ЕСХН и НДС

Порядок освобождения от НДС плательщиков ЕСХН

Для плательщиков ЕСХН п.1 ст.145 НК РФ установлен особый порядок освобождения от обязан­ностей по уплате НДС. Они имеют право на освобождение при условии, если:

  • переход на уплату ЕСХН и реализация права на освобождение осуществляются в одном и том же календарном году;
  • за предшествующий налоговый период по спецрежиму у виде ЕСХН доход без учета НДС не превысил в совокупности: 100 млн руб. за 2018 год, 90 млн руб. за 2019 год, 80 млн руб. за 2020 год, 70 млн руб. за 2021 год, 60 млн руб. за 2022 год и последующие годы (Регрессивная шкала призвана смягчить для сельхозпроизводителей переход на уплату НДС).

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление (Форма уведомления утверждена Приказом Минфина России от 26.12.2018 № 286н «Об утверждении форм уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость».) в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие спецрежим в виде ЕСХН, которые воспользовались правом на освобождение, не вправеотказатьсяот правана освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено (превышение размера выручки или реализация подакцизного товара). Об этом сказано в абз.2 п.4 ст.145 НК РФ. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеютправана повторноеосвобождение (абз.2 п.5 ст.145 НК РФ).

📌 Реклама

Расчетная часть

Логично предположить, что если ставка «входного» НДС составляет 20 % (Данное предположение условно. Так, например, не облагается НДС ввоз племенного скота, а реализация комбикормов облагается по ставке 10 %.), а ставка «исходящего» НДС — 10 %, то при определенных условиях налог к доплате не причитается. Чтобы убедиться в эффекте разницы ставок, смоделируем пример.

Пусть выручка составляет 50 млн руб., НДС с выручки (10 %) — 5 млн руб. Если доля материальных затрат, облагаемых НДС, в выручке равна 50 % (25 млн руб.), то НДС по ставке 20 % составит 5 млн руб. При данных условиях налога к оплате не будет («входной» налог равен «исходящему»). Таким образом, если доля материальных затрат превышает половину выручки, выгоднее оставаться плательщиком НДС.

📌 Реклама

Чуть изменим условия. Для сохранения права работы на спецрежиме в виде ЕСХН требуется поддерживать долю сельхозпродукции на уровне не ниже 70 % от общей выручки (ст. 346.2 НК РФ). Возвращаясь к нашему примеру, допустим, что предприятие работает на пределе лимита. Тогда выручка, облагаемая НДС по ставке 10 %, составит 35 млн руб. (50 млн руб. х 70 %), НДС, соответственно, — 3,5 млн руб. Выручка, облагаемая НДС по ставке 20 %, — 15 млн руб. (50 — 35), НДС — 3 млн руб. Итого НДС с реализации («исходящий» налог) будет равен 6,5 млн руб. В этом случае, чтобы не было доплаты налога в бюджет, материальные затраты должны составлять 32,5 млн руб. или 65 % от выручки. «Входной» НДС в этом случае составит те же 6,5 млн руб. (50 млн руб. х 65 % х 20 %), что обнуляет налог к уплате в бюджет.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

В 2017 и 2018 годах были приняты революционные поправки в налоговое законодательство — плательщики ЕСХН становятся плательщиками НДС с 2019 года, а с 2018 года обязаны уплачивать налог на имущество организаций (с учетом некоторых ограничений). Кроме того, Федеральный закон от 07.03.2018 № 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» расширил полномочия субъектов РФ в части установления дифференцированных налоговых ставок по ЕСХН. Рассмотрим нововведения подробнее.

Плательщики ЕСХН — плательщики НДС

До 01.01.2019

До 01.01.2019 года плательщики ЕСХН не признаются плательщиками НДС на внутреннем рынке, и «входящий» НДС учитывают в расходах на основании пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Кроме того, у плательщиков ЕСХН нет права на налоговый вычет «входящего» НДС. Однако, если плательщик ЕСХН выставил контрагенту счет-фактуру с выделенным НДС, то обязан перечислить НДС в бюджет, но права на налоговый вычет у него при этом не возникнет. НДС необходимо перечислить в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором выставлен счет-фактура. Плательщик ЕСХН обязан это сделать вне зависимости от того поступила к нему оплата от покупателя за товары, работы, услуги или нет.

Помимо этого, у плательщика ЕСХН возникает обязанность представить в электронном виде в ИФНС декларацию по НДС, в следующем составе:

  • титульный лист;
  • разд. 1 — в строке 030 указывается сумма НДС по всем счетам-фактурам, выставленным за квартал. Строки 040 — 080 не заполняются;
  • разд. 12 — заполняется по каждому счету-фактуре, выставленному в течение квартала.

При получении от покупателя оплаты она включается в доходы за вычетом НДС.

  • посредником (агентом или комиссионером);
  • участником простого товарищества;
  • доверительным управляющим.

После 01.01.2019

С 01.01.2019 года плательщики ЕСХН становятся плательщиками НДС, если не воспользуются правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Освобождение применяется на основании ст. 145 НК РФ, но для плательщиков ЕСХН в нее внесены и вступают в силу с 2019 года специальные нормы. Такие изменения внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Применять освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС лицам, применяющим ЕСХН, надо с осторожностью, ибо не всегда и не всем такая «льгота» выгодна. Например, если контрагент — плательщик НДС, то часть суммы, которую он уплатит поставщику, вправе принять к вычету, а не относить на расходы.

Нередки случаи, когда плательщики НДС отказываются от «сотрудничества» с лицами, которые приняли освобождение от исполнения обязанностей НДС. Кроме того, есть еще один настораживающий факт: если плательщик ЕСХН воспользовался правом на освобождение, он не может отказаться от него в дальнейшем добровольно, только если право на освобождение плательщиком ЕСХН утрачено (п. 4 ст. 145 НК РФ в редакции Закона № 335-ФЗ).

Поэтому, прежде чем воспользоваться правом на освобождение от НДС необходимо провести тщательный анализ возможных последствий для бизнеса.

При переходе на ЕСХН с ОСНО после 01.01.2019 года восстанавливать НДС не придется. Правила восстановления НДС прописаны в п. 3 ст. 170 НК РФ, в котором нет обязанности восстановить НДС при переходе на ЕСХН, а все плательщики НДС подчиняются тем нормам, которые прописаны в гл. 21 НК РФ.

Подробнее о том, как перейти на уплату ЕСХН, и кто может применять данный режим, читайте в нашей статье.

«Входящий» НДС плательщики ЕСХН с 2019 года не вправе будут больше относить на расходы, т.к. отменяется пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Данный НДС плательщик ЕСХН или вправе принять к вычету — если товары, работы, услуги используются в операциях, облагаемых НДС, или включить в стоимость товаров, работ, услуг — если используются в операциях, не подлежащих налогообложению НДС.

2018 — 2019 гг. для плательщиков ЕСХН можно назвать переходными. С одной стороны, весь 2018 год есть возможность заняться налоговым планированием и определить для себя насколько актуально освобождение от обязанностей налогоплательщика, с другой стороны, научиться вести налоговой учет по НДС, изучить нормы законодательства, порядок ведения регистров налогового учета по НДС — счета-фактуры, книги покупок и продаж, в некоторых случаях — журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, порядок составления декларации по НДС и уплаты НДС в бюджет.

В такой переходный период может возникнуть ситуация, когда плательщиком ЕСХН на 01.01.2019 года в расходах не учтен «входящий» НДС по приобретенным товарам, работам, услугам. Казалось бы, т.к. с 2019 года плательщики ЕСХН становятся плательщиками НДС, то и вычет НДС возможен. Однако, вычет «входящего» НДС в данном случае будет неправомерен, т.к. данный НДС относится к периоду, когда плательщики ЕСХН не являлись плательщиками НДС. Поэтому, в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона № 335-ФЗ НДС: «4. Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему ЕСХН, при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ, которые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов».

Иными словами, законодатель относит такой НДС в том же порядке, как если бы данные товары, работы, услуги, ОС и НМА были приобретены для операций, не подлежащих налогообложению. Согласно Письму МФ РФ от 07.02.2018 № 03-07-11/7258 «налогоплательщик единого сельскохозяйственного налога, признаваемый с 1 января 2019 года плательщиком НДС, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным до 1 января 2019 года для строительства объекта недвижимости, вводимого в эксплуатацию после 1 января 2019 года, к вычету не принимает, а включает в стоимость этих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов».

Порядок применения освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС

Организации и ИП, которые решат воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС, должны будут выполнить одно из условий:

  • данные лица переходят на уплату ЕСХН и реализуют право на освобождение от НДС, в одном и том же календарном году
  • за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения ЕСХН, без учета НДС не превысила в совокупности:
    • 100 миллионов рублей за 2018 год,
    • 90 миллионов рублей за 2019 год,
    • 80 миллионов рублей за 2020 год,
    • 70 миллионов рублей за 2021 год,
    • 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

Чтобы воспользоваться освобождением от уплаты НДС, плательщикам ЕСХН достаточно подать в свою ИФНС налоговое уведомление в письменной форме. Срок представления уведомления — не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Плательщики ЕСХН, воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС, не смогут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев.

Плательщики ЕСХН не вправе добровольно отказаться от права на освобождение от обязанностей плательщика ЕСХН (п. 4 ст. 145 НК РФ). Такими лицами право на освобождение может быть только утрачено, если в течение налогового периода по ЕСХН:

  • сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется данная система налогообложения, без учета НДС превысит предельный размер дохода за год, в котором он воспользовался правом на освобождение, либо
  • им осуществлялась реализация подакцизных товаров.

В этом случае, право считается утраченным начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место нарушение правил применения отказа от исполнения обязанностей плательщика НДС. При этом сумма НДС за месяц, в котором было допущено нарушение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке (абз. 3 п. 5 ст. 145 в редакции Закона № 335-ФЗ).

ВАЖНО: Повторно реализовать право на освобождение от уплаты НДС возможности не будет.

Если никаких нарушений правил применения «льготы» не допущено, то по истечении 12 последовательных календарных месяцев не позднее 20-го числа следующего месяца, воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС налогоплательщики должны представить в налоговые инспекции документы, подтверждающие сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), и уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

В том случае, если налогоплательщиком не представлены подтверждающие суммы допустимой выручки (либо представлены документы, содержащие недостоверные сведения) документы, НДС подлежит восстановлению. Налог подлежит восстановлению и в случае установления ИФНС фактов несоблюдения ограничений, установленных пунктами 1 — 5 статьи 145 НК РФ. При этом уплачивается в бюджет не только налог, но и штрафы, пени.

Налоговые ставки для ЕСХН в 2019 году

Принят Федеральный закон от 07.03.2018 № 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который позволяет субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки по ЕСХН. Для реализации этого положения, субъекты должны будут принять соответствующий закон. Дифференциация возможна в пределах от 0% до 6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от:

  • от видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
  • от размера доходов от реализации произведенной сельхозпродукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
  • от места ведения предпринимательской деятельности;
  • от средней численности работников.

Закон вступает в силу с 2019 года. Соответственно, субъекты РФ имеют достаточно времени на подготовку и принятие соответствующих законов на подведомственных территориях.

Налог на имущество для плательщиков ЕСХН — 2018

До 01.01.2018 года организации — плательщики ЕСХН полностью освобождались от уплаты налога на имущество организаций, а ИП — плательщики ЕСХН — уплачивают налог на имущество физических лиц только с недвижимости, которая не использовалась в предпринимательской деятельности.

Начиная с 2019 года плательщики ЕСХН освобождаются от налога на имущество только в части имущества, используемого в предпринимательской деятельности:

  • при производстве сельхозпродукции;
  • при первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции;
  • при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.

При этом, в НК РФ не уточнено, какое конкретно имущество имеется ввиду, его квалификационные признаки по различным видам сельхоздеятельности и т.п. В силу этого неизбежны споры с налоговиками об установлении имущества, являющегося объектом налогообложения. Безусловно, можно ориентироваться на документы из регистрационной палаты и т.п., однако, даже эти документы не позволят отнести то или иное имущество к облагаемым и необлагаемым объектам. Поэтому, можно рекомендовать до выхода официальных разъяснений, заручиться письменной поддержкой своей ИФНС. Кроме того, такие нововведения требуют ведения раздельного учета облагаемого и необлагаемого имущества.

Методика раздельного учета должна быть прописана в учетной политике в целях налогообложения.

Кто такой сельхозпроизводитель?

На всякий случай напомним: ЕСХН могут применять те организации и ИП, которыми либо производится сельхозпродукция, либо оказываются услуги сельхозпроизводителям в области животноводства и растениеводства. Это может быть не само сельское хозяйство, а деятельность, напрямую с ним связанная – например, работа с ландшафтом (пересадка деревьев и прочее).

Причём просто заниматься сельским хозяйством недостаточно – важно, чтобы более 70% выручки составлял доход от производства и реализации именно сельхозпродукции (или связанных с её производством услуг).

Применяя этот спецрежим, производитель также может уменьшать налог на сумму сельскохозяйственных расходов. К ним относятся, например, расходы на приобретение семян, рассады, кормов, ветеринарных лекарств. В этой статье мы не будем перечислять полный список таких расходов, с ним вы можете ознакомиться в п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

Почему сельхозпроизводитель стал плательщиком НДС?

Необходимость реформы ЕСХН обсуждалась давно. Проблема поднималась следующая: предприниматели в сфере сельского хозяйства, облагаемые ЕСХН, «выпадали» из системы исчисления и вычета налога на добавленную стоимость и по факту не были её полноценными участниками. Закономерное следствие – потеря покупателей, а значит, и ухудшение конкурентоспособности.

Всё это следует из Письма Минфина России от 24 января 2018 года № 03-07-14/3564. Ознакомиться с ним можно .

Ставки НДС для сельхозпроизводителей на 2019 год

Размер ставок зависит, прежде всего, от вида реализуемой сельхозпродукции. Давайте рассмотрим подробнее, сколько процентов составляет каждая из них и в каких случаях она применяется.

0%

Нулевая ставка НДС применяется при реализации товаров на экспорт.

10%

Эту ставку плательщик ЕСХН может применять при реализации сельхозпродукции, которая указана в льготных перечнях. Это мясо и мясные изделия, яйца, молоко и молочные продукты, зерновые, семена масличных культур и многое другое. Полный перечень – в п. 2 ст. 164 НК РФ.

20%

И наконец, самая высокая из ставок применяется для тех товаров и услуг, которые в вышеупомянутом перечне не упомянуты. Это, например, рыба ценных пород (осетровые, лососевые или форель).

Несмотря на то, что перечень льготных продуктов официально является закрытым, судебная практика говорит об обратном: некоторые виды продуктов, не входящие в список, могут также облагаться пониженной ставкой НДС. Главное – чтобы они не относились к деликатесам.

Может ли плательщик ЕСХН освободиться от уплаты НДС?

Да, может. Но не всякий. Воспользоваться таким правом может только тот сельхозпроизводитель, который соответствует хотя бы одному из двух условий:

  • он перешёл на ЕСХН в том же календарном году, в котором планирует освободиться от уплаты НДС;

  • сумма его дохода, облагаемого ЕСХН, за предыдущий год была менее установленного порога (100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов – за 2019, 80 миллионов – за 2020, 70 миллионов – за 2021, 60 миллионов – за 2022 и последующие годы)

Освободиться от НДС можно. Но нужно ли?

Не всегда освобождение от уплаты НДС выгодно, поэтому обязательно нужно взвесить все «за» и «против».

Освобождение вряд ли будет выгодно тем сельхозпроизводителям, чьи покупатели в большинстве своём сами являются плательщиками НДС. В противном случае – если большинство потребителей продукции плательщиками НДС не являются – выгоднее всё-таки воспользоваться льготой.

Как сельхозпроизводитель может освободиться от уплаты НДС?

Если вы всё уже тщательно обдумали и пришли к выводу, что вам действительно будет выгодно освободиться от уплаты НДС, то предлагаем вам обратиться к инструкции, которую предоставила УФНС Республики Бурятия.

Итак, для этого в налоговый орган по месту учёта нужно подать соответствующее письменное уведомление. Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого вы планируете использовать своё право на освобождение.

Обратите внимание: если вы воспользуетесь правом на освобождение от уплаты НДС, то отказаться от этой льготы вы сможете лишь спустя один календарный год.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 27 декабря 2018 г.

Одним из обязательных элементов налогообложения, без которого налог не может считаться установленным, является налоговая ставка (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ).

Налоговой базой при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ). Доходами при ЕСХН признаются доходы от реализации и внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.5 НК РФ). Расходы учитываются по перечню, приведенному в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Подробнее о расходах, на которые можно уменьшить доходы при применении ЕСХН, мы рассказывали .

А какие ставки по ЕСХН применяются в 2019 году?

Единый сельскохозяйственный налог — ставка

Ставка единого сельскохозяйственного налога составляет в общем случае 6% (п. 1 ст. 346.8 НК РФ).

Однако с 2019 года законы субъектов РФ могут вводить дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0% до 6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от следующих факторов (п. 2 ст. 346.8 НК РФ):

  • виды производимой сельхозпродукции, а также работ и услуг;
  • размер доходов от реализации произведенной сельхозпродукции, а также от выполнения работ и оказания услуг;
  • место ведения предпринимательской деятельности;
  • средняя численность работников.

Так, например, в Московской области с 01.01.2019 по 31.12.2021 в отношении всех налогоплательщиков ЕСХН ставка налога составляет 0% (Закон Московской области от 27.08.2018 № 145/2018-ОЗ). Или, скажем, для налогоплательщиков ЕСХН в Кемеровской области на указанный период ставка установлена в размере 3% (Закон Кемеровской области от 23.11.2018 № 91-ОЗ), а в Свердловской области – 5% (Закон Свердловской области от 06.11.2018 № 114-ОЗ).

ЕСХН Новое ЕСХН Субсидии ЕНВД ИП Новое Патентная Система

Налоговые Льготы при применении ЕСХН

НК РФ предусмотрены различные налоговые льготы в отношении с/х товаропроизводителей.

Не являются объектом налогообложения по транспортному налогу тракторы, комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на с/х товаропроизводителей и используемые при с/х работах для производства с/х продукции.

Налогообложение земельных участков, отнесенных к землям с/х назначения или к землям, используемых для с/х производства, земельных участков для личного подсобного хозяйства, осуществляется по пониженным налоговым ставкам в пределах до 0,3 процента.

Для с/х товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций, не перешедших на ЕНВД, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций установлена в размере 0 процентов.

Мерой поддержки крестьянских хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса является предусмотренный гл. 26.1 единый сельскохозяйственный налог, который предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и соответствующих налогов.

Налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу для данных налогоплательщиков установлена в размере 6 процентов.

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15 процентов.

При этом законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Таким образом, законодательством РФ о налогах и сборах в части специальных налоговых режимов для налогоплательщиков, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса, предусмотрены пониженные налоговые ставки по сравнению с общим режимом налогообложения.

Вопрос:

Об установлении льгот и преференций для сельскохозяйственных товаропроизводителей при уплате транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, НДС, налога на прибыль, ЕСХН, а также при применении УСН.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 декабря 2013 г. N 03-11-11/56851

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение с предложением о снижении ставок налогов до 2 — 5 процентов на фермеров и предприятия агропромышленного комплекса и сообщает.

В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрены различные налоговые преференции в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 358 Кодекса не являются объектом налогообложения по транспортному налогу тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в силу пп. 8 п. 4 ст. 374 Кодекса не является движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств.

Кроме того, налогообложение земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, осуществляется по пониженным налоговым ставкам, устанавливаемым представительными органами муниципальных образований в пределах до 0,3 процента.

Помимо этого законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований предоставлено право при установлении соответственно региональных и местных налогов определять налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии со ст. 164 Кодекса в отношении продовольственных товаров, перечисленных в пп. 1 п. 2 указанной статьи, применяется пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.

Следует также отметить, что в условиях рыночных отношений ценообразование зависит в основном от спроса и предложения на товары. Поэтому, как показывает практика, снижение размера ставки налога на добавленную стоимость не обеспечивает соответствующего снижения цен.

В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», действовавшей до 1 января 2013 г., в 2004 — 2012 гг. налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливалась в размере 0 процентов.

Федеральным законом от 02.10.2012 N 161-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» введены и вступили в действие с 1 января 2013 г. положения п. 1.3 ст. 284 НК РФ, устанавливающие налоговую ставку по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, в размере 0 процентов.

Таким образом, для сельскохозяйственных товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), налоговая ставка по налогу на прибыль организаций установлена в размере 0 процентов.

Одной из мер поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса, относящихся к сельскохозяйственным товаропроизводителям, является предусмотренный гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Кодекса специальный налоговый режим, который предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и соответствующих налогов у индивидуальных предпринимателей уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговый период (п. 3 ст. 346.1 Кодекса).

Согласно ст. 346.8 Кодекса налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу для вышеуказанных налогоплательщиков установлена в размере 6 процентов.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия и индивидуальные предприниматели агропромышленного комплекса вправе также применять специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, который согласно ст. 346.11 гл. 26.2 Кодекса также предусматривает замену вышеуказанных видов налогов налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Согласно ст. 346.20 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка установлена в размере 6 процентов. В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15 процентов. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Таким образом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в части специальных налоговых режимов для налогоплательщиков, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса, предусмотрены пониженные налоговые ставки по сравнению с общим режимом налогообложения.

В связи с вышеизложенным полагаем, что в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах содержится достаточное количество льгот и преференций в части налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и принимать решение о дальнейшем снижении налогов является нецелесообразным.

Письма и Приказы ЕСХН — Новое ЕНВД ИП — Новое Патентная Система

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *