Договор транспортной экспедиции

Данный документ заполняется согласно стандартной форме МХ-21 и предназначен для контроля процесса доставки груза от отправителя к получателю. Экспедитор — это сотрудник получателя или отправителя товара, который производит сам процесс доставки с помощью соответствующего транспортного средства. С помощью именно данного отчета есть возможность документально зафиксировать, когда и в каких количествах был отправлен товар и получен, а также провести учет естественной порчи части товара в ходе доставки.

Документ заполняется по следующим разделам:

  • в шапке документа указываются данные по предприятию, на котором числится сотрудник — экспедитор (это предприятие несет ответственность за доставку товарно-материальной ценности);
  • обязательно указывается дата заполнения отчета, номер и период учета (тот период, на протяжении которого ТМЦ находились под ответственностью экспедитора);
  • указываются полные данные экспедитора;
  • в основной части фиксируются номера накладных или прочих первичных документов (если таких нет, то заполнение может быть произведено простой нумерацией);
  • первая часть отчета включает данные по отгрузке ТМЦ: дата, наименование, единицы измерения и количество по каждому виду товара;
  • в следующей части заполняются данные по отгрузке, особенное внимание уделяется излишкам, недостачам и испорченным единицам товара;
  • последней частью отчета подводится общий итог по количествам и особенностям товара.

Обязательно внизу должны быть ФИО и подписи тех сотрудников, которые проводили прием и отгрузку товара, а также соответствующие печати двух сторон.

Данный документ позволяет обеспечить контроль процесса транспортировки товара и анализ убытков в ходе доставки. Также благодаря этому документу есть возможность избежать краж в ходе доставки, а также конфликтных ситуаций между поставщиком и получателем.

По условиям договора транспортной экспедиции (ДТЭ), заказчик обязуется оплатить предоставленную услугу по перевозке грузов и связанные с ней расходы, а исполнитель организует или выполняет эту услугу. Экспедиторы – это специалисты, которые выбирают наиболее оптимальный способ доставки грузов. В договоре может указываться маршрут или его выбор предоставляется специалисту.

Документ дает право исполнителю заключать другие соглашения, которые направлены на выполнение условий ДТЭ. Делать это можно как от имени экспедитора, так и от имени заказчика. На экспедитора ложится обязанность обеспечить отправку, доставку и получение груза.

Именно он принимает меры по оформлению и получению на руки документов, необходимых для транспортировки товара, имущества заказчика через границу, будь то импорт или экспорт. Именно экспедитор соблюдает и выполняет предусмотренные в зарубежных перевозках таможенные процедуры.

    Другие обязанности исполнителя по ДТЭ:

  • Проверка груза на целостность и наличие
  • Его погрузка и выгрузка
  • Обеспечение хранения
  • Своевременная уплата необходимых расходов: пошлины, сборы и т.п.

Это не все обязанности, которые могут возлагаться на экспедитора. Но все условия должны строго и четко оговариваться.

Как заполнять договор транспортной экспедиции?

Обязательное требование – ДТЭ составляется только в письменной форме. Перед его составлением и заключением заказчик обязан передать исполнителю данные о самом грузе, пункте доставки, обеспечить другой информацией, необходимой для выполнения услуги. После получения информации экспедитор определяет способ доставки, предлагает его заказчику.

Все условия вносятся в договор, который имеет типичную для соглашений структуру.
Так, ДТЭ содержит следующие пункты:

  1. Данные подписантов – указываются во вводной части
  2. Предмет соглашения
  3. Стоимость договора и порядок оплаты, другие финансовые вопросы
  4. Права исполнителя и заказчика, их обязанности
  5. Ответственность за невыполнение условий соглашения
  6. Порядок разрешения споров
  7. Порядок изменения условий договора и его расторжения
  8. Реквизиты исполнителя и заказчика.

В документе детально указывается каждый элемент предусмотренного комплекса услуг, направленного на доставку груза из одного пункта в другой. Кроме того, сам объект перевозки детализируется, указываются его характеристики: вид, номер, цвет, вес, количество, модель и другие данные. Обязательно записывается его состояние – исправное или нет, новое или бывшее в употреблении.

Передумали заморачиваться со скачкой шаблонов документов онлайн? С сервисом КУБ вы можете сэкономить 29 минут на выставление документов без единой ошибки, и это далеко не всё. Получите КУБ — онлайн сервис по автоматизации выставления счетов и других
документов.

Начать использовать КУБ прямо сейчас

14 дней
БЕСПЛАТНЫЙ
ДОСТУП

Образец бланка договора транспортной экспедиции

Предлагаем бесплатно скачать образец бланка договора транспотной экспедиции, актуальный в 2018 году:

  • Бланк договора транспортной экспедиции 2020 года в Word.
  • Бланк договора транспортной экспедиции 2020 года в PDF.

Заполняйте договоры транспортной экспедиции и другие документы быстро и без ошибок – начните пользоваться сервисом КУБ.

Передумали заморачиваться со скачкой шаблонов документов онлайн? С сервисом КУБ вы можете сэкономить 29 минут на выставление документов без единой ошибки, и это далеко не всё. Получите КУБ — онлайн сервис по автоматизации выставления счетов и других
документов. Начать использовать КУБ прямо сейчас 14 дней
БЕСПЛАТНЫЙ
ДОСТУП

узнайте больше про куб сейчас

Автоматизация
выставления счета Автозаполнение реквизитов покупателя по ИНН Автопроверка правильности реквизитов банка по БИКу Правильно настроенные формулы, в том числе по расчету НДС и Итого счета Автоматическое формирование суммы прописью по итоговым цифрам суммы счета Выгоды Подготовка счета за 20 секунд Отсутствие ошибок в счетах Меньше времени на выставление счетов, и больше на бизнес Увеличение скорости оплаты счетов Автоматизация
отправки счета Автоматическое прикрепление вашего логотипа в счет Автоматическое прикрепление скана вашей подписи в счет Автоматическое прикрепление в счет скана печати вашей компании Отправка счета на e-mail покупателя Выгоды Отправка счета в 2 клика Красивые и профессиональные счета Можно выставлять счета с компьютера, планшета, смартфона Не нужно распечатывать счет, ставить подпись, печать и сканировать перед отправкой

почему куб удобнее

Удобное выставление счетов онлайн Моментальная отправка счетов на e-mail вашему покупателю Контроль задолженности по каждому покупателю Управленческая отчетность Упорядоченное хранение всех ваших документов Скидка 20% на бухгалтерское обслуживание от вашего бухгалтера Передумали заморачиваться со скачкой шаблонов документов онлайн? С сервисом КУБ вы можете сэкономить 29 минут на выставление документов без единой ошибки, и это далеко не всё. Получите КУБ — онлайн сервис по автоматизации выставления счетов и других документов.

Начать использовать КУБ прямо сейчас

14 дней
БЕСПЛАТНЫЙ
ДОСТУП Нужна помощь по заполнению документов или консультация? Получите помощь экспертов бухгалтеров по подготовке документов +7 (800) 500-54-36

НАПИШИТЕ ЭКСПЕРТУ

2. Договором транспортной экспедиции может быть предусмотрена обязанность экспедитора осуществить перевозку груза своими силами.
Отношения по поводу осуществления перевозки груза силами экспедитора или на основании договоров перевозки, заключаемых экспедитором в интересах клиента, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе транспортными уставами и кодексами.
3. В качестве экспедиторов могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели.
4. В случаях когда условиями договора транспортной экспедиции предусмотрено, что экспедитор должен заключать от имени клиента договоры с третьими лицами, а также выполнять от имени клиента другие обязанности, связанные с исполнением договора транспортной экспедиции, клиент должен выдать экспедитору доверенность. По исполнении договора транспортной экспедиции или при прекращении договора транспортной экспедиции до его исполнения экспедитор обязан без промедления возвратить клиенту доверенность, срок действия которой не истек.
5. По договору транспортной экспедиции, заключенному экспедитором с третьим лицом от своего имени, у экспедитора возникают права и обязанности, даже если клиент был назван в договоре.
По договору транспортной экспедиции, заключенному с третьим лицом от имени клиента, права и обязанности возникают непосредственно у клиента.
6. Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
Возложение исполнения обязанностей на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.
7. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в срок, определенный в договоре, а если договор не позволяет определить этот срок, то в разумный срок.
При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, обязана возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.
8. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены выполнение или организация выполнения экспедиционных услуг, связанных с систематическими перевозками грузов. При этом предоставление экспедиционных услуг, связанных с перевозкой конкретной партии груза, может осуществляться на основании выдачи экспедитору клиентом отдельных поручений. В этом случае условия предоставления экспедиционных услуг, согласованные в договоре транспортной экспедиции, распространяются на условия предоставления экспедиционных услуг по отдельному поручению, если иное не предусмотрено договором.
Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕДИТОРА И КЛИЕНТА

Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

Комментарий к Ст. 806 ГК РФ

1. Нормы комментируемой статьи являются специальными по отношению к общим нормам ст. 310 ГК РФ, согласно которой односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Отказаться от договора транспортной экспедиции вправе как клиент, так и экспедитор в любое время, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Так, например, если экспедитор начал исполнение договора и в ходе перевозки груза отказывается от исполнения договора, то обязанность предупреждения другой стороны в разумный срок будет считаться несоблюденной.

В случае нарушения обязанности предупреждения контрагента в разумный срок также подлежат взысканию причиненные убытки. Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 26 октября 2009 г. по делу N А29-4715/2008 отмечается, что поскольку ответчик реализовал право одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции, не предупредив об этом контрагента в разумный срок, он должен возместить истцу фактически понесенные им расходы по организации и перевозке груза, в том числе плату по железнодорожному тарифу, плату за пользование вагоном и сбор за подачу (уборку) вагона, размер вознаграждения по договору.

2. Последствия отказа в одностороннем порядке от договора состоят в следующем:

1) согласно п. 3 ст. 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным;

2) сторона, отказавшаяся от договора в одностороннем порядке, обязана возместить другой стороне причиненные расторжением договора убытки (ст. 15 ГК).

Обязанность возмещения убытков не возникает, если договор прекращен по иным обстоятельствам. Так, например, если договор транспортной экспедиции расторгнут по причине неисполнения договорных обязательств другой стороной (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 июля 2010 г. N А56-65023/2009).

Так, Определением ВАС РФ от 12 ноября 2007 г. N 14204/07, Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 19 июля 2007 г. N Ф04-4673/2007(36190-А45-11) по делу N А45-13822/2006-30/388 было признано обоснованным возложение на экспедитора обязанности по возмещению убытков, возникших вследствие одностороннего отказа ответчика от исполнения договора, в частности, в связи с вынужденным привлечением клиентом таможенного брокера для совершения действий по таможенному оформлению груза;

———————————
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 июля 2007 г. N Ф04-4673/2007(36190-А45-11) по делу N А45-13822/2006-30/388 // СПС «КонсультантПлюс». Иск о взыскании убытков по договору на оказание транспортно-экспедиционных услуг удовлетворен правомерно, поскольку экспедитор не исполнил обязательство по таможенному оформлению груза и в одностороннем порядке отказался от исполнения указанного договора.

3) п. 5 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности» предусматривает, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор не только возмещают другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, но и уплачивают штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат;

4) клиент, отказавшийся от договора транспортной экспедиции, вправе требовать возврата излишне перечисленных денежных сумм по договору, в частности, оплаченных предварительно провозных платежей , излишнего вознаграждения и т.п.

———————————
См., например: Постановление ФАС РФ Московского округа от 14 декабря 2000 г. N КГ-А40/5634-00 // СПС «КонсультантПлюс». Суд правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании излишне перечисленных провозных платежей, так как истец отказался от исполнения договора, в связи с чем его требования о возврате излишне перечисленных перевозных платежей являются правомерными.

Договор — документ, с которого начинается транспортно-экспедиторская услуга. Оформление на бумаге отношений между сторонами в одной ситуации гарантирует, что работа будет выполнена качественно, а экспедитор получит оплату. Правовое регулирование таких соглашений осуществляется в соответствии с законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» и главой 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция».

Как следует из текста ГК РФ, экспедитор за счет клиента (отправитель или получатель) предоставляет или организует выполнение ряда услуг, связанных с транспортировкой какого-либо груза.

Обычно текст состоит из таких пунктов:

  • предмет договора;
  • определение используемых терминов;
  • условия перевозки — здесь указываются признаки груза (название и количество, наименование и местонахождение отправителя и получателя);
  • права и обязанности сторон;
  • порядок расчетов;
  • ответственность подписантов;
  • претензии и порядок рассмотрения споров;
  • срок действия и расторжение;
  • общие положения;
  • адреса и реквизиты клиента и экспедитора.

Предмет договора экспедиционных услуг

Это основная часть документа, которая судами считается существенной (иногда к таким причисляют также сумму вознаграждения и условия транспортирования). Здесь указываются виды операций, которые хочет заказать клиент. При этом дозволяется использовать ГОСТ Р 52298-2004 под названием «Услуги транспортно-экспедиторские».

В частности, стороны могут договориться о перевозке определенных товарно-материальных ценностей грузовиками или другим транспортом по некоторому маршруту, выбранному одним из подписантов. В список услуг экспедитора может входить заключение договоров перевозки, отправка и получение груза, оформление документов, прохождение таможенных процедур, проверка качества и состояния ТМЦ, уплата сборов, расходов, хранение и другие операции.

Порядок расчетов

Этот пункт указывается непосредственно в договоре на оказание транспортно-экспедиционных услуг или в приложении к нему. Вознаграждение исполнителю может выражаться в одном из вариантов:

  • твердая сумма;
  • проценты от провозной платы;
  • тариф экспедитора.

В сумму оплаты также включают расходы, связанные с выполнением обязательств перед клиентом.

Обычно расчеты проводятся в таком порядке. Экспедитор выставляет счет, и заказчик, если согласен с суммой, оплачивает ее банковским переводом. Средний срок оплаты составляет 3–5 дней.

Ответственность экспедитора

Ответственность исполняющей стороны определяется ст. 7 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». Исполнитель в случае доказательств его вины обязан возместить ущерб за утрату, недостачу или порчу ТМЦ.

Исключение составляют случаи, когда экспедитор доказывает, что причиной невыполнения обязательств стали обстоятельства, которые невозможно предотвратить или их устранение было нереальным.

Договор о полном обеспечении доставки

Этот вид соглашения наиболее распространен. По его условиям, экспедирующая фирма полностью отвечает за перевозку — с момента погрузки до сдачи отправления получателю. Клиент по такому договору вообще не участвует в процессе транспортирования.

Для выполнения взятых на себя обязательств экспедитор использует собственное ТС или на договорных условиях привлекает третьих лиц, автотранспортные предприятия.

Полное обеспечение доставки предусматривает совершенную ответственность перед клиентом. Это отмечается в ст. 805 Гражданского кодекса РФ. Однако здесь бывают исключения. Возникают ситуации, когда получатель груза заключает договор с другим предприятием, специализирующемся на транспортно-экспедиционной деятельности. Тогда ответственность действует только до момента передачи груза.

Особенности договоров экспедиции

Договоренности сторон закрепляются в письменном виде — того требует п. 1 ст. 802 Гражданского кодекса, иначе он признается недействительным. Сторонам не вменяется в обязанность договор в виде единого документа.

В тексте допускается пункт, по которому экспедитор может не выдавать находящийся в его распоряжении груз до тех пор, пока ему не выплатят вознаграждение или не возместят расходы, понесенные для выполнения своих обязательств перед клиентом.

Договор оказания экспедиционных услуг является консенсуальным. Это означает, что он считается заключенным только с момента, когда подписанты согласовали существенные условия. Это тянет за собой в ряде случаев серьезные последствия, если спор решает в суде.

К примеру, заказчик подал в суд заявление, по которому с транспортно-экспедиционной компании желает взыскать убытки, поскольку считает, что ответчик не выполнил взятых на себя обязательств. Основанием для обращения в суд стала следующая ситуация. Так, компания фактически взяла на себя обязательства по перевозке грузов по территории страны. Заявитель, он же — истец, вовремя подал заявку на экспедирование, а компания приняла ее, но потом отказалась и снесла соответствующую пометку на заявке. В результате клиент самостоятельно перевез грузы. Арбитражный суд увидел в действиях ответчика нарушения условий договора. В результате экспедитор возместил убытки, которые понес его клиент.

Эксперты рекомендуют не экономить на объявлении ценности, что позволит избежать многих неприятностей, если экспедитор или привлеченные к выполнению обязательств третьи лица по каким-то причинам не смогут обеспечить сохранность груза. Требовать возмещения клиент вправе и без этого шага, но тогда предъявлять претензии будет сложнее.

Заявлять о недостаче рекомендуется сразу во время приемки груза. Если это не сделано, то в соответствии с законодательством считается, что груз получен неповрежденным, и доказать в суде обратное весьма сложно.

Юристы советуют в условиях договора с максимальной точностью прописывать название груза. Например, если это швейные машинки, то так и нужно указывать, а не обходиться общим понятием «оборудование». Иначе потом сложно доказывать, что именно экспедировалось.

Если в тексте не указывается, что экспедитор должен выполнять все пункты лично, то он вправе привлекать к работам третьих лиц. Срок действия договора диктуется планами и нуждами клиента. Сотрудничество может быть долгосрочным или ограничиваться разовой перевозкой.

Экспедиторские документы

Принимая ТМЦ, экспедитор в обязательном порядке выдает клиенту экспедиторские документы, оригиналы договоров, заключенные по доверенности от имени заказчика. В свою очередь контрагент предоставляет документы и информацию о свойствах подлежащего транспортировке груза, условиях, которые необходимо обеспечить, другие важные для выполнения обязательств сведения. Если это требование не выполнено, то клиент отвечает за убытки, которые вследствие этого понес исполнитель договора.

Список экспедиторских документов, порядок предоставления услуги и требования к ее качеству содержатся в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности (пункт 5), далее — Правила ТЭД. По общим требованиям, о заключении договора свидетельствует наличие таких документов:

  • поручения — в нем перечисляются услуги, заказанные клиентом, и условия их предоставления. Экспедитор рассматривает поручение, затем отправляет его — согласованным или отклоненным — контрагенту. К выполнению приступают только при положительном ответе. Клиент может в любой момент отозвать поручение. Но потом он компенсирует экспедитору расходы по исполненной части обязательств, как того требуют Правила ТЭД (п. 9, 10);
  • экспедиторской расписки — оформляется при приеме груза и подтверждающим его получение от клиента или указанного ним грузоотправителя. Она дает право на владение ТМЦ до момента, пока их не передадут клиенту или указанному этой стороной получателю. Вместо экспедиторской расписки, в зависимости от характера предоставляемой услуги, могут применяться другие документы, о чем указывается в тексте договора;
  • складской расписки — выдается в подтверждение того, что склад получил на хранение ТМЦ. По ней грузу гарантируют соответствующие условия, безопасность. Складская расписка может выполнять функцию банковского документа, если владелец желает использовать имущество как залог по кредиту. Она также предоставляет право поклажедателю забирать товар частями.

Соглашение об оказании транспортно-экспедиционных услуг может заключаться не только в виде договора свободной формы, но и в форме составления этих документов.

Вышеприведенный перечень неполный, на практике еще используются:

  • экспедиторское свидетельство;
  • заявка клиента;
  • коносамент;
  • поручение на отправку экспортных грузов;
  • декларация о перевозке опасных веществ;
  • интермодальное весовое свидетельство отправителя и другие.

Работа без договора

Схема, когда стороны заключают соглашение без договора, используется довольно часто, но это влечет за собой определенные риски. Стороны в этом случае используют такой алгоритм. Компания получает по факсу или электронной почте письменно оформленную заявку. Как подтверждение выполнения заказа издается транспортная накладная.

В связи с этим при возникновении спора сторон может ожидать сюрприз при обращении в суд. Так, согласно пункту 7 Правил ТЭД, отсутствие экспедиторских документов, о которых говорилось выше, может расцениваться как незаключенность договора.

При таком оформлении важно правильно составлять заявку, которая действительно может быть достаточным подтверждением того, что договор все-таки заключали. В ней непременно оговаривают все существенные условия соглашения.

Корректное оформление договора экспедиционных услуг, является обязательным. Это защищает стороны от потери груза и других неприятностей, которыми чреваты отношения с неблагонадежным контрагентом.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *