК РФ).

Трудовым договором с руководителем организации могут быть установлены и иные условия приема на работу, например возможность работать по совместительству в других организациях или дополнительные основания прекращения трудового правоотношения. Согласно ч. 1 ст. 276 ТК РФ руководитель организации может занимать оплачиваемые должности в других организациях только с разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа). Постановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 «О работе по совместительству» (в ред. от 17 сентября 1990 г. N 939) <8> занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускалось. Однако Верховный Суд Российской Федерации признал недействительной (незаконной) данную норму, о чем вынес Решение от 14 декабря 2000 г. N ГКПИ2000-1293 <9>. В настоящее время такие ограничения могут быть установлены только федеральными законами.

<8> Свод законов СССР. Т. 2. С. 238 — 2.

<9> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2001. N 10.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (в ред. от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) <10> в ст. 11 ТК РФ были внесены изменения. Так, если ранее в ч. 6 ст. 11 ТК РФ говорилось о том, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются «настоящим Кодексом и иными федеральными законами», то в новой редакции используется формулировка «в соответствии с настоящим Кодексом». Таким образом, законодатель не ограничивает возможность регулирования труда отдельных категорий работников, в том числе и руководителей, только федеральными законами, а предусматривает возможность решения этого вопроса трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом ст. 252 ТК РФ установлена следующая гарантия: особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно ТК РФ либо в случаях и порядке, им предусмотренных <11>.

<10> Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 27. Ст. 2878; 2006. N 52, ч. 1. Ст. 5498; 2007. N 17. Ст. 1930.

В трудовом договоре должен быть указан размер компенсации, выплачиваемой руководителю организации в случае досрочного расторжения с ним трудового договора в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о расторжении трудового договора.

Среди особенностей трудового договора с руководителями организаций, находящихся в собственности государства, можно выделить специфические черты, касающиеся вознаграждения. По общему правилу система оплаты труда работников устанавливается по соглашению сторон трудового договора, и заработная плата в соответствии со ст. 132 ТК РФ максимальным размером не ограничивается. Это правило можно отнести и к установлению оплаты труда руководителей организаций, независимо от их организационно-правовых форм. Однако существует ряд ограничений для организаций, находящихся в собственности государства.

Вопросы вознаграждения руководителей государственных предприятий урегулированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)» <12>, которым было утверждено Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий. В соответствии с данным Постановлением оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

<12> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 13. Ст. 991.

Основное отличие содержания трудового договора с руководителем организации состоит в специфике трудовой функции работника. Так, руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от его имени, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и расторгает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством (п. 1 ст. 21 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Несколько иначе по форме, но аналогично по смыслу определяются полномочия председателя производственного кооператива. Так, в соответствии с положениями п. 5 ст. 17 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (в ред. от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ) <13> председатель кооператива действует от имени кооператива без доверенности, представляет кооператив в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, распоряжается имуществом кооператива, заключает договоры и выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает счета в банках и других кредитных организациях, осуществляет прием и увольнение наемных работников, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения членами кооператива и наемными работниками кооператива. Аналогично по смыслу и содержанию формулируются полномочия руководителей организаций иных организационно-правовых форм, что в конечном итоге и послужило основанием для выделения в ТК РФ отдельной главы об особенностях регулирования их труда.

<13> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 20. Ст. 2321; 2001. N 21. Ст. 2062; 2002. N 12. Ст. 1093; 2006. N 52, ч. 1. Ст. 5497.

Обязанность руководителя периодически отчитываться перед собственником имущества организации о результатах финансово-хозяйственной деятельности составляет необходимый элемент трудовой функции руководителя. Эта обязанность основывается на положениях закона (например, п. 3 ст. 21 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; п. 11 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об акционерных обществах»; п. 6 ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ) <14>; ст. 15 Федерального закона «О производственных кооперативах»). Порядок и форма отчетности руководителя организации в большинстве случаев устанавливаются локальными нормативными актами и соглашением сторон.

Достаточно детально регламентировано в законодательстве правовое положение руководителей государственных предприятий. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» (в ред. от 5 октября 2002 г. N 1129) <15> обязательными условиями трудового договора с руководителем государственного предприятия являются:

— условия, связанные с управлением организацией (права и обязанности руководителя предприятия в связи с управлением предприятием, в том числе по приему и увольнению работников, делегированию полномочий по распоряжению имуществом предприятия; порядок отчетности руководителя предприятия;

— условия, связанные с оплатой труда (размер гарантированного вознаграждения не менее 10-кратного минимального размера оплаты труда ежемесячно; доля руководителя предприятия от прибыли предприятия, определяемой после расчетов с бюджетами всех уровней);

— гарантии и компенсации (размер компенсации, выплачиваемой руководителю предприятия при досрочном расторжении трудового договора по инициативе Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти; размер компенсации руководителю предприятия и членам его семьи при переезде в другую местность, обусловленном трудовым договором; социальные гарантии руководителю предприятия и членам его семьи, в том числе в случае смерти руководителя предприятия или потери им трудоспособности);

— порядок и условия досрочного расторжения трудового договора;

— ответственность руководителя предприятия за нарушение трудового договора, экономические результаты деятельности предприятия, сохранность и целевое использование имущества, в том числе и материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию в результате действий (бездействия) руководителя предприятия;

— условия, содержащие срок трудового договора (указание на срок трудового договора (не менее трех лет)).

<15> Там же. 1994. N 7. Ст. 700; 2002. N 40. Ст. 3905.

В трудовой договор с руководителем организации могут по соглашению сторон включаться и другие условия, которые можно отнести к числу факультативных. Они не должны ухудшать условий труда руководителя организации, определенных законодательством Российской Федерации о труде.

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания руководителем и работодателем, если иное не установлено федеральным законом, иными нормативными правовыми актами или самим договором.

В действующем законодательстве устанавливаются определенные требования к руководителю как стороне трудового договора. Так, в ряде случаев в законе установлен предельный возраст для занятия должности руководителя. В соответствии со ст. 332 ТК РФ в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. При этом по представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет.

Наряду с возрастом для руководителя организации в законодательстве предусматриваются и другие требования. Так, в соответствии с п. 9 Положения о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного предприятия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 234 (в ред. от 11 ноября 2006 г. N 666), к участию в конкурсе допускаются физические лица, имеющие высшее образование, опыт работы в сфере деятельности предприятия, а также работы на руководящей должности, как правило, не менее года, и отвечающие требованиям, предъявляемым к кандидатуре руководителя предприятия. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 2 ноября 2007 г. N 248-ФЗ) <16> кандидаты на замещение должности руководителя кредитной организации должны иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыт руководства таким подразделением не менее двух лет.

Для занятия должности руководителя организации в законодательстве сформулирован ряд ограничений. Так, должность руководителя организации не может быть замещена лицом, дисквалифицированным в судебном порядке за совершение административного правонарушения (например, за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ч. 2 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)); если оно совершило уголовное преступление, за которое применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 143, ст. ст. 145.1, 215, 216 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Е.Радевич

Начальник бюро организации оплаты труда

и технического нормирования

ООО «Сталь НК»

Подписано в печать

1. При решении вопроса о сроке трудового договора, заключаемого с руководителем организации, следует руководствоваться положениями ч. 2 ст. 59 ТК. В соответствии с ее положениями срочный трудовой договор может быть заключен по соглашению его сторон без учета характера работы или условий ее выполнения в случае заключения трудового договора с руководителем организации.

Иными словами, в соответствии с этой нормой с руководителем организации может быть заключен трудовой договор как на определенный срок, так и на неопределенный срок без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. При этом условие о срочном характере трудового договора должно являться результатом соглашения сторон.

Исходя из сказанного можно сделать вывод о том, что заключение срочного трудового договора с руководителем организации является правом, а не обязанностью работодателя, т.е. на практике руководители могут работать в соответствии как со срочными трудовыми договорами, так и с договорами, заключенными на неопределенный срок.

Срок, на который заключается трудовой договор с руководителем организации, может быть определен как учредительными документами организации, так и непосредственно трудовым договором. При этом на практике нередко возникает вопрос о том, возможно ли при заключении срочного трудового договора с руководителем организации увеличить 5-летний срок, установленный п. 2 ч. 1 ст. 58 ТК.

Представляется, что ответ на данный вопрос может быть следующим. В соответствии со ст. 58 ТК срочный трудовой договор может быть заключен на срок не более 5 лет, если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Иной срок установлен ст. 275 ТК.

Согласно этой статье срок действия трудового договора, заключаемого с руководителем организации, определяется учредительными документами организации или соглашением сторон. Если в учредительных документах организации предусмотрено, что срок трудового договора с руководителем организации может превышать 5 лет, соответственно и в трудовом договоре с руководителем может быть установлен срок трудового договора, превышающий 5 лет.

2. В соответствии с требованиями гражданского законодательства органы юридического лица формируются в соответствии с положениями ГК, а также федеральных законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих правовое положение отдельных видов юридических лиц. Большую роль при решении вопроса о формировании исполнительных органов юридического лица играют локальные нормативные акты — уставы, положения, учредительные договоры.

Ими могут быть установлены специальные процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание на должность и т.д.).

В некоторых случаях процедура, предшествующая заключению трудового договора с руководителем, регламентируется специальным нормативным актом. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373) приему на работу руководителя государственного унитарного предприятия может предшествовать прохождение конкурса.

Руководитель корпоративной организации также может быть избран по конкурсу, если это предусмотрено ее уставом.

Перечень процедур, предшествующих заключению трудового договора с руководителем организации, может включать и процедуры предоставления и проверки информации о кандидате на данную должность.

Так, Кодекс корпоративного поведения рекомендует, чтобы генеральный директор избирался в соответствии с прозрачной процедурой, предусматривающей предоставление акционерам полной информации о кандидатах.

Такая информация может включать информацию о возрасте и образовании кандидата, должностях, которые кандидат занимал в течение последних 5 лет, характере его взаимоотношений с обществом, членстве в советах директоров и иных должностях в других организациях, а также сведения о выдвижении на должность генерального директора или другие должности в иных организациях, о характере взаимоотношений с аффилированными лицами и крупными контрагентами общества, кроме того, могут быть предоставлены сведения о финансовом положении кандидата или об обстоятельствах, которые могут влиять на выполнение кандидатом его обязанностей.

Рекомендуется также предоставлять акционерам информацию об отказе кандидата раскрыть требуемые сведения.

3. При решении вопроса о заключении трудового договора с руководителем организации необходимо убедиться, что данное лицо в силу закона не лишено права занимать руководящую должность в организации.

Так, ст. 32.11 КоАП предусматривает, что при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» (СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4584) установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, является Министерство внутренних дел РФ.

Названным Постановлением утверждено Положение, которое определяет порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых дисквалификации в соответствии с КоАП.

Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

Копии указанных постановлений направляются вынесшими их судами в уполномоченный федеральный орган либо его территориальный орган.

В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья Кодекса), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

Реестр ведется на русском языке.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.

Форма выписки из реестра, содержащей информацию о конкретном дисквалифицированном лице и предоставляемой заинтересованным лицам, а также порядок ее предоставления устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Запросы о предоставлении информации, содержащейся в реестре, фиксируются в реестре с указанием лица, обратившегося с запросом, даты запроса и даты предоставления информации.

Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет 5 дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

Уполномоченный федеральный орган в 10-дневный срок со дня внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде дисквалификации.

Исключение из реестра дисквалифицированных лиц производится:

  • по истечении срока дисквалификации;
  • во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации, заверенная копия которого поступила в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, из суда либо от ранее дисквалифицированного лица в составе приложения к заявлению об исключении из реестра дисквалифицированных лиц.

4. В соответствии со ст. 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий могут быть включены в компетенцию общего собрания, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Законодатель не раскрывает термина «образование исполнительного органа общества», и в настоящее время остается дискуссионным вопрос о том, кто принимает решение о содержании трудового договора с единоличным исполнительным органом акционерного общества, устанавливает размер его заработной платы и проч.

Проект трудового договора может быть предметом рассмотрения на общем собрании акционеров, однако принять какое бы то ни было решение по данному вопросу акционеры не смогут, поскольку в соответствии с законом это не входит в их компетенцию.

Кроме того, вынесение условий трудового договора на обсуждение общего собрания чревато и нежелательными последствиями раскрытия информации: не все акционерные общества заинтересованы в том, чтобы вознаграждение руководителя было известно за пределами общества (а при большой численности акционеров сохранить данную информацию в тайне не представляется возможным).

Для того чтобы проблема была решена, необходимо в уставе общества предусмотреть в качестве компетенции совета директоров не только образование единоличного исполнительного органа, но и определение условий трудового договора, заключаемого с ним, в т.ч. и условия, касающегося вознаграждения руководителя акционерного общества.

Согласно ст. 40 Закона об ООО единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.

В соответствии с Законом о ПК в кооперативе с числом членов более 10 избирается правление. Правление кооператива избирается общим собранием из числа членов кооператива на срок, предусмотренный его уставом. Правление кооператива руководит деятельностью кооператива в период между общими собраниями членов кооператива. В компетенцию правления кооператива входят вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива и наблюдательного совета кооператива. Правление кооператива возглавляет председатель кооператива. Председатель кооператива избирается общим собранием из числа членов кооператива. Если в кооперативе создан наблюдательный совет, председатель кооператива утверждается общим собранием членов кооператива по представлению наблюдательного совета кооператива.

Согласно Закону о народных предприятиях руководство деятельностью народного предприятия осуществляет генеральный директор народного предприятия, который избирается общим собранием акционеров на срок, определенный уставом народного предприятия, но не более чем на 5 лет, и может избираться неограниченное число раз.

5. Решение общего собрания акционеров (или участников общества) об избрании руководителя организации точно так же, как и любое другое решение общего собрания, может быть оспорено в суде по мотивам нарушения процедуры его проведения.

Может быть оспорено и решение о назначении руководителя ненадлежащим органом в том случае, когда решение о назначении принял наблюдательный совет, в то время как в соответствии с уставом решение о назначении руководителя отнесено к компетенции общего собрания акционеров. И если избранный с нарушением процедуры руководитель все-таки приступил к исполнению обязанностей и возникли трудовые отношения, они должны быть прекращены органом, имеющим право прекращения полномочий единоличного исполнительного органа организации.

При заключении трудового договора с руководителем его стороной должен выступать непосредственно собственник имущества (организация как юридическое лицо).

Какие органы вправе подписать трудовой договор с руководителем организации, должно быть определено в уставе, решениях органов управления и проч.

Приказом Минэкономразвития России от 2 марта 2005 г. N 49 утвержден примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия, который определяет в качестве работодателя федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральному государственному унитарному предприятию, подведомственному органу исполнительной власти.

С руководителями унитарных предприятий, находящихся в собственности субъектов РФ, трудовые договоры заключают, как правило, органы исполнительной власти субъектов РФ и уполномоченные ими лица.

В корпоративных организациях вопрос о том, кто сможет подписать трудовой договор с руководителем организации, должен быть решен учредительными документами или самим органом, правомочным принимать решение, если это входит в его компетенцию.

6. В соответствии со ст. 16 ТК трудовое отношение возникает между работником и работодателем на основании трудового договора.

В числе оснований возникновения трудового отношения ТК предусматривает фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

В связи с этим на практике нередко встает вопрос о том, какие меры можно принять к руководителю организации, допущенному к работе, но отказывающемуся заключить трудовой договор.

Представляется, что вопрос должен быть решен следующим образом.

Статья 67 ТК предусматривает, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3 дней со дня фактического допущения работника к работе.

Иными словами, ТК прямо определяет, что трудовой договор должен быть заключен в письменной форме и у работодателя, ответственного за правильное и своевременное оформление трудового договора с руководителем (равно как и с другим работником), возникает право требовать от работника подписания такого документа.

При отказе работника подписать трудовой договор без уважительных причин работодатель может применить к такому работнику меры дисциплинарного воздействия.

Поскольку комментируемая глава ТК не содержит норм, специально регламентирующих вопросы содержания трудового договора с руководителем организации, такой договор с руководителем организации должен содержать обязательные условия трудового договора, определенные ТК для всех видов трудовых договоров.

Статья 57 ТК определяет в качестве таких условий следующие: место работы; дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК или иным федеральным законом; трудовая функция в соответствии с уставными документами; условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, условие об обязательном социальном страховании, льготы и компенсации, в т.ч. размер компенсации, выплачиваемой в связи с досрочным прекращением полномочий руководителя по решению собственника или уполномоченного им органа.

Условия о трудовой функции, правах и обязанностях руководителя организации должны строго соответствовать учредительным документам организации. Об этих условиях подробно говорилось в комментарии к ст. 274.

Как правило, руководитель организации работает в условиях ненормированного рабочего дня (см. ст. 101 и коммент. к ней).

При решении вопросов установления оплаты труда руководителя организации необходимо руководствоваться положениями ст. 145 ТК, определяющей, что оплата труда руководителей организаций производится:

  • в организациях, финансируемых из федерального бюджета, — в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ;
  • в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, — органами государственной власти соответствующего субъекта РФ;
  • в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

Размеры оплаты труда руководителей иных организаций определяются по соглашению сторон трудового договора.

Заработная плата руководителей федеральных бюджетных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы (п. 6 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 // СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3852).

Кодекс корпоративного поведения рекомендует при решении вопросов оплаты труда руководителя иметь в виду, что она должна соответствовать его квалификации, учитывать реальный вклад в деятельность общества и стимулировать руководителя дорожить своим местом работы (п. 5.1 гл. 4).

7. В трудовой договор с руководителем могут быть включены и другие условия. Это условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), инсайдерской информации, об испытании, о дополнительных основаниях прекращения трудового договора, о выплате дополнительных компенсаций при прекращении трудового договора.

8. Кодекс корпоративного поведения рекомендует, чтобы в договоре с генеральным директором была закреплена обязанность о добросовестном и разумном исполнении обязанностей руководителем в интересах общества. Руководитель должен взять на себя обязанность воздерживаться от совершения действий, которые приведут к возникновению конфликта между его интересами и интересами общества (п. 3.1 гл. 4).

Кроме того, Кодекс корпоративного поведения рекомендует включать в трудовые договоры с руководителями обязанность руководителя заблаговременно уведомлять общество об увольнении по собственному желанию и положения, касающиеся возможности занятия должностей в иных организациях в период исполнения обязанностей руководителя общества (п. 2.2.2 гл. 4).

9. При решении вопроса о назначении руководителя организации к кандидату необходимо предъявлять требования по профессиональной квалификации и опыту работы, необходимым для руководства текущей деятельностью общества.

В квалификационных требованиях могут быть заложены и личностные качества, которыми, по мнению работодателя, руководитель должен обладать.

10. Прием на работу руководителя организации оформляется приказом (распоряжением), издаваемым на основании решения уполномоченного органа и трудового договора. Как правило, такой приказ о вступлении в должность издает сам руководитель.

I. Заключение трудового договора, оформление приема на работу

В соответствии с п. 4 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью (далее — общество, ООО) и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Пунктом 1 ст. 40 Закона об ООО предусмотрено, что договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (генеральным директором, президентом и т.п.), подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции указанного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, его председателем или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Согласно ст. 39 Закона об ООО в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно.

Регулирование трудовых отношений между организацией и ее руководителем осуществляется в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). В целях применения этих норм под руководителем организации понимается физическое лицо, которое, в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами, осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Частью второй ст. 273 ТК РФ определено, что положения главы 43 ТК РФ, устанавливающие особенности регулирования труда руководителя организации, не распространяются на случаи, когда руководитель организации является ее единственным участником. Однако из этого не следует, что в указанных случаях к отношениям между обществом и его генеральным директором не применяются общие нормы ТК РФ, включая те, которые определяют основания и порядок возникновения трудовых отношений и необходимость заключения трудового договора (часть первая ст. 16, ст. 56, части первая и вторая ст. 67 ТК РФ).

Отметим, что по вопросу возможности заключения трудового договора с генеральным директором — единственным участником хозяйственного общества длительное время существовали различные правовые позиции. Однако в настоящее время в судебной практике утвердился правовой подход, согласно которому между генеральным директором — единственным участником ООО и самим обществом возникают трудовые отношения (смотрите, например, определение ВАС РФ от 05.06.2009 N 6362/09, постановления ФАС Уральского округа от 17.09.2007 N Ф09-2855/07-С1, ФАС Центрального округа от 08.08.2005 N А-09-17861/04-9 и другие).

Аналогичной позиции в настоящее время придерживается Минздравсоцразвития России (смотрите приказ этого министерства от 08.06.2010 N 428н «Об утверждении разъяснения об обязательном страховом обеспечении по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством руководителей организаций, являющихся их единственными учредителями (участниками), членами организации и собственниками ее имущества»).

Закон об ООО также не указывает на то, что его положения, предусматривающие заключение договора между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа, не применяются в случае совпадения в одном лице генерального директора ООО и его единственного участника.

Следовательно, с генеральным директором — единственным участником ООО, как и с любым работником, должен быть заключен трудовой договор. При отсутствии в обществе совета директоров (наблюдательного совета), к компетенции которого отнесено решение вопроса об избрании генерального директора и заключении с ним трудового договора, от имени общества трудовой договор с генеральным директором подписывает единственный участник.

Подчеркнем, что работодателем для генерального директора в этой ситуации будет не единственный участник, а общество. Единственный участник лишь осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с генеральным директором как орган управления обществом (часть шестая ст. 20 ТК РФ). Поэтому трудовой договор в рассматриваемом случае будет заключен между различными субъектами правоотношений: ООО и физическим лицом, назначенным на должность генерального директора.

Прием на работу генерального директора общества оформляется в обычном порядке, который предусмотрен ст. 68 ТК РФ. На основании решения единственного участника ООО о назначении генерального директора издается приказ о приеме на работу (унифицированная форма N Т-1, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1). Приказ должен быть подписан генеральным директором как лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества с момента назначения на должность.

Содержание трудового договора регламентировано положениями ст. 57 ТК РФ.

Также обращаем внимание, что в организации должны быть утверждены правила внутреннего трудового распорядка, регулирующие в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ст. 189 ТК РФ).

Работодатель обязан ознакомить работника при приеме на работу с действующими на предприятии правилами внутреннего трудового распорядка (часть третья ст. 68 ТК РФ). Отсутствие таких правил может служить основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (смотрите, например, решение Суздальского районного суда Владимирской области от 24.02.2012 по делу N 2-191/2012).

II. Оплата труда

Одной из обязанностей работодателя является выплата в полном размере и в установленные сроки причитающейся работникам заработной платы (часть вторая ст. 22 ТК РФ). Размер оплаты труда руководителя общества определяется по соглашению сторон трудового договора (часть вторая ст. 145 ТК РФ). Условие об оплате труда работника обязательно должно быть включено в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ).

Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, согласно ст. 2 ТК РФ, является одним из принципов правового регулирования трудовых отношений. Поэтому совпадение в одном лице генерального директора и единственного участника ООО не влияет на обязанность общества выплачивать руководителю заработную плату.

Согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (с 01.01.2013 установлен в размере 5205 руб. в месяц — ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

III. Обязанности по ведению бухгалтерского учета

Как следует из вопроса, общество является субъектом малого предпринимательства (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). В этой связи его руководитель вправе принять исполнение обязанностей по ведению бухгалтерского учета на себя (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Для этого руководителю следует издать соответствующее распоряжение или приказ. Унифицированная форма такого приказа правовыми актами не утверждена, поэтому он составляется в произвольной форме.

В трудовом договоре с генеральным директором также необходимо закрепить обязанность по ведению бухгалтерского учета в качестве одной из его основных обязанностей. В этом случае, а также с учетом того, что должность главного бухгалтера штатным расписанием организации не предусмотрена, ведение бухгалтерского учета не будет являться для руководителя дополнительной работой по другой должности (ст. 60.2 ТК РФ). Соответственно, оформлять совмещение и производить дополнительную оплату по правилам ст. 151 ТК РФ не требуется.

Руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа .
Положения настоящей главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:
руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;
управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Комментарий к статье 273 ТК РФ

1. В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами являются организации (коммерческие и некоммерческие).

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 ГК РФ).

И руководители организаций, и члены их коллегиальных исполнительных органов являются теми лицами, которые по договору исполняют функции органа юридического лица, реализуют от его имени гражданские права и обязанности.

В различных организациях руководители называются по-разному в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица, терминологии учредительных документов и др. Так, ГК РФ оперирует категориями «орган юридического лица» (ст. 53) и «единоличный исполнительный орган» (ст. ст. 91 и 103).

Закон о потребительской кооперации ввел понятие «председатель правления потребительского общества» (ст. 19). К числу органов управления сельскохозяйственным кооперативом Закон о сельскохозяйственной кооперации относит председателя кооператива (ст. 19).

Согласно Закону об акционерных обществах (ст. 69) текущей деятельностью общества руководит «единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)» или единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) и коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция).

Закон об ООО устанавливает, что единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества (ст. 40).

Деятельностью народного предприятия управляет генеральный директор (ст. 13 Закона о народных предприятиях). По Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 21) единоличным исполнительным органом унитарного предприятия является руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор).

Как и в коммерческих организациях, исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организации (ст. 30 Закона о некоммерческих организациях).

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации (ст. 26 Закона об образовании).

Преследуя цель упорядочить складывающуюся практику и закрепить правовое положение лиц, осуществляющих функции органа юридического лица, ТК ввел единый термин «руководитель организации». При этом руководитель определяется как физическое лицо, которое в соответствии с ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

2. Определение руководителя организации, приведенное в комментируемой статье, позволяет сделать вывод, что ТК закрепляет два основных критерия, характеризующих его правовое положение руководителя организации.

Во-первых, Кодекс определяет, что руководитель — это работник, состоящий с данной организацией в трудовых отношениях и выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию.

Во-вторых, трудовая функция руководителя организации включает в себя реализацию компетенции юридического лица в гражданском обороте, т.е. при исполнении своих трудовых обязанностей руководитель организации осуществляет деятельность, которая регулируется нормами не только трудового, но и гражданского права.

Особый статус руководителя организации позволил законодателю установить особенности правового регулирования труда данной категории работников.

3. Трудовой кодекс определяет, что положения комментируемой главы распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности. Данная норма означает, что с позиций трудового законодательства это может быть и акционерное общество, и унитарное предприятие, и сельскохозяйственный кооператив, и др. В любом случае с руководителем организации должен быть заключен трудовой договор, на него распространяется действие общих гарантий трудового права и положений гл. 43 ТК.

Особенности правового положения руководителя организации, вытекающие из специфики той или иной организационно-правовой формы юридического лица, должны закрепляться не в ТК, а в специальных федеральных законах, регулирующих деятельность юридического лица данного вида, в уставах и иных локальных нормативных актах организации, которой он руководит.

Распространяются ли положения комментируемой статьи на индивидуальных предпринимателей, заключивших трудовой договор с управляющим или директором? Полагаем, что нет.

Дело в том, что осуществление предпринимательской деятельности гражданами через уполномоченных ими лиц противоречит требованиям не только трудового, но и гражданского законодательства. Мы отдаем себе отчет, что в реальной жизни, конечно, возможны ситуации, когда работодатель — физическое лицо заключает трудовой договор с работником, поручая ему исполнение трудовой функции управляющего (руководителя или директора).

Однако статус такого работника сразу же вызывает вопросы. Может ли он выполнять подобные функции? Глава 43 ТК регламентирует труд руководителя организации как юридического лица, осуществляющего ту или иную деятельность. Законодатель не предполагал, что индивидуальный предприниматель или лицо, занимающееся профессиональной деятельностью, наймет себе руководителя, который подменит его в трудовых отношениях с работниками. Данная ситуация невозможна именно с позиции гражданского законодательства, в соответствии с которым гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ).

Статья 24 ГК РФ устанавливает: индивидуальный предприниматель выступает в гражданском обороте от своего собственного имени, самостоятельно и отвечает по долгам от предпринимательской деятельности всем своим имуществом.

В то же время правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности юридических лиц — коммерческих организаций. Он может иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Деятельность предпринимателя может основываться на наемном труде, что следует из ст. 2 ГК РФ. Однако он не вправе создавать предприятия, оставаясь собственником переданного им имущества, т.к. после введения в действие ГК РФ коммерческие организации могут создаваться исключительно «в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них в главе 4 ГК» (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина // СПС «КП»).

Таким образом, ситуация, когда индивидуальный предприниматель купил предприятие как имущественный комплекс и нанял управляющего и значительное число работников, невозможна. Иными словами, реализация данных прав именно индивидуальным предпринимателем исключается.

4. Комментируемая статья прямо определяет случаи, когда действие гл. 43 ТК не распространяется на отношения, возникающие между руководителем и управляемой им организацией. Трудовой кодекс не регулирует данные отношения, если:

— руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;

— управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Ни в том, ни в другом случае трудовой договор заключен быть не может. Трудовой кодекс вывел единственного учредителя общества, желающего исполнять функции руководителя из сферы действия трудового права в силу того, что труд такого директора не может быть ни несамостоятельным, ни наемным, а значит, не может быть урегулирован нормами трудового права. Полагаем, что законодатель рассматривал данных лиц как самозанятых (наряду с индивидуальными предпринимателями).

Однако с позиции корпоративного права никаких препятствий к признанию возникающих отношений в качестве трудовых не имеется. Так, И.С. Шиткина отмечает, что между лицом, являющимся единственным учредителем хозяйственного общества, и этим обществом возникают трудовые отношения, если данное лицо выполняет трудовые функции. Возложение единоличным учредителем общества на себя функций исполнительного органа этого же общества не противоречит действующему законодательству.

Из содержания ст. ст. 11, 273 ТК следует, что лицо, назначенное на должность директора общества, является его работником, а отношения между обществом и директором общества как работником регулируются нормами трудового права. Этот вывод влечет обеспечение всех трудовых прав и гарантий в отношении лица, которое, будучи единственным участником, реализует полномочия директора, в том числе его права на получение пособий по всем видам обязательного социального страхования (см.: Шиткина И.С. Отдельные проблемы правового регулирования образования и деятельности единоличного исполнительного органа // СПС «КП». К аналогичным выводам пришли и иные авторы; см., например: Дзарасов М., Огородов Д. Трудовой договор с руководителем хозяйственного общества, где он является единственным участником // СПС «КП»).

Вопрос о признании отношений с руководителем общества, являющегося его единственным учредителем трудовыми, имел только прикладное значение и возник в связи с необходимостью о принятия к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, в частности связанные с выплатами пособий по беременности и родам.

При разрешении споров между организациями и отделениями Фонда социального страхования арбитражными судами отмечалось, что лицо, назначенное на должность директора общества, является его работником, а отношения между обществом и директором как работником регулируются нормами трудового права.

При этом ТК не содержит норм, запрещающих применение общих положений Кодекса к трудовым отношениям, когда происходит совпадение работника и работодателя в одном лице (см.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.10.2009 по делу N А45-9156/2009).

Регулярные ведение обществом хозяйственной деятельности и уплата единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в спорный период подтверждаются имеющимися в материалах дела копией декларации и копиями платежных поручений.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о необоснованности отказа фонда по возмещению расходов на выплату пособия по беременности и родам, сделанному на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.

Довод о том, что к спорным правоотношениям гл. 2 Кодекса неприменима, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку ТК не содержит норм, запрещающих применение общих положений ТК к трудовым отношениям, при которых происходит совпадение работника и работодателя в одном лице, хотя и исключает применение к подобным правоотношениям положений гл. 43 Кодекса (см.: Постановление ФАС Уральского округа от 17.09.2007 по делу N Ф09-2855/07-С1).

В соответствии со ст. 273 положения гл. 43 об особенностях регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организаций распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества.

Изложенное положение не означает, что на указанных лиц не распространяется действие ТК. Иное нарушало бы их трудовые права.

Так, ст. 16 ТК предусмотрено, что трудовые отношения, которые возникают в результате избрания и назначения на должность, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора (см.: Определение ВАС РФ от 05.06.2009 N ВАС-6362/09).

Более того, М. Дзарасов и Д. Огородов попытались «доктринально» обосновать трудоправовую природу договора с директором, который одновременно является единственным учредителем общества. Так, они пишут: «Наиболее принципиальный доктринальный вопрос сводится к тому, действительно ли имеются какие-либо теоретические предпосылки для того, чтобы различать одинаковую по содержанию деятельность:

— директора, являющегося единственным участником юридического лица;

— директора, являющегося одним из участников юридического лица;

— директора, вообще не входящего в число участников юридического лица.

Компании одного лица имеют свою специфику, в силу которой в рассматриваемом нами случае подписи в трудовом договоре поставят общество-работодатель (в лице своего единственного участника) и директор-работник.

На наш взгляд, если сам процесс труда не будет отличаться, то и природа отношений руководителя с работодателем-обществом будет идентичной, и следовательно, во всех перечисленных случаях речь должна идти о трудовом договоре» (см.: Дзарасов М., Огородов Д. Указ. соч.).

Данные высказывания, равно как и судебные постановления, основаны не только на неправильном применении и толковании судами норм ТК, но и на неверном понимании самой природы трудовых отношений как отношений наемного, несамостоятельного труда. Никто не отрицает, что если единственный учредитель решит трудиться в созданном им обществе, например, в качестве бухгалтера или специалиста, то между ним и обществом будет заключен трудовой договор: иное решение действительно будет ущемлять его трудовые права. И только в одном-единственном случае возникновения трудовых отношений не произойдет: когда единственный учредитель возложит на себя функции руководителя. Причин, по которым этого не произойдет, может быть названо несколько.

Во-первых, это прямо предусмотрено ТК. Во-вторых, даже если такой трудовой договор все же будет заключен, то на него не могут быть распространены нормы гл. 43 ТК, а это означает, что такое лицо может работать в обществе кем угодно, только не руководителем, т.к. правовое регулирование труда руководителя организации может быть реализовано только посредством применения норм гл. 43 ТК.

И в-третьих, как уже было указано выше, при отношении «гражданин «X» является учредителем компании «Y» работодателем гражданина «X» как руководителя выступает сама компания «Y». При этом утрачивается несамостоятельность труда гражданина «X», поскольку работодательские полномочия в отношении себя он осуществляет сам. Именно поэтому гражданина «X» в этой ситуации нельзя признать субъектом трудового права — наемным работником.

Таким образом, анализ приведенных позиций приводит нас к парадоксальному выводу: там, где трудовое право отказывается видеть трудовые отношения, арбитражные суды и корпоративные юристы их находят и даже обосновывают.

Однако вопрос мог быть решен гораздо более простым способом, без распространения трудовых отношений на рассматриваемые отношения. Достаточно было включить таких лиц в число застрахованных, с тем чтобы они могли получать пенсии и пособия, в частности пособие по беременности и родам (см., например, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Если учредитель решит передать управление другой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), то в этом случае речь идет о заключении гражданско-правового договора между двумя субъектами гражданского права, один из которых (управляющая организация, индивидуальный предприниматель) должен обладать лицензией на осуществление данного вида деятельности. Возникающие при этом отношения регулируются гражданским, а не трудовым законодательством.

5. В редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ комментируемая статья расширила перечень законодательных и нормативных актов, которыми регулируются отношения между руководителем и управляемой им организацией. В первоначальной редакции это были законы и учредительные документы организации, теперь это:

— ТК, другие федеральные законы;

— иные нормативные правовые акты РФ;

— законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

— нормативные правовые акты органов местного самоуправления; учредительные документы юридического лица (организации) и локальные нормативные акты.

Представляется, что, внося данные изменения, законодатель предполагал усилить роль и значение ТК в регулировании отношений между руководителем и управляемой им организацией, показать его ведущую роль по отношению к иным федеральным законам и нормативным правовым актам. Повышены роль и значение законов и иных нормативных актов субъектов РФ, которые на своей территории создают унитарные предприятия и определяют порядок взаимодействия таких предприятий и их руководителей.

С той же целью названы органы местного самоуправления. Однако разделение актов, принимаемых на уровне организации, на учредительные документы и локальные нормативные акты представляется неточным, т.к. в корпоративных организациях значительную роль играет не только устав, который служит одним из основополагающих актов организации, регулирует вопросы ее создания, деятельности, функционирования и взаимодействия ее органов, порядка совершения сделок и т.д., закрепляет индивидуальные особенности той или иной организации, но и внутренние документы корпоративной организации, в которых определяются порядок взаимодействия ее органов, требования к участникам и проч. Однако данные документы законодателем не упоминаются.

Другой комментарий к статье 273 ТК РФ

§ 1. В ч. 1 ст. 273 уточнен и расширен круг актов, в которых определяется ведущее положение руководителя организации в управлении организацией. Такими актами теперь являются: Трудовой кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, учредительные документы юридического лица (организации) и локальные нормативные акты. Разумеется, акты локального уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Это требование относится к актам органов местного самоуправления и субъектов РФ. Здесь, как и в других случаях, действует принцип иерархической соподчиненности актов (см. ст. 5 ТК).

§ 2. Глава 43 Кодекса устанавливает особенности регулирования труда руководителей организаций в связи с их особым положением, особой ролью в обеспечении выполнения руководимой организацией стоящих перед ней задач, особой ответственностью за нормальное функционирование организации.

§ 3. Руководитель организации-работодателя является легитимным представителем в отношениях с работниками, с органами социального партнерства, другими субъектами права. То есть он представляет интересы и защищает права организации как во внутренних (внутри организации), так и во внешних (с другими субъектами права) отношениях.

§ 4. О руководителе организации как представителе работодателя см. ст. 33 ТК.

О лицах, уполномоченных представлять работодателя в трудовых отношениях, см. ч. 4 ст. 20 ТК.

§ 5. Статья 273 содержит положения, определяющие:

1) правовое понятие руководителя организации и

2) сферу действия главы 43 ТК.

§ 6. К руководителям организации относятся физические лица, наделенные законом, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации правом осуществлять руководство этой организацией, в том числе выполнение функций ее единоличного исполнительного органа.

§ 7. В соответствии со ст. 275 ТК руководитель организации является ее работником, осуществляющим особые трудовые функции.

Поэтому нормы главы 43 Кодекса распространяются на всех лиц, подпадающих под понятие руководителя организации, занимающих свое рабочее место в предусмотренном законом порядке (см. комментарий к ст. 275).

На тех лиц, с которыми отсутствуют трудовые отношения, особенности регулирования труда руководителя организации, предусмотренные Трудовым кодексом, не распространяются (см. ч. 2 ст. 273).

Права и обязанности руководителя организации

Права и обязанности руководителя, его компетенция определяются не только в законе, но и в учредительных документах организации — уставе, внутренних документах, регулирующих деятельность руководителя. Их нужно закрепить и в трудовом договоре.

Как следует Трудового кодекса РФ, права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными актами, учредительными документами организации, трудовым договором Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001, 2014 № 56.

Коллективный договор, локальные нормативные акты организации могут распространяться на руководителя организации лишь при условии, что это прямо закреплено в трудовом договоре с руководителем организации.

Это связано с тем, что при заключении коллективного договора, принятии (утверждении) локального акта руководитель выступает как представитель работодателя по отношению к своим подчиненным работникам.

Если более подробно рассматривать права и обязанности руководителя организации, то их можно разделить на две группы.

К первой группе можно отнести те права и обязанности, возникновение которых обусловлено тем обстоятельством, что руководитель организации является работником, состоящим в трудовых отношениях с возглавляемой им организацией, выступающей в качестве работодателя.

В самом общем виде эти права и обязанности закреплены статьей 21 Трудового кодекса РФ.

Так, например, руководитель организации, как и любой другой работник, безусловно, имеет право на:

1) заключение, изменение и расторжение трудового договора;

2) предоставление обусловленной трудовым договором работы;

3) рабочее место;

4) своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;

5) отдых;

6) защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

7) полную достоверную информацию об условиях труда;

8) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации;

9) возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда;

10) обязательное социальное страхование.

Вместе с тем руководитель организации обладает далеко не всеми правами работников, перечисленными в статье 21 Трудового кодекса РФ. Например, не имеет никакого практического смысла говорить о праве руководителя организации (как работника) на участие в управлении организацией и на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров, так как он в силу закона является представителем работодателя и обязан осуществлять управление организацией, а также вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор (статья 33 Трудового кодекса РФ).

Что же касается права на объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов, то руководитель организации, безусловно, обладает и этим правом. Однако следует подчеркнуть, что реализация этого права представляется возможной лишь вне рамок возглавляемой им организации.

Заметим, что абсолютным нонсенсом являются факты, когда на практике руководитель организации входит в тот же самый профсоюз, что и подчиненные ему работники. В такой ситуации можно смело говорить о нарушении принципа независимости профсоюзов как одного из важнейших принципов. В этой связи отметим и некоторые иные установленные законодательством ограничения трудовых прав руководителя организации.

Законами, иными нормативными актами или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора — проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другие.

Ко второй же группе относятся те права и обязанности, существование которых вытекает из положения руководителя организации как исполнительного органа юридического лица. Они закреплены в соответствующих федеральных законах, указах президента РФ и постановлениях правительства РФ, нормативных актах иных государственных органов, законах и подзаконных актах субъектов Российской Федерации, учредительных документах и локальных нормативных актах организации.

Как правило, к компетенции руководителя организации относятся все вопросы руководства ее текущей деятельностью (за исключением тех из них, которые отнесены к компетенции иных органов управления этой организации). Руководитель организации, действуя от имени организации по общему правилу без доверенности, в частности:

1) представляет ее интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами;

2) распоряжается имуществом организации;

3) заключает договоры и совершает иные сделки;

4) выдает доверенности;

5) открывает в банках расчетные и другие счета;

6) совершает иные необходимые юридические действия;

7) издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для всех работников организации;

8) утверждает положения о представительствах и филиалах;

9) утверждает штатное расписание организации;

10) принимает работников на работу и увольняет их с работы, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания;

11) утверждает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет меры по ее защите.

В числе важнейших обязанностей руководителя организации относится требование осуществлять свою деятельность в интересах организации добросовестно и разумно, не выходя при этом за рамки предоставленных ему полномочий.

Отметим в этой связи, что руководителям организаций, в частности, таких организационно-правовых форм, как акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, унитарные предприятия, фонды, учреждения и иные некоммерческие организации, вменено в обязанность при совершении сделок соблюдать установленные законом требования.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *