Дом признан непригодным для проживания

С 6 мая 2020 года в России действуют новые правила признания жилья аварийным. Речь идет о помещениях жилищного фонда РФ, а также о многоквартирных домах, находящихся в федеральной собственности.

Кто может принимать решение о признании домов аварийными?

Новые правила обозначены в постановлении правительства РФ от 24 апреля 2020 года № 581 «О внесении изменения в пункт 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Вопрос-ответ Как жителям аварийного дома перестать платить за капремонт?

В этом документе правительство уточнило, кто принимает решение о признании жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома — аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В постановлении говорится, что если проводится оценка объектов жилищного фонда РФ, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, то решение принимает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества. Если же имущество принадлежит федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), то решение принимает данный орган.

Какие многоквартирные дома признают аварийными?

Основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции перечислены в постановлении правительства РФ от 28.01.2006 N 47. Это аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций или многоквартирного дома в целом. Оно характеризуется повреждениями несущих конструкций и их деформациями, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, или кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости дома.

Кроме того, признаются аварийными многоквартирные дома, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление. Аварийными признают и те многоквартирные дома, которые находятся в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений.

Если многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, то его жилые помещения являются непригодными для проживания.

Какие жилые помещения признаются непригодными для проживания?

Согласно закону, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. В качестве причин называются физический износ здания в процессе его эксплуатации, а также изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилья.

Вопрос-ответ Какое жилье считается равноценным, а какое — равнозначным?

К примеру, непригодными признаются помещения, которые находятся в домах, расположенных на территориях с превышением показателей санитарно-эпидемиологической безопасности в части шума, вибрации, электромагнитного и ионизирующего излучения, концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленных законом. Также это расположение помещения на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл.

Полный перечень критериев, по которым помещения могут быть признаны непригодными для проживания, содержится в постановлении правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Каков порядок признания жилья аварийным?

Ранее дома признавались аварийными на основании решения межведомственной муниципальной комиссии. В соответствии с постановлением правительства РФ от 29 ноября 2019 года № 1535 «О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания…», теперь для заключения требуется экспертиза. Ее проводят специализированные организации, которые имеют право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий, сооружений и их строительных конструкций.

В дальнейшем межведомственная комиссия в трехдневный срок направляет результаты экспертизы в соответствующий орган федеральной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, а также орган местного самоуправления для принятия решения. Кроме того, результаты экспертизы получает заявитель и (или) орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения помещения либо многоквартирного дома.

2 173 просмотров

Значительный износ дома, повреждения фундамента, несущих стен, крыши часто несут угрозу для жизни и здоровья жильцов дома. В такой ситуации собственник может приобрести другое жилье или попробовать признать помещение опасным для проживания. Рассмотрим подробнее, что такое аварийное жилье и причины признания жилого помещения непригодным для проживания.

В каких случаях дом признается аварийным

Определение аварийного жилья дает Методическое пособие МДК 2-04.2004. Это дом, в котором несущие сооружения и более половины помещений представляют опасность для окружающих.

Основаниями признания объекта аварийным могут стать:

  • естественный износ;
  • воздействия внешних факторов;
  • деформация;
  • потеря расчетной прочности.

Мнение эксперта Станислав Евсеев Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право. Задать вопрос эксперту

В результате перечисленных воздействий нужно принять меры по укреплению. Однако если стоимость восстановительных работ превышает установленные нормы, то объект подлежит сносу.

Не нужно путать аварийное и ветхое жилье. Основным признаком ветхости помещения является высокий процент износа. Ветхим считается объект с высоким процентом износа (от 70% и более).

Однако ветхое жилье не представляет опасности для жизни и здоровья проживающих граждан. В то время как аварийное – несет опасность для жильцов.

Таким образом, ветхий объект подлежит капитальному ремонту. А аварийный – подлежит сносу.

Основания для признания жилья аварийным

Основания для признания жилого объекта аварийным изложены в Постановлении Правительства РФ № 47 от 2006 (гл. 3).

№ п/п Помещения, которые считаются опасными и подлежат сносу
1 Помещения, расположенные под мусоропроводом или устройством для его очистки Квартира признается аварийной, если под ней или в смежном помещении располагается устройство для промывки или очистки мусоропровода
2 Помещения, окна которых выходят на шумные транспортные магистрали, если нельзя снизить уровень шума Максимальное допустимое значение шума составляет 55дБ днем и 45 дБ – ночью
3 Помещения, расположенные в домах, которые пострадали от стихийных катастроф и катаклизмов Основным условием является нерентабельность ремонтных работ
4 Объекты, расположение близко к воздушным электролиниям Максимальное значение напряженности не может превышать 1 кВ/м, а индукции – 50 мкТл при промышленной частоте 50 Гц
5 Объекты, расположенные в зоне возможных техногенных катастроф В случае если невозможно обеспечить защиту жилого помещения от разрушения
6 Объекты, расположенные в зоне оползней, селей, лавин или подверженные затоплению паводковыми водами Исключение составляется ситуация, когда при помощи инженерных сооружений можно предотвратить подтопление
7 Помещения, расположенные в зонах, негативным по санитарно-эпидемиологическим показателям (электромагнитные поля, шум, вибрация), если показатели превышают нормы для проживания граждан Также к ним относятся объекты, которые расположены в зонах транспортной и инженерной инфраструктур, производственной и санитарно-защитной зоне.
8 Многоквартирные дома, имеющие деформацию фундамента Также к ним относятся объекты, имеющие деформацию стен, деревянных конструкций
9 Объекты, имеющие значительный процент физического износа, если это привело к невозможности безопасного использования для проживания граждан Если уровень надежности несущих конструкций значительно снижен, вследствие чего прочность и надежность уменьшены

Важно! В быту считается, что жилье может быть признано аварийным по возрасту. Однако на практике возраст жилого помещения не имеет отношения к установлению аварийности квартиры. Основным признаком считается именно износ.

Кроме того, не являются основанием для признания объекта опасным следующие показатели:

  1. Отсутствие лифта и мусоропровода в многоквартирном доме, этажностью более 5.
  2. Соответствие объемно-планировочного решения устаревшим нормативным актам, если это не мешает нормальной эксплуатации объекта.
  3. Отсутствие водоснабжения и канализации в доме, этажностью до 2.

Порядок признания жилья аварийным

Обязанности по признанию жилых объектов аварийными, возлагаются на органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование обязано образовать специализированную комиссию при комитете по жилищным вопросам местной администрации.

Состав и работа межведомственной комиссии утверждаются постановлением органа местного самоуправления.

В полномочия межведомственной комиссии по признанию жилья аварийным входят:

  • прием документов;
  • определение списка дополнительной документации;
  • комплектование состава экспертов;
  • осмотр объекта;
  • вынесение решения о признании дома аварийным;
  • отказ в присвоении объекту статуса аварийного.

Инициация процесса возлагается на жильцов или собственников. Специалисты органа местного самоуправления не обязаны самостоятельно проверять каждый дом без заявления жильцов.

Порядок действий:

  1. Сбор документации.
  2. Обращение в уполномоченный орган.
  3. Получение акта.

Какие документы нужны для оформления?

Оформление документов на признание жилья аварийным устанавливается локальным нормативными актами муниципального образования. Общий перечень содержится в Постановлении Правительства РФ № 47 от 2006 (ст. 45).

Список документации:

  1. Копия правоустанавливающего документа заявителя на жилье. Документ предоставляется в случае, если право не зарегистрировано в ЕГРН. В противном случае документ запрашивается специалистом комиссии в Росреестре самостоятельно.
  2. Копия гражданского паспорта заявителя.
  3. Заявление о присвоении жилому помещению статуса.
  4. Заключение уполномоченной организации, проводившей экспертизу.
  5. Официальные жалобы жильцов на условия проживания в компетентные органы.
  6. Справка о признании дома аварийным.
  7. Технический план.

Обращение в уполномоченный орган

Собственник или наниматель жилого помещения могут подать заявление лично или коллективно.

Способы обращения в уполномоченный орган:

  • лично;
  • почтой;
  • через МФЦ;
  • через представителя;

Муниципальная услуга по присвоению объекту статуса аварийного жилья оказывается на безвозмездной основе. Срок ее оказания не может превышать 30 дней.

Если документы направляются почтой, то необходимо приложить опись вложения направляемой документации.

Если заявление подается через представителя, то он должен иметь документы, подтверждающие его полномочия:

  • нотариальную доверенность (представитель совершеннолетнего гражданина);
  • свидетельство о рождении, удостоверение опекуна, попечителя, приемного родителя (если собственник несовершеннолетний);
  • постановление о назначении опекуна (если собственник недееспособный).

Получение акта

Результатом обращения в уполномоченный орган является:

  • выдача акта обследования условий проживания заявителя;
  • выдача акта о признании объекта аварийным или отказ в присвоении статуса.

Способ выдачи результата выбирается заявителем при оформлении требования.

Возможные варианты:

  • лично;
  • почтой;
  • через МФЦ;
  • через представителя.

С момента получения положительного ответа, собственники и наниматели жилых помещений имеют право на расселение в безопасные объекты по программе предоставления жилья.

Отказ в выдаче акта

Если межведомственная комиссия вынесла постановление об отказе в признании объекта аварийным, то заявитель имеет право обжаловать такое решение.

Порядок обжалования:

  1. Досудебный. Заявитель оформляет претензию, которая направляется на имя главы муниципального образования. К жалобе прилагаются результаты экспертизы и отказ межведомственной комиссии. Заявление рассматривается в течение 30 дней.
  2. Судебный. После получения ответа главы местного самоуправления необходимо подготовить исковое заявление в районной или городской суд. Заявление должно содержать требование об оспаривании акта местной администрации и о признании дома опасным для проживания граждан.

Жилой дом будет признан аварийным по решению суда. При наличии оснований, суд обяжет орган местного самоуправления включить объект в список на расселение.

Дом признали аварийным, что делать дальше? Как получить новую квартиру, или дом?

Основным последствием признания жилья аварийным является включение собственников и нанимателей жилого помещения в программу расселения. В 2020 году программа реализуется на всей территории РФ.

Денежные средства на обеспечение жильем выделяются по принципу софинансирования федерального и местных бюджетов. Ежегодно региональные власти формируют списки для включения граждан в список нуждающихся в расселении.

Обеспечение осуществляется в порядке очередности. Программа реализуется очень медленно. Например, на 2018 год на территории Новосибирской области признано аварийным 802 дома. С 2015 года жильем обеспечены жильцы 182 домов (1 800 человек).

Поэтому вопрос по признанию дома аварийным собственникам необходимо инициировать самостоятельно. Промедление значительно отдаляет факт получения новой жилплощади.

Программа предусматривает предоставление жилого помещения собственникам квартир в аварийных домах. Владелец имеет право на квартиру, стоимостью не более остаточной стоимости жилья.

Если предложенное жилье превышает стоимость аварийного, то собственник должен доплатить. В противном случае объект будет предоставлена по договору социального найма.

Важно! В соответствии с определением Верховного суда от 2017 года № 6-КГ17-8, собственник имеет право выбирать между предоставлением альтернативной жилплощади и предоставлением компенсации.

Наниматель имеет право на аналогичную жилплощадь. Если администрация не может представить альтернативное жилье, то гражданин может получить квартиру, большую по площади.

Однако площадь рассчитывается исходя из общей площади аварийного жилья, а не из нормы предоставления на человека (Определение Верховного суда от 2018 года № 10-КГ17-7).

В случае угрозы обрушения жилье должно быть предоставлено нанимателю немедленно (Определение Верховного суда от 2018 года № 70-КГ17-22).

Рассмотрим, что делать собственникам.

Владелец жилого помещения должен:

  1. Собрать документы.
  2. Обратиться в местную администрацию.
  3. Получить постановление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
  4. Подать документы на включение в программу.

В случае отказа собственника о выселении администрация имеет право инициировать судебный процесс по принудительному выселению. В этом случае гражданин получит не альтернативное жилье, а компенсацию. Выплата равняется остаточной стоимости квартиры (Определение Верховного Суда от 2018 года № 5-КГ18-19).

Судебная практика

Ежегодно множество граждан обращаются в суд для оспаривания постановления местной администрации об отказе в признании жилья аварийным.

При наличии достаточных оснований, суд принимает сторону истца и обязывает местную администрацию включить дом в перечень аварийных объектов. Однако это очень сложный и длительный судебный процесс. Он нуждается в грамотной подготовке. Поэтому целесообразно привлечь квалифицированного юриста.

Часто причиной отказ является именно неграмотный сбор документов.

Пример. Илья обратился в суд для признания дома авариными. При этом в отношении дома было вынесено решение местной администрации об отказе в установлении статуса аварийного. Истец не включил в заявление требование об оспаривании данного документа. Изучив доказательства, суд не нашел причин для удовлетворения требований истца.

Инициатором процесса по признанию дома аварийным должен выступать собственник или наниматель. Однако межведомственная комиссия может отказать в удовлетворении требования. В такой ситуации гражданин должен защищать свои интересы в суде. Процесс требует серьезной подготовки, поэтому целесообразно привлечь грамотного юриста. Специалисты нашего сайта окажут вам поддержку в режиме онлайн. Просто оставьте заявку дежурному юристу.

Автор статьи Юрист по семейному праву. Стаж с 2010 года. Рейтинг автора Написано статей 712 Задать вопрос эксперту

Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями

16 Разместил: Егоров Константин Михайлович Недвижимость, аренда помещений, приватизация, рента Статьи 24.10.2011

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее — Положение от 28 января 2006 г. N 47).

В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом — индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников — граждан, так и для органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г. N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан.

Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания. В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г. N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан — собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.

Само понятие «вне очереди» также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет <1>. Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает.

<1> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.

И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 — «вправе».

Еще раз отметим, что согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан <2>.

<2> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008.

Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.

В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.

После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее — ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение.

Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст. 57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания.

После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.

Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.

В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение <3>.

<3> Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41.

Такой «круговорот домовладения» от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.

Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.

Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.

Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.

Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.

При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он — собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.

На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.

В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома.

Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.

Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.

Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.

Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.

Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.

Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.

Читайте еще по данной теме:

  • Признание индивидуального дома непригодным для проживания
  • Как снять с кадастрового учета разрушенный дом?
  • Как определяется нормальный (естественный) износ имущества в целях применения Гражданского кодекса?

Ковтков Д.И.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *